МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Шпаргалки по истории политических учений

    Шпаргалки по истории политических учений

    2. Общая хар-ка ест-–правовой юриспруденции .
    Среди пол-ко-правовых конц-й XX в. особое место зани­мают учения о ест-м праве. Они продолжают традиции фил-ого осмысления права и опираются на различные докт­рины, сложившиеся в совр-ой западноевропейской и американ­ской фил-фии, — неотомизм, неокантианство, неогегельянство, эк­зистенциализм, феноменологию, персонализм.
    Ест--правовые теории признают сущ-е наряду с позитивным правом (законами и обычаями) идеального порядка отн-ний между людьми Этот высший нормативный порядок и называют ест-ым правом. Согласно совр-ым взглядам законы гос-ва являются действительными и легитимными лишь в том случае, если они соответствуют идеальному праву.
    Совр-ое понимание ест-го права вместе с тем сущ-но отличается от предшествующих трактовок. По ср-ю с эпохой антифеодальных революций коренным образом изме­нились прежде всего взгляды на чел-ка как носителя ест-ых прав. В противоположность доктринам прошлого, основанным на представлениях об изолированном, обособленном индивиде, фил-фия и правоведение XX в. рассматривают чел-ка с точки зрения его социальных определений как участника многообразных общ-ых связей. В перечень ест-ых прав соответствен­но включают не только неотъемлемые права личности, призванные гарантировать ее незав-ть от гос-венной власти, но и соц--эк-ие права чел-ка, свободу объединения в пол-кие партии и общ-ые союзы, права социальных общностей (например, право наций на самоопределение, право на­рода устанавливать конституцию гос-ва). Новейшие ест--правовые учения смыкаются с теориями соц-го гос-ва и плюралистической демократии.
    С этим связана и другая особенность совр-ых конц-й. Ест-е право в них не рассматривается больше как совокупность незыблемых, раз и навсегда установленных разумом предпи­саний. Доктринам эпохи Просвеще­ния противопоставляют идеи "ест-го права с изменяющимся содержанием" , пр-пы ист-и развивающегося правосознания, нравственные и духовные ценности конкретного об-ва или на­рода. Ест--правовые воззрения в совр-ой юриспруден­ции, иначе говоря, сочетаются с ист-им и социологическим изучением правовых идеалов.
    В литературе начала XX в. такой подход именовали "возрож­денным ест-ым правом".
    Неотомисты (Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер) возводят свое понимание ест-го закона к фил-фии Фомы Аквинского, чье учение в 1879 г. получило одобрение и поддержку со сто­роны католической церкви.

    6. Пол-ко-правовая мысль Древней Индии. Ведущими направ-ями ДИ являлись брахманизм и буддизм. Они возникли в середине I тысячелетия до н.э., восходили к религиозно-мифологическому мировоззре­нию, изложенному в Ведах — древних ритуальных книгах ариев. Идейные расхождения между брахманизмом и буддизмом произош­ли на почве толкования мифов и правил поведения. Наиболее острые разногласия между ними были связаны с трактовкой правил для варн — родовых групп, положивших начало кастовой орг-и индийского об-ва.
    Варн у древних индийцев было четыре — варна жрецов (брах­маны), варна воинов (кшатрии), варна земледельцев, ремесленни­ков и торговцев (вайшьи) и низшая варна (шудры). Согласно веди­ческому преданию варны произошли из тела космического велика­на Пуруши, из уст которого родился брахман, из рук — кшатрий, из бедер — вайшья, а из ступней — шудра. Члены первых трех варн считались полноправными общинниками. У них в подчинении нахо­дились шудры.
    Идеология брахманизма была направлена на утверждение вер­ховенства родовой знати в складывающихся гос-вах. Наи­более авторитетным был трактат "Наставления Ману о дхарме" ("Законы Ману".)
    Одним из краеугольных пол-й религии брахманизма был догмат о перевоплощении душ, согласно которому душа чел-ка после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхожде­ния, животных и растений либо, если он провел праведную жизнь, возродится в чел-ке более высокого общ-ого пол-я или в небожителе. Поведение чел-ка и его будущие перерождения брахманы оценивали в зав-ти от того, как он выполняет пред­писания дхармы — культовые, общ-ые и семейные обязан­ности, установленные богами для каждой варны.
     Гос-венную власть Законы Ману описывают как едино­личное прав-е государя. Особое место занимает трактат под названием "Артхашастра", Трактат содержит пол-я брахманизма о кастовых пред­писаниях, о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над др-ми сословиями, его монополии на отправ-е религиозного культа.На первый план в "Артхашастре" выдвинута идея сильной централизованной царской власти.
    В борьбе против жреческой религии сформировался буддизм. Его основателем, согласно преданию, был принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой, т.е. просвет­ленным.
    Ранний буддизм представлял собой религиозно-мифологичес­кое учение. В качестве центральной им была выдвинута идея освобождения чел-ка от страданий, причиной которых являются мир­ские желания.
    Своеобразие буддийских воззрений на касты проявлялось лишь в том, что первыми в перечне варн назывались вместо брахманов кшатрии.
    Первоначально буддизм отражал взгляды рядовых земледель­цев-общинников и городской бедноты. Первые цари изображались выборными и правившими в полном согласии с народом.
    Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержке господствующих сословий руково­дители буддистских общин подвергают учение пересмотру. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются идеи спасения мирян.

    8. Пол-ко-правовые идеи греческих софистов.
    Возникновение школы софистов как общ-ого движения было вызвано укреплением демократического строя Афин во вто­рой половине V в. до н.э. Софистами называли тогда фил-фов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде и народном собра­нии. В этом отн-нии софисты реализовывали практически одну из программных идей демократии — идею обучения мудрости, рас­пространения знаний.
    Одним из основателей этого направ-я был Протагор. Никакое гос-во не устоит, считал Протагор, если пол-ким искусством будут владеть немногие.
    Развивая представления об относительности и условности мо­рали, Горгий выделял добродетель для мужчины и женщины, сво­бодного и раба, добродетель для каждого возраста, рода занятий и конкретного дела, попол­нил пол-кую теорию определением закона как договора, как совместного установления гр-н или народа.
    Антифонт приравнивал справедливость к испол­нению закона. Справедливость заключается в том, чтобы "не нару­шать законы гос-ва, в котором состоишь гр-нином". Пред­писания законов — результат соглашения.
    В первой половине IV в. до н.э. софистика как движение пре­имущ-о сторонников демократии вырождается. Преподава­тельская деят-ть софистов все больше ограничивалась облас­тью риторики (искусства красноречия), теории доказательств, ло­гики. Возможностью такого обучения не преминула воспользоваться ар-тия.
    Под влиянием критики со стороны идейных противников, в первую очередь П.а и А.я, термин- "софистика" при­обретает значение мнимой, поверхностной фил-фии и со време­нем становится именем нарицательным для обозначения всякого рода словесных и логических передержек.
    Разработку пол-ко-правовых идей демократии в IV в. до н.э. продолжили ораторы во главе с Демосфеном. В своих речах они подчеркивали рав-во гр-н, незыблемость закона как гаран­та гр-нских прав, защищали права собственников на свое иму­щество, указывая на пол-ную роль богатства в гос-вен­ной жизни, доказывали преимущества демократического строя по ср-ю с др-ми формами гос-ва, а также призывали к объединению греческих полисов под властью Афин.

    11 .Аристотель о гос-ве и праве.
    Древнегреческий фил-ф А.ь (4 в. до н.э.)- Фил-ие воззрения мыслителя сформировались в ходе полемики с П.ом. А.ь считал, что П. глубоко заб­луждался, допустив сущ-е особого мира идей, или поня­тий. Такое допущение приводит к удвоению мира, к отрыву сущно­сти от явления. Порвав с наивным П.овским идеализмом, пре­пятствовавшим развитию ест-научных знаний, А.ь приступил к созданию системы идеалистической метафизики.
    Гос-во, по А.ю, образуется вследствие природно­го влечения людей к общению. Чел-к по природе своей есть существо пол-кое". А.ь дает гос-ву следующее определение: гос-во — это "общение подобных друг другу людей ради дос­тижения возможно лучшей жизни". На страницах "Пол-ки" неоднократно подчерки­вается, что рабство установлено природой, что варвары, обладая могучим телом и слабым умом, способны исключительно к физичес­кому труду. А.ь призывал порабощать варваров силой, охо­титься на них, как на диких животных.
    Главную задачу пол-кой теории А.ь видел в том, чтобы отыскать совершенное гос-венное уст-во. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы гос-ва, их недостатки и причины гос-венных переворотов. Клас-я форм гос-ва в "Пол-ке" проводится по двум критериям: по числу правящих лиц и осуществляемой в гос-ве цели. В зав-ти от числа властвующих А.ь выделяет прав-е одного, немногих и бол-ва. По второму критерию выделяются правильные гос-ва, где верховная власть преследует цели общего блага гр-н, и неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды. Наложение этих классификаций друг на друга дает шесть видов гос-вен­ного уст-ва. К правильным гос-вам А.ь относит м-хию, ар-тию и политию; к неправильным — тиранию, олигархию и демократию.
    Пол-кие симпатии А.я — на стороне политии, сме­шанной формы гос-ва, возникающей из сочетания олигархии и демократии. Это строй, при котором преобладает соб-ть средних размеров, что позволяет не толь­ко гарантировать самодостаточность семей, но и ослабить противо­речия между богатством и бедностью.

    13.Гос-во в воззрениях Полибия.
    Под влиянием стоицизма сформировалась конц-я П., Основной мотив написанной им "Исто­рии" в 40 книгах — путь римлян к мировому господству.
    Круговорот пол-кой жизни проявляется в последовательной смене шести форм гос-ва. Первой возникает м-хии. Разлагаясь, м-хия переходит в противоположную ей форму гос-ва — в тиранию. Недовольство тиранами приводит к тому, что благородные мужи свергают при поддержке народа ненавист­ного правителя. Так устанавливается ар-тия — власть не­многих, преследующих интересы общего блага. Она постепенно вырождается в олигархию, где правят немно­гие, используя власть для стяжательства. Народ, не веря больше в прав-е царей или не­многих, возлагает заботы о гос-ве на самого себя и учреждает демократию. Ее извращением является охлократия (господство черни, толпы) — худшая форма гос-ва. Тогда водворяется гос­подство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа обретает себе властителя и самодержца. Развитие гос-ва возвращается тем самым к своему началу и повторяется, проходя через те же ступени.
    Преодолеть круговорот пол-ких форм способен только мудрый законодатель. Для этого ему необходимо, уверял П., установить смешанную форму гос-ва, сочетающую начала м-хии, ар-тии и демократии, чтобы каждая власть слу­жила противодействием другой. Такое гос-во "неизменно пре­бывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия". Ист-ие примеры смешанного строя П. нашел в ар-тической Спарте, Карфагене, на Крите. При этом он особо вы­делял пол-кое уст-во Рима, где представлены все три ос­новных элемента: м-хический (консулат), ар-тический (сенат) и демократический (народное собрание). Правильным соче­танием и равновесием этих властей П. и объяснял могуще­ство римской державы, покорившей "почти весь известный мир.

    15.Пол-ко-правовые воззрения римских стоиков.
    Значительное влияние на идеологию римского об-ва ока­зала фил-фия стоиков. Ее последователи (Сенека, Марк Аврелий) рассуждали о "духовном рав-ве" всех людей, включая господ и рабов, их бессилии изменить судьбу, о необходимости подчиниться мировому закону. Мистические стороны и пессимизм учения стоиков усиливались с нарастанием кризиса рабов-кого строя. Многие идеи стоицизма были восприняты христианством — идейным течением, зародившимся среди социальных низов Римской империи. На протяжении II—III вв. хр-кая религия постепенно ут­ратила свой первоначальный бунтарский дух, а в IV в, была возве­дена в ранг официальной идеологии римского гос-ва.

    17.Пол-ко-правовые воззрения Аврелия Августина.
    Заметной вехой в развитии пол-ко-правовой идеологии хр-кой церкви в эпоху рабовладения было учение епископа Аврелия А.а(Северная Африка), про­званного православной церковью "Блаженный", а католической — признанного святым и учителем церкви.
    А., как и др-е епископы и выдающиеся цер-ные авторы первых веков христианства, считается одним из "отцов церкви".
    В произведении "О граде божием" А. писал, что в мире существует два гос-ва: "божий град" (церковь) и "град зем­ной" (гос-во). К граду божию принадлежит первый праведник — Авель. Основателем града земного был братоубийца Каин; гос-во — создание чел-кое, его цель — временная, оно создано насили­ем, держится принуждением.
    Оправдание гос-ва в том, что оно поддерживает земной, временный порядок, причем и тут гос-ва разные: есть два вида земных царств. Одни — орг-и насилия и разбоя, они начинаются с бра­тоубийцы Каина, продолжаются братоубийцей Ромулом, олицетво­ряют грех, несправедливость, насилие, "об-во нечестивых". Др-е царства — это "хр-кие гос-ва", власть которых ос­нована на заботе о подвластных.
    В конечном счете оправдание гос-ва — в служении цер­кви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру не­бесному, сохранять и поддерживать единство образа чел-ких мыслей и желаний.
    А. — один из первых цер-ников, призывавших насиль­ственно приобщать к хр-кой церкви, вооруженным путем искоренять ереси.
    Теократические идеи А.а в определенной мере осуще­ствились в Восточной Римской империи (Византии). Тесный союз церкви и гос-ва, переплетение их механизмов создали тео­кратическую империю, задержавшую распад рабов-кого строя.

    19.Средневековые ереси
    В средневековой Европе ересью называлось религиозное уче­ние, признающее основные идеи (догматы) христианства, но пони­мающее и толкующее их иначе, чем господствующая церковь. Все еретики считали себя истинными христианами и выступали преж­де всего против духовенства и церкви, извратившей, по их мнению, подлинное учение Христа. Церковь, в свою очередь, обвиняла ере­тиков в неправильном толковании текстов священного писания, в заимствовании идей посторонних религий или в повторении ерети­ческих идей, уже осужденных цер-ными соборами.
    Первыми еретиками Европы, положившими начало широкому общ-о-пол-кому движению, были болгарские богомилы. Болгарские еретики нашли в Новом завете много текстов, в которых противопоставлялись бог и мир, дух и плоть, свет и тьма, добро и зло.
    Богомильское учение вскоре после возникновения распростра­нилось в др-х странах. Проповедь катаров, патаренов, альбигойцев (так еретиков называли на Западе), имела успех у го­рожан, отдельных групп дворянства и крестьян. Для искоренения ереси римские папы организовали ряд крес­товых походов (альбигойские войны), учредили инквизицию и ни­щенствующие ордена (доминиканцы и францисканцы).
    Одним из первых представителей ереси этого периода был профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф, выступивший в конце XIV в. против зав-ти английской церкви от папской курии и вмешательства церкви в дела гос-ва. Уиклиф осуж­дал цер-ную иерархию и цер-ное богатство, утверждая, что они противоречат писанию.
    Одновременно с учением Уиклифа в Англии возникло движе­ние лоллардов, требовавших передачи земель крестьянским общи­нам и ликвидации крепостного права. Учение лол­лардов было направлено против феодального строя в целом.
    Вскоре после подавления движения лоллардов началась Рефор­мация в Чехии. В гуситском движении (Ян Гус) вскоре оп­ределились два течения — чашники и табориты. Программа чашников сводилась к ликвидации привилегий ду­ховенства, лишению церкви светской власти, секуляризации (пере­даче светской власти) цер-ных богатств и признанию самостоя­тельности чешской церкви. Значительно радикальнее были требования таборитов, кото­рые выступали против католической церкви и цер-ной иерархии; одновременно ими был выдвинут ряд антифеодальных лозунгов — уничтожение привилегий как немецкого, так и чешского дворянства, ликвидация крепостного права и феодальных повинностей и т.д.

    21. Мусульманская правовая мысль.
    Источниками вероучения ислама являются Коран (запись про­поведей, наставлений и изречений Мухаммеда) и Сунна (рассказы о высказываниях и поступках Мухаммеда). Коран и Сунна — осно­ва религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат). Особенность ислама в том, что Коран и Сунна считаются дей­ствующим правом. Предполагается, что в них содержатся решения всех вопросов, возникающих в жизни.
     В исламе существует ряд направ-й и течений, каждое из которых притязало на истинное исповедание религии.
    Сунниты утверждают, что халиф избран общиной или ее пред­ставителями. Шииты признают законными халифами только чет­вертого халифа Али (родственника Мухаммеда) и его прямых по­томков, считают их власть божественным установлением и отстаи­вают пр-п передачи власти по наследству.
    Сунниты признают Коран и Сунну, придерживаются религи­озно-правовых правил согласно одному из четырех толков, разли­чия между которыми — в методах толкования текстов Корана и Сун­ны при решениях вопросов шариата. Суннизм — преобладающее течение ислама, официальное ве­роисповедание в ряде средневековых государств Арабского Восто­ка. Теократическая трактовка власти в суннизме претерпела изме­нения: если вначале халифы считались преемниками Мухаммеда, потом они были объявлены наместниками самого Алла­ха, а затем сложилась конц-я перепо­ручения светской власти султанам и эмирам .
     В ходе борьбы за власть в халифате еще во второй половине VII в. возник хариджизм. В отличие от шиитов хариджиты утвер­ждали, что халифом может быть избран любой мусульманин. От суннитов они отличались тем, что настаивали на реальной выбор­ности халифов и их ответственности перед общиной верующих. По учению хариджитов, каждая община может избрать себе имама-халифа и имеет право сместить его.

    23.Пол-ко-правовые идеи эпохи Реформации: Лютер, Мюнцер, Кальвин, Цвингли.
    В XVI в. ряд стран Европы охватила Реформация— массовое движение против католической церкви.
    Начало Реформации в Германии положил доктор богословия Мартин Лютер (1483— 1546). Он выступил с протестом против продажи ин­дульгенций {отпущение грехов за деньги). В процессе дискуссии с католическим духовенством Лютер и его единомышленники от перво­начальных надежд на улучшение церкви перешли к ее отрицанию. Помимо ссылок на тексты священного писания, расходящиеся с орг-ей и практической деят-тью духовенства, в движении реформаторов все более отчетливо звучала мысль, что церковь в том виде, как она сложилась к XVI в., вообще не нужна христианам, ибо она не только мешает их общению с богом, приписывая себе роль обязательного посредника, но и подменяет богослужение идолопок­лонством, многократно осужденным и в Ветхом, и в Новом заветах.
    В сочинении "О светской власти" отн-ние Лютера к светской власти основано на представле­нии, что чел-к живет в двух сферах: в сфере "евангелия" (рели­гиозная сфера, отн-ние к царству небесному) и в сфере "закона" (царство земное, гос-во).
     Лю­тер отстаивал самостоятельность гос-ва по отн-нию к цер­кви.
    В нач.16 в.. началось всеобщее восстание крестьянства Германии против цер-ных и светских феодалов; одним из вождей крестьянской войны был Томас Мюнцер, он призывал к полному соц-му перевороту и установлению народной власти. Война католиков и лютеран на территории Германии заверши­лась Аугсбургским религиозным миром, согласно которому лютеранство становилось равноправной католичеству религией по пр-пу: "чья страна, того и вера" (cujus regio, ejus religio). Ре­формация нанесла тяжелый удар католической церкви; протестантизм приняли ряд германских княжеств и городов, а также скан­динавские гос-ва.
    Одним из радикальных религиозно-пол-ких течением являлся кальвинизм. Жан Кальвин основал в Женеве новую церковь. утвердилась идея незав-ти каль­винистской церкви от гос-ва, право церкви судить о ряде дей­ствий гос-венной власти.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.