МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Обеспечение национальной безопасности РК в контексте интеграционных связей стран СНГ (с 1991-2001г.г...

             С точки зрения Б.С. Жусипова, Казахстан далеко не в полной мере использует космический потенциал военной безопасности. Автор категорически против закрытия космодрома Байконур, отмечая: "Казахстан, благодаря геополитическому положению, промышленному потенциалу бывших оборонных предприятий, уникальному комплексу "Байконур", научно-техническому потенциалу, деловым контактам и "связям с научно-техническими и промышленными комплексами аэрокосмической отрасли России, Украины; стран дальнего зарубежья, достаточно уверенно входит в международное космическое сообщество" [21].

             Заслуживает внимания и небольшая, но емкая по содержанию работа М. Сарсекеева "Национальные интересы и внешняя политика Казахстана". Исследователь отмечает: "Геополитическое положение Казахстана во многом определяет обеспечение военно-стратегической безопасности в качестве приоритетной задачи. Расположенный в середине евразийского материка, окруженный со всех сторон территориями соседних государств, Казахстан не может не испытывать повышенного воздействия разнородных факторов на внутриполитические процессы. Он имеет только сухопутные границы с соседними государствами (морские рубежи на Каспии все-таки не представляют собой полномасштабной государственной границы), каждое из которых обладает собственными политическими целями и интересами, которые не всегда, по объективным причинам, будут совпадать, что может, в свою очередь, способствовать росту политической напряженности, и послужить причиной конфликтных проявлений" [22].

             Как полагает М. Сарсекеев, для Казахстана, еще не имеющего прочных основ государственности, крайне важно учитывать потенциальные внешние угрозы. "Стоит напомнить, продолжает автор, что, Казахстан расположен между двумя крупнейшими державами мира - Россией и Китаем, которые, по сути, являются государствами имперского типа, проводящими великодержавную политику. Иран, стремящийся к возрождению "Великой Персии", пытающийся играть ведущую роль в исламском мире, кровно заинтересован в сохранении статус-кво в регионе, а, в идеале, чтобы новые суверенные государства, в лучшем случае, могли бы стать лишь полунезависимыми государствами" [23]. Таким образом, по мнению М. Сарсекеева, конфигурация геополитического поля Казахстана представляет собой разнородное пространство, сочетающее в себе несбалансированную систему внутреннего устройства с гетерогенной структурой внешнеполитического окружения, что может крайне неблагополучным образом сказаться на перспективах осуществления Казахстаном своих суверенных полномочий.

             Особое внимание исследователь уделяет внутриполитическим аспектам военной безопасности. М. Сарсекеев подчеркивает, что огромная территория страны (девятое место в мире!) имеет и оборотную сторону - в плане обеспечения безопасного существования: "Размеры государства представляют стратегическое значение с точки зрения организации оборонных мероприятий, привлекательности для потенциального противника обладать частью или всей территорией государства, а в случае внешних вооруженных конфликтов, если размеры государства достаточно велики, труднее сохранить политический нейтралитет" [24]. Другим важным фактором М. Сарсекеев считает численность населения. Небольшое население Казахстана (14 млн. 844 тыс. человек, или, в среднем, 5 человек на 1 кв. км территории) создает проблему слабо заселенности земель, отрицательно влияющую на оборонный потенциал страны. Далее, стратегический характер приобретают и богатые недра Казахстана. Наконец, боеготовность Вооруженных Сил Казахстана все еще не отвечает должному уровню обороноспособности страны, национальная армия Казахстана, по большому счету, не обладает необходимым материально-техническим, финансово-экономическим и кадровым потенциалом для того, чтобы поддерживать на достаточном уровне обороноспособность страны в случае возникновения реальных и возможных внешних угроз" [25].

             М. Сарсекеев полагает, что вторым аспектом военно-политических интересов нашей страны является создание основ военно-стратегической самодостаточности Казахстана. Этот аспект предполагает опору на собственные силы. В этой связи главной задачей является строительство национальных Вооруженных Сил. Казахстану необходимо иметь такие Вооруженные Силы, которые были бы способны обеспечить безопасность страны от любых угроз регионального масштаба, и, в то же время, соответствовать экономическим и демографическим возможностям государства, что предполагает создание компактных, мобильных и достаточно боеготовых частей и соединений.

             М. Сарсекеев констатирует, что слабая экономика делает уязвимой военно-политическую безопасность страны. Вооруженные Силы не обеспечиваются в полном объеме материальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для поддержания боеготовности, а экономическая неразвитость не позволяет государству более активно отстаивать свои национальные интересы, используя для этого финансово-экономические рычаги внешнеполитического воздействия.

             В новой книге Президента Казахстана Н.А. Назарбаева «Критическое десятилетие» рассматриваются актуальные для нашего времени угрозы национальной безопасности Республики Казахстан. Наш президент четко разграничил такие угрозы как: терроризм, религиозный экстремизм, наркомания и наркотрафик, и проблемы связанные с нефтью и газом на Каспии. По его словам: «В основе терроризма лежит неравенство развития, которое в разных культурных системах порождает ответную реакцию, цинично используемую в наиболее агрессивной форме террористами». По его мнению, в отличие от стран с устоявшейся политической системой, обладающих высоким запасом прочности, транзитные государства менее устойчивые против политического террора. Если говорить о Казахстане, то относительно Центрально-азиатских республик  он имеет ряд преимуществ перед лицом терроризма. Одним из них является, то, что республики Центрально-азиатского региона закрывают собой Казахстан от зон высокого террористического напряжения в южной Азии, которая традиционно считается поставщиком идей и исполнителей экстремизма и терроризма. Однако проблемы терроризма, сепаратизма и   экстремизма в Казахстане существуют.

             Так, в соответствии с положением «Государственной программы борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма и сепаратизма в Республике Казахстан на 2000 –2003 год, Казахстаном проводится работа по взаимодействию со странами ближнего и дальнего зарубежья по линии борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, принятие совместных превентивных мер.

             Во второй части своей книги Президент разъясняет религиозные истоки казахского народа. Он объясняет широким массам населения, что ислам – это цельная система, которая регламентирует и устанавливает не только кодекс поведения и образ жизни, но и систему моральных ценностей и психологических установок.  Президент говорит: «Для достаточно устойчивого в религиозной политизации Казахстана, который не является импортером деструктивных идей, наибольшей опасности для межконфессионального  согласия страны видится, прежде всего, в экспорте религиозного экстремизма.

      

    JIumepamypa

    1. Токпакбаев С Некоторые аспекты военной реформы и совершенствования механизма обеспечения военной безопасности государства // Саясат. 2000. N 8-9. С. 89.

    2. Исенгулов А. Военная реформа в РК: желаемое и действительность // Время ПО. 26 марта 2001 г.

    3. Национальная безопасность Казахстана: иерархия угроз. Алматы: Центральноазиатское агентство политических исследований, 2000. С. 55.

    4. Camnaee Д., Спанов М. Национальная безопасность Республики Казахстан: опыт определения // Евразийское сообщество. 1998. С. 68-69.

    5. Там же. С. 69. 6. Там же. С. 70.

    7. Арын Р.С. Национальные интересы и национальная безопасность Казахстана // Евразийское сообщество. 1998. N 2. С. 61.

    8. Там же.

    9. Бакаев Л.E. Национальная безопасность Республики Казахстан. Астана: Елорда, 2000. С. 9.

    10. Там же. С. 44.

    11. Там же. С. 100-101. 12. Там же. С. 103. 13. Там же. С. 3. 14. Там же. С. 82.

    15. Там же. С. 116.

    16. Там же. С. 38-39. 17. Там же. С. 40.

    18. Жусипов Б.С. К проблеме военно-космической безопасности республики// Саясат. 1999. У 11-12. С. 33-37.

    19. Жусипов Б.С. Республика Казахстан; проблемы политики и безопасности. Алматы: Институт философии и политологии МОНРК, 2001. С. 61.

    20. Там же. С. 78-79. 21. Там же. С. 74.

    22. Сарсекеев М. Национальные интересы и внешняя политика Казахстана // Евразийское сообщество. 2002. N 1. С. 13.

    23. Там же. С. 14. 24. Там же. С. 15. 25. Там же. С. 16.

    26. Уланов Н. Создание округов - веление времени или очередной эксперимент?// Время ПО. 17 января 2001 г.

    27. Уланов Н. Финансовое обеспечение армии: что предпринять? // Время ПО. 26 января 2001 г.


             Некоторые эксперты считают, что угроза безопасности Казахстана может исходить из борьбы за регионально лидерство внутри Центральной Азии. Они называют Казахстан и Узбекистан, потенциальными соперниками за лидирующую роль в регионе.

            

     

    Без четкого осознания национальных интересов и угроз национальной безопасности ельзя строить реальную внешнюю политику страны и поэтому, рассматривая тему национальной безопасности, мы должны первым делом разобрать вышеупомянутые понятия и только потом переходить к институтам обеспечивающим безопасность страны. 

    1.1 Институты, обеспечивающие безопасность РК

           Затрагивая тему национальной безопасности, мы должны отметить институты обеспечивающие национальную безопасность Республики Казахстан.  20 марта 1999 года вступил в силу Указ президента Республики Казахстан «О Совете безопасности Республики Казахстан». В нем говорится, что Совет безопасности Республики Казахстан является консультативно-совещательным органом, образуемым Президентом Республики Казахстан для выработки решений и содействия реализации главой государства полномочий по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности и подчеркивается, что основными задачами Совета безопасности являются:

    1)определение основных направлений защиты национальных интересов, выявление угроз национальной безопасности, выбор средств и методов по обеспечению национальной безопасности страны;

    2) разработка Концепции национальной безопасности РК, основных направлений стратегии безопасности страны и организации подготовки государственных программ по вопросам национальной безопасности и т.д.

        Состав Совета Безопасности включает в себя постоянных членов: премьер-министра, руководителя Администрации Президента РК, секретаря Совета Безопасности, председателя КНБ РК, а также глав ключевых министерств и ведомств. [9, 29 ]

         Также существует институт, непосредственно занимающийся обеспечением безопасности РК, т.е. Комитет национальной безопасности,  который непосредственно подчинен Президенту РК, является составной частью системы обеспечения безопасности РК и предназначенный в пределах предоставленных им полномочий обеспечивать безопасность личности и общества, защиту конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала страны.

         В статье 7 Указа президента Республики Казахстан «О Совете безопасности Республики Казахстан» описана система органов национальной безопасности. Единую систему органов национальной безопасности Республики Казахстан составляют Комитет национальной безопасности, входящие в его состав департаменты и иные структурные подразделения, орган правительственной связи при КНБ, служба «Барлау» КНБ, территориальные органы КНБ по областям, городу межреспубликанского значения и столице РК и подчиненные им городские, районные (отделы, отделения), а также органы военной контрразведки, войска КНБ и иные организации.  [10,30 ]

         От слаженной работы институтов обеспечивающих национальную безопасность РК, зависит наша личная и общественная безопасность. В связи с частыми перестановками глав КНБ и созданием в 1997 году Государственного следственного комитета, в этой области создалась критическая обстановка. Большинство профессиональных чекистов, оперативников и следователей перешли на работу в ГСК.

          В настоящее время работа вышеуказанных организаций заслуживает одобрения, по крайней мере, эти службы перестали вызывать нарекания широкой общественности, и стали работать более эффективно.

       



    1.2 Внешнеполитическая стратегия РК     

           1999 году была принята Стратегия национальной безопасности на 1999-2005 годы. Это стало важВным этапом в формировании действенной системы безопасности в нашей стране, работа по обеспечению безопасности страны приняла, более системный характер. В данном документе безопасность страны была, рассматривается в рамках шести основных сфер: внешняя безопасность, военная, экономическая, социально-политическая, экологическая, информационная безопасность.

        Стратегия позволит  комплексно рассматривать вопросы по безопасности и расширить ее понимание, безопасности. Таким сферам безопасности, как информационная, экологическая, экономическая, социальная до 1999 года уделялось недостаточно внимания. Стратегия впервые констатировала, что при определенном негативном развитии все вышеперечисленные проблемы могут перейти в разряд угроз национальной безопасности.

        В Стратегии были выделены наиболее значимые угрозы нашей безопасности в среднесрочной перспективе. Это, в частности, очаги локальных конфликтов вблизи границ Казахстана, распространение экстремизма и терроризма, оружия массового поражения, прежде всего в азиатском регионе, снижение уровня боеспособности Вооруженных Сил, технологическое отставание страны, диспропорции в экономике, дефицит водных ресурсов, несанкционированный доступ к электронным базам и банкам данных и т.д. [11, 16 ]

        При разработке Стратегии были использованы опыт зарубежных стран, современные методики прогноза, выявления и оценки потенциала угроз национальной безопасности. Стратегия является программным документом, на основе которого принимаются меры по защите национальных интересов страны, осуществляется координация деятельности всех государственных органов и организаций в предотвращении и нейтрализации угроз национальной безопасности.

        Так как в нашей стране внешнюю политику в основном определяет Президент Республики Казахстан, стоит привести его Послание к народу Казахстана от 10 октября 1997 года, в котором он говорит об основных направлениях внутренней и внешней политики. В послании впервые была обнародована долгосрочная стратегия развития Казахстана, где первым  приоритетом названа «Национальная безопасность», являющаяся основой обеспечения развития Казахстана, как независимого суверенного государства при сохранении территориальной целостности. Так Президент отметил: - «Приоритетность безопасности очевидна: если страна не сохранит ее, у нас попросту не будет возможности говорить о планах устойчивого развития». [12, 18 ]

         Для обеспечения независимости и территориальной целостности мы должны быть сильным государством и иметь надежные и дружественные связи с соседями. Поэтому мы будем развивать и укреплять доверительные и равноправные отношения с нашим ближайшим и исторически дружественным соседом - Россией. Такие же отношения доверия и добрососедства мы будем развивать с КНР на взаимовыгодной основе.

         Мы должны развивать наши связи и интеграционные процессы с центрально-азиатскими государствами, также укреплять связи  со странами Ближнего и Среднего Востока.

         Согласно стратегии должны усиливаться связи с главными демократическими, индустриально-развитыми государствами, включая США .

         Должна всемерно использоваться помощь и содействие международных институтов и форумов, таких как, ООН, МВФ, Всемирный банк, Азиатский, Европейский и Исламский банки развития, что обеспечит Казахстану поддержку со стороны мирового сообщества.

         А освоение богатых природных ресурсов,  станет надежной основой для защиты национального суверенитета.

        И, наконец,  у всех граждан Казахстана должно развиваться чувство патриотизма и любви к своей стране.

        Безусловный приоритет в работе по обеспечению безопасности принадлежит нашей внешнеполитической деятельности. 

         В течение последних лет в Казахстане сложились определенные представления о собственной безопасности. Они тесно связаны с проблемой сохранения суверенитета нашего государства. Данные представления базируются на принципах, которые были выработаны в ходе реализации внешней и внутренней политики. Это следующие принципы: во внутренней политике - сохранение этнической и социальной стабильности, проведение экономических реформ, укрепление государственной власти и режима президентства; во внешней политике - балансирование между великими глобальными державами, коллективная оборона в рамках Содружества, укрепление азиатской безопасности, интеграция Центральной Азии и евразийская идея.

        Большое значение имеет учет и анализ внешнеполитических условий, поскольку последние, в отличие от внутренних - экономических, социальных и этнических, в меньшей степени зависимы от реализации казахстанской доктрины безопасности. Во внутренней политике Казахстан может более эффективно воздействовать на общественное мнение, руководить и контролировать политические процессы, а во внешней политике невозможно также эффективно влиять на международные политические процессы. В то же время они находятся в тесной связи с военно-стратегическими факторами, определяющими угрозу безопасности Республики. [13,17 ]

         


    1.2 Военная стратегия РК

        

        В утвержденной в 2001 году Стратегии национальной безопасности РК на 1999-2005 гг. определены приоритетные направления деятельности государственных органов, в том числе силовых структур, в сфере обеспечения военной безопасности.

          В этой связи принятие новой Военной доктрины имеет для осуществления дальнейшего военного строительства в нашей стране принципиальное значение. Этот документ является методологической основой для подготовки всех нормативных актов в области военной безопасности.

        В качестве потенциальной угрозы на среднесрочный период в Доктрине рассматривается: распространение экстремизма, эскалация военных конфликтов, появление в непосредственной близости от наших границ новых ядерных государств.

        Обеспечение оснащенности и боевой готовности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан является одним из национальных интересов Республики Казахстан. [14, 5]

         Анализ внешнеполитической обстановки, прогнозы ее развития в регионе показывают, что развязывание конфликта высокой интенсивности против Казахстана в среднесрочной перспективе маловероятно. Поэтому вряд ли будет целесообразным осуществлять строительство и подготовку Вооруженных Сил из расчета участия в таком конфликте.

         Планирование, строительство, подготовка Вооруженных Сил в ближайшие годы должны быть направлены для разрешения конфликтов низкой интенсивности, представляющих в обозримом будущем наиболее вероятную угрозу мирному развитию нашей страны.

         В вопросах организации  защиты и обороны нашей страны учитываются доктринальные установки по проблемам обеспечения военной безопасности государств СНГ, прежде всего - участников Договора о коллективной безопасности. Лишь успешное проведение военной реформы позволит нам создать армию, которая будет способна надежно обеспечить внешнюю безопасность страны. 

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.