Я-концепция у старших подростков
Я-концепция у старших подростков
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Развитие Я-концепции как проблемы подросткового возраста
1.1. Понятие Я-концепции
1.2. Я-концепция и индивидуальное развитие в соответствии с теорией Э.
Эриксона
1.3. Факторы, влияющие на формирование Я-концепции
1.4. Психологические особенности развития Я-концепции у старших подростков
Глава 2. Развитие позитивной Я-концепции у старших подростков
2.1. Пояснительная записка
2.2. Содержание программы
2.3. Организация и методы исследования компонентов Я-концепции у старших
подростков
2.4. Оценка эффективности реализации программы тренинга
Выводы
Заключения
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех
детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются
фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка,
которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и
становления подростка как личности. Согласно мнению Б. Г. Ананьева,
сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом
самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность,
способствует образованию и стабилизации личности (Б.Г. Ананьев, 1980,
стр.89).
В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется
самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов
самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности
проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей
особенности и неповторимости. Таким образом, постепенно у подростка
формируется своя Я-концепция.
Я-концепция способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному,
построению поведения молодого человека. Я-концепция в значительной степени
определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором
его поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования,
наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважение являются
необходимым условием положительного развития и социальной адаптации.
Негативная Я-концепция у подростка, снижение самоуважения, возникнув,
иногда приводят к социальной дезадаптации (Х.Ремшмидт, 1994, с.212).
Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что работа по развитию
позитивной Я-концепции является актуальной именно на этой возрастной
ступени.
Цель исследования – создать условия, способствующие развитию
позитивной Я-концепции.
Объект нашего исследования – Я-концепция старших подростков.
Предмет исследования – структурные компоненты Я-концепции
(когнитивный, аффективный, поведенческий).
Гипотеза нашего исследования: если в тренинге личностного роста
создать определённые психологические условия, то это будет способствовать
развитию у подростков позитивной Я-концепции.
Задачи исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме
исследования;
- изучение особенностей структурных компонентов Я-концепции;
- создание в тренинге личностного роста условий, способствующих
развитию позитивной Я-концепции у старших подростков;
- создание программы тренинга личностного роста;
- апробация программы и оценка эффективности проведённой тренинговой
работы.
Экспериментальная работа проводилась на базе Кодинской средней школы
№4 с подростками в возрасте 14 – 15 лет. Экспериментальная группа состояла
из шести человек.
Работа проводилась в три этапа:
1 этап (март-апрель 2002 г.) – подбор методик, организация первичного
психодиагностического обследования, изучение литературы по теме
исследования;
2 этап (апрель 2002 г.) – реализация развивающей тренинговой программы;
3 этап (май 2002 г.) – повторная диагностика, обработка и анализ полученных
результатов.
В работе были использованы следующие методики:
1. Тест – опросник «Шкала самоуважения Розенберга».
2. Шкала Шварцландера «Уровень притязаний».
3. «Тест двадцати утверждений на самоотношение», разработанный М.Куном и
Т. Мак-Портлендом, модифицированный А. М. Прихожан.
4. Метод самоотчёта.
Методологической основой нашего исследования являются работы Р. Бернса
о структурных компонентах Я-концепции и факторах, влияющих на её
формирование; концепция психологического развития личности Э. Эриксона,
работы отечественных психологов Б. Г. Ананьева, И. С. Кона, А. А. Реана о
психологических особенностях развития Я-концепции у старших подростков.
В работе мы использовали следующие методы:
- метод анализа литературы по теме исследования;
- методы психодиагностики (наблюдение, анкетирование, тестирование,
метод самоотчёта);
- формирующий эксперимент;
- методы математической обработки данных.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения,
библиографического списка ( наименований), приложения. В работе
содержится 5 таблиц, 2 рисунка. Общий объём работы составляет
печатных листов.
Глава 1. Развитие Я-концепции как проблемы подросткового возраста
Понятие Я-концепции было введено американским психологом и философом У.
Джейсмсом в конце 19 века. Теоретическое и прикладное развитие понятие Я-
концепции приобрело благодаря творчеству выдающихся психологов-гуманистов
А.Маслоу, К. Роджерса и гуманиста неопсихоаналитической эпохи Э. Эриксона.
В российской психологии проблемой Я-концепции и близкой научной
направленностью занимались Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Д. А. Леонтьев, В. В.
Столин, А. А. Реан.
Наиболее полное отражение Я-концепция получила в книге Р. Бернса
«Развитие Я-концепции и воспитание» (1986).Именно на эту работу мы и будем
опираться, раскрывая понятие Я-концепции, выделяя её структурные
компоненты.
1.1. Понятие Я-концепции
В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из
компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие « Я-
концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной
внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким
он видит, чувствует и представляет себя сам. (Гримак Л. П.,1991, с. 197).
Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве
определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три
психологические составляющие:
1. Образ Я – представление индивида о самом себе.
2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может
обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я
могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием
или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия,
которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности,
стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество
других личностных проявлений.
Остановимся подробнее на трех основных составляющих Я-концепции (Бернс
Р., 1986, с.32).
КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.
Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему
убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании
или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные
способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми
разнообразными.
Абстрактные характеристики, которые мы употребляем описывая какого-то
человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как
элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны,
устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего
восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в
словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного
самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические
характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они
входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду
более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания
и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста,
жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода
самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности
через сочетания ее отдельных черт ( Бернс Р.,1986, с.33).
ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.
Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее
когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а
пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от
контекста и от самого когнитивного содержания ( Бернс Р., 1986, с. 34).
Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от
обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида
о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания
нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных
представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его
проявления и самонаблюдения.
Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения,
ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что
входит в сферу его Я.
Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых
он пытается сформулировать свою значимость. Однако, она скрыто или явно
присутствует в любом самоописании.
Есть три момента, существенных для понимания самооценки.
Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа
реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким
человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик,
определяющих для него идеальный образ Я, должны иметь высокую самооценку.
Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью
своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой ( Бернс
Р., 1986, с. 36).
Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с
интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами,
человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают
другие.
Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки
заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и
проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не
от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал
определенное дело и именно его делает хорошо.
Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат
ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации
суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные
стандарты, всегда носит субъективный характер.
Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к
себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности;
синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное
отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности ( Бернс
Р., 1986, с.37).
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.
Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими
убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение
установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его
социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха
перед возможными последствиями.
Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с
определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок
заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель
установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные
с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение
отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует
богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об
отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут
оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к
самому себе ( Бернс Р., 1986, с.39).
Мы рассмотрели понятие Я-концепции и её структурные компоненты.
Формирование Я-концепции складывается на основе индивидуальных особенностей
личности, а также под действием механизма взаимного общения. Процесс
психосоциального развития человека, стадии формирования Я-концепции
личности в течение всего жизненного цикла наиболее полно представлены Э.
Эриксоном.
1.2 Я-КОНЦЕПЦИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕОРИЕЙ ЭРИКА
ЭРИКСОНА..
В современной психологии есть исследовательская позиция индивидуального
развития личности, позиция наблюдателя, находящегося внутри исследуемого
процесса. Это позиция Э.Эриксона, она представлена в периодизации
жизненного цикла человека. По Э.Эриксону любой человек может пройти все
стадии, к какой бы культуре он не принадлежал; всё зависит от того, какова
продолжительность его жизни.
Свою концепцию психологического развития личности Эриксон
рассматривает как вариант эпигенетического учения о развитии. Из
биологического содержания термина «эпигенез», то есть эмбрионального
развития, определяемого внешними факторами, Эриксон заимствует идею о
последовательном формировании у человека психологических новообразований,
каждое из которых в определенный момент становится центром психической
жизни и поведения человека. Каждое из этих новообразований выражает
отношение человека к обществу, к другим людям, к себе ( Абрамова Г.С.,
1999, с.328).
По мнению Эрика Эриксона, каждой стадии развития отвечают свои,
присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не
оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.
Решение задач, характерных для каждого этапа, согласно Эриксону, зависит
как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от
общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет. Эти
соображения Эрика Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его
концепции – «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Групповая
идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание
ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на
выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-идентичность
формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта
чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения,
которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.
Формирование эгоидентичности или, иначе говоря, целостности личности,
продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий
(Обухова Л. Ф., 1999, с.95).
В таблице 1представлены стадии жизненного пути личности по Э.Эриксону.
Таблица 1
Стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону
Стадия Возраст Ведущее
экзестенциальное
противоречие
Старость
Поздняя зрелость 65 лет-смерть Эго-интеграция
разочарование в жизни
Зрелость
Средняя зрелость 26-64 года Творчество
(продуктивность)
застой
Молодость 20-25 лет Интимность
Ранняя зрелость
изоляция
Возраст 12-19 лет Эго-идентичность
Подростковая юность диффузия
идентичности
(латентная стадия)
Школьный возраст 6-12 лет Трудолюбие
(латентная стадия)
неполноценность
Возраст игры 3-6 лет Инициативность
(фаллическая стадия) чувство
вины
Детство 1-3 года Автономия
Ранний возраст
сомнение, стыд
(анальная стадия)
Младенчество до 1 года Доверие
(оральная стадия) недоверие
Ниже рассмотрим содержание стадий развития личности от рождения и до
подросткового возраста, так как именно содержание этих стадий оказывает
влияние на формирование Я-концепции подростка.
Формирование Я-концепции на разных стадиях развития.
1. Развитие основ доверия.
В соответствии с теорией Э.Эриксона основы личностного развития
человека закладываются на первой стадии, которая длится от рождения до 18
месяцев. В этот период ребенок должен приобрести чувство доверия к
окружающему миру. Это является основой формирования позитивного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|