МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Своеобразие жанров интернет-журналистики (на примере газет «Lenta.ru», «Ytro.ru», «Территория» и жур...

    Своеобразие жанров интернет-журналистики (на примере газет «Lenta.ru», «Ytro.ru», «Территория» и жур...

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Волгоградский государственный университет»

     

     

     

     

    Факультет филологии и журналистики

     

    Кафедра журналистики

     

     

     

    Своеобразие жанров интернет-журналистики (на примере газет «Lenta.ru», «Ytro.ru», «Территория» и журнала «Beautytime.ru»).

     

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

     

     

     

     

     

     

    ВЫПОЛНИЛ

    студент группы Ж-031

    Федоров Илья Иванович


    НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

    Заведующий кафедрой, к.ф.н.

    Млечко Александр Владимирович

     

    РЕЦЕНЗЕНТ

    Доцент кафедры литературы ВГПУ, к.ф.н.

    Баранов Сергей Валерьевич


     

    ДОПУЩЕН К ЗАЩИТЕ

    Заведующий кафедрой, к.ф.н.

    Млечко Александр Владимирович



    Волгоград 2008


    Содержание


    Введение …………………………………………………………………………………  3


    Глава 1. Жанры в арсенале современной журналистики……………………    10


    1.1  Понятие жанра и жанрообразующие факторы……………………  10

    1.2  Типология жанров в науке о журналистике………………………      19

    Глава 2. Жанровая структура сетевых публикаций…………………………  34

    2.1 Интернет как новое информационное пространство. Роль компьютерных сетей в распространении газетно-журнальной периодики…………………………………………………………………………  34

    2.1 Специфика сетевых средств массовой информации………………   38

    2.3 Характеристика жанровой структуры массовых Веб – изданий

             (на примере он-лайн газет Ytro.ru и Lenta.ru)……………………………… 44

    2.4 Особенности функционирования системы жанров в    специализированных Интернет-изданий (на примере молодежной газеты «Территория»  и сетевого журнала «Beautytime.ru») Феномен «Живого Журнала»……………………………………………………………    52

    Заключение……………………………………………………………………………     58

    Использованная литература………………………………………………………       64






    Введение


    Проблема жанровой структуры в широком смысле остается одним из самых актуальных направлений научной мысли в современной российской журналистике. Теория жанров и сегодня задается все теми же вопросами: что такое жанр, в чем его функция и насколько тот или иной жанр устойчив. Но если в традиционной, печатной, журналистике, исследователи смогли найти какие-либо общие параметры для характеристики жанра, то электронные СМИ, и в первую очередь интернет-издания,  в этом отношении остаются мене всего изученными.

             С развитием глобальной сети и доступа к ней, Интернет занял особое место среди средств массовой информации. Если еще десятилетие назад всемирную паутину рассматривали и вовсе только, как источник информации, то сегодня мы может констатировать факт рождения нового вида СМИ – сетевых медиа, средой распространения которых стала компьютерная сеть Интернет.

             С каждым годом, а в последнее время и с каждым месяцем, количество сетевых изданий увеличивается в сотни раз. Наряду с аналогом печатных газет и журналов, в Интернете то и дело появляются исключительно сетевые публикации. Они имеют свои типологические признаки и жанровые особенности. Но в тоже время исследователь всемирной паутины столкнется с проблемой, что в  практически каждой веб-публикации можно выявить черты всех знакомых традиционной журналистике жанров. А вот найти оригинальный веб-репортаж достаточно трудно.

             Именно своеобразие сетевых изданий и особенности жанров интернет–публикаций станут объектом исследования моей работы. Это популярные интернет - газеты и журналы, такие как: Ytro.ru, Lenta.ru, молодежная газета «Территория» и женский интернет – журнал «Beautytime.ru».

             Предметом исследования является жанровая разновидность он-лайн публикаций.        

    Цель моей работы – охарактеризовать жанровую структуру периодических изданий в сети Интернет и выявить оригинальные жанры сетевой публицистики. Для этого предлагается решение частных задач:   

    1.     Дать теоретическое обоснование жанрообразующим факторам в современной журналистике.

    2.     Обосновать специфику жанровой структуры интернет-изданий.

    3.     Выявить жанровые особенности веб-публикаций.

    4.     Определить специфику подачи информации в сетевых изданиях различной жанровой направленности.

    Соответственно поставленной цели и обозначенным задачам были выбраны и методы исследования: типологический метод и метод контент – анализа. Поскольку, как известно, любой текст характеризуется как минимум двумя параметрами: содержанием (контентом) и формой (дизайном), а выражение типологии форм и является жанр.

    Исследования жанров в сфере газетно-журнальной периодики подготовили теоретическую базу для дальнейшего их изучения. Были рассмотрены  работы: А.А. Тертычного «Жанры периодической печати»; Л.Е. Кройчик «Система журналистских жанров»; Л.В. Шибаевой «Жанры в теории и практике журналистики»; М.Н. Ким «Жанры современной журналистики»;  Горохова В.М. «Основы журналистского мастерства».

    В своем исследовании мы будем опираться на три базовых способа отображения в медийном пространстве, которые были обоснованны в книге А.А. Тертычного и использованы при анализе интернет-публикаций Л.В. Кохановой. Именно они и формируют определенные уровни проникновения познающего субъекта в объект: от первоначального чув­ственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее — к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе — его художественного образа).

    Фактография фиксирует события и преобразует их в факты, ко­торые отвечают на вопросы: где, что и когда произошло, т.е. отража­ют свойства предметности (где и что) и актуальности (когда) дейст­вительности. Факт — это явление действительности.

    Аналитика фиксирует связи между фактами с целью выявления и представления закономерностей, разного уровня обобщения, а также прогнозирования возможных событий (фактов).

    Образотворчество создает максимально емкое обобщенное пред­ставление в форме художественного образа целых классов и катего­рий явлений действительности. Нередко это обобщение достигает такого уровня, который называется публицистической (или даже ху­дожественной) типизацией, что сближает журналистику с художест­венной литературой.

    Изучение способов отображения важно для идентификации жанра – задача, которая постоянно ставится в журналистской среде. 

    Другое измерение жанрового пространства определяется тем, что жанровая форма предполагает определенный способ организации материала с изображением жизненных явлений. Жанр определяется совокупностью структурно-композиционных средств, особенностя­ми языка и стиля. Каждому жанру свойствен свой объем информатив­ности, свой уровень обобщения фактов. Жанр — исторически склады­вающийся вид произведения. В литературоведении — тип художест­венного произведения (в единстве специфических свойств его формы и содержания), принадлежащий к разным литературным родам (эпос, лирика, драма). В жанре обобщаются черты, принадлежащие обширной группе произведений.

    Это позволяет рассматривать жанр как типологическое явление, исторически устойчивое, свойственное произведениям разных эпох и направлений.

    К жанрообразующим факторам относят:

    •  содержание произведения (тематика, проблематика);

    •  способ повествования, описания, воспроизведения событий, явлений, системы образов, героев;

    •  отношение автора к изображаемому;

    •  способы и приемы изображения, изобразительно-выразительные средства;

    •  стилевая манера (сравним дружеское или любовное послание и оду, эпиграмму и элегию, драму и комедию);

    •  пафос произведения;

    •  характер конфликтов и их развитие в сюжете.

             В журналистике жанр сочетает все перечисленные факторы и выступает в качестве элемента метаязыка интегрированных социальных коммуникаций, это своего рода современный код, с помощью которого шифруется массовая информация СМИ и дешифруется аудиторией. В интернет – изданиях этот код играет особую роль. Качества, которые отличает он-лайн журналистику от традиционной - это интерактивность и постоянное обновление.  Интернет позволяет оставаться актуальным, оперативно реагируя на события. Новость может быть вставлена в быстро подготовленный аналитиче­ский обзор, который посредством гипертекстовых ссылок связывает­ся с другими материалами. Новость, таким образом, автоматически порождает смысловой контекст и становится центром кристаллиза­ции новой темы. Это стирает какие-либо жанровые границы в сетевых изданиях и является важной особенностью интернет-журналистики.

             Но даже в общепринятой науке о журналистике единого мнения относитель­но понятия «жанр» в настоящее время не сложилось. Одни выделяют новостную журналистику, интервью, оперативное комментирование, репортерское расследование, а также аналитическую, художествен­ную (эссе, очерк) и сатирическую (фельетон, памфлет, пародия, са­тирическая реплика, сатирический комментарий) публицистику.

    Другие включают в информационные жанры заметку, отчет, ин­тервью, информационную корреспонденцию, блиц-опрос, вопрос-от­вет, репортаж, некролог; к аналитическим относят аналитические отчет, корреспонденцию, интервью, беседу, комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, статью, журналист­ское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версию, экспери­мент, письмо, исповедь, рекомендацию (совет), аналитический пресс-релиз; а к художественно-публицистическим — очерк, фельетон, пам­флет, пародию, сатирический комментарий, житейскую историю, ле­генду, эпиграф, эпитафию, анекдот, шутку, игру.

    Подобная несогласованность говорит о том, что в теории жанров пока не найдено общих системных оснований для описания многообразия жанров, и, кроме того, это свидетельствует в пользу жанра, как практического инструмента журналиста. А сетевые издания, как новый вид средств массовой информации, до сих пор остаются подробно не исследованными. Причина тому не только то, что в России существует небольшое количество интернет-изданий, но и тот факт, что изучение Интернета требует специальных профессиональных навыков работы в виртуальном пространстве.  До сих пор не существует определенного метода для описания сетевых публикаций, тем более типологии жанров интернет-изданий. Этим  и определяется актуальность исследования.

    Степень изученность проблемы определяется лишь попытками дать описания зарождающимся жанрам интернет-журналистики, предпринятый А.А. Калмыковой и Л.А. Кохановой в учебном пособии «Интернет–журналистика». Но даже в ней авторы отмечают, что «первое, с чем сталкивается исследователь Интернета, взявшийся выявить жанровую типологию публикаций в сети, это присутст­вие всего во всем, и в каждом, и везде. Черты традиционных журналистских жанров — репортажа, очерка, фельетона, корреспонденции и других — можно найти, если поискать, в любой сетевой публикации. А вот типичный веб-репортаж или ти­пичный веб-фельетон, оказывается, отыскать весьма проблематично. Подобные чистые жанровые формы можно встретить только в изда­ниях-клонах, но, как мы уже договорились, к веб-изданиям копии несе­тевых публикаций имеют такое же отношение, как показ по телевизору фотографии газетной полосы к телевизионной новостной передаче»[1].

    Немалый вклад в типологизации сетевых изданий принадлежит профессору тольяттинского университета А.И. Акопову. Этой проблеме у него посвящено множество работ и статей, опубликованных в различных бумажных и сетевых газетах и журналах. Еще в 1997 году в «Журналисте» вышла его статья «Электронная курилка, компьютерное казино или новый вид СМИ» Обмен новостями и мнениями в сети». В ней автор попытался выявить суть зарождающейся тогда сетевой прессы, проанализировать проблемы и перспективы развития нового сектора СМИ. А в 1998 году он в «Филологическом вестнике РГУ» была опубликованная его статья «Электронные сети, как новый вид СМИ». Эта работа была посвящена электронным сетям вообще, поэтому наряду с Интернетом, описывается и сеть Фидо-нет. Много говорилось о появлении нового информационного пространства и нового сектора СМИ. В заключении автор говорит: «Новому поколению исследователей журналистики предстоит разобраться в типологии электронных СМИ, определить их содержательные и функциональные признаки, детально проанализировать их место и роль в общественном развитии, структуру, жанры, язык и другие составляющие электронной журналистики».

    Кроме того, в 1998 году Акопов становится главным редактором и издателем Ростовской электронной газеты (www.relga.ru), одной из целей которой является изучение сетевой пресса. На страницах этого веб-издания в 2004 году Александр Иванович публикует статью «Текст как сущность и форма сетевой публикации», где предпринял попытку кратко охарактеризовать и сформулировать вопросы и проблемы, связанные с функционированием русской речи в сети. «Конечно, не только в Сети, но и в реальной действительности существует все разнообразие устной и письменной речи, текстов различных жанров и форм, но только в Сети многочисленные аспекты языкового функционирования объединены в причудливый конгломерат переплетенных и перемешенных тем, проблем и вопросов»[2].

    Но все эти исследования проводились для изучения сетевой прессы, как единого целого, акцентировалось внимание лишь на видах интернет-изданий, изучались публикации на соответствие аудиторным потребностям, а также в поле зрения ученых был язык написания материалов.

    Я же в своем исследовании попытаюсь обозначить жанровую структуру веб-публикаций, охарактеризовать жанры, которые используются в сетевых изданиях, будь то веб-репортаж, или веб-фельетон, а также проанализировать, как особенности всемирной паутины влияют на формирование жанра публикаций.


     

















    ГЛАВА 1

    Жанры в арсенале современной журналистики

     

     

     

     

    1.1 Понятие жанра и жанрообразующие факторы

     

             Понятие жанр происходит от французского слово «genre», что означает в дословном переводе – род, вид. Жанр – эта форма, в которой читателю (зрителю, слушателю) представляется подготовленный материал. Впрочем, исходное значение термина нам вовсе не помогает прояснить, что такое жанр. Проблема заключается в том, что не существует единого определения понятия  жанр, как и единой системы жанрового деления. Причин этому несколько: жанр, вид и род являются смежными понятиями, в результате чего их путают (то, что в одном источнике называют жанром, в другом относят к видам, и наоборот); жанры менялись, исчезали и появлялись в процессе исторического развития искусства, литературы и журналистики, поэтому границы между ними порой весьма расплывчаты; некоторые ученые выделяют несколько плоскостей жанровой дифференциации, каждая из которых отвечает какой-либо грани сложного строения и функционирования художественного произведения.

    «Жанр – особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков. При этом в жанре мы имеем дело не со случайной совокупностью черт, а с системой элементов формы»[3].

    В искусстве и литературе  жанр – общность художественных произведений, складывающаяся в процессе исторического развития на основе их самоопределения по предметному смыслу – в  результате взаимодействия гносеологической (познавательной) и аксиологической (оценочной) функций художественной деятельности. Другая, онтологическая сторона творчества (обуславливающая существование произведений искусства в их материальной форме) составляет основу разделения искусства по видам; аксиологическая в единстве с синергетической, преобразующей человека, - по творческому методу и стилю. Жанр – подразделение каждого вида искусства, обусловленное многообразием конкретных возможностей художественного освоения действительности. Жанр отражает свойство избирательности искусства, его прагматическую, утилитарную сторону приспособления к обстоятельствам жиз­ни. Художник, как правило, вынужден для реализации своих идей выбирать из множества путей, решений, способов какой-то один, наиболее реальный, дос­тижимый; в большинстве случаев имен­но тот, который требуют заказчики или за который можно получить вознаграж­дение. Поэтому жанровая определенность — в значительной степени функция мастер­ства, нежели таланта.

    «Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации (в отличие от родов литературы), упорно сопротивляются им. Прежде всего потому, что их очень много: в каждой художественной культуре жанры специфичны (хокку, танка, газель в литературах стран Востока). К тому же жанры имеют разный исторический объем. Одни бытуют на протяжении всей истории словесного искусства (какова, например, вечно живая от Эзопа до С.В. Михалкова басня); другие же соотнесены с определенными эпохами (такова, к примеру, литургическая драма в составе европейского средневековья). Говоря иначе, жанры являются либо универсальными, либо исторически локальными»[4].

             В отличие от других близких понятий, жанр точнее всего отражает актуальность искусства, от­клик творческих усилий художников на запросы времени, исторической об­становки. Сначала появляется потреб­ность в некоторых идеях, затем форми­руется функция, а потом подыскивается нужный предмет. Поэтому жанр явля­ется предметно-функциональным поня­тием.

    Сам термин «жанр» возник в эстетике французского Классицизма середины XVII в., хотя жанровое самоопределение суще­ствовало много раньше. В XVI в. теорети­ки академического искусства раздели­ли его на «высокий» и «низкий» жанр в зависимости от предмета изоб­ражения, темы, сюжета. Это деление укрепилось в практике европейских ху­дожественных академий XVII-XIX вв. В живописи «высоким» считались исторический (ге­роический) и мифологический жанры, «низким» — портрет (за исключением парадного, церемониального, статуар­ного), пейзаж, натюрморт. В литературе существовало противопоставление трагедии и комедии Церковь со своей стороны канонизировала иконо­графию иконописи, алтарной живопис­ной и скульптурной композиции, карти­ны на библейские сюжеты. В протестан­тской Голландии XVII в., напротив, «низкие» жанры — пейзаж, портрет, на­тюрморт, бытовые сценки — оказались ведущими, именно они обеспечивали художнику успех. Разделение на «высо­кие» и «низкие» жанры существовало уже в античном искусстве. По сообще­ниям Плиния Старшего, наряду с худож­никами, выполнявшими ответственные «официальные» заказы, существовали рипарографы (греч. «грязнописцы»; Пли­ний называет их жанр «minoris picturae» — лат. «малая живопись») и «гриллы» (греч. grylos — свинья, поросенок), представители комического жанра. Преобладание какого-либо жанра в определённую эпоху вызвано прежде всего тем, что общественные, социальные интересы сосредоточены на тех сторонах действительности, которые могут быть наилучшим образом  отражены посредством этого жанра. Таковы причины расцвета эпической песни и трагедии в античности, романа и лирики в русской и западноевропейской литературе XIX века, портрета в эпоху Возрождения и в русском искусстве XVIII - XIX веков, оперы и симфонии в русской музыке 19 века. Эстетика современного искусства утверждает необходимость использования всех сложившихся в прошлом и новых, возникающих жанровых структур. Без какого-либо иерархического соотнесения, поскольку оно ориентировано на художественное воссоздание всей полноты человеческой жизни, современной, прошлой и будущей, -  природы, мира вещей, практических деяний человека и его внутренней духовной жизни.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.