Банковская система России. Анализ становления и тенденции развития
В 1841 г.
было положено начало учреждению сберегательных касс для приема мелких вкладов.
Первые сберкассы были открыты при «сохранных казнах» в Санкт-Петербурге и
Москве и при некоторых «приказах общественного призрения». Позднее они стали
создаваться при уездных казначействах и городских думах, а в конце XIX в. –
при учреждениях почтово-телеграфного ведомства, при фабриках и заводах, таможнях,
при различных правительственных и общественных организациях.
К началу 1914 г.
в стране имелось 8553 сберегательные кассы. В 50-е годы преимущественно в
столице начал образовываться особый вид кредитных учреждений – банкирские дома
и банкирские конторы, меняльные лавки. Чаще всего их операции, нередко
достигавшие значительных масштабов, были направлены на снабжение казны
денежными средствами, а их владельцы выступали в роли казенных интендантов и
комиссионеров.
Наиболее
заметную роль в первой половине XIX в. играл Банкирский дом Штиглица,
основателю которого Л. Штиглицу за организацию финансирования железной
дороги Петербург – Москва и другие услуги правительству Николаем 1 был
пожалован баронский титул. Его сын А.Л. Штиглиц основал суконную и
льнопрядильную фабрики в Нарве, внес значительные пожертвования во время
Крымской войны, выступил в качестве одного из учредителей Главного общества
российских железных дорог. Через Банкирский дом Штиглица русское правительство
поддерживало отношения с банкирскими домами Амстердама, Лондона и Парижа.
Хорошо
известны были такие крупные банкирские дома, как И.Е. Гинцбург, Л. Поляков,
Братья Рябушинские, Рафалович и К». К началу 50-х годов только в Бердичеве вели
активные операции 8 банкирских домов. Банкирские дома М. Ефрусси и К» действовали
одновременно в Одессе, Париже и Вене. Разница между банкирским домом и
банкирской конторой была условной. Как правило, банкирскими домами назывались
более крупные учреждения.
К заведениям
банкирского промысла относились и меняльные лавки. Об их деятельности в России
в литературе нет почти никаких сведений. Вместе с тем, по собранным
Министерством финансов в 1823 г. сведениям, число менял составляло тогда
2287 человек. К середине XIX столетия широкое распространение начинает приобретать
деятельность городских банков. Увеличение их числа и рост объемов производимых
ими операций обусловили необходимость установления общих правил учреждения и
организации деятельности таких банков. Высочайше утвержденное 10 июня 1857 г.
Положение явилось первой попыткой в этом направлении. Это первое российское
банковское Положение предусматривало, с одной стороны, придать городским банкам
характер ссудо-сберегательных касс с ограниченным кругом деятельности, с другой
– оградить от конкуренции правительственные кредитные учреждения. Поскольку
Положение не могло удовлетворить потребности развивавшегося
торгово-промышленного оборота, в правительство шли многочисленные ходатайства о
его изменении.
Идеи
организации частного коммерческого кредита впервые возникли в русском обществе
в начале XIX в. под влиянием сближения с Англией. Наиболее видным
проводником этих идей был адмирал Мордвинов – видный государственный и
общественный деятель, морской министр в 1802 г., член и председатель
Департамента экономики Государственного Совета, председатель
Вольно-экономического общества с 1834 по 1840 г.). В 1811 г. он
представил проект организации акционерного коммерческого банка, в котором
убедительно доказывал, что у правительства нет достаточных средств для
удовлетворения потребностей в кредите.
Россия
занимала первое место в мире по величине банковских капиталов, которым
следовало найти целесообразное применение. В обществе продолжало утверждаться
стремление к переходу банков от казенной к акционерной форме. Образованная еще
в 1859 г. правительственная комиссия для рассмотрения вопроса о банках
наконец высказалась также в пользу учреждения частных банков.
Первый
акционерный Санкт-Петербургский частный коммерческий банк начал свои операции 1
ноября 1864 г. Первоначально его основной капитал был определен в 2 млн.
руб. За два года банк привлек средства в виде остатков на текущих счетах и
вкладах на 4 млн. руб. Актив банка состоял преимущественно из учетно-ссудных
операций. Расчеты между клиентами производились посредством чеков. Чистая
прибыль банка за 1864–1865 гг. составила 251 тыс. руб., в 1867 г. – 592
тыс. руб.; дивиденды акционерам выплачивались в размере от 8,6 до 11,4%.
Советская
банковская система включала в себя также банки за границей с участием капитала
советских организаций. Совзагранбанки и их отделения работали в следующих
странах: во Франции – Коммерческий банк для Северной Европы в Париже; в
Великобритании – Московский народный банк в Лондоне с отделениями в Ливане и
Сингапуре; в ФРГ – Ост-Вест Хандельсбанк во Франкфурте-на-Майне; в Люксембурге –
Ист-Вест Юнайтед банк; в Австрии – Донау банк в Вене. Вышеназванные банки были
созданы для расчетно-кредитного обслуживания предприятий и организаций СССР и
других социалистических стран. Основной задачей этих банков была поддержка
развития внешнеэкономических связей страны.
На 1 января
1989 г. в СССР насчитывалось всего 43 коммерческих и кооперативных банка,
а через 2 года их число возросло до 1357, в том числе в России – до 1215. В
дальнейшем количество коммерческих банков продолжало быстро возрастать, в том
числе за счет образовавшихся на базе не оправдавших себя государственных
специализированных банков. В этих условиях возникла необходимость в
соответствующей законодательной базе, юридически закрепляющей статус как центрального
банка, так и коммерческих банков.
Схематично
становление банковской системы можно пронаблюдать в представленной ниже таблице
Таблица 2.1.1.
Этапы развития банковской системы Российской Федерации
Период становления
банковской системы
|
Важнейшие события
|
1665 г.
|
Первая попытка создания
ссудного банка для «маломочных купцов».
|
1733 г.
|
Возникновение в
Петербурге монетной канцелярии.
|
1754 г.
|
Учреждены два сословных
банка: Дворянский и Коммерческий.
|
1769 г.
|
В Петербурге и Москве
создаются банки «для вымена государственных ассигнаций».
|
1788 г.
|
В г. Вологде
основан городской общественный банк.
|
1818 г.
|
Вместо городских
общественных банков был открыт «Государственный коммерческий банк».
|
1841 г.
|
Появление первых
сберегательных касс.
|
1864 г.
|
Открыт первый
акционерный Санкт-Петербургский частный банк.
|
1876–1879 гг.
|
Первый крупный
банковский кризис, приведший к ликвидации 7 коммерческих банков.
|
1883–1884 гг.
|
Появление
законодательных актов, регулирующих порядок открытия и ликвидации
коммерческих банков.
|
1890–1897 гг.
|
Активное возникновение
новых коммерческих банков и увеличение их значимости в экономике.
|
1917 г.
|
Правительством
большевиков принят декрет «О национализации банков».
|
1922–1925 гг.
|
С принятием НЭПа
возникают новые акционерные банки
|
1925–1986 гг.
|
Становление системы
государственных банков, подчиненных главному государственному банку.
|
1987–1989 гг.
|
Банковская реформа с
созданием специализированных банков.
|
1990–1991 гг.
|
Появление коммерческих
и кооперативных банков.
|
Для 90-х
годов характерны крупные изменения в экономике России, связанные с началом
рыночных преобразований. Переход народного хозяйства к рынку потребовал
адекватной денежно-кредитной инфраструктуры в виде развитой системы
товарно-денежных отношений. Поэтому возникла острая необходимость в кредитной
реформе, направленной на создание свободного рынка капиталов. Процессу
осуществления кредитной реформы предшествовали формирование и развитие
различных коммерческих структур, в основном кооперативных и коммерческих
банков. Они становились в определенной мере конкурентами специализированных
банков, поскольку обладали разнообразием методов ведения банковского дела,
свободой в проведении кредитной и денежной политики, более быстро реагировали
на изменения конъюнктуры и спроса на те или иные виды и направления
деятельности предприятий, не были связаны централизованно изданными
инструкциями по кредитованию.
Это позволяло
новым банковским структурам расширять сеть своих учреждений и масштабы
деятельности, увеличивать размеры капиталов и выданных кредитов.
Так, на 1
июня 1989 г. объявленная сумма их уставных фондов составляла 2 млрд. руб.,
на счета и депозиты было привлечено 1,3 млрд. руб., получено ими кредитов от
других банков в размере 1,1 млрд. руб., выдано кредитов на сумму 2,5 млрд. руб.,
в том числе краткосрочных – на 1,7 млрд. руб., среднесрочных и долгосрочных – на
0,8 млрд. руб. Вместе с тем прежние рамки кредитной системы в определенной мере
сковывали возможности новых банковских структур. Централизованный характер
ссудного фонда препятствовал переливу капиталов в отрасли с более выгодными
условиями его приложения и прибыльным размещением кредитных ресурсов.
Действующая
монополия специализированных банков затрудняла создание кредитного механизма,
адекватного потребностям экономики. И только с принятием Законов РФ «О банках и
банковской деятельности» и «О Центральном банке РСФСР» в конце 1990 г.
было положено начало совершенно иной кредитной системе, отличающейся от прежней
как по форме, так и по содержанию. По форме кредитная система стала
двухзвенной: ее верхнее звено – Центральный банк России в едином комплексе с
банками республик, низшее звено – широкая сеть коммерческих банков, а также
специализированных кредитных учреждений. По содержанию принципиально изменились
функции банков.
На
Центральный банк России и центральные банки республик, выступающих верхним
звеном кредитной системы, возложены осуществление эмиссии и организация
денежного обращения, функции кредитора последней инстанции для коммерческих
банков, организация расчетов между ними, обслуживание государственного долга
страны, операции на рынке ценных бумаг, выдача лицензий на совершение
банковских операций с иностранной валютой, а также контроль за деятельностью
коммерческих банков. В обязанности коммерческих банков, являющихся низшим
звеном кредитной системы, входило привлечение и размещение денежных средств во
вклады кредитов, осуществление расчетов по поручениям своих клиентов и
банковских корреспондентов, их кассовое обслуживание, а также других операций.
При этом всем коммерческим банкам была предоставлена возможность свободного
выбора клиентуры, самостоятельного формирования своей процентной и кредитной
политики. Кроме того, они отличаются друг от друга по принадлежности уставного
капитала и способу его формирования, видам совершаемых операций, территории
деятельности, по отраслевой ориентации.
Таким
образом, реорганизация кредитной системы привела к разгосударствлению капитала
и отразила своеобразие экономической ситуации в России. В начале 1992 г.
Российское правительство приступило к реализации программы экономических
реформ, основными элементами которой на первом этапе стали переход к свободному
ценообразованию и проведение жесткой кредитно-денежной политики.
Рост цен в
первом полугодии 1992 г. вызвал резкое увеличение издержек производства и
обращения. Это наряду с усилившимся налоговым бременем поставило многие
предприятия на грань банкротства. Со стороны предприятий, оказавшихся не в
состоянии оплачивать за счет собственных средств приобретение сырья, материалов
и оборудования, возрос совокупный спрос на кредитные ресурсы. Одновременно
участились случаи не возврата ссуд.
Сумма
невозвращенных кредитов в России к середине марта 1992 г. составляла 532
млрд. руб. Указанные обстоятельства обусловили исключительно высокий уровень
рискованности кредитных операций, что привело к резкому росту процентных ставок
и сужению объектов кредитования. Большая часть коммерческих банков прекратила
ссудные операции. Средняя процентная ставка по кредитам в Московском регионе с
января по июнь 1992 г. поднялась с 28 до 84,8%. На кредитных аукционах
средняя цена лотов в апреле составляла 93,6%, к концу полугодия – 102,9%
годовых. Рост просроченных и невозвращенных кредитов вызвал повышение цены на
межбанковские ссуды, ставки по которым к концу 1 квартала 1992 г.
составляли от 35,5 до 57%.
Несмотря на
значительно возросшую сумму кредитных вложений коммерческих банков в экономику,
которая только за первое полугодие 1992 г. увеличилась с 439 млрд. до 1390
млрд. руб. или в 3,3 раза, спрос на кредит повсеместно не удовлетворялся.
В результате
на кредитном рынке остались преимущественно торгово-посреднические структуры,
которые могли обеспечить относительно высокую эффективность использования
заемных средств. Начался рост ставок по депозитным и ссудным операциям у
отдельных коммерческих банков, повлекший за собой общее стремление банков к
увеличению ставок за кредиты. Это во многом было связано с жесткой кредитной
политикой Центрального банка России, которая выражалась в периодическом
повышении ставки по централизованным кредитам, ужесточении условий
использования выделяемых ссудных ресурсов, усилении санкций за дебетовое сальдо
по корреспондентским счетам.
Размер
процентной ставки по централизованным кредитам повысился с 20 до 80% годовых. В
то же время общая сумма кредитов, предоставляемых Центральным банком России
коммерческим банкам, увеличилась в 3,6 раза. Центральный банк, выделяя
кредитные ресурсы коммерческим банкам, требовал от них направления кредитов на
приоритетные цели, связанные с производством сельскохозяйственной продукции и
потребительских товаров, удовлетворением первоочередных потребностей экономики.
Коммерческие
банки выделяли свои кредиты на очень короткие сроки и ориентировались на
скорейшее получение прибыли, что связано с общей социально-экономической
ситуацией в стране и инфляционными процессами. Не случайно в июне 1992 г.
96,6% общей суммы кредитных вложений коммерческих банков приходилось на
краткосрочные кредиты, в том числе 68% – на сверхкраткосрочные. Таким образом,
наблюдалось снижение интереса предпринимателей и коммерческих банков к
инвестициям производственного характера.
Одним из
результатов либерализации финансовой системы в России стало возникновение
большого числа новых банков: на начало 1995 года зарегистрировано свыше 2400
банков. Только за один 1993 год количество коммерческих банков в Москве, по
сообщению Центрального банка, возросло на 220. Многие недостатки российской
банковской системы отражали трудности и противоречия осуществляемых в стране
преобразований. Кроме того банки унаследовали от прошлого такие пороки, как
негибкость, неготовность вести честную конкурентную борьбу, стремление получать
ресурсы из госказны и т.п.
Схематично
проследить основные этапы в жизни банковской системы с 1991 по 1998 годы
позволяет представленная ниже таблица.
Таблица 2.1.2.
Этапы развития банковской системы в 1991–1998 годы
Этапы развития банковской системы
|
Важнейшие события
|
1991–1992 годы
|
На фоне высоких темпов
инфляции и стагнации промышленности существенно увеличиваются объемы
собственных средств банков, возрастает их численность. Низкий уровень
подконтрольности коммерческих банков центральному. Долларизация экономики.
|
1993–1995 годы
|
Продолжает
увеличиваться число коммерческих банков. Рост числа нарушений в деятельности
коммерческих банков, вследствие чего были введены экономические санкции в
отношении 161 банка. Упростился порядок отзыва лицензий у проблемных банков.
Большое количество банкротств, отток капиталов за границу.
|
1995 год
|
Стабилизация экономики
лишила банки легких доходов. Крах рынка МБК привел к задержкам по выплатам со
стороны нескольких крупных банков. Кризис перекинулся на рынок ГКО и валютный
рынок и окончательно их обрушил. 1995 год закончили с убытками 449 банков.
Отозвано 225 лицензий коммерческих банков.
|
1996–1997 годы
|
Сокращается число
банков. Центробанк ужесточает требования к ликвидности и размерам собственных
капиталов коммерческих банков. Снижается доходность кредитных учреждений.
|
1998 год
|
Продолжается падение
цен на государственные ценные бумаги. Растет объем обязательств российских
банков на поставку иностранной валюты нерезидентам. Объявленные
правительством меры по реструктуризации задолженности по ГКО и мораторий на
погашение задолженности перед иностранными кредиторами привели к краху
валютного и фондового рынка, парализовали расчеты между предприятиями и
поставили банки на грань банкротства.
|
Центральный
банк России предпринимал меры, направленные на смягчение своей политики, и
выделил централизованные кредиты в размере 200 млрд. руб. Однако этих мер
оказалось недостаточно, что бы стабилизировать ситуацию в кредитной сфере. Она
еще более усугубилась тем, что отдельные коммерческие банки оказались не в
состоянии приспособиться к быстро меняющейся обстановке и принять необходимые
меры по защите интересов акционеров, в результате чего многие кредитные
учреждения фактически оказались поставленными на грань банкротства.
В
последефолтные годы российская банковская система росла опережающими темпами по
сравнению со всей экономикой. Если до дефолта рост активов российских банков
обеспечивался главным образом за счет увеличения ликвидности, как рублевой, так
и валютной, т.е. посредством обслуживания оттока капитала, то после него
источники роста качественно изменились. В основе лежало некоторое увеличение кредитов
реальному сектору экономики, объем которых повысился с 9–10% ВВП в 1996–1997
годах до примерно 15% к концу 2004 года. Однако уже тогда при отсутствии
прогресса в модернизации банковской системы и с учетом кэптивного характера
многих ведущих российских банков ее развитие начинало буксовать.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|