Основы антропологии
Готфрид фон Гердер в
книге "Происхождение языка" (1772 г.) обратился к проблеме рождения
языков: по его мнению, в основе появления речи у человека лежал инстинкт. Когда
европейцы открыли для себя санскрит, язык праиндийцев, и узнали о его близости
к европейским языкам, в науке возникла новая лингвистическая школа (вместо
признанной со времен Римской империи) - сравнительно-историческая.
Англичанин Вильям Джонс,
первым исследовавший санскрит, предположил, что у готского, индийского,
древнегреческого, латыни и, возможно, древнеперсидского языков - есть общий
предок (1770 г.). Вслед за ним эту идею развил немец Фридрих Шлегель в книге
"О языке и мудрости индийцев", 1880. Вскоре языковед Клафорт ввел
термин "индоевропейская группа языков". Повлияли на развитие новой лингвистики
и датские языковеды, занимавшиеся тевтонскими языками скандинавских эпосов, в
частности - древнеисландским языком.
Новый вклад внес в
лингвистику той эпохи Якоб Гримм, зачинатель германской языковедческой школы,
романтик, изучавший как фольклор, так и древнюю немецкую литературу; он
обнаружил древнейшие выражения в сохранившихся народных диалектах. Вместе с
братом Вильгельмом ("братья Гримм") он создал новую немецкую
грамматику (1819 г.) и важнейший словарь (1852 г.).
В 20-х годах 19-го века
исследователи индоевропейских языков начинают употреблять новый
профессиональный термин - "ариец". В санскритских легендах этим
словом обозначали древних завоевателей Индостана, и дословное его значение,
по-видимому, - "хозяин", "аристократ" или "чистый",
т.е. отличающийся от аборигенов.
Эти исследование были
использованы расистами в своих целях. В частности, было сделано предположение,
что все племена, говорящие на индоевропейских языках, состоят в кровном родстве
(возможность кровного родства без родства языков, как и родства языков без
кровного родства, представлялась невероятной). Так и возникли термины
"арийский народ" и "потомки арийцев", хотя существовали
многочисленные разногласия о том, какие именно народы должны входить в
"арийскую группу". Одним из главных сочинений подобного рода стала
книга швейцарца Адольфа Пише "Индоевропейские источники или примитивные
арийцы". В предисловии он утверждал, что именно санскритские корни помогут
понять историю человечества: в среде индоевропейцев живет "раса, которая с
помощью Высших сил будет властвовать над миром". Она "выделяется
красотой своей крови и интеллекта", доказательством чему служит
"богатство гармоний и совершенство структуры ее языка".
19-й век дал толчок
изучению еще одного пласта лингвистики - восточных языков. Катализатором этого
процесса послужило открытие и расшифровка аккадского языка, сыгравшего в
истории роль, подобную роли санскрита для индоевропейских. Среди
лингвистов-востоковедов, в особенности тех, кто изучал иврит, выделялся в
середине века француз Эрнест Ренан. Он и дал группе языков Ближнего Востока
название "семитские языки", использовав библейское сказание о
происхождение человечества от Шема (Сима), Яфета и Хама, сыновей Ноаха (Ноя).
В 1855 году, опубликовав
"Общую историю и сравнительную систему семитских языков", он
обосновал в ней общность группы этих языков и народов, использовав для их
обозначения термин "семитские народы" (более подробно он развил те же
идеи в "Новых мыслях об общности характера семитских народов"
Сказанное выше кратко обрисовывает как истоки расизма, так и методологию
расистской аргументации.
Истоки расизма
Итак, в 19 веке сложился
подходящий общественный климат для внедрения расизма в духовную жизнь общества.
Все его составляющие оказались объединены в книге французского аристократа-дипломата
графа Артура де Гобино "О неравенстве человеческих рас" (1853-55 гг.,
т.е. еще до "Происхождения видов" Дарвина - это доказывает, что идеи
витали в воздухе). Во Франции, на родине автора, его книга не пользовалась
популярностью, но в Германии, благодаря его близкой дружбе с великим
композитором Рихардом Вагнером, на сочинение Гобино откликнулись многие. Кроме
вышеупомянутых постулатов ("ключ к пониманию истории таится в расовых
особенностях ее субъектов", "критерии величия белой расы",
похвала арийцам и проч.), творение Гобино отличалось также крайним историческим
пессимизмом. Из-за недооценки миром важности расового фактора все расы, мол,
перемешались, и потому в будущем нельзя будет отыскать силу, которая поведет
человечество к прогрессу:
"Счастливая
случайность помогла выполнить главную задачу... но мало шансов на счастливое
будущее". Гобино считал, что явно поздно исправлять испорченную историю
человечества.
Другие расисты с ним не
соглашались: дарвиновские идеи о возможности повлиять на "природу",
т.е. "улучшить расу", их явно ободряли. Кроме того, эту группу
идеологов объединяло трагическое ощущение необходимости и срочности каких-то
действий для "спасения мира", "гонки наперегонки со
временем".
Следует отметить попутно,
что лично Гобино относился к евреям с определенной симпатией, хотя и считал их
расой ниже арийцев. Он ценил их, как он выражался, за "мудрость
народа", понявшего еще во времена Эзры и Нехемии, т.е. в 5-ом веке до
нашей эры, важность принципа чистоты расы и воспринявшего объявленный запрет на
смешанные браки.
Расизм и его
социальные корни
С расистской точки зрения,
человечество делится на "высшие" и "низшие" расы, причем
различия между ними наследственны и не могут изменяться под влиянием внешних
условий, вследствие чего никакие социальные преобразования не могут превратить "низшую"
расу в "высшую" или даже сгладить их различия. "Низшие"
расы, по утверждению расистов, всегда подчинялись "высшим", а в тех
случаях, когда по каким-либо случайным обстоятельствам этого не происходило,
культура деградировала, и средством для ее возрождения могло служить только
приведение "низшей" расы к покорности или полное ее уничтожение.
Антропология была использована для "доказательства"
того, что все те явления, которые в действительности, неизбежно вытекают из
определенной системы производственных отношений на современном историческом
этапе.
Для этой цели была создана особая
отрасль тенденциозной публицистики, имеющая некоторое внешнее сходство с
антропологией, но в действительности менее всего заинтересованная в фактах и их
научном освещении <...> (с. 511—512).
Антропосоциология,
социальный дарвинизм и их реакционная сущность
Расизм становится системой,
пытающейся объяснить основные закономерности общественной жизни, исходя из
антропологических фактов. Вырастает так называемая антропосоциология, которая
сводит проблему развития общества к конкуренции различных расовых типов.
<...> Важнейшим из всех направлений, близких к антропосоциологии, был
социалдарвинизм. Число авторов конца XIX в., развивавших "концепции"
о том, что европейские расы являются высшим продуктом естественного отбора и
что руководящие классы — это победители в борьбе за существование, чрезвычайно
велико. <...> Дарвину принадлежат важнейшие доказательства огромного
сходства между расами.
Таким образом, социалдарвинисты в
расовой проблеме развивали концепции, глубоко враждебные и идеям, и чувствам
самого Дарвина. <...> Основателем современного евгенического движения был
Гальтон.
Защитники наиболее реакционных
вариантов евгенической теории вскоре выступили с проектами принудительной
стерилизации "наследственно неполноценных" людей. В ряде стран эти
проекты получили юридическое оформление и частично практически осуществлялись.
Невиданные размеры приняла расистская
фальсификация науки на службе германского фашизма. Приход гитлеровцев к власти
ознаменовался превращением расизма в основу государственной идеологии Германии.
Научная
несостоятельность расистских теорий
Необоснованность расистских теорий
можно показать на примере одного из самых распространенных положений расизма, а
именно на утверждении, что североевропейская раса — это наиболее духовно
одаренная раса человечества, которой мир якобы обязан созданием всех
индоевропейских языков, а также культур тех народов, которые говорят на этих языках.
Прежде всего следует обратить
внимание на полное несоответствие этой "теории" картине
распространения индоевропейских народов. Исчисляющееся многими десятками
миллионов темноволосое и темноглазое население Южной Европы, исключая небольшой
народ — басков, говорит только на индоевропейских языках; к этой же семье
языков относится язык иранцев и северных индийцев, в подавляющей массе весьма темноволосых
и темноглазых.
Положение об "исключительной
одаренности" северной расы расисты "основывают" в значительной
степени на современном развитии техники и цивилизации у тех европейских
народов, антропологический тип которых относится к северной расе.
Однако и это положение не выдерживает
критики.
Творчество человеческого гения уже
горело ярким пламенем в Месопотамии, в Египте, в долине Инда (Мохенджо-Даро),
на Крите, в то время как север Европы еще был объят глубоким мраком. Более
поздние цивилизации — Карфагена, Греции, Ирана, Бактрии, Согдианы, Хорезма,
Рима, Аксума (в Абиссинии) — также возникли задолго до расцвета культуры у
северных европейцев. Для развития античной культуры исключительное значение
имела древнеегипетская культура. Здесь уместно напомнить, что цвет кожи древних
египтян был очень смуглым, близким к коричневому и общий их тип довольно близок
к эфиопской восточноафриканской расе.
Совершенно неверно представление, что
негрская Африка была всегда "страной хижин". Большие и многочисленные
древние города имеются в области иорубов, далее — между Тимбукту и Ниамини, где
они особенно часты, и, наконец, у гауссов. Город Ибадан в прошлом веке имел свыше
150 тысяч жителей.
Человечество, включая все его расы
принадлежат к одной единой стадии развития человеческого рода. Выделившись из
среды своих предков, новый вид человека вступил в мир, уже обладая комплексом
свойств, необходимым для речевой и мыслительной деятельности. Это наследие было
получено от общего предка всеми ныне живущими расами. Опираясь на это
последнее, люди любых рас, независимо от различий в "темпераменте",
обладают способностью к бесконечному продолжению своего культурного роста"
(с. 512—516).
Чебоксаров Н.Н.,
Чебоксарова И.А. "Народы, расы, культуры", 1985:
"В сентябре 1967 г. в Париже
состоялось совещание экспертов ЮНЕСКО, принявшее "Декларацию о расе и
расовых предрассудках", в которой подчеркивается, что "все
современные люди относятся к одному виду и происходят от одного корня",
что "современная биологическая наука не позволяет относить различия в
культурных достижениях народов за счет различий в их наследственных свойствах",
что "расизм грубо фальсифицирует данные биологии человека... препятствует
развитию тех, кто от него страдает, развращает тех, кто его исповедует,
разделяет нации между собой, усиливает международную напряженность и угрожает
миру во всем мире". "Основные средства борьбы с расизмом, — читаем мы
в "Декларации", — заключаются в изменении общественных условий,
порождающих предрассудки: в противодействии поступкам лиц, убеждения которых
заражены предрассудками, в борьбе с самыми ложными убеждениями" (с. 166).
Несостоятельность расизма
Расселение популяций
неоантропов в Европу, Азию и Австралию, по Берингийскому мосту на Американский
континент, их дальнейшая изоляция, привели к морфологическим адаптациям,
приспособлениям к раз-личным климатическим условиям. Сформировались большие и
малые человеческие расы - систематические подразделения внутри вида Homo
sapiens, к которому относится все население Земли. Различают три большие расы:
евразийскую - европеоидную, экваториальную - австрало-негроидную, и
азиатско-американскую - монголоидную. Внутри каждой расы выделяют малые расы и
расовые группы. Все расы относятся к одному виду, об этом свидетельствует
плодовитость межрасовых браков. Кроме того, все расы равноценны в биологическом
и психологическом отношениях. Для негроидной расы характера темная кожа,
курчавые волосы, широкий и плоский нос. Темная кожа нег-роидной расы за счет
пигмента меланина предохраняет организм от избытка ультрафиолетовых лучей и
избыточного образования витамина D. Противорахитный витамин D образуется в коже
под действием ультрафио-летовых лучей и необходим для поддержания баланса
кальция в организме. Если слишком много витамина D, кальция в костях больше
нормы, они становятся хрупкими. У европейцев, живущих в широтах с меньшим
ко-личеством солнечной радиации, кожа светлее, в ней меньше меланина,
соответственно образуется достаточное количество витамина D. Монголоидная раса
характеризуется кожей с желтоватым оттенком, плоским лицом с широкими скулами,
прямыми черными волосами, разрезом глаз и развитым эпикантусом - припухшим
верхним веком. Эти особенности являются адаптациями к жизни в определенных
условиях освещенности на открытых пространствах. В каждой расе есть люди,
считающие свою расу особенной, высшей. Расисты придерживаются гипотезы
полицентризма, считают, что расы имеют различное происхождение, что есть
"высшие" и "низшие" расы. Какие-то расы якобы произошли от
кроманьонцев, какие-то от неандертальцев, какие-то вообще от питекантропов.
Экономическую и культурную отсталость некоторых народов они объясняют расовой
неравноценностью, а не общественно-экономическими факторами. Но никаких научных
доказательств в пользу расовой неравноценности нет. Морфологические особенности
рас - результат адаптаций к конкретным условиям жизни.
14. Экология дифференциации человека
Экология человека
Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой.
Экология человека изучает закономерности взаимодействия человеческого общества
и окружающей среды.
Биосоциальная природа человека
Человек - биосоциальное существо, генетически связанное с
другими формами жизни, но отделившееся от них благодаря способности производить
орудия труда; обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой
активностью и нравственным самосознанием; высшая ступень развития живых
организмов на Земле.
Биосоциальная природа человека находит отражение в том, что
его жизнь определяется единой системой условий, в которую входят как
биологические, так и социальные элементы.
Биологические элементы
1. Наследственность
2. Изменчивость
3. Естественный отбор
Социальные элементы
1. Труд.
2. Речь
3. Организация совместной жизни
Эволюция биосферы и ее основные составляющие
Биосфера (с греч. bios - "жизнь", sphaira
- "шар, сфера") - оболочка Земли, населенная организмами,
составляющими в совокупности живое вещество планеты. Биосфера - это сфера
жизни, расположенная в земной коре, воде и воздухе, простирающаяся примерно от
10 км вглубь Земли до 30 км над Землей. Жизнь, по В.И.Вернадскому, не только
зависит от среды, но и сама производит колоссальную геохимическую работу. Идеи
В.И.Вернадского об эволюции биосферы могут быть сформулированы следующим
образом:
1. Вначале сформировалась литосфера — предвестник окружающей
среды, а после появления жизни на суше - биосфера.
2. В течение всей геологической истории Земли никогда не
существовало периодов, лишенных жизни. Поэтому современное живое вещество
генетически связано с прошлыми геологическими эпохами.
3. Живые организмы — главный фактор миграции химических
элементов в земной коре.
4. Геологический эффект деятельности организмов обусловлен
тем, что их количество очень велико и действуют они в течение большого
промежутка времени.
5. Основным движущим фактором развития процессов в биосфере
является биохимическая энергия живого вещества. В учении о биосфере
В.И.Вернадского заложены основы современных представлений о взаимосвязи и
взаимодействии живой и неживой природы.
Наследственность человека
Генетическая программа homo sapiens определяет его как биологический вид. Элементарной
единицей наследственности является ген, характеризующийся рядом признаков. Гены
располагаются в ядрах клеток. По своему уровню ген - внутриклеточная
молекулярная структура. По химическому составу это нуклеиновые кислоты, в
составе которых основную роль играют азот и фосфор. Гены - это "мозговой
центр" клеток. Генетическая программа записана в молекулах ДНК и является
достаточно консервативной.
Генетические процессы
От поколения к поколению ДНК человека вовлекается в
разнообразные генетические процессы:
1. Мутационный процесс, непосредственно изменяющий структуру
ДНК.
2. Миграция генов - их отток или приток из других популяций.
3. Дрейф генов - случайные колебания частот генов.
4. Естественный отбор — процесс, направленно изменяющий
частоту генетических признаков.
Мутационный процесс в условиях естественного радиационного фона Земли не может
повлиять на жизнь популяций, но повышенный уровень радиации обладает
исключительной мутационной активностью, как и химические мутагены.
Случайный дрейф и миграция генов приводит к образованию эко-типов,
которые, развиваясь изолированно, могут образовать в результате эволюции новую
расу или популяцию.
Естественный отбор сыграл решающую роль в эволюции всех видов, в том числе и homo sapiens. Человек современного типа возник в последнюю
ледниковую эпоху — примерно 40-50 тыс. лет тому назад. В этот период он
занимался охотой, собирательством, позже - скотоводством, земледелием и
ремеслами. За последние 2-3 века получило бурное развитие промышленное
производство, повлиявшее на величину и качественный характер давления
естественного отбора. Человек, являясь биосоциальным существом, не освободился
от действия общебиологических закономерностей, универсальных для всего живого.
По данным научной литературы, 5 % эмбрионов человека погибает на ранних стадиях
онтогенеза (спонтанные аборты), 3 % - смертность до наступления репродуктивного
возраста, 20 % взрослых не вступают в брак и 10 % браков бесплодны.
Таким образом, примерно
50 % первичного генофонда не воспроизводится в следующем поколении,
значительная часть этих явлений генетически обусловлена.
Влияние факторов окружающей среды на процессы роста и полового
созревания человека
Человек на протяжении всей постнатальной жизни постоянно
взаимодействует со многими физическими факторами, к которым организму
приходится непрерывно приспосабливаться.
Факторы окружающей среды
- Температура окружающей среды
- Сила тяжести (гравитация)
- Уровень инсоляции (солнечная радиация)
- Влажность
- Газовый состав окружающего воздуха
- Геомагнитные поля
- Биологические факторы, внутривидовые и межвидовые
взаимодействия
- Социальные факторы
Реакция организма на факторы окружающей среды связана с
массой, геометрическими размерами, пропорциями тела и определяет особенности
экологии человека.
В настоящее время экологические факторы все активнее
воздействуют на людей. Поэтому современной тенденцией физического облика
человека стали акселерация и секулярный тренд. Акселерация (от лат. acceleratio) - это ускорение роста людей и
проявление их физиологических функций. Термин предложен в 1935 г. немецким
врачом Е.Кохом.
Так, в начале XX в.
длина тела у мужчин достигала максимума к 25—26 годам, в настоящее время - к
17-19 годам. Начало менструального цикла за последние годы сократилось с 14,5
лет до 12,5 лет.
В развитых странах вес при рождении увеличился на 100-300 гр.
Половое созревание подростков происходит на 2 года раньше. Гипотезы причин
акселерации весьма различны и противоречивы. Одни авторы считают, что основу
акселерации составляют улучшение условий жизни и повышение уровня медицинского
обслуживания населения. По мнению других, акселерации способствует появление
новых сочетаний генов. Ряд авторов придерживается информационной гипотезы,
согласно которой огромный объем информации, обрушившейся на детей с раннего
возраста через средства коммуникации, стимулирует ростовые процессы и ускоряет
созревание организма. Есть точка зрения, что акселерация - явление временное,
связанное с экзогенными (например, зависящими от солнечной активности) или
эндогенными (причины которых неизвестны) популяционными циклами, которые на
протяжении веков приводили то к ускорению, то к замедлению, ретардации (от лат.
retardo -"замедлять, тормозить"),
физического развития человечества. Общепризнанной точки зрения на популяционные
сдвиги нет до сих пор.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|