МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе межличностных отношений в группе учащихся младшего подросткового возраста

    структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако

    общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности

    группы.

    Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и

    реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но

    среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют

    в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В

    отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-

    психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности

    реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные

    группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так

    называемые “большие” и “малые” группы. Малые группы - обжитое поле

    социальной психологии. И все же остановимся на ней.

    Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены

    которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в

    непосредственном личном общении, что является основой для возникновения

    эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

    Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной

    моделью изучения процессов внушаемости, конформности, срабатываемости,

    общения и т.д. за определенный промежуток времени.

    Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к реальным

    жизненным условиям двумя разными способами. Первый способ идет по пути

    создания экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты

    этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организаций

    условий эксперимента, но и включает исследования реальных контактных групп

    в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия.

    И что ценно, в лабораторных исследованиях малых групп соблюдается обще

    - психологический принцип подбора испытуемых: они должны быть одного

    возраста, пола, близкого уровня образования.

    Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно

    сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти

    “большие” группы также представлены в социальной психологии неравноценно:

    одни из них имеют солидную традицию исследования на Западе (это по

    преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие “группы”, сам

    термин “группа” по отношению к которым весьма условен), другие же, подобно

    классам, нациям значительно слабее представлены в социальной психологии в

    качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы протекающие

    в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии, в

    частности при исследовании способов воздействия в ситуациях вне

    коллективного поведения.

    Точно также малые группы могут быть подразделены на две разновидности:

    формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но

    еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и

    коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со

    специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности

    можно обозначить как “становящиеся”.

    Эта классификация может быть наглядно представлена в виде схемы

    представленной в учебнике Г.М. Андреевой « Социальная психология» [1]:

    | |Группа | | | | |

    | | | | | | |

    | | | | | | |

    | | | | | | |

    |Условные| | |Реальны| | |

    | | | |е | | |

    | | | | | | |

    | | | | | | |

    | | |Лабораторные| |Естественные| |

    | | | | | | |

    | | | | | | |

    | | | |Большие| |Малые |

    | |Организ| | | | |

    | |ованные| | | | |

    | | |Не | |Становящиеся|Коллективы |

    | | |организованн| | | |

    | | |ые | | | |

    Все, начиная с рубрики “реальные естественные группы”, представляют

    объект исследования в социальной психологии.

    Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые параметры

    группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые

    процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этих

    параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от

    того общего подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так,

    например, состав группы может быть, в свою очередь, описан по совершенно

    различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном

    случае, например, возрастные профессиональные или социальные характеристики

    членов группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания состава

    группы, особенно в связи с многообразием реальных групп. в каждом

    конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в

    качестве объекта исследования.

    Иногда состав микрогруппы и соответственно структура отношений в ней

    носят более сложный характер. Например, в старших классах школы нередко

    можно встретить объединения детей, включающие по 4-5 человек, объединенных

    близкими дружескими связями. Однако в большинстве реальных групп на

    практике такие объединения школьников встречаются крайне редко. Поэтому

    можно считать, что группы - диады и группы - триады представляют собой

    наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Их

    внимательное изучение может дать очень много полезной информации для

    понимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в малой группе

    или коллективе.

    Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:

    социальные классы;

    различные этнические группы;

    профессиональные группы;

    возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например,

    молодежь, женщины, пожилые люди и др.).

    Реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный ли

    это класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами,

    мы сразу “задаем” некоторый набор параметров для характеристики состава

    группы, в зависимости от типа деятельности, с которыми данная группа

    связана. Тоже можно сказать и относительно структуры группы. Существует

    несколько достаточно формальных признаков структуры группы: структура

    предпочтений, структура коммуникаций, структура власти.

    “Соединение” процессов, протекающих в группе и других характеристик

    группы - до сих пор не вполне решенная для социальной психологии проблема.

    Если последовательно идти по пути, заложенным исходным методическим

    принципом, то к групповым процессам прежде всего следует отнести такие

    процессы, которые организуют деятельность группы.

    Следует также подробно остановиться на вопросах общих качеств группы и

    проблеме развития групп.

    Непосредственно общие качества группы:

    Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с

    другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).

    Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее

    удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.

    Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.

    Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в

    целом в направлении осуществления групповых задач.

    Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составлящих ее

    личностей.

    Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.

    Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:

    направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов

    деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;

    организованность - реальная способность группы к самоуправлению;

    эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера,

    преобладающей эмоциональный настрой группы;

    интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и

    установления взаимопонимания, нахождения общего языка;

    волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и

    препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.

    Проблема развития группы никогда не ставилась с целью выяснить разные

    уровни этого развития, и, далее, вскрыть специфику различных параметров

    групповой деятельности на каждом из этих уровней. Вместе с тем без такого

    подхода картина развития группы не может быть полной. Целостное

    представление о развитии группы по характеристике групповых процессов

    допускает и более дробный анализ, когда отдельно исследуется развитие

    групповых норм, ценностей система межличностных отношений и т.д. С точки

    зрения социальной психологии исследование характеристик больших социальных

    групп наталкивается на целый ряд трудностей. Богатство методик изучения

    различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием

    подобных методик для исследования, например, психологического облика

    классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается

    убеждение, что общность психологии больших групп не поддается научному

    анализу. Отсутствие традиции в таком исследовании еще более укрепляет такие

    взгляды. Вместе с тем, социальная психология в точном значении этого слова,

    без раздела о психологии больших социальных групп, вообще не может

    претендовать на успех [8]. По утверждению Дилигенского Г.Г., рассмотрение

    психологии больших групп не может считаться правомерным, ибо это не одна из

    проблем данной дисциплины, а важнейшая ее проблема. «Как бы ни была велика

    роль малых групп и непосредственно межличностного общения в процессах

    формирования личности сами по себе эти группы не создают исторически

    конкретных социальных норм, ценностей, установок». Все эти и другие

    содержательные элементы общественной психологии возникают на основе

    исторического опыта. Ссылаясь на Дилигенского Г.Г. «этот опыт лишь

    «доведет» до индивида через посредство малой группы и межличностного

    общения». Поэтому социально - психологический анализ больших групп можно

    рассматривать как “ключ” к познанию содержания психики индивида.

    2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом

    и группой.

    Как уже было сказано ранее, коллектив – высшая форма развития малой

    группы. Но сам коллектив не возникает внезапно. Существуют различные формы

    коллективных отношений, которые проходят определенные этапы своего

    развития. Развитие коллектива проходит через следующий ряд этапов:

    номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация.

    От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для

    которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим

    качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены

    группы идентифицируют себя с ней(моя группа). Однако группа-автономия может

    уйти в сторону от коллектива. Возможно развитие группы в отрицательном

    направлении, когда развитие группы приводит ее к положению замкнутой из вне

    группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностным

    эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.

    Социальная коллективность заключается в том, что, объединяя людей

    общими социальными и производственными интересами, она ставит высшей своей

    целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена

    общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности. Термин «

    Социальная психология» так обозначен Выготским Л.С.: Психология,

    исследующая социальную обусловленность психики отдельного человека»,

    «Коллективная» психология в его понятии, совпадает с традиционным «Все в

    нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного

    человека присуще всем другим членам данной группы» [6]. Только некоторая

    часть личной психологии может считаться принадлежностью данного человека, и

    вот эту часть личной психологии в условиях ее коллективного проявления и

    изучает коллективная психология (психология войны и т. п.). В результате

    развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче

    индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более

    дееспособным, человечным в общественном своем качестве является и коллектив

    в целом. Суть социального коллективизма не сводится к совместной

    деятельности для достижения общей цели. И даже не сводится к умению жить

    сообща, вместе решая все вопросы. Состояние и зрелость социальной

    коллективности определяется тем, насколько социальное, общественное

    прониклось личным, индивидуальным интересом.

    Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве,

    начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование

    группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как

    человеческая личность является главным материалом для ее создания. А.В.

    Петровский [20]считает при классификации групп определять степень их

    развития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихся в

    зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальное

    совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).

    Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим

    образом:

    Диффузная группа - в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием

    групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.

    Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только

    личностно значимыми целями.

    Корпорация - взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но

    ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.

    Коллектив - взаимодействия опосредуются личностнозначимым и общественно

    ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет).

    В них оптимально могут сочетаться личные, коллективные и общественные

    цели и ценности.

    До сих пор мы исходили из того, что группа в целом ставит своей задачей

    достижение максимального сближения во взглядах и выборах, стремясь

    выработать общую позицию. Однако нам известно, что это предположение верно

    лишь от части. В действительности при множестве разных обстоятельств и

    особенно, если требуется изменение, происходит обратное: преобладает

    напряжение и расхождение во мнениях. Значительное число социальных

    установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальным

    группам или связаны с ними. Характер этой связи не является простым, ясным.

    С одной стороны - установки человека связаны с социальными установками,

    обычно проявляющимися в группах, к которым он принадлежит. С другой стороны

    - изменение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение членских групп

    теми кто занимает в них низкий статус, а также влияние внешних групп на

    уровень притязаний показывает, что социальные установки часто бывают

    связаны с нечленскими группами.

    Как признание этого факта - термин “референтная группа”, впервые

    употребленный Хаймоном, стал использоваться для обозначения любой группы, с

    которой индивид соотносит установки. Одновременно стала развиваться общая

    теория референтных групп. Это понятие используется для обозначения двух

    видов отношений между индивидом и группой [14].

    Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа

    находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для

    проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть

    худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от

    коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет

    для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с

    одновременным торможением лучших устремлений.

    Это достаточно подробно показывает схема:

    |( |( |( | |( |( |( | |

    | |( | | | |( | | |

    |( | |( | | | | | |

    |( | |( | |( | |( | |

    |( | |( | |( | |( | |

    |Несовместимые | |Согласованные |

    | | |+ | | | |

    | | |+ | | | |

    | | | | | | |

    | |+ | |+ | | |

    | |- | |- | | |

    | |Идеальные | | |

    Влияние группы разного уровня на развитие, поведение личности в группах.

    + - положительное в личности и межличностных отношениях

    - - отрицательное в личности и межличностных отношениях

    ( - поворот отношений в любую сторону

    ( - отношения.

    Это пример взаимоотношений в микрогруппе - триаде. Они представлены

    близкими друзьями, молодыми семьями. Они наиболее часто встречаются в любой

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.