Бухгалтерский учет и контроль за целевым использованием средств на примере стоматологической поликли...
Бухгалтерский учет и контроль за целевым использованием средств на примере стоматологической поликли...
Содержание
Введение. 14
1.
Нормативное регулирование, организационные и финансовые аспекты деятельности бюджетных
учреждений. 18
1.1.
Бюджетное законодательство в области функционирования бюджетных учреждений. 18
1.2.Порядок
составления смет для здравоохранения38
1.3.
Методологические основы ведения анализа деятельности медицинских учреждений. 44
2.
Организация бухгалтерского учета и анализ финансового состояния ОГУЗ
«Стоматологическая поликлиника» г. Биробиджана. 52
2.1.
Краткая характеристика ОГУЗ «Стоматологическая поликлиника» 52
2.2.
Организация бухгалтерского учета в медицинских учреждениях. 56
2.2.1.
Учетная политика учреждения. 56
2.2.2
. Ведение бухгалтерского учета. 67
2.2.2.1.
Учет средств стоматологической поликлиники. 67
2.2.2.2.
Учет расчетов по оплате труда. 71
2.2.2.3.
Учет материальных запасов. 78
2.3.
Проведение анализа в учреждении. 83
2.3.1.
Анализ работы ОГУЗ «Стоматологическая поликлиника». 83
2.3.2.
Анализ исполнения сметы расходов. 89
2.3.3.
Анализ исполнения платных услуг. 92
2.4.
Осуществление финансового контроля. 93
3.Пути совершенствования
финансово-хозяйственной деятельности учреждения здравоохранения. 100
Список
использованной литературы.. 117
Здоровье
граждан, как социально - экономическая категория, представляет собой важнейший
элемент национального богатства. Для поддержания здоровья потребляется
определенная часть валового национального продукта, но и само здоровье человека
должна рассматриваться как ресурс, необходимый для производства материальных
благ. В известной мере, здоровье есть функция таких переменных, как производство
и окружающая среда, поведение людей и качество продуктов питания. В
соответствии, с этим негативные стороны социально- экономической и политической
ситуации в стране, кризис системы здравоохранения отрицательно сказывается на
состоянии здоровья населения. Очень тревожна демографическая ситуация растет
смертность, падает рождаемость, вследствие чего наблюдается естественная убыль
населения.
Тема,
затрагивающая вопросы организации в медицинском учреждении бухгалтерского
учета, анализа финансового состояния и контроля за целевым и рациональным
использованием средств обязательного медицинского страхования является
актуальной, т.к. в современных условиях охрана здоровья - это проблема
государственного масштаба. Правительство ежегодно утверждает программу государственных
гарантий по бесплатной медицинской помощи. Однако в абсолютном большинстве
регионов эта проблема не обеспечивается государственными средствами. Дефицит
средств по этой программе 30-40% от потребности, и он покрывается вынужденными
расходами пациентов на оплату лекарств и медицинских услуг.
Целью
дипломной работы является раскрытие вопросов бухгалтерского учета и контроля за
целевым использованием средств в медицинском учреждении, анализ финансового
состояния стоматологической поликлиники. В дипломной работе мы поставили
следующие задачи:
-
изучить вопросы бухгалтерского учета ;
-провести
документальную проверку целевого и рационального использования средств системы
ОМС;
-
провести анализ финансового состояния медицинского учреждения;
-
наметить пути совершенствования финансово – хозяйственной деятельности лечебно
–профилактического учреждения.
Хронологические
рамки исследования определяются периодом 2001 –2003 г.г.
Объектом
исследования является государственное учреждение здравоохранения «Стоматологическая
поликлиника» управления здравоохранения правительства Еврейской автономной
области.
Проблемы
бухгалтерского учета и анализа финансового состояния всегда привлекали внимание
исследователей различного профиля. Интерес представляют научные труды Кузиной
Е.Л., Кадырова Ф.Н. Кондракова Н.П., Зелькович Р.М.
Успешная
реализация задач, стоящих перед медицинскими учреждениями в огромной степени
определяется состоянием экономики, которая в последнее время претерпела
существенные изменения. Рыночная экономика, введение добровольного медицинского
страхования, ухудшение финансирование привели к повышению значимости
экономической стороны деятельности здравоохранительных учреждений в частности
анализа. Традиционно недостаточное внимание, уделявшееся ранее экономике
здравоохранения, негативно сказалось на разработанности методов экономического
анализа деятельности медицинских учреждений.
Медицинские
учреждения испытывают острый недостаток методических материалов по различным
вопросам экономической деятельности, что приводит к нарушениям. Контроль за
движением средств постоянный финансовый и экономический анализ позволит
руководителям принимать оптимальные решения.
Обязательное
условие полного качественного анализа хозяйственной деятельности учреждения – умение
читать баланс, т.е. знание содержания каждой статьи, способа ее оценки, роли в
деятельности учреждения, связи с другими статьями, характера изменений сумм по
той или иной статье и значения этих изменений для экономии учреждения. Чтение
баланса позволяет определить степень обеспеченности предприятия собственными
оборотными средствами, установить за счет каких статей изменилась их величина,
выявить факты иммобилизации средств, использования их не по назначению. Умение
читать баланс во многом помогает руководителю учреждения принимать правильные
решения самых разнообразных вопросов.
Систематический
и всесторонний анализ деятельности учреждения позволит:
-
быстро, качественно и профессионально оценивать результативность деятельности
как учреждения в целом, так и его структурных подразделений;
-
находить оптимальные пути решения проблем учреждения в ближайшей и отдаленной
перспективе.
Бухгалтерский учет, финансовый анализ и
контроль оправдывает себя в конечном счете тогда, когда он приносит обществу
реальную пользу. Реальная полезность знаний бухгалтерского учета и
экономического анализа заключается главным образом в соблюдении и правильном
применении нормативных документов, а также изыскании резервов и упущенных
возможностей на всех участках планирования и руководства хозяйством. Итак,
знание бухгалтерского учета, умение проанализировать финансовое состояние
медицинского учреждения приобретает в настоящее время огромное значение, т.к. в
дальнейшем помогает наметить пути совершенствования лечебно - профилактического
учреждения.
1. Нормативное
регулирование, организационные и финансовые аспекты деятельности бюджетных
учреждений
Система рыночных отношений является универсальной
моделью хозяйствования, обеспечивающей условия для развития предпринимательства
и повышения его эффективности.
Вне рыночных отношений остаются учреждения непроизводственной
сферы, которые функционируют за счет бюджетных ассигнований, хотя и могут иметь
дополнительные денежные поступления от предоставления услуг на коммерческой
основе. В условиях рыночной экономики многие отрасли народного хозяйства
традиционно финансируются из бюджета (образование, здравоохранение и т.д.) В
сметах таких учреждений и отраслей хотя и ослабляется адресная регламентация
расходов, но вместе с тем усиливается обоснованность расчетов финансовых
показателей на основе внедрения долговременных экономических и социальных
нормативов.
Основными нормативными документами, определяющими
методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в
бюджетных организациях Российской Федерации являются:
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от
21.11.1996 г. № 129-ФЗ;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных
учреждениях. Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.1999
г. №107н;
- Правила кассового
обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных
бюджетов территориальными органами федерального казначейства;
- Методические указания
по инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
К бюджетным организациям относятся учреждения и
организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется
за счет средств федерального бюджета на основе сметы доходов и расходов. Прежде
всего, бюджетная организация является организацией некоммерческой. ГК РФ
определяет некоммерческие организации в качестве юридических лиц, которые не
имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют
полученную прибыль между участниками данной деятельности. Аналогичная формулировка
содержится в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «о некоммерческих
организациях»[6]. Из приведенного определения некоммерческой организации можно
выделить необходимые и достаточные признаки такой организации, установленные
гражданским законодательством. Основной целью некоммерческой организации не
может являться извлечение прибыли. Создаваться они могут в соответствии с
Законом о некоммерческих организациях для «достижения социальных,
благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей,
в целях охраны здоровья граждан, защиты прав и законных интересов граждан и
организаций….». Хозрасчетная деятельность допускается, но не в ущерб основной и
с условием направления полученной прибыли на осуществление основных задач. Это
требование сформулировано в статье 50 ГК РФ в следующем виде «… некоммерческие
организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку
поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и
соответствующую этим целям»[3]. В связи с данной формулировкой можно
утверждать, что бюджетные организации отвечают первому базовому признаку
некоммерческих организаций – основной целью этих организаций не является
получение прибыли.
Наличие у бюджетных
организаций другого признака: отсутствие распределения полученной прибыли между
участниками – не вызывает сомнений. Бюджетные организации финансируются
учредившим их собственником Российской Федерации, субъектом Российской
Федерации, либо органом местного самоуправления из соответствующего бюджета.
Прибыль полученная организацией, используется на достижение задач, определенных
собственником и поскольку направления использования прибыли установлены
изначально учредительными документами распределение прибыли не может
производиться простым дележом между участниками хозяйственной деятельности.
Бюджетная организация не является объединением добровольным, так как перед ее
созданием всегда издается соответствующее властное предписание в форме
нормативно-правового акта.
Статья 120 ГК РФ определяет учреждение как организацию
созданную собственником для осуществления управленческих, социально-культурных
или иных функций некоммерческого характера и финансируемую им полностью или
частично [3]. Именно эта форма соответствует уже сложившемуся статусу такого
субъекта хозяйственного оборота, как бюджетная организация.
Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления
для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и
иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из
соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на
основе сметы доходов и расходов.
Функции по методологическому руководству
бухгалтерским учетом исполнения бюджетов всех уровней и бухгалтерскому учету в
бюджетных учреждениях Бюджетным кодексом Российской Федерации и Правительством
Российской Федерации возложены на Минфин России, который устанавливает единый
для всех бюджетных учреждений порядок учета исполнения сметы доходов и
расходов.
Получению средств предшествует планирование
расходов.
В соответствии с пунктом
5 статьям 161 БК РФ, на основе прогнозируемых объемов предоставления
государственных и муниципальных услуг и установление нормативов финансовых
затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и
расходов отчетного периода бюджетное учреждение, как правило, в третьем
квартале составляет и предоставляет бюджетную заявку на очередной финансовый
год, которую затем подает на утверждение главному распорядителю бюджетных
ассигнований (в дальнейшем ГРБА) [2].
Порядок представления и
форма бюджетной заявки не стандартизированы, и каждое ведомство устанавливает
свои правила и формы. Обычно бюджетная заявка составляется в разрезе кодов
бюджетной классификации с приложением расчетов по каждому направлению
расходования средств.
На основании бюджетной
заявки формируется смета бюджетной организации. Реально на сегодняшний день
бюджетные организации составляют смету расходов, которая по своей сути является
плановым документом, определяющим объем, целевое направление и поквартальное
распределение средств, отпускаемых непосредственно из бюджета.
На практике за смету
могут приниматься следующие документы:
-
утвержденная бюджетная заявка;
-
детализированная по бюджетным организациям
бюджетная роспись;
-
детализированные по бюджетным организациям
лимиты бюджетных средств.
Смета доходов и расходов
– документ, определяющий объем и целевое направление бюджетных ассигнований,
утвержденный в установленном порядке и содержащий расчетные данные по каждому
целевому направлению бюджетных ассигнований. Смета принципиально отличается от
прочих подобных документов наличием расчетных данных по каждому целевому
направлению расходования бюджетных средств.
Согласно статье 221 БК
РФ бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение
вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по
установленной форме[2].В пункте 2 статьи 161 БК РФ смета определена как
документ не только определяющий расходование средств, но и отражающий доходы
бюджетной организации.
На сегодняшний день
составляются отдельно сметы доходов и расходов организации по бюджетной и «внебюджетной»
деятельности. Согласно пункту 2 статьи 42 БК РФ доходы бюджетного учреждения,
полученные от предпринимательской деятельности, приносящей доход, в полном
объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и
отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования
имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо
как доходы от оказания платных услуг. БК РФ предполагает, что смета доходов и
расходов бюджетной организации – это один документ, учитывающий как бюджетную,
так и «внебюджетную» деятельность.
После принятия закона о
бюджете начинается процесс его исполнения. Основные этапы исполнения бюджета по
расходам регламентированы статьей 219 БК РФ:
- составление и
утверждение бюджетной росписи;
- утверждение и
доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей
бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям
бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
- утверждение и
доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей
бюджетных средств;
- принятие денежных
обязательств получателями бюджетных средств;
- подтверждение и
выверка исполнения денежных обязательств.
Исполнение бюджета
осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной
росписи, которую БК РФ определяет как "документ о поквартальном
распределении доходов и расходов бюджета". На основе утвержденного закона
о бюджете на финансовый год ГРБА составляют бюджетную роспись по распорядителям
бюджетных средств (в дальнейшем РБА) и получателям бюджетных средств с
поквартальной разбивкой, которую затем представляют в орган, ответственный за
составление бюджета, где на основании статьи 217 БК РФ составляется сводная
бюджетная роспись.
В соответствии со
статьей 246 БК РФ сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется
Минфином России и утверждается министром финансов в рамках его исключительных
полномочий. Утвержденная сводная бюджетная роспись федерального бюджета
передается на исполнение федеральному казначейству[2].
Согласно статье 247 БК
РФ процедуры санкционирования расходов бюджета осуществляются в целях
исключения принятия к финансированию расходов и совершения платежей, не
предусмотренных утвержденным законом о бюджете или не обеспеченных
поступлениями доходов и средствами заимствований бюджета[2].
Согласно Порядку
исполнения бюджетной росписи одновременно со сводной росписью министр финансов
России утверждает лимиты бюджетных обязательств на год.
Лимит бюджетных
обязательств - объем бюджетных обязательств. определяемый и утверждаемый для
распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет.
Лимиты доводятся до ГРБА
Департаментом бюджетной политики Минфина России по установленной форме и
направляются на исполнение Главному управлению федерального казначейства (ГУФК
МФ РФ).
Утверждение и доведение
до РБА и получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств
происходит следующим образом:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|