Основные понятия анатомии и физиологии человека
Кровь представляет собой внутреннюю
жидкую среду организма, обеспечивающую определенное постоянство основных
физиологических и биохимических параметров и осуществляющую гуморальную связь
между органами. Кровь является своеобразной формой ткани и характеризуется
рядом особенностей: жидкая среда организма, находится в постоянном движении,
составные части крови имеют разное происхождение, образуются и разрушаются в
основном вне ее. Кровь состоит из форменных элементов — эритроцитов (красных
кровяных клеток), лейкоцитов (белых кровяных клеток) и тромбоцитов (кровяных
пластинок) и жидкой части — плазмы. Плазма крови, лишенная фибриногена,
называется сывороткой. У взрослого человека общее количество крови составляет
5-8%массы тела, что соответствует 5-6л.
Эритроциты – красные
безъядерные. Переносят кислород и углекислый газ. Содержат гемоглобин. В крови
новорожденного повышенное содержание эритроцитов, они неустойчивы (меняют
форму)
Тромбоциты – белые, мелкие,
безъядерные кровяные пластинки неправильной формы. Ф-ия – защитная (образование
тромба). Свертывание крови у детей в первые дни после рождения замедленно.
Лейкоциты – белые кровяные амебообразные
клетки, имеющие ядро. Ф-ия – защитная (фагоцитоз – поглощение и переваривание
бактерий и других инородных белковых тел. Количество лейкоцитов у новорожденных
больше, сем у взрослых.
Кровь выполняет в организме целый ряд
физиологических
функций.
1)Транспортная функция крови заключается в переносе всех необходимых
для жизнедеятельности организма веществ (питательных веществ, газов, гормонов,
ферментов, метаболитов).
2)Дыхательная функция состоит в доставке кислорода от легких к
тканям и углекислого газа от тканей к легким. 3)Питательная функция крови обусловлена переносом аминокислот,
глюкозы, жиров, витаминов, ферментов и минеральных веществ от органов
пищеварения к тканям, системам и депо
4)Терморегуляторная функция обеспечивается участием крови
в переносе тепла от органов и тканей, в которых оно вырабатывается, к органам,
отдающим тепло, что и поддерживает температурный гомеостаз.
5)Выделительная функция направлена на перенос
продуктов обмена (мочевина, креатин, индикан, мочевая кислота, вода, соли и
др.) отмест их образования к органам выделения (почки, легкие, потовые и
слюнные железы).
6)Защитная функция формирование иммунитета,
который может быть как врожденным, так и приобретенным. 7)Регуляторная функция
Иммунитет
– это комплекс реакций,
направленных на поддержание гомеостаза при встрече организма с агентами,
которые расцениваются как чужеродные, независимо от того, образуются ли они в
самом организме или поступают в него извне.
Типы иммунитета:
·
врожденный
(естественный пассивный)
·
приобретенный
пассивный – введение готовых антител
·
естественный
активный – например, корь
·
приобретенный
активный – вакцина.
Возрастные особенности:
В течение первого года жизни «работают» антитела, получаемые с молоком матери.
Интенсивное развитие иммунологического аппарата идет со 2-го года жизни до 10
лет. С 10 до 20 лет интенсивность иммунной защиты незначительно уменьшается.
Свёртывание крови
(гемокоагуляция, коагуляция, часть гемостаза) — сложный биологический процесс
образования в крови нитей белка фибрина, образующих тромбы, в результате чего
кровь теряет текучесть, приобретая творожистую консистенцию.
На свёртывание крови
влияет множество условий. Например, катионы ускоряют процесс, а анионы —
замедляют. Кроме того, существуют вещества как полностью блокирующие
свёртывание крови (гепарин, гирудин и т. д.), так и активирующие его (яд гюрзы,
феракрил).
Врождённые нарушения
системы свёртывания крови называют гемофилией.
41. Возрастные
особенности системы кровообращения. Саморегуляция сердечнососудистой системы и
ее особенности у детей Крайнего Севера. Резервные возможности системы кровообращения
Возрастные особенности:
У
новорожденного ребенка связь с материнским организмом прекращается и его
собственная система кровообращения берет на себя все необходимые функции. У
детей относительная масса сердца и общий просвет сосудов больше, чем у
взрослых, что в значительной степени облегчает процессы кровообращения.
Наиболее интенсивный
рост сердца наблюдается в первые годы развития и в конце подросткового периода.
Также изменяется форма
и положение сердца в грудной клетке. У новорожденных сердце шаровидной формы и
расположено значительно выше, чем у взрослого. Эти различия ликвидируются
только к 10-летнему возрасту.
Функциональные различия
в сердечно-сосудистой системе детей и подростков сохраняются до 12 лет. Частота
сердечного ритма у детей больше, чем у взрослых. ЧСС у детей более подвержена
влиянию внешних воздействий: физических упражнений, эмоционального напряжения и
т.д. Кровяное давление у детей ниже, чем у взрослых. Ударный объем у детей
значительно меньше, чем у взрослых. С возрастом увеличивается минутный объем
крови, что обеспечивает сердцу адаптационные возможности к физическим
нагрузкам.
В периоды полового
созревания, происходящие в организме бурные процессы роста и развития влияют,
на внутренние органы и, особенно, на сердечно-сосудитстую систему. В этом
возрасте отмечается несоответствие размера сердца диаметру кровеносных сосудов.
При быстром росте сердца кровеносные сосуды растут медленнее, просвет их
недостаточно широк, и в связи с этим сердце подростка несет дополнительную
нагрузку, проталкивая кровь по узким сосудам. По этой же причине у подростка
может быть временное нарушение питания сердечной мышцы, повышенная утомляемость,
легкая отдышка, неприятные ощущения в области сердца.
Другой особенностью
сердечно-сосудистой системы подростка является то, что сердце у подростка очень
быстро растет, а развитие нервного аппарата, регулирующего работу сердца, не
успевает за ним. В результате у подростков иногда наблюдаются сердцебиение,
неправильный ритм сердца и т.п. Все перечисленные изменения временны и
возникают в связи с особенностью роста и развития, а не в результате болезни.
Чем старше становится
человек, тем большее количество мышечных волокон сердечной мышцы атрофируется.
Развивается так называемое «старческое сердце». Идет прогрессирующий склероз
миокарда, и на месте атрофированных мышечных волокон сердечной ткани
развиваются волокна нерабочей соединительной ткани. Сила сердечных сокращений
постепенно снижается, происходит все более усиливающееся нарушение обменных
процессов, что создает условия для энергетически-динамической недостаточности
сердца в условиях напряженной деятельности,
В результате всех
вышеперечисленных процессов с возрастом физическая работоспособность сердца
падает. Это ведет к ограничению диапазона резервных возможностей организма и к
снижению эффективности его работы.
Саморегуляция
сердечно-сосудистой системы.
Все нервные и
гуморальные механизмы регуляции деятельности сердца в живой биологической
системе взаимодействуют таким образом, что обеспечивают устойчивое состояние
организма и его лучшее приспособление к различным внешним воздействиям. Если,
например, в организме создалось стойкое повышение кровяного давления или
увеличение числа сердечных сокращений, то включаются механизмы саморегуляции,
обеспечивающие снижение частоты сердечных сокращений, обеспечивающие снижение
частоты сердечных сокращений и кровяного давления. Рефлексы, участвующие в
саморегуляции, называют собственными рефлексами сердечно-сосудистой системы.
Гуморальная
саморегуляция сердечно-сосудистой системы.
Ряд гуморальных
факторов как гормонального, так и тканевого происхождения по-разному влияют на
сердце, сосуды и центры, регулирующие их деятельность. Адреналин, действуя
непосредственно на сердце, вызывает учащение и усиление его сокращений. Но если
количество адреналина в крови значительно увеличивается, то эта кровь с высоким
содержанием адреналина, омывая клетки сердечного центра, вызывает повышение
тонуса центра блуждающего нерва. При этом деятельность сердца нормализуется.
Ионы калия при введении
их в вену снижают число сердечных сокращений. Эти же ионы при введении их в
желудочки мозга действуют на центры, регулирующие деятельность сердца, и
вызывают учащение сердечных сокращений.
Известно, что кровяное
давление повышается при увеличении содержания ионов натрия в крови. Если
количество натрия уменьшается, то давление должно уменьшаться, но этого не
происходит, так как в почках есть особые клетки, чувствительные к содержанию
натрия. При уменьшении количества натрия в крови эти клетки усиленно выделяют
ренин, который, в свою очередь, влияет на кору надпочечников и стимулирует
образование альдостерона, задерживающего натрий в крови. С увеличением
содержания натрия в крови увеличивается тонус сосудов и повышается кровяное
давление. При этом наступают противоположные изменения в механизмах регуляции:
меньше образуется ренина, соответственно, уменьшается и образование
альдостерона, натрий выводится из крови и давление крови понижается.
Гуморальные факторы
могут быть стимулом для осуществления рефлекторной саморегуляции
сердечно-сосудистой систем. Так, в аортальном тельце, расположенном на
восходящей ветви аорты, и в каротидном тельце, находящемся у места разветвления
сонной артерии, расположены рецепторы, чувствительные к химическому составу
крови. Проходящие через каротидное тельце сосуды расширяются и пропускают через
стенки различные вещества, находящиеся в крови в избыточном количестве. Эти
вещества действуют на хеморецепторы и вызывают рефлекторное изменение
деятельности сердца и величины кровяного давления.
Рефлекторные реакции,
обеспечивающие саморегуляцию сердечно-сосудистой системы, возникают также при
раздражении хеморецепторов сосудов селезенки, почек, костного мозга,
надпочечников и др.
Депо крови –органы-резервуары,
в которых может храниться изолированно от общего кровотока около 50% всей
крови. Основные депо крови: селезенка, печень, кожа, легкие.
42. Возрастные
особенности системы дыхания. Особенности дыхания у детей Крайнего Севера.
Гигиенические требования к воздушной среде
У детей раннего
возраста ребра имеют малый изгиб и занимают почти горизонтальное положение.
Верхние ребра и весь плечевой пояс расположены высоко, межреберные мышцы
слабые. Поэтому у новорожденных преобладает диафрагмальное дыхание с
незначительным участием межреберных мышц. Такой тип дыхания сохраняется до
второй половины первого года жизни. По мере развития межреберных мышц и роста
ребенка грудная клетка опускается вниз и ребра принимают косое положение.
Дыхание грудных детей теперь становится грудобрюшным с преобладанием
диафрагмального.
В возрасте от 3 до 7
лет в связи с развитием плечевого пояса начинает преобладать грудной тип
дыхания, и к 7 годам он становится выраженным.
В 7–8 лет начинаются
половые отличия в типе дыхания: у мальчиков преобладающим становится брюшной
тип дыхания, у девочек – грудной. Заканчивается половая дифференцировка дыхания
к 14–17 годам.
Своеобразие строения
грудной клетки и малая выносливость дыхательных мышц делают дыхательные
движения у детей менее глубокими и частыми. Взрослый же человек делает в
среднем 15–17 дыхательных движений в минуту; за один вдох при спокойном дыхании
он вдыхает 500 мл воздуха. При мышечной работе дыхание учащается в 2–3
раза. У тренированных людей при одной и той же работе объем легочной вентиляции
постепенно увеличивается, так как дыхание становится более редким и глубоким.
При глубоком дыхании альвеолярный воздух вентилируется на 80–90 %. Это обеспечивает
большую диффузию газов через альвеолы. При неглубоком и частом дыхании
вентиляция альвеолярного воздуха значительно меньше и относительно большая
часть вдыхаемого воздуха остается в так называемом мертвом пространстве – в
носоглотке, ротовой полости, трахее, бронхах. Таким образом, у тренированных
людей кровь в большей степени насыщается кислородом, чем у людей
нетренированных.
Глубина дыхания
характеризуется объемом воздуха, поступающим в легкие за один вдох, –
дыхательным воздухом. Дыхание новорожденного частое и поверхностное, при этом
его частота подвержена значительным колебания. У детей школьного возраста
происходит дальнейшее урежение дыхания.
Большая частота
дыхательных движений у ребенка обеспечивает высокую легочную вентиляцию.
Жизненная емкость
легких меняется с возрастом, зависит от пола, степени развития грудной клетки,
дыхательных мышц. Как правило, она больше у мужчин, чем у женщин; у спортсменов
больше, чем у нетренированных людей. К 16–17 годам жизненная емкость легких
достигает величин, характерных для взрослого человека.
Требования к воздушной
среде
Гигиенические свойства
воздушной среды определяются не только ее химическим составом, но и физическим
состоянием: температурой, влажностью, давлением, подвижностью, напряжением
электрического поля атмосферы, солнечной радиацией и др. Для нормальной
жизнедеятельности человека огромное значение имеет постоянство температуры тела
и окружающей среды, что оказывает влияние на равновесие процессов
теплообразования и теплоотдачи.
Высокая температура окружающего
воздуха затрудняет отдачу тепла, что приводит к повышению температуры тела. При
этом учащаются пульс и дыхание, нарастает утомляемость, падает
работоспособность. Также затрудняет теплоотдачу и усиливает потоотделение
пребывание человека в условиях повышенной относительной влажности. При низких
температурах наблюдается большая теплопотеря, что может привести к
переохлаждению организма. При повышенной влажности воздуха и низкой температуре
опасность переохлаждения и простудных заболеваний значительно повышается. Кроме
того, потеря тепла организмом зависит от скорости движения воздуха и самого
организма (езда на открытой машине, велосипеде и т. д.).
Электрическое и
магнитное поля атмосферы также влияют на человека. Например, отрицательные
электрочастицы воздуха положительно действуют на организм (снимают
утомляемость, повышают работоспособность), а положительные ионы, наоборот,
угнетают дыхание и т. д. Отрицательные ионы воздуха более подвижны, и их
называют легкими, положительные – менее подвижны, поэтому их называют тяжелыми.
В чистом воздухе преобладают легкие ионы, а по мере его загрязнения они оседают
на пылинках, капельках воды, переходя в тяжелые. Поэтому воздух становится
теплым, спертым и душным.
В воздухе содержатся
примеси разного происхождения: пыль, дым, различные газы. Все это отрицательно
сказывается на здоровье людей, животных и жизнедеятельности растений.
Кроме пыли, в воздухе
содержатся и микроорганизмы – бактерии, споры, плесневые грибки и др. Их
особенно много в закрытых помещениях.
Микроклимат школьных
помещений. Микроклиматом называют совокупность
физико-химических и биологических свойств воздушной среды. Для школы эту среду
составляют ее помещения, для города – его территория и т. д. Гигиенически
нормальный воздух в школе – важное условие успеваемости и работоспособности
учеников. При длительном пребывании в классе или кабинете 35–40 учеников воздух
перестает отвечать гигиеническим требованиям. Изменяются его химический состав,
физические свойства и бактериальная загрязненность. Все эти показатели резко
возрастают к концу уроков.
Косвенным показателем
загрязнения воздуха в закрытых помещениях является содержание углекислого газа.
Предельно допустимая концентрация (ПДК) углекислого газа в школьных помещениях
составляет 0,1 %, но уже при меньшей его концентрации (0,08 %) у
детей младших возрастов наблюдается снижение уровня внимания и
сосредоточенности.
Наиболее благоприятными
условиями в классе являются температура 16–18 °C и относительная влажность
30–60 %. При этих нормах дольше всего сохраняется работоспособность и
хорошее самочувствие учащихся. При этом разница температуры воздуха по
вертикали и горизонтали класса не должна превышать 2–3 °C, а скорость
движения воздуха – 0,1–0,2 м/с.
В спортивном зале,
рекреационных помещениях, мастерских температура воздуха должна поддерживаться
на уровне 14–15 °C. Расчетные нормы объема воздуха на одного ученика в
классе (так называемый воздушный куб) обычно не превышают 4,5–6 куб. м. Но,
чтобы в воздухе класса в течение урока концентрация углекислого газа не
превышала 0,1 %, ребенку 10–12 лет требуется около 16 куб. м воздуха. В
возрасте 14–16 лет потребность в нем увеличивается до 25–26 куб. м. Эта
величина названа объемом вентиляции: чем старше ученик, тем она больше. Для
обеспечения указанного объема необходима трехкратная смена воздуха, что
достигается вентиляцией (проветриванием) помещения.
Естественная
вентиляция. Приток наружного воздуха в помещение
ввиду разности температуры и давления через поры и щели в строительном
материале или через специально проделанные проемы называют естественной
вентиляцией. Для проветривания классных комнат по такому типу используют
форточки и фрамуги.
Площадь открытых
форточек или фрамуг не должна быть меньше 1/50 площади пола класса – это так
называемый коэффициент проветривания. Проветривание классных комнат должно
проводиться регулярно, после каждого урока. Наиболее эффективным является
сквозное проветривание, когда во время перемены одновременно открываются
форточки (или окна) и двери класса. Сквозное проветривание позволяет за
5 мин снизить концентрацию СО2 до нормы, уменьшить влажность, количество
микроорганизмов и улучшить ионный состав воздуха. Однако при таком
проветривании в помещении не должно быть детей.
Особое внимание
уделяется проветриванию кабинетов, химических, физических и биологических
лабораторий, где после проведения опытов могут оставаться ядовитые газы и пары.
Искусственная
вентиляция. Это вентиляция приточная, вытяжная и
приточно-вытяжная (смешанная) с естественным или механическим побуждением.
Такая вентиляция устанавливается чаще всего там, где необходимо удаление
отработанного воздуха и газов, образующихся при проведении опытов. Ее называют
принудительной вентиляцией, так как воздух выводится наружу с помощью
специальных вытяжных каналов, которые имеют несколько отверстий под потолком
комнаты. Воздух из помещений направляется на чердак и по трубам выводится
наружу, где для усиления тока воздуха в вытяжных каналах устанавливают тепловые
побудители движения воздуха – дефлекторы или электрические вентиляторы.
Устройство этого вида вентиляции предусматривается во время строительства
зданий.
Вытяжная вентиляция
особенно хорошо должна действовать в уборных, гардеробах, буфете, чтобы воздух
и запахи этих помещений не проникали в классы и другие основные и служебные
помещения.
43. Возрастные особенности
теплорегуляции организма человека. Закаливание и его роль в повышении
сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды
Постоянство температуры
тела поддерживается взаимодействием двух процессов: теплообразованием и
теплоотдачей.
Теплообразование –
процесс образования тепла в результате процессов окисления во всех клетках
тканей организма.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|