Влияние типов семей на развитие подростка
1. Ребенок может постараться нечто предпринять, чтобы снова
вернуться в обычную жизнь. Н., начать вести себя очень хорошо, стать
послушным.
2. Возможно станет более беспокойным и трудным в общении для того,
чтобы его наказали по его мнению, он виноват в том, что произошло.
Нередки случаи, когда гнев, соединяется с виной, направляется
ребенком на себя. Суицидальные мысли, вероятно, являются примером
саморазрушения, но они также, быть может выражают желание ребенка вновь
соединиться с умершими. Почти каждому приходит в голову мысли о
самоубийстве. [14. 5-10]
Дети разведенных родителей.
В результате переживаний развода у детей формируется типичные черты
характера, н., проблематичным остается обращение с проявлениями
агрессивности. Если ребенок боится собственной ярости, то и став взрослым,
он будет боятся показать гнев или раздражение по поводу пережитых неудач
или несправедливости, он так и не научится активно защищать свои интересы.
Другие дети могут направить агрессивность против собственной персоны, что
укрепит в них чувство вины и расплатой станут депрессивные настроения. У
некоторых изначальный конфликт может оказаться вытесненный, а на его месте
образуется своего рода «перманентная агрессивная готовность к упреку». У
таких людей безобидные разочарования принимают форму огромной катастрофы, и
они на все реагируют непомерной вспыльчивостью и отчаянием. Эти и другие
невротические проявления могут сменять друг друга, комбинироваться и в
результате они укрепляются как черты характера. Некоторые дети учатся
делить мир на злых и добрых и, соответственно, по отношению к одним
проявляются только дружеские чувства, а к другим – только враждебные. Став
взрослыми они сохраняют этот стиль жизни. Или взять, например, человека,
подверженного чувству вины, и направляющего свою агрессивность внутрь себя,
т.е. так называемый подчиненный характер. Такие люди стараются всем
угодить и в обществе их характеризуют как милых и достойных уважения и
любви. Сами они, этим тоже очень довольны. Но вот маленькая ступенька
наверх, и они уже панически боятся вдруг что-то сделать не так. Еще одна
ступенька – и ты уже чувствуешь себя использованным», а окружающие
становятся «неблагодарными». Теперь защиты от страха уже не хватает упреков
лишь по отношению к себе самому, и вот уже сыплются «побочные удары» жалобы
на жестокосердие, неблагодарность, людскую несправедливость и т.п. В
результате все это стоит любви окружающих, приводит к конфликтам в семье и
трудностям в воспитании детей, а в особо тяжелых случаях к тяжелым
депрессиям и стремлению к самоуничтожению. [4. 199]
Дети из семей алкоголиков
Развитие детей в семьях, где отец или мать злоупотребляют алкоголем,
протекает с тяжелыми нервно-психическими отклонениями. У таких детей низкий
интеллектуальный уровень – обычное дело. Здесь в первую очередь речь идет о
детях с алкогольным синдромом плода, когда причиной задержки психического
развития является интоксикация алкоголем и продуктами его метаболизма
центральной нервной системы плода. Во вторую очередь это касается так
называемых «педагогически запущенных детей», внутриутробное развитие
которых протекало нормально; рождение и первые недели не были отягощены
алкогольной интоксикацией, а низкий уровень их интеллектуального развития
обусловлен отсутствием всестороннего воспитания в раннем детстве.
Узкий круг интересов родителей, очень кратковременное общение с
детьми, невнимание к их актуальным потребностям и нуждам не позволяют
ребенку приобрести первоначальный жизненный опыт, элементарные знания,
необходимые для нормального формирования сознания, продуктивной умственной
деятельности.
У детей нередко обнаруживается чувство собственной ненужности,
безысходной тоски по лучшей жизни в семье. Длительное истощение нервной
системы приводит к глубокому нервно-психическому утомлению. Поэтому в школе
их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему. Нередко
протест против безысходного положения в семье проявляется в стремлении к
лидерству в школьном классе. Однако из-за низкого уровня интеллектуального
развития они самоутверждаются среди сверстников и стремятся привлечь
внимание взрослых, совершая неблаговидные поступки, балуются на уроках и
озорничают на переменах.
Дети лиц, злоупотребляющих алкоголем, не только не имеют постоянные
проблемы с учебой и поведением в школе, но гораздо чаще пребывают в
состоянии страха и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя
неадекватно, страдают заниженной самооценкой, нарушениями сна, ночными
кошмарами.
Дальнейшее развитие и поведение ребенка определяется тем, какую
стратегию адаптации он себе избрал в семье. Ролевая палитра может быть
самой разнообразной. [13. 11.]
Ужасный ребенок. Это дети, которые своим вызывающим поведением
заставляют обращать на себя внимание и создают лишь хлопоты и напряженные
ситуации. Такое поведение дает выход агрессии, которая обычно накапливается
у детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, и не находит выхода в других
видах деятельности.
Псевдородитель. Дети часто берут на себя функции одного или обоих
родителей. Они взваливают на себя значительную долю ответственности за
семью, ответственность, несоизмеримую с возрастом. Как бы тяжело не
напрягались эти дети, они делают это для того, чтобы преодолеть чувство
неполноценности и вины. Такие дети часто очень хорошо учатся, но обладают
заниженной самооценкой.
Шут гороховый. Способ для ребенка приспособиться к деятельности и
таким образом избавиться от стресса, это высмеивание всех и вся. Таких
детей отличает зациклинность на малостях, они все время поясничают,
переключая внимание с серьезного на смешное, убогое и никчемное окружение.
Эти дети часто испытывают трудности как по отношению с другими, так и по
отношению к самому себе.
Человек невидимка. Дети стараются никогда не привлекать к себе
внимание. В компаниях стараются всем угождать и не выдвигают никаких
требований.
Ребенок из семьи, злоупотребляющей алкоголем, может сталкиваться с
трудностями в межличностных отношениях с другими детьми. Недостаточно
развито чувство собственного достоинства, заниженная самооценка, робость
приводят к тому, что в глазах окружающих такой ребенок становится чем-то
вроде «отверженного», которым либо помыкают, либо просто игнорируют,
выталкивая из компании. Вместе с тем, у такого ребенка могут появиться
потребность доминировать в коллективе и властвовать над другими детьми. В
этом случае, ребенок становится агрессором. Для достижения главенствующего
положения он может не только драться, но и становиться хвастуном,
придумывающим о себе небылицы. В результате никто из детей не хочет с ним
дружить.
Развивающееся с годами неверие в себе, низкая самооценка делают таких
детей очень податливыми для сомнительного рода компаний.
Не встречая поддержки и понимания в семье, сталкиваясь с неудачами в
попытке установить связи в школьном окружении, ребенок оказывается в своего
рода социальном вакууме. Он чувствует себя заброшенным, одиноким и никому
не нужным. Повседневная жизнь детей из семей, злоупотребляющих алкоголем,
постоянно сопровождается эмоциоанльным стрессом. Состояние ребенка, к
которому предъявляются непосильные требования, следует рассматривать как
кризисное. Тяжесть последствий, вызванных проживанием в семье алкоголиков,
зависит от того, насколько ребенок сумел осмыслить и эмоционально
переработать происшедшее. Но так или иначе жизнь в семье алкоголиков не
проходит бесследно и отражается не только на психическом состоянии ребенка,
но и на его судьбе. [13. 12-14]
Порядок рождения и личность
Следуя своему интересу к социальным детерминантам личности, Адлер
обнаружил высокую вероятность того, что личности старшего, среднего и
младшего ребенка в семье существенно отличаются. Эти различия он объяснил
особенностями переживаний каждого ребенка, как члена социальной группы.
Перворожденному – старшему ребенку уделяется большое внимание до тех
пор, пока не родился второй, после он оказывается внезапно низвергнут со
своего положения любимца и должен делиться с новорожденным родительской
привязанностью. Это переживание может влиять на старшего ребенка по-
разному. Например, вызвать ненависть к людям, стремление защититься от
поворотов судьбы, чувство опасности. По наблюдениям Адлера, невротики,
преступники, пьяницы и извращенцы часто бывают первенцами. Если родители
ведут себя мудро, подготавливая старшего ребенка к появлению соперника, у
него больше шансов вырасти ответственным человеком, готовым к роли
защитника, опекуна.
Второй – средний – ребенок характеризуется абмициозностью. Он
постоянно старается обогнать старшего сиблинга. Он также склонен к бунту и
зависти, но в целом лучше адаптирован, чем старший и младший сиблинги.
Самый младший ребенок – ребенок «испорченный». Он, вслед за старшим, имеет
наибольшие шансы стать реебнком с проблемами, а позже – невратичным и
неадаптированным взрослым. [15. 149-150]
Адлера особенно интересовали ранние события, предрасполагающие
ребенка к ошибочному жизненному стилю. Он выявил три важных фактора:
1) неполноценность ребенка;
2) «испорченность» ребенка;
3) отверженное положение ребенка.
Дети с физической или умственной недостаточностью несут тяжкое бремя
и скорее всего при встрече с жизнью будут чувствовать неадекватность. Они
считают себя неудачниками и часто таковыми являются. Тем не менее, в случае
понимания и поддержки родителей они могут компенсировать неполноценность и
обратить слабость в силу. Многие выдающиеся люди в детстве страдали
органической слабостью, которая затем была компенсирована. Снова и снова
Адлер говорил о зле избалованности, которое считал величайшим проклятием,
давлеющим над ребенком. У избалованных детей не развивается социальное
чувство; они становятся деспотами, ждущими от общества того, чтобы то
приспосабливалось к их эгоцентрическим желаниям.
Таких людей Адлер считал потенциально самыми опасными для общества.
Отвержение ребенка также приводит к несчастливым последствиям. Испытывая
плохое отношение к себе в детстве, эти люди во взрослом возрасте становятся
врагами общества. Их стиль жизни определяется потребностью отомстить. Эти
три условия – органическая слабость, избалованность и отвержение –
продуцирует ошибочное представление о мире и находят воплощение в
патологическом жизненном стиле. [15. 151]
Вообще все, что нарушает безопасность ребенка в отношении с
родителями, порождает тревогу.
У тревожного, не чувствующего безопасности ребенка развиваются
разнообразные стратегии для того, чтобы совладать с чувствами изоляции и
беспомощности. Он может становиться враждебным, желать расплатиться с теми,
кто его отвергал или дурно к нему относился. Или же он может стать
сверхпослушным – чтобы вернуть любовь, потерю которой он чувствует. У него
может развиться нереалистический идеализированный образ самого себя – с
тем, чтобы компенсировать чувство неполноценности. Добиваясь любви, он
может стараться подкупить других или пользоваться угрозами. Он может
погрязнуть в жалости к себе – чтобы завоевать сочувствие.
Если ребенок не может обрести любовь – он может искать власти над
другими. Таким образом, он компенсирует чувство беспомощности, находит
выход для враждебности и оказывается способен эксплуатировать людей. Или
же ребенок проявляет сильные соревновательные тенденции, причем сам факт
победы оказывается важнее, чем достижение как таковое. Возможно и обращение
агрессии внутрь и самоунижение. [15. 159-160]
Глава II.1 Изучение уровня агрессивности подростков.
Педагогов очень заинтересовала проблема повышения уровня агрессивности
у детей подросткового возраста. Для этого было выбрана группа детей,
которые заполняли опросник Басса-Дарки на выявление агрессивности.
Проявление агрессии всё больше является проблемой, которая всё больше
волнует учителей и родителей. Задачей психолога должны стать
психикоррекционная работа с лицами, которые более агрессивны по сравнению с
другими. Но, как определить это "более" или "менее"? Ответ на этот вопрос
невозможен без достаточно точного определения понятий "агрессии" и
"агрессивности".
Необходимость такого определения обосновывается тем, что термин
"агрессия" чрезвычайно часто употребляется в самом широком контексте и
поэтому нуждается в серьезном "очищении" от целого ряда отдельных смыслов.
Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию
и агрессивность: как врождённую реакцию человека для "защиты занимаемой
территории" (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон);
реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни,
Формм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию
и фрустрацию (Малер, Дуб, Доллард).
Под агрессивностью можно понимать свойство личности,
характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области
субъектно-субъективных отношений. Вероятно, деструктивный компонент
человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности,
так формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий,
преодолению того, что противодействует этому процессу.
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как
и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти
полного отсутствия до предельного развития. Каждая личность должна
определенной степенью агрессивности. Отсутствие её приводит к пассивности,
ведомости, комфортности и т.д. Чрезмерное развитие её начинает определять
весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на
созидательную кооперацию и т.д. сама по себе агрессивность не делает
субъекта социально опасным, так как, с одной стороны, существующая связь
между агрессивности и агрессии не является жёсткой, а с другой, сам акт
агрессии может не принимать социально опасные и не одобряемые формы. В
житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной
активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренности"
не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради
достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние
практические действия могут быть сходными, но их мотивационные компоненты
прямо противоположны.
Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два
основных типа:
Первый - мотивационная агрессия, как сама ценность, второй
инструментальная как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая
могут проявляться под контролям сознания, так и вне его, и сопряжены с
эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность) практических психологов в
большей степени должна интересовать мотивационная агрессия, как прямое
проявление реализации присущих личности тенденций. Определив уровень таких
деструктивных тенденций, можно с большой вероятностью прогнозировать
возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных
диагностических процедур является опросник Басса - Даркин.
А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников разделил
понятия "агрессии" и "враждебность" и определил последнюю, как "... реакцию
развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий".
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и
враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакции:
1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;
2. Косвенная - агрессия, окольным путём направленная на другое лицо или ни
на кого не направленная;
3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем
возбуждении (вспыльчивость, грубость);
4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного
сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные
действия;
6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению
к людям до убеждения в том, что другие люди до убеждения в том, что другие
люди планируют и приносят вред;
7. Вербальная агрессия - выражения негативных чувств как через форму (крик,
визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);
8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он
является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им
угрызения совести.
Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые ученики 8 класса
отвечали "да" или "нет".
Вопросник "Басса-Дарки"
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим (да-
нет).
2. Иногда сплетничают о людях, которых не люблю (да-нет).
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь (да-нет).
4. Я не всегда получаю то, что мне положено (да-нет).
5. Я не знаю, что люди говорят обо мне за спиной (да-нет).
6. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать (да-нет).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|