Роль экологического фактора в формировании интегрального имиджа города Дзержинска и создание условий инвестиционной привлекательности
Аналогично приведенным
мнениям настроено большинство горожан. Нельзя их винить в выбранной позиции,
ведь она обоснована жизненной необходимостью. А заботиться об имидже
Дзержинска, о состоянии его экологии и перспективах ее улучшения люди будут
лишь тогда, когда будут решены их первоочередные проблемы.[30]
ГЛАВА 3. PR-программа в формировании
экологической составляющей имиджа Дзержинска
Дзержинск исторически сформировался как город при
крупнейших химических предприятиях. На протяжении практически всей его истории,
особенно в период существования командно-административной экономики, в развитии
города доминировал производственный фактор - стремление добиться максимального
эффекта за счет концентрации производства, размещения на территории города
многих химических предприятий, пренебрежения соблюдением экологических норм.
Доминирование интересов производства над интересами гармоничного
социально-экономического развития города привело к целому комплексу проблем,
которые в настоящее время усугубляются быстрым переходом экономики на рыночные
отношения. Но главный проблемой остается экология. И для преодоления этого
кризиса мы несколько предложений. [31]
1. Делать больше заявлений
для прессы, для инвесторов, для областных властей о перспективности Дзержинска
и об удовлетворительном состоянии его экологии.
А) Для прессы:
Заявления должны выходить
систематизировано и регулярно. Они должны быть с экологической направленностью
(но в каждом из них должно подчеркиваться, что Дзержинск – перспективный город
с большим будущим, а его экологическое состояние постепенно улучшается).
Местной прессе нужно дать понять, что от ее интерпретации услышанного во многом
будет зависеть инвестиционное развитие нашего города; и она должна больше
внимания уделять экологической проблеме, не скрывая всей правды от горожан и от
областной и общероссийской прессы.
Б) Для инвесторов:
Конечно же, нельзя
скрывать прошлого нашего города и его последствий. Но необходимо подчеркивать,
что химическое производство с устаревшими технологиями в последнее десятилетие
у нас практически не действует. Но благодаря большому количеству
квалифицированных инженеров, химиков и управляющих, а также дзержинцам с
рабочими специальностями про должных инвестициях можно создать эффективный
производственный комплекс.
В) Для областных властей:
Настаивать на том, чтобы
Дзержинску уделялось больше внимания со всех сторон (информация, инвестиции,
финансирование…). Вторым городом в области (после Нижнего Новгорода) он должен
быть не только номинально, но и фактически. Подчеркивать то, что особенно в
последние лет 15-20 Дзержинску областные власти не уделяли должного внимания во
многих вопросах. Необходимо просить их содействия и сотрудничества по
привлечению большего количества иностранных инвесторов для нашей промышленности
и большего внимания со стороны областных СМИ. Это повысит престиж не только
самого Дзержинска, но повысит значимость, престиж всей области и ее столицы.
2. Развивать и улучшать
городскую службу экологического мониторинга. Увеличивать тираж обзорных брошюр
по экологическому состоянию города, приводить в них больше сравнений с другими
городами России.
Служба экологического
мониторинга у нас одна из лучших в России, но сейчас она переживает не лучшие
времена. К проблемам МП "РЦЭМ" городская администрация должна
относиться с большим вниманием, так как деятельность этой службы имеет для
города первоочередное значение: создает большую инвестиционную
привлекательность, делает экологическое состояние города более доступным для
общественности и помогает Дзержинску по некоторым критериям иметь
конкурентноспособность со многими российскими городами. Что касается
последнего, то это особенно важно для поднятия престижа города.
Служба экологического
мониторинга с ее качественной деятельностью должна освещаться не только
местными, но и областными и даже общероссийскими СМИ. Это повысит не только
значимость самого Дзержинска, но и всей Нижегородской области.
3. Чаще контактировать с
городскими, областными и, желательно, с общероссийскими СМИ по вопросам
привлечения инвестиций в наш город и доказывать нормальное качество нашей
экологии.
Информация,
распространяемая СМИ, во многих случаях – основной источник образа объекта,
создаваемого в умах общественности. Наш город как пример такового объекта с его
имиджем, его историей и отношением к нему со стороны инвесторов на данном этапе
не сослужит образцом. Поэтому просто необходимо в корне менять отношение к
Дзержинску областных и региональных СМИ. Нужно предоставлять им различные факты,
различную информацию, свидетельствующую об улучшении экологии Дзержинска и о
его инвестиционной привлекательности.
Зачастую СМИ, владеющие
недостоверной информацией или сознательно изменяющие ее в целях
скандально-новостного преподнесения событий, могут негативно повлиять как на
имидж отдельной персоны, так и целого предприятия, даже города, даже всей
области. Не нудно бояться судиться с "неблагородными" СМИ и требовать
от них правдивого освещения информации. Благодаря этому наша администрация
сможет добиться не только позитивного отношения к Дзержинску, но и просто
привлечет к нему больше внимания, тем самым, повысив его престиж и значимость
для области и России в целом.
4. Уделять больше
внимания вопросу привлечения инвестиций и смежному с ним вопросу улучшения
отношения к нашей экологии на заседаниях Городской Думы, думских комитетах,
общественных организаций и союзов Дзержинска.
Не зря депутатов
называеют "народными избранниками". Они должны до конца отстаивать
интересы города и его жителей. А первоочередными проблемами дзержинцев
(впрочем, как и жителей большинства российских городов) являются безработица,
низкий социально-экономический уровень жизни, большой процент заболеваемости и
смертности. На все это и прямо, и опосредовано влияет экологическая обстановка
в городе.
Дзержинские депутаты как
в своей индивидуальной деятельности, так и в работе комитетов должны уделять по
возможности больше внимания экологической ситуации и учитывать все ее
негативное влияние на количество инвестиционных вложений в промышленность. Оно
оставляет желать лучшего и в значительной степени, в их силах изменить к
лучшему сложившуюся инвестиционную ситуацию.
3.2 Предлагаемая
программа для местных СМИ, направленная на улучшение отношения к экологии Дзержинска
и повышение его инвестиционной привлекательности
1. Больше обращать
внимание на инвестиционную перспективность нашего города и на относительно
благополучную экологическую обстановку.
В предложенной программе:
цикл теле-, радиопередач, газетных статей и репортажей, имеющих совокупную
значимость по повышению престижа Дзержинска. Они будут посвящены более
правдивому и полному освещению экологической ситуации в городе, всем ее
изменениям, также перспектив промышленных предприятий и сравнительно небольших
организаций города в плане их инвестиционной привлекательности и значимости.
2. Контактировать с
областными и общероссийскими СМИ, проводить в них больше информации о нашем
городе и его преимуществах.
Подобные контакты
особенно необходимы в ситуации, сложившейся на данный момент, когда Дзержинску
не уделяется должного внимания со стороны не только правительства, но и
областных властей.
Город стоит на пороге
экономического кризиса. В этом в огромной степени виновата слабо развитая
инвестиционная сторона в экономике Дзержинска, а это – составляющая производной
от экологической ситуации (зарубежные инвесторы просто боятся вкладывать деньги
в устаревшие производственные технологии, негативно влияющие на окружающую
среду. На Западе к проблемам экологии относятся намного серьезнее, чем у нас в
России. Местным промышленникам и предпринимателям необходимо это учитывать).
А СМИ в значительной мере
способны прояснить экологическую ситуацию в городе, информационно
"отвоевать" его жизнеспособность и промышленный потенциал. Это
возможно лишь с выходом на областную и общероссийскую арену печати, радио,
телевидения и Интернета. Желательно "достучаться" и до мировых
информационных служб. Хорошие инвесторы еще не отказывались от перспективных и
качественных объектов инвестиций.
3. Поднять вопрос о
несправедливых обвинениях в адрес Дзержинска и его "кризисной"
экологической ситуации, всячески это опровергать.
На нынешнем поле СМИ
информационная война не станет новшеством. Но целью местных СМИ не должно быть
просто привлечение внимания к своим изданиям или программам – они просто
обязаны "отстоять Дзержинск, донести до общественности истинную суть нашей
инвестиционной проблемы и предложить ее решения.
Посредством регулярных
контактов, проводимых "на равных" с областными и российскими СМИ
можно заявить о нашем городе как о полноправном промышленном центре с
уникальными особенностями и предпосылками. Не нужно бояться опровергать
несправедливые суждения о Дзержинске, недостоверные факты, приводимые в
российских СМИ. "Самый грязный город на планете" (программа канала
НТВ) должен отстаивать свои права на информационную достоверность и заявлять о
себе как о полноправном значимом субъекте, способным самому предоставлять о
себе правдивую информацию, доказывать ее фактами.
4. Привлекать население
нашего города путем проведения различных конкурсов, акций, мероприятий,
посвященных прославлению Дзержинска и его поддержке.
Жители города обязательно
должны участвовать в формировании его имиджа, в создании его инвестиционной
привлекательности, ведь от притока инвестиций будет зависеть их обеспеченность
рабочими местами и определенный уровень заработка, также это поможет улучшить
отношение горожан к городским властям, к местным СМИ. Благодаря совместным
усилиям жителей города, местных властей и прессы можно добиться улучшения
уровня жизни Дзержинска.
Сплоченность в действиях,
информационная открытость и доступность, свободная дорога к нововведениям
всячески посодействуют продвижению Дзержинска на общероссийской и международной
арене.
5. В печатных СМИ –
провести акцию среди горожан на лучшую статью об инвестиционной
привлекательности нашего города. На радио и телевидении транслировать больше
опросов с мнениями и высказываниями дзержинцев по поводу экологической ситуации
города.
Дзержинцы должны не
просто обладать информацией о состоянии местной экологии и связанными с этим
экономическими проблемами. Они еще должны предлагать свои пути и методы выхода
из кризиса для властей города. Местные СМИ в данной ситуации служат посредником
между простыми людьми и властвующими чиновниками.
Через газеты, радио,
телевидение администрация может объявить конкурс среди населения на лучший
инвестиционный или экологический проект. Совместными усилиями можно добиться больших
результатов в развитии Дзержинска и улучшить тношение к нему не только со
стороны потенциальных инвесторов или российского правительства, но и со стороны
местных жителей. Влияние и значимость поддержки последних, увы, многие склонны
недооценивать.
1. Уделять больше
внимания экологическому состоянию своего производства.
Несмотря на то, что первоочередными
проблемами для Дзержинска, как и для многих других городов России, являются
экономические и социальные проблемы, руководители многих наших предприятий в
ходе их решения не должны забывать о проблемах экологии. Последние наиболее
значимы в условиях инвестиционной недостаточности и острой нужде городской
промышленности в финансовых вливаниях.
Зарубежный инвестор даже
не станет слушать о квалификационной подготовке персонала предприятия, о его
перспективах развития и об уникальности производственной базы, если в ходе
предварительных исследованиях узнает об экологической опасности, которую может
нести за собой производство. Местные промышленники и предприниматели не должны
забывать об этом: просто необходимо строить больше очистных и перерабатывающих
сооружений на производствах, следить за состоянием выбросов в атмосферу и,
вообще, нужно вести производственную деятельности с учетом современных
международных требований. Только в этом случае Дзержинск и его предприятия
станут конкурентоспособными на рынке инвестиций.
2. Организовывать чаще
экологические проверки и данные опубликовывать.
Не секрет, что состояние
нашей экологии далеко от идеала. Об этом знаем мы, знает область, знает страна.
Но во избежание преувеличения всех недостатков (чего уже сделано и делается
немало) нашей экологии правильным будет открыто для общественности проводить
регулярные оценки состояния экологии города в целом, а также в отдельности
влияния на нее деятельности различных местных предприятий.
Чем правдивее, яснее и
открытее будет информация, предоставляемая на суд широкой общественности, тем
легче будет справиться с существующими проблемами и предупредить возникающие.
Руководители предприятий и их приближенные в состоянии решить многие проблемы,
связанные с неадекватным восприятием проблемы экологической ситуации в городе.
А от благоприятного исхода этой ситуации зависит деятельности заводов,
предприятий, развивать которую в больших масштабах можно лишь с привлечением
крупных инвесторов.
3. При беседе с
потенциальными инвесторами подчеркивать готовность к внедрению новых
экологически чистых и безотходных производств и самим пытаться установить
подобное оборудование.
Иностранные инвесторы
очень чутко относятся к нововведениям и в большей степени, чем российские,
осознают их значимость для развития современного производства. Внедрение современных
технологий в производство – первоочередная задача руководителей наших заводов.
Промышленно-технлогической стороны мы касаться не будем – рассмотрим лишь
экологическую составляющую.
Безотходное производство,
биотехнологии для России – это новинка, для Запада – норма. Это в первую
очередь должны учитывать местные промышленники и предприниматели. При общении с
потенциальными инвесторами порекомендуем им изъявлять готовность на
строительство на их заводах таких новых сооружений (если нет и на это своих
средств), которые бы сделали производство не только быстрым и продуктивным, но
и безопасным.
4. Сотрудничать со СМИ
любого уровня, передавать им информацию о своих предприятиях.
Грамотно спланированная
стратегия сотрудничества со СМИ любого уровня и масштаба и в соответствии с ней
предпринимаемые тактические действия в значительной степени облегчит
поступление информации о предприятиях как для целевых аудиторий, так и для
общества в целом.
Городские промышленники и
предприниматели ни в коем случае не должны обособляться от СМИ, а, наоборот, по
возможности сотрудничать с ними только с позитивной стороны. Благодаря
совместным скоординированным действиям и единой целевой направленности (что
вполне можно ожидать от городских и областных СМИ) можно добиться правдивого
освещения информации и создания инвестиционной привлекательности городских
предприятий.
5. Объединяться в союзы,
организации, устраивать конференции по выявлению проблем и способов их решения.
Только объединившись с
группы и союзы по интересам можно добиться создания условий для развития своей
промышленности. Радует тот факт, что руководители крупных и средних дзержинских
предприятий это осознают. Хотелось бы порекомендовать им объединяться не только
в политически значимые союзы и негласные образования, но именно имеющие влияние
на привлечение больших инвестиций, на улучшение отношения к состоянию экологии
в городе.
Представленная программа
являет собой рекомендации по улучшению инвестиционной привлекательности города,
а также улучшения отношения к нему его жителей, и областных и региональных СМИ.
Эти предложения обращены к городской Администрации, местным СМИ и дзержинским
предпринимателям и промышленникам.
Заключение
В приведенной работе
авторами была выявлена роль экологического фактора в формировании интегрального
имиджа города Дзержинска и предложена разработанная PR-программа для Администрации города, местных СМИ и городских
предпринимателей и промышленников по созданию условий инвестиционной
привлекательности города и улучшения его имиджа в глазах региональных и
общероссийских СМИ, а также в глазах его жителей.
В данной работе не просто
анализируется роль экологического фактора в формировании имиджа города, но еще
представлены предложения по разработке плана для выведения Дзержинска из
сложившегося кризиса. Проделанная работа особенно актуальна тем, что на данном
этапе экономического и социального развития Дзержинска предложена разработка
его нового инвестиционного имиджа.
Если обратиться к структурной композиции работы, то можно подвести
определенные итоги.
В первой главе подробно
описана роль экологии и экологического фактора в развитии современного общества
в целом и, в частности, общества города Дзержинска.
Во второй главе большая
часть внимания уделена описанию экологической обстановки города, а также
охарактеризованы его проблемы и описано отношение горожан и инвесторов к
«городу химиков», приведены ранее использованные попытки местной Администрации
и промышленных лидеров, направленные на улучшения отношения к экологической
обстановке в городе. Помимо этого проанализированы предпринятые ранее попытки
по улучшению инвестиционного имиджа города и предложены некоторые рекомендации
по его развитию и изменению в лучшую сторону.
В третьей главе
предлагается определенная программа, направленная на улучшение формирования
инвестиционной привлекательности города и улучшения отношения к экологической
ситуации, сложившейся в нем, предназначенная для Администрации города, для
местных СМИ и городских промышленников и предпринимателей.
Сноска №30. По данным социологического исследования, проведенного в г.
Дзержинске: опрос 150 жителей, 87% ответили, что им необходимы деньги, только
после этого они будут думать об улучшении обстановки в городе, 3% – довольны
всем, 6% – хотели бы сменить город, а 4% – им все равно на то, что происходит в
городе.
Таблица 1 Объем капитальных вложений в природоохранные объекты
Объем затрат млн. руб.
|
1990
|
1991
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
Всего
|
20,38
|
91,5
|
93,3
|
1555,3
|
2187,6
|
4805,2
|
5673,7
|
6183,5
|
7,521
|
13,56
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— на охрану водных объектов
|
15,06
|
13,6
|
37,9
|
742,4
|
816,1
|
2809,6
|
3126,3
|
2867,3
|
3,692
|
6,58
|
— на охрану атмосферного воздуха
|
5,32
|
7,8
|
55,4
|
812,9
|
1371,5
|
590,6
|
1381,5
|
2783,2
|
3,286
|
6,18
|
Таблица 2 Динамика объема выбросов загрязняющих веществ в
атмосферу г. Дзержинска
Загрязняющие вещества, т
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
Всего,
|
74015
|
49066
|
39923
|
41938
|
42157
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
— твердые
|
4104
|
2309
|
1370
|
2808,2
|
2753,1
|
— газообразные и жидкие
|
53436
|
46756
|
35524
|
39092,4
|
35126,3
|
— оксиды азота
|
7324
|
6203
|
5955
|
528 161
|
5279,3
|
— оксиды серы
|
25042
|
20303
|
20454
|
24451
|
19206,1
|
— летучие органические соединения
|
5159
|
2165
|
2572
|
3263,1
|
3996,2
|
— углеводороды
|
4208
|
3133
|
2845
|
1781,9
|
2238
|
Таблица 3
Предприятие
|
Выбросы загрязняющих веществ, т/год
|
Изменение выбросов, т/год
|
|
1998
|
1999
|
|
ОАО «Капролактам»
|
1259,14
|
3124,137
|
+1865,123
|
ОАО «Оргстекло»
|
3683,220
|
3128,690
|
+1445,47
|
ОАО «Корунд»
|
2485,125
|
3350,074
|
+864,949
|
ОАО «Синтез»
|
1533,089
|
2617,465
|
+1084,376
|
ГП «Завод им. Свердлова»
|
2080,945
|
1770,098
|
-310,847
|
Список
используемой литературы
Учебники и учебные
пособия:
Дзержинск: экологическая
обстановка – 2001г.– С. 15.
Журнал "Экология и жизнь".
Статья А.Л.Самсонова.
Инвестиционный каталог. «Великие реки
– 2004». Май ½. – С. 33
Состояние окружающей среды и
природных ресурсов г. Дзержинска в 1999 г. С. 24
Состояние окружающей среды и
природных ресурсов г. Дзержинска в 2000 г. С. 12
Социологическое исследование,
проведенного в г. Дзержинске: опрос 150 жителей
Интервью и авторы статей по экологии:
Андреев М. Долгодворов В. Дышать и пить запрещено.
Дзержинск: мертвая зона в центре России // Труд. — 2001. — 27 ноября. — С.5
Иванов Н.И., И.М.Фадина. Учебник.
Инженерная экология и экологический менеджмент. М. «Логос». – С. 439
Матвеева С. Казнить нельзя,
помиловать // Дзержинец. — 2003. — 29 января. С. 2
Прозоров В.: председатель комитета по
экологическому контролю г.Дзержинска
Сабитов Х. Первый шаг к
экологическому благополучию. Интервью с начальником отдела использования
природжных ресурсов.
Соколов В.В. Дзержинск экологическая обстановка – 2001.–
С. 17.
Ульянов В.М. Экология. Н. Новгород,
2000 г. 5-11
[1] #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] См.: В.М.Ульянов.
Экология. Н.Новгород, 2000 г. 5-11
[3] Инвестиционный каталог.
«Великие реки – 2004». Май ½. – С. 33
[4] Журнал "Экология и
жизнь". Статья А.Л.Самсонова.
[5] См.: #"#_ftnref6"
name="_ftn6" title="">[6]
См.: #"#_ftnref7" name="_ftn7"
title="">[7] Андреев М. Долгодворов В. Дышать и пить запрещено.
Дзержинск: мертвая зона в центре России // Труд. — 2001. — 27 ноября. — С.5.
[8] См.: Соколов В.В.
Дзержинск экологическая обстановка – 2001.– С. 17.
[9] Состояние окружающей
среды и природных ресурсов г. Дзержинска в 1999 г. – С. 14-16.
[10] Матвеева С. Казнить
нельзя, помиловать // Дзержинец. — 2003. — 29 января. — С. 2.
[11] См.: Андреев М. Долгодворов В. Дышать и пить запрещено. Дзержинск:
мертвая зона в центре России // Труд. — 2001. — 27 ноября. — С.5.
[12] См.: Состояние
окружающей среды и природных ресурсов г. Дзержинска в 1999 г. С. 15
[13] См.: Х.Сабитов. Первый
шаг к экологическому благополучию. Интервью с начальником отдела использования
природжных ресурсов.
[14] См.: Состояние
окружающей среды и природных ресурсов г. Дзержинска в 1999 г. С. 24
[15] См.: Состояние
окружающей среды и природных ресурсов г. Дзержинска в 1999 г. С. 6
[16] См.: Состояние
окружающей среды и природных ресурсов г. Дзержинска в 2000 г. С. 12
[17] См.: Матвеева С. Казнить
нельзя, помиловать // Дзержинец. — 2003. — 29 января. — С. 2.
[18] См.: Матвеева С. Казнить
нельзя, помиловать // Дзержинец. — 2003. — 29 января. — С. 2.
[19] См.: Дзержинск
экологическая обстановка – 2001.– С. 15.
[20] Н.И.Иванов, И.М.Фадина.
Учебник. Инженерная экология и экологический менеджмент. М. «Логос». – С. 439.
[21] В.Прозоров: председатель
комитета по экологическому контролю г.Дзержинска
[22] См.: Н.И.Иванов, И.М.Фадина.
Учебник. Инженерная экология и экологический менеджмент. М. «Логос». –С. 264.
[23] Инвестиционный каталог.
«Великие реки – 2004». Май ½. – С. 21.
[24] В.Прозоров: председатель
комитета по экологическому контролю г.Дзержинска
[25]См.: #"#_ftnref26" name="_ftn26" title="">[26] Инвестиционный каталог.
«Великие реки – 2004». Май ½. – С. 19
[27] #"#_ftnref28" name="_ftn28" title="">[28] #"#_ftnref29" name="_ftn29" title="">[29] #"#_ftnref30" name="_ftn30" title="">[30] По данным
социологического исследования, проведенного в г. Дзержинске: опрос 150 жителей.
См. приложение.
[31] http://www.urbaneconomics.ru/projects.php?folder_id=53&mat_id=9
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|