Основы бухгалтерского учета
Дебет
счета №51, кредит счета №80.
Реализация ценных
бумаг осуществляется через счет №48 «Реализация прочих активов». В дебете –
номинальная стоимость ценной бумаги, по кредиту – цена, по которой мы продали
ценную бумагу.
Для отражения
операций по совместной деятельности необходимо иметь в виду следующее: при
заключении договора о совместной деятельности без создания юридического лица
объединяется имущество различных предприятий и совместными усилиями достигается
поставленная цель. Денежные или иные имущественные взносы участников совместной
деятельности, а также результаты совместной деятельности является их
общедолевой собственностью. Объединенное имущество учитывается на отдельном,
обособленном балансе у того участка совместной деятельности, которому остальные
доверили ведение общих дел. У этого предприятия имеется и свой баланс обычный,
и «о деятельности СП». Каждый участник совместной деятельности свою долю прибыли
получает в результате совместной деятельности, при формировании своих
финансовых результатов включает в состав внереализационных доходов и расходов.
Для синтетического учета совместной деятельности имеется счет №77 – «расчеты по
совместной деятельности» - активно-пассивный.
Стоимость
передаваемого имущества участник не списывает с их собственного баланса, а
отражает как краткосрочные или долгосрочные финансовые вложения. Первичными
документами, подтверждающими получение взноса от совместной деятельности
является: накладные или квитанции приходных кассовых ордеров. По окончании
срока договора о совместной деятельности оставшиеся средства и имущество
распределяются между участниками совместной деятельности в соответствии с
условиями договора.
Тема VII.
Учет процесса производства и производственных затрат.
План.
I.
Задачи учета
процесса производства. Классификация затрат на производство.
II.
Система
бухгалтерских счетов для учета затрат на производство
III.
Калькулирование
себестоимости. Основные калькуляционные методы.
IV.
Учет расхода
использованных на производство материалов.
V.
Учет распределения
заработной платы, резерва отпусков и отчислений в страховые фонды.
VI.
Резервирование
расходов будущих периодов.
VII.
Учет и
распределение прочих затрат на производство.
VIII.
Учет потерь и
незавершенного производства.
I.
Задачи учета
процесса производства. Классификация затрат на производство.
Процесс
производства – это совокупность хозяйственных операций,
связанных с созданием готовой продукции, выполнением работ и оказанием услуг.
В процессе
производства наряду с созданием готовой продукции одновременно осуществляется
процесс потребления материальных ценностей. В стоимостном выражении потребление
материальных ценностей выражается в издержках производства, то есть ведется
процесс калькулирования себестоимости продукции, работ и услуг.
Себестоимость – это выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство
и реализацию продукции, работ, услуг. Таким образом, в себестоимость продукции
воплощены затраты живого и общественного труда, себестоимость характеризует
эффективность использования ресурсов на предприятии. Снижение себестоимости –
основной источник увеличения прибыли.
К основным задачам
учета затрат относятся следующие:
1)
Контроль хозяйственной деятельности.
2)
Калькулирование цен.
3)
Принятие обоснованных управленческих решений.
4)
Выявление финансовых результатов хозяйственной
деятельности и оценка производственных запасов.
5)
Анализ изменений в структуре производства.
Затраты на
производство должны быть оправданы условиями производства. В бухгалтерском
учете понятие затрат уже, чем понятие издержки. Издержки, помимо затрат на
производство, включают: потери, расходы на социальные нужды и пр.
Часть издержек,
называемые затраты, относятся на счета производства и включаются в
себестоимость. Одни включаются в полном объеме: материалы, заработная плата; а
другие - в соответствии с определенными нормативами: затраты на рекламу, коммерческие
затраты.
В нормативных
документах регламентируется состав затрат, которые могут включать в
себестоимость продукции, работ и услуг. Главным документом является положение
«О составе затрат по производству и реализации продукции, работ и услуг, включаемых
в себестоимость продукции, работ и услуг и о порядке формирования финансовых
результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» (от 5 августа 1992г.
№552).
Учет затрат на
производство осуществляется с помощью следующих группировок затрат:
1)
по видам производств;
2)
по структурным подразделениям;
3)
по видам продукции, работ, услуг;
4)
по экономическим элементам затрат;
5)
по калькуляционным статьям расходов.
В экономические элементы затраты группируются
как однородные по экономическому содержанию. Группировка по калькуляционным
статьям осуществляется в зависимости от их функциональной роли в процессе
производства, например:
-
затраты, связанные с потреблением ресурсов;
-
затраты, связанные с управлением, сбытом и т.д.
Статьи калькуляции нужны для правильного
исчисления себестоимости единицы продукции, работ и услуг, на базе чего
установлены обоснованные цены. Калькуляционные статьи затрат в зависимости от
способа включения в себестоимость подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые затраты непосредственно связаны с производством конкретного изделия и прямо
пропорционально связаны с объемом производства.
Косвенные – включаются в себестоимость с помощью специальных методов:
общехозяйственные и общепроизводственные расходы. Действующая практика
планирования и учета предусматривает следующий порядок определения
производственной и полной себестоимости:
Производственная
себестоимость – сумма затрат на производство.
Полная
себестоимость – производственная себестоимость +
коммерческие внепроизводственные расходы.
Переход
бухгалтерского учета на международные стандарты предполагает разделение затрат,
принятое в международной практике на две группы:
-
условно-переменные;
-
условно-постоянные.
Условно-переменные позволяют рассчитать неполную, то есть производственную себестоимость.
Они связаны непосредственно с производством продукции и прямо зависят от
объема. Содержат прямые (материальные и трудовые) и косвенные
(общепроизводственные расходы).
Условно-постоянные не включаются в себестоимость, а сразу относятся на результаты
деятельности предприятия. Это совокупность расходов на управление,
обслуживание, сбыт, организационные расходы, общехозяйственные и коммерческие
расходы.
Использование
международного метода формирования себестоимости позволяет более четко
организовать планирование затрат, учет их и контроль по местам возникновения.
Формы и методы учета затрат предприятие определяет самостоятельно.
В себестоимость
продукции, работ и услуг включаются:
1.
Затраты, непосредственно связанные с производством
продукции, работ и услуг, обусловленные технологией и организацией
производства, включая материальные затраты и расходы на оплату труда
работников, занятых производством, расходы по контролю производственных
процессов и качества выпускаемой продукции, сопровождению и гарантийному
надзору продукции и устранению недостатков, выявленных в процессе эксплуатации.
2.
Затраты, связанные с использованием природы и
сырья.
3.
Затраты на подготовку и освоение производства.
4.
Расходы, связанные с изобретательством и
рационализацией, испытаниями, организацией выставок и конкурсов.
5.
Расходы, связанные с обслуживанием процесса
производства.
6.
Расходы, связанные с управлением производства.
7.
Выплаты, предусмотренные законодательством по
труду.
8.
Отчисления в фонды.
9.
Износ основных средств.
10. Износ нематериальных активов.
Кроме того, в себестоимость продукции
включаются потери от брака, потери от простоев по внутрипроизводственным
причинам, недостачи и потери в пределах норм естественной убыли.
Нельзя включать в
себестоимость:
-
затраты по аннулированным производственным заказам;
-
затраты на содержание законсервированных основных
средств;
-
судебные издержки;
-
штрафы, пени, неустойки и другие санкции за
нарушение договоров.
II.
Система бухгалтерских
счетов для учета затрат на производство
Третий раздел счетов
посвящен этому учету. План счетов предусматривает подразделение цехов
предприятия на основные и вспомогательные.
Для учета
производственных затрат служат производственные счета.
Для сбора и
систематизации затрат по основному производству применяется счет №20 «Основное
производство». Этот счет в зависимости от производственной структуры
предприятия, может быть детализирован по цехам и другим структурным
подразделениям, а внутри цехов – по конкретным видам изделий, работ и услуг.
Учет затрат вспомогательных цехов ведется по счету №23 «Вспомогательное
производство», где учет ведется в течение отчетного периода, а в конце
отчетного периода эти затраты также переносятся на 20 счет пропорционально
фактической себестоимости продукции, работ и услуг.
Непосредственно, на
счет №20 и №23 можно отнести только прямые затраты. Косвенные затраты
предварительно собираются на счете №25 «Общепроизводственные расходы» и счете
№26 «Общехозяйственные расходы». В конце каждого месяца 25 и 26 счета
закрываются и затраты списываются на счет 20 или 23, в зависимости от выбранной
нормативной базы.
Для отражения затрат
имеются специфические счета: №31 «Расходы будущих периодов», и №89 «Резерв
предстоящих расходов и платежей». На 31 счете учитываются производственные
затраты, которые по своему характеру относятся к будущим периодам, то есть эти
затраты как бы произведены на будущее. На 89 счете создается резерв для
покрытия будущих, еще не произведенных затрат, например резерв на летние
отпуска.
Счет №28 «Брак в
производстве». Собираются потери от брака, то есть отражается стоимость
испорченной продукции и расходы по исправлению, когда это возможно. В конце
месяца невозмещенная сумма потерь от брака списывается на 20 или 23 счет.
Счет №20 –
калькуляционный счет, а по экономическому содержанию он характеризует состояние
хозяйственного процесса призводства. Дебетовое сальдо – фактическая
себестоимость незавершенного производства. Остальные производственные счета
сальдо не имеют и являются собирательно-распределительными счетами.
Для аналитического
учета на счетах производства используются ведомости аналитического учета
производства, которые открываются ежемесячно по каждой структурной единице в
отдельности. Затем составляются журналы-ордера 10 и 10/1.
План счетов
бухгалтерского учета предлагает два варианта учета затрат на производство:
российский и западный.
В российском затраты
делятся на прямые и косвенные, и на 20 и 23 счетах отражается фактическая
себестоимость в основном и вспомогательном производстве.
В западном учете
затраты делятся на условно-переменные и условно-постоянные. Условно-переменные
собираются на 20 и 23 счетах, условно-постоянные (в момент реализации
продукции) сразу списываются в дебет 46 счета. В этом случае на 20 счете
неполная фактическая себестоимость.
III.
Калькулирование себестоимости. Основные калькуляционные методы.
Собрав по дебету
производственных счетов затраты, их нужно последовательно распределить таким
образом, чтобы они в конечном счете оказались бы отнесенными на себестоимость
готовой продукции. Такая работа называется работой по калькулированию, которое
начинается с группировки издержек производства по отдельным производственным
подразделениям в разрезе отдельных калькуляционных статей.
Первичным документом
по списанию сырья и материалов является требование, лимитно-заборная карта,
накладная.
По зарплате
заполняются наряды, маршрутные листы и табели.
Отнесение
амортизационных отчислений на издержки производства осуществляется на основе ведомостей
по их исчислению. После разноски всех затрат на составные счета затрат
происходит последовательное закрытие счетов: 23, 25, 26, 28 пропорционально
базису распределения: это фактическая себестоимость или заработная плата
основных производственных рабочих. Для оценки незавершенного производства на
конец месяца используются данные оперативного учета о количестве изделий, по
которым не закончены какие-то операции. Фактическая себестоимость готовой
продукции за месяц равна:
себестоимость
незавершенного производства на начало месяца + собранные затраты за месяц –
себестоимость незавершенного производства на конец месяца
или Сфакт
= Сн + Оборотдеб – Скон.
Себестоимость
единицы изделия определяется делением себестоимости всего выпуска на
произведенное количество изделий. Это самый простой вариант калькулирования.
Применяется при монономенклатурном производстве. Если в одном и том же
производственном процессе производятся различные по сложности, трудоемкости и
материалоемкости изделия, то используются другие калькуляционные методы,
которые классифицируются:
-
по отношению к технологическому процессу:
1)
позаказный;
2)
попередельный;
-
по объектам: деталь, узел, изделие, группа
однородных изделий, процесс, заказ.
Для небольших по объемам предприятий наиболее
распространен позаказный метод, при котором объектом учета является
отдельный заказ, который оговаривается договором между производителем и
заказчиком. Если заказов много, то они нумеруются и на всех первичных
документах бухгалтерского учета проставляется этот номер. Себестоимость заказа
определяется как сумма всех затрат на производство со дня открытия заказа до
дня его выполнения (до закрытия заказа). Окончание работ фиксируется в
первичном документе:
-
накладной;
-
акте на сдачу продукции, работ, услуг,
подписывается сдающей и принимающей стороной.
Попередельный метод применяется в тех отраслях, в которых сырье последовательно проходит
несколько самостоятельных фаз обработки. Эти фазы называются переделы.
Попередельный метод называется еще попроцессным.
Нормативный метод –
под все затраты разрабатываются нормы и ведется отдельный учет в пределах норм
и по отклонениям от норм.
IV.
Учет расхода материалов на производстве.
Материальные затраты
занимают наибольший удельный вес в себестоимости продукции, работ и услуг на
любых предприятиях.
Отпуск материалов
производится на основании первичных документов, на которых проставляется номер
заказа или наименование изделий. На крупных предприятиях используется
нормативный метод калькулирования, поэтому расход материалов по норме
определяют в результате перемножения норм расхода на единицу, умножают на
количество изготовленных изделий, выполненных работ, услуг. Если при
обработке материалов образуются отходы и часть их может быть использована в
дальнейшем, то такие отходы называются возвратными. Та часть, которая
идет на выброс, называется безвозвратными отходами.
Возвратные отходы
уменьшают фактическую себестоимость продукции. Записываем дебет счета №20,
кредит счета №10.
Первичный документ –
это накладная, которая сопровождает возвратные отходы обратно на склад.
При использовании
нормативного метода материалы списываются по нормам. В случае отклонения от
норм выявляются причины, и рассчитывается сумма отклонений. Остаток от этих
норм записывается на счет №16 «Отклонения в стоимости материалов». Если
фактический расход больше нормативного, то на величину перерасхода выписывается
дополнительное требование на отпуск этих материалов на производство. На этом
требовании делается отметка: «отклонения от норм». В фактическую себестоимость
материалов входят транспортно-заготовительные расходы, которые списываются на
предприятиях вместе с материалами пропорционально сумме израсходованных
материалов.
Пример:на начало месяца на складе было материалов на сумму 151300, из которых
150000 – цена материалов. 1300 – транспортно-заготовительные расходы. За месяц
на склад поступили материалы на сумму 182000, из которых 180000 – материалы,
2000 – транспортно-заготовительные расходы. Было списано материалов на 200000
(отпущено на предприятие). Посчитать процент транспортно-заготовительных
расходов.
Решение:
% =
Сумма списанных
материалов – 202000: дебет счета №20, кредит счета №10.
По всем видам
материалов рассчитывается отдельный процент транзитно-заготовительных расходов.
Однако, отпуск материалов со склада предприятия еще не означает их
производственного потребления. Производством будет тогда, когда из этого
материала сделаны изделия, выполнены работы, услуги. Материалы могут
использоваться не только на производство: на ремонт зданий списываются на 26
счет. Если имеются вспомогательные материалы, расход их учитывается не на 20
счете, а на 25, 26,28 счетах. Топливо на производственные цели учитывается на
20 счете, на хозяйственные нужды – на 25 счете.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|