Влияние типов семей на развитие подростка
читали. А морали, как правило, не доходят.
Одни подростки сбегают из дому от недремлющего ока взрослых, другие
активно мстят взрослым (родителям) за несправедливые, с их точки зрения,
обвинения, за непонимание. Ясно, что запреты и наказания не лучший метод
воспитания. У подростка они вызывают ожесточение, злость, желание отомстить
за унижение.
Именно постоянное желание понять, почувствовать своего ребенка,
встать на его точку зрения, пусть неправильную, посмотреть на себя его
глазами и терпеливо вести разговоры изо дня в день, не срываясь на крик и
оскорбления, в этом залог восстановления утраченного контакта.
Психологический контакт, близкие отношения нужны не только для того,
чтобы быть уверенным, что дети не попадут на скользкий путь, что выберут
правильные цели в жизни, не покатятся по наклонной плоскости, но и для
того, чтобы вовремя помочь преодолеть душевный кризис. Только будучи
внимательными, к чувствам, переживаниям, к внутреннему миру детей, мы можем
рассчитывать на то, что они будут так же внимательны и отзывчивы к
проблемам родителей и проблемам других людей.
Родители, которые испытывают трудности в общении с подростками, как
правило, надо учиться говорить по душам со своим ребенком. Если же
подросток не находит у родителей понимания, желания обсудить какой-то
серьезный вопрос, он внутренне отгораживается от родителей и ищет ответы на
поставленные вопросы на стороне, часто в далеко не подходящей компании.
Семьи, в которых родители своим примером показывают ребенку, как
можно выйти из трудной ситуации, из конфликтов, где заранее его готовят к
взрослости, учат сознательно относиться к своим и чужим ошибкам. В таких
семьях подростковый период протекает спокойно, без яростных бурь, борьбы и
ожесточения, без непримиримых противоречий. [10. 261]
Проблемы взаимоотношений с родителями
Высокая проблемная нагруженность у подростков Петербурга обнаружена и
в отношении родительского дома. Напомним, что в других культурах (например,
потсдамские данные) отношения с родителями - это не острая проблема для
подростков. Средний балл по этой позиции - 2,1.
Объяснить причины, по которым подростки имеют проблемы во
взаимоотношениях с родителями, можно, проанализировав особенности
взаимоотношений родителей и подростков. Обратимся к экспериментальным
данным, которые получены в современных исследованиях подростков.
Источники возникновения проблем во взаимоотношениях родителей и
подростков в нашей культуре исследовал В. Е. Каган. Один из выводов, к
которым пришел автор, состоит в том, что в тоталитарном обществе отношение
родителей к ребенку определяет не любовь сама по себе, а то, в какой мере
ребенок выполняет социальные нормы. Родителей, как правило, не интересуют
проблемы, переживаемые подростком, они не выступают как помощники в решении
этих проблем. Наоборот, стремясь добиться от ребенка нормативного
поведения, родители сами становятся источником проблем. При таких
установках родители и подростки оказываются в состоянии противостояния.
Поскольку родители современных подростков в большинстве своем
сформировались, как личности в предшествующую эпоху, можно предположить,
что полученный в нашем исследовании результат объясняют изложенные В. Е.
Каганом наблюдения Этот вывод подтверждают данные исследования В. Б
Тарабаевой, которое проведено в 1994-1995 годах. Кроме того, что она
установила высокую частоту конфликтов подростков с родителями, данные В. Б
Тарабаевой подтвердили и изложенные здесь причины возникновения этих
конфликтов нарушение подростками нормативного поведения, которое, с точки
зрения родителей, является главным условием нормальных, бесконфликтных
взаимоотношений со своими детьми.
Таким образом, переживание подростками проблем, возникающих как
противоречие между ними и их родителями, это - скорее следствие
социокультурных, чем психологических особенностей. К настоящему времени
стало совершенно очевидно, что коррекция этой проблемы предполагает
оказание психологом помощи, как подростку, так и родителям. Последние
нуждаются, прежде всего, в смене родительских установок, изменении своей
позиции в отношении своих детей, в пересмотре системы оценивания их как
личностей. Полученные в нашем исследовании результаты позволяют утверждать,
что работа с родителями психолога-практика должна стать основой для
профилактики проблем подростков. Эта работа должна предусматривать такие
направления, как просвещение по вопросам планирования семьи, развития
гуманистического воспитания в семье взамен нормативного, управленческого,
развитие системы ценностей, в которой достойное место занимал бы человек, в
том числе ребенок и пожилой человек.
Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его
взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным
положением.
Существует несколько относительно автономных психологических
механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.
Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают
правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители
внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых
постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-
вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их
пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная
внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем
сами формируют его самосознание и коммуникативные качества.
Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым
важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная
ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он
наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род
занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в
значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме
сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на
ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого
воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Нет практически ни одного социального или психологического аспекта
поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий
в настоящем или в прошлом. Правда, меняется характер этой зависимости. Так,
если в прошлом школьная успеваемость ребенка и продолжительность его
обучения зависела главным образом от материального уровня семьи, то теперь
этот фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования
родителей. По данным ленинградского социолога Э.К. Васильевой (1975), у
родителей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью (средний
бал выше 4) второе выше, чем в группе семей с образованием родителей ниже
семи классов. Эта зависимость сохраняется даже в старших классах, когда
дети уже имеют навыки самостоятельной работы и не нуждаются в
непосредственной помощи родителей.
Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу
подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее
членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего
большинства так называемых трудных подростков. [7. 26]
Семейная социализация не сводится к непосредственному «парному»
взаимодействию ребенка с родителями. Так, эффект идентификации может быть
нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье,
где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не
выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший
образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье,
где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не
менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу
которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к
самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому
конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств
его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых
методов воспитания.
Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений
и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.
Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи
представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально
близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на
другом — далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными
средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором — строгость
и наказание. Множество исследований доказывают преимущество первого подхода
Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской
любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные
отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Изучение
юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими
нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении,
умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления
значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало
родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со
стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта
враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям,
так и скрытно Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая
некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не
сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается именно следствием детских
переживании. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает
низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т. д.
Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в
связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на
формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского
контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой
высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом —
пассивность, зависимость, слепое послушание (Г. Элдер, 1971).
За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и
разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях
коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к
ребенку, в других — от ребенка к родителям. Разумеется, способы принятия
решений в большинстве семей варьируют в зависимости от предмета: в одних
вопросах старшеклассники имеют почти полную самостоятельность, в других
(например, в финансовых) — право решать остается за родителями. Кроме того,
родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как
правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и
авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере
компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать
влияние друг друга.
Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются
обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля
воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию
самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности
Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем
гибко и рационально:
. родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их
обсуждение подростком;
. власть используется лишь в меру необходимости;
. в ребенке ценится как послушание, так и независимость;
. родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но
не считает себя непогрешимым;
. он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из
его желаний.
Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону
авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты.
Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей
незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они
кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную
апатию и пассивность Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка
ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные,
незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и
идентификации, а другие влияния — школы, сверстников, средств массовой
коммуникации часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без
надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.
Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует
формированию личности со слабым «Я».
Чтобы понять взаимоотношения подростка с родителями, необходимо
знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними
представления. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких
«ипостасях»:
. как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых
ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;
. как власть, директивная инстанция, распорядитель благ,
наказаний и поощрений;
. как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и
лучших человеческих качеств;
. как старший друг и советчик, которому можно доверить все
Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с
возрастом меняются.
Переходный возраст — период эмансипации ребенка от родителей. Процесс
этот является сложным и многомерным. Эмансипация может быть эмоциональной,
показывающей, насколько значим для юноши эмоциональный контакт с родителями
по сравнению с привязанностями к другим людям (дружбой, любовью),
поведенческой, проявляющейся в нем, насколько жестко родители регулируют
поведение сына или дочери, или нормативной, показывающей, ориентируется ли
юноша на те же нормы и ценности, что и его родители, или на какие то
другие. Каждый их этих аспектов эмансипации имеет собственную логику. [7.
26-29]
Дети, пережившие смерть родителей
Представление о смерти становится более абстрактным только к 1- годам:
тогда дети лучше понимают, какие последствия несет за собою смерть и больше
думают, о том, что происходит после смерти. Они задумываются над смыслом
того, что произошло , и заняты мыслями о несправедливости смерти. Они не
хотят говорить о том, что произошло, потому что это слишком мучительно.
Иногда им нужно достаточно долгое время, прежде чем они могут говорить о
смертном случае. Это потому, что понимание смерти приходит постепенно.
Внезапно у них может возникнуть желание говорить о смерти, даже если в
течение долгого времени они оказались абсолютно равнодушными.
Период переходного возраста – нелегкое время для переживания горя.
Психологически защитные механизмы ослаблены, подросток изучает себя («Кто
я?»).
Ему необходимы ролевые модели поведения взрослого, чтобы найти себя
или отказаться от чего-то в себе. Потеря матери или отца в это время,
возможно, бывает невыносимой. Весь мир становится ребенку чужим, когда он
переживает сильное горе из-за потери значимого для себя человека. «Я» -
концепция, т.е. система представлений ребенка о самом себе, рушится, и
иногда это приводит к упадку сил. Разрушенная Я-концепция нуждается в
восстановлении. Ребенку следует помочь, чтобы он четко осознал значение
того, что случилось до и после перенесенной им травмы, а что является
новым, отличным от его прежней жизни.
В первое время после смерти родителей у детей чаще всего наблюдается
сильный страх разлуки с взрослыми, у них могут быть проблемы со сном,
агрессивность, раздражительность или другой тип деструктивного поведения,
привлекающий к себе внимание, замкнутость и стремление к изоляции, печаль,
тоска, чувство потери, мучительные воспоминания и фантазии. Таким образом,
дети переживают горе по-разному. Несколько распространенные реакции:
Тревожность (смерть легко вызывает страх, что может привести еще к
одной катастрофе).
Высказывают свои опасения, что может произойти с близкими им людьми.
Испытывать страх, что сами умрут.
В результате такой постоянной тревоги, бдительности и напряжения у
ребенка могут возникнуть боли в животе, плечах, шее и голове.
Замкнутость, изоляция. После смертного случая ребенок начинает борьбу
с тревожащими его мыслями и чувствами. Он может стремиться изолироваться,
желание замкнуться в себе и уединиться становится спустя некоторое время
характерной чертой для всех людей с подобным опытом. Психологически
травмированные дети в дальнейшем всегда более чувствительные к разлуке,
нежели другие. Кроме того, у них могут ухудшаться результаты в школе,
причем как в учебе, так и поведении.
Вина.
Ребенок ощущает в себе склонность к какому-либо проступку, то он
закономерно чувствует вину.
В этом случае может выбрать две стратегии поведения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|