МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проект программы по улучшению условий и охране труда в Хабаровском крае

    Проект программы по улучшению условий и охране труда в Хабаровском крае

    1. КОНЦЕПТУАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА

    1.1           Охрана труда в Российской Федерации: состояние, проблемы и перспективы развития

    Под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические мероприятия (ст. 1 ФЗ "Об основах охраны труда в РФ"). Конституция РФ в главе "Основы конституционного строя" провозглашает, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей.

    Охрана труда - одно из важнейших направлений деятельности любого предприятия, затрагивающее интересы всех работников. Основная цель всей системы охраны труда - это сохранение жизни и здоровья работников и одним из этапов по реализации этой цели является профилактика и предотвращение опасностей, ликвидация и снижение риска в процессе производственной деятельности.

    Государственное управление охраной труда в РФ осуществляется в соответствии со статьей 216 Трудового кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации, а также по его поручению Минздравсоцразвития России - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.

    По данным Росстата, за пятилетний период с 2003 по 2007 годы снижение производственного травматизма в целом по стране с утратой трудоспособности на один рабочий день и более произошло на 38,1%, в том числе со смертельным исходом на 15,6% (см. приложение А, Б). В 2007 году снижение количества погибших на производстве отмечено в 35 субъектах Российской Федерации, в т.ч. в республиках: Адыгея, Башкортостан, Ингушетия, Саха (Якутия), Чувашия, Хакасия; в Брянской, Ивановской, Орловской, Ярославской, Волгоградской, Кировской, Омской, Читинской областях; в Краснодарском, Хабаровском краях. В то же время в 43 субъектах Российской Федерации произошло увеличение количества погибших по сравнению с 2006 годом.

    Причинами существенных различий в уровнях производственного травматизма по субъектам Российской Федерации являются: во-первых - общее состояние социально-экономического развития регионов; во-вторых – отличия в структуре занятости по видам экономической деятельности; в третьих - климатические условия; в четвертых – уровень организации работ по охране труда в конкретном субъекте Российской Федерации и др.

    В 2007 году наибольший удельный вес пострадавших на производстве, в том числе со смертельным исходом, выявлен в обрабатывающих производствах, сельском хозяйстве (включая охоту и лесное хозяйство), на транспорте и в связи, в строительстве, при добыче полезных ископаемых (см. приложения В). Доля погибших в организациях наиболее травмоопасных видов экономической деятельности приведена в приложении Г.

    При этом следует отметить, что 25,6% несчастных случаев на производстве произошло по причинам организационного характера (неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении работников по охране труда, неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест и т.д.), а несчастных случаев со смертельным исходом по этим причинам – 20,8% (см. приложение Д).

    В Российской Федерации за последние пять лет наблюдалось динамичное снижение случаев профессиональных заболеваний, и в 2007 году по сравнению с 2003 годом число профзаболеваний сократилось в 1,3 раза (см. приложение Е).

    В то же время последовательно нарастало количество случаев профзаболеваний, зарегистрированных на предприятиях с негосударственной формой собственности, уровень которых составлял: в 2003 г.– 43,1%; 2004 г. – 47,2%; 2005 г. – 49,5%; 2006 г. – 51,4%; в 2007 г. – 55,6%. При этом относительно стабильным оставался уровень профзаболеваний на предприятиях государственной формы собственности (см. приложение Ж).

    По данным Росстата в 2007 году наибольший удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, доля которых возросла с 26,0% в 2006 году до 27,2%, отмечен в промышленности. Выросла доля занятых в неблагоприятных условиях труда в строительстве – с 12,1% в 2006 году до 14,0% в 2007 году, на транспорте – с 26,5% до 29,9% (см. приложение З).

    Наиболее высокий удельный вес работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, наблюдался в Дальневосточном (33,2%), Уральском (31,1%), Сибирском (30,8%) Северо-Западном (25,1%) федеральных округах (см. приложение И), причем в Дальневосточном федеральном округе показатели превышали среднероссийский уровень во всех субъектах, за исключением Сахалинской области (см. приложение К).

    По прогнозу Минэкономразвития России в ближайшие 10–15 лет в организациях основных видов экономической деятельности будет работать 50,1 млн. человек, около 7 млн. из которых, в т.ч. 1,6 млн. женщин, будет занято на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

    Рабочие места с вредными условиями труда отрицательно влияют на состояние рынка труда. Падение престижа ряда профессий и специальностей из-за вредных и (или) опасных условий труда ведет к росту дефицита кадров по рабочим специальностями необходимости привлечения иностранной, в основном неквалифицированной рабочей силы.

    Низкое качество рабочих мест оказывает негативное влияние на конъюнктуру рынка труда – приводит к высокой текучести и нехватке рабочей силы на работах, связанных с тяжелым физическим трудом, вредными и опасными условиями труда и, как следствие, к потере кадровых ресурсов в связи с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями.

    Для обеспечения конкурентоспособности российских предприятий в новых условиях необходимы реструктуризация и диверсификация вредных производств по видам экономической деятельности. Указанные процессы должны сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, высвобождением и переучиванием работников, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности, возникновением новых профессий.

    Действующая в настоящее время система управления охраной труда построена в большей степени на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики.

    Несмотря на фиксируемое в 2007 году органами государственного надзора и контроля и государственной статистики снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях большинства видов экономической деятельности, состояние условий и охраны труда в целом остается неудовлетворительным, а характеризующие ее показатели не обеспечивают в полной мере достоверность получаемой информации.

    По сравнению с 2006 годом отмечается рост показателей, характеризующих производственный травматизм со смертельным исходом (в результате несчастных случаев на производстве в 2007 году погибло на 105 человек больше, чем в 2006 году), что обусловлено крупными авариями с большим количеством погибших в организациях, занятых добычей полезных ископаемых.

    Отмечается рост удельного веса отягощенных случаев профзаболеваний (с двумя и более одновременно установленными диагнозами). При этом у 81,3% от общего числа лиц с впервые установленными профзаболеваниями выявлены тяжелые формы профзаболеваний, что свидетельствует о недостаточной эффективности системы медицинских осмотров и профпатологической помощи.

    Состояние условий труда остается неудовлетворительным. По данным Росстата продолжилось увеличение удельного веса работников, работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, который на конец 2007 года составил 24,9% (в 2006 г. – 23,4%). Сохраняются стабильно высокими показатели, характеризующие занятость женщин во вредных условиях труда, а также показатели профзаболеваемости среди женщин. Остаются неудовлетворительными условия труда в организациях малого бизнеса, в которых коэффициент частоты производственного травматизма почти в 3 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации, что обусловлено несоблюдением работодателями требований законодательства об охране труда.

    Приоритетные направления деятельности по улучшению условий и охраны труда предусмотрены Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 г. № 1351, Планом мероприятий по реализации Концепции в 2008-2010 годах, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 170-р, которым предусматривается разработка и реализация Программы действий по улучшению условий и охраны труда по отдельному плану.

    Реализация Программы будет осуществляться в три этапа – 3, 5 и 10 лет.

    На первом этапе (2008-2010 гг.) планируется снизить смертность трудоспособного населения, обусловленную производственными факторами, общий и производственный травматизм, а также профзаболеваемость как минимум на 8-10%.

    На втором этапе (2011-2015 гг.) предполагается снизить коэффициент смертельного травматизма (количество несчастных случаев на производстве со смертельным исходом на тысячу работающих) до 0,1 и количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда до 18-20%.

    На третьем этапе (2016-2025 гг.) планируется выйти на показатели стран Евросоюза – снизить количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда до 3-5% и достичь коэффициента травматизма со смертельным исходом до уровня не более 0,05-0,08.

    Будет продолжена работа по сближению законодательства об охране труда и существующей нормативной базы по охране труда к требованиям европейского и международного законодательства в указанной сфере.

    Комплекс программных мероприятий объединен в несколько блоков, направленных на решение основных проблем охраны труда, и предусматривает участие всех субъектов трудовых отношений – работников и работодателей. При этом основным приоритетным направлением Программы является переход в системе управления охраной труда от реагирования на результаты воздействия опасных и вредных производственных факторов на здоровье работников к профилактике указанного воздействия путем создания системы управления профессиональными рисками на рабочих местах. Особое внимание также уделено совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию указанного приоритетного направления.

    Основные направления реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы:

    1.   Совершенствование нормативно-правовой базы;

    2.   Совершенствование организации охраны труда, создание системы управления профессиональными рисками

    3.   Совершенствование системы непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения

    4.   Информирование, консультирование и оказание правовой помощи работникам и работодателям по вопросам охраны труда, пропаганда и популяризация мер по охране труда

    5.   Совершенствование профпатологической службы России, проведение специализированных медицинских обследований работников, создание системы ранней диагностики и профилактики профессиональных заболеваний

    6.   Совершенствование государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда


    1.2           Анализ деятельности органов государственной власти Хабаровского края по улучшению условий и охраны труда в организациях Хабаровского края

    Управление охраной труда в крае осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, Правительством края, органами местного самоуправления, работодателями, объединениями работодателей, а также профессиональными союзами, их объединениями и иными уполномоченными работниками, представительными органами.

     Губернатором края образуется краевая межведомственная комиссия по охране труда. Решениями органов местного самоуправления в муниципальных образованиях городов и районов края образуются районные и городские межведомственные комиссии по охране труда.

    Государственное управление охраной труда в крае осуществляет Управление труда, которое является структурным подразделением министерства социальной защиты населения Хабаровского края. В состав управления входят четыре отдела: отдел оплаты труда; отдел по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства; отдел охраны труда; отдел государственной экспертизы условий труда.

    Управление охраной труда в городах и районах края осуществляют специально уполномоченные структурные подразделения исполнительных органов муниципальных образований, положения о которых утверждаются органами местного самоуправления.

    В 2008 году завершилась реализация Основных направлений и мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях Хабаровского края на 2006–2008 годы, утвержденных постановлением Губернатора Хабаровского края от 19 августа 2005 г. № 175 «Об Основных направлениях и мероприятиях по улучшению условий и охраны труда в организациях Хабаровского края на 2006-2008 годы».

    Запланированные мероприятия в целом выполнены. Их реализация способствовала снижению показателей производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 2006- 2007 годах.

    В 2007 году производственный травматизм в крае снизился по отношению к 2005 году на 9,6% – с 1614 травмированных на производстве до 1459, в том числе со смертельным исходом на 11% – с 98 погибших до 87. При этом больше всего таких случаев происходит с женщинами. Чаще всего причиной этого становится неверная организация работ и использование устаревшего или неисправного оборудования. Как отмечает зампредседателя Хабаровского краевого объединения профсоюзов Андрей Беляев, нынешние законы “позволяют руководителям предприятий снисходительно относиться к требованиям по охране труда, поскольку наказание за нарушения в этой сфере – штрафы”.

    Число профессиональных заболеваний по отношению к 2005 году снизилось на 26% – с 90 случаев до 66. Ежегодное число впервые признаваемых инвалидами от трудового увечья и профессиональных заболеваний сократилось с 89 человек в 2005 году до 81 в 2007 году. Частота производственного травматизма в организациях края снизилась на 22% – с 5,0 пострадавших на 1000 работающих до 3,9. В Вяземском муниципальном районе работа по реализации краевых и муниципальных мероприятий по охране труда позволила снизить травматизм в районе с 2001 года в 7 раз.

    Вместе с тем, ситуация с обеспечением условий и охраны труда в организациях края продолжает оставаться сложной. Более 34% от общей численности работающих в промышленности, строительстве, на транспорте и в добывающих отраслях края заняты на работах с вредными и тяжелыми условиями труда. Производственный травматизм в крае выше среднего по России (в крае в 2007 г. – 3,9 пострадавших на 1000 работающих, в России – 2.8). Наметился рост травматизма по видам деятельности «Добыча металлических руд, угля и прочих полезных ископаемых» на 16% и «Здравоохранение» на 9%. Высокий показатель частоты травматизма на муниципальных предприятиях жилищно–коммунального хозяйства города Хабаровска - 8,9 человек на 1000 работающих (в среднем по России эта цифра гораздо ниже – 2,9 человек). Самыми опасными производствами остаются лесоперерабатывающая и горно-металлургическая отрасли. Как отметил начальник управления условий охраны труда министерства социальной защиты населения края Александр Читайко, "не менее опасной является работа в обычном офисе, ведь пока один человек проводит на рабочем месте половину жизни, работодатель не всегда следит за условиями его труда".

    Как было отмечено, чаще всего нарушается распорядок дня и условия работы за компьютером. Помимо этого нередко, когда работодатели скрывают серьезные случаи на производстве. Выявить такие опасные моменты и предотвратить смертность и травматизм на производстве – основная задача.

    Основные причины несчастных случаев на производстве - неудовлетворительная организация производства работ, эксплуатация неисправных машин и оборудования, нарушение технологического процесса, нарушение дисциплины труда, недостатки в обучении.

    Государственной инспекцией труда в Хабаровском крае в 2006 году выявлено более 30 тысяч нарушений трудового законодательства, связанных с охраной труда. Отстранено от работы около 3,8 тысяч человек. Привлечено к административной ответственности 543 должностных и юридических лиц на сумму 2597,9 тысяч рублей. Прекращено использование не отвечающих требованиям охраны труда 1256 единиц средств индивидуальной и коллективной защиты работников, приостановлена деятельность 73 производственных участков, эксплуатация 573 единиц оборудования, в суды края направлены требования о ликвидации 6 производственных подразделений. Прокуратурой края возбуждено и направлены в суды 11 уголовных дел по статье 143 УК (нарушение правил охраны труда).

    Целенаправленная работа в области охраны труда, в том числе в 2006 году, позволила добиться улучшения показателей, характеризующих состояние охраны труда в организациях Хабаровского края. Вместе с тем уровень травматизма в крае, по сравнению со средним по России остается высоким, положение с условиями труда остается сложным, что требует дальнейшей совместной работы. Это требует дальнейшей планомерной работы и усиления профилактических мер, направленных на повышение уровня деятельности организаций края в создании безопасных условий труда.

    Государственная инспекция труда края планирует организовать (совместные с органами власти края и местного самоуправления, краевым объединением работодателей и профсоюзами) весь комплекс надзорно-контрольных мероприятий, направленных на сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая информирование работников о профессиональных рисках на рабочих местах и предусмотренных трудовым законодательством правах и гарантиях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

    Планируется также организация комплексных проверок соблюдения законодательства об охране труда в хозяйствующих субъектах, осуществляющих травмоопасные виды экономической деятельности. Будут также проводиться проверки работодателей сферы торговли и спорта на соответствие законодательству в отношении привлекаемых ими к трудовой деятельности иностранных работников, соблюдения требований законодательства о труде и охране труда женщин и работников в возрасте до 18 лет, в т.ч. в части ограничения и запрещения применения их труда на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, и мн. др.

    2. Проект Программы по улучшению условий и охраны труда в Хабаровском крае

    2.1 Цели, задачи и срок реализации Программы

    Основной целью Программы является дальнейшее обеспечение улучшения условий и охраны труда в крае, снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, обеспечение согласованности усилий государственных, муниципальных, общественных институтов и организаций края в направлении сохранения жизни и здоровья работников.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.