МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Влияние средств массовой информации на воспитание подрастающего поколения

    Находясь в глобальной сети, подросток легко может выдавать себя за совершеннолетнего (что в реальном мире сделать гораздо труднее) и получать доступ к тем видам деятельности, которые в обычной жизни были бы для него затруднены: принимать участие в аукционах, в заключении сомнительных финансовых сделок, посещать места сетевого общения совершеннолетних с определенными негативными отклонениями и т.д. Кроме того, несовершеннолетний "тайно" от родителей через Интернет может принимать участие в виртуальных азартных играх, тратя на это развлечение нередко крупные сумм из семейных сбережений.

    Большинство людей считает, что компьютерные игры - это место для безграничной фантазии, творчества, идей. Игровые телеприставки долго воспринимались как невинная детская забава, пока не увеличилась частота появления разных тревожных сигналов, заставив таким образом обратить внимание на то, что именно происходит в игровых мирах.

    Виртуальная "личность", порождаемая компьютерными играми, замыкается в себе, не пытаясь возобновить связи с окружающим миром. Однако, пытаясь найти спасение от неустроенности, одиночества и проблем в виртуальной реальности, человек забывает, что рано или поздно ему придётся вернуться в реальную жизнь и столкнуться с тем, что она резко отличается от виртуальной[38].

    Эксперты не исключают возможность того, что у ребенка до семи лет, проводящего за компьютерными играми более часа в день, стреляя и убивая, в подсознании может закрепиться доминанта, от которой избавиться в процессе взросления нелегко, а, попав в ситуацию, сходную с компьютерной игрой, такой несовершеннолетний или молодой человек может решиться на совершение преступления, в том числе "тяжкого". Усугубляет ситуацию также тот факт, что, регулярно видя на экране компьютера сцены насилия и жестокости, подросток не только перестает ужасаться при виде кошмаров, но и теряет способность сопереживать чужим страданиям. Кроме того, огромная вычислительная мощность сегодняшних персональных компьютеров позволяет несовершеннолетним лицам совершать противоправные деяния, последствия которых могут быть очень серьезными (например, участвовать в качестве хакера в "сложных" мошенничествах в банковско-кредитной сфере).

    Особого внимания требует и проблема влияния на установки личности распространенных в глобальных сетях игр с элементами насилия. Исследования показали, что жестокие игровые эпизоды нередко приводят к нарастанию агрессивности поведения молодых людей. Так, весной 2002 г. немецкий подросток Р. Штайнхойзер убил 17 и ранил 7 человек в гимназии, где он учился. При опросах свидетелей выяснилось, что любимым его занятием было участие в сетевых компьютерных играх, содержащих сцены насилия. В настоящее время в Германии ограничено распространение подобных игр. Очевидно, с развитием технологий указанная проблема будет усложняться, поскольку компании - разработчики игр постоянно повышают качество соответствия игрового пространства реальности, а это ведет к возрастанию степени погружения личности в виртуальную среду. В обществе формируется целый класс молодых людей - фанатов компьютерных развлечений, игра становится их основной деятельностью. Круг социальных контактов у них очень узок, вся иная деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, главным становится удовлетворение потребности в игре на компьютере. Такая зависимость приводит к потере смысла жизни и деформации нормальных человеческих ценностей. Единственной ценностью для них является компьютер и все, что с ним связано.

    Для подростка мир компьютерных игр кажется той "запретной для взрослых" территорией, на которую доступ "чужаков" ограничен, у него формируется ощущение собственной значимости и причастности к чему-то таинственному, "не взрослому". Любой детский психолог скажет, что для переходного возраста психологическая интимность и защищенность - необычайно актуальный вопрос[39].

    По мере прогрессирования такой зависимости, виртуальный мир становится все более привлекательным, в то время, как реальный воспринимается как неинтересный, скучный, а зачастую и враждебный. Особая привлекательность объектов виртуального мира игры заключается в том, что ими можно безопасно манипулировать, создавая различные сценарии и сюжеты. При этом человек чувствует себя всесильным и значимым. Тем временем его связи с реальным миром ослабевают, все эмоции, интересы, мысли, энергия и система ценностей сосредоточиваются на игровом пространстве. Человек полностью сливается с виртуальной реальностью, становится ее частью. Происходит опасное размывание границ между воображаемым и реальным, вплоть до нарушения инстинкта самосохранения. Характерно еще и то, что отбрасывание прежнего Я происходит автоматически, без внутренней борьбы мотивов, без сопротивления и "ностальгических переживаний" по прошлому. Это особенно опасно, так как ограничивает возможность коррекции динамики развития зависимости[40].

    К мерам, направленным на профилактику возникновения зависимости от Интернета, можно отнести следующие[41]:

    1. Безусловно, в современных условиях невозможно изолировать молодого человека от использования сетевых ресурсов. Однако должны быть продуманы пути нейтрализации негативного информационного влияния компьютерных сетей. Особую роль в этом процессе должно играть ближайшее окружение "увлеченного компьютером" лица.

    2. Основной принцип ослабления и лечения зависимости - замещение. Поэтому преодоление зависимости заключается в выстраивании новой системы самосознания человека, в которой он учится заново взаимодействовать с окружающим его миром, при котором очень необходима и важна поддержка и помощь близких людей.

    3. Родители обязаны научить несовершеннолетнего правилам безопасного общения посредством Интернета: не давать личную информацию (имя, адрес, номер или адрес школы, место работы родителей и их рабочий телефон), особенно в чатах и на досках объявлений; не заводить через Интернет сомнительных знакомств и т.д.

    4. Необходимо вырабатывать культуру общения с компьютером. А для этого с самого первого дня появления дома такой техники необходимо показать несовершеннолетнему все возможности "нового друга": с помощью его интересно интеллектуально развиваться, получать необходимую и полезную информацию, заниматься учебой т.д.

    5. Эффективным методом борьбы с Интернет-зависимостью является метод использования различных контролирующих программ. Программа "Контроль игр", например, умеет отличать учебу от игровой деятельности: если ребенок сидит за компьютером и учит уроки, он не отключается, а если заигрался в Интернете сверх установленного времени, тогда монитор погаснет точно по расписанию.

    6. Компьютер необходимо располагать там, где удобнее контролировать его использование несовершеннолетними, а также устанавливать четкие требования к использованию компьютера и Интернета, и всегда требовать их неукоснительного выполнения.

    Таким образом, формирующаяся в глобальных сетях среда способна оказывать существенное влияние на формирование негативных психологических установок у подростков. Безусловно, в современных условиях невозможно (да и неправильно) изолировать молодого человека от использования сетевых ресурсов. Однако должны быть продуманы пути нейтрализации негативного информационного влияния компьютерных сетей. Особую роль в этом процессе должна играть семья. Заинтересованное участие взрослых, дающих объективную оценку поступающей информации и осуществляющих ее фильтрацию, позволит правильно сориентировать молодого человека в информационных потоках.

    Не должно оставаться в стороне от рассматриваемой проблемы и государство. Назрела необходимость определения жестких критериев допустимости размещения в сетях определенных видов информации. Следует выработать работающие механизмы ограничения доступа к отдельным сайтам для различных возрастных категорий аудитории Интернета. Требуется законодательно закрепить ответственность владельцев сайтов за содержание размещаемых информационных материалов. И очень важно, чтобы происходящие в глобальных компьютерных сетях противоправные процессы получали адекватное противодействие со стороны правоохранительных органов.


    § 2. Влияние прессы на молодое поколение


    Во все периоды исторического развития свободным временем человечество распоряжалось по-разному. Так, например, люди образованные, с высокими духовными интересами посвящали себя науке или литературе, рассматривая это как досуг, как "отдохновение духа", большая часть населения предпочитала для отдыха менее интеллектуальные занятия: спорт, охоту, беседы, посещение зрелищ и т.д.

    По мнению специалистов, слово "досуг" в значении "свободное время" употреблялось в Русском государстве еще в середине XV в. В толковом "Словаре живого великорусского языка" В.И. Даля читаем: "Досуг - свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела"[42]. Близкое толкование мы найдем и в современном словаре русского языка С.И. Ожегова: "Досуг - свободное от работы время"[43].

    Психолого-педагогический словарь раскрывает понятие "досуг детей" как "свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и другими видами полезной деятельности по собственному влечению детей"[44].

    По мнению отечественных специалистов, детский досуг формирует и развивает личность, стимулирует творческую инициативу детей, способствует их самовыражению, самоутверждению и саморазвитию через свободно выбранные действия. Досуг не только обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие ребенка, но способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков. Основными характеристиками досуга детей являются ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты. Таким образом, функции детского досуга могут быть определены как самореализационная, творческая, коммуникативная, просветительская, профориентационная, рекреационная, гедонистическая.

    Несмотря на стремительное уменьшение доли чтения в досуговой деятельности современных детей, этот вид занятий по-прежнему занимает одну из лидирующих позиций и интерпретируется как одна из форм досуговой деятельности. Исследования последних лет показывают, что чтение детей стало более функциональным и практичным, при этом функция досугового чтения чаще всего реализуется с помощью различных периодических изданий, т.е. журналов и газет. Объяснение этому самое простое: с одной стороны, периодика всегда была и остается одним из самых массовых, дешевых и оперативных видов изданий, а с другой - налицо значительная динамичность изданий данной категории по сравнению с книжными[45].

    Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, пресса активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ, адресованными юной аудитории (теле - и радиожурналистикой), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образованием, наукой, культурой).

    По данным Российской книжной палаты, в 1986 г. в РСФСР выходило 15 пионерских газет и 36 детских журналов, а в последнее время их количество увеличилось в несколько раз. В 2004 г. в нашей стране издавалось 105 детских и юношеских газет и 112 журналов[46].

    По мнению специалистов, газеты и журналы для досуга всегда ориентированы на широкую читательскую аудиторию и по соответствующему ей назначению могут быть отнесены к популярным или массовым. Общеизвестно, что выделение читательских групп в массовых изданиях достаточно проблематично, поэтому одним из наиболее распространенных признаков деления становится возрастной. По отношению к детским изданиям ОСТ 29.127-2002 выделяет 4 возрастные группы: для дошкольного, младшего школьного возраста, подростков и юношества[47]. Знание возрастных особенностей помогает редакциям учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, определяются его содержание, структура, форма и объем. В ходе формирования детских изданий учитываются и социально-психологические характеристики читателей.

    Современный рынок представлен различными видами детских досуговых периодических изданий: журналами, газетами, а также детскими приложениями к взрослым досуговым изданиям.

    Возрастные особенности детской аудитории и своеобразие работы с каждой из возрастных групп определили возникновение следующих типов досуговых периодических изданий: для дошкольников; для младших школьников; для подростков; для старшеклассников.

    Вместе с тем сегодня большинство изданий для детей и юношества, стремясь привлечь внимание более широкой аудитории, все чаще обращается сразу к нескольким возрастным группам:

    1) дошкольникам и младшим школьникам;

    2) младшим школьникам и подросткам;

    3) подросткам и старшеклассникам. При этом издания для старшеклассников также имеют условную верхнюю возрастную границу, опубликованные в них материалы представляют интерес и для молодежной аудитории.

    Специфика данного вида журналистики - прессы - определяется чётко выраженной возрастной ориентированностью на детскую и юношескую аудиторию. В связи с этим в ней применяются особые, специфические приёмы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы, способы контакта с аудиторией.

    Специалисты отмечают, что детская досуговая периодика не обходится без произведений русских, советских и зарубежных классиков. Из беллетристики в периодических изданиях для детей печатаются стихи, рассказы, юморески, повести, т.е. малые литературные жанры, объем которых составляет практически половину объема изданий.

    Велика роль игровых и развивающих заданий. Специфика игры предполагает активное участие в ней аудитории, предоставляет возможность для выявления способностей в различных сферах деятельности, приобщает ко многим областям знания, поэтому досуговая периодика для детей все чаще выполняет функции занимательного обучения и развивающей игры.

    Можно сказать, что большинство изданий, предназначенных для юной аудитории, вне зависимости от возрастной направленности и функционального назначения, занимательны. Они создаются по принципу "развлекая - поучать". Игровые элементы, являющиеся обязательными в изданиях для малышей (загадки, раскраски, настольные игры, самоделки и т.д.), часто используются и в изданиях для старшеклассников, это конкурсы, викторины, тесты, домашние задания, кроссворды[48].

    Чтобы привлечь детей и удержать их внимание, во время прочтения используются такие раздражители, как цвет, контраст, иллюстрации, особенности верстки и композиции, наличие дополнительных стимулов: вклеек, вкладышей, призов, поделок. Все детские журналы многоцветны и красочны. Количество фотографий меняется в зависимости от возраста и направления журнала. Для детей шести-семи лет количество фотографий минимальное, но в некоторых журналах их место заняли диапозитивы. Следует отметить, что иллюстрации часто имеют нестандартную форму - круг, эллипс, ломаную линию.

    Ориентирование в детских досуговых журналах минимально. Чаще всего оно сводится к оглавлению типа: "Читай в июне", "В номере", "Содержание", "Читай в номере". Многие журналы вообще обходятся без ориентирования. Это не способствует развитию читательской культуры детей, однако вполне соответствует общепринятому мнению о том, что досуг - занятие произвольное и даже в чтении приятнее всего разнообразие, неожиданность и отсутствие видимой для читателя системы[49].

    Таким образом, современная досуговая периодика для детей в полной мере соответствует особенностям и природе детского досуга. Большинство досуговых периодических изданий чуждо противопоставлению "учебное время - досуг" и воплощает принцип активности, включая многочисленные игровые и развивающе-обучающие задания. Их структура отвечает принципу нерегламентированной, свободной деятельности, жанровое и тематическое наполнение удовлетворяет интересы детства и выступает как своеобразная зона ограниченного вмешательства взрослых.

    Современная юношеская досуговая пресса большое внимание уделяет "звездным" новостям, шоу-бизнесу, эстраде, видео, кино, музыке, рассказывая о личной жизни известных музыкантов, артистов, спортсменов и т.д. Сегодня у юных читателей появилась возможность выбирать те издания,

    которые вызывают у них интерес, помогают сориентироваться в сложных проблемах современности, определить свой путь в жизни. Чувствуя близость

    тематики публикаций к собственным интересам, юный читатель легко идет на контакт с редакцией и часто становится соавтором издания (письма, вопросы, собственные литературные произведения, фотографии, анекдоты).

    Анализ молодежных СМИ позволяет утверждать, что сегодняшняя молодежная пресса формирует определенные стереотипы общения, отношение к старшему поколению, к социуму, к основополагающим вопросам свободы, вероисповедания, культуры и т.д.

    Существует несколько тем, которым в подростковых журналах уделяется особое внимание:

    Отношения полов, секс и сексуальные девиации.

    Алкоголь и наркотики.

    Взаимоотношения с родителями.

    Отношение к материнству (отцовству).

    Молодежная мода, аксессуары, технические и автомобильные новинки.

    Музыка, кино, жизнь звезд.

    Компьютерные игры и Интернет.

    Культивирование образа "крутого парня".

    Весь спектр молодежных СМИ, которые высказываются по этим вопросам, условно можно разбить на 4 части.

    Во-первых, это печатные и сетевые молодежные издания о музыке и звездах шоу-бизнеса, а также телеканалы МУЗ-ТВ и MTV, ориентированные в основном на подростков от 10 до 17 лет.

    Вторым блоком можно выделить журналы о компьютерных играх, их основными потребителями являются подростки до 18 лет.

    Отдельно можно выделить политические издания различных лево - и праворадикальных молодежных группировок. При том, что они зачастую поднимают вопросы, имеющие общественную значимость, их главный контингент - молодые люди, которые через приобщение к некой субкультуре, пытаются самоидентифицировать себя[50].

    Последний, четвертый, тип можно условно назвать "гибридным", поскольку он, с одной стороны, охватывает широкий круг тем, а с другой - формирует у молодого читателя некий определённый тип поведения - журналы "Хулиган", "Cool", "Ровесник", "Fakел".

    По мнению психологов, в подростковом возрасте ребенок начинает соотносить свою личность с системой оценок окружающего мира. Поскольку школа, утратив педагогическую функцию, не фиксирует внимание подростка на положительных примерах, а семья нередко не дает жизненных установок, молодой человек начинает искать ориентиры для самоопределения в обществе своих сверстников и в молодежной прессе. Из СМИ ребенок черпает информацию, создающую стереотипы и модели его поведения, жизненные ценности и приоритеты. Подростковые СМИ можно рассматривать как канал опосредованного общения со взрослыми.

    Подросток воспринимает преподносимые прессой сведения как достоверные, неоспоримые и доказательные. Тем более что молодежные СМИ зачастую формируют негативное отношение к родителям, создают отрицательный образ отца и матери, различными способами систематически дискредитируя и подрывая их авторитет. Более того, родители представляются как агрессоры, стремящиеся подавить естественную волю ребенка. Они только и думают, как бы ущемить тебя в правах", - говорят авторы журнала "Хулиган". У подростков девальвируются понятия "умный взрослый", "любящий родитель", и ребенок начинает противопоставлять себя "чуждому и враждебному" родительскому крову, агрессивно отстаивая свои желания и интересы.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.