Я-концепция у старших подростков
личности. Именно в этот период сознание, пройдя через многие объекты
отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру
характера, обеспечивает его целостность (Б.Г.Ананьев,1980,с.89). В
подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание,
вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и
самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой
собственный мир. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-
концепция. Я-концепция способствует дальнейшему, осознанному или
неосознанному, построению поведения молодого человека. Я-концепция в
значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка,
является регулятором поведения и деятельности. Как показывают
многочисленные исследования, наличие позитивной Я-концепции в этом
возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного
развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростков,
снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации
(Ремшмидт Х.,1994,с.112).
Настоящая программа тренинга личностного роста предназначена для
работы психолога с подростками 14 –15 лет (9 – 10 классы).
Главной целью программы является развитие позитивной Я-концепции у
старших подростков.
Цель данной программы конкретизируется в частных задачах:
1) вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых для
психологического анализа своей личности, социально-психологических
ситуаций;
2) создание условий для включения подростков в процесс самопознания,
самосовершенствования, самопринятия;
3) развитие адекватного понимания самого себя;
4) развитие адекватной самооценки;
5) создание устойчиво позитивных психоэмоциональных состояний.
Ниже представлен тематический план занятий.
Тематический план занятий
|№ | Темы занятий |Количество |
|п/п | |часов |
|1. |Знакомство. |4 |
|2. |Путешествие к центру своего Я. |4 |
|3. |Я глазами других. |3 |
|4. |Принятие себя. |3 |
|5. |Уголки моей души. |3 |
|6. |Размышление о самом себе. |4 |
|7. |Завершение группы. |4 |
| |Итого: |25 |
Раскроем общее содержание, цели и задачи каждого занятия.
1. Знакомство.
Цель - создание условий для включения личности в процесс самораскрытия;
знакомство со спецификой работы в группе, со структурой занятий,
установление принципов работы в группе, знакомство с каждым членом в
группе.
2. Путешествие к центру своего Я.
Цель- создание условий для включения личности в процесс самопознания,
осознания участниками своего реального и идеального Я, отношения к себе,
своих сильных и слабых сторон, формирование установки на взаимопонимание,
развитие навыков рефлексии и обратной связи.
3. Я глазами других.
Цель – вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых
для психологического анализа своей личности, социально-психологических
ситуаций; создание условий для возможности увидеть себя глазами других
людей,
отработка навыков анализа своего поведения; включение участников в процесс
самосовершенствования.
4. Принятие себя.
Цель - дать возможность участникам осознать себя как уникального человека
со своими индивидуальными особенностями принять себя.
5. Уголки моей души.
Цель – осознание каждым членом группы своих отрицательных черт,
формирование умения доверять группе и принимать себя и других.
6. Размышление о самом себе.
Цель – анализ и осознание каждым членом группы тех качественных изменений
которые произошли в процессе работы.
7. Завершение группы.
Цель – анализ собственного пройденного пути и оценка результатов достижения
своей цели, выражение добрых чувств к каждому члену группы.
Программа предусматривает систему занятий, проходящих 2 раза в неделю
в течение месяца.
Организация встреч.
Структура занятий.
Разминка.
Анализ домашнего задания.
Основное содержание занятия (информация, упражнения, этюды).
Заключительные процедуры (домашнее задание, экспресс -
диагностика).
Рефлексия (о прошедшем занятии).
Ритуал конца (свеча).
Ниже раскроем предназначение указанных структурных элементов занятий.
Каждая встреча, кроме первой, начинается с рефлексии, во время
которой ведущий узнаёт у участников их состояние, желание продолжить
работу. Рефлексия является одним из основных средств, способствующих
объективному пониманию себя, своих психологических состояний.
Кроме основных процедур членам группы предлагается разминка, с целью
снятия усталости, напряжения или включения в работу.
Информирование предназначено для вооружения подростков системой
понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей
личности, социально-психологических ситуаций.
Этюды, упражнения, используемые на занятии, способствуют включению
участников группы в процесс самораскрытия, самосовершенствования,
самопринятия.
Домашнее задание, ведение дневниковых записей – метод, благодаря
которому опыт, получаемый в группе, анализируется и осмысляется. Домашние
задания способствуют пониманию себя как личности, познанию своих сильных и
слабых сторон во взаимодействии с другими людьми.
Ритуал (начала и конца занятия) способствует созданию чувства
особенности общения в группе, климата психологической безопасности,
формированию установки на взаимопонимание.
Самоотчет (выполняемый письменно участниками группы) направлен на
осознание впечатлений, ощущений, мыслей, которые возникали во время
занятия.
Затем ведущий объявляет тему и цели данной встречи и переходит к
основным процедурам.
В описание встречи включено информирование участников, которое ведущий
использует, когда члены группы испытывают недостаток знаний по конкретному
вопросу. Ведущий должен постоянно обращать внимание на уже пройденное и
закрепить полученные знания в процессе всей работы группы.
В течение занятия ведущий даёт участникам задания на самопознание,
которое направлено либо на закрепление полученных в прошедшей встрече
знаний и умений, либо на подготовку к следующей встрече.
В конце каждого занятия проводится рефлексия «здесь и теперь» процесса
работы (отношение к происходящему, свой вклад в работу). Затем проводится
экспресс-диагностика состояния участников, понимание происходящего.
Работа осуществляется с помощью различных методов психологического
воздействия: конгруэнтной коммуникации (активное слушание, эмпатическое
принятие), метод арттерапии, метод поведенческого тренинга, групповая
дискуссия, анализ ситуаций, элементы психогимнастики и другие.
3.2.Темтический план занятий.
|№ |цели, задачи, назначения |наименование форм |литература |
|тема| |работы, упражнения | |
|1. |-снятие напряжения |1.Разминка. | |
| |-знакомство с работой в |2.Информация о тренинге | |
| |группе, со структурой занятий.|знакомство со структурой | |
|з | |занятий. | |
|н | |3.Знакомство. | |
|а |-знакомство с каждым членом | | |
|к |группы, выбор имён. | | |
|о |-формирование видеть |4.Позитивные итоги. | |
|м |позитивные стороны поведения | | |
|с |участников. |5.Автопортрет. | |
|т |-определение индивидуальных | | |
|в |особенностей участников. |6.Выработка правил группы. | |
|о |-установление принципов работы| | |
| |в группе. |7. «Я хочу тебе подарить…» | |
| |-создание доброжелательной | | |
| |атмосферы. |8.Анкета участника. | |
| |-осознание в будущем | | |
| |успешности тренинга, а также | | |
| |своего вклада в работу. |9.Кру в круге. | |
| |-формирование умения общаться | | |
| |и работать группой. |10.Разминка. Игра | |
| |-создание доброжелательной |«Молекулы». | |
| |атмосферы. |11.Самоотчёт. | |
| | |12.Д/з. «Контраргументы» | |
| |-осознание своих сильных и |13.Рефлексия. | |
| |слабых сторон характера. | | |
| |-отработка навыков рефлексии. |14.Ритуал конца. | |
| | | | |
|2. |-создание чувства особенности |1.Ритуал начала. | |
| |общения в группе, климата | | |
|п |психологической безопасности; | | |
|у |формирования установки на | | |
|т |взаимопонимание. | | |
|е |-сплочение группы, настрой | | |
|ш |группы на освоение нового |2.Разминка. Игра «Прочистка | |
|е |материала. |мозгов» «Счёт». | |
|с |-осознание участниками цели | | |
|т |посещения тренинговых занятий.|3.Позитивные итоги. | |
|в | | | |
|и |-осознание участниками того, | | |
|е |что они думают о себе, как они|4. | |
| |относятся к себе. | | |
|к | | | |
| | | | |
|ц | | | |
|е | | | |
|н | | | |
|р | | | |
|у | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
2.3. Организация и методы исследования компонентов Я-концепции у
старших подростков
Экспериментальная работа проводилась на базе Кодинской средней школы
№4 с подростками в возрасте 14-15 лет. Тренинговая группа состояла из шести
человек.
Работа проводилась в три этапа:
1 этап (март-апрель 2002 г.) – подбор методик, организация
первичного
обследования, изучение литературы по теме
исследования;
2 этап (апрель 2002 г.) – реализация развивающей тренинговой
программы;
3 этап (май 2002 г.) – повторная диагностика, обработка и анализ
полученных результатов.
При диагностике уровня сформированности структурных компонентов Я-
концепции у старших подростков нами были использованы следующие
диагностические методики:
1.Тест-опросник «Шкала самоуважения Розенберга».
2.Шкала Шварцландера «Уровень притязаний».
3.«Тест двадцати утверждений на самоотношение», разработанный М.Куном и
Т.Мак-Портлендом, модифицированный А.М.Прихожан.
4.Метод самоотчета.
В области психодиагностики процесса самосознания и его продукта – Я-
образа или Я-концепции используются стандартизированные самоотчеты. К этому
типу методик относятся, прежде всего, тесты – опросники, состоящие из более
или менее развернутых утверждений, касающихся отношения испытуемого к
самому себе в различных жизненных сферах; чувств, мыслей, относительно тех
или иных событий или обстоятельств в жизни субъекта; поведенческих
проявлений ; взаимоотношений с другими людьми (Бодалев А. А., Столин В.В.,
1987, c.254).
Для оценки самоотношения у подростков нами был выбран тест- опросник
«Шкала самоуважения Розенберга ». Опросник создавался и использовался как
одномерный, хотя, проведенный позднее, факторный анализ выявил два
независимых фактора: самоунижение и самоуважение. Самоуважение существует и
в отсутствие самоунижения, и наряду с ним, в последнем случае оно выступает
в защитной функции. Опросник обладает хорошей надежностью и конструктивной
валидностью. Показатели по опроснику связаны с депрессивным состоянием,
тревожностью и психосоматическими симптомами, активностью в общении,
лидерством, чувством межличностной безопасности, отношением к испытуемому
его родителей (Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.,2000,с.285).
Опросник «Шкала самоуважения Розенберга» состоит из десяти утверждений
и предполагает четыре градации ответов: «полностью согласен», «согласен»,
«не согласен», «абсолютно не согласен». В соответствии с градациями ответов
определяются уровни самоуважения для каждого утверждения.
|№ | утверждения | ответы |баллы |уровень |
|п/п| | | | |
| 1.|Я чувствую, что я достойный человек, по|а) полностью | 4 |высокий |
| |крайней мере, не менее чем другие. |согласен | | |
| | |б) согласен |3 |средний |
| | |в) не согласен|2 |низкий |
| | | |1 |низкий |
| | |г) абсолютно | | |
| | |не согласен | | |
| 2.|Я всегда склонен чувствовать себя |а) полностью | 1 |низкий |
| |неудачником. |согласен | | |
| | |б) согласен |2 |низкий |
| | |в) не согласен|3 |средний |
| | | |4 |высокий |
| | |г) абсолютно | | |
| | |не согласен | | |
| 3.|Мне кажется, у меня есть ряд хороших |а) полностью | 4 |высокий |
| |качеств. |согласен | | |
| | |б) согласен |3 |средний |
| | |в) не согласен|2 |низкий |
| | | |1 |низкий |
| | |г) абсолютно | | |
| | |не согласен | | |
| 4.|Я способен кое-что делать не хуже, чем |а) полностью | 4 |высокий |
| |большинство. |согласен | | |
| | |б) согласен |3 |средний |
| | |в) не согласен|2 |низкий |
| | | |1 |низкий |
| | |г) абсолютно | | |
| | |не согласен | | |
| 5.|Мне кажется, что мне особенно нечем |а) полностью | 1 |низкий |
| |гордиться. |согласен | | |
| | |б) согласен |2 |низкий |
| | |в) не согласен|3 |средний |
| | | |4 |высокий |
| | |г) абсолютно | | |
| | |не согласен | | |
| № | утверждения | ответы |баллы |уровень |
|п/п| | | | |
| 6.|Я к себе хорошо отношусь. |а) полностью | 4 |высокий |
| | |согласен | | |
| | |б) согласен |3 | |
| | |в) не согласен|2 |средний |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|