Учет материально-производственных запасов
Изменение лимита производится теми же лицами, которыми
предоставлено право его установления.
Отпуск материальных ценностей производится с тех складов ООО «Элитстройцентр»,
которые обозначены в лимитно-заборной карте. Кладовщик отмечает в
лимитно-заборной карте дату и количество отпущенных материалов, после чего
выводит остаток лимита по каждому номенклатурному номеру материалов. Сдача
складом лимитно-заборных карт в бухгалтерию производится после использования
лимита.
Бланк лимитно-заборной карты на ООО «Элитстройцентр» оформляется
вручную Требование-накладная форма № М-11 применяется для учета
движения материальных ценностей внутри ООО «Элитстройцентр» между структурными
подразделениями или материально ответственными лицами.
Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное
лицо структурного подразделения ООО «Элитстройцентр», сдающего материальные
ценности. Один экземпляр служит сдающему склад основанием для списания
ценностей, а второй -принимающему складу для оприходования ценностей.
Этими же накладными оформляются операции по сдаче на склад или в
кладовую остатков из производства неизрасходованных материалов, если они были
получены по требованию, а также сдача отходов от брака.
Накладную подписывает материально-ответственные лица
соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения
материалов.
Накладная на отпуск материалов на сторону форма № М-15 применяется
на ООО «Элитстройцентр» для учета отпуска материальных ценностей цехам своей
организации, или сторонними организациям на основании договоров и других
документов.
Накладную выписывает работник структурного подразделения ООО «Элитстройцентр»
в двух экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других
соответствующих документов и предъявления получателем доверенности на получение
ценностей, заполненной в установленном порядке.
Первый экземпляр передают складу ООО «Элитстройцентр» как
основание для отпуска материалов, второй-получателю материалов.
Карточка учета материалов (форма № М-17 применяется для учета
движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на
каждый номенклатурный номер материала и ведется материально ответственным лицом
(кладовщиком, заведующим складом). Записи в карточке ведут на основании
первичных приходно-расходных документов в день совершения операции.
Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 года № 78
утверждена форма № 1-т «Товарно-транспортная накладная» которая предназначена
для учета движения товарно-материальных ценностей на ООО «Элитстройцентр» и
расчетов за их перевозки автомобильным транспортом
Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:
1)товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей
и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и
оприходовании их у грузополучателей; 2) транспортного, определяющего
взаимоотношения грузоотправителей-заказчиков автотранспорта с организациями-
владельцами автотранспорта, выполнившим перевозку грузов, и служащего для учета
транспортной работы и расчетов грузоотправителей или
грузополучателей с организациями- владельцами автотранспорта за оказанные
им услуги по перевозке грузов.
Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом
составляется ООО «Элитстройцентр» для каждого грузополучателя отдельно на
каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.
Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах:
первый, остается у ООО «Элитстройцентр» и предназначается для списания
товарно-материальных ценностей;
второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и
печатями (штампами) и подписью водителя, вручается водителю;
второй- сдается водителем грузополучателю и предназначается для
оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза; третий и
четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами)
грузополучателя, сдаются владельцу автотранспорта. Третий экземпляр, служащий
основанием для расчетов, владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку
и высылает плательщику- заказчику автотранспорта, а четвертый-прилагается к
путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления
заработной платы водителю.
Глава 2. Организация и
методика синтетического и
аналитического учета материалов.
бухгалтерского
и налогового учета.
Методологические основы формирования в бухгалтерском учете ООО «Элитстройцентр»
информации о материально-производственных запасах организации установлены
Положением по бухгалтерскому учету «Учету материально-производственных запасов»
(ПБУ5/01)
В ПБУ 5/01 указано, что к бухгалтерскому учету в качестве
материально- производственных запасов принимаются активы:
-
используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве
продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания
услуг);
-
предназначенные для продажи;
- используемые для управленческих нужд организации.
Поскольку под активами в бухгалтерском учете понимаются денежное и
неденежное имущество предприятий и организаций, т.е. имущество, находящееся у
них в собственности, то соответственно МПЗ есть ничто иное, как определенная
часть имущества ООО «Элитстройцентр».
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что
материально-производственные запасы- это часть имущества организаций,
принадлежащая ей на праве собственности, выступающая в качестве оборотных
активов, к которым относятся:
-
сырье и материалы (включая вспомогательные материалы);
-
полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали;
-
топливо;
-
тара и тарные материалы;
-запасные части;
-инвентарь и хозяйственные принадлежности со сроком полезного
использования менее 12 месяцев- предметы (средства) труда, полностью (за один
производственный цикл или в течении менее 12 месяцев) переносящие свою
стоимость на созданную при их участии готовую продукцию (выполненные работы,
оказанные услуги);
-
прочие материалы;
-
готовая продукция;
-
товары.
К материалам ООО «Элитстройцентр» относятся материально-
производственные запасы, используемые при выполнении работ.
К вспомогательным материалам, относятся те, которые содействуют строительному
процессу(дерево, резина, кирпич, металл)
Рабочим планом счетов хозяйственно- финансовой деятельности ООО «Элитстройцентр»
определено, что указанные материально-производственные запасы отражаются в
учете на субсчете 10/1 «Сырье и материалы».
Инвентарь в ООО «Элитстройцентр» принадлежности- средства труда,
которые включаются в состав средств в обороте, относящиеся к общехозяйственным,
или общепроизводственным расходам.(столы, стулья, стеллажи, шкафы и т.д.)
Специальная одежда- средства индивидуальной защиты работников ООО «Элитстройцентр»
выполняющих вредные, опасные и грязные виды работ, а также осуществляющих
работы в особых температурных условиях. Эти средства предназначенные для защиты
работника от повреждений и от воздействия вредных веществ.
В состав специальной одежды входит: специальная одежда,
специальная обувь и предохранительные приспособления (костюмы, куртки, брюки,
халаты, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, респираторы, другие виды
специальной одежды).
Учет движения и наличия инвентаря и спецодежды на ООО «Элитстройцентр»
осуществляется, в соответствии с Планом счетов, на субсчете 10/9 за исключением
спецодежды, специального оборудования и специальных инструментов на складе. Для
учета указанного имущества используется субсчет 10/10 «Специальная одежда на
складе», предназначенный для учета поступления, наличия и движения специальной
одежды, находящейся на складах организации или в иных местах хранения, и
субсчет 10/11 «Специальная одежда в эксплуатации», на котором учитывается
поступление и наличие специальной одежды в эксплуатацию.
К топливу на ООО «Элитстройцентр» относятся следующие виды
материально- производственных запасов, предназначенных для эксплуатации
транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и
отопления:
-
нефтепродукты ( дизельное топливо, керосин, бензин и др.);
-
смазочные материалы(солидол, масло техническое);
-
газообразное топливо(газ).
Все виды топлива на ООО «Элитстройцентр» учитываются на субсчете
10/3 «Топливо»
Тара и тарные материалы- это вид материально- производственных
запасов используемый для упаковки, транспортировки, фасовки, хранения, сохранности,
сбережения товаров ООО «Элитстройцентр» и готовой продукции.
На субсчете 10/4 «Тара и тарные материалы» учитывается наличие и
движение всех видов тары а также материалов и деталей, предназначенных для
изготовления тары и её ремонта ( контейнера, ящики, мешки и др.)
Материально- производственные запасы, приобретенные или
изготовленные для нужд основной деятельности ООО «Элитстройцентр» и
предназначенные для производства ремонтов, замены изношенных частей машин,
оборудования, транспортных средств и т.п., относятся к запасным частям. В
соответствии с Планом счетов к запасным частям также относятся фонд
оборудования двигателей, узлов, создаваемый в ремонтных подразделениях ООО «Элитстройцентр».
Учет запасных частей на ООО «Элитстройцентр» осуществляется на
субсчете 10/5 «Запасные части»
Товарами могут быть как продукты труда других организаций или
физических лиц), так и природные ресурсы. В ст.38 НК РФ для целей
налогообложения приведено определение товаров которое является наиболее
обобщающим: «товаром признается любое имущество, реализуемое либо
предназначенное для реализации». Однако если для целей налогообложения под
товаром понимается любое реализуемое или приобретаемое имущество (включая
основные средства, готовую продукцию и т.п.) то для целей бухгалтерского учета
под товарами понимается только то имущество, которое приобретается
исключительно для перепродажи без переработки.
В ПБУ 5/01 определено, что товары являются частью материально-производственных
запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц
и предназначенных для продажи, поэтому для квалификации приобретенных МПЗ в
качестве товаров необходимо четко определять не конечный результат, а отсутствие
переработки.
Указанные классификации используют для построения синтетического и
аналитического учета, а также составления статистического отчета об остатках,
поступлении и расходе сырья и материалов в производственно эксплутационной
деятельности. Материалов на предприятии используется десятки наименований,
поэтому такая классификация им необходима, для ведения достоверного и
детального учета поступивших материалов.
Материалы в ООО «Элитстройцентр» принимаются к бухгалтерскому
учету по фактической себестоимости, которая исчисляется в зависимости от
способа приобретения данного имущества.
В основном, материалы поступают от поставщиков. При приобретении
материалов за плату у других организаций их фактическая себестоимость
складывается из всех затрат на приобретение, за исключением налога на
добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.
Фактические затраты включают:
- суммы уплаченные поставщикам в соответствии с договором;
-
суммы, уплачиваемые другим организациям за
информационно- консультационные услуги, связанные с приобретением запасов;
-
таможенные пошлины и иные платежи, не возмещенные
налоги уплачиваемые в связи с поступлением каждой единицы запасов (налог с продаж);
- вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям;
- затраты по заготовлению и доставке материально-
производственных запасов до места их использования, включая расходы по
страхованию грузов;
- иные затраты на приобретение материально-
производственных запасов.
Не включаются в фактические затраты на приобретение материальных
ценностей общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда
они непосредственно связаны с приобретением материалов.
При заготовлении различных видов материалов собственными силами ООО
фактическая себестоимость определяется в сумме фактических затрат на
производство соответствующего вида продукции согласно действующему порядку
формирования себестоимости.
Фактическая себестоимость материалов, внесенных в счет вклада в
уставной капитал организации, определяется на основе их денежной оценки,
согласованной учредителями. Если затраты по доставке берет себя принимающая
сторона, фактическая себестоимость материалов увеличивается на стоимость
произведенных расходов.
Фактическая себестоимость материалов, полученная безвозмездно, а
также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется
исходя из их текущей стоимости на дату принятия бухгалтерского учета.
Данные о действующей рыночной цене должны быть подтверждены
документально или экспертным путем. Если принимающая сторона берет на себя
расходы по доставке (транспортно-заготовительные расходы), фактическая
себестоимость материалов увеличивается на сумму произведенных затрат.
В ООО «Элитстройцентр» материалы списываются в производство по
средней себестоимости.
Для этого, сначала бухгалтер рассчитывает средние цены материалов,
отпущенных в производство исходя из среднемесячной фактической себестоимости.
При этой оценке средняя цена материала определяется так: стоимость всех
материалов, которые были отпущены в производство в течение месяца, надо
разделить на количество. Затем средняя цена умножается на количество
материалов, отпущенных в производство, и определяется себестоимость.
Рассмотрим понятие и оценку материалов в соответствии с
международными учетными стандартами. В соответствии со вторым международным
стандартом Финансовой отчетности (МСФО 2) «Запасы», материалы- это активы,
предназначенные для использования в производственном процессе или при
предоставлении услуг. Материалы должны оцениваться по меньшей из двух величин:
себестоимости и чистой реализационной стоимости. Себестоимость должна включать
все затраты на приобретение, затраты на переработку и прочие затраты,
понесенные для того, чтобы доставить запасы до места их настоящего нахождения и
состояния.
Затраты на приобретение материалов включает цену покупки импортные
пошлины и прочие налоги, транспортные-экспедиторские и другие расходы,
непосредственно относимые на приобретение материалов. Торговые скидки, возвраты
платежей и прочие аналогичные статьи вычитаются при определении затрат на
покупку.
Затраты на переработку материалов включают затраты,
непосредственно связанные с единицами продукции, такие, как прямые затраты
труда. К ним относят систематические распределяемые постоянные и переменные накладные,
производственные расходы, возникающие при переработке сырья в готовую
продукцию.
Прочие затраты не включаются в себестоимость материалов только в
той степени, к которой они сведены с доведением их до современного
местоположения и состояния.
Методы определения себестоимости материалов, согласно
международным стандартам - метод нормативных затрат и метод розничных цен.
Нормативные затраты учитывают нормативные уровни использования
материалов, труда, эффективности и мощности. Они регулярно проверяются и при
необходимости пересматриваются.
бухгалтерского
учета.
Материалы на
склад поступают от поставщиков на основании договоров.
Работа без
постоев на предприятии напрямую зависит от отдела материального снабжения,
который отвечает и участвует в:
·
приобретении
только необходимых товаров и услуг, принимая во внимание время их доставки,
качество и доступность сырья;
·
отражении
системой учета кредиторской задолженности общей величины кредиторской
задолженности организации;
·
таком
характере управления системой учета кредиторской задолженности, при котором
организация получила бы наибольшую прибыль.
Заказы на
приобретение делаются только после того, как одобрен
выбор поставщика (в отделе снабжения имеется перечень утвержденных
поставщиков). Ведение таких перечней сокращает время, расходуемое на
поиск необходимой информации, что при повторе заказа существенно
снижает затраты отдела снабжения. Такой перечень должен постоянно
пополняться новой информацией о товарах или возникающих проблемах с
действующими поставщиками.
Прежде чем
сделать заказ, его необходимо утвердить. Первый уровень утверждения находится в
отделе, сделавшем заказ (утверждение производится начальником отдела или другим
уполномоченным на это работником). Может сложиться ситуация, при которой
полномочий этого уровня станет недостаточно и утверждение заказа должно будет
происходить на уровне более высоком. Работник, утвердивший заказ, должен либо
сделать соответствующую пометку, либо проставить именной код в бланке заказа.
Полномочия
работников при утверждении заказов ограничены. При превышении установленного
лимита требуется утверждение на более высоком уровне: полномочия на
санкционирование капитальных затрат почти всегда ограничиваются, при этом
важные проекты утверждаются высшей администрацией — обычно на уровне Правления.
Деятельность
отдела снабжения, насколько это возможно, централизована, чтобы достичь
максимальной экономии и эффективности при заказах. Для приемки МПЗ отводится
специальное место, так как это минимизирует затраты как на саму приемку, так и
на хранение товара и предотвращает возможность потерь. Многоэтапная доставка и
наличие нескольких мест хранения материала повышают степень риска его потерь
ввиду хищений, увеличивают затраты на хранение, приемку и транспортировку, а
также могут привести к внутреннему беспорядку и задержкам при получении
необходимых документов и материалов.
Полученные материалы
принимаются только при наличии на них утвержденного заказа. Копия каждого
утвержденного заказа отправляется на склад-получатель заказанных товаров.
Заказы, подлежащие получению, постоянно контролируются на предмет выявления
возможных задержек сроков поставок. Отдел снабжения производит с поставщиками
сверку по невыполненным заказам.
Перед
оприходованием МПЗ должны пройти процесс приемки. Приемка включает в себя
процесс проверки товара как по количеству, так и по качеству, при этом она
может проводиться на основе выборочного исследования (в случае больших партий)
и включать специальный анализ (например на степень химической очистки). В
приходном ордере должны указываться дата приемки, ее результаты и фамилии лиц,
принявших товар.
Возврат товаров
поставщикам должен точно документироваться. Ошибочно поступившие (не соответствующие
заказу) или дефектные товары, выявленные в процессе приемки, хранятся и
учитываются отдельно. Отказ от акцепта на месте приемки оформляется Актом
приемки материалов (форма № Н-7), который отсылается поставщику вместе с
документацией, поясняющей причины отказа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|