МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Охрана труда по Российскому трудовому праву

    Охрана труда по Российскому трудовому праву

    РЕФЕРАТ


    Выпускная квалификационная работа содержит 115 листов формата А4 текстового документа, 61 – использованный источник, 4 приложения.

    ОХРАНА ТРУДА, УСЛОВИЯ ТРУДА, БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА, АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ, СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, АККРЕДИТАЦИЯ, СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ОХРАНЫ ТРУДА, АТТЕСТУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ.

    Актуальность сформулированной темы дипломной работы, позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории охраны труда, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику.

    Объектом научного анализа настоящей работы являются охрана труда и регулирование правоотношений, возникающих в сфере обеспечения безопасных условий труда на производстве как теоретические категории и как правовое явление социальной действительности.

    Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников как внутригосударственных, принятых на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации, так и судебной практики.

    Целью представленной работы выступает всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования охраны труда; рассмотрение проблем применения права в области обеспечения охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в сфере обеспечения безопасных условий труда на производстве в Российской Федерации.



    Содержание


    Введение

    1 Основы охраны труда по Российскому трудовому праву

    1.1 Исторический и сравнительные аспекты развития охраны труда

    1.2 Правовая организация охраны труда

    1.3 Понятие и основные принципы охраны труда

    1.4 Охрана труда отдельных категорий работников

    2 Основы управления охраной труда в организации

    2.1 Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда

    2.2 Обязанности работников в области охраны труда

    2.3 Аттестация рабочих мест по условиям труда, сертификация охраны труда

    2.4 Социальная защита работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

    2.5 Организация обучения по охране труда в организации

    3 Социальная защита пострадавших на производстве

    3.1 Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

    3.2 Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

    4 Проблемные аспекты по вопросам охраны труда

    4.1 Динамика производственного травматизма и профессиональных заболеваний 2004-2008 годы

    4.2 Задачи и этапы в процессе реформирования охраны труда

    4.3 Государственная политика в области совершенствования обеспечения безопасных условий труда

    Заключение

    Список использованных источников


    ВВЕДЕНИЕ


    Проблемы безопасности трудовой деятельности, в том числе охраны труда, на первый взгляд обыденного сознания здоровых и невредимых людей находятся где-то очень и очень далеко на границах или даже за границами наших жизненно важных интересов. Однако реальная ситуация прямо противоположна расхожему мнению.

    И дня не проходит, чтобы газеты, радио и телевидение не принесли сообщения об очередном несчастном случае, аварии, катастрофе, стихийном бедствии или криминальном происшествии, повлекшими за собой гибель людей и материальный ущерб.

    На Земном шаре каждую секунду в рамках производственной деятельности травмируются 4 человека, и каждые 15 секунд один из них получает смертельную травму.

    Смертность от несчастных случаев, по данным Всемирной организации здравоохранения, в наше время занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Но если от заболеваний умирают в основном люди старших возрастов, то от несчастных случаев гибнут, как правило, трудоспособные люди, которым еще жить и жить.

    Каждый год по данным Международной организации труда (МОТ) в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний умирает два миллиона двести тысяч человек. Во всем мире ежегодно регистрируются около 270 миллионов несчастных случаев и 160 миллионов профессиональных заболеваний. По оценке МОТ, по этой причине теряется четыре процента валового внутреннего продукта (ВВП) мировой экономики.

    На 2008 года в мире насчитывалось около 500 млн. инвалидов (т.е. почти столько же, сколько жителей в США и на территории бывшего СССР), причем почти каждый пятый стал им в результате несчастного случая.

    В эту печальную картину существенную лепту вносит и наша страна, где примерно 10 человек каждый день гибнут на работе, еще больше – травмируются. Свою «черную лепту» в общую картину ежегодно вносит и Пермский край, в организациях которого ежегодно получают производственные травмы в среднем около 3,5 тыс. человек, из которых чуть менее 100 погибают.

    Вот почему любой человек должен иметь четкое представление об опасностях трудовой деятельности, принципах, способах и средствах их предотвращения, т.е. об охране труда.

    За последние годы в результате принятия ряда федеральных законов и иных нормативных правовых актов по охране труда (или непосредственно связанных с охраной труда) в стране сформирована правовая база охраны труда работников организаций. В том числе определены содержание прав работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, а также круг обязанностей работодателей. /55/

    Положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены базируются на многочисленных международно-правовых нормах. Так, право на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, закреплено в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

    Тем не менее, состояние охраны труда во многих производственных организациях продолжает оставаться неблагополучным. Как свидетельствуют многочисленные наблюдения, нарушение требований охраны труда происходит в основном по вине представителей администрации работодателя. Многие из них имеют весьма слабое представление о своих обязанностях в области охраны труда работников, несмотря на то, что за нарушение указанных обязанностей на них возлагается дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и даже уголовная ответственность.

    Актуальность данной темы дипломной работы, позволяет определить новые подходы к исследованию охраны труда в процессе формирования трудового законодательства в данной исследуемой области, а также систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику, степень научной разработанности проблемы.

    Понятие охраны труда широко используется в юридической науке и правоприменительной практике. Отдельные стороны проблемы охраны труда неоднократно рассматривались в правовой науке.

    В дипломной работе также используются работы ученых в сфере трудового и других отраслей права – аспиранта ФГУ «ВНИИ» - охраны и экономики труда Е.В. Ильиной, научного сотрудника отдела научной политики охраны труда, аспиранта РГСУ Савосина А.В., аспиранта ФГУ «ВНИИ» - охраны и экономики труда Соловцова А.М., научного сотрудника отдела аттестации и сертификации, аспиранта ФГУ «ВНИИ» - охраны и экономики труда Спасова Е.А., а также других авторов, комментарии к трудовому законодательству, положения Международных Конвенций, нормы Конституции РФ, Федеральные законы и постановления Правительства РФ затрагивающие вопросы в области охраны труда, нормативно-правовые акты Министерств и Ведомств в форме приказов и постановлений регулирующие деятельность по обеспечению безопасных условий труда на производстве, а также Санитарные правила и Государственные стандарты.

    Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы. Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблемы обеспечения охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в результате проведения необходимых мероприятий сторонами трудовых правоотношений на производстве, мероприятиями проводимыми органами исполнительной власти; всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования охраны труда; рассмотрение проблем применения права в области обеспечения охраны труда в Российской Федерации. В рамках данных направлений предполагается решить такие задачи, как выявление тенденции развития норм об охране труда и необходимость определить содержание и признаки охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в результате проводимых мероприятий по обеспечению безопасных условий труда на производстве; проанализировать законодательство Российской Федерации в сфере охраны труда.

    Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.

    Объектом научного анализа настоящей работы являются охрана труда и правовое регулирование правоотношений, возникающих в результате проводимых мероприятий по обеспечению безопасных условий труда на производстве как теоретические категории и как правовое явление социальной действительности.

    Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников как внутригосударственных, принятых на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации, локальных нормативных актов принимаемых и разрабатываемых на уровне организаций всех форм собственности.

    Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы охраны труда, законы субъектов РФ, положения международных договоров, санитарные нормы и государственные стандарты.

    Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа охраны труда по Российскому трудовому праву в целом и регулирования правоотношений, возникающих в результате проводимых мероприятий по обеспечению безопасных условий труда в частности на производстве.

    1                   Основы охраны труда по Российскому трудовому праву


    1.1            Исторический и сравнительный аспекты развития охраны труда в России


    Законодательство в советский период времени строилось на иных принципах, чем это было до революции. В основу законодательства были положены требования международного пролетариата, с которыми он выступал на своих международных конгрессах, и требования, которые выставляли рабочие профессиональных и молодежных социалистических организаций России. Основными требования были «...содействие улучшению экономического, политического и правового положения рабочей молодежи, добиваясь при содействии политических, профессиональных и иных организаций рабочего класса издание законов по охране детского труда; обязательное бесплатное обучение молодых работников до 16 лет; сокращение рабочего времени 16-18-летних подростков до 6 часов; запрещение законодательно труда подростков (до 18 лет) в тех отраслях производства, работа в которых профессиональными рабочими союзами будет признана вредной для неокрепшего молодого организма; полная отмена ночной работы для подростков (до 18 лет); установление минимума заработной платы для малолетних рабочих и работниц и их обеспечение на случай безработицы, болезни и т.п.

    Приход к власти большевиков подвиг их к активным действиям по реализации свои идей, поэтому одним из первых декретов Советского правительства после Октябрьской революции был декрет «О восьмичасовом рабочем дне», принятый 11.11.1917 г. Согласно этому декрету в России продолжительность рабочей недели была ограничена 48 часами труда. Это было сделано впервые в мире. Лишь позже, после принятия международной Конвенции № 1, во многих других странах мира также был установлен 8-часовой рабочий день. Многие страны установили 8-часовой рабочий день значительно позже. Например, в США официальное признание 8-часового рабочего дня произошло только в 1938 году, после принятия закона «О справедливых трудовых стандартах», установившего максимальную продолжительность работы и минимальную оплату труда.

    В этот период времени большевики стали активно привлекать общественные массы к управлению государством, что было связано с отсутствием подготовленных кадров. Так, например, в декабре 1917 года они передали профсоюзам управление социальным страхованием по безработице и болезни. Это привело к тому, что уже к середине 1918 года из более чем двухсот существовавших тогда в России бирж труда 147-ю стали руководить профсоюзы.

    С 1918 г., Советская власть стала брать под свой контроль вопросы охраны труда и социальной защиты трудящихся. Для этого в мае 1918 г. был принят новый декрет «Об учреждении инспекций труда», по которому впервые в советской стране была создана инспекция труда со своими задачами и правами. Отдельные выдержки из этого декрета, чтобы можно было в дальнейшем наглядно сравнить ряд позиций с действующим в настоящее время в нашей стране Положением об инспекции труда, приведены ниже.

    1) Инспекция труда имеет целью охрану жизни, здоровья и труда всех лиц, занятых какой бы то ни было хозяйственной деятельностью, и распространяется на всю совокупность условий жизни трудящихся как на местах работы, так и вне этих мест.

    2) Инспекторы и инспектриссы труда избираются Советами профессиональных союзов и общегородскими или окружными страховыми кассами по их соглашению.

    3) При отсутствии в районе одной из указанных в предыдущей статье организаций местный Комиссар труда созывает конференцию из представителей страховых и профессиональных организаций в равном числе, которая и избирает инспекторов и инспектрисс труда.

    4) Народный комиссар труда и областные комиссары труда распространяют инспекцию труда, по мере возможности, на лиц, занятых хозяйственной деятельностью не только по найму, и привлекают для этой цели иные организации трудящихся, помимо указанных выше, либо назначают инспекторов и инспектрисс труда.

    5) Избранные инспекторы и инспектриссы труда подлежат утверждению областных комиссаров труда.

    6) Районы действия местной инспекции и количественный состав намечаются областными съездами комиссаров труда и подлежат утверждению народного комиссара труда.

    7) На инспекцию труда возлагаются наблюдение и контроль за проведением в жизнь декретов, постановлений и т.п. актов советской власти в области охраны интересов трудящихся масс, а равно и непосредственное принятие мер по охране безопасности, жизни и здоровья рабочих и работниц.

    8) Инспекторы и инспектриссы труда имеют право за неисполнение или нарушение декретов, постановлений и других подобных актов советской власти и за непринятие необходимых мер по охране безопасности, жизни и здоровья трудящихся привлекать виновных к суду, а также налагать денежные взыскания в пределах, установленных особой инструкцией.

    9) Инспекторы и инспектриссы труда при исполнении возложенных на них обязанностей имеют право свободного доступа во всякое время во все без изъятия места работы, отдыха и жилья трудящихся и их семей.

    10) В своей деятельности инспекторы и инспектриссы труда руководствуются наказом и инструкциями народного комиссара труда. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского Правительства, 23 (10) мая 1918 г. № 35, ст.474.

    Главной задачей инспекции была в тот период времени охрана труда и здоровья трудящихся и контроль за условиями труда на рабочих местах. Одновременно на инспекцию труда было возложено наблюдение и контроль за проведением в жизнь декретов, постановлений и других подобных актов советской власти в области охраны интересов трудящихся масс и непосредственное принятие необходимых мер по охране безопасности, жизни и здоровья рабочих и работниц. Анализируя текст декрета, можно отметить, что инспекции труда молодой советской властью давались широкие полномочия и возможности для контроля и наведения порядка в этой сфере деятельности.

    Инспекционные проверки охраны труда на предприятиях и в организациях советской страны начатые в 1918 выявили множество нарушений трудового законодательства и норм. При проверках вскрывалась масса нарушений в оплате труда, организации техники безопасности, снабжении рабочих спецодеждой, плохих условиях труда на рабочих местах и т.п. Например, в городе Иваново-Вознесенске было обследовано инспекцией 10 крупных текстильных фабрик. По результатам проверки, в записке в комиссариат труда отмечалось: «Тесные, грязные, плохо вентилирующие старые фабрики настолько плохи, что возникает вопрос, есть ли смысл затрачивать средства на их переустройство?».

    Труднее всего в первые годы советской власти было подросткам в мелком частном секторе, где всё (режим работы, распорядок дня, заработная плата и т.п.) определял сам хозяин. Проведенные проверки инспекциями выявляли множество вопиющих фактов нарушения трудового законодательства. Так московская городская инспекция охраны труда в ходе проверки 23 мелких пунктов питания и ремонтно-пошивочных мастерских столкнулась с фактами нескрываемой эксплуатации несовершеннолетних.

    В период гражданской войны нашей стране: была введена трудовая повинность для всего трудоспособного населения в возрасте от 16 до 50 лет, а еще раньше (5 октября 1918 г.) трудовые книжки для нетрудящихся. Только при наличии трудовой книжки представители имущих классов могли свободно передвигаться в пределах советской республики и получать продовольственные пайки. Все это ограничивало трудовые и социальные права трудящихся.

    После победы большевиков и появления основного закона государства Конституции, менялось и совершенствовалось законодательство в области охраны труда. Большое значение в молодой советской стране уделялось вопросам государственного контроля за производственной безопасностью и охраной труда, для чего был создан Народный комиссариат труда (Наркомтруд, НКТ).

    В 1918 г, в декабре, в России принимается первый «Кодекс законов о труде (КЗоТ) РСФСР», который практически не содержал положений, касающихся охраны труда, за исключением некоторых: запрета приема на работу несовершеннолетних (до 16 лет), лиц, не достигших 18 лет, запрета работы женщин в ночное время, в особо тяжелых и опасных для здоровья отраслях и т.п. Естественно, что принятый в короткие сроки КЗоТ имел существенные недостатки, которые потребовали его переработки уже в ближайшее время.

    Новый кодекс содержал те же нормы по инспекции труда, и также некоторые нормы общего характера и некоторые другие, которые были посвящены безопасности и гигиене труда. После принятия КЗоТ СССР началось новое становление трудового законодательства. Законодательные статьи о несовершеннолетних и женщинах со временем становились все более расширенными. Трудящихся начали делить на работников физического труда и интеллектуального труда, что было отражено в соответствующих нормах того времени. Иногда эти нормы ущемляли права ряда работников. Так, например, у беременных женщин, занимающихся физическим трудом, дородовой отпуск должен был составлять 6 недель и послеродовой 6 недель. У женщин, занимающиеся интеллектуальным трудом, продолжительность дородового отпуска была сокращена до 4 недель и до 4 недель была сокращена продолжительность послеродового отпуска.

    КЗоТ урегулировал прием на работу лиц до 16-ти лет, он был запрещен, и только в исключительных случаях разрешалось принимать на работу подростков с 14 лет. Некоторые правила, прописанные в КЗоТе, были сформулированы впервые. Например, отпуск подростку должен был предоставляться обязательно летом.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.