Аудит с поставщиками и подрядчиками
p> Ведение кассовых операций в ООО «Провиант-Опт» осуществляется в
соответствии с требованиями Положения о ведении кассовых операций в
Российской Федерации, утвержденным ЦБ РФ от 22.09.93 года № 40. Ведение кассовых операций возлагается на кассира ООО «Провиант-Опт», с
которым заключен договор о полной материальной ответственности. Организация хранит денежные средства в учреждениях банка: 1. Филиал в г. Москве ОАО «Промышленно-строительный банк»; 2. АБ «СОБИНБАНК» г. Москвы. В кассе ООО «Провиант-Опт» может иметь наличные деньги в пределах
лимита их остатков, установленного обслуживающим банком. Сверх лимита наличные деньги в кассе ООО «Провиант-Опт» храниться
только во время выплаты зарплаты на срок свыше трех рабочих дней. Полученную выручку сверх лимита ООО «Провиант-Опт» сдает в учреждение
банка. Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение
законодательства при выполнении хозяйственных операций несет генеральный
директор Организации. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией
Организации, возглавляемой главным бухгалтером ООО «Провиант-Опт».
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных
операций и предоставлению в бухгалтерскую службу документов и сведений
обязательны для всех работников Организации. Без подписи главного
бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные
документы, финансовые и кредитные обязательства (документы, оформляющие
финансовые вложения Организации, договора займа, кредитные договора и
договора, заключенные по товарному и коммерческому кредиту) считаются
недействительными и не принимаются к исполнению, за исключением случаев,
когда имеется письменное распоряжение генерального директора Организации. Денежные средства под отчет на хозяйственные нужды выдаются на срок до
одного месяца, работникам имеющие право на получение денежных средств под
отчет в соответствии с приказом Организации. По окончании установленного
периода работник обязан отчитаться о произведенных расходах. С 1 января 2002г. вступила в силу глава 25 НК РФ «Налог на прибыль
организации» Федеральный Закон от 06 августа 2001г. № 110-ФЗ положение этой
главы, введение системы налогового учета. При осуществлении налогового
учета ООО «Провиант-Опт» руководствуется принципом последовательности
применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к
другому. Изменения порядка учета отдельных хозяйственных операций и
объектов в целях налогообложения осуществлять в случае изменения
законодательства или применяемых методов учета. В рамках учетной политики ООО «Провиант-Опт» утверждены следующие
аналитические регистры налогового учета: - информации об объектах основных средств, расчет амортизации основных
средств; - информации об объектах нематериальных активов, расчет амортизации
нематериальных активов; - учета расходов по оплате труда; - расчет расходов на ремонт текущего отчетного периода, расчет
расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах; - учета прочих расходов текущего периода; - учета внереализационных расходов текущего периода; - учета доходов текущего периода; - учета расходов будущих периодов; - расчет начисленных штрафных санкций за отчетный период, учета
расчетов по штрафным санкциям. Объекты учета в аналитических регистрах отражаются на основании
первичных документов в хронологическом порядке. Аналитические регистры налогового учета ведутся с применением
персональных компьютеров и специальных сетевых компьютерных программ. По
окончанию отчетного периода регистры налогового учета выводятся на машинные
носители информации. Обеспечивается сохранность регистров налогового учета, не допускаются
в них несанкционированные исправления. Исправление ошибок в регистрах
обосновываются и подтверждаются подписью лица, внесшего исправления, с
указанием даты и обоснованием внесенного исправления. Налоговые декларации (расчеты) по налогам, независимо от наличия
обязанности по уплате налога и авансовых платежей, представляются в
налоговый орган по мету регистрации в установленные налоговым
законодательством сроки. Ответственность за организацию налогового учета, соблюдение
налогового законодательства при ведении хозяйственной деятельности несет
генеральный директор ООО «Провиант-Опт». Ответственность за правильное составление налоговых деклараций несет
главный бухгалтер ООО «Провиант-Опт». Ответственность за правильное отражение хозяйственных операций в
регистрах налогового учете несут лица, составившие и подписавшие данные
регистра. Финансовый анализ предприятия является существенным элементом
финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых
отчетов предприятий применяют методы финансового анализа для принятия
решений. Финансовые отчеты анализируются с целью повышения доходности
капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Основным источником
информации о финансовой деятельности предприятия служит бухгалтерская
отчетность. Рассмотрим анализ финансово-хозяйственной деятельности
предприятия ООО «Провиант-Опт». Основным источником информации будет
служить отчетный бухгалтерский баланс за 2001г. Устойчивость финансового положения предприятия в значительной
степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых
ресурсов в активы. Активы динамичны по своей природе. В процессе
функционирования предприятия и величина активов, и их структура
претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление об имевших
место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также
динамике этих изменений можно получить с помощью горизонтального анализа
отчетности таблица № 1.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
начинается с оценки финансового состояния по данным
бухгалтерского баланса (форма № 1). Таблица № 1.2 Горизонтальный анализ уплотненного баланса – нетто. |Статья (показатель) |На начало 2001 года |На начало 2002 года|
| |Руб. |% |Руб. |% |
|АКТИВ |
|I. Внеоборотные активы |
|Основные средства |10 |100 |9 |90,0 |
|Долгосрочные |- |- |- |- |
|финансовые вложения | | | | |
|Прочие внеоборотные |- |- |5 |100,0 |
|активы | | | | |
|Итого по разделу I |10 |100 |14 |140,0 |
|II. Оборотные активы |
|Запасы и затраты |1 |100 |6 |600,0 |
|Дебиторская |638 |100 |4353 |682,3 |
|задолженность | | | | |
|Денежные средства |3143 |100 |312 |9,9 |
|Прочие оборотные |- |- |- | |
|активы | | | | |
|Итого по разделу II |3782 |100 |4671 |123,5 |
|Всего активов |3792 |100 |4685 |123,6 |
|ПАССИВ |
|I. Собственный капитал |
|Уставный капитал |8 |100 |8 |100,0 |
|Фонды и резервы |5 |100 |31 |620,0 |
|(нетто) | | | | |
|Итого по разделу I |13 |100 |38 |292,3 |
|II. Привлеченный капитал |
|Долгосрочные пассивы |- |- |- |- |
|Краткосрочные пассивы|3779 |100 |4647 |122,9 |
|Итого по разделу II |3779 |100 |4647 |122,9 |
|Всего источников |3792 |100 |4685 |123,6 | Как видим из таблицы № 2 за 2001 год статья внеоборотные активы
увеличились на 40% за счет приобретения программы 1С: Бухгалтерия, а
основные средства снизились на 10% за счет начисления аммортизации. Оборотные активы возросли на 23,6% в связи с увеличением доли срочной
дебиторской задолженности, которая возросла с увеличением клиентов и
объемов отгруженных товаров (в том числе с отсрочкой платежа), просроченная
дебиторская задолженность отсутствует. Уменьшение доли денежных средств на 90,1% в связи с вовлечением их в
хозяйственный оборот организации. Собственный капитал организации увеличился на 192,3% в связи с
увеличением прибыли организации, что говорит об устойчивом финансовом
положении организации. Привлеченный капитал также увеличилась на 23,6% в связи с
увеличением краткосрочных пассивов на 22,9%, в связи с выдачей товарных
кредитов постоянным клиентам (поставка товара с отсрочкой платежа),
просроченная кредиторская задолженность также отсутствует. Формализованными критериями имевших место качественных изменений в
имущественном положении предприятия и степени их прогрессивности выступают
также и такие показатели, как доля активной части основных средств,
коэффициент годности, удельный вес быстрореализуемых активов, удельный вес
дебиторской задолженности. По данным приведенного баланса, динамика
имущественного положения предприятия может быть охарактеризована следующем
образом таблица № 1.3. Таблица № 1.3 Изменение имущественного положения организации.
|Показатель |На начало |На конец |Структура |
| |года |года |прироста |
| | | |руб. |
|Всего имущества |3792 |4685 |+893,0 |
|в том числе: |
|Иммобилизированные активы 10 |
|9 -1,0 |
|Мобильные активы: |
|запасы 1 |
|1 0,0 |
|дебиторская задолженность 638 |
|4353 + 3715,0 |
|прочие оборотные активы 3143 |
|312 - 2831,0 | Балансу ООО «Провиант-Опт» можно дать признак «хороший» так как у него: 1) валюта баланса в конце отчетного периода увеличилась по сравнению
с началом на 893 тыс. руб.; 2) темпы прироста оборотных активов выше, чем темпы прироста
внеоборотных активов на 9,6% (Т пр внеоборотных активов 14% - Т пр
оборотных активов 23,6%) 3) темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности примерно
одинаковые. Результативность и экономическая целесообразность функционирования
организации измеряются абсолютными и относительными показателями: прибыль,
уровень валовых доходов, рентабельность и др. Используя приведенные
алгоритмы, сделаем расчет основных показателей рентабельности: Прибыль отчетного периода: П б = 77 тыс. руб.; Чистая прибыль: П ч = П б – Платежи в бюджет за счет прибыли = 77 тыс.
руб. – 33 тыс. руб. = 44 тыс. руб.; Рентабельность авансированного капитала: Р ак = П ч : БП = 44 : 4685 = 0,9% Рентабельность собственного капитала: Р ск + П ч : СК = 44 : 38 =116% Приведенные показатели также не имеют нормативных значений, зависят
от множества факторов и существенно варьируют по торговому предприятию, его размера, структуры активов и источников средств. Для анализируемого
предприятия ООО «Провиант-Опт» характерно исключительно высокое значение
показателя «Рентабельность собственного капитала», что объясняется
относительно небольшой величиной собственного капитала, высокой
оборачиваемостью средств. Несложным, но весьма эффективным по своим аналитическим возможностям
является вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках таблица № 1.4. Ее назначение – характеристика динамики удельного веса основных
элементов валового дохода предприятия, коэффициентов рентабельности
продукции, влияния факторов на изменение в динамике чистой прибыли. Таблица № 1.4 Вертикальный анализ финансовых результатов.
|Показатель |2001 год |
| |Руб. |% |
|1. Всего доходов и |3821 |100 |
|поступлений (стр.010 | | |
|+ стр. 060 + стр. 080| | |
|+ стр. 090 + стр. | | |
|120) | | |
|2. Общие расходы |3744 |97,98 (2) |
|финансово-хозяйственн| | |
|ой деятельности (стр.| | |
|020 + стр. 030 + стр.| | |
|040 + стр. 070 + стр.| | |
|100 + стр. 130) | | |
|3. Выручка от |3821 |100 (2) |
|реализации (стр. 010)| | |
|4. Затраты на |3662 |95,84(3) |
|производство и сбыт | | |
|продукции стр. 020 + | | |
|стр. 030 + стр. 040) | | |
|5. Прибыль (убыток) |159 |4,16(3) |
|от реализации (стр. | | |
|050) | | |
|6. Доходы по |- |- |
|операциям финансового| | |
|характера (стр. 060 +| | |
|стр. 080) | | |
|7. Расходы по |- |- |
|операциям финансового| | |
|характера (стр. 070) | | |
|8. Прочие доходы |- |- |
|(стр. 090 + стр. 120)| | |
|9. Прочие расходы |- |- |
|(стр. 130) | | |
|10. Прибыль (убыток) |77 |2,01(2) |
|отчетного периода | | |
|(стр. 140) | | |
|11. Налог на прибыль |33 |0,86(10) |
|(стр. 150) | | |
|12. Чистая прибыль |44 |1,15(2) | (2) В процентах к стр.1; (3) В процентах к стр.3; (10) В процентах к
стр.10. Основные выводы по данным, представленным в табл.1.4., делаются в
результате анализа относительных показателей (гр. 2, 4 и т. д.). При этом: увеличение показателя по стр. 3 свидетельствует о том, что все больший
доход предприятие получает от основной деятельности; уменьшение показателей по стр. 2 и стр. 4 — положительная тенденция; рост показателя по стр. 5 благоприятен и свидетельствует об увеличении
рентабельности продукции и относительном снижении издержек производства и
обращения; рост показателей по стр. 10 и стр. 12 также указывает на положительные
тенденции в организации; разные темпы изменения этих показателей в динамике
могут быть вызваны в основном корректировкой системы налогообложения; показатель по стр. 11 характеризует долю балансовой прибыли,
перечисляемой в бюджет в виде обязательных отчислений; рост этого
показателя в динамике, происходящий как правило при увеличении ставок
налогообложения, — нежелательное, но необходимое и не зависящее от
предприятия явления. Следует отметить, что показатель чистой прибыли является таковым лишь
условно, поскольку он включает в себя платежи в бюджет за счет прибыли,
которые могут быть выявлены лишь по данным учета. 1.3. Особенности аудита и классификация возможных нарушений при ведении
операций расчетов с поставщиками и подрядчиками В ходе аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками
аудитор выполняет определенные процедуры для получения гарантий реального
финансового положения клиента, однако некоторые нарушения могут остаться
незамеченными. Любое подозрение аудитора о возможном нарушении, которые
могут привести к материальным искажениям отчетности, заставляет аудитора
расширить процедуры подтверждения, чтобы рассеять свои сомнения или
подтвердить подозрения. При проверке полноты и достоверности расчетов с поставщиками и
подрядчиками аудитор может выявить нарушения, которые классифицируют
следующие отклонения: - от действующего законодательства; - от нормативных актов, определяющих организацию и методологию
учета; - вследствие несоблюдения в течение отчетного года принятой учетной
политики отражения в бухгалтерском учете отдельных хозяйственных операций и
оценки имущества; - из-за нарушения принципа отнесения доходов и расходов к своим
отчетным периодам; - вследствие несоблюдения тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам аналитического учета. Аудитор ответственен за выявление нарушений. Заключение аудитора
должно гарантировать, что нарушения в отчетности предприятия нет, или они
выявлены полностью, или что ошибки исправлены. Для снижения риска нарушений аудитору следует знать типичные,
традиционные нарушения. Зачастую при проведении аудиторской проверки
нарушения могут быть обнаружены уже в самих документах. Недостоверность
бухгалтерских документов имеет место при наличии следующих признаков: - неправильность оформления и заключения договоров комиссии, договоров поставки товаров (ГК РФ ч.2., гл. 30, 51) - неправильность оформления (использованы бланки не установленной формы, не заполнены все необходимые реквизиты, использованы лишние или не надлежащие реквизиты); - отражение заведомо незаконных по содержанию операций; - отражение хозяйственных операций, которые в действительности на предприятии не выполнялись (полностью или частично); - наличие подложных документов (материальный подлог) и документов, содержащих заведомо ложные сведения (интеллектуальный подлог); - наличие документов, содержащих случайные ошибки. Практически все нарушения допускаемые бухгалтерами можно классифицировать следующим образом: - ошибки в ведении учета (отсутствие системы в ведении учета, случайные ошибки); - повторяющиеся ошибки (незнание правил ведения бухучета, незнание налогового законодательства). При накоплении опыта аудитор может набрать неограниченный перечень
ошибок и с целью удобного пользования при проверках и составлении отчета
закодировать их в соответствии с выше упомянутой классификацией. Способы
нарушения законности и совершения злоупотреблений в организациях весьма
многообразны. К таким ошибкам, как правило, приводят дефекты в организации
хозяйственной деятельности, облегчающие совершение злоупотреблений, а
именно: - нарушение порядка хранения, получения и отпуска материальных ценностей и денежных средств; - учет посреднической деятельности должен вестись на отдельном субсчете (то есть должен быть обеспечен раздельный учет); - несоблюдение хозяйственной дисциплины и правил совершения операций, установленных действующими положениями и инструкциями; - неправильное оформление документов; - неудовлетворительная постановка учета (запущенность, отставание, недостоверность и т.д.); - неэффективность текущего контроля и недостаточная действенность внутреннего аудита. Во многих случаях граница между нарушениями условна, не исключаются
также случаи их возможного переплетения. Чтобы вскрыть нарушения или
злоупотребления, совершенные в организации в первую очередь нужно
внимательно изучить первичные документы. Иногда достаточно визуального
исследования документа, чтобы выявить совершенное злоупотребление
(исправления, следы подклейки, подчисток, травления, приписок и других
изменений цифровых и иных записей. Особое внимание следует обращать на
оттиски штампов и печатей. Чаще злоупотребления обнаруживаются при сверке
записей в документах с фактическим состоянием и движением ценностей.
Нарушения законности и договорной дисциплины нередко скрываются за внешне правильно оформленными
документами. Согласно «Положения об учете и отчетности в РФ» организации должны
применять типовые формы с заполнением их по утвержденным правилам.
Нарушения правил составления, и оформления документов могут быть
различными. Проверка документов с точки зрения соблюдения этих правил дает
возможность выявить не только нарушения, но и скрываемые за ними
злоупотребления. При обнаружении нарушений следует тщательно изучить их
причины и проверить связь с возможными хищениями или иными
злоупотреблениями. Проверка подлинности документов и содержащихся в них
реквизитов и записей способствует выявлению подлогов. Осмотр документов с
целью выявления подделки должен сочетаться с проверкой соблюдения правил
составления и оформления документов. Нарушение установленных правил
составления, и оформления документов во многих случаях бывает связано с
подделкой документов. Для ее выявления необходима проверка отраженных в
документе операций по существу. Целесообразно использование и некоторых
приемов выявления подделок (сопоставление разных экземпляров одного и того
же документа, копии документа с подлинником и т.п.). Аудитор должен проверить причину нарушений, выяснить их подлинный
характер и возможные последствия. Проведение проверки соответствия
отраженных в документах операций установленным правилам позволяет выяснить
правомерность хозяйственных операций и обнаружить факты нарушения правил
отпуска материалов сторонним организациям и частным лицам, передачи ТМЦ
другому материально-ответственному лицу без проведения инвентаризации,
бестоварные операции по переброске материала с одного объекта на другой,
нарушение сроков сдачи отчетов и др. Используя метод встречной проверки, можно выявить злоупотребления, при
которых двусторонние операции получают разное отражение у каждой из сторон
(неоприходование полученных от поставщиков ТМЦ, наличие бестоварных
операций и др.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|