МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Я-концепция у старших подростков

    личности. Именно в этот период сознание, пройдя через многие объекты

    отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру

    характера, обеспечивает его целостность (Б.Г.Ананьев,1980,с.89). В

    подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание,

    вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и

    самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой

    собственный мир. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-

    концепция. Я-концепция способствует дальнейшему, осознанному или

    неосознанному, построению поведения молодого человека. Я-концепция в

    значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка,

    является регулятором поведения и деятельности. Как показывают

    многочисленные исследования, наличие позитивной Я-концепции в этом

    возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного

    развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростков,

    снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации

    (Ремшмидт Х.,1994,с.112).

    Настоящая программа тренинга личностного роста предназначена для

    работы психолога с подростками 14 –15 лет (9 – 10 классы).

    Главной целью программы является развитие позитивной Я-концепции у

    старших подростков.

    Цель данной программы конкретизируется в частных задачах:

    1) вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых для

    психологического анализа своей личности, социально-психологических

    ситуаций;

    2) создание условий для включения подростков в процесс самопознания,

    самосовершенствования, самопринятия;

    3) развитие адекватного понимания самого себя;

    4) развитие адекватной самооценки;

    5) создание устойчиво позитивных психоэмоциональных состояний.

    Ниже представлен тематический план занятий.

    Тематический план занятий

    |№ | Темы занятий |Количество |

    |п/п | |часов |

    |1. |Знакомство. |4 |

    |2. |Путешествие к центру своего Я. |4 |

    |3. |Я глазами других. |3 |

    |4. |Принятие себя. |3 |

    |5. |Уголки моей души. |3 |

    |6. |Размышление о самом себе. |4 |

    |7. |Завершение группы. |4 |

    | |Итого: |25 |

    Раскроем общее содержание, цели и задачи каждого занятия.

    1. Знакомство.

    Цель - создание условий для включения личности в процесс самораскрытия;

    знакомство со спецификой работы в группе, со структурой занятий,

    установление принципов работы в группе, знакомство с каждым членом в

    группе.

    2. Путешествие к центру своего Я.

    Цель- создание условий для включения личности в процесс самопознания,

    осознания участниками своего реального и идеального Я, отношения к себе,

    своих сильных и слабых сторон, формирование установки на взаимопонимание,

    развитие навыков рефлексии и обратной связи.

    3. Я глазами других.

    Цель – вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых

    для психологического анализа своей личности, социально-психологических

    ситуаций; создание условий для возможности увидеть себя глазами других

    людей,

    отработка навыков анализа своего поведения; включение участников в процесс

    самосовершенствования.

    4. Принятие себя.

    Цель - дать возможность участникам осознать себя как уникального человека

    со своими индивидуальными особенностями принять себя.

    5. Уголки моей души.

    Цель – осознание каждым членом группы своих отрицательных черт,

    формирование умения доверять группе и принимать себя и других.

    6. Размышление о самом себе.

    Цель – анализ и осознание каждым членом группы тех качественных изменений

    которые произошли в процессе работы.

    7. Завершение группы.

    Цель – анализ собственного пройденного пути и оценка результатов достижения

    своей цели, выражение добрых чувств к каждому члену группы.

    Программа предусматривает систему занятий, проходящих 2 раза в неделю

    в течение месяца.

    Организация встреч.

    Структура занятий.

    Разминка.

    Анализ домашнего задания.

    Основное содержание занятия (информация, упражнения, этюды).

    Заключительные процедуры (домашнее задание, экспресс -

    диагностика).

    Рефлексия (о прошедшем занятии).

    Ритуал конца (свеча).

    Ниже раскроем предназначение указанных структурных элементов занятий.

    Каждая встреча, кроме первой, начинается с рефлексии, во время

    которой ведущий узнаёт у участников их состояние, желание продолжить

    работу. Рефлексия является одним из основных средств, способствующих

    объективному пониманию себя, своих психологических состояний.

    Кроме основных процедур членам группы предлагается разминка, с целью

    снятия усталости, напряжения или включения в работу.

    Информирование предназначено для вооружения подростков системой

    понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей

    личности, социально-психологических ситуаций.

    Этюды, упражнения, используемые на занятии, способствуют включению

    участников группы в процесс самораскрытия, самосовершенствования,

    самопринятия.

    Домашнее задание, ведение дневниковых записей – метод, благодаря

    которому опыт, получаемый в группе, анализируется и осмысляется. Домашние

    задания способствуют пониманию себя как личности, познанию своих сильных и

    слабых сторон во взаимодействии с другими людьми.

    Ритуал (начала и конца занятия) способствует созданию чувства

    особенности общения в группе, климата психологической безопасности,

    формированию установки на взаимопонимание.

    Самоотчет (выполняемый письменно участниками группы) направлен на

    осознание впечатлений, ощущений, мыслей, которые возникали во время

    занятия.

    Затем ведущий объявляет тему и цели данной встречи и переходит к

    основным процедурам.

    В описание встречи включено информирование участников, которое ведущий

    использует, когда члены группы испытывают недостаток знаний по конкретному

    вопросу. Ведущий должен постоянно обращать внимание на уже пройденное и

    закрепить полученные знания в процессе всей работы группы.

    В течение занятия ведущий даёт участникам задания на самопознание,

    которое направлено либо на закрепление полученных в прошедшей встрече

    знаний и умений, либо на подготовку к следующей встрече.

    В конце каждого занятия проводится рефлексия «здесь и теперь» процесса

    работы (отношение к происходящему, свой вклад в работу). Затем проводится

    экспресс-диагностика состояния участников, понимание происходящего.

    Работа осуществляется с помощью различных методов психологического

    воздействия: конгруэнтной коммуникации (активное слушание, эмпатическое

    принятие), метод арттерапии, метод поведенческого тренинга, групповая

    дискуссия, анализ ситуаций, элементы психогимнастики и другие.

    3.2.Темтический план занятий.

    |№ |цели, задачи, назначения |наименование форм |литература |

    |тема| |работы, упражнения | |

    |1. |-снятие напряжения |1.Разминка. | |

    | |-знакомство с работой в |2.Информация о тренинге | |

    | |группе, со структурой занятий.|знакомство со структурой | |

    |з | |занятий. | |

    |н | |3.Знакомство. | |

    |а |-знакомство с каждым членом | | |

    |к |группы, выбор имён. | | |

    |о |-формирование видеть |4.Позитивные итоги. | |

    |м |позитивные стороны поведения | | |

    |с |участников. |5.Автопортрет. | |

    |т |-определение индивидуальных | | |

    |в |особенностей участников. |6.Выработка правил группы. | |

    |о |-установление принципов работы| | |

    | |в группе. |7. «Я хочу тебе подарить…» | |

    | |-создание доброжелательной | | |

    | |атмосферы. |8.Анкета участника. | |

    | |-осознание в будущем | | |

    | |успешности тренинга, а также | | |

    | |своего вклада в работу. |9.Кру в круге. | |

    | |-формирование умения общаться | | |

    | |и работать группой. |10.Разминка. Игра | |

    | |-создание доброжелательной |«Молекулы». | |

    | |атмосферы. |11.Самоотчёт. | |

    | | |12.Д/з. «Контраргументы» | |

    | |-осознание своих сильных и |13.Рефлексия. | |

    | |слабых сторон характера. | | |

    | |-отработка навыков рефлексии. |14.Ритуал конца. | |

    | | | | |

    |2. |-создание чувства особенности |1.Ритуал начала. | |

    | |общения в группе, климата | | |

    |п |психологической безопасности; | | |

    |у |формирования установки на | | |

    |т |взаимопонимание. | | |

    |е |-сплочение группы, настрой | | |

    |ш |группы на освоение нового |2.Разминка. Игра «Прочистка | |

    |е |материала. |мозгов» «Счёт». | |

    |с |-осознание участниками цели | | |

    |т |посещения тренинговых занятий.|3.Позитивные итоги. | |

    |в | | | |

    |и |-осознание участниками того, | | |

    |е |что они думают о себе, как они|4. | |

    | |относятся к себе. | | |

    |к | | | |

    | | | | |

    |ц | | | |

    |е | | | |

    |н | | | |

    |р | | | |

    |у | | | |

    | | | | |

    | | | | |

    | | | | |

    | | | | |

    2.3. Организация и методы исследования компонентов Я-концепции у

    старших подростков

    Экспериментальная работа проводилась на базе Кодинской средней школы

    №4 с подростками в возрасте 14-15 лет. Тренинговая группа состояла из шести

    человек.

    Работа проводилась в три этапа:

    1 этап (март-апрель 2002 г.) – подбор методик, организация

    первичного

    обследования, изучение литературы по теме

    исследования;

    2 этап (апрель 2002 г.) – реализация развивающей тренинговой

    программы;

    3 этап (май 2002 г.) – повторная диагностика, обработка и анализ

    полученных результатов.

    При диагностике уровня сформированности структурных компонентов Я-

    концепции у старших подростков нами были использованы следующие

    диагностические методики:

    1.Тест-опросник «Шкала самоуважения Розенберга».

    2.Шкала Шварцландера «Уровень притязаний».

    3.«Тест двадцати утверждений на самоотношение», разработанный М.Куном и

    Т.Мак-Портлендом, модифицированный А.М.Прихожан.

    4.Метод самоотчета.

    В области психодиагностики процесса самосознания и его продукта – Я-

    образа или Я-концепции используются стандартизированные самоотчеты. К этому

    типу методик относятся, прежде всего, тесты – опросники, состоящие из более

    или менее развернутых утверждений, касающихся отношения испытуемого к

    самому себе в различных жизненных сферах; чувств, мыслей, относительно тех

    или иных событий или обстоятельств в жизни субъекта; поведенческих

    проявлений ; взаимоотношений с другими людьми (Бодалев А. А., Столин В.В.,

    1987, c.254).

    Для оценки самоотношения у подростков нами был выбран тест- опросник

    «Шкала самоуважения Розенберга ». Опросник создавался и использовался как

    одномерный, хотя, проведенный позднее, факторный анализ выявил два

    независимых фактора: самоунижение и самоуважение. Самоуважение существует и

    в отсутствие самоунижения, и наряду с ним, в последнем случае оно выступает

    в защитной функции. Опросник обладает хорошей надежностью и конструктивной

    валидностью. Показатели по опроснику связаны с депрессивным состоянием,

    тревожностью и психосоматическими симптомами, активностью в общении,

    лидерством, чувством межличностной безопасности, отношением к испытуемому

    его родителей (Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.,2000,с.285).

    Опросник «Шкала самоуважения Розенберга» состоит из десяти утверждений

    и предполагает четыре градации ответов: «полностью согласен», «согласен»,

    «не согласен», «абсолютно не согласен». В соответствии с градациями ответов

    определяются уровни самоуважения для каждого утверждения.

    |№ | утверждения | ответы |баллы |уровень |

    |п/п| | | | |

    | 1.|Я чувствую, что я достойный человек, по|а) полностью | 4 |высокий |

    | |крайней мере, не менее чем другие. |согласен | | |

    | | |б) согласен |3 |средний |

    | | |в) не согласен|2 |низкий |

    | | | |1 |низкий |

    | | |г) абсолютно | | |

    | | |не согласен | | |

    | 2.|Я всегда склонен чувствовать себя |а) полностью | 1 |низкий |

    | |неудачником. |согласен | | |

    | | |б) согласен |2 |низкий |

    | | |в) не согласен|3 |средний |

    | | | |4 |высокий |

    | | |г) абсолютно | | |

    | | |не согласен | | |

    | 3.|Мне кажется, у меня есть ряд хороших |а) полностью | 4 |высокий |

    | |качеств. |согласен | | |

    | | |б) согласен |3 |средний |

    | | |в) не согласен|2 |низкий |

    | | | |1 |низкий |

    | | |г) абсолютно | | |

    | | |не согласен | | |

    | 4.|Я способен кое-что делать не хуже, чем |а) полностью | 4 |высокий |

    | |большинство. |согласен | | |

    | | |б) согласен |3 |средний |

    | | |в) не согласен|2 |низкий |

    | | | |1 |низкий |

    | | |г) абсолютно | | |

    | | |не согласен | | |

    | 5.|Мне кажется, что мне особенно нечем |а) полностью | 1 |низкий |

    | |гордиться. |согласен | | |

    | | |б) согласен |2 |низкий |

    | | |в) не согласен|3 |средний |

    | | | |4 |высокий |

    | | |г) абсолютно | | |

    | | |не согласен | | |

    | № | утверждения | ответы |баллы |уровень |

    |п/п| | | | |

    | 6.|Я к себе хорошо отношусь. |а) полностью | 4 |высокий |

    | | |согласен | | |

    | | |б) согласен |3 | |

    | | |в) не согласен|2 |средний |

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.