Проблемы доступа журналиста к информации
Проблемы доступа журналиста к информации
НОУ ВПО Университет Российской
академии образования
Нижегородский филиал
Факультет журналистики
Выпускная квалификационная работа
Проблемы доступа журналиста к
информации
Нижний Новгород 2008 г.
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ О СВОБОДЕ ИНФОРМАЦИИ
1.1 Конституция РФ о свободе информации
1.2 Доступ журналиста к информации
1.2.1 Право на поиск и получение информации. Аккредитация.
1.2.2 Правовой режим информации. Общий порядок запроса
информации
1.2.3 Запрос информации в государственных органах,
учреждениях, организациях, органах общественных организаций и в органах
местного самоуправления
1.2.4 Запрос информации у частных лиц
1.2.5 Поиск и получение информации в судах
1.2.6 Поиск и получение информации в избирательных комиссиях
1.2.7 Работа журналиста в чрезвычайных ситуациях
1.2.8 Государственная, врачебная (медицинская),
коммерческая, служебная и банковская тайна. Тайна следствия и дознания.
Персональная информация
1.2.9 Правовой режим информации в архивах
ГЛАВА 2. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЖУРНАЛИСТА
2.1 Права журналиста
2.2 Ответственность журналиста. Защита чести, достоинства и
деловой репутации
ГЛАВА 3. ЗАЩИТА ПРАВ ЖУРНАЛИСТА
3.1 Мониторинг нарушений, связанных с ограничением доступа
журналистов к информации
3.2 О судебном деле журналиста Григория Пасько
Заключение
Библиография
Введение
Информация приобретает для каждого человека жизненно важное значение, ибо
именно она в наибольшей степени определяет жизненно важный выбор, влияет на
стиль его поведения. Поэтому доступность информации перестает быть декларацией
и превращается в важнейшую опору демократии. Отсюда то огромное значение,
которое придают проблеме доступа к информации в странах, которые традиционно
относят к западным демократиям.
Существуют разные подходы к этой проблеме. Один подход сформулирован в
статье 19 Всеобщей декларации прав человека. [1] Другой - в параграфе 10
Европейской конвенции по правам человека. [2] И тот и другой документы
провозглашают свободу выражения мнений и доступа к информации. Отличие
заключается в ограничениях этих прав.
В статье 29 Всеобщей декларации прав человека ограничения сформулированы
в самой общей форме: каждый гражданин, осуществляя свободы, должен быть
ограничен законом только с той целью, чтобы уважать права и свободы других и
признать требования морали, общественного порядка и всеобщего благоденствия.
Ограничения, сформулированные во второй части параграфа 10 Европейской
конвенции по правам человека, носят значительно более суровый характер: каждый
гражданин может быть субъектом таких формальностей, условий, ограничений или
наказаний, которые обозначены законом и необходимы в демократическом обществе в
интересах национальной безопасности и его территориальной целостности,
общественной безопасности, предотвращения беспорядков или преступности, защиты
здоровья, морали, репутации, предотвращения распространения информации,
полученной конфиденциально.
Законы, принятые в США, Канаде, Швеции и других странах, рассматривают
доступ к официальной информации как естественное право человека. В других
европейских странах таких законов нет. Но есть практика обеспечения
информационной открытости, которая, может быть, не во всем устраивает
европейцев, но вызывает жгучую зависть у тех россиян, которые ориентированы на
идеи демократии, прав человека и рыночных отношений. В этих условиях понятен
тот интерес к проблемам свободы доступа, который проявляют различные структуры
гражданского общества в России. В том числе и Фонд защиты гласности. Но вот что
интересно. Привилегированное положение работников российских средств массовой
информации, имеющих законодательно оформленные особые права на доступ к
информации, их высокая профессиональная заинтересованность в доступе к
информации вкупе с традиционным нежеланием российского чиновника давать
журналистам информацию (кроме той, которую надо опубликовать в интересах
ведомства), казалось бы, должны делать журналистов наиболее естественными
союзниками тех, кто стремится повысить уровень информационной открытости
властных структур. Но это не так.
Один из горьких уроков последних лет заключается в том, что многие
российские журналисты рассматривают свободу доступа к информации не как
необходимое условие широкого и объективного информирования общественности, а
как возможность получить в свои руки эффективный инструмент личного участия в
политической или экономической борьбе, в лучшем случае как средство
индивидуальной самореализации в глазах изумленной аудитории и завистливо
вздыхающих коллег.
Журналисты прекрасно знают о том, какие широчайшие масштабы приобрел
прием "вешания лапши на уши", то есть выдачи журналисту внешне
правдоподобных, непротиворечивых с первого взгляда и подробных данных, на самом
деле являющихся неполными, а то и ложными. На юридическом языке можно сказать:
намеренное введение журналиста в заблуждение. Но получая эту "лапшу",
журналисты очень редко проверяют предоставленную информацию и еще реже
припирают лжеца к стене, предпочитая перевешивать эту "лапшу" на уши
аудитории и оправдываясь потом тем, что это не мы, журналисты, а источник
информации виноват в том, что общественное мнение введено в заблуждение.
Совершенно чудовищные размеры приобрела тенденция публикации заказных
материалов в специализированной прессе. Если общественно-политические издания
стараются иметь хотя бы видимость независимости и неангажированности или быть
независимыми хотя бы в организационно-правовом аспекте, то есть формально, то
специальные газеты и журналы обычно не скрывают своей полной и повсеместной, за
редкими исключениями, зависимости от "заинтересованных лиц".
Есть все основания утверждать, что специализированная пресса сейчас
играет роль кривых зеркал, установленных в комнатах смеха, настолько непохожа
на действительность предъявляемая аудитории информационная картина. Правда,
смеяться почему-то не хочется.
Помимо внешнего контроля за допуском журналистов к информации все
активнее проявляет себя журналистская самоцензура. Под самоцензурой следует
понимать сознательное и добровольно принимаемое журналистом решение не
интересоваться какими-либо фактами, а если они вдруг станут ему известными, то
не публиковать эти сведения.
В дипломном сочинении я поставила перед собой цель: изучить правовые
основы доступа журналиста к информации и методы защиты профессиональных прав.
Для решения указанной цели мною были поставлены следующие задачи.
1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.
2. Изучить правовые аспекты доступа журналиста к информации.
3. Дать характеристику правового состояния доступа к информации
сотрудников СМИ в современной России.
4. Изучить пример из судебной практики известного журналиста Григория
Пасько.
В данной работе используется метод анализа научно-методической
литературы.
На основании анализа научно-методической литературы выявлены наиболее
распространенные проблемы доступа журналистов к информации.
Считаю, что разработанный материал может быть использован при дальнейшем
изучении правовых проблем профессиональной деятельности журналиста.
Представленный в работе материал убедительно показывает на многих
примерах, что Россия находится лишь в начале трудного пути к правовому
государству. Права журналистов нередко нарушаются, а защитить их сегодня
нелегко. Требуется дальнейшее совершенствование законодательства, без чего
невозможна реальная, а не декларативная демократизация общества.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка
литературы, включающего 46 законов, комментариев и наименований работ
отечественных и зарубежных авторов.
В первой главе дипломного сочинения рассматриваются конституционные нормы
о доступе к информации.
Свободный доступ к общей значимости информации - не корпоративно-цеховая
потребность журналистов. В этом заинтересованы и каждый гражданин, и общество в
целом, которые от журналистов получают общественно-значимую информацию. Для журналистов
доступ к информации является первейшей необходимостью, поскольку факты для них
- это "хлеб". На основе информации, которую журналист доносит до
общества, граждане зачастую принимают жизненно важные решения.
Проблема прав и ответственности журналистов исследуется во второй главе
квалификационного сочинения.
В третьей главе рассматриваются конкретные случаи защиты прав журналистов
на основе материалов Фонда защиты гласности, в том числе нашумевшее дело
журналиста Григория Пасько.
Анализ документов и публикаций, касающихся доступа к информации, говорит
о том, что журналисты довольно часто встречаются с неправомерным отказом в
предоставлении информации. Вместе с тем, не зафиксировано ни одного случая
обжалования в суд редакцией или журналистом факта сокрытия запрашиваемой
информации. Журналистов, как свидетельствуют опросы, останавливают
организационно-процессуальные сложности, волокита и то, что информация быстро
устаревает и утрачивает свою значимость.
Несовершенство действующего законодательства, неготовность журналистов
отстаивать закрепленные законом права на поиск и получение информации,
позволяют заинтересованным лицам скрывать информацию, манипулировать ею.
Однако есть надежда, что дальнейшая демократизация общества, становление
институтов гражданского общества приведут к благоприятной среде, в которой
доступ к общественно значимой информации станет нормой жизни.
ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ О СВОБОДЕ ИНФОРМАЦИИ
1.1 Конституция РФ о свободе информации
Свобода информации является элементом свободы мысли и слова. Право на
информацию гарантировано Конституцией РФ. В пункте 4 ст. 29 говорится: "
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и
распространять информацию любым законным способом". Данная норма устанавливает
целый ряд прав человека в области информации. Право искать, получать,
производить и распространять информацию без предварительного разрешения и
уведомления государства и его органов любым законным способом, независимо от
государственных границ и независимо от форм выражения, не подлежит ограничению
со стороны государства, кроме распространения сведений, составляющих
государственную тайну.
Ст. 15 Основного Закона
закрепляет верховенство Конституции
<http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm> Российской Федерации
в правовой системе и соотношение международного и национального права.
Конституция <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm> является
нормативным правовым актом высшей юридической силы, законом законов.
Высшая юридическая сила Конституции
<http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm> РФ проявляется в
универсальности ее действия. Конституция
<http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm> не требует
ратификации ее субъектами Федерации, она действует на их территории непосредственно.
Законы и иные нормативные
правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить федеральной
Конституции <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm>, т.е.
отступать от заложенного в ней содержания. Все подзаконные акты - указы Президента,
акты Правительства, министерств, ведомств, органов государственной власти
субъектов Федерации, местного самоуправления, правоприменительные акты
государственных учреждений, предприятий, общественных и религиозных объединений
должны базироваться на Конституции
<http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm>.
Федеральная Конституция
<http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm> действует не
изолированно, а в системе законодательства. Ее прямое действие проявляется в
регулирующем воздействии конституционных принципов на общественно-политическую
практику, на всю систему права и отраслевое законодательство.
Применение конституционных
норм обязательно в границах Российского государства, а также гражданами России
и отечественными юридическими лицами, пребывающими за границей. Положение о
территориальном характере действия конституционных норм относится ко всем
субъектам правоотношений в России. Оно подтверждает, что федеральная
Конституция <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm> обладает
безусловным приоритетом перед конституциями и уставами субъектов Федерации.
Нормы Конституции <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm>
России обязательны для государственных органов, органов местного
самоуправления, должностных лиц, руководителей предприятий, учреждений
(независимо от формы собственности), граждан России, а также иностранных
граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России или
зарегистрированных в России в качестве юридических лиц.
Прямое действие Конституции
<http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm> означает, что ее
нормы действуют непосредственно, независимо от наличия актов отраслевого
законодательства.
Дела по проверке на
соответствие Конституции <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm>
федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства, конституций республик, уставов, а также
законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам
исключительного ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее
субъектов, относятся к компетенции Конституционного Суда РФ.
Требование непротиворечия
любых нормативных правовых актов Конституции
<http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm> Российской Федерации
- важное условие сохранения единства и стабильности правовой системы,
построения правового государства.
Часть 2
<http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000_sub_para_N_1000.htm>
комментируемой статьи Конституции закрепляет обязанность всех субъектов
правоотношений, возникающих в государстве, соблюдать Конституцию
<http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm> и действующие
законы. Эта обязанность распространяется на государство, субъектов Федерации,
законодательные, исполнительные и судебные органы, предприятия, учреждения,
общественные объединения, религиозные организации, граждан России, находящихся
на территории России и за рубежом, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В части 3 ст. 15
<http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000_sub_para_N_1000.htm>
Конституции закрепляется обязанность органов государства официально публиковать
принятые законы, т.е. доводить их до всеобщего сведения. Порядок публикации
законов урегулирован Федеральным законом
<http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003060.htm> "О порядке
опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г.
От даты опубликования акта зависит дата вступления его в силу. Федеральные
законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания
Президентом России и вступают в силу одновременно на всей территории страны по
истечении 10 дней после их опубликования, если самим законом или актами палат
не установлен иной порядок вступления в силу.
Конституционно запрещено
применение любых не опубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих
права, свободы и обязанности человека и гражданина. Эта норма Конституции
<http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000_sub_para_N_1000.htm> РФ является
важной гарантией прав человека, особенно учитывая распространенную в прошлом
практику издания секретных нормативных правовых актов, ущемляющих права и
свободы личности.
Требование публикации для
всеобщего сведения распространяется также на подзаконные акты. Так, нормативные
акты министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и законные интересы
граждан, подлежат не позднее 10 дней после их государственной регистрации в
Министерстве юстиции РФ официальному опубликованию в "Российской газете".
Новеллой конституционного
регулирования является положение о том, что общепризнанные принципы и нормы
международного права и нормы международных договоров России являются частью
российской национальной правовой системы.
Следовательно, не
международное право в целом, а только общепризнанные мировым сообществом
принципы взаимоотношений государств, равно как и ратифицированные российским
парламентом международные договоры, являются частью российской правовой
системы.
Сложность применения данной
нормы заключается в том, что Конституция
<http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm> не дает
обязательного перечня фундаментальных норм, которые рассматриваются Россией как
руководящие начала для отечественной правовой системы.
В случае коллизии между
нормами национального законодательства и международного права применяются нормы
международного права.
Положение о соответствии норм
международного и национального законодательства имеет существенное значение и
для правотворческой, и для правоприменительной деятельности. С одной стороны,
законодательные и исполнительные органы государственной власти в процессе
правотворчества должны оценивать издаваемые ими нормативные правовые акты с
позиции соответствия нормам международного права. При этом имеются в виду
международные конвенции и договоры, ратифицированные российским парламентом. С
другой стороны, положение о соответствии норм национального и международного
права расширяет гарантии прав субъектов правоотношений, и прежде всего
личности, позволяя им прибегать к защите своих прав через международные суды, в
частности, обращаясь в Европейский суд по правам человека.
Права человека в области
информации более полно раскрываются и конкретизируются в Федеральном законе от
20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"
(в ред. от 10.01.03), который регулирует отношения в области формирования и
использования, сбора, обработки, хранения, поиска, распространения информации и
ее защите. Закон предусматривает обязанность государства по обеспечению
реализации прав граждан и организаций в условиях информатизации.
Закон РФ от 21.07.93 N 5485-1
"О государственной тайне" (в ред. от 06.10.97 с изм. от 10.11.02)
содержит подробный перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Это
сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней
политике и экономике, разведывательной и контрразведывательной,
оперативно-розыскной деятельности. За разглашение таких сведений может
наступить дисциплинарная или уголовная ответственность.
В соответствии с этим законом
не подлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах,
стихийных бедствиях, состоянии окружающей природной среды, сведения в области
здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского
хозяйства, о состоянии преступности, о привилегиях, компенсациях и льготах,
предоставляемых государством гражданам, о фактах нарушения прав и свобод
человека и гражданина, о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ, о фактах
нарушения законности органами государственной власти РФ и их должностными
лицами.
Конституционное положение о
гарантированности свободы массовой информации развивается в Законе РФ "О
средствах массовой информации". [7] В соответствии с этим законом в
Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой
информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование,
распоряжение ими не подлежат ограничениям, кроме установленных законом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|