МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблемы доступа журналиста к информации

    Общественный защитник Алексей Симонов обратил внимание суда на то, что при совершенно аналогичных обстоятельствах по аналогичному делу капитана Никитина в Санкт-Петербурге обвиняемому изменили меру пресечения, и это нисколько не помешало ни следствию, ни суду. Симонов призвал суд признать справедливым для города Владивостока и для обвиняемого Пасько то, что признано справедливым для Санкт-Петербурга и для обвиняемого Никитина.

    Председательствующий на заседании Военной коллегии Анатолий Уколов внимательно и терпеливо выслушал все доводы защитников и оставил все как есть.

    В своем определении Военная коллегия не указала ни одного аргумента, приведенного со стороны защиты. Судьи повторили всем известную процессуальную истину, что в делах по обвинению в совершении особо тяжких преступлений по закону возможно избрание мерой пресечения заключение под стражу на одном лишь основании - на тяжести инкриминируемого преступления.

    Конечно же - все по закону. Такой закон. Он позволяет и оставить заключение под стражей, и изменить меру пресечения. Поэтому серьезное беспокойство вызывает стремление российского правосудия выбирать из имеющегося законного диапазона именно крайние меры. Наверное, больной и изможденный подсудимый наиболее удобен для отправления нашего правосудия.

    В заключение приведем фрагмент речи Александра Ткаченко общественного защитника Григория Пасько:

    "Есть процесс, теперь уже двукратный, но шпиона нет. Уверен, что если провести еще десятки разбирательств, все равно шпиона Пасько не будет, потому что даже время это доказало. Врачи одной из древнейших цивилизаций говорили, что если болезнь долго ищут, то ее попросту нет…Так и в нашем случае - как не переверните двадцать томов дела, как ни положите их в разном порядке, а дела нет, есть только воздух, бумажки, не нужные никому. Но, собственно, я всегда задавался вопросом - а кому же это нужно, чтобы талантливый журналист просидел в СИЗО двадцать месяцев и вынес такие моральные и физические испытания? Ради чего? И кто за это в конце концов ответит?

    Неслучайно мы здесь с вами половину процесса разбирались с тем, как ФСБ ТОФ пыталась состряпать это дело. Более двадцати серьезных процессуальных нарушений тому свидетельство. Получается не тотальный, но точечный тридцать седьмой год, с поправкой на молодую неустоявшуюся демократию. Когда, пользуясь пробелами в правовом поле, ФСБ применяла и телефонное право и давление на свидетелей и былой монстровский авторитет КГБ. Примеры с таможней при задержании Пасько в аэропорту, задержание группы ЭНЭЙЧКЕЙ в Хасанском районе при помощи пограничников для того, чтобы допросить стингеров с целью выдавливания показаний на Пасько.

    Этим духом подлога, вплоть до работы экспертной комиссии, пронизано все дело. При этом во всем и всегда делался упор на военного Григория Пасько. Но на самом деле это было организованное дело против журналиста Пасько, в нарушение Конституции России, говорящей о свободе слова, об отмене цензуры в нарушение международных соглашений по гуманитарной корзине, в частности, параграфа 19, говорящего о праве каждого свободно добывать и распространять информацию, в нарушение закона о СМИ и даже в нарушение закона и указов о гостане и засекречивании документов. И все это в обрамлении вопиющих нарушений, связанных с правами человека. И даже не только в отношении самого Пасько и всех фигурантов дела. Имеются в виду свидетели, которых запугивали, и даже высшее офицерство флота, которое узнавало о возбуждении против них, конечно же незаконно, на полдня, уголовных дел и прекращении их, да и много другое. В общем, весь букет.

    Подтверждением того, что процесс стал не уголовным, а политическим, стал факт признания авторитетнейшей международной правозащитной организацией "Эмнести Интернешнл" Григория Пасько в 1998 году узником совести. На тот момент их было в России только два: Никитин и Пасько. И это говорит о чрезвычайности такого определения. Она была связана только с тем, что оба занимались экологическими проблемами, которые важны для всей цивилизации в целом, хотя и имели локальное местоприложение. Но как стало понятно всем в двадцатом веке, проблемы радиации, как малых, так и больших доз, не существуют только на местническом уровне. Мы сами помним, как эксперт Порядный рисовал нам эсхатологические картины в случае взрыва на БТБ, на которой он, кстати, служил десять лет, да так и не заметил, как ее берега подтекают, сочатся радионуклидами и уходят в открытое море. А потом мы еще спрашиваем, почему японцы интересуются Приморским краем. Да именно потому, что военные скрывают истинную картину с радиационной безопасностью. Это то, что чревато катастрофой и для них.

    Думаю, что его первые публикации в новый период были замечены ФСБ сразу и взяты на карандаш, ибо они увидели новый тип журналиста, который был опасен для них как потенциальный глашатай свободы слова. Думаю, что именно с того момента и существует так называемое дело Пасько. Потому, что Владивосток - Приморский край. Что это такое? Это пограничная зона с Японией, с которой до сих пор не заключен мирный договор, это военные проблемы, гражданские, наконец, связанные со всем этим экологические проблемы. И Пасько начинает врубаться в эти пласты. Благо, что есть газета, есть командование Флота, которое, как мы теперь уже знаем, давало ему задания отражать больные вопросы в связи с предстоящей реформой, сокращением вооружения, демократизацией не только гражданского общества, но и военного. И он поверил в свободу слова. И это была его роковая ошибка, потому что ФСБ как организация воспринимала в штыки все новые преобразования. События девяносто первого года показали, что именно в их недрах родился замысел ГКЧП и как они не хотели открывать страну для того, чтобы ловить черных кошек в темной комнате".


    Заключение


    Проблема доступа журналистов и информации напрямую связана с проблемой становления демократии. Как показали проведенные исследования, для обеспечения доступа журналистов к общественно значимой информации необходимо:

    1)      совершенствование законодательства, направленного на открытость институтов общества;

    2)      создание механизмов гражданского и корпоративного контроля за обеспечением доступа граждан к общественно значимой информации;

    3)      создание прецедентов и обобщение судебной практики по случаям неправомерного отказа в предоставлении информации.

    Вместе с тем, движение в сторону открытости общества не может быть односторонним. Журналистское сообщество должно способствовать установлению профессиональных стандартов работы с информацией, которые обеспечивали бы:

    1)      строгое соблюдение действующего законодательства и недопустимость использования, и распространение информации, доступ к которой законодательно ограничен;

    2)      соблюдение этических норм при сборе, обработке и распространении персональной информации;

    3)      корпоративность в отстаивании законных прав на доступ к общественно значимой информации;

    4)      участие журналистов в совершенствовании законодательства в части доступа граждан к информации.

    Хочется надеяться, что журналистское сообщество примет активное участие в совершенствовании своего главного закона - Закона " О средствах массовой информации". Время настоятельно требует более детальной разработки некоторых положений. Например, в виду недостаточной разработанности статьи 48 действующего Закона, отсутствия подзаконных актов, рассматривающих содержание и механизм функционирования института аккредитации, значительная часть вопросов регламентируется устоявшимися традициями, здравым смыслом, внутренней культурой, уровнем правосознания и неписаными нравственными правилами и стандартами. Все это диктует необходимость внимательного изучения и анализа всех пунктов Правил, поскольку в них может содержаться угроза свободе массовой информации не в явной, а в скрытой форме, которая может " сработать" в " нужный" момент.

    Анализ действующих в различных организациях и учреждениях Правил аккредитации показал, что нередки случаи, когда отдельные пункты этих Правил используются в качестве инструмента ограничения доступа к информации, влияния или давления на СМИ со стороны пресс-служб или служб информации. Нередко принятые в регионах, на местах Правила аккредитации нарушают права журналистов, предоставленные им федеральным законодательством. Идеи, которые закладываются в эти правила, порой преследуют цель не облегчить журналистам доступ к информации, а расширить перечень ограничений прав журналистов собирать и получать информацию по интересующим их проблемам.

    Не случайно аккредитация иногда воспринимается как система манипулирования профессиональным сообществом, как деление журналистов на "достойных" и "недостойных".

    Во избежание произвольного нормотворчества в различных государственных учреждениях и органах местного самоуправления необходимо принять на законодательном уровне Типовые Положения об аккредитации.

    Требуется уточнение положений Законов " О средствах массовой информации" и "Об информации и информатизации", противоречащих друг другу.

    Требуется дальнейшее уточнение прав журналиста на доступ к информации, которые условно можно разделить на четыре категории:

    1) права, связанные с доступом к информации (п. 1-8 ст. 47 Закона "О средствах массовой информации");

    2) связанные с распространением информации (п. 9-10 ст. 47);

    3) авторские права журналиста (п. 11-12 ст. 47);

    4) иные права, закрепленные в других нормативных актах (например, ст. 41 Закона о СМИ, ст. 29 Конституции РФ, и т.д.).

    Не менее важна, на мой взгляд, проблема саморегулирования в профессиональной среде и выработки четких установок на приемы приручения журналистов, в числе которых:

    - вовлечение в жизнь профессиональной корпорации путем приглашения на мероприятия с последующим участием во всяких оргкомитетах, комиссиях и других организационных формах общественного характера;

    - предоставление возможных персональных льгот: медицинского, курортно-оздоровительного, хозяйственно-бытового обслуживания;

    - представление к премиям, наградам и иным видам поощрений внутрикорпоративного и общегосударственного характера;

    - размещение платной рекламы и так называемая спонсорская поддержка;

    - предоставление возможности пользоваться атрибутами причастности к "высшим сферам", например кремлевской "вертушкой", фельдъегерской связью, пропуском в тот или иной государственный орган и т. п.

    Журналисты, опираясь на букву закона и этические стандарты, должны выработать стойкий иммунитет против любых профессиональных приемов, направленных против государства и личности и вместе с тем умело использовать правовые механизмы для получения и распространения информации.


    Библиография


    1.   Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года

    2.   Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод. Рим, 4 ноября 1950 года

    3.       Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосованием 12 декабря 1993 года)

    4.       Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N230-ФЗ (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня, 27 июля, 3 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 января, 5 февраля, 20 апреля, 26 июня, 19, 24 июля, 2, 25 октября, 4, 29 ноября, 1, 6 декабря 2007 г.)

    5.       Уголовный кодекс РФ. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 4, 30 декабря 2006 г., 9 апреля, 10 мая, 24 июля, 4 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 14 февраля 2008 г.). Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года.

    6.       Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г., 1 июня 2005 г., 9 января, 3 марта, 3 июня, 3, 27 июля, 30 декабря 2006 г., 12, 26 апреля, 5, 6 июня, 24 июля, 2 октября, 27 ноября, 3, 6 декабря 2007 г.) Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

    7.       Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21 июля 2005 г., 27 июля, 16 октября 2006 г., 24 июля 2007 г.)

    8.       Закон от 17 мая 1991 г. "О чрезвычайном положении"

    9.       Закон "О государственной тайне"

    10.     Закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"

    11.     Федеральный закон от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"

    12.     Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности"  <http://www.garant.ru/law/10005800-000.htm>

    13.     Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"

    14.     Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" <http://www.garant.ru/law/10001423-000.htm>

    15.     Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ"

    16.     Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ"

    17.     Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации"

    18.     Федеральный закон "О референдуме Российской Федерации"

    19.     Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"

    20.     Закон РФ от 21.07.93 N 5485-1 "О государственной тайне"

    21.     Закон "Об охране здоровья населения"

    22. Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

    23.     Постановление Правительства от 5 декабря 1991 г. №35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну"

    24.     Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года №1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"

    25.     Распоряжение Президента Российской Федерации от 11 февраля 1994 г. № 73-рп "Об утверждении перечня должностных лиц и органов государственной власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне"

    26. Распоряжение Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 г. № 537-рп "О должностных лицах, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне"

    27.     Комментарий к закону РФ о СМИ. Авторы-составители Г.Ю. Арапова, А.А. Глисков, Д.Г. Шишкин. Научный ред. В.Н. Монахов. Издательской дом "Галерия", М.: 2001

    28.     Международная Федерация журналистов. Декларация принципов поведения журналистов. Принята на Втором Всемирном Конгрессе Международной Федерации журналистов в Бордо 25-28 апреля 1954 года; изменения внесены на XVIII Всемирном Конгрессе МФЖ в Хельсинки 2-6 июня 1986 года

    29.     Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда. Постановление Пленума Верховного Суда от 20.12.94 №10. С изм. от 25.10.96 // Бюл. Верховного суда РФ. 1992. №11

    30.     О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц. Постановление Пленума Верховного суда от 18.08.92. №11. С изменениями от 25.04.95 // Российская газета. 1995. 8 февр.

    31.     Основы законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах

    32.     Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е. Кутафина (официальный текст на 1 августа 2003 года

    33.     Быков В.В., Земскова С.И. Судебные грабли. Проблемы юридической безопасности работников СМИ. Под ред. А.К. Симонова. М.: издательство "Галерия", 2004

    34.     Журналистское расследование. История метода и современная практика / Под общ. ред. А.Д. Константинова. - СПб: "Издательский дом "Нева"; М.: "ОЛМА-ПРЕСС, 2003

    35.     Заплатит ли контр-адмирал журналисту? Независимая газета. 02.09.2000. <http://www.ng.ru/events/2000-02-09/2_payment.html>

    36.     Из биографии Григория Пасько. <http://www.persons.ru/cgi/show.exe?Num=1139&Get=All&Item>

    37.     Лазутина Г.В. профессиональная этика журналиста. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2000

    38.     Новое информационное законодательство РФ. Под ред. А.К. Симонова. М.: издательство "Медея", 2004

    39.     Позывные тревог и надежд. "Маяк". 40 лет в эфире. Воспоминания, фотографии, документы, практический опыт. Под редакцией к.и.н. Г.А. Шевелева. Редактор-составитель Б.А. Брацыло. М.: Вагриус, 2004

    40.     Правозащитники и журналисты: методы взаимодействия. Методическое пособие. М.: издательство "Магеллан ОЕ", 2000

    41.     Речь общественного защитника Александра Ткаченко. <http://www.bellona.ru/russian_import_area/international/russia/envirorights/pasko/22502>

    42.     Рэндалл Д. Универсальный журналист. Национальный институт прессы, СПб.: 2000

    43.     Федотов М.А. Правовые основы журналистики. Учебник для вузов. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002

    44.     Фонд защиты гласности. Дело №10. Григорий Пасько против ФСБ. М.: издательство "Галерия", 2000

    45.     Цена слова. Из практики лингвистических экспертиз текстов СМИ в судебных процессах по защите чести, достоинства и деловой репутации. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: издательство "Галерия", 2002

    46.     Краткий юридический справочник для журналиста. - М.: "Права человека", 1997


    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.