МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Обеспечение национальной безопасности РК в контексте интеграционных связей стран СНГ (с 1991-2001г.г...

         Очевидно, что Вооруженные Силы РК слабы и их мощь явно недостаточна для защиты такого большого по территории государства. Число казахстанских жителей мужского пола в возрасте от 15 до 49 лет составляет лишь4 млн. 400 тыс. человек, из них годных к строевой службе  - 3 млн. 500 тыс. человек, а потому в случае внезапного нападения теоретически можно призвать 1 млн. 800 тыс. человек, хотя в действительности будет мобилизовано лишь 700 - 900 тыс. человек. Нетрудно сделать вывод, что по сравнению с расположенной к югу 3-миллионной китайской армией и расположенной к северу 2,5 миллионной российской армией, численность казахстанской армии невелика.

         В разработке военной стратегии казахстанское правительство делает упор на ведение политики интеграции и стабильных связей со странами СНГ, укрепляя в первую очередь, политические и военные связи с Россией, Китаем, США и другими государствами мирового сообщества. Казахстан принимает активное участие в установлении взаимоотношений с НАТО, которое проходит в рамках «Партнерство во имя мира», что снижает его зависимость от России и угрозу со стороны Китая и поднимает международный авторитет молодого государства. [15, 31]

        1.4 Геополитические интересы России, Китая и США в           центрально-азиатском регионе.

         В целом к 2001 году в Центральной Азии сложился негласный трехсторонний баланс сил между интересами России, Китая, США.

         Данный баланс можно образно представить в виде треугольника, в верхнем углу расположилась Россия, в одном нижнем углу - США, в другом - Китай. Эти страны заняли три стратегические ниши в Каспийско-Центральноазиатском регионе: военно-политическую, нефтегазовую, товарно-сырьевую.

    А) Центральная Азия и Каспий, входят в зону традиционных интересов России. Ключевые интересы России на современном этапе можно свести  к следующему.

    ·        Центральная Азия имеет важное значение в контексте обеспечения безопасности России;

    ·        Важность этого региона для России обусловлена нефтяным фактором, вытекающим из желания сохранить влияние на Каспий;

    ·        Наш регион представляет для России интерес как территория, где проживают ее соотечественники;

        Российское присутствие в регионе обеспечивалось, прежде всего, военно-политической компонентой. Обострение проблемы терроризма и экстремизма в Центральной Азии, активизация Исламского движения Узбекистана, непримиримой части Объединенной части таджикской оппозиции при непосредственной поддержке талибов создали в 1999 - 2001 годах реальную угрозу для стран региона.

        В этих условиях только Россия рассматривалась государствами региона как реальный фактор и гарант безопасности. Достаточно вспомнить, что в эти годы активизировались контакты по линии ДКБ, интенсифицировались двусторонние отношения в военной и военно-технической сфере.

       В контексте общей мировой ситуации Россия вынуждена мириться с нахождением военных баз США в зоне ее традиционных интересов.

       В Казахстане проживает многомиллионная русская диаспора, которая также является объектом пристального внимания российского истеблишмента, по сведениям газеты «Известия» в правительстве представляется программа мер по поддержке соотечественников за рубежом. Взаимодействие с соотечественниками становится важным направлением внешней политики России. [16, 24]

        В этих условиях ни США, ни Китай не претендовали на роль военно-технической силы в регионе, признавая эту роль за Россией.

    Б) Присутствие США в Каспийско-Центральноазиатском регионе в основном продвигалось через экономические механизмы и инструменты. Ключевые интересы США в регионе в основном концентрировались вокруг нефти. Американское правительство активно лоббировало интересы своих нефтяных компаний в регионе, которые получили одни из самых привлекательных месторождений на Каспии. При этом США стремились не столько освоить эти месторождения, сколько застолбить их за собой на перспективу.

        Тем более что, вкладывая миллиардные инвестиции в Каспий, США решали ряд политико-стратегических задач в регионе.

         Таким образом, США заняли нефтегазовую нишу в нашем регионе, а Россия и Китай в силу экономических обстоятельств не могли конкурировать с ней в этом направлении.

         По мнению генерал- полковника Л.Ивашова «борьба США с терроризмом - блеф. Если внимательно просмотреть документы американской администрации,  стратегию национальной безопасности, то в них четко просматривается линия поведения США в 21 веке. Это установление контроля над ключевыми ресурсными регионами, подавление цивилизационного инакомыслия, управление глобальными процессами в мире. Иначе - попытка унифицировать идеологию мирового развития под американские стандарты, сформировать унифицированный миропорядок во главе с США. [17, 13]

        Сегодня США в Центральной Азии становятся не только экономической, но и военно-политической силой, тем самым начиная занимать нишу, которая до этого была закреплена только за Россией.

    В) КНР связывает свое присутствие в регионе во многом с развитием своих западных регионов. Во-первых, одной из ключевых задач Пекина является предотвращение сепаратизма в СУАР КНР. Во-вторых, Каспийско-Центральноазиатский регион во многом выступает фактором для экономического развития западных провинций Китая. В этом контексте экспорт китайской продукции, в тоже время импорт сырьевых товаров, использование минерально- сырьевой, ресурсной базы региона отвечает стратегическим планам развития СУАР. [18, 16]

    Г) Во внешней политике Казахстан продолжает придерживаться многовекторности, хотя сейчас много говорится о том, что она себя не оправдывает и уже пора бы выбрать себе стратегического партнера и определиться с приоритетами во внешней политике. Так в интервью газете «Известия-Казахстан» Госсекретарь - министр иностранных дел РК Токаев. К.К. сказал, что «Казахстан обязан развивать  сотрудничество с заинтересованными странами, потому что мы занимаем уникальное положение на Евразийском континенте. И хотим мы этого или нет, но замыкаться в географических пределах, как нам это советуют, было бы неразумно. Мы должны развивать дружественные отношения с США, поэтому, я считаю, некорректно ставить вопрос: Вы с Россией или с США? Как бы то ни было, но сейчас Америка является ведущим государством мира, и все стараются иметь с этой страной хорошие отношения. И Казахстан не исключение.

       Возвращаясь к вопросу о многовекторности, следует сказать: результатом ее стал факт того, что за 10 лет независимости Казахстан не имеет конфронтации и напряженных отношений ни с одним государством в мире, не потеряв при этом своих интересов. Кстати и вся дипломатия строится на поиске баланса интересов». 

        Казахстан, в нынешних условиях, должен развивать свою экономику, вместе с добывающей промышленностью и перерабатывающую, по признанию Президента РФ В.В. Путина на Совещании глав государств ЕвраЗЭС, экономика Казахстана является самой динамично развивающейся в СНГ и рост ее составил 13%, а также привлечение инвестиций под льготные проценты и сотрудничество со всеми ведущими странами мира, обеспечение безопасности страны для дальнейшего развития.  

      Вывод

        Таким образом, к середине 2001 года в Каспийско-Центральноазиатском регионе в отношениях США, России, Китая сложился определенный баланс сил.  Существует большая опасность эскалации напряженности в регионе, так как размещение военных баз США побуждает Китай увеличивать воинский контингент на границе с Казахстаном, несмотря на то, что по договору  ШОС все страны члены отвели свои армии на другие направления. Сейчас баланс сил непредсказуемо нарушается: Узбекистан стал проамериканским, а Казахстан придерживается более пророссийской позиции и очень, важно чтобы три системы безопасности: ДКБ, ШОС и «Партнерство во имя мира» работали на обеспечение безопасности региона, а не соперничали бы между собой.  Одной из важных внешнеполитических задач Казахстана является корректировка тактики и стратегии в отношениях с Россией. Сейчас, когда Россия на равных заседает на совещаниях стран-участниц НАТО в формате 20-ки и сближается с Евросоюзом в области обеспечения европейской безопасности, для Казахстана такое положение является благоприятным.    Работа по обеспечению безопасности в рамках ДКБ и СВМДА должна вестись более серьезно и Казахстану нужно приложить все усилия для сохранения и укрепления своих позиций в этой области. По имеющейся информации, Китай будет готов к полномасштабной агрессии против СНГ примерно к 2012 - 2014 годам. [20, 31] и в этой связи сближение с Россией и НАТО в военно-политической области становится очень важным.

       

     

     

     

    ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ ИНТЕГРАЦИИ И ДЕЗИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ И ПОЗИЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.

    2.1 Интеграционные процессы в рамках СНГ

        Распад некогда монолитного и грозного образования под названием СССР, породил мощные центробежные тенденции, в то время как во всем мире наблюдается стремление к интеграции в разных формах: экономических, военно-политических и т.д. Существуют много факторов влияющих на сближение и отчуждение постсоветских государств. Конечно, без упоминания СНГ нельзя говорить об интеграции, хотя существуют и иные межгосударственные образования.

         Содружеству Независимых Государств исполнилось 10 лет. Прошедшее десятилетие показало, что Содружество является оптимальной формой развития многостороннего сотрудничества в интересах всех стран, которые оно объединяет. Углубление партнерства в рамках СНГ идет в русле общемировых тенденций и отвечает национальным интересам государств-участников. Вместе с тем ясно, что это длительный и сложный процесс, параметры которого определяются степенью заинтересованности участников в тех или иных формах взаимодействия.

         Распад СССР поставил перед бывшими союзными республиками     неотложную и беспрецедентную по масштабам задачу радикального переустройства политических и экономических отношений на обширном евроазиатском пространстве.

        Подписанные в декабре 1991 года Соглашение о создании СНГ, Протокол к нему и Алма-Атинская декларация, определив принципы отношений между новыми независимыми государствами, сформировали условия для формирования широкого спектра непростых проблем, связанных с распадом СССР. Были урегулированы вопросы, касавшиеся ядерного оружия, выполнения международных договоров о разоружении и контроле над вооружениями, правопреемства, включая в основном вопросы собственности. Был осуществлен согласованный переход от единой армии к созданию национальных вооруженных сил государств-участников СНГ. Несмотря на отдельные локальные конфликты, удалось предотвратить развитие событий по непредсказуемому сценарию.

         Не менее важно и то, что заключенные еще в начальный период существования СНГ многосторонние соглашения позволили на фоне больших геополитических перемен обеспечить нормальное функционирование необходимых для повседневной жизни людей социальных механизмов: выплаты пенсий и пособий, работу транспорта и энергетики, сохранение беспрепятственного передвижения на всем постсоветском пространстве и т.д.

        Таким образом, несомненна заслуга Содружества в том, что размежевание бывших союзных республик прошло упорядоченно и не вызвало глубоких геополитических потрясений.

         СНГ выступило структурообразующим фактором создания принципиально новых межгосударственных отношений при сохранении складывавшейся веками дружбы народов государств-участников.

          По словам министра иностранных дел - государственного секретаря РК К. Токаева, глобализация привела к осознанию того неоспоримого факта, что ни одна страна , какой бы мощной в военном и экономическом отношении она ни была, не может в одиночку справиться с острейшими проблемами современного времени. Противостоять им можно только в рамках тесного международного сотрудничества и самое главное в рамках СНГ. [19, 28]

         На состоявшейся встрече глав государств СНГ в Ялте 18 августа 2000 года были обсуждены вопросы, касающиеся интеграции на региональном и субрегиональном уровне, что позволяет эффективно реализовывать преимущества глобализации и устранять ее негативные последствия прежде всего в экономической и социальной сферах.  [ 20, 24]

        А на неформальном саммите глав государств СНГ, Президент РФ В.В. Путин сказал: «Достаточно вспомнить, что на просторах бывшего СССР за пределами России проживает свыше 20 млн. русских, и того , как строятся взаимоотношения этих государств с РФ, очень многое зависит в их судьбе. Кроме того, мы с вами хорошо знаем, что между странами Содружества и РФ, были, есть, и, я надеюсь, будут развиваться очень тесные контакты в сфере экономики, финансов и другие. Мы уже говорили, и хочу еще раз подчеркнуть: во внешней политике России взаимоотношения со странами СНГ - приоритет номер один». .  [21, 9 ]                                 

         В ежегодном послании президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации есть такие слова: «Не только историческая близость, но и ясные практические соображения диктуют необходимость активизации наших усилий в СНГ. Россия остается ядром интеграционных процессов в Содружестве.

         Подписание Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества - это только первый значимый шаг. Мы готовы идти в направлении и дальше».   [22, 8 ]

        Советник президента Рейгана по национальной безопасности З. Бжезинский, так говорит об интеграционных процессах в рамках СНГ: «Общеизвестно, что президенты Казахстана, Узбекистана и Туркменистана не питали особо теплых чувств, друг к другу и что их личный антагонизм изначально был на руку Кремлю, чтобы сталкивать их друг с другом. К середине 90-х годов все трое осознали, что более тесное сотрудничество между ними необходимо для сохранения их собственного суверенитета, и ударились в широкую демонстрацию своих якобы тесных связей, подчеркивая, что отныне они будут координировать свои внешнеполитические курсы».   [23, 3 ]

             В связи с этим стоит упомянуть вкратце о «Союзе четырех».

    Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС) - так теперь будет называться организация, созданная четырьмя государствами: Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан. После обретения независимости эти государства привлекли к себе особый интерес ведущих стран мира, что объясняется несколькими причинами:

    ·                                эти страны занимают исключительно важное геостратегическое положение на азиатской части Евразии, через их территорию пролегают важнейшие наземные, воздушные коммуникационные линии;

    ·                                регион в целом - одна из кладовых мирового значения драгоценных металлов, рудно-металлургического значения, энергетических ресурсов, в котором особый интерес представляет Каспий с его колоссальными запасами нефти и газа;

    ·                                имея ведущие позиции в производственной сфере молодых независимых государств, особенно в экспортных отраслях, на транспорте, можно оказывать влияние на экономическое положение соседних государств и регионов;

    ·                                ослабление традиционного, много векторного влияния России и российской экономики и потребность в поддержке самостоятельного развития делает регион потенциально более восприимчивым к влиянию со стороны других политически, экономических сил. .  [24, 10 ]

    30 апреля 1994 уже три суверенных государства - Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан подписали договор о создании единого экономического пространства, заложивший правовой фундамент экономического сотрудничества трех из пяти центрально-азиатских государств. Договор предполагал обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и согласованную расчетную, бюджетную, налоговую, ценовую, таможенную и валютную политику. 26 марта 1998 к договору о создании ЦАЭС присоединилась в качестве полноправного участника Республика Таджикистан.

      Так, в апреле 2000 в Ташкенте, главами Государств Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана был подписан Договор о совместных действиях в борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и иными угрозами стабильности и безопасности страны. Договор ратифицирован Узбекистаном и Казахстаном.

    В целях дальнейшего продвижения и диверсификации политического диалога, совершенствования форм и механизмов региональной экономической интеграции, углубления взаимопонимания по вопросам формирования единого пространства безопасности, выработки совместных действий по поддержанию мира и стабильности в регионе, главы государств высказались за активизацию многопланового сотрудничества и решили преобразовать Центрально-Азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС) в организацию Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС). .  [25, 10 ]

         По мнению того же З.Бжезинского, Нурсултан Назарбаев столкнувшись в своей стране с расколом между коренными казахами и русским переселенцами, число которых почти одинаково, и стремясь найти формулу, которая могла бы как-нибудь ослабить давление Москвы, направленное на политическую интеграцию, он выдвинул концепцию «Евразийского союза» в качестве альтернативы безликому и неэффективному СНГ. .  [26, 3 ]

        Попытка дать высший приоритет «ближнему зарубежью» в российском геополитическом мышлении была в некоторой степени оправдана  тем, что некоторый порядок и примирение между постимперской Россией и недавно образовавшимися государствами были абсолютно необходимыми с точки зрения безопасности и экономики. .  [27, 3 ]

          «ЕврАзЭС» является логическим продолжением работы лидеров Казахстана и России над углублением интеграции в СНГ с осознанием того, что это нужно всем.

        В январе 1995 президенты Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации, с целью активизации интеграционных действий, подписали пакет документов о Таможенном союзе, которыми определялись обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и капиталов, и т.д.

    Логическим продолжением процессов взаимодействия, стал Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, подписанный Белоруссией, Казахстаном, Российской Федерацией и Киргизии 29 марта 1996. В СНГ сложилась «интеграционное ядро», о необходимости которого на протяжении всех предшествующих лет говорил президент РК Н. Назарбаев.

    В мае 2000 года на саммите в Минске президенты пяти государств, отметив позитивные результаты, которых они смогли добиться в рамках Таможенного союза и формировании Единого экономического пространства, тем не менее, единодушно признали необходимость активизации усилий в создании конкретного механизма безусловного выполнения принятых решений. Возникла идея формирования на базе Таможенного союза международной экономической организации и наделения ее функциями, связанные с вступлением в ВТО, формированием внешних таможенных границ, единой внешнеэкономической политикой, тарифами и ценами  и другими составляющими функционирования общего рынка.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.