PR в государственных структурах на примере Воронежской областной администрации и Воронежской городской администрации
Нужно отметить, что
современная российская практика PR
весьма противоречива. В PR-подразделениях
органов власти и управления под "связями с общественностью" подчас
понимается пропаганда успехов администрации, исходя из личных предложений и
пристрастий которой строится сама программа действий.
Также, становление этой
сферы PR сопряжено с рядом недостатков:
- суперконцентрация
профессионалов PR и PR-структур в столичных центрах, прежде
всего конечно в Москве, и слабое развитие, низкий уровень PR-продукции регионов;
- медленное формирование
в провинции культуры демократического общения - первоосновы появления и
развития этой области PR-продукции;
- бурное развитие на
местах образовательной деятельности по специальности "Связи с
общественностью" в отрыве от конкретной государственной практики;
- чрезвычайно медленный
разворот российских структур к международному рынку[10].
Переход в России к
демократическим отношениям в обществе и качественно новым товарно-денежным
отношениям предполагает позитивные перемены во взаимодействии граждан и
государственных структур, основанных на доверии и взаимопонимании. Большую роль
в налаживании взаимных связей государственных структур и общественности отводят
службам паблик рилейшенз. Однако эти подразделения в государственных органах
приживаются пока достаточно сложно и медленно.
Сегодня многие
государственные учреждения не торопятся создавать PR-подразделения. Это происходит по следующим причинам:
- недоверие к службам PR как к неконкретной сфере, требующей
дополнительных финансовых затрат;
- многие руководители
органов власти считают, что осуществление связей с общественностью - это их
собственная прерогатива, успешно ими решаемая и не требующая использования
профессиональных и компетентных специалистов;
- боязнь привлечения
внимания общественности к спорным вопросам и недооценка необходимости учиться
жить и работать в новом социокультурном режиме рыночных отношений, при котором
значительно расширяются сферы влияния общественного мнения и деятельности
коммерческих и общественных структур.
В России еще предстоит
сформировать четкий механизм повседневной деятельности PR в органах государственной власти, где работа специалистов и
всей службы в целом станет эффективной лишь тогда, когда органы государственной
службы, получая полную информацию об общественном мнении, используют ее в
качестве органически встроенной части как в процесс принятия государственного
решения, так и в механизм деятельности органов государственной власти[11].
Глава 4. Сравнение
структуры и особенностей функционирования PR-подразделений в государственных
организациях на примере городской и областной администраций г. Воронежа
Проанализировав Положения
по связям с общественностью различных субъектов Российской Федерации, можно
сделать вывод относительно основных целей деятельности служб по связям с
общественностью:
- обеспечение гласности,
прозрачности и открытости в работе;
- обеспечение связей с
гражданами и их объединениями;
- содействие
сотрудничеству с гражданами, их объединениями в разработке и реализации
программ и решений;
- содействие реализации
законодательства;
- содействие становлению
институтов гражданского общества.
Среди же основных
функций, характерных для большинства государственных органов, можно выделить:
- установление, поддержание
и расширение контактов с гражданами и организациями;
- изучение общественного
мнения и информирование общественности о существе принимаемых решений;
- анализ общественной
реакции на действия должностных лиц и органов власти;
- обеспечение органов
власти прогнозными аналитическими разработками;
- формирование
благоприятного имиджа власти и должностных лиц;
Эти направления
модифицируются в зависимости от уровня деятельности органов власти:
Микроуровень, когда
анализируются отношения внутри органов власти и каждый из них рассматривается
как относительно автономный субъект управления.
Мезоуровень, когда
анализируются отношения между различными структурами государственного и
муниципального управления.
Макроуровень, когда
анализируются отношения органов власти с институтами гражданского общества,
социальными группами[12].
Пресс-центр Воронежской
областной Думы является органом правительства по работе с общественностью и
СМИ.
Центр находится в непосредственном
подчинении губернатору области и существует в этом государственном органе на
правах самостоятельного отдела.
Документами Центра
определены главные задачи его создания:
- информационное
обеспечение деятельности областной администрации и ее подразделений;
- анализ и формирование
общественного мнения по вопросам, касающихся деятельности областной
администрации и ее подразделений;
- установление связей с
федеральными органами представительной и исполнительной власти, взаимодействие
с политическими партиями, движениями, общественными объединениями (в том блоке
вопросов, которые касаются деятельности Областной администрации);
Можно расшифровать эти
задачи, рассмотрев подробно функции, которые Центр осуществляет в своей
практике:
- оперативное распространение
через информационные агентства, печать, радио, и телевидение заявлений,
сообщений, пресс-релизов, других материалов, разъясняющих деятельность
Областной администрации;
- организация
пресс-конференций, брифингов, встреч с российскими и зарубежными журналистами,
подготовка заявлений для печати;
- организация выступлений
руководителей администрации по радио, на телевидении, в печати с освещением
проблем и задач деятельности Областной администрации;
- подготовка печатных и
фотоматериалов, отражающих деятельность органов Областной администрации;
- развитие информационных
связей с пресс-службами других региональных органов исполнительной власти,
информационными службами других регионов;
- оказание содействия в
издании журналов, газет специального назначения, задача которых освещать
деятельность Областной администрации;
- анализ и обобщение
публикаций СМИ в интересах развития деятельности Областной администрации,
совершенствование деятельности органов администрации;
- установление связей с
союзами журналистов, другими творческими союзами, редакциями газет, журналов,
других периодических изданий, радио, телевидения;
- содействие
систематическому освещению работы органов администрации в СМИ, подготовку в
этих целях программ, сообщений;
- осуществление связей с
общественными объединениями, партиями, движениями в целях привлечения
представителей общественности к проведению мероприятий, в ходе которых Центр
создает благоприятную коммуникативную обстановку вокруг администрации и ее
руководителей;
- обеспечение руководства
Областной администрации оперативными материалами, опубликованными в СМИ, о
съездах, конференциях, митингах, демонстрациях и иных акциях политических
партий, профсоюзов, и других общественных объединений, если они содержат
информацию, относящуюся к деятельности органов администрации;
- обеспечение руководства
Областной администрации информацией об общественном мнении, реакции на
деятельность органов администрации;
- установление контактов
с издательскими домами, творческими союзами, оказание им помощи в создании
произведений, воспитывающих уважение и патриотическое чувство к родному краю;
- рассмотрение обращений
граждан и организаций по вопросам, относящимся к функциям Центра;
Для успешного
осуществления своих обязанностей, и, таким образом, для достижения поставленных
перед ними целей, Центру предоставляется право:
- запрашивать информацию
у структурных подразделений Областной администрации, ее территориальных органов
власти, юридических лиц, получать необходимые документы и сведения, направлять
своих представителей для участия в конференциях, семинарах и т.д.;
- по согласованию с
губернатором осуществлять контакты с органами законодательной и исполнительной
власти, их управлениями, пресс-центрами, пресс-службами;
- вести переговоры с
общественными и творческими организациям, отдельными лицами, в установленном
порядке заключать с ними договоры и соглашения;
- вступать в контакт с
органами образования, науки, общественностью и СМИ для организации
учебно-просветительской деятельности;
- принимать участие в
заключении договоров на проведение аналитических исследований и в экспертизе
материалов по вопросам, относящимся к компетенции Центра;
- вносить руководству
Областной администрации предложения по совершенствованию деятельности
Министерства в целом и Центра в частности.
Для сравнения работы
Областной администрации мы предлагаем рассмотреть функционирование
информационно-аналитического отдела администрации городского округа г. Воронеж.
В
структуру управления входят отделы: информационный, аналитический и секторы:
организации событий, общественных связей.
1.
Информационный отдел
Начальник
информационного отдела является заместителем руководителя управления.
Задачи
отдела:
1.
Организация эффективного использования информационных ресурсов муниципальных
органов власти города Воронежа и структурных подразделений администрации города
для реализации политики открытости и гласности.
2.
Взаимодействие со СМИ.
3.
Участие в разработке и реализации программ по формированию позитивного
общественного мнения о политике исполнительных органов власти города Воронежа.
4.
Организация пресс-конференций, брифингов, интервью.
5.
Подготовка текстов выступлений главы города в СМИ.
6.
Подготовка материалов для СМИ о деятельности главы города и проводимой им
политике.
7.
Подготовка и размещение информации на сайте администрации города.
8.
Взаимодействие с пресс-службами федеральных органов власти, российскими и
зарубежными СМИ, журналистами.
2.
Аналитический отдел
Задачи
отдела:
1.
Проведение анализа и прогнозирование социальной и политической обстановки в
городе Воронеже.
2.
Обеспечение объективной информацией главы города.
3.
Разработка и реализация программ по формированию позитивного общественного
мнения о реализуемой политике исполнительных органов власти.
4.
Определение приоритетных задач деятельности структурных подразделений
управления.
5.
Проведения мониторинга электронных и печатных СМИ.
6.
Определение тематики социологических опросов и взаимодействие с
социологическими центрами.
7.
Подготовка и размещение на сайте администрации города сведений о главе
администрации города и его заместителях, а также аналитических материалов о
деятельности отраслевых управлений.
3.
Сектор организации событий
Задачи
сектора:
1.
Организация акций и мероприятий с участием главы города, его заместителей,
руководителей отраслевых управлений с привлечением населения, общественных
движений и СМИ.
2.
Создание информационных поводов для освещения деятельности главы города и
администрации города.
3.
Внесение предложений по организации событий для их последующей реализации на
основе анализа динамики общественного мнения и данных аналитического отдела
управления.
4.
Сектор общественных связей
Задачи
сектора:
1.
Обеспечение взаимодействия муниципальных органов власти и структурных
подразделений администрации города с общественными объединениями.
2.
Организация проведения семинаров, конференций, встреч с общественностью.
3.
Содействие социальным инициативам организаций и граждан.
4.
Организация систематической работы с населением через сеть общественных
приёмных города.
5.
Подготовка и размещение на сайте администрации города сведений об общественных
объединениях и политических партиях.
Изучив
работу информационно-аналитического управления администрации городского округа
город Воронеж, можно сделать вывод, что работа осуществляется эффективно, и
управление выполняет все свои основные функции и задачи.
Каждая
из администраций имеет свои электронные сайты. На этих сайтах регулярно
публикуются материалы, которые широко освещают деятельность всех отделов
администраций и депутатов. На сайте городской администрации публикуется
материалы о мэре города и его постановлениях, работе депутатов, заседаниям
городской думы, об этапах реализации муниципальных и ведомственных целевых
программ. На сайте областной администрации, который называется официальным
Интернет - порталом достаточно прозрачно предоставлена вся информация о работе
государственного органа. Посетители могут ознакомиться с составом и структурой
администрации, с деятельностью депутатов, комитетов, фракций, а также с
готовящимися законопроектами. На сайте можно задать вопрос представителю
Воронежской области в совете федерации РФ и узнать последние новости о его
работе. Также всем посетителям можно прочитать электронные варианты
информационного бюллетеня «Областная дума» за последние пять лет.
Таким
образом, оба государственных органа активно работают с общественностью и
стараются максимально полно предоставить информацию о своей работе. Областная и
городские администрации стремятся к благоприятному имиджу в глазах граждан и поэтому,
к сожалению, не всегда дают объективную оценку тем или иным событиям, а также
крайне невелико количество материалов на «острые» вопросы.
Заключение
PR является неотъемлемой
частью эффективного управления любой организованной формы деятельности:
государственной и муниципальной, производственной, коммерческой, общественной и
т.д., включающих в себя отношения внеценовой конкуренции (престиж, авторитет,
репутация, доверие, взаимопонимание и т.д.). PR – это специальная наука и
искусство управления социальной информацией в условиях внеценовой конкуренции.
В России связи с
общественностью развиваются с начала 90-х годов. Методы PR первыми начали
использовать представители деловых кругов. В Москве были открыты
представительства международных агентств, возникли российские агентства. В
государственный реестр профессий внесли новую специальность, и сегодня уже
многие вузы выпускают дипломированных PR-специалистов.
В практике работы
государственной власти и местного самоуправления многих стран признана
необходимость иметь эффективные PR-службы,
причем их названия и круг полномочий могут быть различны. PR-подразделения здесь призваны
обеспечивать регулярное предоставление информации о результатах деятельности
органов государственной власти, их планах и принимаемых решениях, а также
реализовывать воспитательно-информационную функцию, направленную на просвещение
общественности в сфере ответственности этих органов.
Первыми в России
коммуникации по связям с общественностью поставили на профессиональную основу
силовые структуры и спецслужбы, создав у себя соответствующие отделы. В
администрации Президента РФ в 1996 году создано управление по связям с
общественностью. В Министерстве финансов функционирует департамент общественных
и межрегиональных связей.
Нужно отметить, что
современная российская практика PR
весьма противоречива. В PR-подразделениях
органов власти и управления под "связями с общественностью" подчас
понимается пропаганда успехов администрации, исходя из личных предложений и
пристрастий которой строится сама программа действий.
Управленческая
деятельность, не осознанная обществом и не получившая его положительного
отклика, в демократическом государстве обречена на неудачу. Вот почему успех
деятельности любой организации в России сегодня в известной степени зависит от
практического использования механизма PR. Успех же деятельности служб по связям с общественностью в органах
государственной власти определяется тем, насколько точно осознаны
закономерности PR в сфере
управления, как полно "идеальная модель" служб по связям с
общественностью воспроизведена в организационной структуре и насколько
рационально используются механизмы и методики PR.
Список литературы
1. Т.В. Астахова. Связи с
общественностью для третьего сектора. – М., 1996.
2. Дмитриев А.В. Неформальная
политическая коммуникация. – М., 2003. – 340 с.
3. Иванов В.Н. Социальные технологии в
современном мире. – М., 2004 – 413 с.
4. Капитонов Э.А. Организация службы
связей с общественностью. – Ростов н/Д., 1997. – 68 с.
5. Комаровский В.С. Связи с
общественностью в политике и государственном управлении.- М.: РАГС, 2001.- 520
с.
6. Королько В.Г. Основы паблик
рилейшенз. - М., Рефл-бук, 2001. - 528 с.
7. Почепцов Г.Г. Информационные войны. -
М.: Рефл-бук, 2001. - 576 с.
8. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшенз для
профессионалов.- М.: Рефл-бук. – 2001.- 624 с.
9. Сащенко Н.П. Эффективность
взаимодействия государства и гражданского общества в России:
социально-психологический аспек //Власть.- 2002.- № 5.
Размещено на
1Э.А. Капитонов. Организация службы связи
с общественностью. - . Ростов н/Д. – 1997.
2Т.В. Астахова. Связи с общественностью
для третьего сектора. – М., 1996.
3Э.А. Капитонов. Организация службы связи
с общественностью. -Ростов н/Д, 1997.
[4]
Королько В.Г. Основы паблик рилейшенз. - М., Рефл-бук, 2001.
[5]
Э.А. Капитонов. Организация службы связи с общественностью. - Ростов н/Д. –
1997.
[6]
Сащенко Н.П. Эффективность взаимодействия
государства и гражданского общества в России: социально-психологический аспек
//Власть.- 2002.- № 5.
[7]
Почепцов Г.Г. Информационные войны. - М.: Рефл-бук, 2001.
[8]
Почепцов Г.Г. Паблик рилейшенз для профессионалов.- М.: Рефл-бук. – 2001.
[9]
Королько В.Г. Основы паблик рилейшенз. - М., Рефл-бук, 2001.
[10]
Сащенко Н.П. Эффективность взаимодействия
государства и гражданского общества в России: социально-психологический аспект
//Власть.- 2002.- № 5.
[11]
Капитонов Э.А. Организация службы связей с
общественностью. – Ростов н/Д., 1997.
12Дмитриев А.В. Неформальная политическая
коммуникация. – М., 2003.
Страницы: 1, 2
|