Учет и аудит вексельного обращения
Дебет
счёта 60/3 ''Расчёты с поставщиками и подрядчиками''
субсчёт
''Векселя выданные''
Кредит
счёта 62 ''Расчёты с покупателями и заказчиками''
8
НДС по полученным материалам относится на
возмещение бюджетом на сумму 2 тыс. руб.
Дебет
счёта 68 ''Расчёты с бюджетом''
Кредит
счёта 19 ''НДС по приобретённым ценностям''
9
НДС за отгруженную продукцию, по которой выдан
переводной вексель, относится на расчёты с бюджетом по НДС - 2 тыс. 200 руб.
Дебет
счёта 76 ''Расчёты с разными дебиторами и кредиторами''
Кредит
счёта 68 ''Расчёты с бюджетом''
Если переводной
вексель не был акцептован и оплачен, векселедержатель совершает протест по
векселю.
Под вексельным
протестом понимается официально удостоверенное требование платежа и его
неполучение.
Векселедержатель
для совершения протеста должен предъявить неоплаченный вексель в нотариальную
контору по месту нахождения плательщика.
Действующее
законодательство предусматривает предъявление векселей в нотариальные конторы
для совершения протеста в неплатеже на следующий день после истечения даты
платежа по векселю, но не позже 12 часов следующего после этого срока дня.
Нотариальная
контора, в день принятия векселя к протесту, предъявляет плательщику
требование о платеже или акцепте векселя.
Если после этого
последует платеж, нотариальная контора, не произведя протеста, возвращает
вексель плательщику с надписью по установленной форме на самом векселе о
получении платежа и других причитающихся сумм. Если плательщик сделал отметку
об акцепте на переводном векселе, вексель возвращается векселедержателю без
протеста.
Если на требование произвести акцепт
или платеж векселя плательщик отвечает отказом, нотариусом составляется акт по
установленной форме о протесте в неплатеже или неакцепте, одновременно он
делает запись в реестре, а также отметку о протесте в неплатеже или неакцепте
на самом векселе.
Если протест
совершен своевременно, то наступают следующие последствия:
1) органы суда
вправе выдать судебные решения по искам, основанным на опротестованных
векселях;
2) наступает
ответственность по простому векселю -надписателей, а по переводному векселю -
надписателей и векселедателя;
3)
векселедержатель, неся определенные издержки, вызванные совершением протеста
векселя и неполучением платежа по нему, вправе требовать с обязанных лиц
большую сумму, чем указано в векселе. Согласно "Положения о переводном и
простом векселе" величина обратного требования векселедержателя включает
в себя следующее:
1. Неуплаченная
вексельная сумма.
2. 6% годовых,
начиная со дня срока платежа по векселю по день удовлетворения.
3. Пеня в размере 3% годовых, считая со
дня срока платежа по день действительного получения векселедержателем от
кого-либо из обязанных лиц требуемых денег.
4. Издержки,
связанные с протестом.
Из этих правил
видно, что чем позже произойдет выкуп опротестованного векселя, тем больше
сумма требования по нему.
В
соответствии с пунктом 6 письма Минфина РФ № 62 от 16 июля 1996 года, сумма
начисленных расходов по опротестованию векселя отражается по дебету счёта 99
''Прибыли и убытки'' и кредиту счёта 76 “Расчёты с разными дебиторами и
кредиторами” субсчет 2. “Расчеты по претензиям”. Перечисление указанных сумм
показывается по дебету счёта 76 “Расчёты с разными дебиторами и
кредиторами” субсчет 2. “Расчеты по претензиям” и кредиту счетов учёта денежных
средств.
Выкупив
опротестованный вексель, векселедатель переводного векселя становится
кредитором плательщика. По дебету счета 76 “Расчёты с разными дебиторами и
кредиторами” субсчет 2 “Расчеты по претензиям” должна числится задолженность
плательщика перед векселедателем переводного векселя.
Коммерческие банки широко используют в своих операциях векселя. В
частности они осуществляют покупку (учет, дисконтирование) товарных векселей.
Поэтому при раскрытии темы “аудит вексельного обращения” рассмотрена схема
учета и налогообложения операций по продаже товарных векселей банкам. Покупка
товарных векселей банками, как правило, осуществляется ниже номинала.
Предприятие А получило за
отгруженную продукцию вексель от предприятия Б на сумму 13 тыс.руб. Стоимость
отгруженной продукции в оплату которой получен вексель, по расчетным
документам 10тыс.руб., НДС - 2 тыс.руб. Вексель был реализован коммерческому
банку по цене 12 тыс.руб. При получении векселя в бухгалтерском учете были
сделаны следующие записи.
1 Стоимость отгруженной
продукции вместе с НДС – 12 тыс. руб.
Дебет счёта 62 ''Расчёты
с покупателями и заказчиками''
Кредит счёта 90
''Реализация продукции''
2 НДС по отгруженной
продукции 2 тыс. руб.
Дебет счёта 90
''Реализация продукции''
Кредит счёта 76
''расчёты с разными дебиторами и кредиторами''
3
На сумму отгруженной продукции вместе с НДС (12 тыс. руб.)
Дебет счёта 62/3 ''Расчёты с покупателями и заказчиками''
субсчёт ''Векселя полученные''
Кредит счёта 62 ''Расчёты с покупателями и заказчиками''
4
Один тыс.руб. на разницу между вексельной суммой и стоимостью отгруженной
продукции вместе с НДС
Дебет
счёта 62/3
субсчёт
''Векселя полученные''
Кредит
счёта 91 " Прочие доходы и расходы ".
субсчёт
''Доходы по векселям''
В
налогооблогаемую прибыль проценты по векселю не включаются, поскольку для целей
налогообложения применяется метод выручки по оплате.
5
На первоначальную сумму по векселю (вексельную сумму) 13 тыс. руб.
Дебет счёта 91 " Прочие доходы и расходы ".
Кредит счёта 62/3 ''Расчёты с покупателями и заказчиками'
субсчёт ''Векселя полученные''
6
На сумму , за которую куплен вексель – 12 тыс. руб.
Дебет счёта 51 ''Расчётныё счёт''
Кредит счёта 91 " Прочие доходы и расходы ".
7
Определяется финансовый результат от продажи векселя 1 тыс. руб.
Дебет счёта 99 ''Прибыли и убытки''
Кредит счёта 91 " Прочие доходы и расходы ".
После
покупки векселя банком, вексель считается оплаченным и сумма НДС по отгруженной
продукции, в оплату которой был получен вексель, относится на расчёты с
бюджетом.
8
Сумма НДС по отгруженной и оплаченной продукции – 2 тыс. руб.
Дебет счёта 76 ''Расчёты с разными дебиторами и кредиторами''
Кредит счёта 68 ''Расчёты с бюджетом''
Изменения
должны произойти в налоговом учёте, т. е., в расчёте налогов за данный отчётный
период, в котором был выкуплен вексель.
Так как вексель
считается оплаченным, проценты по нему (разница между вексельной суммой и
суммой отгруженной продукции по расчётным документам) включаются в
налогооблагаемую базу прибыли и облагаются налогом по ставке 24%.
При
проведении аудиторской проверки операций с векселями необходимо учитывать все
вышеизложенные факторы.
При
исследовании аудита вексельного обращения были использованы данные по предприятию
ООО “Тольяттикаучук”.
При
аудите вексельного обращения на ООО “Тольяттикаучук” в первую очередь
анализировалась методика учета и налогообложения
операций по учету вексельного обращения. Анализ показал, что методика полностью
соответствует нормативным актам, действующим в Российской Федерации в
проверяемом периоде.
В соответствии с задачами аудита проверялась правильность
отнесения векселей к активам и пассивам организации.
Организация использует в основном финансовые векселя, но были и
случаи расчетов товарными векселями. Синтетический и аналитический учет
векселей ведется в разрезе их видов.
В установленные учетной политикой сроки проводится инвентаризация
векселей, в бухгалтерском учете отражаются все её результаты.
Налоговое законодательство по операциям, связанным с вексельным
обращением соблюдается.
На ООО “Тольяттикаучук” учетной политикой предприятия определено
использование следующих счетов и субсчетов:
Счет
58 “Краткосрочные финансовые вложения”;
Счет
58 с/счет “Векселя полученные (финансовые)”;
Счет
62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” в разрезе субсчетов “Векселя”;
Счет
76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” в разрезе субсчетов “Учет
остатков по векселям”, “Векселя выданные”, “Расчеты по векселям”;
Счет 91 " Прочие доходы и
расходы " в разрезе субсчетов “Прибыль по
векселям”, “Убытки по векселям”;
Счет
98 “Доходы будущих периодов” в разрезе субсчета “доходы будущих периодов по
векселям”;
Счет
66 “Краткосрочные займы” субсчет “Векселя заемные”
В
качестве основы аудита на предприятии могут быть использованы первичные
документы, такие как журналы учета векселей, журналы регистрации
приема-передачи векселей, платежные поручения.
Кроме того, договора купли-продажи, бланки ценных бумаг, договора
займа.
По
вопросу инвентаризации можно использовать оформляемые формы первичной
документации: Приказ (распоряжение) о составе инвентаризационной комиссии,
Ведомость результатов инвентаризации, инвентаризационная опись ценных бумаг и
бланков строгой отчетности.
Результаты
проверки первичных документов на ООО “Тольяттикаучук” сопоставлялись с данными
бухгалтерского учета. Эта процедура подтвердила правильность составления
бухгалтерского баланса и приложений к нему и правильность отражения в нем
операций связанных с оборотом векселей.
Учетная
информация по предприятию бралась из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях
и убытках, главной книги.
При
проверке вексельного обращения на ООО “Тольяттикаучук” устанавливается
правильность взаимосвязи между каждой статьей бухгалтерского отчетности и
соответствующими счетами бухгалтерского учета. Тождественность сумм статей
баланса и отчетности по расчетам с финансовыми, налоговыми органами,
внебюджетными фондами установлена. Проверяется состав и содержание показателей
квартальной отчетности. На основании проверки по каждой форме бухгалтерской
отчетности сопоставляются показатели формы отчетности с остатками и оборотами
по счетам Главной книги или соответствующим регистрам аналитического учета.
По
данным описаний выполненных аудиторских процедур на ООО “Тольяттикаучук” и
полученных результатов можно сформировать мнение о достоверности бухгалтерской
и финансовой отчетности и соответствии ее нормативным документам. То есть учет
векселей и операций с ними на предприятии ведется без нарушений, данные
бухгалтерского учета и отчетности достоверны.
Глава
3. Применение автоматизации учета векселей в
процессе аудита
Бухгалтерский учет
характеризуется рядом особенностей, которые предъявляют свои, специфические
требования, как к используемым программным средствам, так и к возможностям
вычислительной техники. К таким особенностям относятся следующие:
-система бухгалтерского
учета охватывает весь процесс производства, поэтому совокупность учитываемых
явлений, факторов и процессов имеет разнообразный характер, а учетные
множества имеют большое количество различных элементов. Это предполагает
большой объем постоянной и переменной информации, а потому используемые ЭВМ
должны обладать большой внешней памятью.
-алгоритмы обработки
информации производят несложные арифметические действия и сложные логические
операции.
-между различными
учетными объектами существуют сложные связи. Это означает, что осуществляемые
хозяйственные операции затрагивают каждое их изменение, которые своевременно
отражаются в учете и становятся в учете и становятся одновременно доступными.
Следовательно, ЭВМ должны обладать системой поддержки и возможностью
управления большими динамическими массивами.
-система бухгалтерского
учета призвана регистрировать все явления и факторы, которые вызывают изменения
средств и их источников при условии, что информация возникает в различных
местах. Используемые для этого технические средства должны обладать
конкретными, а не универсальными возможностями, их следует размещать в местах
возникновения и регистрации информации.
Автоматизация учетного
процесса не только обеспечивает ряд общеизвестных преимуществ, но и частично
изменяет и саму методику бухгалтерского учета. В частности это проявляется в
следующем:
-при внедрении системы
автоматизированного документирования, при которой первичный документ создается
на машинном носителе, а в случае необходимости копия его создается на бумажном
носителе, появляется возможность одновременно с разработкой документа
формировать типовые бухгалтерские проводки, что значительно сокращает учетный
процесс и позволяет своевременно создавать необходимые отчеты.
-повышает аналитичность
расчетов за счет возможности добавления дополнительных признаков аналитики к
отдельным бухгалтерским счетам, а в результате на этих счетах кроме учетных
данных могут отражаться плановые или нормативные показатели.
-ускоряется процесс
калькулирования за счет увеличения скорости выполнения арифметических расчетов,
повышается аналитичность информации калькуляционных листов за счет
одновременного привлечения большего круга статей.
-быстрее происходит
процесс формирования бухгалтерской отчетности и, следовательно, сокращается
отчетный период. Баланс, в случае необходимости, можно по запросу формировать
ежедневно, еженедельно. Повышается достоверность и аналитичность отчетности.
Перевод бухгалтерского
учета на автоматизированную форму учета одновременно с увеличением скорости
учетного процесса, обеспечением простоты и доступности при работе с документами
являются важными элементами учетной политики любого предприятия.
Основная
задача бухгалтерского учета состоит в том, реагировать и отслеживать любые
(внутри и вне предприятия) перемещения материальных ценностей и денежных
средств, пока эти средства и ценности принадлежат предприятию. Из множества
совершаемых хозяйственных операций бухгалтерский учет выделяет лишь фактические
и совершенные события, связанные с деньгами и имуществом, имеющим стоимость.
Программа “1C: Бухгалтерия” является хорошим средством для быстрого вхождения в
бухгалтерский учет, поскольку в ее основу положена на базовая модель
бухгалтерского учета. Программа построена по тому же принципу, что и работа
самой бухгалтерии предприятия.
Это
действительно универсальная программа, применимая для разных сфер деятельности.
Несмотря на то, что на различных предприятиях применяются разные планы счетов,
различные схемы учета, различные формы первичных документов и отчетности — все
они за короткий срок осваивают универсальные возможности этой программы.
Достаточно выполнить несложную настройку справочников и ввод начальных
остатков, а дальше, введя начальные остатки и пользуясь стандартными отчетами,
можно получать из них необходимые для работы данные.
При ручной
технике учета занесение проводок в Журнал операций является работой простой по
технике исполнения, но исключительно трудоемкой из-за большого числа
проводок. Выполнение ее приводит к ошибкам, поиск которых занимает много
времени. Программа “1-С: Бухгалтерия” позволяет осуществлять эту работу почти
мгновенно. Ввод любой проводки в Журнал операций приводит к изменению
результатов по всем счетам, связанным с данной проводкой. Исправление ошибочной
суммы в проводке приводит к автоматическому пересчету всех связанных с нею
оборотов и сальдо.
Объекты
аналитического учета в программе получили название субконто. Это обобщенное
понятие является замечательным изобретением в организации системы аналитического
учета. Материалы, товары, поставщики, подотчетные лица — все это — субконто.
Субконто группируются по видам и спискам. Вид субконто — это справочник
(список), строками которого являются объекты (субконто) данного вида.
Несмотря на то,
что данная программа обеспечивает полный цикл автоматизации бухгалтерского
учета, ее можно использовать совместно с другими программами. Если, к примеру,
на предприятии имеется другая, более удобная система расчета заработной платы
или учета товаров на складе, их можно использовать совместно с рассматриваемой
программой. Для этого программа содержит функции выгрузки и загрузки проводок в
текстовом формате. Проводки и итоги из программы “1-С: Бухгалтерия” можно
переносить в другие программы.
Программа
позволяет, описав один раз форму любого бухгалтерского документа и правила
формирования его реквизитов, автоматически рассчитать и напечатать необходимое
количество его экземпляров (с проводками по каждой строке документа).
Программа
полностью исключает возможность ввода проводок без первичного документа,
обеспечивает просмотр не только итоговых данных прямо со своего компьютера, но
и обращение непосредственно к каждому исходному документу. Наличие в Журнале
операций автоматически сформированных на основании данных первичных документов
аналитических проводок по всем основным операциям позволяет отслеживать
картину хозяйственного и финансового состояния на каждый момент времени.
Программа
обеспечивает:
— ведение
синтетического и аналитического учета применительно к потребностям
предприятия;
— ведение количественного
и многовалютного учета;
— получение всей
необходимой отчетности и разнообразных документов по синтетическому и
аналитическому учету;
— полную
настраиваемость — возможность изменять и дополнять план счетов, систему
проводок, настройки аналитического учета, форм первичных документов и
отчетности;
— возможность
автоматической печати выходных и первичных документов.
Для повышения
удобства работы пользователей программа включает:
— систему
контекстной помощи с описанием возможных действий в каждом режиме;
— меню действий,
содержащее сведения о действиях, доступных в текущем режиме, позволяющее
выбрать любое из них;
—функцию ведения
резервных копий информации;
— средства
ведения архива документов;
— встроенный
текстовый редактор и редактор документов произвольной формы;
— калькулятор с
возможностью расчета на нем остатков и оборотов по счетам и субконто;
— табло счетов,
позволяющее отслеживать в процессе работы интересующие сведения.
План счетов - основа ведения бухгалтерского
учета. Перед тем как начать работу, необходимо просмотреть какая система
счетов заложена в программу "1С: Бухгалтерия". При необходимости эта
система счетов может быть откорректирована в соответствии с потребностями
предпринимателя.
Для просмотра и корректировки плана счетов
следует выбрать пункт главного меню Операции, а в ней - команду Счета. На
экран будет выведен план счетов бухгалтерского учета. План счетов
представляется в виде списка, имеющего четыре графы:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|