Охрана труда по Российскому трудовому праву
По каждому несчастному
случаю, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским
заключением на другую работу, потерю трудоспособности на срок один день и более
либо повлекшему смерть работника, оформляется акт о несчастном случае на производстве
по установленной законодательством форме на русском языке либо на русском языке
и государственном языке соответствующего субъекта Российской Федерации в двух экземплярах,
обладающих равной доказательственной силой. При несчастном случае на производстве
с работником, который застрахован от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, составляется дополнительный экземпляр акта о несчастном случае на производстве.
Данный экземпляр предоставляется в соответствующий региональный орган Фонда социального
страхования РФ, в котором зарегистрирован работодатель, с копиями материалов о расследовании
несчастного случая.
При групповом
несчастном случае акт о несчастном случае на производстве составляется на каждого
пострадавшего отдельно.
При расследовании
несчастных случаев, имеющих легкие последствия, комиссией, создаваемой работодателем,
акт о несчастном случае составляется по Форме Н-1. Данный акт подписывается всеми
лицами, входящими в комиссию по расследованию несчастного случая, утверждается полномочным
представителем работодателя и заверяется его печатью. Составленный таким образом
акт в течение трех дней со дня окончания расследования должен быть вручен пострадавшему.
Пострадавший вправе обжаловать его содержание в государственную инспекцию труда.
Государственный инспектор труда имеет право обязать полномочного представителя работодателя
составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен
с нарушением действующего законодательства или не соответствует материалам проведенного
расследования. В подобной ситуации прежний акт признается утратившим силу. В связи
с чем доказательством несчастного случая на производстве становится новый акт о
несчастном случае.
Государственный
инспектор труда при обнаружении сокрытого несчастного случая, в частности, при отказе
работодателя проводить его расследование, поступлении жалобы от потерпевшего или
его полномочного представителя, в том числе и о последствиях ненастного случая,
проводит расследование несчастного случая с соблюдением установленных законодательством
правил независимо от срока давности несчастного случая.
В соответствии
с пп. 7 п. 2 ст. 264 ГПК РФ факт несчастного случая, связанного с производством,
может быть установлен в судебном порядке. Данный факт может быть установлен, если
невозможно составить акт о несчастном случае или заключение государственного инспектора
труда, например, когда свидетель несчастного случая проживает в другом городе и
не может быть допрошен работодателем или государственным инспектором труда. Тогда
как суд вправе направить судебное поручение о его допросе. То есть факт несчастного
случая на производстве может быть установлен в судебном порядке в ситуациях, когда
не могут быть составлены акт или заключение, подтверждающие факт несчастного случая.
В случае составления акта или заключения о несчастном случае они могут быть обжалованы
заинтересованными лицами в судебном порядке.
Как правило, несчастный
случай - это кратковременное воздействие на работника какого-либо вредного фактора,
которое влечет за собой травму. Воздействие может быть механическим (рана, ушиб),
химическим, термическим (ожог, обморожение) и т.д. Травма может быть получена в
результате аварии, взрыва, другой чрезвычайной ситуации, поломки механизма, может
быть нанесена другим человеком, животным и т.д. Но для признания несчастного случая
страховым событием обязательно должна быть причинно-следственная связь травмы с
выполнением пострадавшим обязанностей, предусмотренных трудовым договором.
В приведённых
ниже материалах судебной практики будет рассмотрен несчастный случай не являющийся
страховым.
«4 сентября 2001
г. Семин С.В. и другой работник ООО «Автострада» Абызов Е.И., находясь в командировке
на рембазе ООО «Автострада», утром получили задание от зам. директора на ремонт
закрепленных за ними автомобилей, в 16 часов 30 минут они должны были закончить
ремонт и выехать на линию. Семин и Абызов приступили к ремонту, будучи трезвыми,
по окончании ремонта Семин С.В. предложил съездить за водкой на автомобиле, закрепленном
за Абызовым Е.И., на что тот согласился. Приблизительно в 13 часов 45 минут зам.
директора и механик обнаружили отсутствие автомобиля и водителей Семина С.В. и Абызова
Е.И. Около 16 часов неизвестный мужчина сообщил о ДТП с автомашиной «Татра». Водитель
Семин С.В. погиб, установлено наличие этилового спирта в крови и в моче. Водитель
Абызов Е.И. получил телесные повреждения; находился в алкогольном опьянении. По
результатам несчастного случая был составлен акт № 1 о несчастном случае на производстве
и акт о расследовании группового несчастного случая на производстве. Указанные в
акте обстоятельства несчастного случая представителем истицы не оспаривались.
30.11.2001 вдова
Семина С.В. - истица Семина Л.В. обратилась к государственному учреждению - Рязанскому
региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением
о назначении ее несовершеннолетней дочери Семиной М.С., 1994 г. рождения, находившейся
на иждивении Семина С.В., страховых выплат, однако ей было отказано в назначении
выплат, поскольку в акте о несчастном случае указано, что Семин С.В. погиб, не выполняя
своих должностных обязанностей.
Поскольку исследованными
в судебном заседании доказательствами бесспорно установлено, что в момент ДТП, в
результате которого погиб Семин С.В., он не исполнял свои трудовые обязанности и
не действовал в интересах работодателя, управляя самовольно взятым автомобилем,
не закрепленным за ним, оснований для отнесения произошедшего с ним несчастного
случая к несчастным случаям на производстве не имеется, в связи с чем иск Семиной
Л.В. о взыскании с государственного учреждения - Рязанского регионального отделения
Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу ее несовершеннолетней
дочери Семиной М.С. единовременной и ежемесячной страховых выплат в связи с гибелью
Семина С.В., а также пени за задержку выплат удовлетворению не подлежит».
При расследовании
профессиональных заболеваний применяются положения ТК РФ, Положение о расследовании
и учете профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства
РФ № 967 от 5 декабря 2000 года. Для расследования профессиональных заболеваний
также создается комиссия по рассмотренным правилам. Однако само расследование профессиональных
заболеваний имеет особенности.
При установлении
предварительного диагноза - острое профессиональное заболевание (отравление) - учреждение
здравоохранение, в которое обратился или поступил работник, обязано в течение суток
направить экстренное извещение о профессиональном заболевании работника в центр государственного санитарно-эпидемиологического
надзора, осуществляющий надзор за организацией или объектом, на котором произошел
случай профессионального заболевания, а также работодателю. Названный центр после
получения данного извещения в течение суток приступает к выяснению обстоятельств
и причин профессионального заболевания, после их выявления центр составляет санитарно-гигиеническую
характеристику условий труда пострадавшего работника и направляет ее в государственное
или муниципальное учреждение здравоохранения по месту жительства или прикрепления
пострадавшего работника. Названная характеристика должна быть составлена в течение
двух недель со дня получения экстренного сообщения о профессиональном заболевании.
С санитарно-гигиенической характеристикой условий труда пострадавшего работника
знакомится полномочный представитель работодателя, который вправе изложить свои
возражения, прилагаемые к данной характеристике. Государственное или муниципальное
учреждение здравоохранения по месту жительства или прикрепления работника на основании
клинических данных о состоянии здоровья и санитарно-гигиенической характеристики
условий труда устанавливает заключительный диагноз - острое профессиональное заболевание
(отравление) и составляет медицинское заключение. При невозможности установить окончательный
диагноз медицинское учреждение устанавливает предварительный диагноз и в месячный
срок направляет пострадавшего работника в специализированное лечебно-профилактическое
учреждение или его подразделение (центр профессиональной патологии, клинику или
отдел профессиональных заболеваний медицинских научных организаций клинического
профиля). Названные организации устанавливают работнику окончательный диагноз. Медицинское
заключение о наличии у работника профессионального заболевания выдается ему под
расписку, а также направляется в соответствующее отделение Фонда социального страхования
РФ, в котором работник застрахован или должен быть застрахован от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний.
Полномочные представители
работодателя обязаны в течение 10 дней с даты получения извещения об установлении
работнику заключительного диагноза о профессиональном заболевании создать комиссию
по расследованию случая профессионального заболевания. В состав такой комиссии входят
представитель работодателя, специалист по охране труда либо лицо, отвечающее за
охрану труда в организации, представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного
или иного уполномоченного работниками органа. В состав комиссии могут входить и
другие специалисты.
Члены комиссии
по расследованию случая профессионального заболевания, которые не согласны с ее
выводами, могут приложить особое мнение к составленному акту, но они обязаны его
подписать. При возникновении разногласий при составлении акта они разрешаются вышестоящим
органом санитарно-эпидемиологического надзора или судом.
4 Проблемные аспекты по вопросам охраны
и безопасности труда
4.1 Динамика производственного травматизма
и профессиональных заболеваний
Безопасный труд на современном этапе социально-экономического
развития страны требует дальнейшего совершенствования системы государственного управления,
в том числе повышения роли ее основных звеньев – органов исполнительной власти на
федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления. При этом очевидно, что состояние и перспективы развития человеческого
фактора в структуре производительных сил являются основополагающими условиями благополучия
страны в настоящем и будущем.
Действующим Трудовым кодексом Российской Федерации четко
определены основные направления государственной политики в области охраны труда,
обязанности и ответственность работодателей по обеспечению безопасных условий и
охраны труда. Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 157- ФЗ ужесточены требования
к федеральным и региональным органам исполнительной власти в части государственного
управления охраной труда.
Однако общая обстановка с охраной и условиями труда в Российской
Федерации остается напряженной, несмотря на позитивные изменения по отдельным показателям.
В целом по стране в результате
трудовой деятельности гибнет 12 работников ежедневно. Если рассматривать проблему по видам
экономической деятельности, то наиболее высокий уровень производственного травматизма
со смертельным исходом наблюдается в строительстве, обрабатывающих производствах
и сельском хозяйстве.
Охрана труда требует не только совершенствования системы
государственного управления, но и принципиально новых подходов к её оценке со стороны
руководителя организации, как важнейшей составляющей бизнес-плана.
Нельзя считать удовлетворительным состояние условий труда,
так как стране практически каждый четвертый работник трудится в условиях, не отвечающих
санитарно-гигиеническим требованиям, а в таких наиболее травмоопасных видах экономической
деятельности, как черная и цветная металлургия, электроэнергетика, тяжелое машиностроение
доля работающих в неблагоприятных условиях труда составляет одну треть и более.
Около 12 тысяч женщин до сих пор трудятся на оборудовании, не отвечающем требованиям
безопасности.
Много нерешенных проблем
по условиям труда и обеспечению его безопасности накопилось в сфере малого бизнеса, где действуют свыше миллиона юридических
лиц и занято почти 9 млн. чел. или 16,3% общей численности экономически активного
населения. В 2008 году коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным
исходом на малых предприятиях выше почти в 3 раза, чем в среднем по стране. Приложение
А
Серьезное
внимание к разработке мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной
заболеваемости работников предприятий всех форм собственности и видов экономической
деятельности должно способствовать формированию конкурентной среды, насыщению рынка
товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты
всех уровней.
Анализ
причин заболеваемости в России показывает, что до 40% профессиональных заболеваний прямо или косвенно связано с неудовлетворительными условиями
труда. Несмотря на то, что за последние годы наблюдается положительная
динамика снижения случаев профессиональных заболеваний успокаиваться рано, так как
Россия по уровню этого важнейшего показателя занимает скромное 24-е место в Европе!
Структура профессиональной заболеваемости в России с начала
90-х годов не претерпела существенных изменений. В 2008 году в этой структуре ведущие
места занимали заболевания, связанные с воздействием: физических факторов – около
43 %, промышленных аэрозолей- более 20% , физических перегрузок и перенапряжения
отдельных органов и систем – 19%.
Статистика производственного травматизма в первом квартале
2009 года представлена в Приложении Б и Г, по отраслям и причинам производственных
травм соответственно.
4.2 Задачи и этапы в процессе реформирования охраны труда
в РФ
Падение престижа ряда профессий и специальностей из-за
вредных и (или) опасных условий труда ведет к росту дефицита кадров по рабочим специальностям. Рабочие места с вредными условиями труда отрицательно
влияют на состояние рынка труда, на репродуктивное здоровье работающих,
в т. ч. женщин, и здоровье потомства. Поэтому, как никогда ранее, остро встает вопрос
о принятии целенаправленных мер, которые позволят ослабить влияние условий труда
на процесс возрастания такого дефицита.
Поставлена задача обеспечить повышение влияния аттестации рабочих мест по условиям
труда на ускорение темпов их улучшения с последующей сертификацией
работ по охране труда. По завершении аттестации с учетом новых требований должно
увеличиваться число рабочих мест, соответствующих государственным нормативным требованиям
охраны труда. Намечается значительно улучшить работу по формированию требований
безопасности на каждом рабочем месте и выработку типовых требований охраны труда
– другими словами требований безопасности к типовым рабочим местам.
Важным рычагом экономического механизма
в системе управления охраной труда становится обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Число страхователей
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний составляет более 4 млн. юридических и физических лиц.
Количество застрахованных по обязательному социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний превысило 62 млн. человек.
Ежегодно Фондом расходуется на финансирование предупредительных мер по сокращению
производственного травматизма и профессиональных заболеваний свыше 3 млрд. рублей.
Для работодателя самым дешевым способом
защиты работников от вредных и опасных производственных факторов является своевременное их обеспечение качественной спецодеждой,
спецобувью и другими СИЗ. Общая сумма затрат на приобретение этих
средств в России в 2008 году составила свыше 180 млн.. руб. и в среднем на их приобретение
в расчете на одного работника будет израсходовано более 2000 руб. (в странах Евросоюза
на обеспечение работника СИЗ тратится от 500 до 800 евро). Приложение В.
Следующий шаг, который предполагается
сделать в процессе реформирования - это совершенствование схемы предоставления компенсаций
за работу с вредными и опасными условиями труда. Различные компенсации и льготы
в настоящее время получают более 40% работников. Это по существу стало основной
причиной сдерживания проведения профилактических и защитных мероприятий по охране
труда и сохранения порядка финансирования на эти цели по остаточному принципу.
Кроме перечисленных мер по реформированию системы управления
охраной труда намечается совершенствовать также информационное обеспечение, систему
непрерывного образования и обучения специалистов и руководителей организаций а также
социально – трудовые отношения между работником и работодателями и др.
И, конечно, одной из главных задач является
формирование единой концепции развития действующего законодательства Российской
Федерации, в которой необходимо найти место экономическим механизмам заинтересованности
работодателей в сохранении здоровья своих работников.
В настоящее время в производственном комплексе страны наряду
с нормами и правилами в области охраны труда действуют своды правил, национальные
стандарты безопасности, инструкции охраны труда для отдельных видов работ и профессий
и ряд других организационно-распорядительных документов. Значительная часть действующих
нормативных правовых актов, в том числе СНиПов, используемых также и в других отраслях
экономики, устарела и не отвечает современному уровню производства.
В
организациях должны получить достойное развитие и применение локальные нормативные
акты, тем более, что законодатель определил условия и порядок их подготовки, согласования
и принятия. Этим вопросам отведено достаточно внимания в действующем Трудовом кодексе,
в том числе в статьях 8, 372 и других.
На
первый план выдвигается сегодня задача поиска экономических механизмов, заставляющих
работодателей вкладывать средства в улучшение условий труда и прежде всего на обеспечение
техники безопасности на рабочих местах, своевременный инструктаж, обучение и проверку
знаний правил технической эксплуатации оборудования, поддержание на должном уровне
контроля охраны труда, проведение соответствующих организационно-технических мероприятий.
Прежде всего, надо любыми имеющимися у
нас и заимствованными у наших иностранных партнеров средствами и методами добиться признания работодателями приоритета сохранения
жизни и здоровья работников, как это предусмотрено ст. 210 Трудового
кодекса Российской Федерации. В условиях рыночной экономики это может быть реализовано
даже не путем установления новых обязательных норм или принуждения к строгому соблюдению
существующих норм, а достижением четкого понимания работодателем выгодности этого
приоритета для его бизнеса.
Система управления охраной труда может стать эффективной
только тогда, когда будут введены в действие все ее составляющие, включая главную
– совершенствование законодательства, что является залогом дальнейшего снижения
производственного травматизма и сокращения издержек на охрану труда.
В последние годы сформировались региональные системы управления
охраной труда, а во многих субъектах – и муниципальные. В рамках этих систем разрабатываются
и выполняются программы улучшения условий и охраны труда, утверждаемые руководителями
регионов, главами администраций муниципальных образований, законодательными органами
в форме территориальных законов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|