25.Жан Боденогос-ве.
С обоснованием
абсолютизма и критикой м-хомахов в период религиозных войн выступил Жан Боден.
Б. впервые в истории пол-ко-правовой мысли сформулировал и широко обосновал
понятие суверенитета как сущ-ного признака гос-ва: Выше носителя суверенной
власти — только бог и законы природы. Суверенитет, по Б.у, означает прежде
всего незав-ть гос-ва от папы римского, от церкви, от германского императора,
от сословий, от другого гос-ва, Суверенитет как верховная власть включает
права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать
высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права
чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.
Гос-во Б. определяет
как правовое упр-е многими семьями и тем, что у них общее, на основе
суверенной власти. Гос-во — именно правовое упр-е, сообразное со справедливостью
и законами природы.
Семью Б. называет
основанием и ячейкой гос-ва. Гос-во — совокупность именно семей, а не
отдельных лиц; если они не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ,
составляющий гос-во, не умирает.
Первостепенное
значение Б. придавал форме гос-ва. Он отвергает распространенное деление форм
гос-ва на правильные и неправильные, поскольку оно выражает лишь субъективную
оценку существующих государств. Сторонники власти одного чел-ка называют ее
"м-хия", противники — "тирания". Приверженцы власти
меньшинства именуют такую власть "ар-тия", недовольные ею —
"олигархия" и т.д. К демократии Б. относился отрицательно: в
демократическом гос-ве очень много законов и властей, а общее дело — в
упадке; толпа, народ не может постановить что-нибудь хорошее, преследует
богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших.
Не одобрял Б. и
ар-тию. Наилучшей формой гос-ва Б. считал м-хию. М-х так же ест-, как бог
Вселенной, без помех повелевает подданными; он обладает властью по
собственному праву .
28. Пол-кая конц-я Филофея Москва –
Третий Рим. Согласнo конц-и Россия есть наследница не только пол-кой
идеологии, но и территории Византийской империи. Именно псковского монаха
стали рассматривать в качестве родоначальника этой конц-и, и указанное мнение
до сих пор господствует в трудах, посвященных русской пол-кой идеологии
эпохи Московского гос-ва,
Между тем вдумчивое
чтение сочинения Филофея позволяет увидеть в нем нечто, в корне отличное от
конц-и "Москва — Третий Рим". Безусловно, небольшое послание
псковского монаха принадлежит к числу самых значительных идеологических
сочинений XVI в. Однако главная его идея — это
идея "Ромейского царства".
Филофей совсем не
отождествляет "Ромейское царство" с реальными гос-вами — Византией
(Вторым Римом) или Древним Римом (Первым Римом). В его представлении это
царство Господа Бога — идеальное царство, которое называется
"Ромейское" только потому, что именно в Риме произошло впервые
соединение хр-кой религии с гос-венной властью. В отличие от реальных
государств "Ромейское царство" неразрушимо. Реальные же гос-ва
подвержены гибели. Древний Рим и Византия являли собой лишь носителей образа
идеального царства. После того, как они рухнули, образ "Ромейского
царства" перешел на Московское царство. Таким образом, Русское гос-во
предстает в сочинении Филофея не наследником реально существовавших и погибших
государств Византии и Древнего Рима, но в качестве нового носителя идеала
православного хр-кого гос-ва. Иначе говоря, Филофей видел предназначение
Русского гос-ва быть не Империей, а Святой Русью, средоточием
не материального, а духовного – воплощением не грубой материальной силы, а
силы духовной.
Говоря, что два Рима
пали, третий стоит, а четвертому не бывать, Филофей выражал тем самым не
свою уверенность в несокрушимости Русского гос-ва, но мысль о том, что в
случае, если и оно падет, как пали Древний Рим и Византия, другого носителя
образа "Ромейского царства" на земле не появится. Русь — последний
земной носитель идеала православного хр-кого гос-ва. Если Русь погибнет,
"Ромейское царство" не умрет вместе с ним — идеалы бессмертны. Поэтому
идеал православного гос-ва будет продолжать жить, однако стремиться к нему на
земле станет уже некому.
Царский титул в
свете такого представления о Русском гос-ве приобретает особое значение — это
титул не просто главы гос-ва, верховного властителя, а титул хранителя Святой
Руси. Следовательно, царь начинает выступать в русском пол-ком сознании в
качестве носителя не только гос-венной власти, но и устоев всего об-ва — его
соц--пол-кой орг-и и официальной идеологии. Коротко эту мысль можно
выразить формулой: без
царя нет Святой Руси, без Святой Руси нет царя.
32.Пол-ко-правовоеучениеБ. Спинозы.
Видным теоретиком
ест-го права был голландский фил-ф-материалист Бенедикт С. .
Пол-ко-правовое
учение С. связано с его фил-фией, особенно с идеей строгой закономерности,
причинной обусловленности всех явлений природы, "субстанции",
которая никем не создана и является "причиной себя".
Под ест-ым правом С.
понимал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют
природа и каждая ее часть.
Чел-к, писал С., по природе эгоистичен и корыстолюбив.
С. — сторонник идеи
общ-ого договора, но эта идея понимается им весьма своеобразно. Необходимость
гос-ва и законов обусловлена ест-й причиной — противоречием между страстями
и разумом людей. Чел-к только тогда свободен и могуществен, когда
руководствуется разумом; однако бол-во людей (толпа) не таково — люди
одержимы пассивными аффектами, побуждающими к неразумным поступкам. Именно
этим вызвана необходимость права и гос-ва.
С. осуждал
абсолютную м-хию. В противоположность Гоббсу С. утверждал, что ест-е право не
утрачивает своей силы в гр-нском состоянии. Власть гос-ва имеет границы.
Своеобразие идеи
общ-ого договора в конц-и С. в том, что общ-ый договор, состоящий в
перенесении сил ("мощи", права) каждого на об-во, т.е. гос-во, рассматривается,
скорее, не как факт древней истории, а как отн-ние, постоянно существующее между подданными и
верховной властью. Между ними имеется нечто вроде равновесия сил, нарушать
которое опасно.
С. решительно
отвергал абсолютную м-хию: м-х, силы которого недостаточно для удержания
подданных в подчинении, окружает себя знатью, строит своим подданным козни,
боится их больше, чем внешних врагов; законы выражают прихоти правящей
верхушки; прав-е решительно неразумно, враждебно общему благу. С. считал
возможной ограниченную м-хию, в которой гос-вом управляет представительное
учреждение, а также ар-тическую республику, но обе эти формы он видел такими
гос-вами, в которых нужны специальные меры, предупреждающие тиранию и
угнетение.
Единственно абсолютное
гос-во, могущественное, опирающееся на согласие подданных, правящее ими при
помощи только разумных законов, обеспечивающее свободу, рав-во, общее благо,
— это демократия, "народная форма верховной власти".
34.УчениеТ. Гоббсаоправеигос-ве.
В 1640 г. в Англии началась революция в защиту прав парламента, против ряда
феодальных пережитков и своеволия короля. Среди защитников королевской власти
был английский фил-ф Томас. Основное произведение — "Левиафан,
или материя, форма и власть гос-ва" .
Г. строил свое
учение на изучении природы и страстей чел-ка. Мнение Г. об этих страстях и
природе крайне пессимистично: людям присущи соперничество (стремление к
наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие).
Эти страсти делают людей врагами: "Чел-к чел-ку — волк" (лат.).
Ест-ые законы
гласят, что следует искать мира; в этих целях нужно взаимно отказаться от
права на все; "люди должны выполнять заключенные ими соглашения".
Отказываясь от ест-ых прав, люди переносят их на гос-во.
Гос-во — это великий
Левиафан (библейское чудовище), искусственный чел-к или земной бог; верховная
власть — душа гос-ва, судьи и чиновники — суставы, советники — память; законы
— разум и воля, искусственные цепи, прикрепленные одним концом к устам суверена,
др-м — к ушам подданных; награды и наказания — нервы; благосостояние гр-н —
сила, безопасность народа — занятие, гр-нский мир — здоровье, смута —
болезнь, гр-нская война — смерть.
Г. признает только
три формы гос-ва. Он отдает предпочтение неограниченной м-хии (благо м-ха
тождественно благу гос-ва, право наследования придает гос-ву искусственную
вечность жизни и т.д.). В конц-и Г. нет оправдания тоталитаризма. Законы установлены не
для устрашения, а для направ-я чел-ких действий. Важно отметить, что, по
Г.у, цель гос-ва (безопасность индивидов) достижима не только при абсолютной
м-хии. Не случайно эволюция взглядов Г. завершилась признанием новой власти
(протекторат Кромвеля), установившейся в Англии в результате свержения м-хии.
36. Ест--правовыетеориивГерманиивХУП-ХУШвв.
Учения С.
Пуфендорфа, X. Томазия и X. Вольфа. Самуил П. – известный немецкий юр-т и
историк. В своем учении о праве и гос-ве П. исходит из представления о ест-м
состоянии, которое трактует как методологическое предпол-е, позволяющее
объяснить сущность и происхождение права и гос-ва. Ест-е состояние
характеризуется свободой и незав-тью индивидов. Это порождает стремление
людей объединиться ради собственной пользы и безопасности. В результате
возникают пол-кое общежитие и гос-во.
П. в основном
отвергает теологическую теорию происхождения гос-ва. Гос-во — продукт
сознательной деят-ти людей, их решения объединиться. П. утверждал, что лучшей
формой прав-я является абсолютная м-хия. Правда, у нее есть некоторые
недостатки, считал он, и желательно было бы, чтобы при м-хе создавался
какой-то представительный орган типа еще сохранявшихся в некоторых
германских землях ландтагов.
Последователь П.а
профессор Христиан Томазий .Он продолжал намеченную П.ом линию на
освобождение гос-венно-правовой науки от господства теологии. Т. отмечал,
что основа ест-го права — мораль, которая предписывает делать то, что
соответствует разумной природе людей. Но требования морали не подкреплены
принуждением. А поскольку люди делятся на мудрых и глупых и для первых нужен
совет, а для вторых — принуждение, то рассчитывать на добровольное следование
требованиям морали нельзя. Поэтому необходима принудительная власть.
Пр-пиальное различие между правом и моралью, полагал Т., состоит в том, что
единственным источником морали является внутреннее убеждение чел-ка,
независимое от приказов власти. Право в гос-ве имеет императивный и запретительный
характер.
Считая м-хию лучшей
формой гос-ва, Т. утверждал, что предпосылкой власти м-ха является согласие
народа повиноваться ему и что народ даже может протестовать против
несправедливостей. Но этот протест возможен только в том случае, если м-х
выходит за рамки, очерченные общ-ыми договорами. Христиан Вольфом– профессор университета в Галле.
От природы все люди
равны, поэтому они имеют равные права. Поэтому же ни один чел-к не имеет
власти над др-м — все люди свободны. С образованием гос-ва, отмечал Вольф,
народ ограничил свою свободу для совершенствования составляющих его людей.
Законы гос-ва, по Вольфу, — практическая реализация ест-го закона. Они дают
свободу, необходимую для исполнения нравственных обязанностей. Право —
свобода действий для исполнения обязанностей
38.УчениеIIIМонтескьеоправеигос-ве.
Крупнейшим
теоретиком гос-ва во французском Просвещении был Шарль Луи де М.. Его
главный труд — книга "О духе законов" .
М. создал первую
развернутую пол-кую доктрину в идеологии просветительства. В своих
исследованиях он стремился описать причины, вызывающие изменения в закон-ве
и нравах, и, обобщив накопленный материал, выявить законы истории. М. был
убежден, что ход истории определяется не божественной волей и не случайным
стечением обстоятельств, но действием соответствующих закономерностей.
Возникновение пол-ки
организованного об-ва М. склонен рассматривать как ист-ий процесс. По его мнению,
гос-во и законы появляются вследствие войн.
Согласно его учению на общий дух, нравы и законы нации воздействует множество
причин. Эти причины делятся на две группы: физические и моральные. Физические причины
определяют
общ-ую жизнь на самых первых порах, когда народы выходят из состояния
дикости. К таким причинам относятся: климат, состояние почвы, размеры и пол-е
страны, численность населения и др. Моральные причины вступают в
действие позднее, с развитием цивилизации, отмечал М.. К их числу относятся:
пр-пы пол-кого строя, религиозные верования, нравственные убеждения, обычаи и
др. Написание книги "О духе законов", по словам автора,
преследовало цель показать "триумф морали над климатом".
Своеобразие этой
классификации в том, что М. наполнил понятие формы гос-ва такими определениями,
которые в последующих доктринах будут обозначены как пол-кий режим.
Республика
представляет собой гос-во, где власть принадлежит либо всему народу (демократия),
либо части его (ар-тия). Движущим пр-пом республики выступает пол-кая
добродетель, т.е.
любовь к отечеству (этот пр-п по-разному проявляется в двух формах республиканского
строя: демократия стремится к рав-ву, ар-тия — к умеренности).
М-хия — это
единоличное прав-е, опирающееся на закон; ее пр-пом служит честь. Деспотия,
в отличие от м-хии, — единоличное прав-е, основанное на беззаконии и произволе.
М. выделяет в гос-ве
законодательную, исполнительную и судебную власти. Пр-п разделения властей,
согласно взглядам мыслителя, состоит прежде всего в том, чтобы они принадлежали
различным гос-венным органам.
40.Пол-ко-правовыеидеивпериодВеликойфранцузскойбуржуазнойреволюции.
В истории
Французской революции принято различать три главных этапа. На первом из них
власть захватили сторонники крупной буржуазии — конституционалисты. Они
стремились к компромиссу с дворянством и выступали с идеями конституционной
м-хии. На втором этапе власть переходит к жирондистам — представителям
республикански настроенной буржуазии. На третьем этапе была установлена
революционная диктатура якобинцев, выражавших интересы мелкой
буржуазии, крестьянства и городских низов.
Идеологи каждой из
названных группировок опирались на пол-кие учения Вольтера, Монтескье, Руссо
и др-х мыслителей, используя выдвинутые ими идеи при осуществлении революционных
мероприятий и разработке конституционных актов.
Крупнейшими
идеологами лагеря конституционалистов были Оноре де Мирабо, прославившийся
своими речами против абсолютизма, Эмманюэль Сиейес и Антуан Барнав. Для них
были характерны призывы к объединению против ненавистной ар-тии и абсолютизма,
идеи всеобщего рав-ва и свободы. В 1789 г. Учредительным собранием была
принята Декларация прав чел-ка и гр-нина, где торжественно провозглашалось:
"Люди рождаются и остаются свободными и равными в Правах", она
закрепляла ест-ые и неотъемлемые права чел-ка (на свободу, соб-ть, безопасность и сопротивление
угнетению), рав-во гр-н перед законом, а также пр-п разделения властей.
Значение Декларации состояло в том, что она была одним из первых
конституционных актов, провозгласивших формально-юридические свободу, права
и рав-во гр-н.
Лидерами жирондистов
выступали Жак Бриссо и Жан Ролан. Они отстаивали пр-пы народного
суверенитета, общей воли как основы закон-ва. Законодательными актами,
принятыми в период их прав-я, была отменена м-хия, а также ликвидировано
деление гр-н на активных и пассивных по цензовому признаку.
Вождями якобинского движения были Максимилиан Робеспьер и Жан Поль
Марат.Якобинская Конституция предусматривала что законодательные акты,
принятые законодательным собранием, должны поступать на утверждение
избирателей. В принятой Конвентом Декларации соб-ть (наряду с рав-вом,
свободой и безопасностью) отнесена к числу ест-ых и неотъемлемых прав
чел-ка, для обеспечения которых установлено правительство. Якобинцы искореняли
феодальную соб-ть на землю, провозгласили право на труд, но установили максимум
заработной платы и оставили в силе закон Ле-Шапелье, запрещавший орг-ю
рабочих союзов и собраний.
42.Пол-ко-правовыевзглядыФ. ПрокоповичаиВ. Татищева.
Одним из первых
теоретиков абсолютизма в России был священнослужитель Феофан Прокопович.
П. резко критиковал
католическую церковь за обскурантизм, за отрицание и преследование научных
открытий, которые потом все равно приходится признавать (Коперник, Галилей).
Сочетанием
богословских и рационалистических идей П. обосновывал неограниченную м-хию.
Неограниченность власти самодержца проистекает из соглашения, по которому
народ отказывается от всех своих прав и свободы и, наделяя властью правителя,
говорит: "Ты владеешь нами к общей пользе нашей". П. писал, что в
безвластном состоянии царили хаос, произвол, кровопролитие. Для обеспечения
мира, безопасности, общего блага народ не без смотрения божия заключает
соглашение об отказе от всех прав и свободы, о создании гос-ва.
Порицая демократию
и ар-тию, П. правильной формой гос-ва признает только м-хию. Основное
внимание П.а сосредоточено на сопоставлении "наследной" и избирательной
м-хий. Сравнивая достоинства той и другой, П. отдает решительное предпочтение
наследственной м-хии, в которой находит лишь один изъян — наследник царской
власти по закону может оказаться недостойным, неспособным царствовать. Этот
недостаток может быть устранен только царствующим м-хом, который может и
должен назначить достойного и способного наследника престола своим завещанием
(суть петровского указа о порядке престолонаследия). Права самодержца, по
П.у, неограниченны и абсолютны; он имеет право и должен регулировать все
стороны жизни и быта. Василий Никитич
Татищев был
гос-венным деятелем, Т. — сторонник теории ест-го права;
Как и П., он осуждал
папскую власть за преследование Коперника, за инквизицию; Т. являлся сторонником
просвещения, развития науки.
Ест-е состояние, по
Т.у, — это состояние "вольности"; по природе чел-ку нужна и
полезна лишь воля, "с разумом и рассуждением употребляемая".
Поскольку чел-к не может обойтись без др-х людей, он вынужден подчиняться
внешним ограничениям. Договор вообще рассматривается Т.ым как основа всякого
гос-ва, в том числе и м-хического. .
Формы прав-я зависят
от ряда объективных условий, к которым относятся местопол-е, размер
территории и состояние населения.
Демократия
осуществима только в гос-ве-городе или в маленькой области, где могут быстро
собраться все домохозяева, (Голландия, Швейцария, Генуя) Россия, Франция,
Дания, Испания и некоторые др-е страны, "яко великие гос-ва, не могут
иначе правиться, как самовластием".
Камнем преткновения
для теории Т.а явилось крепостничество. Рабство или невольничество Т.
признавал противоест-ым, противоречащим природе чел-ка, ест-му праву
защищаться и обороняться от насильственного порабощения. Введение
крепостного права было ошибкой Бориса Годунова, но Т. выдвинул против его отмены
ряд доводов. Он утверждал, что освобождение крестьян породило бы
"смятение, распри, коварства и обиды" и потому опасно, что больше
вреда чем пользы.