Банковская система России. Анализ становления и тенденции развития
Банковская система России. Анализ становления и тенденции развития
ТЕМА:
"Банковская система
России. Анализ становления и тенденции развития"
Введение
Интерес к
ныне существующей в России банковской системе вызван как практическими, так и
теоретическими обстоятельствами.
Известно, что банковская система России прошла
сложный путь развития в рамках различных хозяйственных укладов. До революции и
во времена НЭПа банковская система России функционировала в условиях рыночной
экономики и основу ее составляли акционерные коммерческие банки. Затем наступил
период огосударствления собственности всех хозяйствующих субъектов,
централизации управления их деятельностью и банковская система также претерпела
соответствующие изменения.
В связи с проведением экономических реформ рыночного
типа в конце 80-х годов начинается разгосударствление собственности и вновь происходит
акционирование государственных банков. Как грибы после дождя начинают
появляться новые коммерческие банки.
За период 1990–1993 годов число коммерческих банков
на территории России возросло более чем в 18 раз. В последнее время темпы роста
числа зарегистрированных банков снижаются. Хотя возможности экстенсивного
расширения банковской сферы еще не полностью исчерпаны, видимо, значимость этой
составляющей ее развития будет в дальнейшем относительно уменьшаться. Это
связано и с тем, что более жесткими становятся условия расширения банковской
системы: увеличиваются минимальные размеры уставного фонда, денежно-кредитный
рынок насыщается традиционными банковскими услугами, возрастает конкуренция в
банковской сфере, ограничителем для создания новых банков выступает и нехватка
высококвалифицированных специалистов. Главным же в дальнейшем развитии
банковской системы все больше будет становиться ее качественное
совершенствование.
Банковская
система России – один из наиболее развивающихся секторов отечественной экономики,
переход на рыночные отношения, в котором произошел наиболее быстро. За вторую
половину 1990 г. была практически ликвидирована система государственных
специализированных банков, и к началу 2001 г. в основном завершилось
формирование двухзвенной банковской системы: Центральный банк – коммерческие
банки.
В свете
сегодняшних проблем российской экономики, связанных с преодолением кризисных
явлений и инфляционных процессов, усилением инвестиционной и кредитной
деятельности, совершенствованием организации расчетов в народном хозяйстве и
стабилизацией национальной валюты, ускорение формирования эффективно
функционирующей банковской системы, способной обеспечить мобилизацию финансовых
ресурсов и их концентрацию на приоритетных направлениях структурной перестройки
экономики, имеет неоценимую практическую значимость.
Современная
банковская система – это сфера многообразных услуг своим клиентам – от
традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих
основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых
инструментов, используемых банковскими структурами. Реализуя банковские
операции, достигая их слаженности и сбалансированности, коммерческие банки
обеспечивают тем самым свою устойчивость, надежность, доходность, стабильность
функционирования в системе рыночных отношений.
Объект исследования
– банковская система Российской Федерации.
Предмет
исследования – тенденции развития банковской системы России.
Цель работы –
комплексное исследование современного состояния банковской системы России на
текущий момент и выявление тенденций её развития.
Поставленная цель исследования обусловила необходимость решения
следующих взаимосвязанных задач:
– определить сущность и исследовать структуру банковской системы
Российской Федерации;
– проанализировать
цели, функции и операции Банка России;
– охарактеризовать
коммерческий банк как элемент банковской системы России;
– изучить
историю развития банковской системы России;
– оценить
современное состояние банковской системы России;
– проанализировать
тенденции развития банковского сектора в регионах;
– выявить проблемы и перспективы развития банковской системы
России в современных условиях.
Нормативную
базу составили положения Конституции РФ, гражданского законодательства,
федеральных законов «О банках и банковской деятельности», О Центральном банке
Российской Федерации» и др., а также нормы иных законодательных актов.
Теоретической и методологической основой данной работы являются:
монографии, научные статьи из юридических журналов, научные и практические
комментарии к действующему законодательству, учебники и учебные пособия по
курсу «Финансового права», «Банковского права».
Структура
работы обусловлена целью и задачами исследования, обеспечивает логическую
последовательность в изложении результатов и состоит из трех глав, в которых в
логической последовательности и взаимосвязи освещены вопросы, являющиеся
предметом данного исследования.
В первой
главе исследованы сущность и структура банковской системы России; цели, функции
и операции Банка России; представлена характеристика коммерческого банка.
Во второй
главе рассмотрены история развития банковской системы России; проведена оценка
современного состояния банковской системы России и выявлены тенденции развития
банковского сектора в Тюменской области.
В третьей
главе выявлены проблемы и перспективы развития банковской системы России в
современных условиях.
1. Основы
формирования банковской системы России
1.1 Сущность
и структура банковской системы Российской Федерации
Деятельность банковских учреждений так многообразна,
что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном
обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только
организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляется финансирование
народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг,
посреднические сделки, управление имуществом и множество других операций.
Кредитные учреждения осуществляют консультирование, участвуют в обсуждении
народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные
предприятия.
Банк – это автономное, независимое, коммерческое
предприятие. В этом главное в понимании его сущности. Конечно, банк – это не
завод, не фабрика, но у него, как у любого предприятия, есть свой продукт.
Продуктом банка является, прежде всего, формирование платежных средств, а также
разнообразные услуги в виде предоставления кредитов, гарантий, поручительств,
консультаций, управления имуществом. Деятельность банка носит производительный
характер. В условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающим народное
хозяйство дополнительными денежными ресурсами. Современные банки не только
торгуют деньгами, одновременно они являются аналитиками рынка. По своему
местоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям,
меняющейся конъюнктуре. Таким образом, рынок неизбежно выдвигает банк в число
основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования. На
сегодняшний день Банк определяется как финансовое предприятие, которое сосредотачивает
временно свободные денежные средства, предоставляет их во временное пользование
в виде кредитов, посредничает во взаимных платежах и расчетах между
предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное
обращение в стране, включая выпуск новых денег. Проще говоря, банки – это
организации, созданные для привлечения денежных средств и размещения их от
своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.
Банковская система – совокупность различных видов
национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего
денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих
банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит
государственную эмиссионную и валютную политику, регулирует экономику и
является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют различные
виды банковских операций и услуг.
Таким образом, можно сказать, что основная функция
банковской системы – посредничество в перемещении денежных средств от
кредиторов к заёмщикам и от продавцов к покупателям. В создании для России
новой рыночной экономики с разнообразными формами собственности роль банковской
системы велика, с помощью неё осуществляется перераспределение и мобилизация
капиталов, регулируются денежные расчеты, опосредуются товарные потоки и т.д.
Банки призваны выполнять множество специальных функций. К их числу также
относятся проведение расчетных и кассовых операций, кредитование,
инвестирование, хранение денежных и других средств и управление ими, т.е. те
услуги, без которых сегодня не обойтись деловому человеку. Кейнс сравнивал
банковскую систему с кровеносной системой организма, а капиталы – с кровью,
питающей различные его части. Он считал, что государство, регулируя с помощью
банков движение потоков финансовых средств, может воздействовать на
национальную экономику и оказывать поддержку тем отраслям, которые отстают от
общего развития. Таким образом, мы подходим к более глубокому пониманию роли
банковской системы, т.е. к тому, что важнейшая её задача – создание и
функционирование рынка капитала, как основного звена национальной экономики,
определяющего в целом её развитие.
В странах с развитой рыночной экономикой сложилась
следующая структура банковской системы:
– Центральный банк.
– Коммерческие банки, которые включают в себя:
универсальные банки, специализированные банки, инвестиционные банки,
сберегательные банки, инновационные банки, ипотечные банки, Банки
потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки.
– Небанковские кредитно-финансовые институты:
инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные
фонды, ломбарды, трастовые компании.
Эту структуру принято называть двухуровневой, так
как основными уровнями являются ЦБ и КБ.
Центральный банк в большинстве стран принадлежит
государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом или
владеет частично, центральный банк выполняет функции государственного органа. Центральный
банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение банкнот – основной
составляющей налично-денежной массы. Он хранит официальные золотовалютные
резервы, проводит государственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу и
валютные отношения. Центральный банк участвует в управлении государственным
долгом и осуществляет расчетное обслуживание бюджета государства.
По своему положению в кредитной системе центральный
банк играет роль «банка банков», т.е. хранит обязательные резервы и свободные
средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды,
выступает в качестве «кредитора последней инстанции», организует национальную
систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои
отделения, либо через специальные расчетные палаты.
Центральные, национальные банки подчинены
представительным законодательным, а не исполнительным органам власти. Их
взаимодействие определено законодательными актами, в соответствии с которыми
центральные банки являются автономными, независимыми учреждениями. И решение
только нескольких наиболее важных вопросов может осуществляться на основе
постановлений законодательных органов, которые в дальнейшем являются
руководством к действию для банков.
В России в систему управления Центрального банка входят
более 80 национальных банков и главных управлений ЦБ, которые не обладают
автономией. В ряде стран центральные банки подчиняются непосредственно
исполнительной власти – правительству.
Вторым уровнем денежно-кредитного хозяйства, как уже
отмечалось, являются коммерческие банки и другие финансово-кредитные
учреждения. Они занимаются аккумуляцией свободных денежных ресурсов в форме
депозитов, ведением текущих счетов и всех видов расчетов между соответствующими
хозяйственными субъектами, являющимися их клиентами. Остановимся на важнейших
принципах и функциях коммерческих банков.
Первым и основополагающим принципом деятельности
коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Это
означает, что коммерческий банк должен не только обеспечивать количественное
соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться
соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов.
Прежде всего, это относится к срокам тех и других.
Вторым важнейшим принципом, на котором базируется
деятельность, является экономическая самостоятельность коммерческих банков,
подразумевающая и экономическую ответственность за результаты своей
деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения
собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов
и вкладчиков, распоряжение доходами банка. По своим обязательствам коммерческий
банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом. Весь риск от
своих операций коммерческий банк берет на себя. Третий принцип заключается в
рыночном характере взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами.
Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных
критериев прибыльности риска и ликвидности.
Четвертый принцип работы коммерческого банка состоит
в регулировании его деятельности косвенными экономическими методами.
Государство определяет лишь «правила игры» для коммерческих банков, но не может
отдавать им приказов. Коммерческие банки – основное звено кредитной системы.
Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически
сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие
счета, кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов
между ними. Коммерческие банки создаются на паевых или акционерных началах и
могут различаться: по способу формирования уставного капитала, по
специализации, по территории деятельности, видам совершаемых операций и т.д.
Средства коммерческих банков делятся на собственные и привлеченные.
Кроме банков, перемещение денежных средств на рынке
осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения:
инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но
банки как субъекты финансового риска имеют два существенных признака,
отличающие их от всех других субъектов.
Во-первых, для банков характерен двойной обмен
долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые
обязательства, а мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые
обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от
финансовых брокеров и дилеров, осуществляющих свою деятельность на финансовом
рынке, не выпуская собственных долговых обязательств.
Во-вторых, банки отличает принятие на себя
безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими
лицами, например при помещении средств клиентов на счета и во вклады, при
выпуске депозитных сертификатов и т.п. Этим банки отличаются от различных
инвестиционных фондов, мобилизующих ресурсы на основе выпуска собственных
акций. Фиксированные по сумме долга обязательства несут в себе наибольший риск
для посредников, поскольку должны быть оплачены в полной сумме независимо от
рыночной конъюнктуры, в то время как инвестиционная компания все риски,
связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди
своих акционеров.
Рис. 1.1. Структура банковской системы России
Следует
различать общие и специальные источники банковского законодательства.
К общим в
первую очередь относятся нормы Конституции РФ. Так, Конституция РФ
устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся: установление
правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное
регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные
экономические службы, включая федеральный банк.
Согласно п. 1
ст. 75 Конституции РФ государственной денежной единицей является рубль.
Исключительно Банк России осуществляет денежную эмиссию. Эмиссия других денег в
Российской Федерации не допускается.
Специальное
банковское законодательство включает:
– Закон
о Банке России;
– Федеральный
закон от 2 декабря 1990 г. №395–1 «О банках и банковской деятельности»;
– Федеральный
закон от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности кредитных
организаций» ;
– Гражданский кодекс РФ и иные федеральные законодательные
акты, в которых имеются нормы банковского права.
К банковскому
законодательству относится Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ
«О валютном регулировании и валютном контроле».
Важное место
в системе банковского законодательства занимают нормативные акты Банка России,
которые издаются в соответствии со ст. 7 Закона о Банке России в форме
указаний, положений и инструкций. Акты Банка России не являются ведомственными.
Они носят обязательный характер для федеральных органов государственной власти,
органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, юридических и физических лиц. Акты Банка России вступают в силу
по истечении 10 дней со дня их опубликования в Вестнике Банка России. Сохраняют
юридическую силу и некоторые акты Госбанка СССР, которые не противоречат
действующему законодательству.
1.2 Банк России: цели, функции и операции
Первым и головным звеном банковской системы России является Банк
России, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией
РФ, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке
Российской Федерации» и иными законодательными актами.
Согласно
Закону о Банке России он имеет сложную правовую природу деятельности.
Противоречивость
Закона о Банке России 2002 г. при отсутствии устава затрудняет
характеристику организационно-правового положения главного банка страны, что не
позволяет определить правовой статус имущества Банка России. Положение
усугубляется тем, что в российском законодательстве нет понятия «юридические
лица публичного права».
В зарубежном
законодательстве к публичным относятся юридические лица, созданные на основе
акта публичной власти и обладающие властными полномочиями. Такие органы
государственной власти, как министерства и ведомства, как правило, создаются в
форме государственных учреждений.
По разным
мнениям о статусе Банка России, нашедшим отражение в юридической литературе, по
своей организационно-правовой форме он представляет собой:
а)
государственное учреждение;
б) унитарное
предприятие;
в)
государственную корпорацию.
Закон
содержит положения, которые в равной мере дают основания принять и опровергнуть
каждое из указанных мнений. Банк России, как отмечают некоторые авторы,
является государственным учреждением, поскольку властные управленческие
полномочия присущи только государственным органам, которые в настоящее время
являются учреждениями.
Действительно,
министерства и ведомства, как правило, наделяются статусом госучреждения. Но
наличие управленческих функций не определяет организационно-правовой статус
юридического лица. Одним из основополагающих признаков учреждения является его
обязательное финансирование собственником.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|