Анализ финансовых результатов
Значение прибыли
обусловлено тем, что она зависит в основном от качества работы организации, повышает
экономическую заинтересованность её работников в наиболее эффективном
использовании ресурсов, так как является основным источником производственного
и социального развития организации, а с другой стороны – она служит важнейшим
источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте суммы
прибыли заинтересованы как организация, так и государство.
Рост прибыли
создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства,
решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль
является также важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального,
республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед
банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли
являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств
организации, степени её надежности и финансового благополучия, как партнера.
Однако различных
пользователей бухгалтерской отчетности интересуют определенные показатели
финансовых результатов. Например, администрацию предприятия интересуют масса
полученной прибыли и ее структура, факторы, воздействующие на ее величину,
налоговые инспекции в получении достоверной информации обо всех слагаемых
налогооблагаемой базы прибыли. Потенциальных инвесторов интересует качество
прибыли, т.е. устойчивости и надежности получения прибыли в ближайшей и обозримой
перспективе, для выбора и обоснования стратегии инвестиций, направленной на
минимизацию потерь и финансовых рисков от вложений в активы организации.
Анализ финансовых
результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов,
во-первых, оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период (т.е.
«горизонтальный анализ» показателей); во-вторых, оценку структуры показателей
прибыли и изменений их структуры (что принято называть «вертикальным анализом»
показателей ); в-третьих, изучение хотя бы в самом общем виде динамики
изменения показателей за ряд отчетных периодов (т.е. «трендовый анализ»
показателей); в-четвертых, выявление факторов и причин изменения показателей
прибыли и их количественная оценка.
Система показателей
финансовых результатов включает в себя не только абсолютные, но и относительные
показатели эффективности хозяйствования. К ним относятся показатели
рентабельности. Рассчитывается и анализируется общая рентабельность работы
предприятия, рентабельность продукции и ряд других показателей. Чем выше
уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования организаций как
самостоятельных товаропроизводителей.
Финансовый
результат – важнейший показатель деятельности хозяйствующего субъекта,
отражающий изменение стоимости собственного капитала предприятия за отчетный
период в результате производственно-коммерческой деятельности.
Если финансовые
результаты в отчетном периоде положительны (прибыль), то происходит
приращение собственного капитала, если получен убыток от хозяйственной
деятельности, происходит уменьшение собственного капитала предприятия.
В бухгалтерском
учете результат хозяйственной деятельности выявляет путем подсчета и
балансирования всех прибылей и убытков (потерь) за отчетный период.
1.2 Законодательное и нормативное
регулирование бухгалтерского
учета в РФ
Основы организации и регулирования
российской бухгалтерской системы следует рассматривать в контексте
классификации мировых учетных систем (с точки зрения происхождения национальных
стандартов учета и отчетности), согласно которой выделяются две базовые модели:
– континентальная, в которой
развитие учета предопределяется законодательными актами государства;
– англосаксонская
(британо-американская), в которой доминирующую роль в установлении стандартов
учета и отчетности играют бухгалтеры-профессионалы.
До недавнего времени российской
учетной системе были присущи следующие черты: доминирование государственного
регулирования учета и отчетности, направленность учета на фискальные цели,
консерватизм учетной политики, незначительная роль профессиональных организаций
в регулировании учета. В связи, с чем ее можно соотнести с континентальной
моделью учета и отчетности.
На данном этапе работа по
совершенствованию законодательной базы российского учета проводится на
качественно новом уровне: к разработке национальных стандартов, инструкций и
методических рекомендаций подключаются объединения профессиональных бухгалтеров
и аудиторов.
Основными целями законодательства
Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:
·
обеспечение
единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций,
осуществляемых организациями;
·
составление
и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном
положении организации и их доходах и расходах, необходимой пользователям
бухгалтерской отчетности.
Общее методологическое руководство
бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется федеральным органом
исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации
о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона, раскрывающего правовые и
методологические основы порядка ведения бухгалтерского учета в организациях
Российской Федерации, а также документов, излагающих правила предоставления
полной и достоверной информации применительно к конкретным объектам
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в целом. Законодательство о
бухгалтерском учете находится в ведении Правительства Российской Федерации.
Законодательство России о
бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методологические основы
организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Система нормативного регулирования
бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней.
К первой группе документов относятся:
·
Гражданский
кодекс РФ часть 1 и 2, в котором, например, установлены сроки исковой давности
по просроченной задолженности, определен момент перехода права собственности
при осуществлении сделок купли-продажи и т.д.
·
Закон, на
основе которого создаются организации - это Закон об акционерных обществах, в
котором указан порядок образования и использования резервного капитала.
·
Федеральный
закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 года №129-ФЗ в редакции ФЗ от
30.06.2003 № 86-ФЗ. Федеральный закон распространяется на все организации,
находящиеся на территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве
юридического лица в соответствии с законодательством РФ. Нормы, содержащиеся в
других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону. В случае
возникновения противоречий с содержанием других федеральных законов нормы
права, выступающие предметом Федерального закона, имеют приоритет.
·
Налоговый
кодекс РФ часть 1 и 2, который устанавливает систему налогов и сборов,
взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов
в Российской Федерации, в том числе:
1)
виды
налогов и сборов, взимаемых в РФ;
2)
основания
возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по
уплате налогов и сборов;
3)
принципы
установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных
налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
4)
права и
обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников
отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5)
формы и
методы налогового контроля;
6)
ответственность
за совершение налоговых правонарушений;
7)
порядок
обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных
лиц.
Глава 25 Налогового кодекса Налог на
прибыль определяет порядок и сроки уплаты налога, определения доходов,
классификацию доходов и группировку расходов. Определяет расходы, которые не
учитываются в целях налогообложения. Порядок признания доходов и расходов при
методе начисления и при кассовом методе в целях налогообложения. Приводит порядок составления расчета налоговой
базы, порядок налогового учета доходов и расходов от реализации и отдельных
видов внереализационных доходов.
Так же к документам первого уровня
относится Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности
в Российской Федерации, так как этот документ устанавливает общие принципы
ведения бухгалтерского учета, представления бухгалтерской отчетности,
взаимоотношения организации с внешними потребителями информации, устанавливает
правила оценки статей бухгалтерской отчетности в частности дает понятие доходов
и расходов будущих периодов и прибыли (убытка) организации и показывает в каком
виде он отражается в бухгалтерском балансе.
Второю группу документов регулирует
Министерство финансов РФ, Центральный банк России и другие органы
исполнительной власти.
К документам второго уровня относятся
положения регламентирующие принципы и правила учета отдельных объектов
бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов,
ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности.
В настоящее время в России система
национальных стандартов- положений по бухгалтерскому учету включает:
1. Положение по бухгалтерскому учету
«Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина России
от 9 декабря 1998 г № 60н (в ред. приказа Минфина РФ от 30.12.99 № 107н). Это положение
устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания
гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по
законодательству РФ. В положении оговаривается порядок формирования учетной
политики, т.е. кем составляется и утверждается, при этом говорится о том какие
документы утверждаются, раскрытие и изменение ее.
2. Положение по бухгалтерскому учету
«Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94)
утвержденное приказом Минфина РФ от 20.12.94 г. №167 устанавливает правила
отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций застройщиков и
подрядчиков, связанных с выполнением договоров подряда (контрактов) на
капитальное строительство. Определяет, что является объектом бухгалтерского
учета по договору на строительство, как производятся учет расчетов и затрат по
строительству.
Положение устанавливает правила
определение дохода и финансового результата по договорам строительства.
3. Положение по бухгалтерскому учету
«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»
(ПБУ 3/2000), утвержденное приказом Минфина РФ от 10.01.2000 г. № 2н,
устанавливает для организаций, являющихся юридическими лицами по
законодательству РФ (за исключением кредитных и бюджетных организаций),
особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности активов
и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, связанные с
пересчетом стоимости этих активов и обязательств в валюту РФ – рубли.
Положение описывает порядок пересчета
выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в рубли, как
учитываются курсовые разницы и порядок учета активов и обязательств,
используемых организацией для ведения деятельности за пределами РФ.
4. Положение по бухгалтерскому учету
«Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом
Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н, устанавливает состав бухгалтерской
отчетности и общие требования к ней, содержание и методические основы
формирования бухгалтерской отчетности организации, являющихся юридическими
лицами по законодательству РФ, кроме кредитных и бюджетных организаций. Так же
Положение дает понятия правил оценки статей бухгалтерской отчетности и
информации сопутствующей ей.
5. Положение по бухгалтерскому учету
«Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом
Минфина РФ от 09.06.01 г. № 44н, устанавливает методологические основы
формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных
запасах, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного
ведения, оперативного управления.
Положение дает определение
материально-производственных запасов, их оценку при принятии к бухгалтерскому
учету и при отпуске в производство или иное выбытие, а так же как отражается
информация о МПЗ в бухгалтерской отчетности.
6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет
основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина от 30.03.01 г. №
26н (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.05.2002 N 45н), устанавливает методологические
основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах,
находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения,
оперативного управления.
В общих положениях приводятся
условия, единовременное выполнение которых позволяет отнести объект к основным
средствам. Приводится перечень объектов, которые относятся к основным
средствам. В Положении дается понятие стоимости, по которой основные средства
принимаются к бухгалтерскому учету. Приводится перечень фактических затрат на
приобретение, из которых слагается первоначальная стоимость объекта. В разделе
амортизация основных средств приводятся четыре способа начисления амортизации и
указываются объекты, в отношении которых не начисляется амортизация. В ПБУ
раскрывается информация, в каких случаях происходит выбытие основных средств.
Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств
отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся и
подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов
и расходов.
В ПБУ 6/01 описывается информация,
которая подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности.
7. Положение по бухгалтерскому учету
«События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное приказом Минфина РФ от
25.11.98 г. № 56н, устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству
РФ, событий после отчетной даты. В положении дается понятие событий после
отчетной даты, как они отражаются в бухгалтерской отчетности и их последствия.
Так же приводится примерный перечень фактов хозяйственной деятельности, которые
могут быть признаны событиями после отчетной даты.
8. Положение по бухгалтерскому учету
«Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98), утвержденное приказом
Минфина РФ от 28.11.2001 г. № 96н, устанавливает порядок отражения в
бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, являющихся юридическими
лицами по законодательству РФ, условных фактов хозяйственной деятельности. В
положении дается понятие условных фактов хозяйственной деятельности и их
оценка, как они отражаются в бухгалтерской отчетности и их последствия. В
приложении дается примерный подход к оценке вероятности последствий условного
факта хозяйственной деятельности.
9. Положение по бухгалтерскому учету
«Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.99
г. № 32н, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации
о доходах коммерческих организаций.
По определению установленном в ПБУ,
доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате
поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения
обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением
вкладов участников (собственников имущества).
В Положении приводится перечень
документов, в которых раскрывается информация о доходах (выручке) и какая
информация подлежит включению в них.
10. Положение по бухгалтерскому учету
«Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.99
г. № 33н (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 30.03.2001 N
27н), устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о
расходах коммерческих организаций.
По определению установленном в ПБУ,
расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате
выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения
обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением
уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
В Положении приводятся документы, в
которых раскрывается информация о расходах, и какая информация подлежит
включению в них.
11. Положение по бухгалтерскому учету
«Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000), утвержденное приказом
Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 5н (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.03.2001 N
27н), устанавливает порядок раскрытия информации об аффилированных лицах в
бухгалтерской отчетности акционерных обществ (кроме кредитных организаций).
В Положении дается понятие
аффилированных лиц, виды операций которые могут быть произведены с ними, в
каких документах и случаях раскрывается информация об аффилированных лицах.
12. Положение по бухгалтерскому учету
«Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Минфина РФ от
27.01.2000 г. № 11н, устанавливает правила формирования и предоставления
информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций.
Положение применяется организацией
при составлении сводной бухгалтерской отчетности в случае наличия у нее
дочерних и зависимых обществ, а так же если на нее учредительными документами
объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на
добровольных началах, возложено составление сводной бухгалтерской отчетности.
В положении приводится порядок
выделения информации по отчетным сегментам и порядок формирования показателей,
раскрываемых в информации по отчетному сегменту.
13. Положение по бухгалтерскому учету
«Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденное приказом Минфина РФ
от 16.10.2000 г. № 92н, устанавливает правила формирования в бухгалтерском
учете информации о получении и использовании государственной помощи,
предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций),
являющимся юридическими лицами по законодательству РФ, и признаваемой как
увеличение экономических выгод конкретной организации в результате поступления
активов (денежных средств, иного имущества).
В Положении описывается, как ведется
учет бюджетных средств, т.е. при каких условиях организация имеет право
принять бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к
бухгалтерскому учету, в какой стоимости принимаются средства к учету, как надо
отражать остатки средств по счету.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|