Основные понятия анатомии и физиологии человека
Сенсорная система - это
часть нервной системы, влючающая орган восприятия, его рецепторы и нейронные
пути к мозгу.
Анализàтор
челове́ка — подсистема центральной нервной системы ,обеспечивающая приём и
первичный анализ информации.
1. Внешние анализаторы
– воспринимают и анализируют изменения внешней среды. Их возбуждение
воспринимается субъективно в виде ощущений.
–зрительный;
–слуховой;
–обонятельный;
–вкусовой;
–тактильный;
–температурный.
2. Внутренние
(висцеральные) анализаторы – воспринимают и анализируют изменения внутренней
среды организма, показателей гомеостазиса.
3. Анализаторы
положения тела – воспринимают и анализируют изменения положения тела в
пространстве и частей тела друг относительно друга.
–вестибулярный;
–двигательный
(кинестетический).
4. Болевой анализатор –
выделяется отдельно в связи с особым значением для организма – он несет информацию
о повреждающих действиях. Болевые ощущения могут возникать при раздражении как
экстеро-, так и интерорецепторов.
Экстерорецепторы –
снаружи (рецепторы кожи, видимых слизистых оболочек и органов чувств).
Интерорецепторы –
внутри (рецепторы внутренних органов, сосудов и ЦНС; + опорно-двигательного
аппарата и вестибулярного аппарата).
Св-ва анализаторов:
·
адекватность
– восприятие присущих только данному анализатору раздражителей;
·
адаптация
– ослабление или прекращение восприятия длительно действующего раздражителя;
·
порог
чувствительности – минимальная величина раздражителя, способная восприниматься
анализаторами.
Для возникновения
ощущения необходимо наличие следующих функциональных элементов:
1) рецепторов
органа чувств, осуществляющих воспринимающую функцию (например, для зрительного
анализатора это рецепторы сетчатки глаза);
2) центростремительного
пути из этого органа чувств в большие полушария, обеспечивающего проводящую
функцию (например, зрительные нервы и проводящие пути через промежуточный
мозг);
3) воспринимающей
зоны в больших полушариях, реализующей анализирующую функцию (зрительной зоны в
затылочной области больших полушарий мозга).
20.
Возрастные особенности строения и функционирования зрительного анализатора
Ребенок
рождается видящим, но четкое, ясное видение у него еще не развито. В первые дни
после рождения движения глаз у детей не координированы. Так, можно наблюдать,
что у ребенка правый и левый глаз двигаются в противоположных направлениях или
при неподвижности одного глаза второй свободно двигается. В этот же период
наблюдаются некоординированные движения век и глазного яблока. Становление
координации зрения происходит ко второму месяцу жизни. Слезные железы у
новорожденного развиты нормально, но плачет он без слез – отсутствует защитный
слезный рефлекс из-за недоразвития соответствующих нервных центров. Поле зрения
у детей значительно уже, чем у взрослых, но с возрастом быстро увеличивается и
продолжает расширяться до 20 – 25 лет. Восприятие пространства начинает
формироваться с 3-месячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового
отдела зрительного анализатора. Объемное зрение, т.е. восприятие формы
предмета, начинает формироваться с 5 месяцев. Это способствует совершенствование
координации движения глаз, фиксация взора на предмете, улучшение остроты
зрения, взаимодействие зрительного с другими анализаторами (особо важную роль
играет тактильная чувствительность).
В
интервале между 6 и 9 месяцем ребенок приобретает способность
стереоскопического восприятия пространства, возникает представление о глубине и
отдаленности расположения предметов. Специфическая реакция зрительного
анализатора на различные цвета у детей наблюдается сразу после рождения.
Методом условных рефлексов установлено дифференцирование цветовых раздражителей
с 3 – 4 месяцев.
Зрительный анализатор
состоит из воспринимающей части (сетчатка), проводящих путей, подкорковых
центров и высших зрительных центров в затылочных долях коры больших полушарий.
Основная функция –
различение яркости, цвета, формы, размеров наблюдаемых объектов, помогает
регулировать положение тела и определять расстояние до объекта.
Бинокулярное зрение –
это зрение двумя глазами. Позволяет ощущать рельефные изображения предметов,
видеть глубину и определять расстояние предмета от глаза при рассматривании
предметов.
Аккомодация –
приспособление глаза получению отчетливого изображения на сетчатке на различных
расстояниях.
21.
Возрастные особенности строения и функционирования слухового анализатора
Основной функцией
органов слуха является восприятие колебаний воздушной среды. Органы слуха тесно
связаны с органами равновесия. Рецепторные аппараты слуховой и вестибулярной
системы расположены во внутреннем ухе.
Слуховые восприятия
очень тесно связаны с речью – ребенок, потерявший слух в раннем детстве,
утрачивает речевую способность, хотя речевой аппарат у него абсолютно нормален.
Орган слуха. Орган
слуха человека состоит из наружного уха, среднего уха и внутреннего уха.
Наружное ухо служит для
улавливания звуков, его образуют ушная раковина и наружный слуховой проход.
Определение направления звука у человека связано с бинауральным слухом,
т. е. со слышанием двумя ушами. Любой боковой звук поступает в одно ухо
раньше, чем в другое. Разница во времени (несколько долей миллисекунды) прихода
звуковых волн, воспринимаемых левым и правым ухом, дает возможность определить
направление звука. При поражении одного уха человек определяет направление
звука вращением головы.
Наружное и среднее ухо
разделяются барабанной перепонкой, представляющей собой тонкую
соединительно-тканную пластинку. Среднее ухо представляет собой барабанную
полость, которая имеет форму маленького плоского барабана с туго натянутой
колеблющейся перепонкой и слуховой трубой. В полости среднего уха находятся
сочленяющиеся между собой слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко.
Внутреннее ухо
находится в каменистой части височной кости и представляет собой костный
лабиринт, внутри которого есть перепончатый лабиринт из соединительной ткани,
который как бы вставлен в костный лабиринт и повторяет его форму.
В коре больших
полушарий находится несколько слуховых центров. Некоторые из них (нижние
височные извилины) предназначены для восприятия более простых звуков – тонов и
шумов. Другие связаны со сложнейшими звуковыми ощущениями, которые возникают в
то время, когда человек говорит сам, слушает речь или музыку.
Для слухового
анализатора звук является адекватным раздражителем. Звуковые волны возникают
как чередование сгущений и разрежений воздуха и распространяются во все стороны
от источника звука. Все вибрации воздуха, воды или другой упругой среды
распадаются на периодические (тоны) и непериодические (шумы).
Верхний звуковой порог
у взрослого человека составляет 20 000 Гц; самый низкий – 12–24 Гц.
У новорожденных полость
среднего уха заполнена амниотической жидкостью. Это затрудняет колебания
слуховых косточек. Со временем жидкость рассасывается, и вместо нее из
носоглотки через евстахиеву трубу проникает воздух. Новорожденный ребенок при
громких звуках вздрагивает, у него изменяется дыхание, он перестает плакать.
Более четким слух у детей становится к концу второго – началу третьего месяца.
Острота слуха
определяется наименьшей силой звука, вызывающей звуковое ощущение. Это так
называемый порог слышимости. Наибольшая острота слуха достигается к 14–19
годам.
22.
Возрастные особенности строения и функционирования вестибулярного анализатора
Вестибулярный
анализатор – один из важнейших компонентов системы ориентации человека в
пространстве и организации движений. Это нейродинамическая система,
осуществляющая восприятие и анализ информации о положении и движении тела в
пространстве.
Вестибулярный
анализатор имеет важное значение в регуляции положения тела в пространстве и
его движений. Периферическая часть вестибулярного анализатора размещается во
внутреннем ухе и состоит из преддверия и трех полукружных каналов, внутри
которых находится заполненная эндолимфой полость .
В преддверии находится
так называемый отолитовый прибор, представляющий скопление рецепторных клеток.
От этих клеток отходят специальные волоски, которые, сплетаясь, образуют
отолитовую мембрану. На поверхности мембраны располагаются известковые
кристаллики — отолиты. При изменении положения тела в пространстве или его
прямолинейном движении происходит смещение отолитов, в результате которого
изменяется их давление на волоски чувствительных клеток. Изменение давления
вызывает возбуждение рецепторов и возникновение нервных импульсов, передающихся
затем в подкорковые отделы головного мозга и далее в височные отделы КГМ.
Рецепторные клетки
полукружных каналов также имеют специальные волоски, погруженные в
расположенную в эндолимфе студенистую массу. В связи с тем что полукружные
каналы расположены в трех взаимоперпендикулярных плоскостях, любое вращение
головы или угловые и прямолинейные ускорения движения тела будут приводить в
движение эндолимфу полукружных каналов, перемещение которой будет
регистрироваться рецепторами.
Реакция рецепторных
клеток вестибулярного аппарата, вызванная изменением положения тела в
пространстве или его движением, приводит к рефлекторному перераспределению
мышечного тонуса. Эти рефлекторные реакции скелетной мускулатуры,
обеспечивающие сохранение равновесия тела в покое, называют статическими
(рефлексы позы), а при его движении — статокинетическими. Вестибулярные
раздражения приводят к изменению деятельности и многих внутренних органов. Степень
возбудимости вестибулярного аппарата, т. е. порог его чувствительности, у
различных людей колеблется в широких пределах. Существенное влияние на
вестибулярную чувствительность могут оказывать другие анализаторы. У лиц с
высокой чувствительностью вестибулярного аппарата и ослабленным тормозным
влиянием на него со стороны других анализаторов обнаружено при длительных вестибулярных
воздействиях явление укачивания, связанное с ухудшением самочувствия и рядом
вегетативных расстройств, совокупность которых называют морской или воздушной
болезнью.
Таким образом,
вестибулярный аппарат имеет важное значение в пространственной ориентации
человека, координации его движений в покое и в процессе двигательной
деятельности. По мнению И. С. Беритова (1953), благодаря вестибулярному
аппарату в мозге у человека возможно формирование пространственного образа
пройденного пути. Развитие вестибулярного аппарата у детей и подростков в
настоящее время мало изучено. Существуют морфологические данные, что ребенок
рождается с достаточно зрелыми подкорковыми отделами вестибулярного
анализатора.
Так же как и у
взрослых, у детей встречается явление укачивания, возникновение которого
возможно при перевозке детей в автомобилях, поездах, самолетах и т. д.
Эффективным средством против этого является медицинский препарат аэрон.
Фармакологическое действие аэрона направлено на снижение возбудимости вестибулярных
рецепторов. Важное значение в снижении возбудимости вестибулярного аппарата
имеет его специальная тренировка.
Возрастные особенности:
Раннее морфологическое
созревание вестибулярного анализатора обеспечивает появление уже на 4-м месяце
внутриутробного развития различных рефлекторных реакций с вестибулярного
аппарата. Они проявляются в изменении тонуса мышц, в сокращении мышц
конечностей, шеи, туловища, мышц глазных яблок.
У грудных детей можно
наблюдать целый ряд рефлексов с вестибулярного аппарата: разведение рук и
растопыривание пальцев при сотрясении кроватки, условные рефлексы на положение
матери для кормления грудью, положительный условный рефлекс на покачивание. На
2—3-м месяце ребенок дифференцирует вестибулярные раздражения, определяя,
например, направление качания.
Многие вестибулярные
рефлексы (разведение рук при встряхивании) наблюдаются только в первые месяцы
жизни. Показано, что возбудимость вестибулярного анализатора уменьшается с
увеличением возраста детей. Высокая возбудимость вестибулярного анализатора во
внутриутробном периоде развития объясняется влиянием, которое он оказывает на
развитие нервной системы. Предполагают, что раннее морфологическое и
функциональное созревание вестибулярного анализатора имеет большое значение,
способствуя развитию связанных с ним нейронов спинного и головного мозга.
Импульсы, идущие по нервным волокнам от вестибулярных рецепторов к
соответствующим нейронам продолговатого мозга, вызывают освобождение в конечных
разветвлениях этих волокон специфических химических веществ. Последние
способствуют созреванию нейронов вестибулярных ядер продолговатого мозга и
миелинизации их аксонов, направляющихся к мотонейронам спинного мозга, нейронам
мозжечка и ядер глазодвигательного нерва. Созревание этих нейронов также направляется
химическим веществом, выделяемым в конечных разветвлениях аксонов нейронов
вестибулярных ядер продолговатого мозга.
23. Возрастные особенности
двигательного анализатора
Двигательный анализатор
имеет исключительно важное значение для выполнения и разучивания движений. Он
контролирует правильность и точность движений. Например, при сгибании руки в
локтевом суставе сокращается двуглавая мышца плеча и растягивается трехглавая. Возбуждение,
возникшее в рецепторах этих мышц, сигнализирует о том, что одна мышца
сокращена, а другая растянута. Рецепторы трущихся поверхностей локтевого
сустава и растянутых сухожилий информируют мозг об амплитуде и быстроте
сгибания. Эта сигнализация не только дает возможность человеку ощутить данное
движение, но и позволяет коре головного мозга проконтролировать точность и
правильность его выполнения. Возбуждение от рецепторов двигательного
анализатора поступает в чувствительно-двигательную зону коры. Оттуда идет поток
импульсов к работающим мышцам, обеспечивающий своевременное исправление
выполняемых движений.
В двигательной
деятельности человека участвуют и подкорковые центры, Оки регулируют мышечный
тонус, уточняют координацию движений во время бега, ходьбы и танца, согласуют
деятельность внутренних органов с двигательными рефлексами.
Мозжечок, играет очень
большую роль в системе двигательного анализатора. Наличие большого количества
связей мозжечка с различными системами само по себе свидетельствует о
многообразии и сложности его функций. Главнейшей функцией мозжечка является
автоматическая регуляция движений, которая обеспечивает сохранение равновесия
тела, точность и соразмерность сложных двигательных актов. При поражении
мозжечка чаще всего наблюдаются следующие нарушения: расстраивается походка,
так что больной ходит пошатываясь (походка его напоминает походку пьяного
человека); в конечностях отмечается так называемое интенционное дрожание.
В процессе онтогенеза
формирование проприорецепции начинается с 1—3 месяцев внутриутробного развития.
К моменту рождения проприорецепторы и корковые отделы двигательного анализатора
достигают высокой степени морфологической зрелости и способны к выполнению
своих функций. Особенно интенсивно идет совершенствование всех отделов
двигательного анализатора до 6—7 лет. С 3 до 7—8 лет быстро нарастает
чувствительность проприорецепции, идет созревание подкорковых отделов
двигательного анализатора и его корковых зон. В 6—7 лет объем подкоркового
отдела составляет уже 94—98 % от его величины у взрослого, а объем корковых зон
— 74—84 %. Формирование проприорецепторов, расположенных в суставах и связках
(суставно-связочный аппарат), заканчивается морфологически и функционально к
13—14 годам, а проприорецепторов мышц — к 12—15 годам. К этому возрасту они уже
практически не отличаются от пропри-орецептивного аппарата взрослого человека.
Кинестетические механизмы регуляции парной деятельности рук и ног интенсивно
развиваются с 7—11 до 14—15 лет. Интересно, что интенсивная двигательная
деятельность существенно стимулирует развитие всех отделов двигательного
анализатора, способствует его функциональному совершенствованию. Например, юные
и взрослые спортсмены лучше ориентируются в пространстве, более точно
координируют свои движения (действия) во времени и пространстве, более точно
способны дифференцировать мышечные усилия.
24. Возрастные особенности
кожного анализатора
В коже заложены 4 вида
рецепторов: тактильные, тепла, холода, боли.
Благодаря кожной
чувствительности человек получает представление о плотности, упругости тел, их
поверхности, форме, температуре.
У младшего школьника
осязание развито лучше, чем у взрослых. Этому способствует тонкость кожи и
хорошая податливость тренировке. Для кожных рецепторов тактильного чувства
младшего школьника присуще свойство адаптации к непрерывному раздражению.
Температурная
чувствительность воспринимается рецепторами тепла и холода, заложенными в коже
и в слизистой оболочке носа, рта и других отделах пищеварительного тракта.
Температурные рецепторы у младшего школьника распределены неравномерно (как и у
взрослого). Наибольшее количество в коже живота, меньше – в коже груди и еще
меньше в коже конечностей. При этом открытые части тела менее чувствительны к
холоду, чем закрытые, что объясняется привыканием и закалкой.
Болевая
чувствительность воспринимается специальными рецепторами кожи и слизистых
оболочек. Они возбуждаются при воздействии механических, химических,
температурных и электрических раздражений. Иногда же ощущение боли возникает
при раздражении или заболевании внутренних органов. В большинстве случаев это единственный
сигнал заболевания внутренних органов и их систем. На все болевые раздражения
дети младшего школьного возраста имеют такую же чувствительность, как и
взрослые.
Рефлекторные реакции в
ответ на тактильные раздражения впервые появляются на 8-й неделе
внутриутробного развития.
Величина порогов
тактильной чувствительной у новорожденных в 7-14 раз выше, чем у взрослых. С
возрастом до 18-25 лет происходит уменьшение порога. Очень резкое снижение его
происходит сразу после рождения.
Болевые реакции при раздражении
кожи возникают еще в период внутриутробного развития и сразу же после рождения
ребенка оказываются отчетливо выраженными.
У новорожденного
ребенка действие температурных раздражителей вызывает безусловно-рефлекторные
реакции, проявляющиеся в общем двигательном беспокойстве, крике, задержке
дыхания.
25. Сеченов и Павлов –
основоположники учения о ВНД. Методы изучения ВНД
НС имеет 2 основные
функции (по Павлову):
ННД (низшая нервная
деятельность) – взаимодействие систем организма между собой.
ВНД (высшая нервная
деятельность) – взаимодействие организма с внешней средой.
МЕТОДЫ исследования
ВНД:
1) Метод условных
рефлексов
Условный рефлекс – это
выработанная в онтогенезе реакция организма на раздражитель, ранее
индифферентный для этой реакции.
2) Электроэнцефалография
– регистрация суммарной электрической активности мозга с поверхности головы.
3) Метод вызванных
потенциалов (ВП) – регистрация колебания электрической активности, возникающего
на ЭЭГ при однократном раздражении периферических рецепторов (зрительных,
слуховых, тактильных).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|