2. Общая хар-ка ест-–правовой
юриспруденции . Среди
пол-ко-правовых конц-й XX в. особое место занимают учения
о ест-м праве. Они продолжают традиции фил-ого осмысления права и опираются
на различные доктрины, сложившиеся в совр-ой западноевропейской и американской
фил-фии, — неотомизм, неокантианство, неогегельянство, экзистенциализм,
феноменологию, персонализм.
Ест--правовые теории
признают сущ-е наряду с позитивным правом (законами и обычаями) идеального
порядка отн-ний между людьми Этот высший нормативный порядок и называют
ест-ым правом. Согласно совр-ым взглядам законы гос-ва являются
действительными и легитимными лишь в том случае, если они соответствуют идеальному
праву.
Совр-ое понимание
ест-го права вместе с тем сущ-но отличается от предшествующих трактовок. По
ср-ю с эпохой антифеодальных революций коренным образом изменились прежде
всего взгляды на чел-ка как носителя ест-ых прав. В противоположность
доктринам прошлого, основанным на представлениях об изолированном,
обособленном индивиде, фил-фия и правоведение XX
в. рассматривают чел-ка с точки зрения его социальных определений как участника
многообразных общ-ых связей. В перечень ест-ых прав соответственно включают
не только неотъемлемые права личности, призванные гарантировать ее незав-ть от
гос-венной власти, но и соц--эк-ие права чел-ка, свободу объединения в
пол-кие партии и общ-ые союзы, права социальных общностей (например, право
наций на самоопределение, право народа устанавливать конституцию гос-ва).
Новейшие ест--правовые учения смыкаются с теориями соц-го гос-ва и
плюралистической демократии.
С этим связана и
другая особенность совр-ых конц-й. Ест-е право в них не рассматривается
больше как совокупность
незыблемых, раз и навсегда установленных разумом предписаний. Доктринам
эпохи Просвещения противопоставляют идеи "ест-го права с изменяющимся
содержанием" , пр-пы ист-и развивающегося правосознания, нравственные и
духовные ценности конкретного об-ва или народа. Ест--правовые воззрения в
совр-ой юриспруденции, иначе говоря, сочетаются с ист-им и социологическим
изучением правовых идеалов.
В литературе начала XX в. такой подход именовали "возрожденным ест-ым
правом".
Неотомисты (Ж.
Маритен, В. Катрайн, И. Месснер) возводят свое понимание ест-го закона к
фил-фии Фомы Аквинского, чье учение в 1879 г. получило одобрение и поддержку
со стороны католической церкви.
6. Пол-ко-правоваямысльДревнейИндии. Ведущими направ-ями ДИ являлись брахманизм и буддизм. Они возникли в
середине I тысячелетия до н.э., восходили к религиозно-мифологическому мировоззрению,
изложенному в Ведах — древних ритуальных книгах ариев. Идейные расхождения между брахманизмом и
буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения.
Наиболее острые разногласия между ними были связаны с трактовкой правил для варн — родовых групп, положивших начало кастовой орг-и индийского об-ва.
Варн у древних индийцев было четыре —
варна жрецов (брахманы), варна
воинов (кшатрии), варна земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи) и низшая варна
(шудры). Согласно ведическому
преданию варны произошли из тела космического великана Пуруши, из уст
которого родился брахман, из рук — кшатрий, из
бедер — вайшья, а из ступней — шудра. Члены первых трех варн считались полноправными общинниками. У них в
подчинении находились шудры.
Идеология брахманизма была
направлена на утверждение верховенства
родовой знати в складывающихся гос-вах. Наиболее авторитетным был трактат "Наставления Ману о
дхарме" ("Законы Ману".)
Одним из краеугольных пол-й религии
брахманизма был догмат о
перевоплощении душ, согласно которому душа чел-ка после смерти будет блуждать по телам людей
низкого происхождения, животных и
растений либо, если он провел праведную жизнь, возродится в чел-ке более высокого общ-ого пол-я или в
небожителе. Поведение чел-ка и его будущие перерождения брахманы оценивали в зав-ти от того, как он
выполняет предписания дхармы —
культовые, общ-ые и семейные обязанности, установленные богами для каждой
варны.
Гос-венную власть Законы Ману описывают
как единоличное прав-е государя. Особое место занимает трактат под
названием "Артхашастра", Трактат
содержит пол-я брахманизма о кастовых предписаниях,
о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над др-ми
сословиями, его монополии на
отправ-е религиозного культа.На первый план в "Артхашастре"
выдвинута идея сильной централизованной
царской власти.
В борьбе против жреческой религии
сформировался буддизм. Его
основателем, согласно преданию, был
принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой, т.е. просветленным.
Ранний буддизм представлял собой
религиозно-мифологическое учение. В качестве центральной им была выдвинута
идея освобождения чел-ка от
страданий, причиной которых являются мирские желания.
Своеобразие
буддийских воззрений на касты проявлялось лишь в том, что первыми в перечне варн назывались вместо
брахманов кшатрии.
Первоначально буддизм отражал взгляды
рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты. Первые цари
изображались выборными и правившими в полном согласии с народом.
Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержке господствующих
сословий руководители буддистских
общин подвергают учение пересмотру. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего
аскетизма, появляются идеи спасения мирян.
8. Пол-ко-правовыеидеигреческихсофистов.
Возникновение школы софистов как
общ-ого движения было вызвано укреплением демократического строя Афин во второй
половине V в. до н.э. Софистами называли тогда фил-фов, которые
обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде и народном собрании.
В этом отн-нии софисты реализовывали практически одну из программных идей
демократии — идею обучения мудрости, распространения знаний.
Одним из основателей этого направ-я был Протагор. Никакое гос-во не
устоит, считал Протагор, если пол-ким искусством будут владеть немногие.
Развивая представления об относительности и условности морали, Горгий выделял
добродетель для мужчины и женщины, свободного и раба, добродетель для
каждого возраста, рода занятий и конкретного дела, пополнил пол-кую теорию
определением закона как договора, как совместного установления гр-н или
народа. Антифонт приравнивал справедливость к исполнению закона.
Справедливость заключается в том, чтобы "не нарушать законы гос-ва, в
котором состоишь гр-нином". Предписания законов — результат соглашения.
В первой половине IV в. до н.э. софистика как движение преимущ-о
сторонников демократии вырождается. Преподавательская деят-ть софистов все
больше ограничивалась областью риторики (искусства красноречия), теории доказательств,
логики. Возможностью такого обучения не преминула воспользоваться ар-тия.
Под влиянием критики со стороны идейных противников, в первую очередь П.а и А.я,
термин- "софистика" приобретает значение мнимой, поверхностной
фил-фии и со временем становится именем нарицательным для обозначения
всякого рода словесных и логических передержек.
Разработку пол-ко-правовых идей демократии в IV в. до н.э. продолжили
ораторы во главе с Демосфеном. В своих речах они подчеркивали рав-во гр-н,
незыблемость закона как гаранта гр-нских прав, защищали права собственников
на свое имущество, указывая на пол-ную роль богатства в гос-венной жизни,
доказывали преимущества демократического строя по ср-ю с др-ми формами
гос-ва, а также призывали к объединению греческих полисов под властью Афин.
11 .Аристотельогос-веиправе.
Древнегреческий фил-ф А.ь (4 в.
до н.э.)- Фил-ие воззрения мыслителя сформировались в ходе полемики с П.ом.
А.ь считал, что П. глубоко заблуждался, допустив сущ-е особого мира идей,
или понятий. Такое допущение приводит к удвоению мира, к отрыву сущности от
явления. Порвав с наивным П.овским идеализмом, препятствовавшим развитию
ест-научных знаний, А.ь приступил к созданию системы идеалистической метафизики.
Гос-во, по А.ю, образуется вследствие природного влечения людей к общению.
Чел-к по природе своей есть существо пол-кое". А.ь дает гос-ву следующее
определение: гос-во — это "общение подобных друг другу людей ради достижения
возможно лучшей жизни". На страницах "Пол-ки" неоднократно
подчеркивается, что рабство установлено природой, что варвары, обладая
могучим телом и слабым умом, способны исключительно к физическому труду. А.ь
призывал порабощать варваров силой, охотиться на них, как на диких животных.
Главную задачу пол-кой теории А.ь видел в том, чтобы отыскать совершенное
гос-венное уст-во. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы
гос-ва, их недостатки и причины гос-венных переворотов. Клас-я форм гос-ва в
"Пол-ке" проводится по двум критериям: по числу правящих лиц и
осуществляемой в гос-ве цели. В зав-ти от числа властвующих А.ь выделяет
прав-е одного, немногих и бол-ва. По второму критерию выделяются правильные
гос-ва, где верховная власть преследует цели общего блага гр-н, и
неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды.
Наложение этих классификаций друг на друга дает шесть видов гос-венного
уст-ва. К правильным гос-вам А.ь относит м-хию, ар-тию и политию; к
неправильным — тиранию, олигархию и демократию.
Пол-кие симпатии А.я — на стороне политии, смешанной формы гос-ва,
возникающей из сочетания олигархии и демократии. Это строй, при котором
преобладает соб-ть средних размеров, что позволяет не только гарантировать
самодостаточность семей, но и ослабить противоречия между богатством и бедностью.
13.Гос-воввоззренияхПолибия.
Под влиянием стоицизма
сформировалась конц-я П., Основной мотив написанной им "Истории"
в 40 книгах — путь римлян к мировому господству.
Круговорот пол-кой жизни проявляется в последовательной смене шести форм
гос-ва. Первой возникает м-хии. Разлагаясь, м-хия переходит в
противоположную ей форму гос-ва — в тиранию. Недовольство тиранами приводит
к тому, что благородные мужи свергают при поддержке народа ненавистного
правителя. Так устанавливается ар-тия — власть немногих, преследующих
интересы общего блага. Она постепенно вырождается в олигархию, где
правят немногие, используя власть для стяжательства. Народ, не веря больше в
прав-е царей или немногих, возлагает заботы о гос-ве на самого себя и
учреждает демократию. Ее извращением является охлократия (господство
черни, толпы) — худшая форма гос-ва. Тогда водворяется господство силы, а
собирающаяся вокруг вождя толпа обретает себе властителя и самодержца.
Развитие гос-ва возвращается тем самым к своему началу и повторяется, проходя
через те же ступени.
Преодолеть круговорот пол-ких форм способен только мудрый законодатель. Для
этого ему необходимо, уверял П., установить смешанную форму гос-ва,
сочетающую начала м-хии, ар-тии и демократии, чтобы каждая власть служила
противодействием другой. Такое гос-во "неизменно пребывало бы в
состоянии равномерного колебания и равновесия". Ист-ие примеры
смешанного строя П. нашел в ар-тической Спарте, Карфагене, на Крите. При этом
он особо выделял пол-кое уст-во Рима, где представлены все три основных
элемента: м-хический (консулат), ар-тический (сенат) и демократический
(народное собрание). Правильным сочетанием и равновесием этих властей П. и
объяснял могущество римской державы, покорившей "почти весь известный
мир.
15.Пол-ко-правовыевоззренияримскихстоиков.
Значительное влияние на идеологию римского об-ва оказала фил-фия стоиков. Ее
последователи (Сенека, Марк Аврелий) рассуждали о "духовном рав-ве"
всех людей, включая господ и рабов, их бессилии изменить судьбу, о необходимости
подчиниться мировому закону. Мистические стороны и пессимизм учения стоиков
усиливались с нарастанием кризиса рабов-кого строя. Многие идеи стоицизма
были восприняты христианством — идейным течением, зародившимся среди
социальных низов Римской империи. На протяжении II—III вв. хр-кая религия постепенно утратила
свой первоначальный бунтарский дух, а в IV в,
была возведена в ранг официальной идеологии римского гос-ва.
17.Пол-ко-правовыевоззренияАврелияАвгустина.
Заметной вехой в
развитии пол-ко-правовой идеологии хр-кой церкви в эпоху рабовладения было
учение епископа Аврелия А.а(Северная Африка), прозванного
православной церковью "Блаженный", а католической — признанного
святым и учителем церкви.
А., как и др-е
епископы и выдающиеся цер-ные авторы первых веков христианства, считается
одним из "отцов церкви".
В произведении
"О граде божием" А. писал, что в мире существует два гос-ва:
"божий град" (церковь) и "град земной" (гос-во). К граду
божию принадлежит первый праведник — Авель. Основателем града земного был
братоубийца Каин; гос-во — создание чел-кое, его цель — временная, оно
создано насилием, держится принуждением.
Оправдание гос-ва в том, что оно
поддерживает земной, временный порядок, причем и тут гос-ва разные: есть два
вида земных царств. Одни — орг-и насилия и разбоя, они начинаются с братоубийцы
Каина, продолжаются братоубийцей Ромулом, олицетворяют грех,
несправедливость, насилие, "об-во нечестивых". Др-е царства — это
"хр-кие гос-ва", власть которых основана на заботе о подвластных.
В конечном счете
оправдание гос-ва — в служении церкви, в помощи небесному граду направлять
мир земной к миру небесному, сохранять и поддерживать единство образа
чел-ких мыслей и желаний.
А. — один из первых
цер-ников, призывавших насильственно приобщать к хр-кой церкви, вооруженным
путем искоренять ереси.
Теократические идеи
А.а в определенной мере осуществились в Восточной Римской империи
(Византии). Тесный союз церкви и гос-ва, переплетение их механизмов создали
теократическую империю, задержавшую распад рабов-кого строя.
19.Средневековыеереси В средневековой Европе
ересью называлось религиозное учение, признающее основные идеи (догматы)
христианства, но понимающее и толкующее их иначе, чем господствующая
церковь. Все еретики считали себя истинными христианами и выступали прежде
всего против духовенства и церкви, извратившей, по их мнению, подлинное
учение Христа. Церковь, в свою очередь, обвиняла еретиков в неправильном
толковании текстов священного писания, в заимствовании идей посторонних
религий или в повторении еретических идей, уже осужденных цер-ными соборами.
Первыми еретиками
Европы, положившими начало широкому общ-о-пол-кому движению, были болгарские
богомилы. Болгарские еретики нашли в Новом завете много текстов, в
которых противопоставлялись бог и мир, дух и плоть, свет и тьма, добро и зло.
Богомильское учение
вскоре после возникновения распространилось в др-х странах. Проповедь катаров,
патаренов, альбигойцев (так еретиков называли на Западе), имела успех у горожан,
отдельных групп дворянства и крестьян. Для искоренения ереси римские папы
организовали ряд крестовых походов (альбигойские войны), учредили инквизицию
и нищенствующие ордена (доминиканцы и францисканцы).
Одним из первых
представителей ереси этого периода был профессор Оксфордского университета Джон
Уиклиф, выступивший в конце XIV в. против зав-ти английской
церкви от папской курии и вмешательства церкви в дела гос-ва. Уиклиф осуждал
цер-ную иерархию и цер-ное богатство, утверждая, что они противоречат писанию.
Одновременно с
учением Уиклифа в Англии возникло движение лоллардов, требовавших
передачи земель крестьянским общинам и ликвидации крепостного права. Учение
лоллардов было направлено против феодального строя в целом.
Вскоре после
подавления движения лоллардов началась Реформация в Чехии. В гуситском
движении (Ян Гус) вскоре определились два течения — чашники и табориты.
Программа чашников сводилась к ликвидации привилегий духовенства,
лишению церкви светской власти, секуляризации (передаче светской власти)
цер-ных богатств и признанию самостоятельности чешской церкви. Значительно
радикальнее были требования таборитов, которые выступали против
католической церкви и цер-ной иерархии; одновременно ими был выдвинут ряд
антифеодальных лозунгов — уничтожение привилегий как немецкого, так и
чешского дворянства, ликвидация крепостного права и феодальных повинностей и
т.д.
21. Мусульманскаяправоваямысль.
Источниками вероучения ислама являются Коран (запись проповедей, наставлений
и изречений Мухаммеда) и Сунна (рассказы о высказываниях и поступках
Мухаммеда). Коран и Сунна — основа религиозных, правовых и моральных норм,
регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный
путь к цели" (шариат). Особенность ислама в том, что Коран и Сунна
считаются действующим правом. Предполагается, что в них содержатся решения
всех вопросов, возникающих в жизни.
В исламе существует
ряд направ-й и течений, каждое из которых притязало на истинное исповедание
религии. Сунниты утверждают, что халиф избран
общиной или ее представителями. Шииты признают законными халифами
только четвертого халифа Али (родственника Мухаммеда) и его прямых потомков,
считают их власть божественным установлением и отстаивают пр-п передачи власти
по наследству.
Сунниты признают
Коран и Сунну, придерживаются религиозно-правовых правил согласно одному из
четырех толков, различия между которыми — в методах толкования текстов
Корана и Сунны при решениях вопросов шариата. Суннизм — преобладающее течение ислама,
официальное вероисповедание в ряде средневековых государств Арабского Востока.
Теократическая трактовка власти в суннизме претерпела изменения: если
вначале халифы считались преемниками Мухаммеда, потом они были объявлены
наместниками самого Аллаха, а затем сложилась конц-я перепоручения светской
власти султанам и эмирам .
В ходе борьбы за власть в халифате еще во второй половине VII в. возник хариджизм. В отличие от шиитов хариджиты утверждали,
что халифом может быть избран любой мусульманин. От суннитов они отличались
тем, что настаивали на реальной выборности халифов и их ответственности
перед общиной верующих. По учению хариджитов, каждая община может избрать
себе имама-халифа и имеет право сместить его.
23.Пол-ко-правовыеидеиэпохиРеформации: Лютер, Мюнцер, Кальвин, Цвингли.
В XVI в. ряд стран Европы охватила Реформация—
массовое движение против католической церкви.
Начало Реформации в
Германии положил доктор богословия Мартин Лютер (1483— 1546). Он
выступил с протестом против продажи индульгенций {отпущение грехов за
деньги). В процессе дискуссии с католическим духовенством Лютер и его единомышленники
от первоначальных надежд на улучшение церкви перешли к ее отрицанию. Помимо
ссылок на тексты священного писания, расходящиеся с орг-ей и практической
деят-тью духовенства, в движении реформаторов все более отчетливо звучала
мысль, что церковь в том виде, как она сложилась к XVI в., вообще не нужна христианам, ибо она не только мешает
их общению с богом, приписывая себе роль обязательного посредника, но и
подменяет богослужение идолопоклонством, многократно осужденным и в Ветхом,
и в Новом заветах.
В сочинении "О
светской власти" отн-ние Лютера к светской власти основано на представлении,
что чел-к живет в двух сферах: в сфере "евангелия" (религиозная
сфера, отн-ние к царству небесному) и в сфере "закона" (царство
земное, гос-во).
Лютер отстаивал
самостоятельность гос-ва по отн-нию к церкви.
В нач.16 в.. началось всеобщее восстание крестьянства Германии против цер-ных
и светских феодалов; одним из вождей крестьянской войны был Томас Мюнцер,
он призывал к полному соц-му перевороту и установлению народной власти. Война
католиков и лютеран на территории Германии завершилась Аугсбургским
религиозным миром, согласно которому лютеранство становилось равноправной
католичеству религией по пр-пу: "чья страна, того и вера" (cujus regio, ejus religio). Реформация нанесла тяжелый удар
католической церкви; протестантизм приняли ряд германских княжеств и городов, а также скандинавские
гос-ва.
Одним из радикальных
религиозно-пол-ких течением являлся кальвинизм. Жан Кальвин основал в
Женеве новую церковь. утвердилась идея незав-ти кальвинистской церкви от
гос-ва, право церкви судить о ряде действий гос-венной власти.