68ДОстиноправеиобюриспруденции Одним из первых представителей юр. поз-ма был ученик Бентама, основатель
аналитической школы Джон Остин .
Термин
"право", писал О., используется в самых разных смыслах для
обозначения не только права, но и религиозных догматов, правил морали,
законов природы, это сущ-но мешает точному определению предмета юриспруденции
О. различает и разграничивает
этику (область оценок, суждений о добре, зле и др), науку о законотворчестве
(представления о том, каким должно быть право) и собственно науку о праве,
юриспруденцию Последняя "имеет дело с законами, или правом в собственном
смысле этого слова, без рассмотрения того, плохи они или хороши" В таком
понимании право — приказ власти, обращенный к управляемому, обязательный для
подчиненного под угрозой применения санкции в случае невыполнения приказа .
Развивая мысли
Бентама, О. писал, что целью правительства является общее благо, а не
свобода, поскольку в разных условиях различны степень полезности свободы или
степень ее ограничений О. был приверженцем классического либерализма Но он
утверждал, что суверенная власть ничем не связана, преграды ее деят-ти ставят
только религия, мораль и согласие подданных, те привычка бол-ва подданных к
повиновению данной власти Право — это "повеление суверена"
Наилучшей формой права О считал кодексы, однако в отличие от Бентама он
признавал частью права судебные прецеденты, поскольку решения судей (в
Англии) получают нормативно-правовой характер с молчаливого согласия
суверена. Потребность в судебном правотворчестве, пояснял О., порождена
существующей неполнотой статутного права, которую желательно устранить кодификацией.
Возникновение юр.
поз-ма связано с укреплением и совершенствованием правовой оболочки
развивавшихся капиталистических отн-ний В теоретическом плане юр. поз-м был
основой формально-догматической юриспруденции с ее тонкой разработкой
правовых форм товарообмена, беспробельности правового регулирования
товарно-денежных и связанных с ними отн-ний, точности определений юридических
ситуаций, процедур, способов и средств решения возможных споров, проблем
законодательной техники Распространение юр. поз-ма в странах континентальной
Европы обусловлено развитием капитализма
70УчениеоправеКБергбома Юр. поз-м получил наиболее широкое
обоснование в книге немецкого юр-та Карла Бергбома "Юриспруденция
и фил-фия права".
Согласно теории Б.а
наука должна изучать, а не оценивать или требовать; она должна иметь дело
только с реальными предметами и исследовать их методом опыта. Соответственно
теория права должна заниматься только объективно существующим правом,
основанным на правотворческих фактах, т.е. законодательной (и вообще
правотворческой) деят-ти гос-ва.
Именно действующее,
позитивное право обеспечивает порядок, гармонию и безопасность в гос-ве,
создает прочный правопорядок, стоящий над гр-нами, над властью, над гос-вом.
Поскольку ест-е
право представляет собой не более чем предпол-е, нечто субъективное и
фиктивное, оно, если его всерьез принимать за явление правового порядка,
влечет за собой разрушение правопорядка и анархию Нельзя решать возникающие
на практике юридические дела исходя из ест--правовой доктрины, делящей право
на ест-е и пол-ное.
Вслед за главой
английской аналитической школы Дж. Остином континентальный поз-м видел
источник права в суверенной власти, в гос-венной воле. Отсюда делались
выводы о верховенстве закона, о подчинении судей закону. Юр. поз-м довел до
совершенства разработку приемов толкования правовых норм, особенно приемов
логических, грамматических, систематических.
Догма права,
обоснованная юридическим поз-мом, имеет первостепенное значение для
правоприменительной деят-ти, особенно в периоды относительно стабильного
развития гр-нского об-ва.
И все же юр. поз-м
не создал подлинной теории права. Юр. поз-м не мог дать ответа и на самый
для него важный вопрос как обеспечить законность (правомерность)
правотворческой деят-ти гос-ва, если само оно сила, творящая право?
Вся теория юр.
поз-ма базировалась на предпол-и, что гос-во является правовым, однако это
предпол-е неоднократно опровергалось практикой ("лучше капля силы, чем
мешок права"), а к обоснованию правового гос-ва могло вести лишь
изучение "метаюридических" начал.
Наконец, сколь ни
велика заслуга юр. поз-ма в обосновании законности и правопорядка, проблема
прав чел-ка была им отвергнута вместе с теорией ест-го права, а сам чел-к в
праве и правопорядке признавался лишь "физическим лицом",
наделенным "субъективными правами", выводимыми из текстов законов,
а не из природы самого чел-ка.
72Учениеогос-веиправеГЕллинека Своеобразную
попытку соединить формально-догматическое понимание гос-ва и права с
социологией предпринял немецкий ученый Георг Еллинек..
Е. различал соц-е
учение о гос-ве и учение о гос-венном праве. Гос-во как соц-е явление
представляет собой обладающее первичной господствующей властью союзное
единство оседлых людей; правовое понятие того же гос-ва сводится к
"корпорации" (юридическая личность, субъект права). В разных
аспектах (в нормативном и в соц-м) изучается и право.
Действующее право
Е. определял в духе юр. поз-ма: "Право есть совокупность исходящих от
внешнего авторитета, гарантированных внешними средствами норм взаимного
отн-ния лиц друг к другу".
Говоря о праве в
соц-м аспекте, он замечал, что пол-ность права в конечном счете основана на
средней, типической убежденности народа в том, что это есть право
действующее. На такой основе построен весь правопорядок.
В
соц--психологическом плане истолковывается и гос-во, сводимое к соотн-ниям
воль властвующих и подвластных.
Е. пытался
совместить юридическое понятие гос-ва с понятиями социологии. Он готов
признать, что в прошлом существовали классовые господства, основанные на
привилегированном пол-ком пол-и части народа; но коль скоро теперь, рассуждал
Е., нет замкнутых господствующих классов, гос-во является представителем
общих интересов своего народа.
Конц-я Е.а в ее
программной части служила обоснованию развития представительных учреждений
парламентского типа в Германской империи и др-х странах; попытки соединить
правовое и соц-е понятия гос-ва в какой-то мере предвосхищали свойственное
неолиберализму понятие правового и соц-го гос-ва.
78УчениеБЧичеринаогос-веиправе Видным деятелем
либерального движения в России был профессор Московского университета Борис Николаевич
Чичерин. "История пол-ких учений", "Соб-ть и гос-во"
, "Фил-фия права".
Большое место в
трудах Ч.а уделялось свободе личности. В понятии свободы Ч. различал две
стороны — отрицательную (незав-ть от чужой воли) и пол-ную (возможность
действий по своему побуждению, а не по внешнему велению).
Право, по Ч.у,
составляет неотъемлемую принадлежность всех обществ. По существу, право есть
взаимное ограничение свободы под общим законом, утверждал Ч.. Субъективное
право — это законная свобода чел-ка что-либо делать или требовать;
объективное право — закон (совокупность норм), определяющий свободу и
устанавливающий права и обязанности участников правоотн-ний.
Сущность развития,
считал Ч. вслед за Гегелем, состоит в постепенном осуществлении внутренней
свободы. С этих позиций Ч. критически оценивал те доктрины гос-ва и права,
которые "совершенно поглощают личность в обществе" или низводят
чел-ка до степени простого средства для общ-ых целей.
Необходимым
проявлением свободы Ч. признавал соб-ть. Право соб-ти, по Ч.у, есть коренное
юридическое начало, вытекающее из свободы чел-ка и устанавливающее полновластие
лица над вещью. Вторжение гос-ва в область соб-ти и стеснение права хозяина
распоряжаться своим имуществом, утверждал Ч., всегда является злом.
Из свободы как
источника права проистекает и понятие договора как соглашения воль
контрагентов. Анализируя институты частного права, ученый отстаивал
неприкосновенность наследственного права, непоколебимость прав, приобретенных
субъектами права. На гос-ве лежит обязанность охраны законных прав и
интересов гр-н. Если гос-во, при изменившихся условиях, отменяет какие-либо
права в области частного права, то оно обязано предоставить чел-ку
справедливое вознаграждение.
В центре конц-и Ч.а
— личность со своими правами и свободами. Вслед за Гегелем Ч. отмечал, что
первой ступенью чел-кого общежития, логическим переходом от личного права к
общ-ому является семья. Вторую — составляют церковь и гр-нское об-во.
Через призму прав и
свобод личности Ч. анализировал различные образы прав-я.Высшей стадией
развития идеи гос-ва Ч. считал конституционную м-хию, в которой, как он
утверждал, различные начала общежития приводятся к идеальному единству:
В своих работах по вопросам гос-ва и права Ч. настоятельно доказывал
необходимость реформ пол-кой жизни в России. Он участвовал в подготовке
реформ, однако его гласный призыв к ним на официальном собрании был истолкован
как требование конституции, вызвал недовольство Александра III, царскую опалу и отстранение Ч.а от гос-венной деят-ти.
80УчениеНКоркуноваогос-веиправе Видным ученым,
теоретиком права и историком правовой мысли был профессор Коркунов
Николай Михайлович. Восприняв ряд идей Иеринга, К. отвергал данное
Иерингом определение права как "защищенного интереса", утверждая,
что право предполагает не отдельный интерес, а связь, отн-ние не менее чем
двух лиц с встречными интересами.Право, по определению К.а, есть не просто
защита интересов, но их разграничение.
Содержание общ-ой
жизни составляют разнообразные интересы; чтобы определить границы
осуществления сталкивающихся интересов, право устанавливает права и
обязанности субъектов общ-ых отн-ний и тем самым создает "важный порядок
общ-ых отн-ний".
К. отмечал, что
гр-нское право разграничивает интересы частных лиц, уголовное право —
интересы обвинителя и подсудимого, гр-нский процесс — истца и ответчика,
гос-венное право — интересы всех участников гос-венного общения от м-ха до
подданного.
Гос-во, по учению
К.а, — не лицо, а юридическое отн-ние, в котором субъектами права являются
все участники гос-венного общения, а объектом служит гос-венная власть как
предмет пользования и распоряжения. Он возражал против формально-догматического подхода к
гос-венной власти как к единой воле. Подобная конц-я, рассуждал К., не
объясняет, чья воля осуществляется в отн-ниях между гос-венными органами,
каждый из которых имеет свою волю. Гос-во может властвовать не обладая ни
волей, ни сознанием своей силы. Важно только, чтобы люди сознавали свою
зав-ть от гос-ва. "Гос-во есть общ-ый союз, представляющий собой
самостоятельное и признанное властвование над свободными людьми".
Взаимное
сдерживание органов власти, обеспечивающее свободу гр-н, достигается, по его
мнению, не только обособлением разных функций гос-венной власти, но и вообще
"совместностью властвования", которое находит проявление в трех
формах: 1) в осуществлении одной и той же функции несколькими независимыми
друг от друга органами; 2) в распределении между несколькими органами
различных, но взаимно обусловленных функций; 3) в осуществлении различных функций одним
органом, но различным порядком, Эти формы могут образовывать всевозможные
комбинации гос-венных органов.
Возведением пр-па
разделения властей к более общему началу — совместного властвования, объясняется
признание за правительством самостоятельного права издавать общие юридические
правила в административном порядке. Установление законов и правительственных
распоряжений (указов) в Российской империи служит лишь одним из проявлений
совместного осуществления гос-венной власти. Взаимное сдерживание гос-венных
органов выражается, по его мнению, в том, что указы имеют силу только при
условии непротиворечия законам (законом К. считал веление верховной власти,
состоявшееся при участии Гос-венного совета; все остальные общие правила, исходящие
от м-ха, причисляются им к категории высочайших указов, издаваемых в порядке
упр-я). Верховенство законов не может гарантироваться только депутатами либо
министрами, необходимо, утверждал К., чтобы суду принадлежало право
проверять юридическую силу указов. Поэтому отделение законодательной функции
от правительственной возможно и в абсолютной м-хии, где оно подходит под
третью форму совместного властвования
82УчениеГШершеневичаогос-веиправе Теоретик права и гос-ва Габриэль Феликсович Шершеневич.
Свое учение о праве
и гос-ве Ш. создавал на основе юр. поз-ма.
Понятие права
включает в себя только пол-ное, действующее право. Объективное право — совокупность
правовых норм, субъективное право — "возможность осуществления своих
интересов субъектом права". Ш. доказывал, что объективное и субъективное право — это не две
стороны одного понятия, как утверждали Иеринг и др-е представители
социологической юриспруденции, а самостоятельные и совершенно различные
понятия. Если субъективному праву всегда соответствует объективное право, то
последнее может вполне существовать без субъективного права. Объективное
право, по Ш.у, — основное понятие права, субъективное право — производное.
К сущностным чертам
права ученый относил следующие: 1) право предполагает поведение лица, 2)
право обладает принудительным характером, 3) право всегда связано с гос-венной
властью Эти неотъемлемые элементы права образуют представление о его
понятии. Право, утверждал Ш., — это норма должного поведения чел-ка,
неисполнение которой влечет за собой принуждение со стороны гос-венных
органов.
Особо жесткой
критике Ш. подвергал возникшую в те годы конц-ю ест-го права с изменяющимся содержанием..
Гос-во является
источником права. Согласно его конц-и, гос-во есть явление первичное, а
право — вторичное. На этом основании он выступал с критикой идеи правовой
связанности гос-ва им же самим созданным правом, которой придерживались
Еллинек, Дюги, Штаммлер и др-е теоретики. Теория правового гос-ва, утверждал
Ш., не имеет теоретического обоснования и практического значения.
Гос-во и об-во
оказывают взаимное влияние друг на друга. В пределах территории гос-ва
существуют многочисленные и разнообразные общ-ые интересы: национальные,
профессиональные, религиозные и др-е, которые могут объединять людей совсем
независимо от гос-венного интереса и его пол-ки. Об-во может одобрять,
поддерживать, относиться сочувственно к пол-кому режиму своего гос-ва, но
может и воздействовать на пол-ку гос-ва через общ-ое мнение, выборы,
референдум, отказ от уплаты налогов, восстания.
Ш. выступал против
отождествления понятий правового и конституционного гос-ва. По его мнению,
правовое гос-во — это теоретическая конструкция, а конституционное гос-во —
это средство для осуществления пол-ки реформ в цивилизованном обществе.
84Психологическаяшколаправа Оригинальную
психологическую теорию права выдвинул Лев Иосифович Петражицкий–
профессор юр. факультета Петербургского университета, депутат I Гос-венной думы от партии кадетов.
П. исходил из того, что право
коренится в психике индивида. Юр-т поступит ошибочно, утверждал он, если
станет отыскивать правовой феномен "где-то в пространстве над или между
людьми, в "соц-й среде" и т.п., между тем как этот феномен
происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там".
Интерпретация права с позиции психологии индивида, считал П., позволяет
поставить юридическую науку на почву достоверных знаний, полученных путем
самонаблюдения либо наблюдений за поступками др-х лиц.
Источником права, по
убеждению теоретика, выступают эмоции чел-ка.Эмоции служат главным
побудительным элементом психики. Именно они заставляют людей совершать
поступки. П. различал два вида эмоций, определяющих отн-ния между людьми;
моральные и правовые. Моральные эмоции являются односторонними и связанными
с осознанием чел-ком своей обязанности, или долга. Нормы морали — это
внутренние императивы. Совершенно иное дело — правовые эмоции. Чувство
долга (обязанности) сопровождается в них представлением о правомочиях др-х
лиц, и наоборот. Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из
них правовые нормы носят атрибутивно-императивный
(предоставительно-обязывающий) характер
Теория П. безгранично расширяла
понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные
с представлениями о взаимных правах и обязанностях. П. относил к правовым
нормам правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости,
этикета и т.п.
П. стремился найти
универсальную формулу права, которая охватывала бы различные типы
правопонимания, известные истории (включая договоры с богом и дьяволом в
правовых системах прошлого). Его конц-я явилась одной из первых попыток,
теоретически во многом незрелой, проследить формирование юридических норм в
правосознании.
Учение П. пользовалось большой
популярностью среди сторонников партии кадетов.
86Пол-ко-правовыевзглядыГПлеханова К центристам
относился и Георгий Валентинович Плеханов – один из основателей
Российской социал-демократической рабочей партии, видный теоретик марксизма.
Плеханов, как и многие др-е марксисты, считал социалистическую революцию
возможной на той стадии развития капитализма, когда материальное производство
достигнет высокого уровня и пролетариат составит большую часть населения.
Вначале П. полагал,
что власть пролетариата будет осуществляться посредством прямого народного
закон-ва; потом он от этой мысли отказался, он был сторонником социализма,
введенного не по принуждению, а по решению и с согласия бол-ва народа.
При всей остроте
полемики между оппортунистами и центристами им были свойственны некоторые
общие пол-ко-правовые идеи.
1. все они были
сторонниками демократии, использования в интересах рабочего класса всеобщего
избирательного права, свободной борьбы партий на выборах, свобод слова,
печати, собраний, полновластия представительных учреждений, а также развития
соц-го закон-ва и активного вмешательства гос-ва в экономику.
2. им было
свойственно отрицательное отн-ние к революционному экстремизму.
Взаимные обвинения в
отступлениях от марксизма усилились после октября 1917 г. После разгона
Учредительного собрания Каутский написал книгу "Диктатура пролетариата",
содержащую резкую критику пол-ки большевиков, противоречащей пр-пам
демократии. Каутский утверждал, что принудительное насаждение коммунизма
порочит эту идею, ибо социализм — новый, прогрессивный общ-ый строй — невозможно
ввести насильственно, вопреки воле бол-ва.
Большевики и
социал-демократы — интернационалисты делали центристам II Интернационала тот упрек, что оппортунистическая позиция
ряда социалистических депутатов побудила их, вопреки решениям II Интернационала, голосовать за военные кредиты в начале
мировой войны.
94ПравоваятеорияГКельзена Родоначальником
и крупнейшим представителем нормативистской школы был австрийский юр-т Гене Келъзен.
Самая известная его работа — "Чистая теория права" Под чистой теорией права К.
понимал доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической
науке. Совр-ые юр-ты, писал он, обращаются к проблемам социологии и
психологии, этики и пол-кой теории, пренебрегая изучением своего собственного
предмета. К. был убежден, что юридическая наука призвана заниматься не
социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых
установлений, как доказывают приверженцы соответствующих конц-й, а
специфически юридическим (нормативным) содержанием права.
В соответствии с
этим учением нормативисты призывали освободить юриспруденцию от
исследовательских приемов, заимствованных из др-х областей познания. Чистота
теории права предполагает также исключение из нее идеологических оценок. К.
одним из первых поставил задачу деидеологизации правоведения, создания строго
объективной науки о праве и гос-ве.
К. определяет право
как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке (данное
определение в конц-и используется для отличия права от др-х нормативных систем,
таких, как религия и мораль).
По учению К.а, право
старше гос-ва. Оно возникло еще в первобытную эпоху, когда об-во, разрешив
индивидам совершать акты принуждения (например, акты мести) в одних случаях
и запретив — в др-х, установило монополию на применение силы для обеспечения
коллективной безопасности. Впоследствии правовое сооб-во перерастает в
гос-во, где функции принуждения осуществляются централизованным путем, т.е.
специально созданными органами власти. С образованием таких органов децентрализованные
способы принуждения сохраняются лишь за рамками гос-ва — в области
международных отн-ний. Совр-ое ему право К. рассматривает как совокупность
гос-венных правопорядков и децентрализованного международного права.
Источником единства
правовой системы К. называет основную норму —понятие , которое дается
нашим сознанием для обоснования всего гос-венного правопорядка в целом.
Основная норма непосредственно связана с конституцией, принятой в гос-ве, и
может быть представлена в виде следующего высказывания: "Должно вести
себя так, как предписывает конституция".
Пол-кое учение К.а
построено на отождествлении гос-ва и права. Как орг-я принуждения гос-во
идентично правопорядку, считал родоначальник нормативизма. К. делил гос-ва на
демократические и недемократические. Согласно его учению демократия не
сводится к утверждению законов бол-вом голосов и формально-юридическим
способам решения социальных конфликтов. По своей сути демократия есть поиск
компромисса: она предполагает уважение к чужим взглядам и требует защиты
интересов меньшинства
96СолидаризмЛДюги Идеи солидаризма
получили значительное распространение в конце XIX
— начале XX в. Профессор юр. факультета в Бордо Леон
Дюги в книге "Гос-во, объективное право и пол-ный закон" писал,
что основой об-ва является нерав-во людей, которое приводит к разделению
об-ва на классы, каждый из которых выполняет соц- необходимую функцию. Этим
обусловлена социальная солидарность, понимаемая как "факт взаимной
зав-ти, соединяющей между собой, в силу общности потребностей и разделения
труда, членов рода чел-кого".
Свои идеи Д.
противопоставил учению о классовой борьбе, которое называл
"отвратительной доктриной". Д. тревожит революционный синдикализм,
теоретики которого призывали к насильственным действиям и всеобщей забастовке.
По теории Д.,
предприниматели и капиталисты столь же необходимы об-ву, как и пролетарии.
Всеобщая забастовка, захват рабочими фабрик и заводов, насилие по отн-нию к
буржуазии, к чему призывал революционный синдикализм, грозят об-ву
разрушением .
Д. писал, что
устойчивый фундамент общ-ого здания образуют "группы, основывающиеся на
общности интересов и труда, профессиональные группы". В конечном счете,
считал Д., возникнет федерация классов, организованных в синдикаты, отн-ния
между которыми будут регулироваться соглашениями, основанными на взаимных уступках.
В отличие от Конта,
считавшего право пережитком теологического этапа, Д. признает необходимость
права в промышленном обществе. Социальную солидарность он считал не только
фактом, но и нормой, имеющей юр. характер. Рассуждения Д. о замене понятия
субъективных прав понятием социальных функций и обязанностей более всего
относились к частной соб-ти, о социализации которой много говорилось в начале
XX в, причем эту социализацию Д. связывал с
развитием закон-ва о праве соб-ти, что не было свойственно социологии
Конта. По существу, право и договоры синдикатов, обеспеченные равной охраной
законом, в конц-и Д. заменяли "позитивную религию" основателя
социологии. Получилось так, что, широко используя идеи и терминологию Конта, Д.
нередко вкладывает в социологические термины и понятия юридическое содержание,
а это чуждо учению Конта.
Д. считал
индивидуальную трудовую деят-ть основой промышленного об-ва Д.– сторонник
свободы предпринимательства и частной инициативы.
С точки зрения
теории Д., правовые нормы о свободах совести, вероисповеданий, мысли, печати
и др-х вполне соответствуют норме соц-й солидарности уже по той причине, что
посягательства на эти и иные индивидуальные свободы в свое время порождали
религиозные войны, якобинский террор и иные общ-ые бедствия. В центре
внимания Д. — не традиционные свободы личности (их полезность бесспорна), а
связь людей и их солидарность в разделении общ-ого труда.
Объединения, союзы и
ассоциации Д. называл самым выдающимся фактом совр-ости. Защите индивидов и
их объединений от гос-венной власти Д. уделял особое внимание. Он протестует
против взгляда на гос-во как на всеохватывающую систему власти, возвышающуюся
над об-вом и управляющую им.
98Конц-я «свободногоправа» ЕЭрлиха Видным представителем
школы "свободного права" был австрийский профессор Евгений
Эрлих. Наиболее значительное его произведение — "Основы социологии
права" . Критикуя юр. поз-м, Эрлих призывал исследовать "живое
право": "Лишь то, что входит в жизнь, становится живой нормой, все
остальное — лишь голое учение, норма решения, догма или теория".
Право, по его конц-и
существует и развивается прежде всего как орг-онные нормы союзов, из которых
состоит об-во (семьи, производственные объединения, корпорации, товарищества,
хозяйственные союзы и др.). Право, прежде всего, есть орг-я.
Орг-онные нормы
складываются в обществе сами собой, вытекают из торговли, обычаев, уставных
пол-й различных орг-й; эти нормы образуют, по его учению, право первого
порядка,
Для охраны права первого
порядка и регулирования спорных отн-ний существуют "нормы решений",
образующие право второго порядка; эти нормы создаются деят-тью гос-ва и
юр-тов. К праву второго порядка относятся уголовное, процессуальное,
полицейское право, которые не регулируют жизнь, а должны лишь поддерживать
орг-онные нормы. Результатом взаимодействия общ-ого права, права юр-тов и
гос-венного права является "живое право", которое не установлено в
правовых пол-ях, но господствует в жизни.
Закон, по Эрлиху, не столько право, сколько один из способов обеспечения
права, применение закона должно быть подчинено только этой цели, и к тому же
главным способом сущ-я "права решений" (второй слой права) является
свободное нахождение права судьями, рассматривающими конкретные дела.В
правосудии решающая роль принадлежит не "мертвым параграфам
закона", а свободному слову квалифицированных юр-тов.
104НеолиберализмиконсерватизмвXXвеке Неолибералы
привержены идеям расширения гос-венного воздействия на общ-ые процессы для
достижения бескризисного и стабильного развития производства.
Ведущим течением в Н.е первой половины и середины XX в. выступало кейнсианство. Его основателем был английский
экономист Джон Мейнард Кейнс (1883—1946), книга "Общая теория
занятости, процента и денег".
В противоположность марксистам, воспринимавшим
события тех лет как подтверждение ленинской теории загнивающего капитализма,
Кейнс доказывал, что рыночная экономика отнюдь не утратила способности к
динамичному развитию. Охвативший ее кризис — явление временного порядка.
Депрессию породили не внутренние пороки капитализма, а отн-ния свободной
конкуренции, при которых в наиболее выгодном пол-и оказываются биржевые спекулянты
и рантье, не заинтересованные в расширении производства. Аккумуляция
богатства в их руках приводит к свертыванию инвестиций, спаду
предпринимательской активности, что в свою очередь вызывает рост безработицы
и обострение социальных конфликтов.
Для этого необходимо прежде всего покончить с
режимом свободного предпринимательства. Гос-во должно понизить ставки
процентов на капитал, обложить спекулятивные сделки высокими налогами и,
собрав таким образом необходимые средства, направить их на развитие производства
и решение социальных проблем. Совр-ые консерваторы (Ф. фон Хайек, М. Фридман) выступают в защиту свободного
предпринимательства. Не отвергая эк-ой деят-ти гос-ва полностью, консерваторы
выдвигают проекты ее ограничения в интересах частного капитала. Роль
гос-венной власти в экономике они стремятся свести к регулированию рынка.
Рыночная экономика, согласно Хайеку, представляет
собой сложный спонтанный порядок, в рамках которого поступки одних индивидов
координируются с поступками др-х посредством механизма цен. Последние
выступают в качестве своеобразных сигналов, позволяющих передавать
информацию (о предложении товаров, запросах потребителей и т.п.). Для достижения поставленных
целей каждый индивид накапливает массу сведений, необходимых ему в конкретных
условиях места и времени. Полной информацией о происходящих событиях и процессах
обладает поэтому только об-во в целом, вся совокупность его членов. Отсюда
делался вывод, что в совр-ом обществе нет и не может быть какого-либо центра,
способного направлять деят-ть огромного множества людей. Частное
предпринимательство рассматривалось фил-фом как "единственная система,
позволяющая обеспечить наиболее оптимальное использование знаний, рассеянных
в общ-ом организме".
Социальная конц-я
Хайека, по его собственному признанию, была направлена против любых форм
гос-венного регулирования рынка, и в первую очередь против кейнсианства.
Вмешательство гос-ва в экономику ограничивает свободу индивидов и неизбежно
приводит к дезорг-и их деят-ти (именно этим Хайек объяснял причины эк-ой
депрессии конца 20-х — начала 30-х гг.).
107Неотомистскаятеорияправа Виднейший
представитель совр-ого томизма — французский фил-ф и общ-ый деятель Жак
Маритен.
Конц-я М.а, как и
конц-я др-х последователей неотомизма, построена на соединении традиционных
для религиозной фил-фии представлений о божественном происхождении гос-ва и
права с пол-ями совр-ой науки, пр-пами историзма, идеями развития культуры и
соц-й обусловленности пол-ки.
Источником ест-го
закона, согласно конц-и М.а, является бог, который обладает абсолютным
суверенитетом над своими созданиями и не несет перед ними моральных
обязанностей. М. определял ест-ый закон как установленные божественным
разумом "универсальные нормы права и долга". Бог — первый пр-п
ест-го права. Чел-к же имеет ест-ые права и способен осознать их в силу своей
сопричастности божественному разуму.
Признавая сущ-е
вечного и неизменного закона, М. считал, что ест-е право раскрывается людям
постепенно, по мере развития культуры и приближения чел-ка к богу. Каждая
эпоха, полагал он, имеет свой "ист-и конкретный идеал". В связи с
этим М. оценивал как бесплодные попытки составить полный каталог ест-ых прав
индивида на все времена. "Декларация прав чел-ка никогда не будет
исчерпывающей и окончательной.
М. предложил
собственную клас-ю прав чел-ка, разделив их на три вида. Фундаментальные
права личности
(чел-ка как такового) включают в себя: право на жизнь и личную свободу, право
вступать в брак, право частной соб-ти, право на стремление к счастью и др.
Эти права являются ест-ыми в строгом значении слова. Пол-кие права (или права гр-нина) определяются
закон-вом страны, однако косвенно они зависят от ест-го права и образуют его
продолжение, ибо установления гос-венной власти становятся законом лишь в
силу их соответствия ест-му праву. К пол-ким правам М. относит: право народа
устанавливать конституцию гос-ва и определять форму прав-я, право гр-н на
активное участие в пол-кой жизни, в том числе в выборах, право объединения в
пол-кие партии, свободу высказываний и дискуссий, рав-во гр-н перед законом
и судом.
Наконец, социальные
права чел-ка (права трудящегося) охватывают: право на труд, право
объединения в профсоюзы, право на справедливую заработную плату, право на
соц-е обеспечение в случае безработицы или болезни, по старости и т.п.
Признание социальных прав личности наряду с правом частной соб-ти позволяет,
считал М., избежать пороков как капитализма, так и социализма.
111Пол-ко-правовыеидеинационально-освободительныхдвиженийвКитаеиИндии Теория демократического социализма в свое время не только стала
значительным явлением в пол-кой идеологии бол-ва развитых стран мира, но и
повлияла на ряд стран, освободившихся после Второй мировой войны от колониальной
зав-ти, где близкими к ней оказались разного рода теории "национального
социализма": "индийский образец социалистического об-ва",
"индонезийский социализм", "бирманский путь к
социализму", "исламский социализм". Наиболее характерен
пример воздействия демократического социализма на идеи "индийского
образца социалистического об-ва".
Индийский
национальный конгресс (ИНК), возглавлявший национально-освободительное
движение в Индии, после провозглашения незав-ти страны, продолжая
ориентироваться на соц--пол-кие взгляды Ганди, отходит от некоторых их крайностей
(возврат к патриархальному образу жизни, "ненасильственная власть")
и пытается совместить гандизм с идеологией демократического социализма.
В резолюции ИНК
"Демократия и социализм" поставлена задача построения в Индии
социализма демократическим путем. Сами понятия "демократия" и
"социализм", по мнению авторов резолюции, динамичны и будут
изменяться, поэтому им "нельзя дать никакого окончательного
определения" — само развитие страны покажет, к какой демократии и к
какому социализму придет Индия. В настоящее время возможно лишь общее
представление о них. Демократическое социалистическое об-во в Индии будет
об-вом, где исчезнет бедность и установятся рав-во и равные возможности для
всех. "Методы производства" в этом обществе должны находиться под
контролем гос-ва, но не должны принадлежать ему все. Такая смешанная
экономика, контролируемая гос-вом, будет функционировать на благо всех членов
об-ва, а не отдельных его групп, что приведет к последовательным изменениям
мышления людей, утверждению в их сознании социалистических идеалов,
связанных с нравственными традициями индийского мировоззрения.
Но нужно иметь в
виду, что в последние годы в идеологии ИНК акцент со слова
"социализм" все больше перемещается на слово
"демократический" и даже "гандийский".