Цели и инструменты денежно–кредитной политики Банка России
В связи с планируемым расширением состава имущества,
принимаемого в обеспечение кредитов Банка России, в течение 2008 года Банк
России будет отрабатывать механизм привлечения специализированных организаций,
в том числе Агентства по страхованию вкладов, к организации публичных торгов по
реализации имущества, принятого в залог по кредитам Банка России и не
обращающегося в России на организованном рынке, в случае непогашения кредитными
организациями - заемщиками кредитов Банка России.
Повышению эффективности инструментов Банка России по
предоставлению и изъятию ликвидности будет содействовать развитие рынка РЕПО с
центральным контрагентом. В связи с анонимностью сделок и отсутствием риска
контрагента данный вид сделок позволяет преодолеть сегментированность
межбанковского рынка и способствовать более эффективному перетоку ликвидности
внутри банковской системы. В 2008 году Банк России продолжит участие в
совершенствовании нормативной базы сделок РЕПО с центральным контрагентом.
V. Приложение
V.1 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской
системы и банковского надзора в 2008 году
В 2008 году в условиях благоприятной
макроэкономической ситуации развитие банковского сектора продолжится по всем основным
направлениям, включая увеличение объемов кредитования эффективных проектов,
малого предпринимательства и видов деятельности регионального значения,
расширение спектра розничных услуг, развитие ипотеки, повышение степени
доступности банковских услуг для клиентов, в том числе для населения средних и
малых городов, а также сельских населенных пунктов.
Дальнейшему развитию банковского сектора будет
способствовать реализация предусмотренных Стратегией развития банковского
сектора Российской Федерации на период до 2008 года (далее - Стратегия),
"Программой социально-экономического развития Российской Федерации на
среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы)", поручениями Президента
Российской Федерации мер, направленных на улучшение правовой среды, инвестиционного
и делового климата, повышение эффективности функционирования системы
страхования вкладов, расширение доступа кредитных организаций к финансовым
ресурсам, повышение их капитализации, укрепление конкурентоспособности и
устойчивости банковской системы.
Банковский сектор сохранит инвестиционную
привлекательность, что позволит повысить уровень его капитализации за счет
реализации вновь выпускаемых акций. Возрастет роль банков, контролируемых
иностранным капиталом.
В 2008 году Банк России в соответствии со Стратегией
продолжит работу по развитию банковского сектора и банковского надзора по ряду
направлений. В число приоритетных направлений входит дальнейшее развитие
риск-ориентированного надзора, повышение качества оценки финансовой
устойчивости кредитных организаций. Будет продолжена работа:
- по развитию с учетом международно признанной
практики содержательной компоненты надзора, в том числе консолидированного
надзора. Это будет способствовать повышению качества надзорной оценки
экономического положения банков, выявлению проблем в банковской деятельности на
ранних стадиях их возникновения, дальнейшему совершенствованию пруденциальной
отчетности, своевременному и адекватному применению корректирующих мер в
отношении кредитных организаций;
- по регулированию рисков, принимаемых кредитными
организациями при осуществлении операций и сделок кредитного характера со
связанными с ними лицами и связанными должниками;
- по совершенствованию подходов к управлению риском
потери ликвидности, ориентированных на использование концепции денежных потоков
и оценку состояния систем управления рисками ликвидности в кредитных
организациях;
- по подготовке к реализации подходов,
предусмотренных документом Базельского комитета по банковскому надзору
"Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала:
новые подходы" (Базель II), включая разработку предложений по внесению
изменений в действующее законодательство в соответствии с этим документом.
Будут разрабатываться подходы к определению стандартов внутренних процедур
организации риск-менеджмента и оценки достаточности капитала для банков, к
оценке внутренних процедур банка по определению достаточности капитала и
стратегии поддержания капитала, а также адекватности внутрибанковских оценок
достаточности капитала;
- по дальнейшему совершенствованию правовой базы в
части придания нормативного характера положениям о составе и способах раскрытия
информации при осуществлении кредитными организациями потребительского (включая
ипотечное) кредитования, а также при предоставлении населению других розничных
финансовых продуктов. Важной частью данной работы будут совместные усилия Банка
России и банковского сообщества по повышению финансовой грамотности и
информированности населения о банковских услугах, в том числе путем разработки
и принятия банковскими ассоциациями стандартов качества раскрытия информации и
их применения кредитными организациями;
- по совершенствованию доверительного управления
путем закрепления на законодательном уровне возможности создания кредитными
организациями общих фондов банковского управления, а также определения
полномочий Банка России по регламентированию их деятельности;
- по совершенствованию мониторинга устойчивости
банковского сектора и отдельных кредитных организаций, в том числе основных его
компонентов: стресс-тестирования, расчета показателей финансовой устойчивости,
текущего мониторинга рисков.
В 2007 году вступили в действие поправки в
законодательство, выравнивающие условия доступа российского и иностранного
капитала в банковский сектор и направленные на повышение капитализации
кредитных организаций и развитие конкуренции в банковском секторе.
В 2008 году предстоит продолжить работу в
направлении повышения эффективности противодействия участию в управлении
кредитными организациями лиц, не обладающих должными профессиональными
качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию, включая:
- создание механизма оценки деловой репутации
руководителей и владельцев кредитных организаций, предусматривающего в том
числе расширение надзорных полномочий Банка России по сбору необходимой
информации;
- создание механизма, обеспечивающего отстранение от
участия в управлении кредитной организацией лиц, деятельность которых может
привести к нарушениям законодательства и нанесению ущерба финансовому положению
кредитной организации.
В 2008 году будет продолжена работа по осуществлению
дополнительных мер, направленных на повышение капитализации кредитных
организаций и обеспечение благоприятных условий публичного размещения их акций.
Указанные меры предусматривают совершенствование процедуры регистрации ценных
бумаг (введение уведомления об итогах выпуска для кредитных организаций в форме
открытого акционерного общества с уставным капиталом свыше рублевого
эквивалента 5 млн. евро) при одновременном соблюдении требований банковского
законодательства приобретателями акций (долей) кредитных организаций.
В целях защиты интересов вкладчиков признанных
банкротами кредитных организаций, не участвующих в системе страхования вкладов,
Банком России будет продолжена работа по обеспечению выполнения требований,
предусмотренных Федеральным законом N 96-ФЗ "О выплатах Банка России по
вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе
обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской
Федерации".
Банк России продолжит работу по совершенствованию
деятельности банковского сектора в сфере противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
С целью обеспечения эффективной реализации кредитными
организациями требований законодательства о противодействии легализации
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Банк России
с учетом правоприменительной практики и анализа результатов проверок кредитных
организаций предпримет меры по дальнейшему развитию и совершенствованию
нормативно-правового регулирования и методологического обеспечения деятельности
кредитных организаций по контролю за операциями с денежными средствами или иным
имуществом, подлежащими обязательному контролю.
В 2008 году основными задачами Банка России в
области инспекционной деятельности будут являться организация и проведение
проверок кредитных организаций преимущественно на плановой основе, при этом
повышенное внимание будет уделяться качеству результатов проверок кредитных
организаций (их филиалов).
В этих целях при проведении проверок кредитных
организаций (их филиалов) основное внимание будет сосредоточено на вопросах:
- оценки финансового состояния кредитных
организаций;
- контроля за соблюдением банками - участниками
системы страхования вкладов требований, установленных Федеральным законом N
177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской
Федерации";
- выявления и оценки рисков, возникающих в
деятельности кредитных организаций (их филиалов);
- оценки качества и эффективности систем внутреннего
контроля и управления рисками кредитных организаций;
- контроля за соблюдением кредитными организациями
(их филиалами) требований Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма" и изданных в целях его реализации нормативных актов Банка
России;
- оценке достоверности учета и отчетности кредитных
организаций;
- контроля за выполнением требований по устранению
кредитными организациями (их филиалами) нарушений законодательства Российской
Федерации и нормативных актов Банка России, выявленных в ходе надзора за их
деятельностью.
В связи с возрастанием рисков кредитных организаций,
обусловленных высокими темпами расширения потребительского кредитования, особую
актуальность приобретает контроль за соблюдением требований отражения
кредитными организациями реального уровня риска по потребительским кредитам.
Также в целях защиты интересов клиентов банков повышенное внимание при
проведении проверок будет уделяться проверке соблюдения требований по доведению
до сведения заемщиков информации о реальной стоимости кредита.
В 2008 году Банком России будет продолжена работа по
совершенствованию правового и методологического обеспечения инспекционной
деятельности в соответствии с Планом мероприятий Банка России по реализации
Стратегии.
V.2 Мероприятия Банка России по совершенствованию
финансовых рынков в 2008 году
Банк России в рамках реализации Стратегии развития
финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2006 N 793-р,
продолжит участвовать в работе по совершенствованию законодательства о
финансовом рынке, в том числе:
- по совершенствованию нормативной базы,
регламентирующей проведение сделок РЕПО на рынке ОФЗ, в том числе сделок РЕПО с
центральным контрагентом в целях развития денежного рынка и повышения его
ликвидности;
- по подготовке совместно с Минфином России
предложений по совершенствованию нормативной базы обмена обращающихся на рынке
выпусков ОФЗ на размещаемые Минфином России облигации базовых выпусков в целях
повышения ликвидности рынка ОФЗ;
- по подготовке предложений по формированию
нормативно-правовой среды для деятельности центральных депозитариев в целях
повышения эффективности расчетов на рынке ценных бумаг и системы учета прав на
ценные бумаги;
- по совершенствованию законодательства о
клиринговой деятельности в целях повышения эффективности управления рисками по
сделкам, проводимым участниками финансовых рынков через организатора торгов;
- по внедрению механизмов предоставления ценных
бумаг на возвратной основе в целях повышения устойчивости рынков долговых
инструментов и их ликвидности;
- по развитию системы индикаторов рыночных
процентных ставок в целях развития денежного рынка и механизма управления
процентным риском.
V.3 Мероприятия Банка России по совершенствованию
платежной системы в 2008 году
Деятельность Банка России по совершенствованию
платежной системы в 2007 году будет направлена на обеспечение эффективного и
бесперебойного функционирования платежной системы и ее дальнейшее развитие и,
как результат, на укрепление финансовой стабильности в стране и эффективное
проведение денежно-кредитной политики.
Банк России будет осуществлять мероприятия по
развитию системы валовых расчетов в режиме реального времени в направлении
расширения состава участников и спектра предоставляемых системой услуг,
способствующие увеличению количества и объема платежей, проводимых через систему,
и снижению финансовых рисков в платежной системе России в целом.
Банк России в 2008 году продолжит работу по
совершенствованию методологической и информационной базы в области платежных
систем, проведению мероприятий по расширению безналичных платежей, а также
мероприятий по сокращению расчетов наличными деньгами, мониторингу состояния
розничных платежей в экономике, проводимых как наличными деньгами, так и в
безналичном порядке. Указанная работа будет проводиться с учетом международных
стандартов и практики зарубежных центральных банков.
В соответствии с законодательно установленными
функциями (статья 80 Федерального закона "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)" Банк России намерен в основном завершить
мероприятия по установлению порядка наблюдения Банком России за частными
платежными системами, нарушения в деятельности которых могут отразиться на
стабильности финансовой системы Российской Федерации или существенно повлиять
на доверие населения к национальной валюте - рублю как средству платежа.
V.4 План важнейших мероприятий Банка России на 2008
год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского
надзора, финансовых рынков и платежной системы
┌──────────────────────────────────────────────────────────────┬───────────────┐
│ Содержание мероприятий │Срок исполнения│
├──────────────────────────────────────────────────────────────┴───────────────┤
│ Банковская система и банковский надзор │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┬───────────────┤
│1. Участие в подготовке изменений в статью 36 Федерального │I
- IV кварталы│
│закона "О банках и банковской деятельности", │
│
│предусматривающих получение банком права на привлечение во │
│
│вклады денежных средств физических лиц с даты его │ │
│государственной регистрации, если размер уставного капитала │
│
│вновь регистрируемого банка не ниже суммы рублевого │ │
│эквивалента 100 млн. евро, а также банками с устойчивым │
│
│финансовым положением до истечения двухлетнего срока с даты │
│
│их государственной регистрации, если размер их собственных │
│
│средств составляет в рублевом эквиваленте не менее 100 млн. │
│
│евро │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│2. Участие в разработке федерального закона "О внесении │I
- II кварталы│
│изменений в Федеральный закон "О Центральном банке
Российской │ │
│Федерации (Банке России)", направленного на создание
условий, │ │
│способствующих повышению финансовой устойчивости кредитных │
│
│организаций и банковского сектора Российской Федерации в │
│
│целом, в частности, создание эффективного механизма │ │
│регулирования рисков, принимаемых кредитными организациями │
│
│при осуществлении операций и сделок кредитного характера со │
│
│связанными с ними лицами │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│3. Совершенствование законодательства о рынке ценных бумаг по
│ IV квартал │
│представлению кредитными организациями в установленных │
│
│случаях в Банк России уведомления об итогах выпуска ценных │
│
│бумаг с одновременным изменением законодательства по │ │
│применению Банком России мер воздействия к акционерам │
│
│(участникам) кредитных организаций, нарушившим банковское │
│
│законодательство при приобретении акций (долей) кредитной │
│
│организации │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│4. Участие в подготовке предложений по внесению изменений в │I
- IV кварталы│
│банковское законодательство, направленных на реализацию │
│
│положений Базеля II в части: - предоставления Банку России │
│
│полномочий требовать от кредитных организаций, исходя из │
│
│оценки характера и уровня принятых рисков, поддержания на │
│
│определенном уровне норматива достаточности собственных │
│
│средств (капитала) сверх минимально установленного; │ │
│ │ │
│- разработки (пересмотра) процедур по управлению рисками и │
│
│внутреннему контролю; │ │
│ │ │
│- дополнения части 2 статьи 74 Федерального закона "О │
│
│Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" │
│
│перечнем мер воздействия, рекомендованных Базельским │ │
│комитетом по банковскому надзору при работе со
"слабыми" │ │
│(проблемными) банками (Supervisory Guidance on Dealing with │ │
│Weak Banks, март,
2002) │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│5. Разработка проекта федерального закона "О внесении │I - IV кварталы│
│изменений в статью 5 Федерального закона "О банках и │
│
│банковской деятельности", в соответствии с которым │
│
│предполагается закрепить на законодательном уровне │ │
│возможность создания кредитными организациями общих фондов │
│
│банковского управления и определить полномочия Банка России │
│
│по регламентированию их деятельности │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│6. Участие в подготовке законопроекта, закрепляющего │I
- IV кварталы│
│возможность привлечения организаций федеральной почтовой │
│
│связи для осуществления отдельных технологических операций, │
│
│связанных с осуществлением банковских операций │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│7. Проведение работы по изменению подходов регулирования │I
- II кварталы│
│рисков ликвидности на основании концепции денежных потоков с │
│
│учетом международного опыта результатов проекта EC/TACIS │
│
│"Банковский надзор и отчетность" │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│8. Продолжение работы по реализации положений Базеля II в │I
- IV кварталы│
│России в части внесения изменений в порядок расчета норматива
│ │
│достаточности собственных средств (капитала) кредитных │
│
│организаций на основе Упрощенного стандартизированного │
│
│подхода к оценке кредитного риска │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│9. Участие в разработке стандарта качества банковской │I
- IV кварталы│
│деятельности по применению банковских информационных │ │
│технологий (совместно с банковскими ассоциациями) │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│10. Совершенствование нормативно-правового регулирования │
IV квартал │
│банковской деятельности, направленное на создание механизмов │
│
│противодействия участию в управлении кредитными организациями
│ │
│лиц с сомнительной репутацией или неустойчивым финансовым │
│
│положением │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┴───────────────┤
│ Финансовые рынки │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┬───────────────┤
│11. Продолжение работы по совершенствованию нормативной базы,
│ II - IV │
│регламентирующей проведение сделок РЕПО на рынке ОФЗ, в том │
кварталы │
│числе сделок РЕПО с центральным контрагентом │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│12. Подготовка совместно с Минфином России предложений по │
II - IV │
│совершенствованию нормативной базы обмена обращающихся на │
кварталы │
│рынке выпусков ОФЗ на размещаемые Минфином России облигации │
│
│базовых выпусков │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│13. Участие в подготовке предложений по формированию │ I
- III │
│нормативно-правовой среды для деятельности центральных │
кварталы │
│депозитариев │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│14. Продолжение работы по совершенствованию законодательства │
II - IV │
│о клиринговой деятельности │ кварталы │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│15. Участие в работе по внедрению механизмов предоставления │
IV квартал │
│ценных бумаг на возвратной основе │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│16. Содействие развитию системы индикаторов рыночных │ II
- IV │
│процентных ставок │ кварталы │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┴───────────────┤
│ Платежная система │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┬───────────────┤
│17. Развитие системы валовых расчетов в режиме реального │I
- IV кварталы│
│времени │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│18. Завершение мероприятий по установлению порядка наблюдения
│ III квартал │
│Банком России за частными платежными системами │ │
└──────────────────────────────────────────────────────────────┴───────────────┘
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|