МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе межличностных отношений в группе учащихся младшего подросткового возраста

    Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и

    стабильными. При сохранении высоко ценимых свойств "хорошего товарища"

    повышается роль нравственного компонента во взаимооценках. Морально –

    волевые характеристики партнера становятся важнейшим основанием

    предпочтений. Статус личности более всего связан с волевыми и

    интеллектуальными свойствами ученика. Высоко оцениваются сверстники,

    которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем. Доброта, как и

    в начальной школе, остается одним из ведущих оснований межличностного

    выбора.

    Выявлено, что "предпочитаемые" и "отверженные" подростки в классе

    отличаются разными системами ориентаций. "Предпочитаемые" в большей степени

    ориентированы на совместную деятельность. Когда они осознают угрозу утраты

    статуса, их стратегия поведения становиться активной и деятельность

    приобретает более интенсивный, целенаправленный, организованный характер.

    Ученики с неблагоприятным положением в классе фиксированы главным образом

    на взаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того

    неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и

    даже готовы вовсе разорвать отношения со сверстниками [9]. Значимость

    эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что их нарушения,

    сопровождающиеся стойкими состояниями тревоги и психологического

    дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов.

    Как популярные, так и непопулярные школьники отличаются по уровню

    социального развития личности. Первые демонстрируют более зрелые подходы к

    анализу конфликтов. Они анализируют ситуации достаточно объективно и

    рассматривают их даже несколько отстраненно. Восприятие событий у

    непопулярных ограничено рамками конкретной конфликтной ситуации. Они либо

    уходят от решения, либо, ориентируясь на сиюминутный результат, не

    задумываются о последствиях предпринятых ими действий.

    Обостренная потребность в индивидуализации личности в сочетании с

    максимализмом в оценках окружающих, которые тоже стремятся обрести и

    продемонстрировать свою индивидуальность, может осложнять процессы

    группового развития. "Индивидуализация рождает напряженную потребность,

    которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний

    мир другого"[19].

    Уровень развития коллективных отношений определяет специфику

    процессов индивидуализации. В классах, где взаимоотношения основаны на

    доверии, взаимопомощи, ответственности, проявления самобытности, независимо

    от статуса членов группы, встречают поддержку и способствуют интеграции

    личности в группе. Обогащенной оказывается не только личность, проявляющая

    творческую инициативу, смелость в отказе от отрицательных традиций, но и

    коллектив. В группах с низким уровнем коллективных отношений проявления

    индивидуальности пресекаются без учета их нравственного содержания.

    Необычность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор и несет в

    себе угрозу для персонализации остальных. В классах с подобным типом

    межличностных отношений индивидуализация одного происходит за счет

    деиндивидуализации других.

    Каждый подросток психологически принадлежит к нескольким группам:

    семье, школьному классу, дружеским компаниям и т. п. Если цели и ценности

    групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит

    в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей

    различных групп ставит подростка в позицию выбора. Нравственный выбор может

    сопровождаться межличностными и внутриличностными конфликтами.

    Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа

    сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой

    ориентируется в значимых для себя ситуациях.

    1.4. Понятие «самооценка».

    Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей,

    способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к

    фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени

    определяет ее активность, отношение к себе и другим людям [12].

    Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например,

    оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей,

    или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое

    переживает человек по отношению к самому себе.

    Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо

    занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой,

    различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.

    Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и

    неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых

    формируется глобальная самооценка, могут находится на разных уровнях

    устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному

    взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг

    друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается

    сущность личности.

    Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки

    является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта,

    и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности.

    Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений

    к тому, на что человек претендует какие цели перед собой ставит.

    Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. В его

    основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности

    потребностью [16]. Уровень притязаний – это тот практический результат,

    которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической

    деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов,

    которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению,

    нормализации. Как фактор, определяющий удовлетворенность или

    неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое

    значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение

    успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда

    сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или

    отсутствием у него необходимых способностей.

    Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни

    личности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями регуляции

    поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в

    структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои

    возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.

    Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка,

    формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное

    образование, которое называется Я - концепцией и составляет ядро личности.

    Я - концепция — это более или менее осознанная, переживаемая как

    неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он

    строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего

    поведения и деятельности.

    Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности,

    каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических

    отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он

    вступает в общение и взаимодействие.

    Самооценка-отношение человека к своим способностям, возможностям,

    личностным качествам, а также к внешнему облику. Она может быть правильной

    (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в

    действительности собой представляет. В тех же случаях, когда человек

    оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с

    тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной,

    то есть неадекватной.

    Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в

    действительности есть, то у него самооценка заниженная. В тех же случаях,

    когда он переоценивает свои возможности, результаты деятельности,

    личностные качества, наружность, характерной для него является завышенная

    самооценка.

    Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она

    свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях –

    производственных, бытовых и других - общаются с ними. Конфликтные ситуации,

    в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его

    неправильной самооценки.

    Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с

    ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа,

    неизбежно включаются.

    Самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается

    то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность,

    направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

    1.5. Особенности развития самооценки детей младшего подросткового возраста.

    Один из самых важных моментов в развитии личности подростка –

    формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У

    подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам

    собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с

    другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать

    сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самосознания возникает

    из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями

    взрослых коллектива. У подростка возникает потребность оценить свои

    возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе.

    На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем

    других- взрослых (учителей и родителе), коллектива, товарищей. Младший

    подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом, помимо

    этого, начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и

    оценивать собственную личность. Но поскольку подросток еще не обладает

    достаточным умением правильно анализировать собственные личностные

    проявления, то на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием

    между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным

    положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей.

    Экспериментальное изучение межличностных

    взаимоотношений и самооценки детей младшего

    подросткового возраста

    Данное исследование проводилось параллельно в экспериментальной группе

    А и в экспериментальной группе Б. Исследование проводилось в групповом и

    индивидуальном режиме, в равных условиях, в привычной обстановке.

    В ходе исследования были использованы методы наблюдения, тестирования.

    Исходя из гипотезы, исследование было спланировано следующим образом

    1 этап- исследование межличностных взаимоотношений и установление

    социального статуса каждого ребенка в группе.

    2 этап- изучение самооценки.

    3 этап- анализ, обработка, интерпретация итогов исследования.

    2.1. Описание методик.

    2.1.1. Социометрический эксперимент. Метод социометрии.

    Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении

    социальных взаимодействий в группе применяется так называемая

    социометрическая процедура, или социометрия (впервые предложенная в 30-х

    годах Д. Морено) [3].

    Социометрия – это система некоторых приёмов, дающих возможность

    выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или

    неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и

    взаимодействия. Данные социометрического анализа широко используют при

    исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры

    первичных групп, при исследовании способов и форм распределения авторитета

    и власти в малых группах, при диагностики уровня деловой активности и т.д.

    Социометрический метод, как замечает К. К. Платонов, предполагает анализ

    осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов различного

    типа и характера, например: "С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?";

    "…готовиться вместе к контрольной работе?" и т.д.

    Подобные вопросы называются социометрическими критериями, они

    охватывают различные стороны деятельности и общения личностей внутри групп.

    Такие критерии могут быть связаны с выполнением какой-либо задачи, с

    учебой, общественными нагрузками, отдыхом, совместным времяпрепровождением

    и т.д. Различают сильные и слабые критерии выбора. Сильные критерии

    касаются наиболее важных и значимых для испытуемого сторон его жизни.

    Слабые критерии – это круг вопросов, связанных с сиюминутными, ситуативными

    факторами.

    В работах современных психологов названы следующие сильные критерии:

    1) ролевой ("Представь себе, что ты капитан команды КВН и с позиции данной

    роли оцени или выбери себе партнеров"); 2) перцептивный ("если группе будет

    предложено выбрать капитана КВН, как ты думаешь, кто назовет твое имя?");

    3) функциональный ("Ваш класс будет участвовать в соревновании клуба

    веселых и находчивых. Кто из одноклассников, по твоему мнению, может быть

    капитаном команды КВН?"); 4) выбор "действием" ("Положи эти открытки тем

    ребятам из своего класса, которых ты бы хотел обязательно поздравить с

    Новым годом"). В практике социометрического эксперимента используется, как

    правило, 5-7 критериев (Н.Г. Валентинова, И.П. Волков, Е.С. Кузьмин),

    реже 2-3 (Е. Дженнингс, Д. Морено, Л. Фестингер).

    Существенное значение для точности эксперимента имеет число выборов,

    которыми располагают испытуемые. Выборы могут быть свободными ("Назови тех

    одноклассников, которых ты пригласил бы к себе на день рождения") и

    фиксированными ("Назови тех пять одноклассников, которых ты бы пригласил к

    себе на день рождения").

    В обоих случаях опрашиваемого обычно просят установить

    последовательность своего выбора, следуя порядку предпочтения. Порядок

    выборов имеет при анализе характера и закономерностей межличностного

    общения. В группах до 10-15 человек более целесообразно количество выборов

    не ограничивать, в группах же до 30-40 человек лучше позволить делать 3-5

    выборов.

    Социометрическая процедура требует от экспериментатора четкого

    определения критериев выборов и их количества, исходя из целей и задач

    исследования. Результатом этого является карточка опроса. Её содержание

    составляет обращение к испытуемому, объяснение смысла опроса, инструкцию по

    заполнению, перечень вопросов, гарантию сохранения тайны ответов,

    благодарность, шифр.

    Ход социометрических исследований зависит также в значительной мере от

    личности экспериментатора, от его умения войти в контакт с членами группы,

    объяснить им смысл и важность предстоящих измерений. Вначале необходимо

    потратить определенное время на знакомство с группой. Этот период

    называется социометрической разминкой.

    Результаты ответов переносят на так называемые матрицы выбора. Их

    число соответствует числу критериев. Матрица выбора является основой для

    социометрического анализа. Для удобства обработки данных каждый член группы

    получает свой номер и далее на протяжении всех этапов эксперимента

    фигурирует под ним. При исследовании школьного класса номера учащимся

    присваиваются согласно алфавитного списка.

    Исходя из данных матрицы, можно определить величину социометрического

    статуса любого члена группы. Она равна сумме полученных данным членом

    группы выборов, деленной на число членов без одного:

    [pic]

    Ri+ - положительные выборы, полученные i-членом,

    Ri- - отрицательные.

    Индекс групповой "сплоченности", согласно социометрическим данным,

    определяется как отношение числа взаимных выборов к теоретически возможному

    для данной группы их количеству.

    Результаты отношений испытуемых друг к другу при ответе по данному

    критерию могут быть изображены на социограмме, т.е. в виде схемы, которая

    более наглядно чем матрица выбора показывает суть структуры общения данной

    группы. Для передачи содержания взаимодействий выбирающих друг друга

    членов принята следующая символика:

    А В (А выбирает В)

    А В (А отвергает В)

    А В (А выбирает В в первую очередь и С - во вторую)

    С

    А В (взаимный выбор)

    А (изолированный член)

    А В (А выбирает В, но В не выбирает А)

    А В (триада, "ядро")

    С

    (Цепь при сотрудничестве и при

    определенных

    А В С D Е формах передачи информации; при изоляции

    или выпадении С цепь прерывается)

    С

    А В Е (расщепленная цепь)

    [pic] D

    В С (структура типа "звезда": при изоляции А

    А группа перестает функционировать,

    D Е распадается)

    А -мальчик, А -девочка.

    Социограмма наглядно показывает картину эмоциональных тяготений

    внутри группы, для обнаружения которой путем наблюдений потребовалось бы

    длительное время.

    Имеется около 30 индексов, которые, как следует из социометрической

    литературы, могут характеризовать уровень межличностного общения в группе и

    некоторые групповые характеристики (сплоченность, интегративность,

    конфликтность и т.д.).

    Упомянутые индексы выводятся исключительно на основе анализа

    коммуникативных связей в группе, и это не может не вызвать к ним

    настороженного отношения, так как количество выборов, полученное тем или

    иным индивидом, еще ничего не говорит о природе этих выборов – в стороне

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.