Учет и аудит вексельного обращения
Учет и аудит вексельного обращения
Содержание
Введение 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ВЕКСЕЛЯ 7
1.1 Вексельное
законодательство в России 7
1.2 Сущность векселя 13
1.3 Классификация
векселей 18
1.4 Особенности
обращения векселей в России 24
1.5 Технико
–экономическая характеристика ООО “Тольяттикаучук” 28
ГЛАВА 2. УЧЕТ И АУДИТ ВЕКСЕЛЬНОГО ОБРАЩЕНИЯ 30
2.1 Цели проверки
учета операций с векселями и источники информации 30
2.2. Учет и аудит
расчетов и налогообложения операций с векселями. 33
2.3. Учет и аудит
операций с векселями полученными. 46
2.4. Учет и аудит
операций с выданными простыми товарными векселями. 53
2.5. Учет и аудит
операций с выданными переводными товарными векселями. 56
2.6. Учет и аудит
операций по продаже товарных векселей 60
2.7 Аудит вексельного
обращения на примере ООО Тольяттикаучук” 62
Глава 3.
Применение автоматизации учета векселей в процессе аудита 65
3.1 Особенности
бухгалтерской программы “1-С: Бухгалтерия” и работы с ней. 65
3.2 Использование
программы “1-С Бухгалтерия” при учете векселей. 69
Заключение 74
литература 77
Приложения 82
На рынке ценных бумаг возрастают объемы операций с
векселями. При использовании векселей в хозяйственной практике, предприятия и
организации сталкиваются с большим количеством вопросов и проблем, как в области
методологии учета, так и в налогообложении.
Поэтому особо актуальной является тема аудита вексельного
обращения.
Вопросы связаны с
тем, что практика применения векселей в хозяйственной деятельности предприятий
ушла на много вперед нормативной базы, регламентирующей данные операции.
Федеральный Закон РФ "О простом и переводном векселе" до сих пор не
принят. В качестве нормативной базы могут применяться только Постановления
Правительства РФ, отдельные письма Минфина РФ и ГНС РФ.
В международной
практике вексельное обращение регулируется Женевской Конвенцией 1930 г.,
установившей единообразный закон о простом и переводном векселе. Конвенция
вступила в силу 1 января 1934 г.
Законодательно
регулировалось вексельное обращение "Положением о переводном и простом
векселе", утвержденным постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г.
N 104/1341.
Вексельное
обращение в России стало возможно с 1991 г., когда постановлением Верховного
Совета РСФСР от 24 июня 1991 г. "О применении векселей в хозяйственном
обороте" было легализировано на всей территории страны во внутренних
расчетах "Положение о простом и переводном векселе".
Вслед за
названным постановлением, ЦБ России были разработаны "Рекомендации по
использованию векселей в хозяйственном обороте", которые были утверждены
письмом ЦБ РФ от 09.09.1991 г. N 14-4/30. В рекомендациях очень подробно
расписаны реквизиты векселей, как он оформляется, в какие сроки, даны пояснения
к основным терминам, используемым в вексельном обращении.
Действующие в РФ
нормативные акты, регулирующие вексельные правоотношения, основаны на
международных договорах, в частности на Женевской Конвенции 1930 г. В главе 7
первой части Гражданского кодекса РФ, отмечено, что международные договора РФ
являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы
РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые
предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила
международного договора.
В настоящее время
в хозяйственной практике широко используются два вида векселей: финансовые
(банковские) и товарные (коммерческие) векселя. В названиях и тех и других
используется слово "вексель". Но эти два вида векселей имеют разную
нормативную базу, разные схемы отражения в бухгалтерском учете, разное
налогообложение доходов по операциям с их использованием.
Цель работы -
рассмотреть существующие виды векселей, их нормативное регулирование,
правильность отражения в бухгалтерском и налоговом учете.
Для достижения
поставленных целей в работе ставятся следующие задачи, определяющие внутреннюю
структуру работы:
В первом разделе
дипломной работы даётся характеристика ценных бумаг в общем виде и технико –
экономическая характеристика исследуемого предприятия.
Во втором разделе
рассматривается учет и аудит операций с векселями.
В третьем разделе
рассматривается возможность использования бухгалтерской программы
“1-С:Бухгалтерия” при аудите операций с векселями.
В качестве
объекта исследования рассматривается аудит вексельного обращения. Предметом
исследования является, в частности, операции с векселями и их отражение в
бухгалтерском учете на основе предприятия ООО “Тольяттикаучук”.
Информационной основой исследования
являются официальные источники, материалы публикуемые в периодической печати,
законодательные и нормативные документы, регламентирующие данную проблему,
учебные пособия.
В России вексель
начал действовать в эпоху Петра I из-за опасности перевозки денег из одного
города в другой. Эти векселя имели название- казначейские. В 1709 году в России
был опубликован первый вексельный устав. Затем в 1832г. появляется Устав о
векселе, вошедший в Свод законов 1857г. Третий российский вексельный устав
принимается в 1902г. по аналогии с Германским 1848г., что заметно оживляет
вексельное обращение в дореволюционной России. В ту пору существенным отличием
от иностранных векселей была долгосрочность (до 12 мес.) российских веселей, в
отличие максимального 3-х месячного срока западных обязательств. Если смотреть
активность работы банков с векселями, то за 1911г. Азовско-Донской банк учёл
600 тыс. векселей, а Волжско-Камский -400 тыс. векселей. Госбанк выдавал ссуды
под простые векселя.
В 1917г.
вексельное право было ликвидировано, и только 20 марта1922г., в период НЭПа,
появляется Положение о векселе, как о форме предоставления коммерческого
кредита для торговых сделок. Во время кредитной реформы 1930-1932гг.,
обусловившей переход к политике централизации планирования и государственного
регулирования экономики, вексельное право вновь было ликвидировано.
Постановлением
от 7 августа 1937г. ЦИК и СНК СССР утвердил Женевскую конвенцию, которая
определила вексель как строго формальное, безусловное, абстрактное, денежное и
передаваемое обязательство. Важным положением этой конвенции явилась также
солидарная ответственность всех заинтересованных по векселю лиц, что было
узаконено ещё в 1673г. во Франции. Однако векселя на внутрироссийском рынке до
1990г. не использовались.
Новейшая история
векселей в России, как известно, началась в 1990 г. с Положения о ценных
бумагах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. №
590, в котором подтверждался порядок выпуска и обращения векселей в России.
Векселю там посвящались пункты 40-43 и 48. В пункте 40 давалось определение
векселя, причем, весьма неудачное, пункты 41-43 воспроизводили нормы статей 1,
75, 2 и 6 “Положения о векселях”, а пункт 44 отсылал к этому Положению всех
желающих получить более подробные разъяснения. Пункт 48 декларировал, что
“обращение векселей осуществляется под общим контролем Госбанка СССР”, который
за последующие полтора года так и не нашел времени этим заняться. Однако
недостаток нормативной базы в те годы по данному фондовому инструменту можно
объяснить тем, что тогда бюджет нашей страны был не столь дефицитным, глобальных
неплатежей в народном хозяйстве не существовало, и весь народнохозяйственный
механизм функционировал более или менее нормально. Текст “Положения о
переводном и простом векселе” был повторно утвержден постановлением Президиума
Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 г. (которое в дальнейшем было отменено
со дня вступления в силу Федерального закона “О простом и переводном
векселе”). При этом не было отменено действие положения 1937 г. Таким образом,
до недавнего времени в России действовали два практически идентичных
“Положения” о векселях. Разница между ними была только лишь в двух моментах:
1) Положение 1937
г. разбито на статьи, а положение 1991 г. - на пункты.
2) В Положении
1937 г. употребляется термин “переводной”, в то время как Положение 1991 г.
настаивает на транскрипции “переводный”.
31 мая 1991 г.
были приняты Основы гражданского законодательства СССР, где статья 31 “Основ”
еще раз отнесла векселя к ценным бумагам, а статья 35 сформулировала
определение векселя, впоследствии принятое в Гражданском Кодексе (ГК) РФ.
24 июня 1991 г.
Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление “О применении векселя в
хозяйственном обороте РСФСР” № 1451-1, которое разрешает хозяйствующим
субъектам осуществлять поставку продукции (выполнять работы, оказывать услуги)
в кредит с взиманием с покупателей (потребителей, заказчиков) процентов,
используя для оформления таких сделок векселя. Использование векселей в РФ
основано также на утвержденном этим постановлением Положении “О переводном и
простом векселе” и письмом Центрального банка РФ от 9 сентября 1991 г. №
14-3/30 “О банковских операциях с векселями”, которым были утверждены
рекомендации по использованию векселей в хозяйственном обороте, преследовавшие
целью “более полное понимание специалистами финансовых институтов значения и
механизма использования векселей в хозяйственном обороте”. Однако этого письма
оказалось явно недостаточно, поскольку в то время вексель широко использовался
ими в качестве депозитного сертификата. Законодательным актом, приведшим к
векселезации всей страны, стал Указ Президента РФ от 19 октября 1993г. № 1662
“Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их
своевременное проведение”. Пункт 3 этого указа предписывал “...осуществить
переоформление коммерческими финансовыми структурами просроченной кредиторской
задолженности предприятий и организаций всех форм собственности по состоянию
на 1 января 1993 г. срочными долговыми обязательствами (простыми финансовыми
векселями единого образца)”. Однако этот Указ был подвергнут критике со стороны
специалистов фондового рынка, а также в письме тогдашнего председателя
Центрального банка РФ В.В. Геращенко на имя президента РФ (№ 01-17/692 от
28.03.93 г.). Критические замечания касались механизма реализации Указа и
юридических терминов “товарный вексель” и “финансовый вексель”, которые
являются по сути экономическими категориями. В его продолжение издается Указ от
23 мая 1995 г. № 1005 “О дополнительных мерах по нормализации расчетов и
укреплению финансовой дисциплины в народном хозяйстве” (векселю посвящены
пункты 3 и 4), а в развитие норм этих указов - постановление Правительства РФ
от 26 сентября 1994 г. № 1094 “Об оформлении взаимозадолженности предприятий и
организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения”.
Последним актом было, в частности, рекомендовано при проведении расчетов с
использованием векселей применить стандартные бланки (пункт 1), образцы которых
были утверждены в качестве приложений к постановлению. Министерству финансов РФ
было поручено обеспечить централизованное изготовление бланков и реализовать их
по установленной цене юридическим лицам. Этим же постановлением предприятиям
рекомендовалось выпускать собственные векселя на срок, не превышающий 180
дней. Однако все названные указы и постановления плохо претворяются в жизнь и
чаще всего не дают сколько-нибудь положительного эффекта. Например, всем
известные векселя энергетиков выпускаются на срок не менее одного года.
Кроме того, как
отмечают юристы, “само выделение вексельного права и его обособленное развитие
как от торгового, так и от гражданского права было обусловлено его подчинением
в свое время нормам особых европейских купеческих обычаев, сведенных к
законодательным нормам уже во времена позднего средневековья”. Эти обычаи до
сих пор регулируют ряд вопросов, не отраженных в конвенционном
законодательстве. Таких обычаев было чрезвычайно мало и в дореволюционной, и в
нэповской России, да и те, что были, скорее заимствованы из европейской
практики. Их отсутствие крайне отрицательно сказывается на развитии вексельного
обращения в нынешней России.
Многие
специалисты отмечают, что в нашей стране фактически нет федерального
вексельного закона [51,158], так как в соответствии с Конституцией РСФСР в
компетенцию Президиума Верховного Совета не входило принятие нормативных актов
в этой области (имеется в виду постановление Президиума Верховного Совета РСФСР
№1451-1 от 24.06.91 г., регламентирующее обращение векселей). Кроме того,
данное постановление не содержит ссылки на постановление ЦИК и СНК СССР
№104/1341 от 07.08.37 г., утвердившее “Положение о простом и переводном
векселе”.
До недавнего
времени велись горячие споры между Федеральной комиссией по ценным бумагам
(ФКЦБ), Центральным банком РФ и Государственной думой по поводу обращения бездокументарных
векселей. Так, например, Центральный банк РФ своей телеграммой № 99-96 от 5
июля 1996 г. в приказном порядке рекомендовал коммерческим финансовым
институтам отказаться от проведения операций с векселями в безналичной форме.
Вероятнее всего, что Банк России усматривал в обращении бездокументарных
векселей конкуренцию денежной форме расчетов. И в этом есть своя доля правды,
так как депозитарии, имеющие развитые корреспондентские отношения, осуществляют
операции по безналичному перечислению ценных бумаг[24,245].
21 февраля
Государственная Дума РФ, а 11 марта 1997 г. и Президент ратифицировали
долгожданный федеральный закон “О простом и переводном векселе”. Реально же он
вступил в действие 18.03.97 г. (обычно законодательные документы вступают в действие
в момент опубликования) за номером № 43-ФЗ. Юристы выделяют в этом документе
следующие моменты.
1. Согласно
данному закону утрачивает силу постановление Верховного Совета РСФСР от
24.06.91 г. № 1451-1; на территории РФ действует постановление ЦИК и СНК СССР
от 07.08.37 г. № 104/1341, поскольку РФ, являясь преемницей СССР, участвует в
Женевской конвенции, устанавливающей единый вексельный закон.
2. С момента
вступления в силу Закона РФ ее субъекты, городские, сельские поселения и другие
муниципальные образования имеют право обязываться по простому и переводному
векселю только в случаях, специально предусмотренных федеральным законом (т.е.
согласно ст. 2 закона, по мнению юристов, в общем случае это фактически
является запретом). Хотя о том, какие это случаи данный закон умалчивает.
Однако на векселя, выпущенные Российской Федерацией или ее субъектами до
вступления в силу настоящего закона, эта норма не распространяется и они
сохраняют статус государственных ценных бумаг.
3. Согласно ст. 4
“переводной и простой вексель должен быть составлен только на бумаге”
(практически же это - запрет на бездокументарную форму).
Конечно, вопросы
законодательства являются основополагающими для обеспечения правовой среды
существования бизнеса, но не менее сильное влияние оказывает на его развитие
макроэкономическая нестабильность в России, непоследовательность в управлении,
бездействие механизмов разграничения полномочий федеральных органов, отсутствие
опыта, элементарной культуры и предпринимательской этики, неразвитость рыночной
инфраструктуры. Все это привело к гипертрофированному развитию векселя как
средства платежа, превратившему его в своеобразный суррогат денежных средств.
Скрытая эмиссия векселей, проводимая предприятиями-монополистами и не имеющая
под собой реального покрытия, ведет к завышению цен на выпускаемую продукцию
(электроэнергия, тепло, газ, транспорт) и к новому витку инфляции.
Принятие закона
позволяет предположить, что ситуация в сфере вексельного обращения наконец-то
стабилизируется. Этому должна способствовать разработка Вексельного уложения,
то есть кодифицированного свода законов и других нормативных актов, относящихся
к сфере вексельного обращения, где будут корректироваться некоторые положения
единого закона, исходя из российской специфики, либо определятся какие-то новые
подходы.
Такие шаги, как
запрет бездокументарной формы векселей, ограничение их выпуска федеральными и
муниципальными органами власти, ужесточение процедур протеста векселя и
взыскания вексельной суммы должны привести к упорядочению вексельного
обращения, снижению доли так называемых фиктивных векселей, а также к тому, что
вексель станет преимущественно обслуживать коммерческий (товарный) оборот, как
это происходит в развитых странах Запада.
Подведя итог,
хочется сделать такой вывод, что несмотря на обилие документов, за последние
60 лет вексельное законодательство России претерпело следующие изменения -
появление закона, регулирующего банковские операции с векселями (норматив №13),
принятие законодательных норм, запрещающих бездокументарный выпуск векселя
всеми коммерческими финансовыми структурами и выпуск векселей органами
государственной власти.
Хочется так же
добавить, что вексель становится популярной
ценной бумагой на фондовом рынке России. Это обусловлено относительной простотой,
развитостью форм и длительной мировой практикой применения этого долгового
обязательства. При переходе от рынка продавца к рынку покупателя он будет
играть все большую роль в торговом обороте, поэтому весьма важно наличие
проработанного вексельного законодательства и, главное, активное и постоянное
внимание со стороны государства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|