Основные понятия анатомии и физиологии человека
Отягощенная
наследственность не всегда может обеспечить нормальное развитие ребенка даже в
хорошей среде воспитания. Обычно она является причиной аномалий (отклонений от
нормы) и даже уродств, а в ряде случаев и причиной длительной болезни и смерти.
Помимо этого, причиной аномалий у детей может быть алкоголизм родителей и
вредность их профессии (например, работа, связанная с радиоактивными
веществами, ядохимикатами, вибрацией).
Однако
наследственность, особенно неблагоприятную, не следует считать чем-то
неизбежным. В некоторых случаях она поддается коррекции и управлению.
Своевременное выявление
у детей унаследованных признаков позволяет направить одних детей в спецшколы
для одаренных, других – во вспомогательные школы. Дети с умственными и
физическими аномалиями (умственно отсталые, глухие, слепые) во вспомогательных
школах приобщаются к общественно полезному труду, овладевают грамотой и
повышают свое интеллектуальное развитие. Огромная заслуга в исправлении
неблагоприятной наследственности у детей принадлежит олигофрено-, сурдо– и
тифлопедагогике.
Взаимоотношения
организма со средой. Основоположник русской физиологии И.М.
Сеченов писал, что «организм без внешней среды, поддерживающей его
существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна
входить и среда, влияющая на него». Следовательно, вне природы и социальной
среды, по сути дела, нет и человека.
И.П. Павлов, развивая
это положение, пришел к выводу, что о человеке необходимо говорить как о
целостном организме, который тесно взаимосвязан с внешней средой и существует
только до тех пор, пока сохраняется уравновешенное состояние его и окружающей
среды. В связи с этим все рефлексы рассматривались Павловым как реакции
постоянного приспособления к внешнему миру (например, приспособление человека к
разным климатическим условиям или разной среде обитания).
Таким образом, развитие
человека нельзя адекватно оценить без учета той среды, в которой он живет,
воспитывается, работает, без учета тех, с кем он общается, а функции его
организма – без учета гигиенических требований, предъявляемых к рабочему месту,
домашней обстановке, без учета взаимоотношений человека с растениями, животными
и др.
Генотип – совокупность
генов данного организма
Фенотип – присущая
индивидууму совокупность всех признаков и свойств, которые сформировались в
процессе его индивидуального развития. Фенотип возникает в результате
взаимодействия между генотипом индивидуума и окружающей средой.
Онтогенез –
индивидуальное развитие организма; развитие индивидуума от момента
оплодотворения яйцеклетки до наступления смерти.
Филогенез - Процесс
развития органического мира в целом или отдельных его групп.
5. Организм как единое
целое. Основные закономерности и факторы роста и развития человеческого
организма
Целостность организма,
т. е. его объединение (интегрирование), обеспечивается:
1)
структурным
соединением всех частей организма (клеток, тканей, органов, жидкостей и др.);
2)
связью
всех частей организма: а) при помощи жидкостей, циркулирующих в его сосудах,
полостях и пространствах (гуморальная связь, humor — жидкость), б) при помощи
нервной системы, которая регулирует все процессы организма (нервная регуляция).
С появлением нервной
системы возникают два вида связи — гуморальная и нервная, причем по мере
усложнения организации животных и развития нервной системы последняя все больше
«овладевает телом» и подчиняет себе все процессы организма, в том числе и
гуморальные, в результате чего создается единая нейро-гуморальная регуляция при
ведущей роли нервной системы.
Таким образом,
целостность организма достигается благодаря деятельности нервной системы,
которая пронизывает своими разветвлениями все органы и ткани тела и которая
является материальным анатомическим субстратом объединения (интеграции)
организма в единое целое.
Целостность организма
заключается также и в единстве духа и тела, единстве психического и
соматического, телесного. Таково современное понимание целостности организма,
строящееся на принципах диалектического материализма и его естественнонаучной
основы — физиологического учения И. П. Павлова..
Организм как целое
играет ведущую роль в отношении своих частей, выражением чего является
подчиненность деятельности всех органов нейро-гуморальной регуляции. Поэтому
изолированные от организма органы не могут выполнять те функции, которые
присущи им в рамках целого организма. Этим объясняется трудность пересадки
органов. Организм же как целое может существовать и после утраты некоторых
частей, о чем свидетельствует хирургическая практика оперативного удаления
отдельных органов и частей тела (удаление одной почки или одного легкого и
ампутация конечностей).
Подчиненность части
целому не абсолютна, так как часть обладает относительной самостоятельностью.
Так, отдельные клетки могут жить и размножаться вне организма (культуры тканей,
развитие зародыша in vitro). Но функции таких изолированных клеток не
тождественны функции клеток целостного организма, поскольку они выключены из
общего обмена с другими тканями.
Обладая относительной
самостоятельностью, часть может влиять на целое, о чем свидетельствуют
изменения всего организма при заболевании отдельных органов.
Рост и развитие
— две взаимосвязанные стороны одного и того же процесса. Рост — это
общебиологическое свойство живой материи, которое выражается в количественных
изменениях: увеличении органов и организма в целом за счет увеличения размеров
и массы отдельных клеток, тканей. Развитие — это качественное изменение,
переход из одного состояния в более совершенное. Оно заключается в
морфологической дифференциации клеток, тканей, органов.
Организм ребенка
отличается от организма взрослого особенностями строения и функций отдельных
органов и систем. Главная особенность организма ребенка — это состояние
непрерывного роста и развития. Постоянно происходят количественные (рост) и
качественные (развитие) изменения. Количественные изменения, постепенно
нарастая, переходят в качественные. В этом заключаются единство и взаимосвязь
роста и развития.
Развитие растущего организма
подчиняется определенным закономерностям, которые находят свое отражение в
морфологических и функциональных особенностях, присущих различным возрастным
периодам.
Ребенок рождается с
определенными унаследованными биологическими свойствами, которые являются
основой дальнейшего физического и психического развития организма. Уже с первых
месяцев жизни определяющим фактором, влияющим на ход этого развития, является
окружающая среда.
В отдельные возрастные
периоды рост и развитие органов и систем протекают неравномерно (гетерохронно).
Особенности роста и развития детского организма обусловлены также половыми
различиями. Отмечается наличие так называемых критических периодов развития,
когда организм наиболее чувствителен к неблагоприятным воздействиям. К ним
относятся периоды новорожденное, время первого прикорма и переход на новые виды
пищи, начало самостоятельной ходьбы, возраст 6—7 лет, период полового
созревания: 12—13 лет (девочки), 14—15 лет (мальчики).
К закономерностям роста
и развития относятся половые различия. Период полового созревания наступает
неодновременно: у девочек раньше, у мальчиков позже. Половые различия
проявляются не только в темпах роста и развития, но и в деятельности нервной,
эндокринной и других систем организма, они определяют разницу между мальчиками
и девочками в поведении, интересах.
Организм ребенка с
момента рождения испытывает множество разнообразных воздействий. Некоторые из
них имеют чрезвычайно важное значение для его роста и развития (например,
биологические ритмы, двигательная активность).
Известно, что все
жизненные процессы в организме протекают ритмично. В определенном ритме
работают сердце, легкие, печень, почки, ритмично изменяется температура тела,
электрическая активность головного мозга. Несмотря на то, что каждый физиологический
процесс имеет свой ритм, все они подчинены единому суточному ритму, который
формируется под влиянием гелиофизических и социальных сигналов. К первым
относятся смена дня и ночи, суточные колебания температуры, влажности воздуха,
атмосферного давления и др., ко вторым — режим дня, характер деятельности и
т.д. Для человека ведущим фактором, формирующим биологические ритмы его
организма, служит смена дня и ночи. Поэтому все жизненные процессы в нем
соответствуют этой периодичности. В суточном цикле можно выделить несколько
пиков и спадов деятельности организма. Первый пик соответствует временному
периоду от 8 до 12 ч, второй — от 17 До 19 ч.
Важным фактором роста и
развития ребенка является оптимальная двигательная активность . Если она
систематически удовлетворяется, то организм растет и развивается нормально.
Недостаточная двигательная активность (гиподинамия или гипокинезия)
способствует формированию различных видов патологии у детей и подростков
(например, ожирение, болезни органов пищеварения, сердечнососудистой системы,
опорно-двигательного аппарата, органа зрения и др.).
6. Теории развития
Рубнера и Аршавского. Возрастная периодизация. Этапы развития организма по
Аршавскому
Теория Рубнера:
Энергетическое правило поверхности «Чем выше, чем больше относительная
поверхность тела, тем больше теплопотеря и меньше продолжительность жизни.
Аршавский определил
«энергетическое правило скелетных мышц». Двигательная активность может изменять
продолжительность жизни. Оптимальная и организованная двигательная активность
увеличивает рабочие возможности организма и длительность жизни
Возрастная периодизация
Аршавского:
·
до
года – реализация позостояния, искусственное вскармливание;
·
от
года до 2,5-3 лет – начальное освоение;
·
от
3 до 7 лет – расширение территории, развитие кровообращения и дыхания;
двигательная активность является источником избыточного анаболизма;
·
от
7 до 11 лет – регулирование силы;
·
от
11 до 15 лет – подростковый возраст, гибкость, быстрота, ловкость;
·
16-17
лет – завершение естественного развития двигательной сферы.
7. Акселерация.
Медицинские и педагогические проблемы акселерации. Особенности акселерации в
условиях Кольского Заполярья
Акселерация – это
ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими
поколениями. Явление акселерации наблюдается прежде всего в экономически
развитых странах.
Термин «акселерация»
был введен в научный обиход Е. Кохом. Большинство исследователей под
акселерацией понимали ускорение в основном физического развития детей и подростков.
Впоследствии это понятие было существенно расширено. Акселерацией стали
называть увеличение размеров тела и наступление созревания в более ранние
сроки.
До настоящего времени
не сформировано единой общепринятой точки зрения на происхождение процесса
акселерации, хотя выдвинуто немало гипотез и предположений.
Так, большинство ученых
считают определяющим фактором во всех сдвигах развития изменения в питании.
Существует гелиогенная теория акселерации. В ней немаловажная роль отводится
воздействию на ребенка солнечных лучей: считается, что дети в настоящее время
больше подвергаются воздействию солнечной радиации. Однако этот довод кажется
недостаточно убедительным, так как процесс акселерации в северных странах идет
не меньшими темпами, чем в южных.
Связывают акселерацию и
с негативным воздействием темпов современной городской жизни.
Акселерация касается не
только физического развития. Современная социальная жизнь предъявляет к нервной
системе подростков более высокие требования, чем полвека назад. Поток
информации стал несравненно обильнее, впечатления разнообразнее и богаче, темп
жизни более ускоренным, а образование более сложным. Физическая акселерация,
несомненно, сочеталась с определенным ускорением психического развития,
особенно в части интеллекта и способностей.
Тем не менее
взаимоотношения физической акселерации и развития личности очень непросты.
Какие-то стороны психического развития не претерпевают ускорения. У
акселерированных подростков нередко долго еще сохраняются некоторые детские
черты, причудливо переплетающиеся с интересами взрослых.
Другая диспропорция
возникает внутри одной возрастной когорты подростков. В одном и том же
возрасте, например у восьмиклассников в 14 лет, у одних половое созревание еще
начинается, у других оно в самом разгаре, у третьих — уже завершено. Подростки
с задержкой полового созревания или с чрезмерным его ускорением оказываются в
менее выгодном среди сверстников положении.
Все эти диспропорции
могут быть факторами, способствующими нарушениям поведения.
Наиболее неблагоприятным
является особый вариант акселерации — «интенсификация», проявляющаяся не
снижением возраста начала полового созревания, а резким ускорением его темпа.
Начавшись, как обычно, в 12–13 лет, созревание протекает крайне бурно: за 2–3
года половой метаморфоз полностью завершается — в 14–15 лет физически подросток
превращается во взрослого.
8. Значение и общий
план строения нервной системы
Биологической основой
психической деятельности является нервная система, представленная сложной
структурой нервных образований в организме человека и позвоночных животных.
Работа нервной системы обеспечивает контакты с внешним миром; реализацию
намеченных целей; координацию и согласование работы внутренних органов;
целостную адаптацию организма. Основной структурной единицей нервной системы
является нейрон. От тела нейрона отходят основной отросток - аксон и
многочисленные ветвящиеся отростки - дендриты. Вблизи окончания аксон
разделяется на терминали, на которых расположены синапсы, контактирующие с
телом и дендритами других нейронов. Синапсы являются субстратом проведения
нервного импульса.
Выделяют центральную
нервную систему, которая состоит из головного и спинного мозга, и
периферическую, состоящую из нервов, отходящих от головного и спинного мозга,
межпозвоночных нервных узлов, а также из периферического отдела вегетативной
нервной системы.
ЦНС
состоит из спинного и головного мозга. Различные ее части выполняют разные виды
сложной нервной деятельности. Чем выше расположена та или иная часть мозга, тем
сложнее ее функции. Ниже всего расположен спинной мозг - он регулирует работу
отдельных мышечных групп и внутренних органов. Над ним расположен продолговатый
мозг вместе с мозжечком, который координирует более сложные функции организма
(они вовлекают в совместную деятельность большие группы мышц и целые системы
внутренних органов, осуществляющих функции дыхания, кровообращения, пищеварения
и т.п.). Еще выше расположен отдел центральной нервной системы - средний мозг,
он участвует в регуляции сложных движений и положения всего тела. Продолговатый
и средний мозг вместе образуют стволовую часть головного мозга.
Наиболее высокие отделы
центральной нервной системы представлены большими полушариями головного мозга.
В состав больших полушарий входят лежащие в глубине скопления нервных клеток -
так называемые подкорковые узлы. На самой поверхности полушарий расположен слой
нервных клеток - кора головного мозга. Она представляет собой как бы плащ или
мантию, покрывающую большие полушария. Ее поверхность собрана в ряд складок или
борозд и извилин. Подкорковые узлы вместе с расположенными поблизости от них
зрительными буграми .называют подкоркой. Кора в совокупности с подкоркой
осуществляет самые сложные формы рефлекторной деятельности.
Все части нервной
системы работают в тесном взаимодействии, но роль каждой из них в разных
реакциях организма не одинакова. Спинной мозг и стволовая часть головного
мозга, составляющая его нижние отделы - продолговатый и средний мозг,
представляют собой совокупность рефлекторных центров врожденных безусловных
рефлексов. В спинном мозге находятся центры наиболее простых рефлексов
(например, коленного). Наряду с рефлекторными центрами, регулирующими работу
скелетных мышц туловища и конечностей, в спинном мозге находятся центры,
регулирующие работу внутренних органов.
Стволовая часть
головного мозга является центральным аппаратом, осуществляющим ряд сложных и
жизненно важных безусловно-рефлекторных актов (сосательный рефлекс, жевание и
глотание). Рефлекторные центры, регулирующие все эти рефлексы, находятся в
продолговатом мозге. Там же находятся и нервные центры, регулирующие некоторые
защитные рефлексы: чихание, кашель, слезоотделение.
Особое значение имеют
находящиеся в продолговатом мозге нервные центры, которые регулируют работу
органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, а также других систем,
поддерживающие постоянство внутренней среды организма. Координация деятельности
всей скелетно-мышечной системы зависит от мозжечка. Подкорка (зрительные бугры
и подкорковые узлы больших полушарий) обеспечивает наиболее сложную безусловно
рефлекторную деятельность.
9. Понятие возбудимых
тканей. Мембранный потенциал. Потенциал действия
Основным свойством
живых клеток является раздражимость, т. е. их способность реагировать
изменением обмена веществ в ответ на действие раздражителей. Возбудимость —
свойство клеток отвечать на раздражение возбуждением. К возбудимым относят
нервные, мышечные и некоторые секреторные клетки.
Основные
физиологические свойства возбудимых тканей
·
Проводимость-
способность ткани проводить возбуждение по всей своей длине. Показатель
проводимости - скорость проведения возбуждения. Скорость проведения возбуждения
по скелетной ткани - 6-13 м/с, по нервной ткани до 120 м/с. Проводимость
зависит от интенсивности обменных процессов, от возбудимости (прямо
пропорционально).
·
Рефрактерность
(невозбудимость)- способность ткани резко снижать свою возбудимость при
возбуждении. В момент самой активной ответной реакции ткань становится
невозбудимой. Различают:
а) абсолютно
рефрактерный период - время, в течении которого ткань не отвечает абсолютно ни
на какие возбудители;
б) относительный
рефрактерный период - ткань относительно невозбудима - происходит
восстановление возбудимости до исходного уровня.
·
Лабильность
(функциональная подвижность)- способность ткани воспроизводить определенное
число волн возбуждения в единицу времени в точном соответствии с ритмом
наносимых раздражений. Это свойство характеризует скорость возникновения
возбуждения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|