МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Я-концепция у старших подростков

    Я-концепция у старших подростков

    СОДЕРЖАНИЕ

    Глава 1. Развитие Я-концепции как проблемы подросткового возраста

    1.1. Понятие Я-концепции

    1.2. Я-концепция и индивидуальное развитие в соответствии с теорией Э.

    Эриксона

    1.3. Факторы, влияющие на формирование Я-концепции

    1.4. Психологические особенности развития Я-концепции у старших подростков

    Глава 2. Развитие позитивной Я-концепции у старших подростков

    2.1. Пояснительная записка

    2.2. Содержание программы

    2.3. Организация и методы исследования компонентов Я-концепции у старших

    подростков

    2.4. Оценка эффективности реализации программы тренинга

    Выводы

    Заключения

    Литература

    Приложения

    ВВЕДЕНИЕ

    Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех

    детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

    Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются

    фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка,

    которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и

    становления подростка как личности. Согласно мнению Б. Г. Ананьева,

    сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом

    самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность,

    способствует образованию и стабилизации личности (Б.Г. Ананьев, 1980,

    стр.89).

    В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется

    самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов

    самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности

    проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей

    особенности и неповторимости. Таким образом, постепенно у подростка

    формируется своя Я-концепция.

    Я-концепция способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному,

    построению поведения молодого человека. Я-концепция в значительной степени

    определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором

    его поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования,

    наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважение являются

    необходимым условием положительного развития и социальной адаптации.

    Негативная Я-концепция у подростка, снижение самоуважения, возникнув,

    иногда приводят к социальной дезадаптации (Х.Ремшмидт, 1994, с.212).

    Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что работа по развитию

    позитивной Я-концепции является актуальной именно на этой возрастной

    ступени.

    Цель исследования – создать условия, способствующие развитию

    позитивной Я-концепции.

    Объект нашего исследования – Я-концепция старших подростков.

    Предмет исследования – структурные компоненты Я-концепции

    (когнитивный, аффективный, поведенческий).

    Гипотеза нашего исследования: если в тренинге личностного роста

    создать определённые психологические условия, то это будет способствовать

    развитию у подростков позитивной Я-концепции.

    Задачи исследования:

    - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме

    исследования;

    - изучение особенностей структурных компонентов Я-концепции;

    - создание в тренинге личностного роста условий, способствующих

    развитию позитивной Я-концепции у старших подростков;

    - создание программы тренинга личностного роста;

    - апробация программы и оценка эффективности проведённой тренинговой

    работы.

    Экспериментальная работа проводилась на базе Кодинской средней школы

    №4 с подростками в возрасте 14 – 15 лет. Экспериментальная группа состояла

    из шести человек.

    Работа проводилась в три этапа:

    1 этап (март-апрель 2002 г.) – подбор методик, организация первичного

    психодиагностического обследования, изучение литературы по теме

    исследования;

    2 этап (апрель 2002 г.) – реализация развивающей тренинговой программы;

    3 этап (май 2002 г.) – повторная диагностика, обработка и анализ полученных

    результатов.

    В работе были использованы следующие методики:

    1. Тест – опросник «Шкала самоуважения Розенберга».

    2. Шкала Шварцландера «Уровень притязаний».

    3. «Тест двадцати утверждений на самоотношение», разработанный М.Куном и

    Т. Мак-Портлендом, модифицированный А. М. Прихожан.

    4. Метод самоотчёта.

    Методологической основой нашего исследования являются работы Р. Бернса

    о структурных компонентах Я-концепции и факторах, влияющих на её

    формирование; концепция психологического развития личности Э. Эриксона,

    работы отечественных психологов Б. Г. Ананьева, И. С. Кона, А. А. Реана о

    психологических особенностях развития Я-концепции у старших подростков.

    В работе мы использовали следующие методы:

    - метод анализа литературы по теме исследования;

    - методы психодиагностики (наблюдение, анкетирование, тестирование,

    метод самоотчёта);

    - формирующий эксперимент;

    - методы математической обработки данных.

    Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения,

    библиографического списка ( наименований), приложения. В работе

    содержится 5 таблиц, 2 рисунка. Общий объём работы составляет

    печатных листов.

    Глава 1. Развитие Я-концепции как проблемы подросткового возраста

    Понятие Я-концепции было введено американским психологом и философом У.

    Джейсмсом в конце 19 века. Теоретическое и прикладное развитие понятие Я-

    концепции приобрело благодаря творчеству выдающихся психологов-гуманистов

    А.Маслоу, К. Роджерса и гуманиста неопсихоаналитической эпохи Э. Эриксона.

    В российской психологии проблемой Я-концепции и близкой научной

    направленностью занимались Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Д. А. Леонтьев, В. В.

    Столин, А. А. Реан.

    Наиболее полное отражение Я-концепция получила в книге Р. Бернса

    «Развитие Я-концепции и воспитание» (1986).Именно на эту работу мы и будем

    опираться, раскрывая понятие Я-концепции, выделяя её структурные

    компоненты.

    1.1. Понятие Я-концепции

    В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из

    компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие « Я-

    концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной

    внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким

    он видит, чувствует и представляет себя сам. (Гримак Л. П.,1991, с. 197).

    Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве

    определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три

    психологические составляющие:

    1. Образ Я – представление индивида о самом себе.

    2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может

    обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я

    могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием

    или осуждением.

    3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия,

    которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

    Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности,

    стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество

    других личностных проявлений.

    Остановимся подробнее на трех основных составляющих Я-концепции (Бернс

    Р., 1986, с.32).

    КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.

    Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему

    убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании

    или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные

    способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми

    разнообразными.

    Абстрактные характеристики, которые мы употребляем описывая какого-то

    человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как

    элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны,

    устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего

    восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в

    словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного

    самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические

    характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они

    входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду

    более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания

    и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста,

    жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода

    самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности

    через сочетания ее отдельных черт ( Бернс Р.,1986, с.33).

    ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.

    Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее

    когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а

    пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от

    контекста и от самого когнитивного содержания ( Бернс Р., 1986, с. 34).

    Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от

    обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида

    о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания

    нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных

    представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его

    проявления и самонаблюдения.

    Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения,

    ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что

    входит в сферу его Я.

    Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых

    он пытается сформулировать свою значимость. Однако, она скрыто или явно

    присутствует в любом самоописании.

    Есть три момента, существенных для понимания самооценки.

    Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа

    реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким

    человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик,

    определяющих для него идеальный образ Я, должны иметь высокую самооценку.

    Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью

    своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой ( Бернс

    Р., 1986, с. 36).

    Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с

    интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами,

    человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают

    другие.

    Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки

    заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и

    проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не

    от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал

    определенное дело и именно его делает хорошо.

    Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат

    ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации

    суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные

    стандарты, всегда носит субъективный характер.

    Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к

    себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности;

    синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное

    отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности ( Бернс

    Р., 1986, с.37).

    ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.

    Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими

    убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение

    установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его

    социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха

    перед возможными последствиями.

    Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с

    определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок

    заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель

    установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные

    с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение

    отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует

    богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об

    отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут

    оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к

    самому себе ( Бернс Р., 1986, с.39).

    Мы рассмотрели понятие Я-концепции и её структурные компоненты.

    Формирование Я-концепции складывается на основе индивидуальных особенностей

    личности, а также под действием механизма взаимного общения. Процесс

    психосоциального развития человека, стадии формирования Я-концепции

    личности в течение всего жизненного цикла наиболее полно представлены Э.

    Эриксоном.

    1.2 Я-КОНЦЕПЦИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕОРИЕЙ ЭРИКА

    ЭРИКСОНА..

    В современной психологии есть исследовательская позиция индивидуального

    развития личности, позиция наблюдателя, находящегося внутри исследуемого

    процесса. Это позиция Э.Эриксона, она представлена в периодизации

    жизненного цикла человека. По Э.Эриксону любой человек может пройти все

    стадии, к какой бы культуре он не принадлежал; всё зависит от того, какова

    продолжительность его жизни.

    Свою концепцию психологического развития личности Эриксон

    рассматривает как вариант эпигенетического учения о развитии. Из

    биологического содержания термина «эпигенез», то есть эмбрионального

    развития, определяемого внешними факторами, Эриксон заимствует идею о

    последовательном формировании у человека психологических новообразований,

    каждое из которых в определенный момент становится центром психической

    жизни и поведения человека. Каждое из этих новообразований выражает

    отношение человека к обществу, к другим людям, к себе ( Абрамова Г.С.,

    1999, с.328).

    По мнению Эрика Эриксона, каждой стадии развития отвечают свои,

    присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не

    оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.

    Решение задач, характерных для каждого этапа, согласно Эриксону, зависит

    как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от

    общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет. Эти

    соображения Эрика Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его

    концепции – «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Групповая

    идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание

    ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на

    выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-идентичность

    формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта

    чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения,

    которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

    Формирование эгоидентичности или, иначе говоря, целостности личности,

    продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий

    (Обухова Л. Ф., 1999, с.95).

    В таблице 1представлены стадии жизненного пути личности по Э.Эриксону.

    Таблица 1

    Стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону

    Стадия Возраст Ведущее

    экзестенциальное

    противоречие

    Старость

    Поздняя зрелость 65 лет-смерть Эго-интеграция

    разочарование в жизни

    Зрелость

    Средняя зрелость 26-64 года Творчество

    (продуктивность)

    застой

    Молодость 20-25 лет Интимность

    Ранняя зрелость

    изоляция

    Возраст 12-19 лет Эго-идентичность

    Подростковая юность диффузия

    идентичности

    (латентная стадия)

    Школьный возраст 6-12 лет Трудолюбие

    (латентная стадия)

    неполноценность

    Возраст игры 3-6 лет Инициативность

    (фаллическая стадия) чувство

    вины

    Детство 1-3 года Автономия

    Ранний возраст

    сомнение, стыд

    (анальная стадия)

    Младенчество до 1 года Доверие

    (оральная стадия) недоверие

    Ниже рассмотрим содержание стадий развития личности от рождения и до

    подросткового возраста, так как именно содержание этих стадий оказывает

    влияние на формирование Я-концепции подростка.

    Формирование Я-концепции на разных стадиях развития.

    1. Развитие основ доверия.

    В соответствии с теорией Э.Эриксона основы личностного развития

    человека закладываются на первой стадии, которая длится от рождения до 18

    месяцев. В этот период ребенок должен приобрести чувство доверия к

    окружающему миру. Это является основой формирования позитивного

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.