МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Финансовое планирование на предприятии и его усовершенствование

    5. Построение системы мониторинга показателей, включаемых в финансовый контроллинг.

    6. Формирование системы алгоритмов действий по устранению отклонений.

    1.  Определение объекта контроллинга. Это общее требование к построению любых видов контроллинга на предприятии с позиций целевой его ориентации. Объектом финансового контроллинга яв­ляется ход реализации управленческих решений по основным аспек­там финансовой деятельности предприятий.

    2. Определение видов и сферы контроллинга. В соответствии с концепцией построения системы контроллинга, он подразделяется на следующие основные виды: стратегический контроллинг; теку­щий контроллинг; оперативный контроллинг. Каждому из перечис­ленных видов контроллинга должна соответствовать определенная его сфера и периодичность осуществления его функций.

    В табл. 3.1. при­ведены основные характеристики отдельных видов финансового кон­троллинга на предприятии.


    Таблица 3.1 - Характеристика отдельных видов финансового контроллинга на предприятии

     

    Виды финансового контроллинга

    Основная сфера контроллинга

    Основной контрольный период

    1.Стратегический контроллинг

    Контроль финансовой стратегии и ее целевых показателей

    Квартал; год

    2. Текущий контроллинг

    Контроль текущих фи­нансовых планов

    Месяц; квартал

    3.Оперативный контроллинг

    Контроль бюджетов

    Неделя; декада; месяц


    3. формирование системы приоритетов контролируемых по­казателей. Вся система показателей, входящих в сферу каждого вида финансового контроллинга, ранжируется по значимости. В процессе такого ранжирования вначале в систему приоритетов первого уровня отбираются наиболее важные из контролируемых показателей дан­ного вида контроллинга; затем формируется система приоритетов второго уровня, показатели которого находятся в факторной связи с показателями приоритетов первого уровня; аналогичным образом фор­мируется система приоритетов третьего и последующих уровней. Та­кой подход к формированию системы контролируемых показателей облегчает подход к их разложению при последующем объяснении причин отклонения фактических величин от предусмотренных соот­ветствующими заданиями.

    При формировании системы приоритетов следует учесть, что они могут носить разный характер для отдельных типов центров ответ­ственности: для отдельных направлений финансовой деятельности предприятия; для различных аспектов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Однако при этом должна быть обеспечена как иерархическая сводимость всех контролируемых по­казателей по предприятию в целом, так и их сводимость по отдель­ным направлениям финансовой деятельности.

    4. Разработка системы количественных стандартов контроля.

    После того, как определен и ранжирован перечень контролируемых финансовых показателей, возникает необходимость установления количественных стандартов по каждому из них. Такие стандарты могут устанавливаться как в абсолютных, так и в относительных показателях. Кроме того, такие количественные стандарты могут носить стабильный или подвижный характер (подвижные количественные стандарты мо­гут быть использованы при контроле показателей гибких бюджетов для корректировки стандартов при изменении учетной ставки, темпов инфляции и т.п.). Стандартами выступают целевые стратегические нор­мативы, показатели текущих планов и бюджетов, система государ­ственных или разработанных предприятием норм и нормативов и т.п.

    5. Построение системы мониторинга показателей, включае­мых в финансовый контроллинг. Система мониторинга (или как ее часто переводят „следящая система") составляет основу финансово­го контроллинга, самую активную часть его механизма. Система финансового мониторинга представляет собой разработанный на предприятии механизм постоянного наблюдения за контролируе­мыми показателями финансовой деятельности, определения раз­меров отклонений фактических результатов от предусмотренных и выявления причин этих отклонений.

    Построение системы мониторинга контролируемых финансовых показателей охватывает следующие основные этапы.

    а)  Построение системы информативных отчетных показа­телей по каждому виду финансового контроллинга основывается на данных финансового и управленческого учета. Эта система пред­ставляет собой так называемую „первичную информационную базу наблюдения", необходимую для последующего расчета агрегирован­ных по предприятию отдельных аналитических абсолютных и относи­тельных финансовых показателей, характеризующих результаты фи­нансовой деятельности предприятия.

    б)  Разработка системы обобщающих (аналитических) пока­зателей, отражающих фактические результаты достижения пре­дусмотренных количественных стандартов контроля, осущест­вляется в четком соответствии с системой финансовых показателей. При этом обеспечивается полная сопоставимость количественного вы­ражения установленных стандартов и контролируемых аналитичес­ких показателей. В процессе разработки такой системы строятся ал­горитмы расчета отдельных обобщающих (аналитических) показателей с использованием первичной информационной базы наблюдения и методов финансового анализа.

    в)  Определение структуры и показателей форм контрольных отчетов (рапортов) исполнителей призвано сформировать систему носителей контрольной информации. Для обеспечения эффективности контроллинга такая форма отчета должна быть стандартизирована и содержать следующую информацию:

    — фактически достигнутое значение контролируемого показа­теля (в сопоставлении с предусмотренным);

    — размер отклонения фактически достигнутого значения конт­ролируемого показателя от предусмотренного;

    — факторное разложение размера отклонения (если контроли­руемый показатель поддается количественному разложению на от­дельные составляющие). Алгоритм такого разложения должен быть определен и доведен до каждого исполнителя заранее;

    — объяснение причин отрицательных отклонений по показате­лю в целом и отдельным его составляющим;

    — указание лиц, виновных в отрицательном отклонении пока­зателя, если это отклонение вызвано внутренними факторами дея­тельности подразделения.

    Форма стандартного контрольного отчета (рапорта) исполните­ля дифференцируется в соответствии с содержанием доведенного ему бюджета (плана).

    г) Определение контрольных периодов по каждому виду финан­сового контроллинга и каждой группе контролируемых показате­лей. Конкретизация контрольного периода по видам контроллинга и груп­пам показателей определяется „срочностью реагирования", необходи­мой для эффективного управления финансовой деятельностью на дан­ном предприятии. С учетом этого принципа выделяют:

    — недельный (декадный) контрольный отчет;

    — месячный контрольный отчет;

    — квартальный контрольный отчет.

    д)  Установление размеров отклонений фактических резуль­татов контролируемых показателей от установленных стандар­тов осуществляется как в абсолютных, так и в относительных пока­зателях. Так как каждый показатель содержится в контрольных отчетах исполнителей, на данной стадии он агрегируется в рамках предприя­тия в целом. При этом по относительным показателям все отклоне­ния подразделяются на три группы:

    — положительное отклонение;

    — отрицательное „допустимое" отклонение;

    — отрицательное „критическое" отклонение.

    Для проведения такой градации на каждом предприятии должен быть определен критерий „критических" отклонений, который может быть дифференцирован по контрольным периодам. В качестве крите­рия „критического" отклонения может быть принято отклонение в размере 20 и более процентов по недельному (декадному) контрольно­му периоду; 15 и более процентов по месячному периоду; 10 и более процентов по квартальному периоду.

    е) Выявление основных причин отклонений фактических резуль­татов контролируемых показателей от установленных стандартов проводится по предприятию в целом и по отдельным „центрам ответ­ственности". В процессе такого анализа выделяются и рассматриваются те показатели финансового контроллинга, по которым наблюдаются „кри­тические" отклонения от целевых нормативов, заданий текущих планов и бюджетов. По каждому „критическому" отклонению (а при необходи­мости и менее значимым размерам отклонений показателей приоритетов первого порядка) должны быть выявлены вызвавшие их причины. В про­цессе осуществления такого анализа в целом по предприятию использу­ются соответствующие разделы контрольных отчетов исполнителей.

    Разработанная система мониторинга должна корректироваться при изменении целей финансового контроллинга и системы показа­телей текущих планов и бюджетов.

    6. формирование системы алгоритмов действий по устране­нию отклонений является заключительным этапом построения финан­сового контроллинга на предприятии. Принципиальная система дей­ствий менеджеров предприятия в этом случае заключается в трех алгоритмах:

    а)  „Ничего не предпринимать". Эта форма реагирования пре­дусматривается в тех случаях, когда размер отрицательных отклоне­ний значительно ниже предусмотренного „критического" критерия.

    б)   „Устранить отклонение". Такая система действий преду­сматривает процедуру поиска и реализации резервов по обеспече­нию выполнения целевых, плановых или нормативных показателей. При этом резервы рассматриваются в разрезе различных аспектов финансовой деятельности и отдельных финансовых операций. В ка­честве таких возможностей может быть рассмотрена целесообраз­ность введения усиленного режима экономии (по принципу „отсече­ния лишнего"), использования системы финансовых резервов и другие.

    в)  Изменить систему плановых или нормативных показате­лей". Такая система действий предпринимается в тех случаях, если возможности нормализации отдельных аспектов финансовой деятель­ности ограничены или вообще отсутствуют. В этом случае по результа­там финансового мониторинга вносятся предложения по корректировке системы целевых стратегических нормативов, показателей текущих финансовых планов или отдельных бюджетов. В отдельных критичес­ких случаях может быть обосновано предложение о прекращении от­дельных производственных, инвестиционных и финансовых операций и даже деятельности отдельных центров затрат и инвестиций.

    Таким образом, внедрение на предприятии системы финансового контроллинга позволяет существенно повысить эффективность всего процесса планирования его финансовой деятельности.


    3.2. Автоматизация работ по финансовому планированию


    Деятельность предприятий в условиях рынка требует повышенной роли  планирования в процессе управлению предприятием, разработки стратегии и тактики его деятельности, значительно расширяет круг решаемых задач, обуславливает изменения в содержании и методах их решения, существенно изменяет функции и содержание работы сотрудников экономических служб.

    Изменение в содержании методов управления предприятием в целом не могут не отразится на реализации отдельных функций управления, таких как учет, аудит, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Это обуславливается необходимостью автоматизации реализации функций управления на базе внедрения в практику автоматизированных рабочих мест счетно-аналитических работников, работников аппарата на основе применения современных информационных технологий и технических средств.

    В условиях автоматизации бухгалтерского, финансового и налогового учета, в деятельности финансовых служб осуществляется четкое разграничение функций планирования, и создаются предпосылки для более полной реализации этих функций.

    Под системой автоматизации необходимо понимать интегрированную систему автоматизации, обеспечивающую охват всех участков планирования, отразить ее (его, их) в оперативном, налоговом и бухгалтерском учете).

    Таким образом, большое|великое| значение в процессе планирования занимают информационные технологии, которые|какие| базируются на применении компьютеров, активному участию пользователей (непрофессионалов в отрасли программирования) в информационном процессе, высоком уровне "дружеского" интерфейса пользователя, широком использовании|употреблении| пакетов прикладных программ общего назначения с доступом к|до| отдаленным базам данных и программ благодаря вычислительным сетям ЭВМ.

    Компьютеры стали основными "орудиями труда" всех специалистов (также и аналитиков), потому|оттого| рассматривать особенности формирования и использования|употребления| современной информационной базы планирования невозможно без учета этого обстоятельства.

    В бухгалтерском учете внедрения|ввода| системы поддержки принятия решения (СППР|) связано|повязано| с производством и учетом товарно-материальных запасов|припасов|, их физическим делением|распределением|. Самыми Типичными|типовыми| СППР|, которые могут применяться в планировании, являются "Симплан" - для корпоративного планирования; "Прожектор" - финансового планирования; "Экспресс" - маркетинга, финансов; "BIS" - управление бюджетом.

    В Украине распространенные такие программно-технологические комплексы, как ГАЛАКТИКА R/3, БЕСТ-Ф|, которые базируются на идеологии АСУ и предусматривают модули анализа финансовой и хозяйственной деятельности.

    Локальные вычислительные сети автоматизированных рабочих мест специалистов могут формировать внутреннюю информацию для планирования на 3-х уровнях:

    1-й уровень - формируются фактические данные о ходе производства, автоматизацию рабочих мест (АРМ) в цехах и участках, о наличии и движении товаров, материально-технических ресурсов на складах|слогах,складах|;

    2-й уровень - формирование данных по планированию и анализу производственных процессов (АРМ производственного отдела); по планированию ассортимента товаров (АРМ в плановому отделу); формирование данных об обеспечении материально-техническими ресурсами (АРМ отдела материально-технического снабжения); о конструкторско-технологических параметрах и характеристиках товаров (АРМ отдела главного|головного| инженера); а также сбор|сборка,собирание| и агрегация информации на АРМ бухгалтеров (учет продажи товаров и расчетов, учет расходов на производство и себестоимость товаров);

    3-й уровень - АРМ директора и других руководителей. Формируется директивная информация, которая|какая| отображает текущие и перспективные планы развития предприятия.

    До недавнего времени большинство отечественных предприятий процесс усовершенствования управления производством осуществляли|свершали,совершали| независимо от автоматизированных систем. Автоматизировались функции только отдельных структурных подразделений. Теперь основное внимание уделяется созданию сквозных компьютерных систем, которые|какие| обеспечивают комплексность и интегрированность|интегрируемость| функций управления, ориентируются на оперативное формирование вариантов решений для руководства.

    Функциональный подход к|до| построению информационных систем часто приводил к тому, что необходимая информация в компьютерных системах была, но проанализировать ее руководство предприятия не могло, поскольку основные пользователи такой информации - специалисты предприятия и руководители среднего звена.

    К|до| высшему уровню руководства поступала информация в виде громоздких сводок|возведений,сведений,сводов|, сложных таблиц, непригодных для оперативного анализа и принятия решений. Бухгалтерская информация лишь|только| констатировала факты относительно|касательно| работы предприятия за прошлый|прошедший| период (с опозданием почти на месяц|луну|) и не давала детальных оперативных данных, необходимых для целей текущего и стратегического планирования.

    На сегодня|сегодня| главное|головное| внимание нужно направить на развитие информационных систем на предприятии с созданием корпоративных информационных сетей (Intranet), которые|какие| объединяют все имеющиеся компьютеры предприятия, многообразное|разнообразное| программное обеспечение и базы данных в единственную|единую| систему. Эта система даст возможность быстрее найти необходимую информацию, где бы|б| она на данный момент не сохранялась|хранилась|. В основу|основание| ее функционирования положена Web-технология. Intranet- это своеобразная индивидуальная система Internet, которая|какая| использует инфраструктуру и стандарты Internet World Wide Web, но является защищенной от несанкционированного доступа из открытой сети Internet.

    Новые технологии нуждаются в новых организационных структурах. Нужная гармонизация компьютерных технологий и технологий организации бизнеса. Корпоративные информационные системы (КИС) для большого|великого| предприятия являются могучим|мощным| современным инструментом, который|какой| дает возможность решать такие сложные задания|задачи|, как управление себестоимостью продукции, создание интегрированной|интегрируемой| системы сквозного моделирования - планирование производства, информационное обеспечение всех уровней управления.

    Функционирование корпоративные информационные системы дает возможность аналитическим работникам оперативно и в полном объеме использовать информацию о ходе производственного процесса, о материальных, финансовых, энергетических потоках и расходах, о запасах|припасах| сырья и материалов; пользоваться в режиме реального времени всей накопленной информацией в едином информационном пространстве предприятия.

    В рекламных целях большие|великие| предприятия разрабатывают соответствующие Web - страницы; через|из-за| Internet исследуют конкурентов и анализируют рынок сбыта. Internet формирует новый уровень корпоративного мышления благодаря системному анализу информации о недостатках и преимуществах потребителей и конкурентов, более реальной оценки спроса на выработанную продукцию.

    Разработки зарубежных специализированных фирм отвечают современным требованиям|востребованиям|, но их стоимость для больших|великих| предприятий часто составляет десятки миллионов долларов. Кроме того, они нуждаются в длительном времени внедрения (от 3 до 5 лет) и жесткой перестройки планов под требования|востребования| системы. Собственные разработки корпоративных информационных систем являются значительно дешевле, но предусматривают обязательное наличие высококвалифицированных специалистов.

    Взаимосвязь планирования и информации оказывается|проявляется| в том, что в процессе планирования осуществляется контроль за самой информацией, которая|какая|, в свою очередь, является основной для проведения планирования.

    Увеличение потоков внешней и внутренней информации часто приводит к|до| избыточности этой информации, а следовательно - к|до| необходимости должного ее отбора (фильтрации). В последнее время в странах Западной Европы, в США, Канаде, Австралии и других странах все большую популярность приобретает так называемый информационный аудит, который|какой| предусматривает систематическое|систематичное| изучение использования|употребления| информации, ресурсов и потоков, которое проводится как для|касательно| пользователей, так и для|касательно| существующих документов, для мониторинга уровня их привлечения, для выполнения заданий|задач| организации.

    Целесообразность такого направления аудита объясняется необходимостью проверки данных, которые|какие| поступают к|до| информационной системе на точность с помощью|посредством| специальных программ, потому, что всегда существует опасность подделки электронных отчетов или данных. Особенностью информационного аудита именно и является проверка не только обычных документов, но и компьютерных систем, программ и файлов. Поиск аудиторских доказательств тоже осуществляется электронным способом, что выставляет высокие требования к|до| квалификации аудитора, его знаний компьютерной техники и программных средств.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.