МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Жестокое обращение с детьми

    оптимальной семейной социализации, ослабляется роль родительского

    авторитета, нарушаются ценности устойчивой полной семьи как социальной

    нормы. В целом это приводит к тому, что семья утрачивает свой

    социализирующий потенциал по выхаживанию и воспитанию детей. По мнению

    ведущих как отечественных, так и зарубежных специалистов, занимающихся

    ключевыми проблемами сохранения семьи, описанные социологические

    характеристики отражают новые формы вербального семейного поведения,

    которые включают в себя: сексуальную, контрацептивную и бракоразводную

    революции.

    В основе динамики семьи, как основного фактора жестокого обращения с

    детьми, необходимо выделить два взаимосвязанных типа воздействия на

    ребенка: семейные отношения (вербальные отношения) и семейное воспитание

    (невербальные отношения).

    Для здоровой семьи характерна:

    . сильная родительская позиция с четкими семейными правилами;

    . гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи

    с определенными «образцами» отношений и поведения;

    . сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями, которые

    составляют основу «семейной памяти».

    Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие друг друга

    родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей.

    Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны «запутанные отношения» –

    это семья:

    . с отцом (отчимом), который находится на периферии семейного поля;

    . семья с разъединенными, конфликтно существующими родителями;

    . семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи,

    родственниками по материнской и отцовской линиям.

    В таких семьях часто наблюдаются проблемы с алкоголем. Постоянно, особенно

    у женщин, встречаются психосоматические, т.е. связанные с психогенными

    причинами нарушения со стороны здоровья, поэтому могут наблюдаться

    «хронические, трудно излечимые заболевания». Характерные черты поведения и

    вербальных отношений взрослых и детей в такой семье. Сборник тезисоф

    международной конференции: Подростки и молодеж в меняющимся обществе

    (проблемы девиантного поведения) – М.: Новый отсчет, 2001[36, с.78]:

    . общение между ними находится на низком уровне, в нем отсутствуют забота,

    юмор, радость от общения;

    . в межличностных отношениях доминируют разъединение, неприязнь, взаимное

    перекладывание вины;

    . активное нежелание членов семьи обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-

    либо из окружающих, поэтому семья активно избегает поддержки со стороны

    школы, служб социальной защиты, просто соседей;

    . по отношению к семейным проблемам легко возникают состояния тревоги и

    паники;

    . часто наблюдается тенденция разрешать возникающие проблемы на

    эмоциональном уровне;

    . постоянно проявляется несоответствие между словами и действиями;

    . между одними посланиями со стороны родителей типа: «Я тебя люблю» и

    другими – отталкивающими: «Уйди, надоел, не мешайся», что вызывает

    противоречивость чувств и реакций со стороны ребенка.

    Во многом это определяет и невербальную сторону семейных отношений. В таких

    семьях дети переживают тревогу перед неопределенностью будущего, они могут

    тяготиться домом, стремятся больше проводить время на улице. У детей

    отмечается заниженная самооценка, так как они часто проецируют причину ссор

    на себя. С началом наркотизации при углублении семейного кризиса

    наркотизирующийся ребенок может начинать выступать с одним из родителей

    против другого.

    Для распавшейся семьи характерно соединение неприязненных отношений с

    застывшими, уходящими в прошлое конфликтами. Такая ситуация утяжеляется в

    тех случаях, если поведение ребенка, связанное с употреблением алкоголя или

    наркотиков, помогает сохранить замкнутый, конфликтный круг отношений, т.к.

    за этим может стоять неосознаваемое ребенком желание восстановить

    распавшиеся отношения. В подобных случаях дети и подростки могут прибегать

    к использованию наркотиков для своеобразного «шантажа» и демонстрации своих

    ожиданий от взрослых.

    Для асоциальной семьи с наркологическими проблемами и противоправным

    поведением членов семьи характерны:

    . сочетание затяжных, конфликтных внутрисемейных отношений с

    криминологической и наркологической отягощенностью;

    . нарастающая социальная изоляция с выключением семьи из доверительных или

    поддерживающих отношений с другими семьями в доме, микрорайоне.

    Дети, проживающие в такой семье, испытывают различные формы

    психологического давления:

    . разъединенность и эмоциональное отвержение со стороны родителей;

    . заброшенность и насилие;

    . чувство вины и стыда за поведение членов семьи.

    Они вынуждены соизмерять свое поведение с «двойным стандартом правил» –

    аморальным как нормой поведения внутри своей семьи и моральными

    требованиями, правилами поведения вне семьи – в школе, в общении с другими.

    В такой ситуации дети стремятся перенести стиль внутрисемейных «образцов

    поведения» на свои взаимоотношения с окружающими, навязать его, если не

    встречают отпора.

    Большой интерес для исследования агрессивности ребенка как фактора

    определяющего жестокость в обращении с ребенком представляют ответы детей

    младшего дошкольного возраста на вопрос: «Что тебе запрещают делать дома?».

    Эти ответы определенным образом характеризуют стиль семейного воспитания.

    При их анализе было выделено четыре группы запретов (по значимости и

    частоте) Колосова С. Агрессия и агрессивность// Школьный

    психолог,2000г.,[18, №27]:

    . первое место заняли запреты (предъявляемые преимущественно матерями),

    оберегающие вещи и порядок в доме;

    . второе место – запреты, связанные с безопасностью ребенка;

    . третье место – охрана покоя взрослых и особенно отцов;

    . четвертое место – запреты нравственного характера, касающиеся как

    внутрисемейных отношений, так и правил поведения (например, не рвать

    книги, не ломать деревья, не разговаривать грубо).

    Формирующаяся под воздействием тоталитарного сознания взрослых двойная

    идентификация ребенка (когда есть разделение «я для себя» и «я для семьи»)

    оказывается мощной основой для внутреннего отчуждения ребенка от семьи. И

    даже при сохранении высокой эмоциональной привязанности ребенка к

    родителям, им крайне трудно транслировать свои ценности (особенно

    нравственные и духовные) следующим поколениям. По существу, речь идет о

    трансляции внутриличностного конфликта и агрессивных побуждений из

    поколения в поколение в условиях тоталитарного воспитания, о деформациях

    психики ребенка.

    Отсюда нередки случаи психологического насилия в современной семье, а

    сексуальное, физическое насилие, жестокость по отношению к ребенку

    представляют собой крайнее выражение психологического насилия.

    Можно добавить, что «строгий стиль» воспитания, ориентированный на

    воспитание детского послушания, приводит к возникновению у ребенка

    повышенной эмоциональности, делая для него маловероятными размышления о

    своих действиях или восприятие новой информации о моральных принципах.

    Все вышесказанное заставляет серьезно задуматься над следующими проблемами:

    способны ли современные родители адекватно проявлять свою любовь к ребенку,

    быть искренними в отношениях с ним.

    2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях

    Главным вопросом о психологических последствиях плохого обращения, который

    встает перед специалистом, обращающимся к анализу вербальных и невербальных

    семейных отношений, является вопрос о характере семейного воспитания. Речь

    идет о том, сколько сил, времени и внимания уделяется родителями ребенку и

    в какой мере их отношение нацелено на удовлетворение значимых для него

    потребностей. Последствиями такого воспитания как раз и является отклонение

    девиантное поведение ребенка и его терпимость к жестокому обращению.

    Настоящее время российское общество характеризуется таким положением, когда

    каждая отдельная семья остается одни на один с проблемами своих детей

    (уходы из дома и бродяжничество, алкоголизация и наркотизация, нарушения

    сексуальной ориентации и другие, грозящие риском проблемного развития

    нарушения поведения) и вынуждена действовать вслепую. При этом

    неблагополучные семьи демонстрируют образцы злоупотребления алкоголем и

    наркотиками; в дисфункциональных, конфликтных семьях, вследствие

    запутанности семейных отношений, доминирует стремление ограничиться

    эпизодическим вмешательством в проблемное поведение детей. В благополучных

    семьях, как правило, преобладает тревога за складывающуюся ситуацию. Однако

    обычно сочетается с конфронтацией по отношению к влиянию сверстников,

    друзей ребенка по классу и по двору, т.е. доминирует установка на изоляцию

    от детско-подростковой среды, что фактически невозможно и не предупреждает

    различных форм проблемного, рискованного поведения и саморазрушающих

    «экспериментов» с наркотиками или злоупотребления ими.

    Необходим учет следующих форм неадекватного семейного воспитания (в

    качестве примера рассмотрим явление наркотизации как наиболее негативного

    вида девиантного поведения) Моделирование воспитательных систем:теория-

    практике//под ред. Л.И.Новиковой, Н.Л. Селивановой – М.: Изд. РОУ.1995 год.

    [26, с.67-68]:

    Гиперпротекция (доминирующая или потворствующая) – этот стиль воспитания

    характеризуется или постоянным контролем над любыми проявлениями поведения

    ребенка с недоверием к "правильности" его самостоятельных поступков, или

    некритичным удовлетворением любых запросов ребенка. При употреблении

    подростком наркотиков в условиях такого воспитательного подхода с его

    стороны быстро формируются выраженные формы протестно-вызывающего

    поведения, облегченно закрепляется патологическая лживость. В родительской

    реакции при начале употребления наркотиков чаще со стороны матери могут

    возникать реакции со страхом потери ребенка, которые, как правило,

    усиливают готовность идти у него на поводу. Со стороны отца обычными

    являются полярные реакции, когда недоумение «почему это случилось с моим

    ребенком», сменяется попытками отвержения материнского стиля отношений,

    установления тотального контроля с угрозами наказания, что встречает

    протестное отношение и со стороны матери, и со стороны ребенка. В итоге

    фиксируются спутанные и непоследовательные отношения. При таком

    воспитательном отношении родители не могут установить рамок в поведении

    ребенка и в своих требованиях. Ребенок продолжает вести себя своевольно,

    сам определяет круг друзей, время возвращения домой, характер своего время

    провождения.

    Воспитание с возложением на ребенка повышенной моральной ответственности.

    При этом воспитательном подходе требования к ребенку (чаще девочке), как

    правило, велики и оправдываются необходимостью «строгого контроля». Высокие

    запросы к ребенку могут сочетаться с пониженным вниманием к его актуальным

    интересам и потребностям или не соотноситься с его возможностями, что

    обычно сопровождается риском психогенной травматизации. В складе личности

    стимулируются черты педантичности, строгого следования установленному

    порядку в сочетании с неуверенностью в себе и конформностью. Риск

    наркотизации обычно входит в структуру подростковой реакции эмансипации от

    родителей в сочетании с пассивным отношением к более активной позиции

    сверстников, которые раньше начали экспериментировать с наркотиками.

    Гипопротекция со стороны одного из родителей. При этом стиле вербальных

    отношений как в дисфукциональной (конфликтной), так и в распавшейся семье,

    один из родителей (чаще отец) не уделяет внимания ребенку, что

    сопровождается невниманием или пренебрежением его потребностями. В этих

    случаях ребенок также ведет себя своевольно, воспринимает семью как обузу.

    С началом наркотизации ребенка семейный кризис, как правило, усиливается, и

    одному из супругов, например, отцу, может приписываться вина и

    ответственность за наркотизацию ребенка. При этом наркотизирующийся

    подросток и активно вовлеченная в его проблемы мать легко образуют

    своеобразную "пару" против отца, который начинает считаться главной

    причиной наркотизации (уклонялся от воспитания, от обсуждения проблем,

    отвергал материнский стиль отношения и пр.). За этой позицией стоит

    неспособность родителей установить новые отношения с наркотизирующимся

    ребенком, неосознанное желание не нести ответственности за его вовлечение в

    употребление наркотиков.

    Неустойчивый стиль воспитания. Этот стиль характеризуется неожиданной для

    ребенка сменой отношений с переходами от строгости к потворству или от

    значительного внимания к эмоциональному отвержению. Родители могут

    признавать неустойчивость в своих воспитательных требованиях, но, как

    правило, недооценивают тяжесть и негативный характер последствий такого

    отношения. Неустойчивый стиль воспитания формирует у ребенка черты

    упрямства, постоянного намерения поступать наоборот.

    Эмоциональное отвержение, гипоопека и жестокое обращение. В основе такого

    отношения может лежать неосознаваемое отождествление ребенка с

    отрицательными моментами в жизни родителей. При эмоциональном отвержении на

    первый план выходит невнимание к ребенку, который воспринимается как помеха

    в жизни. При жестоком обращении эмоциональное отвержение сочетается с мало

    мотивированными и неоправданно суровыми наказаниями в виде лишения

    удовольствий, избиений и наказаний. Такой стиль воспитания ведет к

    задержанному психическому развитию, к формированию невротических

    расстройств и к усилению черт эмоционально-волевой неустойчивости или

    импульсивности. Неустойчивый характер воспитания и эмоциональное отвержение

    часто становятся причинами саморазрушающего поведения ребенка с

    употреблением наркотиков. Еще одной причиной начала наркотизации или срыва

    ремиссии может быть наличие скрытой или явной психотравмирующей ситуации,

    отсутствие у ребенка способов психологической защиты, позволяющих ему

    справляться с эмоциональным напряжением.

    На основе выше сказанного можно заключить, что понимание и учет семейных

    отношений позволяют избежать прямолинейных попыток разъяснительной работы,

    что оказывается, как правило, неэффективным. Ответы на вопросы о типе

    семьи, о характере семейного воспитания, о личных проблемах родителей,

    определяющих особенности воспитательного подхода, приводят к пониманию

    семьи как живой системы, которая имеет свою историю, традиции, динамику, и

    позволяют использовать семейный потенциал в предупреждении девиантного

    поведения подростка, в частности, экспериментирования с наркотиками и

    "срывов" при воздержании от их употребления.

    2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение

    Недостатки в подготовке детей к самостоятельной жизнедеятельности семья

    приписывает «плохой наследственности», детскому саду, школе, обществу в

    целом, улице. Это, возможно, представляется несколько утрированным, но

    адекватно отражающим характерную для современного общества тенденцию

    отношения к детям, представляется мнение В.Е. Кагана: «Ребенок для нашей

    культуры в целом, для нашей традиционной педагогики – это какое-то

    изначальное воплощение зла... которое мы должны искоренить, чтобы ребенок

    вырос человеком» Каган В. Е. Семейные и половые установки у

    подростков//Вопросы психологии 1987.[16].

    Школа является вторым по значимости после семьи социальным институтом

    участвующий в формировании личности ребенка. В школе, кроме того, что

    приобретаются знания, так же формируется самостоятельность и адекватность

    самооценки. В этом процессе кроме самого ребенка участвуют так же

    сверстники, учителя и родители. Все это формирует определенные и, не редко

    противоречивые, требования к поведению ребенка, которые вызывают у него

    внутренний конфликт и попытки его компромиссного разрешения вызывают

    определенное жестокое обращение с каждой стороны.

    Конфликтность, а так же жестокое обращение с биологической точки зрения

    является последствием органических психопатий, среди которых наиболее часто

    встречается возбудимый тип, более распространенный среди мальчиков. Его

    клинической основой является аффективная и двигательная возбудимость.

    Лубовский Д.В.Психологический тренинг для детей из трудных семей//Детский

    практический психолог.1995. [22], ссылается на ранее проведенные В.В.

    Лебединским исследования, в которых тот приводит сравнительную

    характеристику проявлений эпилептоидной психопатии в детском и взрослом

    периодах жизни: при эпилептоидной психопатии у взрослых наряду с

    взрывчатостью, жестокостью наблюдается и склонность к угодничеству и

    слащавости. В то время как дети обращают на себя внимание легкостью

    возникновения аффективных вспышек со злобностью, агрессией, упрямством,

    негативизмом, без проявления лести. В ответ на малейшие замечания у этих

    детей возникают бурные реакции протеста, уходы из дома, школы, нередко

    связанные между собой. Тяжелые аффективные разряды часто заканчиваются

    астеническим состоянием с расслабленностью, вялостью, слезами.

    В детском коллективе трудно сосуществовать с такими детьми не только из-за

    силы и длительности их аффективных вспышек, эмоциональной вязкости, но из-

    за конфликтности, связанной с постоянным стремлением к самостоятельности,

    из-за властности и жестокости. В подростковом возрасте у детей с

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.