Основы антропологии
К сожалению, физическая акселерация практически не
затрагивала темпов ментального и духовного развития, что создает определенные
трудности в сфере обучения и воспитания.
Секулярный тренд (от лат.
secular trend - "вековая тенденция") -это увеличение
длины тела, протяженности репродуктивного периода, продолжительности жизни и
других свойств человека на определенных стадиях онтогенеза. Например, по
обобщенным данным в развитых странах было отмечено увеличение длины тела на 3,5
см у всех родившихся в 1921-1936 гг. по сравнению с прошлым столетием. Природа
секулярного тренда также не имеет единой точки зрения.
15. Этническая антропология
Этническая антропология,
раздел антропологии,
изучающий морфофизиологические особенности отдельных этнических общностей
(этносов). Основные единицы исследования Э. а. — ареальные общности людей (популяции),
различающиеся по расовым признакам (форма волос, пигментация, размеры и
строение лицевого скелета и др.— см. Расоведение). Э. а.
тесно связана с геногеографией, т. к. признаки
с хорошо изученной наследственностью часто служат отметками (маркёрами),
отражающими историю формирования, расселения и метисации популяций и
сложившихся на их основе рас. В отличие от растений и животных история
популяций человека современного вида протекает не только в окружающей его
естественно-географической среде, но и в социально-культурной среде,
создаваемой людьми в процессе коллективного труда. В человеческом обществе
популяции сопряжены с системой специфических для людей социальных общностей, их
подразделений и полиэтнических групп. Анализ взаимоотношений между этносами,
популяциями и расами в различных странах и в различные периоды истории
позволяет использовать данные Э. а. в качестве исторических источников при
разработке многих проблем эволюции человека как биосоциального существа,
популяционной генетики, расообразования, этногенеза и других важнейших вопросов
антропологии, этнографии, демографии, исторической и медицинской географии.
Расы - это территориальные группы людей, выделяемые на основе
их генетического родства, которое проявляется в определенном физическом
сходстве. Большинство отечественных антропологов различают три большие расы
человечества - монголоидную ("желтую"), европеоидную ("белую")
и негроидно-австролоидную ("черную").
Европеоиды светлокожи, для них характерны светло-русые или
темно-русые, мягкие или средней жесткости волосы, серые, серо-зеленые или
каре-зеленые широко открытые глаза, умеренно развитый подбородок, широкий таз,
узкий и сильно выступающий нос, нетолстые губы, обильный волосяной покров тела
и лица.
Негроиды темнокожи, у них курчавые или шерстистые темные
волосы, толстые губы, очень широкий и плоский нос, крупные зубы, карие или
черные глаза, удлиненная форма головы, редкая растительность на лице и теле,
узкий таз, большие ступни.
Монголоиды обладают желтой или желто-коричневой кожей. У них
прямые жесткие черные волосы, плоское крупное скуластое лицо, узкие раскосые
карие глаза со складкой верхнего века (эпикантус) во внутреннем углу глаза,
плоский широкий нос, редкая растительность на лице и теле.
Австролоиды имеют шоколадный цвет кожи. У них темные
волнистые волосы, крупная голова и массивное лицо с широким и плоским носом,
выступающим подбородком, значительный рост волос на лице и теле.
Большие расы делятся на
более мелкие. Последние распадаются на группы антропологических типов. Между
расами существуют переходные группы, поэтому современное человечество можно
рассматривать как переплетение множеств антропологических типов и рас,
составляющих единое биологическое целое.
Этническая
антропология. От биологии к истории
В предыдущей
теме мы познакомились с понятием о расовом многообразии человечества -
межгрупповой изменчивости по набору (правильнее сказать - комплексу) так
называемых расовых признаков. Рассмотрев некоторые известные классификационные
схемы, мы совершили "кругосветное путешествие", по ходу которого
обратили особое внимание на антропологические черты, определяющие сходство и
различие между отдельными популяциями человека и их крупными объединениями.
Были описаны наиболее общие закономерности географической вариабельности
антропологических признаков - расовая изменчивость. Полученная нами весьма
поверхностная картина, вместе с тем, вполне достаточна для того, чтобы сделать заключение
о необычайной "пестроте" древнего и современного населения Земли в
биологическом отношении.
Приглядевшись
к этому разнообразию, можно сделать еще два взаимосвязанных и бесспорных
вывода:
o
эта картина не
статична и меняется во времени. Иначе говоря, формирование и поддержание
биологической изменчивости (популяционных и расовых особенностей) тесно связано
с ходом истории человечества;
o
справедливо и
обратное - антропологический материал, о специфике которого было уже так много
сказано, потенциально имеет большое значение для решения исторических проблем,
и в особенности вопросов этногенеза.
Изучению этой
(биологической) составляющей процесса этногенеза, посвящен специальный раздел
антропологии. За направлением закрепилось название "этническая
антропология" (хотя корректность такого термина в последнее время вызывает
возражения, обоснованность которых разбиралась в предыдущей теме). Итак,
этническая антропология - это раздел антропологии, изучающий
морфофизиологические особенности отдельных этнических общностей (этносов). Говоря более строго, предмет этнической антропологии - история
формирования и специфики внутри- и межгрупповой биологической изменчивости этно-территориальных
групп человечества и их генетических взаимоотношений. Полученные в результате
этих исследований материалы дают возможность выяснить родственные
взаимоотношения между группами населения и историю их возникновения, а именно
место, древность и последовательность этногенетических событий (этногенезов). Этническая
антропология является своеобразной "визитной карточкой" отечественной
науки о человеке. На настоящий момент нет ни одной другой страны мира,
антропологический состав населения которой был бы исследован с таким масштабом,
тщательностью и методической строгостью, как это сделано для территории России
и государств бывшего Советского Союза. И на этом пространстве нет, пожалуй, ни
одного народа, этническая история которого исследовалась без привлечения данных
физической антропологии. Работы в этой области, начатые еще основателями
антропологической науки, продолжаются по сей день. В этой теме мы остановимся
на конкретных примерах того, как антропологические данные становятся
историческим источником и помогают решать вопросы происхождения народов. Вместе
с теорией, конечно. Объекты исследования: этнос и популяция
Что является
объектом исследования этнической антропологии? Странный вопрос - раз
антропология этническая, значит, она исследует этносы или этнические группы -
наиболее очевидный субъект исторических преобразований. Так оно и есть. Но
этнос - понятие совсем не биологическое, а мы уже знаем, что антропологи
исследуют биологические признаки и биологические же популяции. Как соотносятся
эти категории, и являются ли они столь разнородными? "Кто к нам с мечом
придет, от меча и погибнет" - слова героя из известного отечественного
кинофильма 1938 г. На самом деле, великий русский князь Александр Ярославович
Невский (1252-1263) никогда не говорил этих слов. Они были специально написаны
П.А. Павленко для патриотического образа, блестяще воплощенного актером Н.К.
Черкасовым в фильме гениального С.М. Эйзенштейна. Сама фраза, и три
"разноэтничные" фамилии выдающихся деятелей российского искусства
упомянуты не случайно. Кто такие "мы"? Кто такие эти "они",
которые хотят прийти на нашу землю? Вопросы не требует пространных
комментариев. "Я", "мы" и "они" - категории,
существующие и развивающиеся в нашем сознании. Эти понятия имеют множество
значений, без них невозможна деятельность отдельного человека и жизнь любого объединений
людей (семьи, малой группы, коллектива, государства и т.п.). Но смысл слов
князя Александра понятен. "Мы" называем себя русскими (татарами,
украинцами и т.п.), "они" - по-другому. "Мы" говорим на
одном языке и понимаем друг друга. У нас близкая культура, похожие традиции и
воспитание. "Мы" крестимся щепотью справа налево, у "них"
другая вера (религия или идеология). "Они" живут на земле, где много
лесов и дичи, а "мы" ловим рыбу и возделываем пшеницу на другой земле…
У "них" пусть даже что-то одно, но не так, как у нас. У нас с ними разная
судьба (история), которая, с одной стороны, определяет наши различия, а с
другой - сама во многом связана с тем, что мы представляем собой разные
общности людей. Такое единство по языку, религии (или
идеологии) и традициям (то есть чертам культуры в целом), а также территории и
типу хозяйства характеризует этнические общности людей. Если сложить эти
"признаки", можно сказать немного иначе: этнос - объединение людей на
основании общего самосознания, самоопределения (этнонима) и истории.
Итак, этнос -
историческая, а не биологическая категория (см. Хрестом. 6.1). На
первый взгляд, для его изучения в антропологии особого места "не
предусмотрено". Однако этнос и популяция сближаются по двум важным
критериям. Это:
o
единство ареала.
Под этим следует понимать не только единство места обитания, то есть
географическую локализацию, но и напрямую связанную с ней повышенную степень
консолидированности населения. Для этноса эта консолидация является ключевой
характеристикой и определяется единством культурной традиции, языком и
вероисповеданием. Для биологической популяции она выражается в большей или
меньшей степени жесткости популяционной структуры и степени панмиксии;
o
единство
происхождения. Естественно, и популяция и этнос не возникают "из
ниоткуда", их развитие динамично. Имея материалы, относящиеся к разным
этапам существования этих объединений, историк, археолог, этнограф, лингвист и
антрополог (а лучше, если все они вместе) могут исследовать эту динамику -
популяционную и этническую историю. Основной метод такого исследования очень сходен
- это знакомое нам хронологическое и географическое сравнение выборок. Вся
разница в том, что популяция исследуется по системам биологических признаков, а
этнос - по признакам языка, свидетельствам материальной и духовной культуры.
Благодаря более интенсивному внутригрупповому обмену информацией разного
рода, единство ареала способствует возникновению и сохранению единообразия в
чертах культуры (поддержание и развитие традиций) и генофонда (сохранению и
передаче генетического материала). Последний во многом определяет фенотип, то
есть, в конце концов, и антропологический облик населения. Как для этноса, так
и для популяции возникшее таким образом равновесное состояние может нарушаться
в силу исторических причин. Например, в результате заимствования (культурного
обмена) или смешения населения с носителями иных языковых и прочих традиций (в
результате включения в группу инородного в биологическом отношении компонента)
и т.п. Вот и получается, что часто, говоря о популяции и об этносе, мы имеем
дело с одной и той же группой населения. А это в свою очередь означает, что
могут возникать устойчивые параллели (ассоциации) между биологическими
характеристиками группы (антропологическими признаками) и этническими
определителями.
Этническая
антропология и её основные задачи. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. "Антропология",
1978:
"Этническая антропология
(расоведение) изучает антропологический состав народов земного шара в настоящем
и прошлом. Полученные в результате этого изучения материалы дают возможность
выяснить родственные отношения между расами и историю их возникновения, т.е.
древность, место и причины происхождения расовых типов.
Этническая антропология обслуживает
также интересы и смежных с ней дисциплин, разрешая при этом ряд различных
задач:
Сравнительное изучение человеческих
рас весьма важно для разрешения проблемы происхождения человека современного
вида и в первую очередь для разрешения вопроса о том, в одном или в нескольких
местах возник человеческий род. В истории науки этот вопрос всегда рассматривался
и решался в неразрывной связи с вопросом о степе ни взаимного сходства и
различия между человеческими расами, а также об изменчивости расовых типов под
влиянием географической среды.
Этническая антропология представляет
существенный материал для изучения закономерностей роста, изменчивости и
корреляций, весьма важных для биолога.
Антропологический (расовый) материал
имеет большое значение и для разрешения некоторых вопросов истории, в
особенности вопросов этногенеза. Наличие на территории типа, резко отличного от
основной массы населения, позволяет с уверенностью говорить о приходе на данную
территорию либо предков основной массы населения, либо предков типа,
составляющего меньшинство. Более того, в этнографических и археологических
данных в подобных случаях всегда обнаруживаются различия в культуре в настоящем
или в прошлом между группами, отличающимися друг от друга по антропологическому
типу. Совокупными усилиями антрополога, этнографа, археолога, а иногда и
лингвиста можно определить область, из которой шло переселение, и время этого
переселения.
Приведем некоторые примеры
использования антропологического материала как исторического источника.
Появление азиатских тюркских
кочевников на территории южной Украины сопровождалось отчетливым изменением
физического типа, о чем свидетельствуют, например, скелетные останки, добытые
на татарском кладбище XV в. в Тягинке близ Херсона.
Исследование черепов из Луговского
могильника ананьинской культуры показало преобладание у ананьинцев монголоидных
черт и явилось свидетельством того, что древнее население этой культуры было
связано с лесными областями Зауралья (Трофимова). Это положение нашло свое
подтверждение и в археологических материалах.
С другой стороны, антропологический
анализ заставляет в некоторых случаях отвергнуть гипотезу о массовом
переселении. Так, почти полное отсутствие монголоидных черт в тюркском по языку
населении Азербайджана вынуждает отказаться от предположения, что тюркский язык
распространился в восточном Закавказье в результате вторжения в эту область
больших групп завоевателей монгольского расового типа.
Таким образом, изучение человеческих
рас может оказать некоторую помощь истории. <...> (с. 339—340).
Изучение рас представляет интерес для
историка и помимо проблемы переселений. По степени расчлененности на типы можно
до известной степени заключить как о давности пребывания на территории тех или
иных групп, так и о степени их изоляции. Так, сравнение коренного населения
Америки с населением Старого Света с точки зрения разнообразия их расового
состава заставляет сделать вывод, что разделение на расовые типы в Америке
далеко не достигло той степени резкости, какую мы находим в Старом Свете. Этот
антропологический факт представляет собой существенное подтверждение вывода,
основанного на данных археологии и палеоантропологии, что Америка была заселена
сравнительно поздно.
Очевидно, что вопросы о переселении и
изоляции народов имеют близкое отношение к проблеме их образования и
расчленения, т.е. к проблеме этногенеза. Примером использования
антропологических данных для разрешения этой проблемы могут послужить
исследования о происхождении народов угрофинской языковой группы.
По этнографическим материалам
прослеживаются три основных направления связей угрофинских народов: первое
направление ведет к историко-этнографической области 06скоЕнисейского бассейна
с ее культурой лесных охотников и рыболовов; второе — связывает угрофинские
народы с Волго-Балтийской историко-этнографической областью, с ее культурой
земледельцев, первоначально мотыжных, а с середины I тысячелетия н.э. плужных,
наконец, у многих различных финоязычных народов Волго-Камья прослеживаются
связи со скотоводческими культурами причерноморских и аралокаспийских степей.
Данные расоведения позволяют выделить у современных угрофинских народов как раз
три группы антропологических типов, одна из которых — уральская (смешанная
монголоидноевропеоидная) связана с Западной Сибирью, вторая — светлая
европеоидная тяготеет к Прибалтике, третья — темноволосая европеоидная
свидетельствует о былой их близости к странам Причерноморья. Таким образом,
народы угрофинской языковой группы складывались на основе населения различных
историко-этнографических областей, причем каждая из них характеризовалась и
характеризуется определенной группой антропологических типов (Чебоксаров, 1951)"
(с. 340).
16.
Классификация рас по Деникеру
Деникер создал классификацию человеческих рас (1900), в которой впервые был последовательно
проведён принцип выделения антропологических типов исключительно по физическим
признакам (см. ниже). Серьёзным недостатком этой классификации являлось
отсутствие исторического подхода, что не давало возможности проследить процесс
возникновения рас. Некоторые принципы классификации Деникера используются и в
настоящее время. Деникер также впервые создал карты расового состава Европы.
И.Е.Деникер — разделил расы на шесть основных и более чем на двадцать
дополнительных рас.
Система расовой
классификации Деникера
Карта "Races de
l’Europe" (Расы Европы), 1899.
Деникер выделял 6 расовых стволов:
·
группа А
(шерстовидные волосы, широкий нос): бушменская, негритосская, негрская и
меланезийская расы;
·
группа B
(курчавые или волнистые волосы): эфиопская, австралийская, дравидийская и
ассироидная расы;
·
группа C
(волнистые, тёмные или чёрные волосы и тёмные глаза): индоафганская, арабская
или семитская, берберская, южноевропейская, иберо-островная, западноевропейская
и адриатическая
расы;
·
группа D
(волнистые или прямые волосы, блондины со светлыми глазами): североевропейская
(нордическая)
и восточноевропейская расы;
·
группа E (прямые
или волнистые, чёрные волосы, тёмные глаза): айносская, полинезийская,
индонезийская и южноамериканская, североамериканская, среднеамериканская,
патагонская расы;
·
группа F (прямые
волосы): эскимосская, лопарская, угорская, турко-татарская и монгольская расы.
Среди европейских рас, кроме вышеупомянутых, Деникер выделял определённые
подрасы:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|