МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблемы доступа журналиста к информации

    Проблемы доступа журналиста к информации

    НОУ ВПО Университет Российской академии образования

    Нижегородский филиал

    Факультет журналистики











    Выпускная квалификационная работа

    Проблемы доступа журналиста к информации














    Нижний Новгород 2008 г.

    Содержание


    Введение

    ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ О СВОБОДЕ ИНФОРМАЦИИ

    1.1       Конституция РФ о свободе информации

    1.2     Доступ журналиста к информации

    1.2.1    Право на поиск и получение информации. Аккредитация.

    1.2.2  Правовой режим информации. Общий порядок запроса информации

    1.2.3  Запрос информации в государственных органах, учреждениях, организациях, органах общественных организаций и в органах местного самоуправления

    1.2.4  Запрос информации у частных лиц

    1.2.5  Поиск и получение информации в судах

    1.2.6  Поиск и получение информации в избирательных комиссиях

    1.2.7  Работа журналиста в чрезвычайных ситуациях

    1.2.8  Государственная, врачебная (медицинская), коммерческая, служебная и банковская тайна. Тайна следствия и дознания. Персональная информация

    1.2.9  Правовой режим информации в архивах

    ГЛАВА 2. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЖУРНАЛИСТА

    2.1 Права журналиста

    2.2 Ответственность журналиста. Защита чести, достоинства и деловой репутации

    ГЛАВА 3. ЗАЩИТА ПРАВ ЖУРНАЛИСТА

    3.1 Мониторинг нарушений, связанных с ограничением доступа журналистов к информации

    3.2 О судебном деле журналиста Григория Пасько

    Заключение

    Библиография

    Введение


    Информация приобретает для каждого человека жизненно важное значение, ибо именно она в наибольшей степени определяет жизненно важный выбор, влияет на стиль его поведения. Поэтому доступность информации перестает быть декларацией и превращается в важнейшую опору демократии. Отсюда то огромное значение, которое придают проблеме доступа к информации в странах, которые традиционно относят к западным демократиям.

    Существуют разные подходы к этой проблеме. Один подход сформулирован в статье 19 Всеобщей декларации прав человека. [1] Другой - в параграфе 10 Европейской конвенции по правам человека. [2] И тот и другой документы провозглашают свободу выражения мнений и доступа к информации. Отличие заключается в ограничениях этих прав.

    В статье 29 Всеобщей декларации прав человека ограничения сформулированы в самой общей форме: каждый гражданин, осуществляя свободы, должен быть ограничен законом только с той целью, чтобы уважать права и свободы других и признать требования морали, общественного порядка и всеобщего благоденствия.

    Ограничения, сформулированные во второй части параграфа 10 Европейской конвенции по правам человека, носят значительно более суровый характер: каждый гражданин может быть субъектом таких формальностей, условий, ограничений или наказаний, которые обозначены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и его территориальной целостности, общественной безопасности, предотвращения беспорядков или преступности, защиты здоровья, морали, репутации, предотвращения распространения информации, полученной конфиденциально.

    Законы, принятые в США, Канаде, Швеции и других странах, рассматривают доступ к официальной информации как естественное право человека. В других европейских странах таких законов нет. Но есть практика обеспечения информационной открытости, которая, может быть, не во всем устраивает европейцев, но вызывает жгучую зависть у тех россиян, которые ориентированы на идеи демократии, прав человека и рыночных отношений. В этих условиях понятен тот интерес к проблемам свободы доступа, который проявляют различные структуры гражданского общества в России. В том числе и Фонд защиты гласности. Но вот что интересно. Привилегированное положение работников российских средств массовой информации, имеющих законодательно оформленные особые права на доступ к информации, их высокая профессиональная заинтересованность в доступе к информации вкупе с традиционным нежеланием российского чиновника давать журналистам информацию (кроме той, которую надо опубликовать в интересах ведомства), казалось бы, должны делать журналистов наиболее естественными союзниками тех, кто стремится повысить уровень информационной открытости властных структур. Но это не так.

    Один из горьких уроков последних лет заключается в том, что многие российские журналисты рассматривают свободу доступа к информации не как необходимое условие широкого и объективного информирования общественности, а как возможность получить в свои руки эффективный инструмент личного участия в политической или экономической борьбе, в лучшем случае как средство индивидуальной самореализации в глазах изумленной аудитории и завистливо вздыхающих коллег.

    Журналисты прекрасно знают о том, какие широчайшие масштабы приобрел прием "вешания лапши на уши", то есть выдачи журналисту внешне правдоподобных, непротиворечивых с первого взгляда и подробных данных, на самом деле являющихся неполными, а то и ложными. На юридическом языке можно сказать: намеренное введение журналиста в заблуждение. Но получая эту "лапшу", журналисты очень редко проверяют предоставленную информацию и еще реже припирают лжеца к стене, предпочитая перевешивать эту "лапшу" на уши аудитории и оправдываясь потом тем, что это не мы, журналисты, а источник информации виноват в том, что общественное мнение введено в заблуждение.

    Совершенно чудовищные размеры приобрела тенденция публикации заказных материалов в специализированной прессе. Если общественно-политические издания стараются иметь хотя бы видимость независимости и неангажированности или быть независимыми хотя бы в организационно-правовом аспекте, то есть формально, то специальные газеты и журналы обычно не скрывают своей полной и повсеместной, за редкими исключениями, зависимости от "заинтересованных лиц".

    Есть все основания утверждать, что специализированная пресса сейчас играет роль кривых зеркал, установленных в комнатах смеха, настолько непохожа на действительность предъявляемая аудитории информационная картина. Правда, смеяться почему-то не хочется.

    Помимо внешнего контроля за допуском журналистов к информации все активнее проявляет себя журналистская самоцензура. Под самоцензурой следует понимать сознательное и добровольно принимаемое журналистом решение не интересоваться какими-либо фактами, а если они вдруг станут ему известными, то не публиковать эти сведения.

    В дипломном сочинении я поставила перед собой цель: изучить правовые основы доступа журналиста к информации и методы защиты профессиональных прав.

    Для решения указанной цели мною были поставлены следующие задачи.

    1.  Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.

    2.       Изучить правовые аспекты доступа журналиста к информации.

    3. Дать характеристику правового состояния доступа к информации сотрудников СМИ в современной России.

    4. Изучить пример из судебной практики известного журналиста Григория Пасько.

    В данной работе используется метод анализа научно-методической литературы.

    На основании анализа научно-методической литературы выявлены наиболее распространенные проблемы доступа журналистов к информации.

    Считаю, что разработанный материал может быть использован при дальнейшем изучении правовых проблем профессиональной деятельности журналиста.

    Представленный в работе материал убедительно показывает на многих примерах, что Россия находится лишь в начале трудного пути к правовому государству. Права журналистов нередко нарушаются, а защитить их сегодня нелегко. Требуется дальнейшее совершенствование законодательства, без чего невозможна реальная, а не декларативная демократизация общества.

    Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 46 законов, комментариев и наименований работ отечественных и зарубежных авторов.

    В первой главе дипломного сочинения рассматриваются конституционные нормы о доступе к информации.

    Свободный доступ к общей значимости информации - не корпоративно-цеховая потребность журналистов. В этом заинтересованы и каждый гражданин, и общество в целом, которые от журналистов получают общественно-значимую информацию. Для журналистов доступ к информации является первейшей необходимостью, поскольку факты для них - это "хлеб". На основе информации, которую журналист доносит до общества, граждане зачастую принимают жизненно важные решения.

    Проблема прав и ответственности журналистов исследуется во второй главе квалификационного сочинения.

    В третьей главе рассматриваются конкретные случаи защиты прав журналистов на основе материалов Фонда защиты гласности, в том числе нашумевшее дело журналиста Григория Пасько.

    Анализ документов и публикаций, касающихся доступа к информации, говорит о том, что журналисты довольно часто встречаются с неправомерным отказом в предоставлении информации. Вместе с тем, не зафиксировано ни одного случая обжалования в суд редакцией или журналистом факта сокрытия запрашиваемой информации. Журналистов, как свидетельствуют опросы, останавливают организационно-процессуальные сложности, волокита и то, что информация быстро устаревает и утрачивает свою значимость.

    Несовершенство действующего законодательства, неготовность журналистов отстаивать закрепленные законом права на поиск и получение информации, позволяют заинтересованным лицам скрывать информацию, манипулировать ею.

    Однако есть надежда, что дальнейшая демократизация общества, становление институтов гражданского общества приведут к благоприятной среде, в которой доступ к общественно значимой информации станет нормой жизни.


    ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ О СВОБОДЕ ИНФОРМАЦИИ


    1.1 Конституция РФ о свободе информации


    Свобода информации является элементом свободы мысли и слова. Право на информацию гарантировано Конституцией РФ. В пункте 4 ст. 29 говорится: " Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". Данная норма устанавливает целый ряд прав человека в области информации. Право искать, получать, производить и распространять информацию без предварительного разрешения и уведомления государства и его органов любым законным способом, независимо от государственных границ и независимо от форм выражения, не подлежит ограничению со стороны государства, кроме распространения сведений, составляющих государственную тайну.

    Ст. 15 Основного Закона закрепляет верховенство Конституции <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm> Российской Федерации в правовой системе и соотношение международного и национального права. Конституция <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm> является нормативным правовым актом высшей юридической силы, законом законов.

    Высшая юридическая сила Конституции <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm> РФ проявляется в универсальности ее действия. Конституция <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm> не требует ратификации ее субъектами Федерации, она действует на их территории непосредственно.

    Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить федеральной Конституции <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm>, т.е. отступать от заложенного в ней содержания. Все подзаконные акты - указы Президента, акты Правительства, министерств, ведомств, органов государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, правоприменительные акты государственных учреждений, предприятий, общественных и религиозных объединений должны базироваться на Конституции <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm>.

    Федеральная Конституция <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm> действует не изолированно, а в системе законодательства. Ее прямое действие проявляется в регулирующем воздействии конституционных принципов на общественно-политическую практику, на всю систему права и отраслевое законодательство.

    Применение конституционных норм обязательно в границах Российского государства, а также гражданами России и отечественными юридическими лицами, пребывающими за границей. Положение о территориальном характере действия конституционных норм относится ко всем субъектам правоотношений в России. Оно подтверждает, что федеральная Конституция <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm> обладает безусловным приоритетом перед конституциями и уставами субъектов Федерации. Нормы Конституции <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm> России обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, руководителей предприятий, учреждений (независимо от формы собственности), граждан России, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России или зарегистрированных в России в качестве юридических лиц.

    Прямое действие Конституции <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm> означает, что ее нормы действуют непосредственно, независимо от наличия актов отраслевого законодательства.

    Дела по проверке на соответствие Конституции <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm> федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам исключительного ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов, относятся к компетенции Конституционного Суда РФ.

    Требование непротиворечия любых нормативных правовых актов Конституции <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm> Российской Федерации - важное условие сохранения единства и стабильности правовой системы, построения правового государства.

    Часть 2 <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000_sub_para_N_1000.htm> комментируемой статьи Конституции закрепляет обязанность всех субъектов правоотношений, возникающих в государстве, соблюдать Конституцию <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm> и действующие законы. Эта обязанность распространяется на государство, субъектов Федерации, законодательные, исполнительные и судебные органы, предприятия, учреждения, общественные объединения, религиозные организации, граждан России, находящихся на территории России и за рубежом, иностранных граждан и лиц без гражданства.

    В части 3 ст. 15 <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000_sub_para_N_1000.htm> Конституции закрепляется обязанность органов государства официально публиковать принятые законы, т.е. доводить их до всеобщего сведения. Порядок публикации законов урегулирован Федеральным законом <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003060.htm> "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г. От даты опубликования акта зависит дата вступления его в силу. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом России и вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении 10 дней после их опубликования, если самим законом или актами палат не установлен иной порядок вступления в силу.

    Конституционно запрещено применение любых не опубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. Эта норма Конституции <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000_sub_para_N_1000.htm> РФ является важной гарантией прав человека, особенно учитывая распространенную в прошлом практику издания секретных нормативных правовых актов, ущемляющих права и свободы личности.

    Требование публикации для всеобщего сведения распространяется также на подзаконные акты. Так, нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, подлежат не позднее 10 дней после их государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ официальному опубликованию в "Российской газете".

    Новеллой конституционного регулирования является положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и нормы международных договоров России являются частью российской национальной правовой системы.

    Следовательно, не международное право в целом, а только общепризнанные мировым сообществом принципы взаимоотношений государств, равно как и ратифицированные российским парламентом международные договоры, являются частью российской правовой системы.

    Сложность применения данной нормы заключается в том, что Конституция <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm> не дает обязательного перечня фундаментальных норм, которые рассматриваются Россией как руководящие начала для отечественной правовой системы.

    В случае коллизии между нормами национального законодательства и международного права применяются нормы международного права.

    Положение о соответствии норм международного и национального законодательства имеет существенное значение и для правотворческой, и для правоприменительной деятельности. С одной стороны, законодательные и исполнительные органы государственной власти в процессе правотворчества должны оценивать издаваемые ими нормативные правовые акты с позиции соответствия нормам международного права. При этом имеются в виду международные конвенции и договоры, ратифицированные российским парламентом. С другой стороны, положение о соответствии норм национального и международного права расширяет гарантии прав субъектов правоотношений, и прежде всего личности, позволяя им прибегать к защите своих прав через международные суды, в частности, обращаясь в Европейский суд по правам человека.

    Права человека в области информации более полно раскрываются и конкретизируются в Федеральном законе от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (в ред. от 10.01.03), который регулирует отношения в области формирования и использования, сбора, обработки, хранения, поиска, распространения информации и ее защите. Закон предусматривает обязанность государства по обеспечению реализации прав граждан и организаций в условиях информатизации.

    Закон РФ от 21.07.93 N 5485-1 "О государственной тайне" (в ред. от 06.10.97 с изм. от 10.11.02) содержит подробный перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Это сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политике и экономике, разведывательной и контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности. За разглашение таких сведений может наступить дисциплинарная или уголовная ответственность.

    В соответствии с этим законом не подлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, стихийных бедствиях, состоянии окружающей природной среды, сведения в области здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, о состоянии преступности, о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ, о фактах нарушения законности органами государственной власти РФ и их должностными лицами.

    Конституционное положение о гарантированности свободы массовой информации развивается в Законе РФ "О средствах массовой информации". [7] В соответствии с этим законом в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование, распоряжение ими не подлежат ограничениям, кроме установленных законом.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.