Основы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерского учета
Лекции ВЗФЭИ
Основы бухгалтерского учета
Содержание
Тема I: Основы теории бухгалтерского учета. 2
Тема
II. Учет денежных средств. 17
Тема
III. Учет расчетов. 24
Тема
IV. Учет производственных запасов. 36
Тема
V. Учет основных средств. 43
Тема
VI. Учет нематериальных активов, финансовых инвестиций
и ценных бумаг. 55
Тема
VII. Учет процесса производства и производственных
затрат. 61
Тема
VIII. Учет готовой продукции, работ и услуг. 72
Тема
IX. Учет финансовых результатов. 76
Тема
I: Основы теории бухгалтерского учета.
I.
Общая
характеристика бухучета.
II.
Предмет бухучета.
III.
Метод бухучета.
IV.
Типовые изменения
баланса под влиянием хозяйственных операций.
V.
Классификация и
план счетов бухучета.
VI.
Формы бухучета.
VII.
Отчетность
предприятия.
VIII.
Способы исправления
ошибок в бухгалтерском учете.
I.
Общая
характеристика бухучета.
Учет - установление наличия чего-либо, его измерение и регистрация с
количественной и качественной стороны. В процессе исторического развития в
учете выделилось направление - хозяйственный учет.
Хозяйственный
учет - это количественное отображение и качественная
характеристика явлений в обществе. Это единая система учета, включающая три
взаимосвязанных элемента: оперативный, статистический, бухгалтерский учет.
Оперативный учет - система регистрации определенной хозяйственной операции на месте и в
момент ее совершения с целью получения систематической информации на отдельных
участках хозяйственной деятельности.
Статистический учет - учет однородных массовых явлений и процессов в рамках всего
общества.
Бухгалтерский
учет - система документального сплошного и
непрерывного наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью предприятий.
Существует три вида учетных измерителей:
а) натуральные - для
определения количества (кг, литры);
б) трудовые - для
определения затрат рабочего времени (человеко-дни, человеко-часы);
в) Денежные
измерители (млн. руб.).
Объекты бухучета. К ним относятся:
а) хозяйственные
средства как материальная основа деятельности;
б) хозяйственные
средства как содержание деятельности;
в) расчеты с
работниками, банками, финансовыми организациями;
г) результаты
деятельности предприятия.
Бухучет делится на две части:
а) финансовый учет;
б) управленческий
учет.
а) В финансовом
учете отображаются, обрабатываются и обобщаются показатели внешней
бухгалтерской отчетности, информация о хозяйственных отношениях предприятия с
его партнерами.
б) Управленческий
учет отражает, обрабатывает и обобщает показатели внутренней отчетности,
информацию о хозяйственных отношениях, складывающихся между подразделениями
предприятия.
II.
Предмет
бухгалтерского учета.
Главным является
принцип сбалансированности, основанный на том, что хозяйственные средства
отражаются параллельно в двух формах, то есть по составу хозяйственных средств
и по источникам их образования. Состав хозяйственных средств в бухучете
называется активом. Источники образования этих средств - пассив. Актив
всегда должен быть равен пассиву - это основное положение бухучета. Из
этого следует, что овладение основами бухучета должно начинаться с познания
экономической классификации хозяйственных средств. По составу хозяйственные
средства - активы подразделяются на группы:
1.
Основные средства и другие долгосрочные
вложения.
2.
Запасы и затраты.
3.
Денежные средства и средства в расчетах.
Экономическим признаком, общим для 2-й и 3-й
группы является то, что они находятся в текущем хозяйственном обороте
предприятия – это оборотные средства. Средства 1-й группы участвуют в нескольких
производственных циклах, поэтому их называют внеоборотными средствами.
1. Основные
средства:
1.
Основные средства –
совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в процессе
производства в качестве средств труда.
2.
Долгосрочные арендуемые основные средства – средства труда, договор аренды по которым предусматривает переход их
собственности к арендатору по истечению срока аренды или после внесения всей
выкупной цены.
3.
Нематериальные активы –
хозяйственные средства, которые не имеют материальной субстанции, используются
в течении длительного срока и приносят доход (это патенты, организационные
затраты при создании фирмы, торговые марки).
4.
Долгосрочные финансовые вложения (инвестиции) – затраты предприятия на приобретение ценных бумаг с намерением
держать их для получения доходов сроком более одного года, а также вложения в
уставные капиталы других предприятий, средства, переданные другим предприятиям
взаймы под вексель на срок более одного года.
5.
Незавершенные капитальные вложения – затраты застройщиков по возведению зданий, сооружений, приобретению
оборудования и других объектов капитального строительства.
6.
Расчеты с учредителями
– задолженность предприятию со стороны учредителей данного предприятия по
вкладам в уставный капитал.
2. Запасы и
затраты:
1.
Производственные запасы
– совокупность материальных вещественных ценностей и используемых в процессе
производства в качестве предметов труда (сырье, основные и вспомогательные
материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, запчасти,
тара, инструмент и инвентарь со сроком службы менее одного года или стоимостью
менее определенной суммы – малоценные и быстроизнашивающиеся предметы - мбп).
2.
Незавершенное производство – продукция или работы, не прошедшие весь технологический цикл
обработки на предприятии, неукомплектованные изделия, не прошедшие испытаний и
технической приемки.
3.
Готовая продукция –
изделия, прошедшие весь технологический цикл обработки, изготовленные в
соответствии с техническими условиями и принятые службой технического контроля.
4.
Товары –
товарно-материальные ценности, приобретаемые для продажи.
3. Денежные
средства и средства обращения:
1.
Касса – наличные
денежные средства, находящиеся в данный момент на предприятии.
2.
Расчетный счет –
денежные средства на счете в учреждении банка, принадлежащие предприятию.
3.
Валютный счет –
денежные средства в иностранной валюте, находящиеся в учреждении банка, как в
пределах страны, так и за рубежом.
4.
Краткосрочные финансовые вложения – затраты на ценные бумаги, купленные на срок менее одного года, а
также представления краткосрочных займов другим предприятиям.
5.
Дебиторская задолженность – средства предприятия, переданные другим юридическим или физическим
лицам для хозяйственных действий.
По источникам образования – пассивы –
средства подразделяются тоже на три группы:
1.
Источники собственных средств.
2.
Источники заемных средств.
3.
Обязательства по расчетам.
1. Источники собственных средств – уставный
капитал – стоимостное отражение совокупности вкладов учредителей в
имущество предприятия при его создании:
1.
Добавочный капитал –
стоимостное выражение средств, находящихся на балансе предприятия после их
переоценки.
2.
Резервный фонд –
образуется из прибыли предприятия до налогообложения (от балансовой прибыли).
Используется на выплату доходов учредителям при недостатке прибыли или на
покрытие убытков.
3.
Фонды накопления –
часть прибыли, оставшаяся после уплаты налогов, которая направляется на
расширение производства.
4.
Прибыль – финансовый
результат деятельности предприятия, который определяется как разница между
доходами и затратами. Показателями прибыли могут быть:
а) прибыль отчетного года (балансовая прибыль), определяется
нарастающим итогом с начала отчетного года;
б) использование прибыли – сумма фактически произведенных отчислений
из прибыли в бюджет и нужды предприятия;
в) нераспределенная прибыль отчетного года – часть чистой прибыли
после уплаты всех налогов и распределенной по фондам;
г) нераспределенная прибыль прошлых лет – часть чистой прибыли,
нераспределенная на первое число отчетного года.
2. Источники
заемных средств:
1.
Краткосрочные кредиты банков – на срок менее одного года.
2.
Долгосрочные кредиты банков – банковские ссуды на срок более одного года.
3.
Краткосрочные или долгосрочные займы – ссуды других предприятий (не банков) на срок до года или свыше
одного года.
3. Все виды кредиторской задолженности – задолженность данного предприятия другим юридическим или физическим
лицам (поставщикам и подрядчикам, персоналу по оплате труда, по расчетам с
бюджетом, с внебюджетными фондами, по расчету с другими организациями).
Суть предмета бухгалтерского учета – средства предприятий
и их источники постоянно изменяются – совершают кругооборот из 4-х стадий:
а)
заготовка материальных ценностей;
б)
процесс производства продукции;
в)
процесс реализации продукции, услуг;
г) процесс обращения, включающий расчеты с
различными кредиторами и дебиторами;
Кругооборот хозяйственных средств и является
предметом бухгалтерского учета на предприятии.
III.
Метод бухучета.
Метод бухучета –
совокупность специфических способов и приемов для отражения
хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Состоит из элементов:
1.
Документирование.
2.
Инвентаризация.
3.
Оценка.
4.
Калькуляция.
5.
Баланс.
6.
Счета.
7.
Двойная запись.
1. Документирование – способ первичной
регистрации хозяйственных операций, который осуществляется на основе правильно
оформленных документов.
Документ – оформленное в установленном порядке свидетельство о
совершенной хозяйственной операции. Составляется по установленной форме и
должен иметь все необходимые реквизиты: название, наименование предприятия от
лица которого составляется документ, дата составления, содержание хозяйственной
операции и ее измерители в натуральном и денежном выражении, а также подписи с
расшифровкой должностных ответственных лиц.
По назначению
документы подразделяют на группы: распорядительные, исполнительные,
комбинированные и документы бухгалтерского оформления.
С помощью распорядительных
документов дается задание – распоряжение. Это – банковские чеки, платежные
поручения, приказы о назначении на должность с установленными окладами.
С помощью исполнительных
документов удостоверяется факт совершения хозяйственной операции: накладные,
отчеты материально ответственных лиц и другие документы.
Комбинированные
документы сочетают элементы первых двух: приходный кассовый ордер, расходный
кассовый ордер, платежные ведомости по зарплате.
С помощью
документов бухгалтерского оформления осуществляются расчеты по начислению
износа, определению прибыли, исчислению налогов.
По степени обобщенности
документы подразделяются на первичные и сводные.
Первичные документы позволяют осуществлять регистрацию хозяйственных операций, сводные
предназначаются для группировки первичных документов. Все первичные документы
подшиваются вместе со сводными, в которых они отражены. Главное правило
бухучета – ни одной проводки без первичного документа.
Первичные
документы должны содержать полные и достоверные данные, создаваться
своевременно и удовлетворять требованиям:
1.
Проверяться по форме арифметически и по содержанию.
2.
Ошибки в первичных документах могут быть исправлены
таким образом, чтобы можно было прочитать то, что было написано до исправления.
2. Инвентаризация. Документальный
учет дополняют периодической проверкой материальных ценностей, денежных средств
и расчетов, то есть производится инвентаризация. Инвентаризация позволяет
контролировать сохранность средств и обязательна для проведения в установленные
сроки. Выявленные при инвентаризации расхождения с документарным учетом
регулируются в следующем порядке: излишки приходуются и относятся на финансовый
результат (прибыль), недостача списывается за счет чистой прибыли и относится на
убытки, если виновные лица не определены.
3. Оценка - способ денежного
выражения хозяйственных средств и их источников. Основными принципами оценки
средств предприятия является реальность и единство оценки:
Единство
достигается тем, что все предприятия в обязательном порядке осуществляют оценку
своих средств на основе единых правил, установленных в положении о
бухгалтерском учете и отчетности.
Реальность
оценки определяется тем, что все хозяйственные средства отражаются в
бухгалтерском балансе по фактической себестоимости их приобретения и
изготовления – фактическая себестоимость. В текущем бухгалтерском оценка
объектов учета по их фактической себестоимости на предприятии невозможна, так
как полная информация о ней появляется только в конце отчетного периода. В
текущем учете для оценки используются так называемые учетные цены. Это
внутрихозяйственные фиксированные стоимостные нормативы.
4. Калькуляция. К числу важнейших задач
бухгалтерского учета относятся задача исчисления в денежном измерителе фактических
затрат на производство отдельных видов продукции, работ, услуг, а также
приобретаемых материальных ценностей, сопоставление этих затрат с нормативами,
выявление величины отклонений фактической себестоимости от нормативной. Решение
этой задачи достигается применением калькуляции себестоимости продукции.
Калькуляция – способ определения себестоимости единицы приобретаемых
материальных ценностей, изготавливаемой продукции, выполненных работ и
оказываемых услуг.
5. Баланс. Чтобы судить о составе и назначении
средств каждого предприятия, необходима их экономическая группировка. Эти
сведения находят отражение в бухгалтерском балансе, форма которого представляет
двухстороннюю таблицу, в которой с одной стороны показаны хозяйственные
средства по составу и размещению, с другой стороны по их источникам образования
и целевому назначению. Итог средств, подсчитанный по их составу и размещению,
всегда равен итогу источников и целевому назначению этих средств. Левая часть
баланса, где отражены состав и размещение средств – актив. Правая, где
показаны источники этих средств – пассивом.
Баланс всегда составляется на
определенную дату, то есть на первое число, следующее за отчетным числом
месяца, квартала, года. Баланс показывает состояние средств и их источников на
конец отчетного периода. Элементами актива и пассива баланса являются статьи,
сгруппированные в разделы, то есть каждая строчка баланса – статья баланса.
Актив баланса состоит из трех разделов:
1.
Внеоборотные
активы.
2.
Оборотные
активы.
3.
Убытки.
Пассив баланса тоже состоит из трех частей:
1.
Капитал
и резервы.
2.
Долгосрочные
пассивы.
3.
Краткосрочные
пассивы.
Из
баланса видно, какими финансами располагает предприятие и за счет каких
источников оно их имеет. И актив и пассив баланса имеют два столбца, в одном из
которых приводятся остатки средств и их источников на начало отчетного года (на
1 января), в другом – на дату составления баланса. Отражая состояние средств и
их источников на начало и конец периода, можно установить – какие изменения в
них произошли за отчетный период. Знание экономического значения каждой статьи
помогает судить о том, на сколько улучшилось или ухудшилось состояние
предприятия, правильно ли размещены средства этого предприятия, и какой
финансовый результат его деятельности.
6. Счета. Если в балансе отражаются средства
предприятия и их источники в денежном измерении на определенную дату, то для
текущего (ежедневного) учета служит система бухгалтерских счетов. Счета и
баланс связаны друг с другом. Счета открываются на основании данных баланса на
начало периода, в конце отчетного периода подсчитываются остатки на счетах, на
основании которых составляется баланс на конец отчетного периода. Счета,
открываемые на основании статей активной части баланса называются активными, на
основании пассивных средств – пассивными.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|