PR в государственных структурах на примере Воронежской областной администрации и Воронежской городской администрации
PR в государственных структурах на примере Воронежской областной администрации и Воронежской городской администрации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Воронежский государственный
университет
Факультет журналистики
Специальность “Связи с общественностью”
Кафедра связей с общественностью
Курсовая работа
PR-службы в государственных
организациях на примере Воронежской Областной администрации и Администрации
городского округа город Воронеж
Выполнил: студент III к. 11 гр.
Куленко О. В.
Проверил: преп. Попов. С.А.
Воронеж 2009
Содержание
Введение
Глава 1. Что такое PR
Глава 2. PR в государственных
организациях
Глава 3. PR-службы
в государственных организациях России
Глава 4. Сравнение структуры и особенностей функционирования PR-подразделений в государственных
организациях на примере городской и областной администраций г. Воронежа
Заключение
Список литературы
Введение
Социально-экономические
преобразования, происходящие в России, привели к радикальным переменам в
жизнедеятельности общества, к трансформации социальной системы и, в частности,
многих социальных связей. Как следствие этого, произошло разрушение традиций,
которое повлекло за собой разрушение моральных норм, а также национальной
культуры,
Таким образом,
восстановление общественных связей в данный момент становится актуальной
проблемой общества, а, значит, большое значение приобретают новые методы,
помощью которых пользуются общество и социальные институты, стремясь обеспечить
как гомеостазис общества, так и личностное равновесие.
В конце 80-х - начале
90-х годов в наш обиход вошло загадочное для большинства словосочетание "public relations". А вскоре, службы по связям с
общественностью (PR-подразделения)
стали возникать в российских коммерческих компаниях, в качестве самостоятельных
PR-агентств, и, наконец, модное слово PR зазвучало в стенах государственных
организаций.
Целью данной работы - на
основе анализа учебной, научной литературы российских и зарубежных авторов,
нормативных документов, регламентирующих деятельность соответствующих структур
публицистических материалов соответствующей тематики, рассмотреть особенности
организации и функционирования PR-службы,
историю и идеологию формирования и развития связей с общественностью, специфику
института «PR» в системе российского
государственного управления.
Глава 1. Что такое PR
PR является неотъемлемой
частью эффективного управления любой организованной формы деятельности:
государственной и муниципальной, производственной, коммерческой, общественной и
т.д., включающих в себя отношения внеценовой конкуренции (престиж, авторитет,
репутация, доверие, взаимопонимание и т.д.)[1].
Само словосочетание
«связи с общественностью» появилось в нашем обиходе около десяти лет назад.
«Паблик рилейшнз. Что это такое?» - так называлась книга английского профессора
Сэма Блэка, который первым рассказал российской аудитории об этом.
Существует множество
определений понятия «связи с общественностью». Вот, например, трактовка
Института связи с общественностью (Великобритания): «PR – это спланированные и
осуществляемые в течение длительного времени действия, направленные на
установление и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между
организацией и общественностью».
Также распространено
следующее определение: PR – это специальная наука и искусство управления
социальной информацией в условиях внеценовой конкуренции:
a) направленные на установление и
поддержание открытого двухстороннего общения между социальными службами и их
общественностью;
b) посредством положительных
информационно разъяснительных материалов, активных акций и оценок ответных
общественных реакций;
c) основанных на правде, знании и
гласности;
d) с целью достижения взаимопонимания,
согласия, социального партнерства и создания благоприятных обстоятельств[2].
Но, несмотря на
разнообразие определений, исследователи сходятся в одном: деятельность в сфере
связей с общественностью есть часть процессов управления коммуникацией между
организацией и ее целевой аудиторией. Целевая аудитория при этом может
пониматься широко – как общественность.
Общественность – это все
те, с кем социальная организация вступает в контакт как внутри (служащие,
сотрудники, работник, акционеры, члены общественных организаций и т. п.), так и
за ее пределами (избиратели, налогоплательщики, местные жители, социальные
заказчики, партнеры, потребители и т. п.).
Структура общественности:
· население в сфере влияния;
· структуры самоуправления;
· СМИ;
· общественные объединения;
· сотрудники администрации;
· вышестоящие органы власти;
· ключевые аудитории в кризисных
ситуациях;
· производственные и другие органы[3].
В условиях
переходного времени нарождаются новые социально-политическая и экономическая
дифференциация и конфигурация, формы экономического хозяйствования
государственного и муниципального управления, способы волеизлияния
общественности. Для обеспечения собственной жизнедеятельности в ситуации
нарастающей конкуренции, в том числе и внеценовой, все социальные службы
вынуждены заниматься организованной деятельностью по связям с общественностью:
оценкой реакций общественности на деятельность организации, установлением
контактов, поддержанием репутации информационно разъяснительной работы и т. п.,
полагаясь только на собственные возможности и силы.
Отношение с
общественностью – это двусторонние взаимодействия и связи, разворачивающиеся в
процессе действительного общения между совместно действующими социальными
организациями и разнообразными социальными группами, общественными
организациями, контактными (целевыми) аудиториями в условиях повседневной
жизнедеятельности.
Установление
двустороннего общения как консенсусной коммуникации в рамках социальной
ответственности обусловливает потребность:
a) для организации – добиваться
благоприятного отношения к себе со стороны общественности посредством
распространения разъяснительного материала у своей деятельности в интересах
общественности;
b) для общественности – добиваться реализации
права общественности знать все, относящееся к общественной жизнедеятельности в
рамках деятельности социальной организации.
В этом
заключается определенная сложность положения сотрудников службы общественных
связей, так как их работа направлена на обеспечение устойчивого положения
социальной организации, но с соблюдением интересов общественности, что и
позволяет достигать социального партнерства, согласия и спокойствия в обществе[4].
Деятельность по связям с
общественностью в социальных службах включает в себя:
1. Любые действия, направленные на
улучшение контактов между людьми или службами.
2. Все, что может предположительно
улучшить взаимопонимание между социальными службами и теми, с кем они вступают
в контакт как внутри, так и за их пределами.
3. Мероприятия, направленные на
выявление и ликвидацию слухов или других источников непонимания.
4. Мероприятия, направленные на
расширение сферы влияния службы средствами, адекватными поставленной цели и не
противоречащими социальной этике.
5. Рекомендации по созданию
благоприятного климата, укреплению общественной значимости социальных служб[5].
Связи с общественностью в
США развивались быстрее, чем в других странах. Уже в конце 40-х годов
зарубежные исследователи пришли к выводу, что с помощью PR американское
общество успешнее адаптируется к изменяющимся обстоятельствам, что способствует
разрешению противоречий между его институтами.
В России связи с
общественностью развиваются с начала 90-х годов. Методы PR первыми начали
использовать представители деловых кругов. В Москве были открыты
представительства международных агентств, возникли российские агентства. В
государственный реестр профессий внесли новую специальность, и сегодня уже
многие вузы выпускают дипломированных PR-специалистов.
Национальные ассоциации,
объединяющие этих специалистов, существуют в большинстве стран мира. У нас
действуют две профессиональные организации: Российская ассоциация по связям с
общественностью (РАСО) и Гильдия работников пресс-служб и служб PR России.
Консультанты по связям с
общественностью работают в различных областях PR: в сфере деловых коммуникаций,
взаимоотношений с инвесторами, в государственном секторе, в сфере культуры и
образования[6].
Глава 2. PR в государственных организациях
Государство или публичная
власть, возникнув из недр общества на определенном этапе отделилось от общества
и создало сеть специальных институтов и учреждений, появился соответственно
слой профессиональных управленцев. Они монополизировали в своих руках важнейшие
ресурсы и возможности воздействия на происходящие в обществе процессы, стали
своеобразным арбитром и координатором, определяющим "правила игры" в
обществе, заняв таким образом доминирующее положение по отношению к последнему.
По мере развития
общества, накопления в нем материальных благ, появления механизмов
самонастройки, цивилизованного инструментария решения конфликтных ситуаций,
создания соответствующих институтов (партий, профсоюзов, средств массовой
информации и т.д.) и механизмов гражданского общества (прежде всего это
касается появления всеобщего избирательного права, др.) сформировалась новая
ситуация во взаимоотношениях граждан, их объединений с государством. Не только
граждане, их объединения оказались в зависимости от государственных структур,
но и сами институты государственной власти оказались зависимыми от граждан и их
объединений. В сложившейся ситуации государство уже не могло выполнять свои
функции, не взаимодействуя на паритетных основах с гражданским обществом и
рядовыми гражданами, не добиваясь и не завоевывая их поддержки и одобрения при
обсуждении и принятии решений по тем или иным жизненно важным вопросам.
Американский политолог
Дж. Гордон в своем труде "Государственное управление в Америке"
писал: "если в частном секторе эффективность управления измеряется
прибылью или ее отсутствием, то в государственном управлении - политической
поддержкой граждан или отсутствием таковой"[7].
Развитие общественных
связей как информационного моста в процессе регулирования отношений между
гражданами и государством, заставляет отступать на второй план функции диктата
и принуждения, выводя на первые позиции согласование интересов и координацию
усилий различных групп населения и организаций в решении тех или иных вопросов,
выработке общей линии и стратегии действий.
Таким образом, это
потребовало создания в государственных органах специальных подразделений,
отвечающих за постоянный диалог с населением и гражданскими объединениями.
Доверие и понимание со стороны общества может быть достигнуто только в том
случае, если государственные органы сами стремятся в максимально допустимых
пределах предоставлять обществу объективную информацию о своих решениях и
действиях, положении в стране, т.е. следовать принципам информационной
открытости и прозрачности деятельности.
И решение этих задач во
многом определяется эффективностью информационного управления, реализуемого PR-службами аппарата государственных
органов. Разумеется, создание таких служб не могло стать решением всех проблем,
существующих во взаимоотношениях властных структур и граждан.
В практике работы
государственной власти и местного самоуправления многих стран признана
необходимость иметь эффективные PR-службы,
причем их названия и круг полномочий могут быть различны. PR-подразделения здесь призваны
обеспечивать регулярное предоставление информации о результатах деятельности
органов государственной власти, их планах и принимаемых решениях, а также
реализовывать воспитательно-информационную функцию, направленную на просвещение
общественности в сфере ответственности этих органов. Существенным здесь
является условие деятельности PR-службы
в центральных и местных органах власти по способствованию развития демократии и
расширению информированности общества, а не быть на службе интересов отдельных
чиновников и политических партий.
Как считал известный
философ и политолог Э. Аллен, самой эффективной является такая власть, которая
получает одобрение свободного человека, точнее «свободное одобрение свободного
человека». Способствование свободному одобрению гражданами действий и политики
структур власти, поддержка властей конкретными действиями граждан является
главной целью и критерием эффективности работы PR-служб в демократическом обществе.
В современном обществе понятие
"демократии" наполняется новым содержанием. Граждане хотят принимать
активное участие не только в качестве избирателей членов законодательных
органов, но и быть включенными в обсуждение актуальных проблем, вопросов, что
до последнего времени было исключительной прерогативой органов власти. Это
порождает потребность в совершенно новых формах и механизмах взаимодействия
органов государственной власти и гражданских объединений, институтов
гражданского общества и ставит новые задачи перед службами по связям с
общественностью в государственных организациях.
Во всем мире известна
значимость PR для коммерческого сектора. Сегодня
же мы можем говорить о PR как
об инструменте расширения границ управления, неотъемлемой частью эффективного
управления любой организационной структуры, независимо от того, является ли она
государственной или коммерческой. Общие принципы осуществления ПР-стратегий и
применения методик применимы как для коммерческого, так и для государственного
сектора. Хотя, безусловно, своя специфика существует в каждой из указанных
областей[8].
В современной литературе
сложилось два подхода, определяющие сущность PR: социальный и технологический.
Первый подразумевает
достижение социального согласия, обеспечение социального взаимодействия. Второй
подход обращается к технологиям управления, инструментарию воздействия на
людей. В целом в управленческой цепи "власть-организация PR-общественные
связи-общественность" проявляется феномен общественных связей и PR, их универсальная
культурно-творческая функция. Таким образом PR - это одновременно идеология и механизм управления.
В представленном выше
понимании основ осуществления PR в
государственной сфере лежит несколько фундаментальных принципов.
Во-первых, это принцип
демократии.
Хотя в авторитарных и
тоталитарных системах также может существовать подобие PR-структур, это сводится по сути лишь к пропаганде или
духовному принуждению. Только в условиях демократии возможно органичное сочетание
управления с самоуправлением, вовлечение в орбиту собственных интересов
множество лиц и организаций, обеспечивать баланс между концепцией
"открытости" и созданием "новой корпоративной мифологии".
Во-вторых, это
обеспечение альтернативности
В случае существования
жестких рамок принудительной регламентации, если энергия дела замыкается в
условиях узко-клановых, четко-определенных вертикально интересов, необходимости
в создании PR-служб не возникает.
В-третьих, это
технологичность
Исторически сфера действия
PR не помещается в рамки теоретических
построений. Это всегда некий практический инструментарий, совокупность
конкретных методик, форм, процедур налаживания взаимосвязей с обществом. Чем
разнообразней технологические приемы, тем шире охватываемых PR предмет, больше простора в
постановке целей. Таким образом, технологический ресурс - важнейшая
составляющая PR.
Итак, можно сказать, что PR - важнейшая часть управления
обществом, любой организационной структурой. Это своего рода идеология
политической, экономической и конкурентной борьбы, идеология сотрудничества и
согласования интересов, технология управлением сознанием и настроением людей
как внутри организации, так и на уровне социальной группы, социального слоя,
класса и в целом на уровне общества; это технология продвижения продукции (в
нашем случае - организаций и лидеров) на политическом рынке.
Структуры PR действуют сегодня в системе высшей,
отраслевой, региональной власти, в целом ряде государственных организаций[9].
Глава 3. PR-службы в государственных
организациях России
связь
общественность администрация воронеж
Первыми в России
коммуникации по связям с общественностью поставили на профессиональную основу
силовые структуры и спецслужбы, создав у себя соответствующие отделы. Это
вполне объяснимо, так как именно для этих структур характерно особое внимание к
кризисным ситуациям, разрешение и смягчение которых и становится основным в их
работе с общественностью. Если для другой структуры кризис - это исключение из
правил, то силовые структуры находятся в постоянной готовности к работе в
кризисной ситуации. Здесь, видимо также сыграл важную роль широкий опыт еще
царской России и потом Советского Союза в области PR силовых структур (тогда, конечно, так не называвшегося, но
по сути соответствующего принципам современных PR-технологий).
В администрации
Президента РФ в 1996 году создано управление по связям с общественностью. В
Министерстве финансов функционирует департамент общественных и межрегиональных
связей.
В административных
округах столицы и в Московской мэрии также существуют департаменты по связям с
общественностью. Так, например, первым дипломантом Национальной премии в 1998
году в области развития связей с общественностью, учрежденной Торгово-промышленной
палатой РФ, Союзом журналистов России и Российской ассоциацией по связям с
общественностью стал Левобережный район северного округа Москвы. Среди его
соперников, а всего было представлено 29 проектов, были такие солидные и
опытные организации, как Международный пресс-клуб, пресс-служба Президента РФ,
агентство "Михайлов и партнеры", и др. В номинации "PR-персона года" был назван мэр
Москвы Ю. М. Лужков.
В субъектах РФ работа по
налаживанию связей с общественностью выполняется государственными
информационными агентствами, управлениями по PR, ответственными лицами по связям с прессой и другими
функциональными подразделениями местных органов власти. Эти службы представлены
и в Воронеже, а именно: информационно-аналитические отделы в администрации
городского округа г. Воронежа и Областной администрации г. Воронежа.
Что касается объема
российского рынка PR-услуг, то,
например, в 1996 году он оценивался в 100 млн. долларов, а в конце 90-х годов
составлял около 1 млрд. долларов (для сравнения можно привести данные по
расходам на общественные связи в рамках только министерства обороны США. Это
1,9 млрд. долларов). По данным Международного комитета ассоциаций агентств PR с России ожидается существенное
расширение индустрии PR, и
на долю государственного и общественного сектора придется не менее 13-15%.
Страницы: 1, 2
|