МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Жестокое обращение с детьми

    такие отношения были только у 21,2% обследованных. Обратная динамика

    наблюдается у лиц, которые имели отрицательные отношения с родителями: если

    в детстве такие отношения имели 36,2% из общего числа обследованных, то к

    моменту совершения преступления подобные отношения сложились уже у 53,9%.

    Это подтверждается и другими подобными исследованиями, каждый психолог,

    работающий в школе и за ее пределами, встречается с проблемами, причиной

    которых являются разные формы насилия. Захарьева И.А. Нет Насилию! – СПб.:

    изд-во СПб. УниверситетаМВД России,2000.[14, с.12]. Являясь многочисленными

    жертвами мира взрослых, подростки сами нередко встают на путь насилия,

    "дают" неумолимый рост преступлений. Исследования социальных психологов по

    проблеме насилия можно разделить на несколько групп:

    1) вопросы, касающиеся конкретных действий – это самая многочисленная (по

    количеству запросов) группа:

    . какие существуют способы и формы работы с различными группами риска;

    . как помочь подростку, испытывающему насилие в семье;

    . можно и нужно ли работать с младшими школьниками;

    . как работать с семьей;

    . как работать с жертвой;

    . какой должна быть первая помощь детям, подвергшимся сексуальному

    насилию и т.д.).

    2) вопросы, касающиеся профилактики:

    . эффективна ли профилактика насилия;

    . можно ли говорить о профилактике, если ребенок уже подвергался насилию

    и т.п.

    3) единичные запросы по вопросам, касающимся концептуального аспекта, с

    нашей точки зрения, немаловажного:

    . определение понятия "насилие";

    . характеристика групп риска: потенциального преступника и потенциальной

    жертвы;

    . истоки и причины насилия.

    4) блок вопросов о службах помощи, существующих в городе (какие; где; кому

    помогают).

    Выше говорилось, что с теоретической точки зрения насилия над детьми можно

    рассматривать как проявления страха: страха насилия и страха виктимизации.

    Страх является одной из важных доминант, определяющих психологическое

    состояние и поведение человека, а источники страха многочисленны и

    разнообразны. Различия многообразных проявлений страха в индивидуальном и

    групповом сознании во многом связаны с уровнем осознания реальной

    опасности, которую влечет за собой меняющаяся в обществе криминогенная

    ситуация. Вместе с тем, интенсивность проявлений страха зависит, конечно, и

    от общего контекста социальной ситуации, от общего уровня социальной

    защищенности граждан, в частности детей. Кроме того, нельзя не помнить о

    том, что у подростка есть еще один страх, – страх открыться взрослому (это

    касается и физического насилия, в частности, сексуального, и психического

    насилия дома и вне его).

    Итак, становится очевидным, что по проблемам, связанным с насилием, у

    школьного психолога есть три приоритетных направления в работе:

    . профилактика насилия;

    . работа с проблемой, связанной с фактом насилия;

    . профилактика виктимности.

    Как в отношении совершающего насилие, так и в отношении жертвы, изучение

    причинной цепочки ведет далеко за пределы конкретной ситуации, открывая

    возможность оценить сумму обстоятельств, повлиявших как на формирование

    "насильника", так и на формирование уязвимой личности с деформированным

    личностным профилем, ставшей жертвой. Дети представляют собой группу риска,

    а профилактика насилия по отношению к ребенку, в том числе и между детьми

    одновременно является и профилактикой правонарушений.

    Отдельно следует рассмотреть особенности социально-психологических подходов

    к сексуальному насилию, которое характеризуется как одна из форм жестокого

    обращения с ребенком. В литературе отмечается, что не существует единого

    определения этого понятия по целому ряду причин, в том числе в силу

    трудности определения границ насилия, а также из-за часто встречающихся

    сочетаний разных видов насилия, в которые входит и сексуальное.

    В этом случае сексуальное насилие сопровождается, например, побоями и

    угрозами, что означает также физическое и психологическое насилие. М.: ВНИИ

    Проблем исследования,1990.[28].

    Конечно, объектом воздействия социального психолога должны стать

    опосредованные виновники возникшей проблемы – взрослые: родители и учителя,

    взаимодействующие с ребенком. Однако центральной фигурой в этой работе,

    несомненно, должны быть учащиеся.

    4.2 Анализ позиций насилия

    Понятие насилия распространяется на ребенка до 18-летнего возраста,

    которому преднамеренно причинен серьезный физический ущерб. Ребенок,

    подвергшийся плохому обращению, – ребенок до 18-летнего возраста, которому

    причинен ущерб вследствие недостаточного осуществления со стороны родителя

    или иного лица, его заменяющего, минимальной степени заботы.

    Социально-психологические теоретические исследования насилия выделяют ее

    как органическую часть агрессии и жестокости. Точнее понятия «жестокость» и

    «насилие» – «более узкие и входят в понятие агрессия» Руководство по

    предупреждению насилия над детьми//под ред. Асановой Н.К. – М.:

    ВЛАДОС,1997.[32, с.48].

    Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение,

    противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе,

    наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным),

    причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический

    дискомфорт. Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии//журнал «Школа

    здоровья»,1995. [12]. Жестокость – это свойство личности, заключающееся в

    безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению.

    Насилие – это нарушение чужого поведения. М.: ВНИИ Проблем

    исследования,1990. [28].

    Определяют 4 типа позиции насилия и жестокого обращения с ребенком.

    Руководство по предупреждению насилия над детьми// под ред. Асановой Н.К. –

    М.: ВЛАДОС,1997. [32, с.51]:

    . физическое насилие;

    . пренебрежение;

    . сексуальное насилие;

    . психологическое жестокое обращение.

    Насилие над детьми может быть двух типов явное и скрытое (косвенное). По

    времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в

    прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со

    стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице –

    со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.

    Анализируя позиции психологического насилия можно выделить следующие их

    виды. Под ред. Анасовой Н.К. – М.: ВЛАДОС,1997. [32, с.54]:

    . психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность

    родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую

    поддержку, внимание и привязанность.

    . психологическое жестокое обращение – хронические паттерны поведения,

    такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.

    Ранее говорилось, что в связи с со скрытностью, латентностью явления

    насилия над детьми во время диагностики приходится иметь дело с большим

    количеством симптомов и поведенческих индикаторов. К ним относятся: жалобы

    ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение,

    оскорбление, издевательства и высмеивание. Меньшикова Е.с. Жестокое

    обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия// Психологический

    журнал,1993. [24]. Такой ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое,

    отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими

    проявлениями насилия.

    Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие

    заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка.

    1. Возраст 0-6 месяцев:

    . малоподвижность;

    . безразличие к окружающему миру;

    . отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;

    . редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.

    2. Возраст 6 месяцев – 1,5 года:

    . боязнь родителей;

    . боязнь физического контакта со взрослыми;

    . постоянная беспричинная настороженность;

    . плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;

    . испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

    3. Возраст 1,5 – 3 года:

    . боязнь взрослых;

    . редкие проявления радости, плаксивость;

    . реакция испуга на плач других детей;

    . крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.

    4. Возраст 3 года – 6 лет

    . примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

    . пассивная реакция на боль;

    . болезненное отношение к замечаниям, критике;

    . заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

    . псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

    . негативизм, агрессивность;

    . лживость, воровство;

    . жестокость по отношению к животным;

    5. Младший школьный возраст:

    . стремление скрыть причину повреждений и травм;

    . одиночество, отсутствие друзей;

    . боязнь идти домой после школы;

    6. Подростковый возраст:

    . побеги из дома;

    . суицидальные попытки;

    . делинквентное поведение;

    употребления алкоголя, наркотиков.

    Определенные позиции насилия имеет и сексуальное насилие над детьми.

    Выделение и фиксация специфических признаков данных, имеет место

    сексуального насилия над ребенком и приобретает большое значение для

    распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве.

    Выше говорилось, что существует много причин, по которым ребенок не может

    прямо сказать о случившемся насилии. В этом случае, подозрения, возникающие

    у матери или других лиц, подтверждаются рядом позиций признаков.

    Эти признаки подробно перечислены в специально разработанном пособии,

    предназначенном для медиков и психологов, работающих с указанной проблемой

    М.: ВНИИ Проблем исследования,1990.[28].

    В пособии приводится более 30 признаков – индикаторов. К ним относятся как:

    o физические проявления (разнообразные повреждения половых органов, травмы,

    расширение ануса, потертости, ранняя беременность подростков,

    инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом

    пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль в животе, горле, рвота

    без видимых причин).

    o поведенческие проявления определяются в соответствии с возрастом:

    Возраст 3-4 года:

    . чрезмерная мастурбация;

    . частая демонстрация гениталий;

    . сексуальные игры навязчивого характера, хотят сделать что-нибудь

    маленькой сестре или брату;

    . поведение ребенка становится сексуальным;

    . периодические ночные кошмары;

    . энкопрез и анурез;

    . нарушения сна;

    . боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в

    детский сад;

    . регрессивное поведение;

    1. Возраст 4-6 лет:

    . чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий;

    . сексуальные игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь

    младшей сестре или брату;

    . агрессивное сексуальное поведение с детьми;

    . псевдовзрослое поведение;

    . некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при

    взрослении;

    . ребенок ни на что не жалуется во время осмотра (ребенок боится);

    . нарушения сна;

    . боязнь оставаться наедине с взрослыми и сверстниками, нежелание идти в

    детский сад.

    . устраивает поджоги.

    . регрессивное поведение

    . соматические жалобы.

    2. Возраст 6-8 лет:

    . сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками;

    . усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам;

    . нерегулярное посещение школы или приходит рано и уходит поздно;

    . внезапное ухудшение успеваемости;

    . не может найти друзей и ему никому не верит;

    . не может сконцентрировать внимание.

    3. Возраст 8-10 лет:

    . сексуальные игры навязчивого характера;

    . усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам;

    . нерегулярное посещение школы.

    Возраст 10-12 лет:

    . социальный уход;

    . агрессия по отношению к сверстникам;

    . нерегулярное посещение школы и несвоевременный приход и уход;

    . внезапное ухудшение успеваемости;

    . никому не верит;

    . не может сконцентрировать внимание;

    . часто прогуливает школу;

    . приходит в школу рано – уходит очень поздно;

    . начальные признаки клинической депрессии.

    Возраст 12-18 лет:

    . симптомы клинической депрессии;

    . нарушения сна;

    . суицидальные наклонности;

    . изоляция от окружающих;

    . побеги из дома;

    . промискуитет;

    . асоциальное поведение;

    . не участвует в школьных мероприятиях;

    . аддитивное поведение (никотин, алкоголь, наркотики);

    . совершение преступлений.

    Наличие у ребенка симптомов или поведенческих индикаторов, перечисленных в

    данном разделе, позволяет нам поставить один из двух диагнозов: плохое

    обращение с ребенком (педагогическая запущенность) или злоупотребление

    ребенком.

    Существует концепция фрустрации – агрессии, которая разрабатывалась многими

    зарубежными авторами[5]. Фрустрация, стресс, которые может испытывать

    взрослый, могут сформироваться у ребенка, как следствие стереотипного

    агрессивного поведения. Выделяются 4 фактора, от которых зависит сила

    агрессивных привычек:

    частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован,

    фрустрирован, раздражен;

    . частое достижение успеха агрессией;

    . культурные и субкультурные нормы;

    . темперамент, характеризующийся импульсивностью, интенсивностью реакций,

    высокой активностью и зависимостью.

    По данным многочисленных исследований, в большинстве случаев насилие

    происходит с целью установления власти и контроля над жертвой (ребенка), а

    не с целью получения удовлетворения, например эмоционального, сексуального

    и т.п.

    Конфликтная природа позиций фрустрирующих факторов отношения родителя к

    ребенку оказывает влияние на нормальный процесс усвоения норм и ожиданий

    общества в целом и ведет к ослаблению связей в семье и развитию нарушения

    привязанностей. В данном случае насилие над ребенком проявляется в

    отсутствии склонности к приспособлению к социальному давлению, умению вести

    себя адекватным и ненасильственным образом с людьми вне рамок семьи.

    Применение позиций насилия к такому ребенку формирует у него враждебное

    отношение к тем, кто слабее, недостаток способности видеть глазами других

    (эмпатии), тенденция к импульсивности в критических ситуациях.

    Заключение

    В заключение работы можно сказать, что жестокое обращение с детьми и

    пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их

    следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и

    социализации ребенка, нередко – угроза его жизни или даже смерть.

    Жестокое обращение с детьми делиться на физическое и психологическое

    насилие.

    Под физическим насилием понимается, не только нанесение ребенку родителями

    или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами

    физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб

    здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Но и физические

    наказания, которые в некоторых семьях используются в качестве

    дисциплинарных мер, начиная от подзатыльников и шлепков до порки ремнем.

    Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое

    нападение (истязание), оно почти, всегда сопровождается словесными

    оскорблениями и психической травмой. Под жестоким обращением с детьми при

    помощи физического насилия понимаются истязания в виде избиении, нанесение

    ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными

    сигаретами, в том числе и с использованием самых различных предметов в

    качестве орудий изуверства. Кроме перечисленного в понятие физического

    насилия включается так же вовлечение ребенка в употребление наркотиков,

    алкоголя, а так же дачу ему отравляющих веществ или "медицинских

    препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных

    врачом). Многие авторы отдельно рассматривают попытки убийства ребенка, в

    том числе через удушение или утопление.

    Следует отметить, что абсолютно все авторы рассматривают сексуальное

    насилие или совращение, как отдельную категорию жестокого обращения с

    детьми, поскольку в данном случае физическое воздействие в первую очередь

    оказывает влияние на психику ребенка. Под сексуальным насилием понимается –

    использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком

    для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.

    Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный

    секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К

    сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию,

    порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, а так же

    подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания,

    отправления естественных нужд.

    С психологической точки зрения жестокое обращение с детьми – это

    эмоциональное насилие, под которым понимается постоянное или периодическое

    словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов,

    учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение

    его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку.

    К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в

    результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к

    ребенку требования, не соответствующие возрастным возможностям.

    Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного

    обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье,

    воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц,

    их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни,

    неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения

    к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным

    случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка

    последствиям.

    Семья занимает важное место в формировании личности ребенка, поэтому одним

    из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие любви к

    ребенку в семье, в первую очередь это относится к матери. Так даже

    отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской

    утробе, т.е. к ребенку от нежеланной беременности во многом отражается на

    формировании плода. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие

    дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от

    желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в

    первые месяцы жизни, хуже развиваются.

    Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным

    последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или

    опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья

    являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие

    заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100

    случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью

    жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы,

    переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др.

    Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и

    усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка,

    пострадавшего от побоев.

    Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, или и

    в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить,

    реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У

    таких детей часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание

    ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в

    условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами,

    выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них

    припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы,

    неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности -

    педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

    Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и

    пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате

    чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и

    поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую

    жизнь.

    Список литературы

    1. Альтшулер Б.Л., Кушнир Л.П. Правозащитные инициативы по защите детей от

    насилия // из сборника: Дети России: насилие и защита – М.: Новый отсчет,

    1997

    2. Ананова Н. Жертвы сексуального злоупотребления: Психопатологические

    проблемы, возникающие у детей и подростков, переживших и совершивших

    сексуальное насилие // Прикладная психология и психоанализ, №3, 1997

    3. Антонов А.И., Сорокин Н.А. – М.: Речь, 2000

    4. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни – М.: ИНФРА-М, 1995

    5. Антонян Ю.М., Горшкова И.В., Зулкарнеева Р.М. Проблемы внутрисемейной

    агрессии – М.: изд-во НИИ МВД, 1999

    6. Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия контроль – СПб.: Прайм, 2001

    7. Берковская М.И., Брязгунов И.П., Михайлов А.И. Оценка краткосрочной

    терапии стрессовых расстройств в остром периоде эмоциональной травмы //

    из сборника статей: Дети России: насилие и защита – М.: Новый отсчет,

    1997

    8. Богачева О.П., Дубягин Ю.П. Школа выживания или 56 способов защитить

    ребенка от преступления – М.: Пихта, Дубль-В, 1997

    9. Васильев В.Л., Мамайчук И. И. О некоторых вопросах судебно-

    психологической экспертизы несовершеннолетних // Вопросы психологии №3,

    1993

    10. Гайдаренко Н.В., Ярославцева Н.Д. Психологические последствия жестокого

    обращения с детьми – М., Психология и Педагогика, 1994

    11. Дети России: насилие и защита: Материалы Всероссийской научно-

    практической конференции (Москва, 1-3 окт. 1997 г.) – М.: РИПКРО, 1997

    12. Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии // журнал "Школа здоровья",

    №3, 1995

    13. Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение у детей. (По данным исследования

    причин и следствий отклонений в социальном поведении: Особый ребенок.

    Исследования и опыт помощи) – М., Речь, 1998

    14. Захарьева И.А. Нет Насилию! (Анализ проблемы насилия и его профилактики

    среди детей и подростков) – СПб.: изд-во СПб. Университета МВД России,

    2000

    15. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение

    личностных расстройств // Вопросы Психологии, №6, 1998

    16. Каган В.Е. Семейные и половые установки у подростков // Вопросы

    психологии 1987, №2

    17. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения подростков – М.: Сфера;

    Юрайт, 2001

    18. Колосова С. Агрессия и агрессивность // Школьный психолог, 2000 г., №25-

    28

    19. Кон И.С. Введение в сексологию – М.: Речь, 1997

    20. Кон И.С. Совращение детей и сексуальное насилие // Педагогика, №5,

    1998

    21. Курасова Н.В. Сексуальное насилие в семье: К вопросам диагностики

    психологических последствий у детей // Семейная психология и семейная

    терапия, №1, 1997

    22. Лубовский Д.В. Психологический тренинг для детей из трудных семей //

    Детский практический психолог, №7, 1995

    23. Мельниченко С.А. Предотвращение жестокости по отношению к женщине и

    детям // Семья в России, №2, 1996

    24. Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные

    последствия // Психологический журнал, №6, 1993

    25. Минеева О.А. Работа с семьей в условиях ПМС-центра по поводу жестокого

    обращения с детьми: [Опыт Психол.-мед.-соц. Центра "Юго-запад" Москвы] //

    Семейн. психология и семейн. терапия. №1, 1999

    26. Моделирование воспитательных систем: теория – практике // под ред. Л.И.

    Новиковой, Н.Л. Селивановой – М.: Изд-во РОУ, 1995

    27. Нагаев В.В. Преступления против половой неприкосновенности

    несовершеннолетних: психологическая экспертиза и правовая защита: [По

    данным психологических исследований] // Вестник психосоциальной и

    коррекционно-реабилитационной работы, №4, 1998

    28. Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое

    исследование – М.: ВНИИ Проблем исследования, 1990

    29. Ольшанский Д.В. Психология масс – СПб.: Питер, 2001

    30. Педагог в гуманистической воспитательной системе школы // сост. А.И.

    Григорьева, Л.Г. Егорова – Тула: ТОИРО, 1996

    31. Подростковая делинквентность в России: пути преодоления // журнал

    "Детский практический психолог", №7, 1995

    32. Руководство по предупреждению насилия над детьми // под ред. Асановой

    Н.К. – М.: ВЛАДОС, 1997

    33. Рутман А. Оказание медико-психологической и правовой помощи детям и

    подросткам, пострадавшим от насилия. Методические рекомендации –

    Ярославль, Филинъ, 1996

    34. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми – М.: Психология

    и педагогика, 1993

    35. Сафронова Т., Цымбал Е., Ярославцева Н. Плата за жестокость: проблемы

    профилактики жестокого обращения с детьми в семье // Народное

    образование, №5, 1995

    36. Сборник тезисов международной конференции: Подростки и молодежь в

    меняющимся обществе (проблемы девиантного поведения) – М.: Новый отсчет,

    2001

    37. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности – М.: изд-во

    МГУ, 1980

    38. Франк Л. В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской

    виктимологии – СПб., Медицина, 1997

    39. Центров Е.Е. Криминалистическое учение о потерпевшем – М., Юридическая

    литература, 1988

    40. Цымбал Е.И. Правовая защита детей от насилия и пренебрежения их

    основными нуждами // Вестник психосоциальной и коррекционно-

    реабилитационной работы, №2, 1995

    41. Черепанова Е. Психологический стресс – М.: Речь, 1997

    42. Шапиро Б.Ю., Сидоренкова Т.А., Либоракина М.И. Социальные работники за

    безопасность в семье – М.: РИК, 1999

    43. Шакина В.А., Шакин В.Б. Что мы понимаем под насилием в семье? //

    официальный сайт Иркутского Кризисного центра – e-mail: dv-

    webmaster@projectharmony.ru

    44. Ярославцева Н.Д. Посттравматические стрессовые нарушения у детей-жертв

    сексуального насилия и оказание им психологической помощи // Мир

    психологии, №2, 1998

    -----------------------

    [1] Ольшанский Д.В. [29, с.66] ссылается на работу Rowan J. Psychological

    aspects of society. L.: Academic Press, 1978. Book 4. The structured crowd

    [2] Данные приведены по России, однако многие зарубежных авторы отмечают

    подобные тенденции и развитых капиталистических странах [36, с.109]

    [3] ссылка приведена по более поздней монографии см. 5, с.149

    [4] Подробнее см. [17]

    [5] Ениколопов С.Н. [12] ссылается на работы Л.Берковица, см.: сборник

    монографий: Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия контроль – СПб.: 2001

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.