|
||||||||
Из таблицы 3.2.1 видно, что за три года объем производства возрос на 42%, а объем реализации на 39%. За последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями. Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. Исчислим его по среднегеометрической:
Среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 18,99%, а реализация продукции – 13,99%. Для большей наглядности динамику производства и реализации продукции можно изобразить графически (рис. 2.1). Рис. 2.1. Динамика производства и реализации продукции за период с 1999 по 2001год Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по данным, приведенным в табл. 3.2.2. Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 3,8 %, а по реализации - только на 2,1 %. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции. Таблица 3.2.2 - Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием ОАО «Армхлеб» | ||||||||
Изделия |
Объем производства продукции, (тыс.руб) |
Реализация продукции (тыс.руб) |
||||||
план |
факт |
± |
% выполн |
план |
факт |
± |
% выполн |
|
Хлеб белый |
13850 |
13276 |
-576 |
-4,1 |
13416 |
12105 |
-1311 |
-9,8 |
Хлеб бородинский |
17874 |
17554 |
-320 |
-1,8 |
17874 |
16523 |
-1351 |
-7,6 |
Лаваш |
7950 |
9207 |
1257 |
15,8 |
7630 |
8374 |
744 |
4,5 |
Батон нарезной |
4120 |
5345 |
1225 |
29,3 |
3918 |
4338 |
420 |
10,7 |
Итого: |
43794 |
45382 |
1588 |
3,8 |
428338 |
43740 |
902 |
2,1 |
Анализ ассортимента и структуры продукции
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
- изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).
Из таблицы 3.2.3. видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 98% (42900:43794).
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние, К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-
технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей , предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Таблица 3.2.3 - Выполнение плана по ассортименту продукции
Изделия
Объем пр-во прод-ции в план.цен. (тыс.руб)
% выполнения плана
Объем пр-ции зачтенный в выполнен.плана по ассортименту (тыс.руб)
план
факт
Хлеб белый
13850
13276
95,9
13276
Хлеб
бородинский
17874
17554
98,2
17554
Лаваш
7950
9207
115,8
7950
Батон
нарезной
4120
5345
129
4120
Итого:
43794
45382
103,6
42900
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом, цепной подстановки (табл. 3.2.4), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
= 45382 тыс. руб.
= 44737 тыс. руб.
= 45382 - 44737 = + 645 тыс. руб.
Таблица 3.2.4 - Анализ структуры товарной продукции
Изделия
Оптовая цена за 1 тн руб.
Объем произ-во прод-ции
Товарная прод-ция в ценах плана, тыс.руб
Изменен.товарной пр-ции за счет структуры
План
Факт
План
Фактич.при плановой структуре
Факт
Хлеб белый
4969
2787,3
2671,8
13850
14148
13276
-872
Хлеб бородин
6643
2690,7
2642,5
1784
18259
17554
-705
Лаваш
7604
1045,5
1210,8
7950
8121
9207
1086
Батон
нар-ной
8176
503,9
653,7
4120
4209
5345
1136
Итого:
-
7027,4
7178,8
43794
44737
45382
645
К в.п. = 7178,8/7027,4= 1,0215442
Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 103,6% по всем видам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 44737 тыс.руб. При фактической структуре он выше на 645 тыс.руб.
Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, расчитанными на основании стоимостных () и условно-натуральных показателей (можно в нормо - часах) () умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении):
ΔВПстр. = (Кст - Кн) × ВП пл = (1,036 – 1,0215442) × 43794 = + 645
Таблица 3.2.5. - Расчет изменения средней цены за 1 тн за счет структурного фактора
Изделия
Оптовая цена 1 тн /руб.
Структура продукции, %
Изменение средней цены за счет структуры
план
факт
±
Хлеб
белый
4969
39,7
37,11
-2,49
-123,7
Хлеб бородинский
6643
38,2
36,8
-1,4
-93
Лаваш
7604
14,9
16,9
2,0
152,2
Батон
нарезной
8176
7,2
9,1
1,9
155,8
Итого:
100
100
1588
90,3
Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены 1 тн () за счет структуры (табл. 3.2.5):
Затем, умножая полученный результат на общий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:
ΔВПстр. = Δ Цстр × Vф. общ. = 90,3 × 7178,8 = + 645 тыс.руб.
Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести и с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении:
Цф =
Цпл =
ΔВПстр. = 90,5 × 7178,8 = 645 тыс.руб.
Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки (табл. 3.2.6).
Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 361 тыс. руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий лаваша и батона в общем объеме продаж.
Таблица 3.2.6. - Расчет влияния структуры реализаций продукции на сумму выручки
Изделия
Оптовая цена за 1 тн руб.
Объем реализ. пр-ции, тн
Выручка по плановым ценам, тыс.руб
Изменен.выручки за счет структуры
План
Факт
План
Фактич.при плановой структуре
Факт
Хлеб белый
4969
2700,3
2571,8
13418
13404
12779
-625
Хлеб
бородинский
6643
2690,7
2680,3
17874
17856
17805
-51
Лаваш
7604
1002,6
1092,5
7624
7616
8307
691
Батон
нарезной
8176
483,9
525,7
3956
3952
4298
346
Итого:
-
6877,4
6870,3
42872
42828
43190
+361
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
09.12.2013 - 16.12.2013
09.12.2013 - 16.12.2013
Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.