Основы бухгалтерского учета
Тема V. Учет
основных средств.
План.
I.
Экономическая
характеристика основных средств. Задачи их учета и понятие долгосрочных
инвестиций.
II.
Классификация и
оценка основных средств.
III.
Документальное
оформление и аналитический учет поступления и выбытия основных средств.
IV.
Учет износа
основных средств.
V.
Учет затрат на
ремонт основных средств.
VI.
Учет арендованных
основных средств.
VII.
Учет перевода
основных средств в МБП.
VIII.
Инвентаризация и
форма отчетности по основным средствам.
I.
Экономическая
характеристика основных средств.
Отличительная
особенность основных средств – участвуя в ряде производственных циклов, они не
входят вещественно в содержание продукта труда и сохраняют свою стоимость,
натуральную форму и потребительские свойства. в результате этого, основные
средства участвуют в производственном процессе многократно, а свою стоимость
переносят на готовую продукцию частями по мере изнашивания в форме
амортизационных отчислений.
Этот особый характер
участия основных средств в производственном процессе оказывает влияние на
процесс их воспроизводства, которое носит длительный и постепенный характер.
При этом простое воспроизводство основных средств осуществляется из выручки от
реализации продукции, работ и услуг, то есть вместе с выручкой производителю
возвращаются сделанные им амортизационные отчисления, которые вошли в
себестоимость продукции. Расширенное воспроизводство основных средств
осуществляется либо непосредственно из прибыли, либо из специальных фондов,
формируемых из прибыли, либо за счет целевого финансирования: (для бюджетных
организаций). В случае недостачи собственных средств, то есть прибыли
предприятия, можно воспользоваться кредитами или займами, которые в конечном
итоге будут погашены из прибыли. Эта специфика воспроизводства основных средств
обуславливает формирование особого хозяйственного процесса, который называется
капитальные вложения.
Важнейшим
нормативным документом, носящим методологический характер является «положение о
бухгалтерском учете долгосрочных инвестиций», которое введено с 1.01.94.
Введено оно взамен ранее существовавших основных положений по учету капитальных
вложений от 12.12.86. В связи с расширением возможности вложения капитала, в
условиях перехода к рыночной экономике традиционный термин отечественной
экономики «капитальные вложения» меняется на новый – «долгосрочные инвестиции»,
который охватывает более широкий спектр вложений во внеоборотные активы. В
новом положении приводятся определения нового объекта бухгалтерского учета
долгосрочных инвестиций».
Долгосрочные
инвестиции – затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретения
внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не
предназначенных для продажи, за исключением: долгосрочных финансовых вложений в
государственные ценные бумаги, ценные бумаги других предприятий и в уставный
капитал других предприятий.
Долгосрочные
инвестиции связаны с:
1)
осуществлением капитального строительства в форме
нового строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения
действующих предприятий;
2)
приобретением объектов основных средств;
3)
приобретением земельных участков;
4)
приобретением и созданием нематериальных активов.
Все указанные затраты нельзя относить к
издержкам текущего периода. Бухгалтерский учет этих затрат ведется на
синтетическом счете 08 «Капитальные вложения» и в зависимости от вида затрат на
этом счете открываются отдельные субсчета.
Основные средства
являются одним из элементов внеоборотных активов и представляют собой
совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве
средств труда и действующих в натуральной форме в течение длительного периода.
Основные средства
определяют производственную мощность предприятия. Под воздействием внешних
условий и с течением времени основные средства изнашиваются и постепенно, по
мере изнашивания переносят свою стоимость на конечный результат. В течение
нормального срока службы по установленным нормам на основные средства
начисляются амортизационные отчисления. В соответствии с положением «о
бухгалтерском учете и отчетности» каждое предприятие имеет право владеть,
пользоваться и распоряжаться основными средствами, а именно:
-
безвозмездно передать их другому предприятию;
-
обменивать;
-
сдавать в аренду;
-
продать юридическим или физическим лицам;
-
списывать с баланса пришедшие в негодность или
морально устаревшие основные средства.
Задачами учета основных средств являются:
1)
контроль за сохранностью и наличием основных
средств;
2)
правильное документальное оформление и
своевременное отражение в учете их поступления и выбытия;
3)
правильное исчисление износа для включения в
себестоимость продукции, работ и услуг;
4)
контроль за показателями эффективного использования
основных средств;
5)
определение финансового результата от списания и
выбытия основных средств.
II.
Классификация и
оценка основных средств.
Все основные
средства по их видам подразделяются на следующие группы:
1)
здания;
2)
сооружения;
3)
передаточные устройства;
4)
машины и оборудование:
- силовые машины и оборудование;
- рабочие машины и оборудование;
- измерительные и регулирующие предметы, устройства и лабораторное
оборудование;
- вычислительная техника;
- прочие.
5)
транспортные средства;
6)
инструмент;
7)
производственный инвентарь и принадлежности;
8)
хозяйственный инвентарь;
9)
рабочий и продуктивный скот;
10) многолетние насаждения;
11)
капитальные затраты на улучшение ....;
12) прочие основные фонды.
В зависимости от назначения в производственно
– хозяйственной деятельности основные средства подразделяются на:
1.
Производственные.
2.
Непроизводственные, которые не участвуют в процессе
производства, а используются для культурно-бытовых нужд работников (клубы,
профилактории, д/сады).
Для обеспечения основных средств отраслям
предусмотрена классификация всех отраслей:
По степени использования в производственно-хозяйственной деятельности основные средства
подразделяются:
1)
основные средства, находящиеся в запасе;
2)
находящиеся на консервации;
3)
находящиеся в эксплуатации;
4)
находящиеся в аренде.
Это деление необходимо для разного начисления
износа. На средства, находящиеся в запасе и эксплуатации начисляется
амортизация на полное восстановление. На средства, находящиеся на консервации,
а также в аренде – износ не начисляется.
По принадлежности
основные средства разделяются на:
1)
собственные (числятся на балансе предприятия);
2)
арендованные (числятся на забалансовом счете).
Оценка
основных средств.
Основные средства
подлежат стоимостной оценке и отражению в бухгалтерском учете:
1)
по первоначальной стоимости;
2)
по восстановительной стоимости;
3)
по остаточной стоимости.
В зависимости от источников поступления
основных средств под их первоначальной стоимостью понимается:
1)
Стоимость внесенная учредителями основных средств в
счет вклада в уставный капитал – определяется по согласованию сторон;
2)
Стоимость изготовленных на самом предприятии, а
также купленных им у других предприятий или имущественных лиц основных средств
– определяется в сумме фактических затрат.
3)
Стоимость безвозмездно полученных основных средств
– определяется экспертным путем или по данным документов приемки-продажи.
4)
Сооруженные основные средства подрядным способом,
определяется по сметной стоимости работ.
Восстановительная
стоимость основных средств – отражает воспроизводство
основных средств, то есть приобретение или строительство аналогичных объектов в
реальных условиях в связи с изменением уровня цен. Изменения первоначальной
стоимости на восстановительную допускается лишь в случае переоценки в
соответствии с решениями правительства. Первоначальная или восстановительная
стоимость основных средств принимается на баланс.
Остаточная
стоимость основных средств – разница между
первоначальной стоимостью и начисленным износом на определенную дату.
III.
Документальное
оформление и аналитический учет поступления и выбытия основных средств.
Учет основных
средств на всех предприятиях организуется по классификационной группе в разрезе
инвентарных объектов.
Инвентарным
объектом - считается отдельный, конструктивно
обособленный объект или комплекс объектов, выполняющих определенную функцию.
Каждому инвентарному объекту присваивается свой номер, который указывается в
маркировочном жетоне или наносится краской. Первая цифра в этом номере должна
соответствовать порядковому номеру классификации. Далее идет порядковый номер
инвентарного объекта на данном предприятии. Этот номер присваивается раз и
навсегда и другому объекту он не присваивается. Методология учета основных
средств рассматривает три группы вопросов:
1)
по поступлению основных средств;
2)
по использованию основных средств и начислению на
них износа;
3)
по выбытию основных средств.
Поступление основных средств оформляется актом
приемки-передачи основных средств (ОС-1), который выписывается на основании
накладной. Акт составляется на каждый объект. К нему прилагается техническая
документация, которая после открытия бухгалтерией инвентарной карточки
передается в службы технической эксплуатации.
Акт приемки-передачи
оформляется передающей и принимающей стороной. Реквизитами акта являются:
-
наименование объекта;
-
дата выпуска;
-
дата начала эксплуатации;
-
первоначальная стоимость;
-
восстановительная стоимость в случае переоценки
основных средств;
-
сумма начисления износа.
Инвентарная карта составляется по форме ОС-6.
Она обеспечивает аналитический учет основных средств. Синтетический учет
поступления основных средств ведется по дебету счета №01 «Основные средства».
Если это малое предприятие и на нем имеется небольшое количество основных
средств, то вместо инвентарных карточек можно вести инвентарную книгу. Выбытие
основных средств также оформляется актом и отражается в инвентарной карточке
или инвентарной книге. Из бухгалтерского учета в каждый данный момент должно
быть видно, каково наличие основных средств по каждой классификационной группе
и по каждому объекту и где они находятся. В бухгалтерском учете поступление
основных средств имеет специфику в зависимости от того, каким образом они
поступили на предприятие:
1)
В результате капитальных вложений или инвестиций
(долгосрочных) данного предприятия;
2)
В виде вкладов учредителей в уставный капитал
данного предприятия;
3)
В результате безвозмездной передачи от других
предприятий;
4)
В результате аренды с правом или без права выкупа.
Капитальными вложениями является не только
строительство новых основных средств, но и покупка основных средств у других
юридических или физических лиц, а также реконструкция и расширение, а также
техническое перевооружение уже действующих основных средств.
Предприятия, для
которых строятся основные средства называются застройщиками, а те кто для них
строит – подрядчиками. Если предприятие строит своими собственными силами, то
такой способ строительства называется хозяйственным способом.
Чтобы начать
строительство нужен проект, который представляет собой комплекс документов. К
проекту всегда составляется бухгалтерская смета, то есть перечень
предварительных расходов на проведение строительства капитальных вложений. В
плане счетов имеются спецсчета 08 и 07 соответственно «Капитальные вложения» и
«Оборудование к установке».
Счет 07 используется
предприятием-застройщиком. Счет является активным, инвентарным счетом, по
дебету – приобретение объекта основных средств, требующий монтажа, по кредиту –
списание фактической себестоимости по произведенным монтажным работам. Сальдо
дебетовое свидетельствует о наличии у предприятия несмонтированного
оборудования.
Счет 08 -
обобщается информация о капитальных вложениях ли инвестициях. Активный, калькуляционный
счет. Дебет – фактические затраты, кредит – списывается первоначальная
стоимость сданных в эксплуатацию объектов основных средств.
Капитальные вложения
могут осуществляться не только за счет собственных средств предприятия, но и за
счет кредитов банка или займов. Для обобщения информации о выбытии основных
средств используется счет №47 «Реализация и прочее выбытие основных средств»
(активно-пассивный счет), результативный счет. По дебету – первоначальная
стоимость выбывших объектов основных средств и расходы, связанные с их
выбытием. По кредиту – суммы, начисления износа по этим средствам, выручка от
реализации, а также стоимость материальных ценностей, поступивших вследствие
списания имущества по цене возможного использования.
Дебет – 47 Кредит
– 80 - прибыль
Дебет – 80 Кредит
– 47 - убыток.
Основные средства могут выбывать по следующим
причинам:
1)
вследствие непригодности для дальнейшего
использования;
2)
вследствие реализации другим юридическим или
физическим лицам;
3)
вклад в уставный капитал других предприятий;
4)
безвозмездная передача другим предприятиям;
5)
сдача в аренду.
Все способы кроме 5-го отражаются через счет
№47.
IV.
Учет износа (амортизации) основных средств.
Износ – стоимостной
показатель потери объектами основных средств физических качеств или утраты
технико-экономических свойств, а следовательно снижение стоимости основных
средств. Каждому предприятию необходимо обеспечивать накапливание основных
средств, необходимых для приобретения новых основных средств и восстановления
износившихся. Такое накапливание достигается за счет включения в издержки
производства сумм амортизационных отчислений.
В специальном
справочнике даны размеры амортизационных отчислений, которые указываются в
процентах от первоначальной стоимости основных средств. Нормы амортизационных
отчислений дифференцируются по классификационным группам, по видам основных
средств внутри групп, по видам работ, для которых используются основные
средства и по отраслям.
Если оборудование
работает в тяжелых условиях, что вызывает повышенный износ, то для него
используется поправочный коэффициент при начислении амортизационных отчислений.
Суммы амортизационных отчислений исчисляются в целых рублях и рассчитываются
ежемесячно, хотя в справочнике приведены годовые нормы.
Амортизация по вновь
поступившим основным средствам начисляется с месяца поступления, если это
произошло до 15-го числа текущего месяца и со следующего месяца, если основные
средства поступили после 15-го.
По выбывшим основным
средствам точно такое же правило. По по законсервированным основным средствам и
по арендованным амортизация не начисляется.
Бухгалтерская
справка о расчете амортизационных отчислений является основанием для списания
сумм начисленного износа на счета производственных затрат (дебет счетов 20, 23,
25 и кредит 02 счета).
Амортизационные
отчисления на полное восстановление активной части основных средств (машин,
оборудования и т.д.) производится в течение их нормативного срока службы, а по
пассивной части основных средств всего фактического срока службы. Для некоторых
предприятий применяется понятие «ускоренная амортизация основных средств». При
ускоренной амортизации производится более быстрое по сравнению с амортизацией
по установленным нормам воспроизводство основных средств через текущие
издержки. Впервые в истории отечественного бухгалтерского учета в положении
90-го года разрешена для российских предприятий ускоренная амортизация.
Предприятие утверждающее нормы «А» может увеличивать отчисления не более, чем в
два раза. Для крупных предприятий ускоренная амортизация разрешается
Министерством финансов. Для малых предприятий такое разрешение не нужно.
Причем, в первый год работы малые предприятия в виде амортизационных отчислений
могут списывать до 50% первоначальной стоимости основных средств, срок службы
которых не превышает определенный срок. Оставшиеся 50% списываются с помощью
ускоренной амортизации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|