МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Кредитование химических предприятий в РФ

    -                   российское предприятие зачастую нуждается в поддержке финансовой организации, хорошо знающей реалии российского рынка, способной оценивать риски и оперативно принимать решения в нестандартных ситуациях, исходя из текущих потребностей бизнеса клиента;

    -                   российской компании требуется методическое содействие и организационно-правовое сопровождение текущих операций, консультационная поддержка при организации финансирования и структурирования внешнеторговых сделок.

    Заемное финансирование за счет банковских кредитов в Российской Федерации имеет следующие преимущества:

    -                   гибкость условий предоставления (в договоре можно предусмотреть специфические требования как заемщика, так и кредитора), а также возможность их пересмотра при необходимости;

    -                   сравнительно небольшие затраты времени и средств на привлечение (от двух недель до двух месяцев);

    -                   конфиденциальность сделки, отсутствие строгих требований к раскрытию информации о бизнесе и др.

    К недостаткам кредитного финансирования в Российской Федерации относятся:

    1)     низкая капитализация и преобладание коротких пассивов у коммерческих банков, а также жесткие требования Центрального банка Российской Федерации к формированию резервов под возможные неплатежи, делающие невозможным получение значительных объемов средств на долгосрочной основе (более 90% российских банков неспособны выдать кредит свыше 10 млн. долл. США).

    Для решения вопроса необходим общественный договор государства с банками: государство оказывает помощь (только живым банкам и на приемлемых и желаемых условиях: длинные деньги, с невысокой процентной ставкой, с использованием всего арсенала возможностей — от депозитов ЦБ и Минфина до выкупа хороших активов, которые можно использовать одновременно) и принудительно доводит лимиты кредитования жизнеобеспечивающих отраслей и населения, а банки берут добровольное обязательство быть инструментом проведения государственной политики, осознанно неся риски в период турбулентности.

    2)     высокие процентные ставки (15—28%), обусловленные инфляцией, а также значительными макро- и микроэкономическими рисками;

    Для решения этой проблемы руководителям предприятий следует обратить внимание на различные возможности для получения более дешевых кредитов. К таковым, в частности, относятся залоговые займы (под акции, недвижимость), которые даже сейчас позволяют получать ресурсы под 12–16% годовых.

    3)     требования к залогу (более 100% от объема кредита) и требование дополнительного обеспечения под обесценивающиеся залоги (ценные бумаги, дешевеющая недвижимость и пр.);

    Руководителям следует обратиться к нетрадиционным формам обеспечения, например, к экспортной выручке. При наличии долгосрочных контрактов риск требований дополнительного обеспечения становится более прогнозируемым и менее вероятным.

    4)     низкая рентабельность, кредитоспособность и неудовлетворительное финансовое состояние многих предприятий и др.

    В сложившейся ситуации наиболее действенным механизмом государственной поддержки предприятий может служить освобождение от обязанности уплаты отдельных налогов и сборов на определенный период.

    Принципиально важным становится реализация мер по стимулированию спроса на продукцию предприятий химического сектора с помощью госзаказа (реализация крупных инфраструктурных проектов и выкуп товаров в госрезерв) и экспорта.

    Таким образом, перечисленный комплекс мер позволит нормализовать кредитные взаимоотношения, сложившееся между банковским и реальным секторами экономики, что снизить последствия от мирового финансового кризиса.

    Несомненными достоинствами при получении кредита в иностранном банке для химических предприятий является:

    -                   низкие процентные ставки (предлагаемая большинством зарубежных банков процентная ставка по кредиту базируется на существующих в Европе рыночных нормах (LIBOR, EURIBOR) и составляет не более 6-7% сроком на 5 и более лет);

    -                   возможность получения кредита до 100 % от экспортного контракта;

    -                   наличие большого количества кредитных ресурсов у зарубежных банков, в отличие от российских, позволяет предприятию реализовать широкомасштабные инвестиционные проекты;

    Основные условия кредитования в российских и зарубежных банках представлены в приложениях А и Б.

    Очевидно, что кредит в зарубежном банке имеет неоспоримое преимущество перед отечественным. Российские компании заняли в прошедшем году за рубежом почти 100 миллиардов долларов.

    И не исключено, что в связи с неустойчивой ситуацией на мировых финансовых рынках эти долги им придется гасить в срочном порядке.

    Кроме того, ежегодно растут расходы бизнеса на обслуживание долга. Почему же отечественные предприятия не кредитуются в российских банках?

    Заметим, что большое количество зарубежных кредитов объясняется высокими темпами роста экономики - предприятиям нужны большие деньги на перевооружение, на развитие производства. В иностранных банках можно взять деньги меньше, чем под 10 процентов годовых. И ставки российских банков для хороших, устойчивых предприятий, как правило, колеблются в диапазоне 15 - 20 процентов в год. Поэтому кредиты промышленным предприятиям составляют в наших банках, по некоторым данным, примерно 20 процентов от общей суммы выданных займов.

    А после того как на мировых финансовых рынках разыгрался кризис, многие российские банки стали ужесточать условия. Ведь прежде чем выдать кредит, банк сам должен эти средства где-то "достать". Центробанк дает деньги максимум на 14 дней под 6 процентов годовых. Это очень "короткие" деньги, а предприятиям нужны длинные кредиты. Существует еще механизм перекредитования на межбанковском рынке - это когда банки занимают друг у друга. Но здесь сейчас особо не разгуляешься. В отношениях между банками в связи с мировым кризисом возник элемент недоверия, и ставки поползли вверх. В результате некоторые банки пока предпочитают воздержаться от выдачи кредитов.

    Проблема еще и в том, что у наших банков даже при стабильной ситуации ограничен доступ к заемным ресурсам не только у себя в стране, но и на мировом финансовом рынке. По классификации мировых рейтинговых агентств разница в позициях у российских и зарубежных банков колоссальная. А она, в свою очередь, зависит от кредитного рейтинга страны: в течение последних нескольких лет его повышали для России несколько раз, но до уровня высокоразвитых стран Европы нам пока далеко.

    Таким образом, иностранные банки могут достать деньги на рынке значительно проще и по более низким ставкам. В последние годы были отмечены неплохие темпы прироста капиталов российских банков. Но пока, по экспертным данным, совокупный объем капиталов отечественных банков составляет около 93 миллиардов долларов. Это меньше, чем, например, капитал некоторых банков из первой десятки мирового списка.

    Мощные иностранные банки без труда теснят россиян с рынка корпоративного кредитования. Если возникает крупный проект и появляется иностранный банк, наши кредитные организации даже не вступают в конкуренцию. Они все больше уходят в сегмент розничного потребительского кредитования, а банки, специализирующиеся на выдаче кредитов предприятиям, постепенно исчезают.

    Выход из этой ситуации может быть один - помочь российским банкам с повышением капитализации особенно в условиях экономического кризиса. Долгосрочные ресурсы есть у бюджета создаваемого Банка развития. В капитал Банка развития государство вносит 250 миллиардов рублей, а он может участвовать в повышении капитализации российских банков. Кроме того, надо вовлекать в банковский оборот пенсионные деньги, шире использовать механизм рефинансирования банков со стороны ЦБ. Причем отладить долгосрочное рефинансирование, в том числе под залог кредитных портфелей. И только когда у банков появятся ресурсы, они смогут более активно кредитовать промышленные предприятия /35/.


    3.2 Пути совершенствования банковского кредитования промышленного сектора экономики


    Банки, несмотря на кризис, последовательно и целенаправленно становятся полноценными финансовыми посредниками, перераспределяющими средства в промышленный сектор экономики. Но это становление происходит на фоне ряда нерешенных проблем, к которым относятся: во-первых, недостаточная капитализация; во-вторых, преобладание «коротких» и неустойчивых пассивов (пассивы срочностью свыше 1 года составляют примерно 15% валюты баланса коммерческих банков, тогда как удельный вес активов с аналогичными сроками приближается к 35%. Такая несоразмерность усиливает риски кредитования и потери ликвидности); в-третьих, высокий уровень кредитного риска. Решение проблем недостаточности уровня капитализации и преобладания «коротких» и неустойчивых пассивов во многом зависит от законодательной и исполнительной власти. Введение в Гражданский кодекс РФ положения, которое бы предусматривало невозможность досрочного изъятия срочного банковского вклада, – одно из направлений решения проблемы дефицита долгосрочных ресурсов.

    Требуются законодательные решения о внеочередности платежей в счет погашения кредита заемщиком, испытывающим финансовые затруднения. Погашение банковских ссуд практически в последнюю очередь замедляет оборачиваемость ресурсов банков, требует поиска различных форм обхода очередности платежей. Очевидно, что своевременное погашение ссуд позволит предприятиям привлекать больше заемных средств и тем самым оздоровить свое финансовое положение в целом.

    Нужна поправка в Налоговый кодекс, освобождающая банки и акционеров от налога на прибыль, если она направляется на увеличение уставного капитала банка. Заслуживает изучения вопрос о введении льготных ставок налогообложения прибыли банков в части доходов, полученных от кредитования реального сектора экономики. Повысить уровень капитализации российских коммерческих банков возможно за счет привлечения ряда дополнительных источников. Прежде всего, это использование средств институциональных инвесторов. Целесообразно внести изменения в действующее законодательство, которые бы позволили банкам осуществлять управление активами инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

    В сложившейся модели российского рынка ценных бумаг коммерческие банки стали его основными участниками (эмитенты, инвесторы, представители инфраструктуры рынка) и накопили большой опыт. Их искусственное отстранение от этой работы негативно повлияет на конкурентный отбор и качество предоставления услуг в области управления активами вышеназванных фондов. Повысить уровень капитализации можно путем расширения возможностей выпуска банками среднесрочных ценных бумаг и их размещения как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

    Еще один источник повышения капитализации российских коммерческих банков – остатки средств на счетах региональных бюджетов. Как известно, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ контроль за использованием и распоряжением бюджетными средствами возлагается на Федеральное казначейство и региональные казначейства субъектов Федерации. Такая практика, несомненно, соответствует мировому опыту. Следует, однако, отметить, что в ряде стран кредитные организации также не исключаются из этого процесса. Например, в США коммерческие банки могут осуществлять функцию агента по расчетно-кассовому обслуживанию бюджета в доходной части. К сожалению, практика нецелевого использования рядом коммерческих банков бюджетных средств, а также банкротства многих из них дискредитировали идею привлечения кредитных организаций к обслуживанию бюджетных счетов. В то же время накопленный за последние годы опыт работы Казначейства показывает, что оно еще не в полной мере готово выполнять возложенные на него функции, в том числе и задачу эффективного контроля за использованием бюджетных средств. Кроме того, при полном переводе счетов из коммерческих банков в Банк России нерешенными остаются вопросы кредитования кассовых разрывов при исполнении бюджета, осуществления различного рода государственных и региональных программ, получения дополнительных доходов в бюджет за счет платы за остатки на счетах.

    Представляется, что на региональном уровне указанные задачи могут и должны решаться в рамках эффективного взаимодействия Казначейства и коммерческих банков. Для осуществления этого в масштабах бюджета отдельного региона объективно существуют не только экономические предпосылки, но и правовые возможности. Обслуживание банками региональных бюджетов недотационных регионов соответствует принципу разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами РФ. Для расширения объемов кредитования предприятий реального сектора экономики необходимо решить проблему существенных кредитных рисков.

    Недостаточная платежеспособность предприятий – фактор, определяющий высокий уровень рисков при кредитовании. Кроме того, зачастую предприятия ведут «двойную» бухгалтерию, что не позволяет банку правильно оценить их финансовое положение и рассчитать уровень кредитного риска. Плюс техническое оснащение значительной части промышленных предприятий тормозит производство конкурентоспособной продукции, реализация которой позволит вернуть выданную ссуду. Ужесточение конкуренции на кредитном рынке приводит к снижению некоторыми банками своих требований к заемщику, что негативно сказывается на качестве кредитного портфеля. По оценкам специалистов, от 20 до 60% кредитов могут стать «плохими». Если не предусмотреть возможность неблагоприятного развития событий и не заложить это в стратегию банка и продолжать кредитную политику, исходя из ожидания отличной конъюнктуры, качество портфеля может долгое время снижаться, не искажая формальные показатели надежности.

    Большую роль играет методическая и нормативная база организации кредитного процесса. Ситуация такова, что каждый коммерческий банк, исходя из своего опыта, вырабатывает подходы и систему кредитования. И это несмотря на то, что хотя есть непреложные общие организационные основы, отражающие международный и отечественный опыт, которые помогли бы банкам существенно упорядочить кредитные отношения с клиентом и улучшить возвратность ссуд. В зарубежных банках основным фактором создания эффективной системы управления кредитным риском стало развитие единой культуры кредитования путем внедрения стандартных инструкций для инициирования, анализа, принятия решения и мониторинга отдельных кредитов.

    В настоящее время большинство коммерческих банков ограничиваются наличием кредитного отдела, деятельность которого сводится к заключению и исполнению кредитных договоров. Нужно, что бы кредитный отел решал задачи стратегического планирования, методического и инструктивного обеспечения, анализа и контроля за выполнением условий кредитной сделки. Это повысит уровень организации кредитной работы во многих банках.

    Следует определить степень компетенции работников на каждом уровне иерархической структуры банка, предоставив им определенные права и строго контролируя ответственность каждого работника. Такое разделение кредитных полномочий в коммерческих банках повысит эффективность работы их кредитных подразделений. Необходимо наладить качественное информационно-аналитическое обеспечение. Самая совершенная методика анализа заемщика или оценка риска не даст надежных результатов, если исходная информация недостаточно полная или ненадежная.

    Современная российская практика кредитования клиентов показала, что наилучший способ оценки кредитоспособности можно определить только исходя из специфических условий каждой сделки. Каждый российский коммерческий банк в рамках своей кредитной политики должен разрабатывать собственную методику анализа кредитоспособности клиентов и по мере изменения условий функционирования, рыночной конъюнктуры и приоритетов кредитной политики вносить необходимые коррективы. Как уже упоминалось кредитные работники зачастую уделяют слишком много внимания анализу обеспечения. Однако решение о выдаче ссуды должно базироваться на анализе сути финансируемого мероприятия, а не только на привлекательности обеспечения. Вопрос об обеспечении должен решаться уже после того, как кредитная сделка признана приемлемой с точки зрения риска и возврата средств в результате осуществления кредитного проекта.

    В российских условиях необходимо применять современные финансовые инструменты, в частности: комплексные финансовые операции, позволяющие снизить реальную ставку процента за кредит (она должна быть доступна для заемщика и выгодна кредитору) путем оптимальной комбинации имеющихся в распоряжении банка финансовых продуктов. Чем доступнее ресурс, тем выше спрос на него, и тем более полно может быть использован имеющийся кредитно-инвестиционный потенциал; новые перспективные виды кредитных операций (овердрафт, лизинг, факторинг, форфейтинг и др.).

    Подводя итоги вышесказанного, можно подчеркнуть: развитие кредитных отношений коммерческих банков с промышленным сектором экономики зависит как от государственной политики, так и от работы и усилий коммерческих банков и предприятий-заемщиков. В числе важнейших мероприятий, способствующих развитию данных отношений, необходимо выделить три: создание совершенной законодательной базы организации кредитования предприятий коммерческими банками; повышение уровня капитализации и создание долгосрочной ресурсной базы коммерческих банков; снижение кредитных рисков.



    Заключение


    Для решения проблем, связанных с нехваткой финансовых ресурсов предприятия могут привлекать различные виды займов. Эффективное использование займов позволяет расширить масштабы деятельности, повысить рентабельность собственного капитала, а в конечном итоге — и стоимость фирмы.

    Процедура предоставления кредитов во всех банках примерно одинакова — представители служб банка (кредитного, юридического отделов, службы безопасности) рассматривают поданные документы и составляют свои заключения. Если они положительны, вопрос о предоставлении займа выносится на рассмотрение кредитного комитета банка. После одобрения кредитного комитета с предприятием заключается кредитный договор.

    В настоящее время кредитование реального сектора является основной операцией российских банков. Вместе с тем отечественные химические предприятия испытывают устойчивый дефицит кредитных ресурсов, в особенности для финансирования инвестиций. В качестве основных причин, сдерживающих рост инвестиционного кредитования, аналитики и эксперты отмечают острый дефицит краткосрочных заемных ресурсов (под оборот), невозможность удовлетворения инвестиционных потребностей крупных заемщиков из-за низкой капитализации и слабой ресурсной базы коммерческих банков, а также высокий уровень риска долгосрочных кредитов.

    Развитие кредитных отношений коммерческих банков с химическими и нефтехимическими предприятиями зависит как от государственной политики, так и от работы и усилий коммерческих банков и предприятий-заемщиков. В числе важнейших мероприятий, способствующих развитию данных отношений, необходимо выделить три: создание совершенной законодательной базы организации кредитования предприятий коммерческими банками; повышение уровня капитализации и создание долгосрочной ресурсной базы коммерческих банков; снижение кредитных рисков.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.