Своеобразие жанров интернет-журналистики (на примере газет «Lenta.ru», «Ytro.ru», «Территория» и жур...
Если считать жанр
условной категорией внутривидовой дифференциацией искусства, то жанры
журналистики являются жанрами искусства, а значит, всё вышеизложенное можно
отнести и к журналистике. В журналистике, в отличие от других видов искусства,
нежелательно смешение жанров. И если, например, в изобразительном искусстве взаимопроникновение
жанров исторически обусловлено и неизбежно, то в журналистике «чистота» жанра
является качественной характеристикой. И размытые жанровые границы характерны
лишь для «бульварных» изданий и низкопробных теле- и радиопередач.
«Жанр определяет
способ деятельности журналиста только в самых общих чертах – речь идет о
направлении мысли, о «порядке осмотра мира», но отнюдь не о конкретных приемах
и поступках. Больше того, предполагается, что журналист, зная общий путь к
цели, непременно постарается изобрести свой собственный ход, придерживаясь
только основных ориентиров»[5].
Под
журналистскими жанрами А.А. Тертычный подразумевает устойчивые типы публикаций,
объединенных сходными содержательно-формальными признаками. «Подобного рода
признаки называются жанрообразующими факторами. Знание этих факторов помогает
более четко представить себе истоки и особенности возникновения тех или иных
жанров периодической печати. В современной теории журналистики выделяются в
качестве основных, как правило, следующие жанрообразующие факторы: предмет
отображения, целевая установка (функция) отображения, метод отображения»[6].
В качестве
предметов отображения в журналистике может выступать любой факт
действительности, из области политики, экономики, права, религии, общества,
морали и так далее. Но в тоже время предметом не может быть единичное явление,
предметом журналистики в целом признается современность в совокупность
множества составляющих её социальных ситуаций. Однако данное определение не
следует понимать так, что журналистика занимается только ситуациями, если в
понятие «ситуация» вкладывать более узкий, более конкретный смысл. В
частности, например, что касается аналитической журналистики как определенного
типа массовой информации, то ее предметом могут быть и отдельное событие, и
процесс, содержащий в себе ряд событий, и ситуация, включающая как различные
события, так и объединяющие их процессы во всем многообразии их взаимодействий.
Кроме того, еще одним
предметом отображения служит событие. Без сообщений о текущих делах,
свершениях, происшествиях, нет информационной журналистики. Конечно, это не
значит, что события не отображаются в материалах аналитических и
художественно-публицистических жанров. В публикациях этого плана они выступают
как объект углубленного исследования или художественного осмысления.
«Событие можно определить
как точно фиксированный в пространстве и во времени (т.е. с ясным началом и
концом) шаг в общественном процессе. Событиями называются и природные явления,
катаклизмы. В отличие от таких естественных событий для журналистики значимы,
прежде всего события, представляющие собой действия людей с определенными
целями и результатами, влияющие на тот или иной общественный процесс и
включенные в него. События, как известно, порождаются определенными общественно-политическими
ситуациями, экономическим, нравственным и иными состояниями общества. Уже в
ходе выбора из множества событий одного, которое станет предметом разговора в
публикации, журналист начинает его в какой-то мере исследовать»[7].
Последовательность
взаимосвязанных действий и событий – это процесс, причем результат предыдущих
действий, событий выступает предпосылкой, основой, причиной для осуществления
последующих действий, событий. Процесс можно определить и как динамичное
следование различных состояний, находящихся в причинно-следственной связи
«если... то» («если наступит это, то должно наступить то-то...»). Если
перевести это общее представление о сути процесса на язык обычного журналистского
понимания «движения вещей», то можно сказать, что речь идет о динамичном
порядке следования результатов действий, которые выражают различные степень и
состояние выполнения задач. Анализ событий является исходным моментом в анализе
процессов. Это происходит прежде всего тогда, когда начинают интенсивно
разворачивать вопросы: как? почему? Имея в виду изложенное выше толкование
процесса, журналист должен прежде всего определить исходное звено цепочки
взаимосвязанных событий.
Ситуация, как и
процесс, является одним из наиболее важных предметов отображения прежде всего в
аналитической журналистике. Ситуацией можно назвать определенное,
повторяющееся на протяжении достаточно большого отрезка времени состояние отношений,
сложившихся между членами какого-либо коллектива, между коллективами, между
социальными группами, слоями, между странами и т.п., соотношение сил, взаимных
требований и ожиданий. Но аудиторию интересует не только то, что происходит в
окружающем мире (события, происшествия, процессы, ситуации), но и люди как
основные действующие лица происходящего, прежде всего со стороны их личностных
особенностей. Что такое личность? Социальная психология определяет личность как
«человеческий индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности».
Значительными
жанрообразующими свойствами обладают целевые установки журналистского
творчества. Создание наглядной модели исследуемого явления — цель, которая
наиболее часто встает перед журналистом. Такая модель называется описанием
предмета отображения — проблемы, какого-то события, явления, процесса,
заинтересовавших журналиста. Иногда понятие «описание» употребляется в качестве
синонима понятия «наблюдение». Это неправомерное отождествление, поскольку
наблюдение представляет собой метод эмпирического изучения действительности,
метод добывания фактов. Описание же есть содержательно-структурный элемент в
осмыслении журналистом явления, его истолкования.
Третьим, по
мнению А.А. Тертычного, жанрообразующим фактором является метод преобразования
объективной действительности в её информационный аналог. Здесь выделяют две
больших группы методов: рационально-познавательных и художественных. Но чтобы
понять, к чему ведет их применение, следует вспомнить, что все методы включают
два уровня познания – эмпирический и теоретический. Результат эмпирического
исследования предстает в журналистике как поток информационных публикаций.
Применение теоретического уровня познания приводит к созданию текстов, составляющих
основной поток аналитических публикаций. Такие публикации отличаются, прежде
всего, глубокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, оценочных
отношений предмета, основательностью аргументации и т.д. Применение
художественных методов в журналистике обычно идет параллельно с применением
рационально-познавательных, что приводит к созданию не собственно
художественных, а художественно-публицистических произведений.
Однако, другой
теоретик журналистики Л.Е. Кройчик, вместо жанрообразующих факторов говорит о
природу этого понятия, выделяя несколько его категорий. «Во-первых, жанр - это
категория исторически конкретная претерпевающая изменения. Жанр – особая форма
организации жизненного материала, представляющая собой специфическую
совокупность структурно-композиционных признаков. При этом в нем мы имеем дело
не со случайной совокупностью черт, а с системой элементов формы. Структура
заметки подчинена одной задаче – оперативному сообщению о новости, структура
интервью – ведению диалога, поддерживающего интерес аудитории к собеседнику
журналиста. Структура отчета подчинена описанию события, воспроизводимого в
существенных своих элементах, но не исключающего произвольного изложения
происходящего (вне фактической пространственно-временной последовательности).
Структура репортажа служит воспроизведению процесса в его реальных пространственно-временных
границах: иллюзия наглядности возникает благодаря последовательному описанию
происходящего в деталях и подробностях. Жанр – категория типологическая, то
есть обладающая рядом устойчивых, повторяющихся признаков. Именно это помогает
понять смысл известной метафоры М.М. Бахтина: «Жанр – представитель творческой
памяти в процессе литературного развития». Способ отражения действительности в
каждом жанре свой и предопределяется прежде всего познавательными задачами,
решаемыми публицистом. Жанр – категория гносеологическая. Появление на газетной
полосе (в эфире радио и ТВ) того или иного жанра всегда определяется теми
задачами, которые решает публицист, – что познается, на каком уровне, с какой
целью и какими средствами. Жанр – категория морфологическая. Публицистический
текст – это особая форма бытия произведения. Объем познаваемого материала в
заметке, интервью, репортаже, отчете, корреспонденции, статье различен, что
предопределяет структуру повествования – максимально сжатую в заметке,
развернутую в статье. Таким образом, морфология жанра – это: а) особенности
структуры повествования; б) место факта в повествовании; в) образный строй
повествования; г) специфика разработки проблемы (конфликта). Жанр – категория
аксиологическая, то есть содержащая определенную оценку действительности
публицистом: любой текст либо утверждает, либо отрицает что-то. Система
ценностной ориентации автора напрямую зависит от его мировоззрения,
мироощущения, мировосприятия. Жанр – категория творчески-созидательная.
Трактовка фактов, ситуаций, проблем публицистом создает текст как определенную
модель мира. Поскольку трактовка эта у разных авторов различна,
публицистический текст каждый раз создает новое представление о
действительности в виде понятийно-образной модели ее. Чем полнее и убедительнее
эта модель, созданная публицистом, тем активнее воспринимается она аудиторией»[8].
Жанр всегда остается
оптимальной формой решения творческой задачи. Поэтому он всегда жестко
детерминирован: цель, лежащая в основе решения любой творческой задачи,
определяет выбор жанра. Детерминизм (обусловленность) жанра связан: а) с
объективными свойствами анализируемого или описываемого факта; б) с конкретными
задачами, решаемыми данным изданием и данным автором; в) с мировоззренческими и
индивидуально-психологическими особенностями личности журналиста. Разрабатывая
тему, анализируя попавшие в поле его зрения факты, корреспондент еще на
предварительной стадии своей работы осуществляет определенный выбор жанра,
останавливаясь, в конечном счете, на том, который представляется ему наиболее
подходящим. Бытующее среди журналистов-практиков убеждение, будто о жанре
предстоящего текста он не думает и тот складывается сам собой, интуитивно,
противоречит существу творческого процесса. Интуиция как составная часть
творчества способствует рождению целостного текста: текст вбирает в себя
необходимые жанровые элементы, подчиняясь логике развития мысли автора.
1.2.
Типология жанров в науке о журналистике
Еще во введении
мы обозначили три базовых способа отображения действительности в журналистском
произведении: 1) фактографический, 2) аналитический, 3) образный. Они
опосредуют определенные уровни проникновения познающего субъекта в объект: от
первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому
освоению его и далее — к созданию обогащенного, более полного конкретного
образа предмета (в том числе — его художественного образа).
На основе этих
способов отражения также можно выделить три главных жанровых группы. В своей
классификации мы будем опираться на исследования профессора А. А. Тертычного,
выделивший категории жанров, которые позже только уточнялись и дополнялись.
1. Информационные жанры.
Для текстов
составляющих основную массу этой группы характерен интерес к единичному факту,
в них происходит по преимуществу констатация свершившегося. Публикации такого
рода отвечают на три классических вопроса журналистики: что? где? когда?
Ядро этих текстов
– новость, то есть сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную
аудитории. Сущность любой новости образует факт – нечто, имевшее место во
времени и пространстве. Факт инвариантен, а изложение, интерпретация его
вариативны. Разговоры о масштабности, общезначимости, ударности факта
бессмысленны: восприятие его зависит от характера подачи сообщения и от уровня
аудитории, от ее интересов (социальных, этических, возрастных,
профессиональных). «Поэтому принципиальная задача любого СМИ заключается в том,
чтобы дать максимально представительный поток информации, удовлетворяющий
запросы аудитории. Из этого потока читатель, слушатель, зритель выберет для
себя то, что его интересует в данный момент». Важнейшие требования,
предъявляемые к информационному сообщению:
·
декодируемость
– понятность для аудитории сути сообщения;
·
очищенность
сущностной информации от «шумов» (дополнительных сведений, деталей и
подробностей, отвлекающих от смысла основной темы);
·
краткость
информации.
Тексты,
относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют
основную часть массовых информационных потоков. «В периодической печати, как
и в СМИ в целом, такого рода тексты выступают основными носителями оперативной
информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный
мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности.»[9].
К информационным жанрам
можно отнести: заметку, корреспонденцию, информационный отчет, информационное
интервью, блиц-опрос, вопрос – ответ, репортаж, некролог.
Основным
функциональным назначением жанра заметка является передача актуальных
новостей, поэтому ее структурно-композиционное построение должно быть подчинено
данной цели. Обычно журналисты выстраивают заметку по принципу перевернутой пирамиды:
главный факт выносится в начало, а второстепенные ранжируются в материале в
зависимости от их значимости. Данный подход позволяет сокращать материал без
ущерба для смысла.
Украинские и российские депутаты
проведут совместное заседание.
Совместное заседание групп
парламентариев Верховной Рады Украины и Государственной Думы Российской
Федерации планируется провести в конце июня.
Как сообщает пресс-служба
председателя комитета Верховной Рады по вопросам правосудия Сергея Кивалова,
такое решение было принято в среду на заседании депутатской группы по
межпарламентским связям с РФ с участием посла России на Украине Виктора
Черномырдина.
Структура этого
жанра состоит из трех элементов: заголовок - Лид – зачин – подробности. К
примеру, «украинские и российские депутаты проведут совместное заседание» здесь
служит заголовком, далее идет лид и только за ним зачин. «В зачине журналист
может обозначить проблему, привести мнение какого-либо официального лица,
констатировать итоги того или иного события и т.д. Если в лиде автор стремится
в свернутом виде обозначить событийную канву, то в зачине он, как правило,
посредством различных подробностей разворачивает действие. Образно говоря, лид
– это стартовая позиция, а зачин – первый шаг в забеге»[10]. Кроме того, Лид всегда
фактологическая основа заметки, ее смысловой центр, определяющий структуру
текста: изложив суть факта, репортер затем расширяет информационное поле
материала, дополняя его новыми сведениями – цифрами, цитатами, ссылками на
источники полученной информации. Нередко говорят о протокольной бесстрастности
заметки, о ее безусловной, изначальной объективности. Но как бы точен и правдив
ни был материал, он в любом случае субъективен, ибо, во-первых, предлагает
факт, извлеченный из реальности (и, следовательно, уже получивший субъективное
предпочтение автора и редактора), а во-вторых, сохранить абсолютную
объективность в изложении факта даже в жанре заметки практически невозможно.
Принципы
построения расширенной информации имеют такие же требования, как и в заметке. В
начало ставится главный факт, который в дальнейшем подвергается развернутому
пояснению. Однако здесь необходимо позаботиться не только о привлекающем
внимание лиде и зачине, но и о соразмерности различных частей, так как в
подобного рода публикациях могут использоваться короткие интервью, диалоги.
Неизменным остается одно – наличие событийного ядра. В расширенной информации
должна присутствовать и заключительная часть.
По своей природе репортаж
имеет синтетический характер. Именно поэтому его нельзя однозначно отнести к
группе информационных материалов, так как в нем могут проявиться видовые черты
и свойства других жанров. Например, в структуре репортажа присутствуют элементы
и зарисовки, и интервью, и отчета, и корреспонденции, и т.п. Отличительной же
чертой репортажа является динамично развивающееся действие. Для репортера, в
отличие от хроникера или обозревателя, важнее показать то, как разворачивается
на его глазах событие, а не его итог. Отсюда и проистекают сложности
сюжетно-композиционного построения репортажа.
Основная задача журналиста в
репортаже – создание целостного впечатления об эпизоде жизни. «Журналистский
репортаж, – отмечает В.В. Учёнова, – помимо исходного требования фиксации
непосредственных наблюдений очевидца или участника события требует той
структурной строгости и цельности воплощения итогов наблюдения в тексте,
которая переводит его в особый способ выражения из совокупности того или иного
числа авторских заметок, необходимой “цепочки” впечатлений, суммы эпизодов.
Жанр репортажа требует достаточно строгой фокусировки точки зрения наблюдателя,
искусного отбора и взаимоподчинения деталей наблюдения с одновременной
передачей “сиюминутных” ощущений и ассоциаций наблюдателя-автора. В таком
сочетании достаточно противоречивых требований кроется, по нашему мнению,
творческий “нерв” специфических сложностей репортажного жанра»[11].
Стержнеобразующий жанровый
элемент здесь – отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом
деле. Как и любому публицистическому жанру, репортажу свойственно специфическое
воспроизведение времени и пространства. Время в репортаже дискретно
(прерывисто), условно, ибо не соответствует по продолжительности реальному
времени описываемого события (в литературоведении такое время называют
концептуальным), но оно всегда движется в одну сторону – от начала описания
события к его завершению. Это жанр фабульный (как и отчет): основу
повествования составляет последовательное описание события. В сочетании с
наглядностью, то есть воспроизведением деталей и подробностей,
последовательность описания создает эффект присутствия репортера на месте
события. Эффект присутствия – не имитационный прием, а реальное доказательство
того, что публицист описывает событие, лично им наблюдаемое.
Москве прошёл праздник бега
"Кремлевская миля"
Ирина Дмитриева и Вячеслав
Шабунин вышли победителями традиционных, 17 по счету соревнований
"Кремлевская миля". Как всегда, этот праздник бега, приуроченный ко
Дню России, прошел на живописной арене Манежной и Моховой, "в
декорациях" кремлевских стен, Манежа и университета. Если для гостьи из
Чебоксар победа на "миле" была первой, то 38-летний Шабунин,
признанный ас 1500-метровки, прибежал первым к финишу в пятый раз. Это своего
рода рекорд, еще только один бегун - Сергей Логинов из Королева - трижды
быстрее всех преодолевал трассу протяженностью 1609 м 32 см.