Сущность и содержание бухгалтерского учёта в современных условиях хозяйствования
p> Бухгалтерский баланс является способом обобщения и группировки
хозяйственных средств организации (по видам и размещениям, источникам
формирования и целевому назначению) в денежном измерителе на определенный
момент времени. Он содержит информацию об имущественном и финансовом
положении организации. Бухгалтерский счет — это специальный прием, который позволяет
осуществлять экономическую группировку хозяйственных средств и текущий учет
однородных хозяйственных операций. Бухгалтерский счет открывается на каждый
отдельный объект учета; вид хозяйственных средств или их источников или
хозяйственный процесс. Совокупность счетов представляет собой систему
формирования и сохранения информации, необходимой для применения
управленческих решений. Система двойной записи на счетах основывается на принципе
двойственности и состоит в том, что каждая хозяйственная операция должна
быть зарегистрирована как минимум дважды: по дебету одного и кредиту
другого счета в одной и той же сумме. Документация — это способ первичного отражения объектов бухгалтерского
учета путем их документального оформления. На каждую хозяйственную операцию
или группу однородных операций составляют оправдательный документ, который
является материальным носителем первичной учетной информации и служит в
дальнейшем для регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского
учета. Инвентаризация — это проверки фактического наличия имущества и
финансовых обязательств организации и сопоставление полученных данных о них
с данными бухгалтерских счетов с целью установления достоверности учетных
показателей а их уточнение в случае выявленных расхождений. Инвентаризация
позволяет установить явления, по тем или иным причинам не зафиксированные
на счетах бухгалтерского учета. Оценка представляет собой способ денежного выражения имущества и
обязательств организации путем суммирования затрат для их отражения в
бухгалтерском учете и отчетности. Калькуляция - это способ группировки затрат и определения
себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной
продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Бухгалтерская отчетность — это система показателей, отражающих
нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации на
отчетную» дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный
период (месяц, квартал, год). Она является завершающим этапом учетного процесса и включает
бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, а также дополняется
другими отчетными данными с пояснениями в соответствии с требованиями
стандартов бухгалтерского учета. Качественные характеристики информации. Актуальной проблемой для современной российской экономики является приведение существующей в нашей стране системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами. Изучение накопленного опыта в странах с развитой экономикой и системами хозяйствования позволяет привлечь потенциальных партнеров-инвесторов и вооружить российских предпринимателей знаниями международной системы ведения финансовой отчетности. В международной системе финансовой отчетности выделяются четыре основных характеристики бухгалтерской информации: релевантность, достоверность, сопоставимость и последовательность. Релевантность (Relevance) Информация должна способствовать принятию решения пользователем, «иметь отношение или полезное применение к действиям, для которых она предназначалась». Релевантность информации является результатом сочетания трех ее характеристик: предсказательной ценности (Predictive value), свойства обратной связи (Feed-back) и своевременность (Timeliness). Она должна обладать предсказывающей ценностью («свойство информации, помогающее пользователям повысить вероятность реализации прогнозов») для того, чтобы пользователь мог использовать ее в принятии инвестиционных решений. Она также должна обеспечивать обратную связь — не только прогнозирование, но и подтверждение и корректировку предыдущих прогнозов. И, наконец, она должна быть своевременной, чтобы сохранять свою полезность. Надежность (Reliability) Надежность определяется в SFAC 2 как «свойство информации, предполагающее ее достаточную свободу от ошибок и пристрастности, а также то, что он точно представляет то, что предполагалось представить». Надежность состоит в свою очередь из трех составляющих: проверяемости (Verifiability), репрезентативной достоверности (Representative faithfulness) и нейтральности (Neutrality). Проверяемость является исключительно важным свойством информации — она означает, что пользуясь одними и теми же данными, различные эксперты придут к одинаковым выводам. Репрезентативная достоверность данных подразумевает что существует прямая связь между явлением и его оценкой и нет каких-либо посредующих. фактов, которые способны исказить оценку явлений при том, что само явление остается неизменным. И, наконец, нейтральность подразумевает что на оценку явления не оказывает влияния то, каких целей хочет добиться пользователь или эксперт с помощью данной оценки. Таким образом, искаженная интерпретация информации финансового учета при формировании финансовой отчетности, с целью повышения кредитоспособности предприятия, нарушает в том числе и нейтральность предоставленной информации. Сопоставимость (Comparability) Сопоставимость — это свойство формы представления информации, которая
повышает ее полезность за счет возможности сравнения ее с аналогичными
показателями или данными. Предельной формой сопоставимости является
единообразие (Uniformity), когда фирмы предоставляют информацию не просто в
сопоставимом, а в совершенно однообразном формате. Последовательность (Consistensy). Под последовательностью подразумеваются последовательность и
постоянство в применении любого данного учетного принципа или способа
учета,после его принятия в отношении данного объекта учета. Помимо основных требований к качеству подготовленной информации
выделяются также требования к самому процессу подготовки информации. Эти
требования и предположения, касающиеся процесса измерения и распознания
фактов хозяйственной деятельность, а также способов их раскрытия в
отчетность в свою очередь делятся на следующие группы: . Допущения, относительно того, как фирма ведет учет и составляет свою отчетность. . Собственно основные принципы и методики, которыми руководствуется фирма при ведении учета и отражении в отчетности фактов хозяйственной жизни. . Требования, которые должны соблюдаться при ведении финансового учета и составлении отчетности. : Допущения (Assumptions) 1. Допущение единого изолированного предприятия (entity concept). Это
допущение полагает, что данное предприятие существует как единая и в то же
время самостоятельная организация, которая отделена в экономической
деятельности от своих владельцев, так и от всех прочих контрагентов.
Соответственно, Это допущение позволяет сконцентрироваться на данных,
относящихся только данному предприятию, и отбросить все ненужные. В качестве предприятия, или, что точнее, хозяйствующей единицы может
рассматриваться не только данное предприятие как юридическое лицо но и
конгломерат предприятий, объединенный общими владельцами, или, наоборот,
только часть одной фирмы. Конкретное выделение зависит от целей отчетности.
Так, при составлении консолидированной отчетности как хозяйствующая единица
рассматривается группа предприятий, отчетность которых подлежит
консолидации. 2. Допущение непрерывности {gоing сопсеrп). Это допущение
предполагает, что однажды созданное предприятие будет существовать в
течение неопределенно долгого промежутка времени. Это не слишком правдивое
предположение, а иногда просто неправильное, но оно помогает избежать
проблем, связанных с распознанием прибылей или убытков, служит основой для
применения принципа себестоимости при оценке активов, а также предоставляет
сторонним пользователям лучшую возможность самим прогнозировать развитие
предприятия. 3. Допущение использования денежного измерителя подчеркивает приоритет
финансовой информации над любой другой. В отчетности могут отражаться
только операции и события, которые имеют денежную оценку, причем
натуральные или иные причины результатов, имеющих денежное измерение, не
имеют особого значения. С одной стороны, предоставление информации только в
денежной форме уменьшает аналитические возможности стороннего пользователя.
С другой стороны, это избавляет пользователя от большого количества
нерелевантной информации. С применением денежного измерителя связана также
проблема его неустойчивости, которая приводит к необходимости корректировок
на текущую стоимость денежной единицы при прогнозировании или ином анализе
показателей во времени. 4. Допущение периодичности предполагает исчисление финансовых
результатов по истечении определенных периодов времени — квартала или года.
Так как отчетный период, обычно финансовый год, редко совпадает по
продолжительности с операционным циклом предприятия, то это допущение
помогает .решить проблему исчисления финансового результата по
незавершенным операциям и соотнесения частей этого результата с
соответствующим периодом. Основные принципы (методы) учета 1. Принцип себестоимости требует, чтобы все объекты учитывались по
стоимости приобретения, либо аналогичной. Применение этого принципа
сталкивается с многочисленными препятствиями, так как случаи,, когда
рыночная и/или восстановительная стоимость актива, особенно долгосрочного,
продолжает равняться себестоимости его приобретения, представляют собой
скорее исключение, чем правило. 2. Распознание прибыли и убытков базируется на принципе начислений и
подразумевает их отражение в учете и отчетности в момент получения дохода
(понесения убытков), а не в момент реализации. Например, продажи
распознаются обычно после того как: 1) фирма выполнила все существенные условия для того, чтобы товар (услуга) были предоставлены потребителю и 2) доход можно измерить с достаточной степенью вероятности. Обычно таким достаточным условием является поставка товара
(предоставление услуги) потребителю. Также резервы по сомнительным долгам
создаются в момент определения того, что оплата по долгу маловероятна, а не
в момент неоплаты долга. 3. Принцип соответствия соотнесения требует соотнесения доходов и
порождающих их расходов по времени. Соответственно, расходы, порождающие
доходы в другом отчетном периоде, учитываются отдельно, так же как расходы,
которые будут понесены позже, но уже принесли доходы, а также доходы,
расходы по которым еще не понесены, а будут понесены позже и, наконец,
полученные доходы, признание которых отложено.. 4. Принцип полного раскрытия информации требует раскрытия всей
существенной информации, в том числе и не относящейся к данному отчетному
периоду, если обладание данной информацией существенно влияет на возможное
поведение пользователя. Этот принцип, с одной стороны, требует раскрытия
всех экстраординарных происшествий, имевших место после конца учетного
периода, но перед опубликованием (представлением в официальный орган,
получением заключения аудитора) финансовой отчетности, и, с другой стороны,
требует раскрытия существенных планов менеджмента и другой прогнозной и
прочей информации, которая может быть существенной для пользователя. Требования (Constraints). 1. Определение соотношения издержки-выгоды требует соотнесения
издержек по получению информации с вероятной или действительной полезностью
этой информации. Естественно, что точно определить полезность данной
информации крайне затруднительно, да и издержки ее получения не всегда
можно точно определить. Тем не менее, этот принцип находит определенное
применение, обычно в случаях, когда учитывается информация, связанная с
неопределенностью, а ее уточнение стоит несоразмерно дорого. Также это
соотношение во многом определяет, какой объем и способы раскрытия
информации должны применяться при распространении финансовой отчетности. 2. Требование существенности требует раскрытия только той информации,
которая является существенной для пользователя при принятии решений на
основе данных отчетности. Соответственно, изменение или нераскрытие
существенной информации влечет за собой принятие пользователем
неправильного решения. Этот принцип тесно связан с принципом полного
раскрытия: информация может считаться полностью раскрытой, когда раскрыты
все существенные детали этой информации. Принцип существенности позволяет
ограничить объем информации до такого, который является достаточным, но не
избыточным для пользователя. 3. Требование консерватизма или осторожности имеет своей целью защиту
пользователей от чрезмерного, и даже неоправданного оптимизма управляющих.
Это требование подразумевает большую готовность к учету всех вероятных
убытков и потерь, чем возможных доходов. В соответствии с ним убытки должны
по мере возможности учитываться в момент понесения, даже если они еще не
реализованы, а вот прибыли должны учитываться только в момент реализации. С
этим принципом связан способ оценки по меньшей из себестоимости и рыночной
стоимости, а также другие, аналогичные по воздействию на результаты фирмы. Декларирование соблюдения принципов не всегда означает, что им
действительно следуют. Так, зачастую методы учета, навязываемые налоговыми
органами, отрицают принцип преобладания содержания над формой.
Использование принципа осторожности (консервативности) также не всегда
последовательно: для создания резервов по сомнительным долгам требуется
фактическая идентификация уже неоплаченных долгов, т.е. требуется
фактическое понесение убытков, после чего их уже можно просто списывать, а
не создавать резерв. Нарушается также использование принципа начисления, во-первых, в том,
что запрещается учет вероятных убытков и расходов будущих периодов до
момента их действительного понесения. Принцип начисления нарушается также в
том, что предприятия для целей налогообложения часто используют кассовый
принцип. И то, что они обязаны использовать принцип начисления для
подготовки бухгалтерской отчетности, только усложняет ситуацию, так как им
необходимо вести практически две бухгалтерии или тщательно отслеживать
процесс оплаты всех счетов. Но и внедрение системы учета по отгрузке тоже
пока не реально, так как платежеспособность большинства контрагентов
настолько неустойчива, а контрактная культура настолько неразвита, что
использование этого принципа в полной мере способно привести к еще большему
ухудшению ситуации с проблемой неплатежей. Проблема качества информации также стоит в России достаточно остро —
предоставляемая информация зачастую есть просто отражение первичных
документов, ее релевантность или надежность мало кого интересует. В то же
время существование проблемы проходит практически незамеченным, по крайней
мере она не рассматривается как столь же актуальная, что и переход на
использование американских методик ведения учета. Следует учитывать, что в
отрыве от принципов, на которых они базируются, эти методики во многом
теряют свою полезность. Среди российских бухгалтеров, к сожалению, бытует
мнение, что если при ведении учета не допускается преднамеренного искажения
данных, то итоговые данные будут истинными, что неверно в силу условности
многих приемов, используемых в бухгалтерском учете. Права и обязанности главного бухгалтера. Основываясь на требованиях положения о бухгалтерском учете и
отчетности (утв. приказом Минфина РФ № 34н от 29 июля 1998 г., с
изменениями в соответствии с приказом Минфина РФ №31н от 24 марта 2000 г.),
отметим, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в
организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных
операций несут руководители организаций. Руководители организаций могут в
зависимости от объема учетной работы учредить бухгалтерскую службу как
структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, ввести в штат
должность бухгалтера, передать на договорных началах ведение бухгалтерского
учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или
бухгалтеру-специалисту, вести бухгалтерский учет лично. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или
распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние
бухгалтерского учёта. При этом утверждаются: - рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; - формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; - порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; - правила документооборота и технология обработки учетной информации; - порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения. необходимые для организации бухгалтерского учета. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из
года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях
изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов
органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки
организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного
изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости
данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с
начала финансового года. Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного
бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности
руководителем организации. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организаций
и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение
бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной
бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых
хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за
движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению
хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимый документов
и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные, финансовые и
кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься
к исполнению. В случае разногласий между руководителем организации и главным
бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по
ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя
организации, который несет всю полноту ответственности за последствия
осуществления таких операций. На малых предприятиях, не имеющих в штате кассира, его обязанности
могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному
распоряжению руководителя предприятия. При освобождении главного бухгалтера (бухгалтера) производится
проверка состояния бухучета и достоверности отчетных данных с составлением
акта утвержденного руководителем предприятия. Основные требования к ведению бухгалтерского учета в РФ. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций
организаций ведется в валюте Российской Федерации — в рублях. Имущество,
являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества
других юридических лиц, находящегося у данной организации.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|