Бухгалтерский баланс и анализ фининсового состояния и кредитоспособности на примере ТУП Белтехносерв...
Бухгалтерский баланс и анализ фининсового состояния и кредитоспособности на примере ТУП Белтехносерв...
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1.
Бухгалтерская отчетность в системе экономической информации. 6
1.1.
Порядок составления бухгалтерской отчетности и ее состав. 6
1.1.1
Бухгалтерский баланс как одна из форм бухгалтерской отчетности. 10
1.1.2.
Приложения к бухгалтерскому балансу, содержание и порядок формирования 27
1.2.
Значение бухгалтерской отчетности в системе экономической информации и
требования, предъявляемые к ней. 52
2.
Методика проведения анализа финансового состояния. 63
2.1.
Сущность, значение и задачи анализа финансового состояния. 63
2.2.
Анализ финансовой структуры баланса. 69
2.2.1.
Анализ активов и оценка рыночной устойчивости организации. 69
2.2.2.
Оценка ликвидности бухгалтерского баланса. 75
и
финансовой устойчивости организации. 75
2.2.3.
Оценка деловой активности. 80
2.2.4.
Анализ платежеспособности и кредитоспособности организации. 85
2.2.5.
Анализ прибыли и рентабельности. 91
2.2.6.
Прогнозирование финансового состояния и диагностика вероятности банкротства
организации. 94
3.
Методика проведения анализа финансового состояния ТУП «БелТехноСервис» 99
3.1.
Общая технико-экономическая характеристика ТУП «БелТехноСервис» 99
3.2.
Анализ структуры баланса ТУП «БелТехноСервис». 104
3.2.1.
Анализ активов и оценка рыночной устойчивости. 104
3.2.2.
Оценка ликвидности бухгалтерского баланса и финансовой устойчивости ТУП
«БелТехноСервис». 108
3.2.3.
Оценка деловой активности ТУП «БелТехноСервис». 112
3.2.4.
Анализ платежеспособности и кредитоспособности. 113
3.2.5.
Анализ прибыли и рентабельности ТУП «БелТехноСервис». 116
3.2.6.
Прогнозирование финансового состояния и диагностика вероятности банкротства ТУП
«БелТехноСервис». 118
Заключение. 123
Список
использованных источников. 127
Приложения. 130
Введение
Тема дипломной
работы: «Бухгалтерский баланс и анализ финансового состояния предприятия на
примере ТУП «БелТехноСервис» Яцковского А.В.
Актуальность
выбранной темы заключается в том, что переход к рыночной экономике требует от
организаций повышения эффективности производства, конкурентоспособности
продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса,
эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления
бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.
Важная роль в
реализации этой задачи отводится анализу финансового состояния организации. С
его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития организации,
обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их
выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства,
оцениваются результаты деятельности организации, ее подразделений и работников.
Основными
источниками информации для анализа финансового состояния организации являются
данные финансовой отчетности. Для того чтобы принять решение, необходимо
проанализировать обеспеченность финансовыми ресурсами, целесообразность и
эффективность их размещения и использования, платежеспособность организации, ее
финансовые взаимоотношения с партнерами. Оценка этих показателей нужна для
эффективного управления организацией. С их помощью руководители осуществляют
планирование, контроль, улучшают и совершенствуют направление своей
деятельности. Финансовая отчетность является по существу «лицом» организации.
Бухгалтерская
отчетность является завершающим этапом учетного процесса. В ней нарастающим
итогом отражаются показатели, характеризующие имущественное и финансовое
положение организации, а также результаты хозяйственной деятельности за
отчетный период. Бухгалтерская отчетность дает возможность более глубоко
изучить внутренние и внешние отношения хозяйствующего субъекта, оценить его
способность своевременно и полностью рассчитывать по обязательствам. Внешние
пользователи бухгалтерской информации по данным отчетности получают возможность
оценить целесообразность приобретения имущества того или иного организации,
избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам, правильно построить отношения с
имеющимися заказчиками, а также оценить финансовое положение потенциальных
партнеров.
Основным
составляющим отчетности является бухгалтерский баланс организации.
Бухгалтерский баланс дает представление об имуществе организации, за счет каких
источников оно сформировано, какие организация имеет резервы и долги.
Объектом
исследования избрана организация ТУП «БелТехноСервис».
Предмет
исследования – бухгалтерский баланс данной организации и анализ ее финансового
состояния.
Целью дипломной
работы является изучение финансового состояния избранной организации.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить
теоретические вопросы по составлению бухгалтерской отчетности и приложений к
нему, а также по методике финансового анализа.
2. Провести анализ
финансового состояния ТУП «БелТехноСервис» и выявить положительные и
отрицательные стороны финансовой деятельности организации.
3. На основании
результатов анализа дать предложения по улучшению финансового состояния
организации.
В первой главе
дипломной работы приводится состав и содержание бухгалтерской отчетности и
порядок ее формирования.
Во второй главе
рассматривается методика проведения анализа финансового состояния организации,
приводятся коэффициенты, на основании которых можно сделать выводы о финансовом
состоянии.
В третьей главе
дипломной работы проводится анализ финансового состояния ТУП «БелТехноСервис»,
даны предложения по его улучшению.
Основными
источниками информации для написания дипломной работы явились годовая
бухгалтерская отчетность за 2003г. – 2005г. ТУП «БелТехноСервис», экономическая
литература, нормативная база Республики Беларусь.
Отчетность – это
система обобщенных и взаимосвязанных показателей о состоянии и использовании
основных и оборотных средств, об источниках формирования этих средств,
финансовых результатах и направлениях их использования [14, c.528].
Бухгалтерская
(финансовая) отчетность представляет собой совокупность форм отчетности,
характеризующих имущественное и финансовое положение организации за отчетный
период в удобной и понятной форме.
По периодичности
составления бухгалтерской отчетности различают годовую и промежуточную [14, c.
529].
Промежуточная –
включает отчетность за месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев. Ее называют
периодической бухгалтерской отчетностью. Она более краткая, содержит
ограниченное количество форм и показателей, а сроки ее представления более
сжатые. Анализ периодической отчетности позволяет определить и быстро исправить
недостатки в работе, предотвратить их накопление в дальнейшем.
Годовая
бухгалтерская отчетность характеризует все стороны хозяйственной деятельности и
финансовые результаты работы субъекта хозяйствования.
В зависимости от
объема отчетность бывает первичной и сводной. Первичные отчеты составляются по
данным текущего учета. Сводная отчетность составляется вышестоящими
организациями путем обработки первичной отчетности подведомственных
организаций. Она содержит обобщенные показатели деятельности вышестоящей
организации. В сводные отчеты включают отчетность подчиненных ей организаций на
конец отчетного периода. Сводная отчетность составляется по тем же формам, что
и отчетность организаций [15, c.402].
Бухгалтерская
отчетность составляется на основании синтетического и аналитического учета,
подтверждается первичными документами, использует также данные оперативной и
статистической отчетности. В республике Беларусь введена новая бухгалтерская
отчетность, которая в значительной мере отражает требования международных
стандартов бухгалтерского учета и отвечает условиям рыночной экономики.
Взаимоотношения организаций в области их снабженческой, производственной и
сбытовой деятельности универсальны. В связи с этим установлены единые нормы
бухгалтерской отчетности, порядок их заполнения и предоставления для
организаций всех отраслей народного хозяйства, являющихся юридическими лицами,
независимо от их форм собственности.
Организация
составляет самостоятельный баланс по всем видам деятельности, отражающий состав
имущества и источники их формирования.
Годовая
бухгалтерская отчетность дает достаточно полную информацию для оценки
эффективности работы организации. Типовые и специализированные формы ее
устанавливаются Министерством финансов Республики Беларусь и регламентируются
Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» и Порядком заполнения форм годовой
бухгалтерской отчетности [1].
Субъекты
хозяйствования представляют годовой бухгалтерский отчет в следующем объеме
типовых форм [2]:
-
Бухгалтерский
баланс (ф. 1);
-
Приложение
к бухгалтерскому балансу «Отчет о прибылях и убытках» (ф. 2);
-
Приложение
к бухгалтерскому балансу «Отчет о движении источников собственных средств» (ф.
3);
-
Приложение
к бухгалтерскому балансу «Отчет о движении денежных средств» (ф. 4);
-
Приложение
к бухгалтерскому балансу (ф. 5);
-
Приложение
к бухгалтерскому балансу (ф. 6) «Отчет о целевом использовании полученных
средств»;
-
Пояснительная
записка и аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской
отчетности организации, если она в соответствии с законодательством Республики
Беларусь подлежит обязательному аудиту.
При составлении
годовой бухгалтерской отчетности заполняются все прилагаемые формы отчетности,
за исключением субъектов малого предпринимательства, некоммерческих и
общественных организаций.
Промежуточной
месячной бухгалтерской отчетностью является бухгалтерский баланс. Промежуточная
квартальная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета
о прибылях и убытках.
Составление
указанных форм бухгалтерской отчетности за установленные отчетные периоды
обязательно для всех организаций, за исключением некоммерческих организаций.
Промежуточная
квартальная бухгалтерская отчетность помимо бухгалтерского баланса и отчета о
прибылях и убытках может по усмотрению учредителей или вышестоящей организации
включать отчет о движении источников собственных средств и приложение к
бухгалтерскому балансу.
В дополнение к
промежуточной отчетности по решению руководителя организации могут составляться
формы отчетности для управления, утвержденные приказом руководителя
организации.
Республиканские
органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные
Правительству Республики Беларусь, при внесении дополнительных реквизитов и
показателей в формы бухгалтерской отчетности должны соблюдать структуру форм,
утвержденных Министерством финансов Республики Беларусь.
Субъекты малого
предпринимательства, в отношении которых применяется упрощенная система
налогообложения, учета и отчетности, в случае отсутствия соответствующих данных
бухгалтерского учета имеют право не представлять в составе годовой
бухгалтерской отчетности отчет о движении источников собственных средств, отчет
о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу,
пояснительную записку и аудиторское заключение.
Некоммерческие
организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской
отчетности отчет о движении денежных средств, а при отсутствии соответствующих
данных - не представлять отчет о движении источников собственных средств и
приложение к бухгалтерскому балансу. Некоммерческие организации в состав
промежуточной бухгалтерской отчетности включают отчет о целевом использовании
полученных средств.
Общественными
организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской
деятельности и не имеющими, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже
товаров, работ, услуг, промежуточная бухгалтерская отчетность не
представляется. Общественными организациями в составе годовой бухгалтерской
отчетности не представляются отчет о движении источников собственных средств,
отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу и
пояснительная записка.
Представляемая
бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации,
оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе
представляемой бухгалтерской отчетности.
Важнейшим
элементом бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс.
Баланс это способ
обобщенной группировки и текущего учета имущества организации по функциональной
роли и источникам его образования в денежной оценке на определенную дату [14,
c.539].
На практике
бывают различные виды балансов в зависимости от их порядка составления и
заполнения.
Вступительный
баланс - составляется при создании нового или реорганизованного ранее
действовавшего юридического лица.
Сводный баланс -
составляется путем объединения отдельных заключительных балансов. Таки балансы,
в основном, используются министерствами, ведомствами, концернами.
Сводно-консолидированный
баланс составляется путем объединения балансов юридически самостоятельных
субъектов хозяйствования, взаимосвязанных между собой экономически. Такими
балансами пользуются холдинговые компании, головные организации со своими
дочерними и зависимыми обществами.
Баланс брутто –
это бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи (02, 05).
Баланс нетто –
бухгалтерский баланс без регулирующих статей.
Бухгалтерский
баланс - это один из элементов метода бухгалтерского учета, т.к. с него
начинается и им заканчивается текущий бухгалтерский учет. Бухгалтерский баланс является
основным документом, отражающим финансовое состояние организации, наличие у
организации различных видов задолженности, внутренних резервов, т.е. наличие у
организации средств и источников их формирования.
В бухгалтерском
балансе обобщенно отражаются средства организации по составу и размещению и по
источникам формирования и целевому назначению на определенную дату.
Баланс
составляется на 1 января, на 1 апреля, на 1 июля, на 1 октября, а также
помесячно в денежном измерителе. Кроме того, баланс составляется при создании
организации, ее реорганизации или ликвидации [2].
Графически баланс
представляет собой двустороннюю таблицу, где левая часть называется активом, а
правая - пассивом. В активе баланса отражаются средства по составу (видам) и
размещению, а в пассиве - средства по источникам формирования и целевому
назначению. Следовательно, в основу строения и содержания баланса положена
группировка хозяйственных средств организации.
Баланс
характеризует финансовое положение организации на отчетную дату, отражая
имеющееся у организации имущество, собственный капитал и обязательства. Форма
баланса не имеет различий по отраслям и формам собственности.
Кроме деления на
актив и пассив, баланс имеет разделы, группы и статьи в соответствии с
экономическим содержанием отдельных видов средств, их значимостью и ролью в
воспроизводстве.
Каждый вид
средств или источник в балансе указывается отдельно и называется статьей
баланса. Статьи баланса сгруппированы в разделы по экономически однородным
признакам. Количество разделов в активе и пассиве определяет Министерство
финансов Республики Беларусь.
Термин «баланс» в
переводе с французского означает «равновесие». В бухгалтерском балансе это
означает, что сумма статей актива равна сумме статей пассива. Конечные итоги
актива и пассива называются валютой баланса [15, с.418].
Равенство сторон
баланса объясняется тем, что в активе отражаются остатки средств по составу и
размещению, а в пассиве отражаются остатки источников формирования этих же
самых средств.
Бухгалтерский
баланс составляется на определенную дату. В течение времени между датами
составления баланса на организации происходит большое количество хозяйственных
операций. В ходе этих операций происходят изменения остатков средств и их
источников. Следовательно, изменяются и статьи баланса. Несмотря на большое
количество, хозяйственные операции вызывают изменения по четырем типам [14,
c.542]:
1 тип -
изменения происходят в активе баланса. При этом одна статья увеличивается, а
другая уменьшается на одну и ту же сумму. Итог баланса (валюта) не меняется.
Это изменение называется активными. Его можно отразить в виде формулы:
А + х - х = П (1.1)
2 тип -
изменяется пассив баланса. Здесь также одна статья уменьшается, а другая
увеличивается на одну и ту же сумму. Валюта баланса не меняется. Формула этого
изменения:
А = П + х – х (1.2)
3 тип - изменения
происходят и в активе и в пассиве в сторону увеличения. При этом увеличиваются
статья актива и статья пассива на одну и ту же сумму. Валюта баланса
увеличивается на эту же сумму. Этот тип называют активно-пассивное увеличение.
Формула изменения:
А + х = П + х (1.3)
4 тип -
изменяются и актив и пассив, но в сторону уменьшения. При этом уменьшается
статья актива и статья пассива на одну и ту же сумму. Валюта баланса
уменьшается. Этот тип относят к активно-пассивному уменьшению. Формула этого
изменения:
А - х = П – х (1.4)
Данные
бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с
данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному.
Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е.
за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в приложениях к
бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|