Здоровье и эмоции
Так как этот тип людей наиболее распространён, рассмотрим его
поподробнее.
Стиль жизни, который большинство людей находит в современном
обществе, — это принятие мышления и поведения, навязываемого окружающей
средой. Человек становится таким, каким другие ожидают его видеть. Этот
механизм можно сравнить с защитной окраской, характерной для некоторых
животных: они настолько схожи с окружающей средой, что их с трудом можно
отличить от неё.
Человеком, который уничтожил свою индивидуальность и стал автоматом,
таким же, как и миллионы других автоматов вокруг него, не владеет больше
чувство одиночества и тревоги. Однако цена этому — потеря самого себя.
Предполагается, что большинство из нас — индивидуумы, способные
думать, чувствовать и действовать так, как нам нравится. Каждый искренне
верит, что он — это он и что его мысли, чувства и желания — действительно
его.
Когда кто-то говорит «я думаю», прежде всего мы оцениваем, верно или
неверно то, что он думает, а не то, он ли думает. На следующем примере мы
убедимся, что выражение «я думаю» вовсе не означает, что думаю именно я,
говорит Эрих Фромм.
Также формируется мнение основной массы людей об искусстве. Средний
человек, который идёт в музей и видит картины, например, Рафаэля или
Репина, оценивает их как прекрасные и впечатляющие. Но на самом деле у него
нет внутреннего отклика на картину. Он считает её прекрасной, так как
знает, что этого от него ожидают. Посещая театр или филармонию, он
«восторгается» чудесной игрой.
Художники, музыканты, артисты зачастую искусственно создают себе
имидж. Публикации хвалебных заказных статей в прессе, частые показы по
телевидению — и подавляющему большинству людей этого достаточно, чтобы
иметь «своё» положительное мнение о том-то и о том-то.
Всё, о чём мы говорили, является верным не только для мышления, но и
для чувств и желаний. Большинство людей убеждены, что если они чего-то
хотят, то они действительно хотят этого. Но это одна из самых больших
иллюзий. Большинство наших желаний или решений не являются нашими
собственными, а навязаны извне, и мы успешно себя убеждаем, что сами
приняли эти решения, в то время как в действительности мы, движимые
бессознательным страхом и угрозами комфорту, только подчинились ожиданиям
других.
Подмена подлинных актов мышления, чувств и желаний псевдоактами ведёт
в конце концов к замене подлинной личности на псевдоличность. Таким
образом:
Подлинное Я — это Я, которое является инициатором умственной
активности.
Другими словами, это истинные мысли, эмоции, желания.
Псевдо Я — это роль, играемая человеком в соответствии с ожиданиями
других людей, но играемая под именем подлинного Я.
Человек может играть много ролей и быть убеждённым, что он в каждой
роли и есть он. В действительности во всех этих ролях он такой, каким, по
его понятиям, его ожидают увидеть, и у многих людей, если не у большинства,
подлинное Я полностью подавлено псевдо Я. Но зачастую то, что человек
годами подавлял, и есть самое лучшее и ценное в этом человеке.
И задача психотерапевта объяснить всё это пациенту, найти вместе с
ним и восстановить то, что утеряно, тем самым освободив пациента от
внутренних конфликтов, вызванных необходимостью приспосабливаться к
окружающей среде.
Трансакционный анализ (Эрик Берн).
Трансакционный анализ не имеет никакого отношения к трансу. Наиболее
понятный перевод этого словосочетания — «анализ общения между людьми». Всё,
что происходит между людьми, Берн называет трансакцией. Наиболее типичные
из них — игры, удары, развлечения, ритуалы, уход, работа.
И если вы до сих пор об этом направлении ничего не слышали, то
немедленно пойдите в библиотеку, возьмите и прочитайте две книги Эрика
Берна: «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры».
Бихевиоризм
«Фрейдисты ошибаются. Невроз — это просто плохая привычка. Предметом
психологии является не сознание, а поведение», — так в двух словах можно
пояснить суть бихевиоризма. Отсюда и название: от английского слова
bihaviour — поведение.
До бихевиоризма методом психологии была интроспекция, то есть
суждение человека о своих внутренних процессах. А подобные суждения всегда
субъективны и ошибочны. Поэтому от суждений представители данного
направления перешли к экспериментам над людьми и животными.
Например, Эдвард Торидайк вначале экспериментировал с дошкольниками.
Он мысленно представлял различные слова, объекты, числа. Сидящий напротив
ребёнок должен был угадать, о каких вещах думает экспериментатор. В случае
успеха ребёнок получал конфетку.
Смысл этого эксперимента заключался вот в чём. Мысль является актом
не только мышления, но и движения. В случае «мышления про себя» происходят
незаметные движения мышц речевого аппарата. Обычно эти движения окружающими
не воспринимаются. Но нельзя ли научиться читать речевые микродвижения, а
тем самым и мысли? Оказалось, что можно. Но почему-то до сих пор
практически это используется достаточно редко.
Когда администрация университета запретила Торндайку опыты над
детьми, он занялся животными: стал обучать цыплят навыкам прохождения
лабиринта, а кошек и собак — выбираться из «проблемного ящика». Попав в
ящик, животное могло выйти из него и получить подкормку только приведя в
действие специальное устройство. Животные вначале бросались в разные
стороны, царапали ящик, кусали его, пока одно из движений не оказывалось
удачным. Действуя методом проб и ошибок, животное случайно добивалось
успеха. При последующих пробах число бесполезных движений уменьшалось, что
в ходе эксперимента отображалось графически.
Принцип «проб, ошибок и случайного успеха» присущ как животным, так и
человеку, считает Торндайк. Любой акт, вызывающий в данной ситуации
удовольствие, будет повторён в такой же ситуации в будущем. И наоборот,
акт, вызывающий в данной ситуации дискомфорт, повторён, вероятно, не будет.
То есть всё наше поведение основано на «пробах и ошибках» в сочетании с
состоянием «удовольствие—дискомфорт».
Сначала в американской психологии стало привычным трактовать человека
как большую белую крысу, но затем из «белой крысы», в понятиях
бихевиористов, человек превратился в маленького робота со своеобразной
программой. Живая машина способна действовать целесообразно, изменяя
поведение в соответствии с изменившимися условиями.
Огромное влияние на бихевиоризм оказало учение Павлова об условных
рефлексах. Иван Петрович Павлов к тому времени приобрёл авторитет
крупнейшего психолога мира, именно психолога, а не физиолога, каковым он
прославился уже в начале века, после присуждения ему Нобелевской премии за
работы по пищеварению.
Гештальтпсихология.
В те же годы, когда в США вспыхнул бихевиористский бунт против
психологии сознания, в Германии группа молодых исследователей организовала
течение, впоследствии захлестнувшее весь мир психологии, психиатрии,
социологии. Это течение получило название гештальтпсихология («гештальт»
(нем.) — нечто единое, форма, структура).
Американские психологи получили первую информацию о гештальтизме в 20-
е годы, однако встретили её безразлично. В 30-е годы, спасаясь от Гитлера,
в Америку хлынула волна эмигрантов из Германии. Эта волна и занесла туда
молодых гештальтистов, которые смогли впоследствии завоевать мир своими
идеями.
Итак, что же такое гештальтизм? Его философия очень близка идеям
целительства и нетрадиционного лечения. По сути, гештальт — это то же
самое, что в биоэнергии называется эгрегором. А именно: нечто целое,
состоящее из взаимодействующих между собой частей.
Из частей состоит любое целое. Этим «целым» может быть что угодно —
человек, группа людей, страна, компьютер, молекула и так далее. Но целое —
не сумма частей, а нечто большее, способное функционировать благодаря
единству этих частей. Например, компьютер — это не только набор чипов и
деталей, а нечто, что способно работать благодаря взаимодействию этих
чипов. Молекула — это не только сумма составляющих её атомов, а и
взаимодействие атомов между собой. Любой кинофильм состоит из постоянно
меняющихся кадров, то есть фотографий, но фильм — это нечто качественно
иное, большее, чем сумма фотографий.
Таким образом, и человек — это не арифметическая сумма почек, сердца,
нервной системы и других органов, а нечто большее, что составляет единство
человека как целого. Возможно, сейчас любой читатель нашей книги может
сказать: «А я это и так знаю». Но это сейчас, а до гештальтистов над этим
никто не задумывался. Это с одной стороны, а с другой, и сейчас сплошь и
рядом врач-кардиолог за сердцем не видит целого пациента, а уролог, прошу
прощения, за простатой.
Пойдём дальше. В психике человека существуют отдельные элементы —
эмоции, ощущения, восприятия, представления и так далее. Зачастую для
описания состояния человека или его реакции на что-либо люди используют
описание всего лишь одного компонента, вычленяя его из гештальта (эгрегора)
всей психики.
Например, когда мы говорим «он рассердился», то описываем только
эмоции, или же говоря «она чувствует боль», описываем сферу восприятия. Но
нельзя довольствоваться описанием только одного элемента, в то время как
реагирует целое. Другими словами, для понимания всего процесса нельзя
обращать внимание лишь на часть, упуская связь этой части с целым. Да и
восприятие само по себе — это не сумма зрительной, слуховой информации,
осязания и так далее. Это некий гештальт, создающийся процессами более
высокого уровня, чем сумма ощущений.
Отстаивая позицию целостности, сторонники гештальтного взгляда на
мир, естественно, отстаивают единство психического и физического, души и
тела, на что не обращают особого внимания представители других философий.
Если человек танцует, присутствует лишь сумма психического и
физического? Конечно, нет. Или если человек что-то испытывает, например,
радость или страх (процессы чисто психические), то другие могут сделать
вывод об этих состояниях, видя акты чисто физические—моторику, мимику
человека. Видим одно, а делаем заключение о другом — и не ошибаемся. На
этом также основана визуальная диагностика и гештальтирование пациента в
целительстве (см. соответствующие разделы).
А сейчас последует то, что абсолютно совпадает с убеждениями
представителей гештальтпсихологии и энергетического эгрегора. Наряду с
телесным зрением, утверждают гештальтпсихологи, имеется психическое,
духовное зрение. Под духовным зрением подразумеваются невербальные
ассоциативные процессы, происходящие на грани сознания и бессознательной
сферы. Сюда же относится и интуиция — способность схватывать психическим
зрением обстановку в целом, то есть гештальтировать ситуацию, и затем
делать правильный вывод.
Слово «интуиция» в гештальтпсихологии заменена более точным словом —
инсайт. Это слово можно перевести как «озарение» или «мгновенное
схватывание ситуации». Инсайту отводится центральное место при
гештальтировании (оценке) чего-либо — человека, ситуации, положения в
стране, во Вселенной. Подлинное мышление является инсайтным, а инсайт — это
способность мгновенно схватывать целое.
Способность гештальтировать поле восприятия — это уже не просто
мышление, а стереомышление или, образно говоря, стереозрение.
У бихевиористов способ поведения отбирается путём длительных поисков,
проб, ошибок и случайного успеха, а у гештальтистов — мгновенно, путём
интуитивного озарения, интуиции, инсайта. Человек может долго и безуспешно
решать какую-то задачу. В «один прекрасный момент» его «озаряет» и он,
воскликнув «Эврика!», начинает четко представлять, в чём заключается
решение задачи. Так делается большинство открытий.
Экзистенциализм.
Экзистенциализм («экзистенцио» —существование) — философско-психоло-
гическое течение, возникшее во Франции в конце 30-х годов. Одним из его
создателей является Жан-Поль Сартр.
Экзистенциальное восприятие всего происходящего основано на
случайности и абсурдности действительности, на существовании человека как
переживании им этой абсурдности. Это переживание приводит к одиночеству.
Потребность людей в психотерапии увеличивается в связи с
экзистенциальным вакуумом — ощущением утраты смысла жизни.
«Что есть бытиё?», «Почему существует нечто?», «Кто есть я?» —
довольно характерные вопросы экзистенциального течения.
Благословляя, проклиная день своего рождения, или относясь к нему
безразлично, человек тем самым оценивает факт своего рождения и своего
существования в этом мире.
Трансцендентальная медитация.
Основатель трансцендентальной медитации Махариши Махеш Йоги считает
ТМ четвёртым состоянием сознания. Первые три — бодрствование, сон и
сновидения. Трансцендентальная означает «за пределом», медитация — мысль.
Таким образом ТМ означает «за пределом мысли».
Вот что Махариши говорит о своём детище: «Трансцендентальная
медитация — это естественный метод исследования более глубоких и скрытых
областей психики, позволяющий раскрыть весь умственный потенциал.
Трансцендентальное состояние находится по ту сторону всего видимого,
слышимого, осязаемого, обоняемого и ощущаемого. Это состояние не
проявленного, абсолютного, чистого сознания бытия».
Все поля (гравитационное, радиоактивное, энергетическое и другие)
упорядочены в одно поле. Оно находится вне времени, пространства и материи,
и это поле также находится внутри каждого из нас. Таким образом, влияя на
своё собственное поле, каждый из нас может повлиять на поле всей планеты и
тем самым снизить общую агрессию, преступность.
ТМ стала сенсацией потому, что в своё время была принята «Битлз».
ТМ легко обучиться. Она проста. Существуют различные техники, но
смысл заключается в том, чтобы на время превратить своё сознание в сознание
новорождённого ребёнка, свободного от наслоения знаний, опыта,
предрассудков. Разум выходит на контакт с «чистым сознанием». Целью
является уничтожение стресса и достижение внутренней гармонии,
«космического сознания».
Нейро-лингвистическое программирование.
Нейро-лингвистическое программирование новое и быстро развивающееся
направление прикладной психологии. Само название метода показывает
основательность его разработки и широкие возможности использования:
"нейро" - обозначает весь опыт, поступающий через пять
сенсорных каналов и закодированный в мозге, "лингвистический" - как этот
опыт проявляется в языке, "программирование" - как организован внутренний
опыт. Основа метода - построение точной модели внутреннего процесса
человека, что позволяет изменить то, что нуждается в изменении и повторить
интуитивные находки. Области применения НЛП - медицина, психотерапия,
бизнес, образование, искусство, спорт, политика, повседневное общение.
Создатели НЛП Джон Гриндер и Ричард Бэндлер исследовали то, как
выдающиеся люди в разных областях достигают своих выдающихся результатов
и создали простые описания того, что и как они делают и что отличает их от
других людей. Такое ясное и пошаговое описание действий (модель) очень
удобно для терапевтического применения и обучения. Но есть и другой,
пожалуй более важный результат исследований Дж. Гриндера и Р. Бэндлера, -
они обнаружили, что всех этих выдающихся людей разных профессий,
исповедующих очень непохожие идеи, очень отличающихся друг от друга
характером объединяет нечто общее - способ думать и находить решения. Это
особенно ценно в психотерапии и консультировании, ведь каждый клиент -
"безвыходная ситуация", тупик. И тогда задача консультанта и
психотерапевта - таким образом организовать восприятие и размышление
клиента, чтобы решение стало для него "очевидным".
Данная программа позволяет научится практическому использованию НЛП в
собственной жизни, в психотерапии, в бизнесе, консультировании. Первый
курс "НЛП-практик" предполагает знакомство с базовыми представлениями НЛП и
обучение выверенным техникам метода. Во втором курсе "НЛП-мастер" самое
главное - моделирование: умение исследовать актуальное состояние человека,
структуру его психических процессов, создать оптимальную модель результата
и обучить клиента наиболее простым и изящным способом делать необходимые
изменения.
Занятия построены схеме: лекция - демонстрация - упражнение -
обсуждение. Программа предполагает самостоятельную работу участников в
межсессионный период - разработку моделируемого проекта.
Другие направления.
ПЕРВИЧНЫЙ КРИК (Артур Янов).
Лечение с помощью так называемою «первичного крика» возникло в 60-е
годы и полностью опирается на учение Фрейда. По мнению Янова, невроз — это
сохранившаяся с детства в психике боль. Всякий раз, когда ребёнка не берут
на руки, когда он плачет, когда он голоден или оставлен без внимания,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|