Сущность и содержание бухгалтерского учёта в современных условиях хозяйствования
p> 4. Функция обратной связи. Бухгалтерский учет выполняет функцию
обратной связи, без которой немыслимо действие системы управления, тем
более ориентированной на широкую автоматизацию. Системный бухгалтерский учет обеспечивает работников управления
фактическими данными о деятельности предприятия и его подразделений за
определенный период, о состоянии имущества, источников его образования,
обязательств предприятия, о взаимоотношениях с поставщиками, покупателями,
заказчиками, банками, налоговой инспекцией, иностранными партнерами, о
формировании финансовых результатов; прибыли и ее использовании, об
отношениях с собственниками. {акционерами, учредителями и другими
заинтересованными). Используя обратную связь с помощью бухгалтерской информации,
отражающей фактические значения показателей, осуществляют контроль за
выполнением плановых показателей, стандартов, норм и нормативов, смет,
соблюдение экономного использования всех видов ресурсов, устанавливают
различные недостатки, выявляют резервы производства и степень их
мобилизации и использования. Система бухгалтерского учета обеспечивает
управление обратной связью на любом уровне. Никакая другая система не в
состоянии выполнить эту задачу. Функцию обратной связи, как правило, выполняет находящаяся на
различных носителях исходная информация, поступающая главным образом .из
первичной документации. Например, информация, имеющаяся в рабочих нарядах
на оплату труда, используется как для учета фактического объема выполненных
работ, так и для определения отклонений от плана по каждой планируемой
позиции за определенный период. 5. Аналитическая функция. В современных условиях совершенствования управления и формирования рыночных отношений аналитическая функция также важна, так как достоверная и юридически обоснованная бухгалтерская информация используется для анализа финансовой и производственно- хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений. Аналитическая функция тесно связана с информационной; однако рассматривать ее как информационное обеспечение для анализа неправомерно. Реализация этой функции позволяет осуществлять анализ по всем разделам бухгалтерского учета, в том числе использования всех видов ресурсов, затрат на производство и продажу продукции, правильности применяемых цен, что имеет особо важное значение в условиях действия рыночных цен, инфляционных процессов. Специфические приемы, методы и формы бухгалтерского учета, широкое использование средств вычислительной техники, функционирование автоматизированных рабочих мест позволяют в необходимых случаях детализировать анализируемый показатель вплоть до данных первичного документа. В памяти ЭВМ хранятся стандарты, нормы и нормативы материально- сырьевых, топливно-энергетических ресурсов, затрат труда и заработной платы и другие составляющие себестоимости, плановые показатели, сметные показатели по обслуживанию производства и управлению. Ввод в ЭВМ необходимых фактических данных, сопоставление их со стандартами, нормами и нормативами, плановыми, сметными показателями позволяют иметь сгруппированные соответствующим образом отклонения (по причинам, виновникам и другим признакам), которые используются в анализе финансовой, производственно-хозяйственной деятельности предприятия; для оперативного управления, подготовки, обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, а также для определения положения предприятий на рынке, среди предприятий-конкурентов. Усиление аналитических функций вызвано развитием рыночных отношений и конкурентоспособности, что предполагает углубление финансового анализа. Для бухгалтерского учета характерно применение особых приемов и
способов обработки экономической информации: счета бухгалтерского учета,
двойная запись хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета,
бухгалтерский баланс. При рыночной экономике бухгалтерский учет включает в себя не только ведение счетов и хранение учетной информации, но и составление смет, проведение анализа количественных и качественных показателей, аудиторские издержки, расчет налогов, планирование прибыли, разработку альтернативных вариантов для принятия управленческих решений по вопросам хозяйственной деятельности организации. В современной трактовке бухгалтерский учет понимается как информационная система, которая осуществляет измерение, регистрацию, обработку и передачу финансовой информации об определенном хозяйствующем субъекте в целях использования этой информации для принятия управленческих решений и контроля за их использованием. В системе бухгалтерского учета различают финансовый и управленческий учёт. Финансовый учет представляет собой процесс подготовки учетной
информации, которая используется как внутренними (администрация
организации, менеджеры), так и внешними пользователями (инвесторы,
финансовые органы). Финансовый учет отражает «историческую» информацию о производственно-
коммерческой деятельности организации. Его информация носит объективный
характер и поддается проверке. Ведение финансового учета обязательно для
всех организаций. Управленческий учет представляет собой процесс идентификации,
изменения, сбора, анализа подготовки, интерпретации и передачи
управленческому персоналу (менеджерам) информации, необходимой для
планирования, контроля текущей производственно-коммерческой деятельности
организации и управления какими-либо объектами. Информация управленческого учета является внутренней и используется
менеджерами организаций для принятия управленческих решений. Роль б/у в управлении. Роль в управлении бухгалтерского учета в России в XXI веке. Какую роль несет бухучет в управлении фирмой?
1) Самое главное требование к деятельности любой фирмы — прибыльность (Критерий): нет прибыли — нет фирмы.
2) Информация о прибыльности, как результате деятельности фирмы, поступает через финансовый отчет.
3) Финансовый отчет — это документ бухгалтерской отчетности.
4) Поэтому бухучет поставляет информацию о выполняемости основного критерия: прибыльности деятельности фирмы. Роль в налогообложении В бухучете отражаются различные виды доходов и расходов предприятия. На основе их группировки осуществляются исчисление нормативной базы
налогообложения и уплаты налогов в бюджет и т.д. На различных специально выделенных для этого счетах фиксируются
обобщенные данные для отчетности перед налоговыми службами. Нормативное регулирование бухгалтерского учета Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской
Федерации осуществляется Правительством России. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России
состоит из документов четырех уровней. Первый уровень включает Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от
21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1998 г. №
123-ФЗ), другие федеральные законы, указы Президента России и постановление
Правительства России, прямо или косвенно регулирующие постановку
бухгалтерского учета. В настоящее время одним из основных документов первого уровня,
регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета, составление и
предоставление бухгалтерской отчетности юридическими лицами по
законодательству России, является Положение по ведению бухгалтерского учета
и бухгалтерской отчетности в России, которое разработано на основании
Федерального закона «О бухгалтерском учете» и утверждено
приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (с
изменениями в соответствии с приказом № 31н от 24 марта 2000 г.). Второй уровень включает планы счетов бухгалтерского учета и положения
(стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и
способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составление и
предоставление бухгалтерской отчетности. В соответствии с Постановлением Правительства России от 19 августа
1994 г. №984 «Об утверждении Положения о Министерстве
финансов России» — нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности
разрабатывает и утверждает Министерство финансов России. Документами второго уровня, регулирующими порядок ведения
бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности являются
следующие:
1. Приказ Минфина РФ «Об утверждении счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению» №94н от 31 октября 2001 г.
2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2000), утверждено приказом Минфина РФ от 8 января 2000 г. № 10.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), утверждено приказом Минфина РФ от 20 декабря 1994 г. №167.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000), утверждено приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. №2н.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/2000), утверждено приказом Минфина РФ от 8 января 2000 г. № 10. .
6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/98), утверждено приказом Минфина РФ от 15 июня 1998 г. № 25н, с изменениями в соответствии с приказом Минфина РФ от 24 марта 2000г. №31н.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/97), утверждено приказом Минфина РФ от 3 сентября 1997 г. №65н, с изменениями в соответствии с приказом Минфина РФ от 24 марта 2000 г. №31н
8. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утверждено приказом Минфина РФ от 25 ноября 1998 г. № 56н.
9. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98), утверждено приказом Минфина РФ от 25 ноября 1998 г. №57н.
10. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н.
11. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н.
12. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000), утверждено приказом Минфина РФ от 27 января 2000 г. № 11н.
13. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утверждено приказом Минфина РФ от 27 января 2000 г. № 11н. Третий уровень регулирования бухгалтерского учета включает нормативные
акты и методические указания (инструкции, письма, рекомендации) по вопросам
бухгалтерского учета, разрабатываемые как Министерством финансов России,
Министерством по налоговым сборам и платежам, так и другими органами. Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету,
издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право
регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным
актам и методическим указаниям Министерства финансов России. Четвертый уровень — это рабочие документы, формирующие учетную политику организации (рабочий план счетов бухгалтерского учета, график документооборота). Основные задачи бухгалтерского учета и требования, предъявляемые к его ведению Основными задачами бухгалтерского учета являются: - формирование полной, достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации), а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности (инвесторам, кредиторам и др.); - обеспечение необходимой информацией внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства России при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; - предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой деятельности. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1998 г.№ 123- ФЗ), к ведению бухгалтерского учета предъявляются следующие требования: - бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организации ведут в валюте Российской Федерации; - имущество, являющееся собственностью организации, учитывают обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации; - организации осуществляют бухгалтерский учет непрерывно с момента их регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации. в порядке, установленном законодательством России; - бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организации ведут путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета; - данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам аналитического учета; - все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без пропусков или изъятий; - в бухгалтерском учёте организации текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно. Применение вычислительной техники при составлении бухгалтерского баланса Функционирование системы бухгалтерского учета в организации связано созданием и обработкой больших объемов информации. В условиях применения ЭВМ, автоматизированных рабочих мест экономиста, бухгалтера, аналитика появляется возможность быстрой обработки первичной информации (первичной документации и др.), получения с применением средств вычислительной техники итоговых данных по счетам аналитического и синтетического учета, сопоставления нормативной, плановой, сметной, учетной информации по статьям бухгалтерского баланса, другим формам отчетности, Возможности вычислительной техники позволяют, с одной стороны, проследить движение информационных потоков от хозяйственной операции вплоть до формирования соответствующей статьи бухгалтерского баланса, с другой - детализировать каждую статью бухгалтерского баланса через систему синтетического и аналитического учета вплоть до первичного документа, хозяйственной операции. Качественно и своевременно составленный бухгалтерский баланс помогает
подготавливать и принимать соответствующие управленческие решения,
оценивать положение организации в условиях рынка с целью повышения
эффективности производства и управления, улучшения качества продукции,
труда, организации производства и управления. В условиях действия автоматизированных систем управления и обработки
информации с использованием ЭВМ и других средств вычислительной техники
роль бухгалтерского баланса как синтезирующего способа группировки
показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций возрастает,
так как применение ЭВМ позволяет формировать более качественную информацию
и полнее ее использовать. Для получения бухгалтерского баланса предприятия (организации)
используются данные учета, которые формируются в виде определенных
функциональных участков, каждый из которых связан с определенным объектом
учета (основных средств, материальных запасов, готовой продукции), и где
обеспечиваются непрерывная регистрация и обработка хозяйственных операций,
связанных с этим субъектом бухгалтерского учета. Так как бухгалтерский баланс относится к трудоемким участкам
бухгалтерского учета, то составление его с использованием средств
вычислительной техники приобретает всевозрастающее значение, и это
относится как к процессам сбора, измерений, регистрации, обобщения и
подготовки информации для формирования статей бухгалтерского баланса, так и
непосредственно к процессу составления. Форма бухгалтерского баланса представляет собой документ (вид
отчетности), который характеризуется такими условно-постоянными данными,
как количество разделов актива и пассива, количество строк в разделе, а
также Количество граф по каждой строке. Каждая статья бухгалтерского баланса закодирована. Методом
математического моделирования получения итоговых показателей по строкам и
графам Производится построчное и пографное суммирование данных статей
бухгалтерского баланса в соответствии с расположением их в памяти ЭВМ. В качестве примера рассмотрим методику формирования статей
бухгалтерского баланса организации на примере такого объекта бухгалтерского
учета, как Нематериальные активы. Номенклатура нематериальных активов
велика, к ним относятся права пользования земельными участками, природными
ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты, монопольные
права и привилегии (включая лицензии на определенные виды деятельности),
организационные расходы, торговые марки, товарные знаки. Поэтому в процессе
производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации
приходится обрабатывать большие объемы показателей и признаков,
характеризующих движение нематериальных активов (безусловно, необходимо
учитывать специфику предприятия, его объемы производства и реализации
продукции, выполненных работ, оказанных услуг, численность работников
организации и др.). Использование вычислительной техники для составления бухгалтерского
баланса предполагает применение пакетов прикладных программ (ППП) по учету
нематериальных активов. Для заполнения статьи баланса «Нематериальные активы» по остаточной
стоимости необходимо иметь информацию о первоначальной стоимости
нематериальных активов, которая отражается на счете 04 «Нематериальные
активы», и их, амортизации, которая показывается на счете 05 «Амортизация
нематериальных активов». Согласно ныне действующей форме бухгалтерского баланса статьи, относящиеся к учету нематериальных активов, имеют такие коды: «Нематериальные активы» — 110, организационные расходы — 111, патенты, лицензии, товарные знаки и т.д. — 112. Следовательно, составление бухгалтерского баланса в условиях
автоматизации состоит в увязке закодированных соответствующим образом
статей баланса и синтетических счетов согласно Плану счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной деятельности. Данная взаимосвязь
обеспечивается предварительно составленной таблицей, которая находится в
памяти ЭВМ и предполагает соответствие счетов бухгалтерского учета
определенной статье бухгалтерского баланса. Рассмотренный нами этап является заключительным. Ему предшествуют автоматизированная обработка всех первичных данных по учету нематериальных активов, составление машинограммы-ведомости по учету в аналитическом разрезе, машинограммы-ведомости синтетического учета, выделение информации, которая необходима для заполнения Главной книги и других бухгалтерских регистров. Все эти этапы связаны с формированием и обработкой информации лишь по одному объекту учета. При составлении же баланса в целом объем перечисленных выше работ по формированию информации возрастает во много раз, поэтому использование электронно-вычислительных машин и других средств вычислительной техники необходимо. Значение методов бухгалтерского учета и его составных частей Для учета кругооборота капитала организации применяют различные приемы
и способы. Совокупность этих приемов и способов представляет собой метод
бухгалтерского учета. Каждый отдельный прием или способ является элементом метода
бухгалтерского учета. К ним относятся: бухгалтерский баланс, счета и
двойная запись, документация и инвентаризация, оценка и калькуляция,
бухгалтерская отчетность.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|