МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Темперамент и личность

    на слабую нервную систему. Он обладает повышенной чувствительностью даже к

    слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв»,

    растерянность. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно

    контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в

    состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное

    обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него

    самого мало зависит.

    Крутецкий [8] дополняет, что в привычной и спокойной обстановке люди с

    таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. В

    благоприятных условиях, при правильном воспитании обнаруживаются ценнейшие

    качества личности меланхолика. Его впечатлительность, тонкая эмоциональная

    чувствительность, острая восприимчивость окружающего мира позволяют ему

    добиваться больших успехов в искусстве – музыке, рисовании, поэзии.

    Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью и

    отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую

    сам причиняет другим людям.

    В источнике [1] дана иллюстированная на конкретных примерах

    характеристика типов темперамента учащихся-подростков.

    Сангвиник.

    Пример. Сережа Т., ученик 6 класса, 13 лет.

    Очень живой, непоседливый подросток. На уроке ни минуты не сидит

    спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, разговаривает с

    соседом. Быстрая походка вприпрыжку, быстрый темп речи. Очень впечатлителен

    и легко увлекается. С увлечением и возбужденно рассказывает о просмотренном

    фильме, прочитанной книге. Его легко заинтересовать и уроком: он живо

    откликается на каждый новый факт или новую задачу. Вместе с тем, его

    интересы и увлечения очень непостоянны и неустойчивы. Увлекшись новым

    делом, мальчик легко охладевает к нему.

    У него очень живое, подвижное, выразительное лицо. По его лицу легко

    угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или

    человеку. На интересных для него уроках истории, литературы он проявляет

    большую настойчивость, энергию и работоспособность. На «неинтересных»

    уроках, например немецкого языка, совершенно не слушает учителя,

    разговаривает с соседями, зевает. Чувства и настроения его очень изменчивы.

    Получив двойку, он готов расплакаться и с трудом сдерживает себя, Однако не

    проходит и получаса, как он совершенно забывает о плохой отметке и в

    перемену бурно и весело носится по коридорам. Несмотря на его живость и

    непоседливость, его легко дисциплинировать. У опытного учителя географии

    Сережа прекрасно сидит на уроках и никогда не мешает работе класса. Легко

    привыкает к новой обстановке и новым требованиям. Первый год учась в новой

    школе, легко привык к новым учителям, сошелся с ребятами, вошел в актив

    класса.

    Повышенная реактивность у Сережи проявляется в том, что он живо и с

    большим возбуждением откликается на все привлекающее его внимание, очень

    впечатлителен. Повышенная активность проявляется в большой настойчивости,

    энергии, часто тянет руку на уроке, энергично принимается за новое дело. Об

    уравновешенности активности и реактивности свидетельствует то, что мальчика

    легко дисциплинировать, он может сдержать свои реакции и проявление чувств.

    Высокий тип реакции проявляется в быстрых движениях, походке вприпрыжку,

    быстром темпе речи. О высокой пластичности поведения можно судить потому,

    что Сережа легко привыкает к новой обстановке, к новым людям, быстро

    переключается с одной работы на другую. Экстравертированность проявляется в

    большой отзывчивости на непосредственные внешние впечатления [4].

    Холерик.

    Пример. Саша П., ученик 6 класса, 13 лет.

    Выделяется среди одноклассников своей порывистостью. Увлекшись

    рассказом учителя, легко приходит в состояние крайнего возбуждения и

    прерывает рассказ различными восклицаниями, На любой вопрос преподавателя

    готов отвечать не подумав и потому часто отвечает невпопад. В досаде и

    раздражении легко выходит из себя и вступает в драку. Объяснение учителя

    слушает очень сосредоточенно, не отвлекаясь. Так же сосредоточенно

    выполняет классную и домашнюю работу. На переменах никогда не сидит на

    месте, бегает по коридору или борется с кем-нибудь. Пишет быстро,

    размашисто, почерк неровный. Очень выразительное лицо. В выполнении

    общественных поручений, а также в спортивных занятиях проявляет

    настойчивость. Его интересы и увлечения довольно постоянны и устойчивы. Не

    теряется при возникающих трудностях и с большой энергией их преодолевает».

    Для Саши характерна высокая реактивность и активность, быстрый темп

    реакций, Реактивность преобладает над активностью. Поэтому он несдержан,

    вспыльчив, легко выходит из себя, нетерпелив. Он менее пластичен и более

    региден, чем Сережа, отсюда большая устойчивость и постоянство его

    интересов.

    Флегматик.

    Пример. Аида Н., ученица 9 класса, 16 лет. В классе сидит спокойно. Ее

    болтливая соседка во время урока разговаривает с девочкой, сидящей за

    другой партой, но не с Аидой, т.к. Аида не отвечает ей. И вне урока девочка

    молчалива и первая не начинает разговор. Ее трудно рассмешить, или

    растрогать, или рассердить. Когда все в классе громко смеются по –поводу

    комичной интонации голоса отвечающего, Аида лишь молча на него посмотрит.

    После большой неприятности – узнав, что будет оставлена на второй год, -

    она продолжает спокойно работать. Когда она плачет, лицо ее остается

    совершенно неподвижным и только по слезам можно догадаться, что девушка

    огорчена. Она очень нетороплива и медлительна в походке и движениях. На

    вопросы учителя она отвечает не сразу, и иногда учитель, не дождавшись ее

    ответа (хотя урок она знает), вызывает другую. С подругами сходится трудно,

    в то же время очень привязчива; не может забыть подруг и учительниц из

    прежней школы, в которой она училась раньше, и продолжает их навещать.

    Переход из одной школы в другую пережила очень тяжело – хотела бросить

    учебу.

    У Аиды малая реактивность. Это проявляется в том, что ее трудно

    рассмешить или рассердить. Именно малой эмоциональной возбудимостью

    объясняется ее невозмутимость, когда все в классе смеются и ее спокойствие

    при большой неприятности. Преобладание высокой активности над малой

    реактивностью определяет терпеливость, выдержку, самообладание.

    Психический темп замедленный – движения девушки неторопливы, на вопросы

    отвечает не сразу. Малая пластичность и большая ригидность объясняют

    тяжелые переживания по поводу перехода из одной школы в другую.

    Интровертированность проявляется в том, что Аида не может забыть подруг и

    учителей из прежней школы – с трудом реагирует на внешние впечатления и

    находится под впечатлением образов памяти.

    Меланхолик.

    Пример. Коля М., ученик 6 класса, 13 лет.

    На уроках спокоен, сидит всегда в одном и том же положении, что-нибудь

    вертит к руках, настроение меняется от очень незначительных причин. Он

    болезненно чувствителен. Когда учитель пересадил его с одной парты на

    другую, Коля обиделся, долго размышлял, почему его пересадили, и на всех

    уроках сидел расстроенный и подавленный. Вместе с тем, чувства у него

    пробуждаются медленно. При посещении представления в цирке он долго сидит

    молча с неподвижным лицом и лишь постепенно начинает оттаивать: улыбается,

    смеется, вступает в разговор с соседями. Легко теряется. Стоит учителю

    сделать ему самое мягкое замечание, как мальчик смущается, голос его

    становится глухим, тихим. Очень сдержан в выражении чувств. Получив

    «двойку», нисколько не изменившись в лице, идет на место и садится, но

    дома, по словам родителей, долго не может успокоиться, не в состоянии

    приняться за работу, теряет всякую веру в себя. Отвечает на уроке

    неуверенно, даже когда хорошо знает урок. Свои способности и знания

    оценивает очень низко, тогда как в действительности они выше среднего

    уровня. Если при выполнении какого-либо учебного задания встречаются

    трудности, Коля легко опускает руки, теряется и не доводит дело до конца.

    Движения вялые, слабые, говорит медленно, несколько тягуче.

    Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни

    хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в

    динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип

    темперамента может иметь достоинства и недостатки. Люди сангвинического

    темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к

    изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью,

    особенно в начальный период работы, но зато концу снижают работоспособность

    из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен

    темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в

    работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в

    середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и

    качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия

    касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.

    Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет

    сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при

    длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает

    выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и

    сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго

    и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Тип темперамента человека

    необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования

    к указанным динамическим особенностям деятельности.

    Е.И.Рогов [4] заключает, что тип темперамента у человека врожденный, а

    от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца

    не выяснено. Однако из комментариев Крутецкого следует, что воспитание

    человека (или его ошибки) с одним и тем же темпераментом может приводить к

    различным последствиям при формирование его как личности.

    4. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности человека

    Темперамент и деятельность ([4], С.389).

    Динамические черты личности человека выступают не только во внешней

    манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной

    сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно,

    особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой

    деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам -

    это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее

    проявлений.

    Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е.

    конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если

    деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные.

    Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида

    в нормальной, несстрессовой ситуации результаты деятельности в принципе

    будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным

    образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и

    способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту

    закономерность, показывает, что в зависимости от темперамента изменяется

    способ осуществления самой деятельности.

    В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным

    результатом действий, а способом достижения результатов. Были проведены

    исследования с целью установить зависимость между способом выполнения

    действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался

    индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или

    способ решения определенной задачи, обусловленной главным образом типом

    нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов,

    независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций,

    в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения

    действий, показывают, что именно тип нервных процессов, оказывает

    существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

    Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности

    интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения.

    Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически

    поощрять его усилия.

    Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он

    требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной

    задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость,

    грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания,

    следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и вол.

    Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески

    смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый

    тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

    От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия,

    но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в

    особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость

    воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций,

    устойчивость и переключаемость внимания.

    5. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

    Определенное сочетание свойств темперамента, проявляющееся в

    познавательных процессах, действиях и общении человека, определяет его

    индивидуальный стиль деятельности. Он представляет собой систему зависящих

    от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит

    приемы работы, типичные для данного человека.

    Индивидуальный стиль деятельности не сводится к темпераменту, он

    определяется и другими причинами, включает умения и навыки,

    сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта. Индивидуальный стиль

    деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных

    свойств нервной системы и особенности-организма человека к условиям

    выполняемой деятельности. Это приспособление должно обеспечить достижение

    наилучших результатов в деятельности с наименьшими затратами.

    То, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как признаки его

    темперамента (разнообразные движения, реакции, формы поведения), часто

    является отражением не столько темперамента, сколько индивидуального стиля

    деятельности, особенности которого могут совпадать и расходиться с

    темпераментом.

    Ядро индивидуального стиля деятельности определяет комплекс имеющихся у

    человека свойств нервной системы. Среди тех особенностей, которые относятся

    к самому индивидуальному стилю деятельности, можно выделить две группы:

    1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению

    к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.

    2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека

    задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы [2].

    6. Темперамент и личность

    Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент

    выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде

    всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления

    соответствующих личностных свойств.

    От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность,

    эмоциональность, импульсивность и тревожность. Впечатлительность —это сила

    воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и

    сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека

    оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного.

    Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие

    воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей

    реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.

    Эмоциональность – это скорость и глубина эмоциональной реакции человека

    на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость

    тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у

    неэмоционального человека, выработаны всевозможные телесные реакции,

    связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид — это тот, кто почти никогда не

    бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в

    состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

    Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности

    и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию

    и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать.

    Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он

    поступил; часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.

    Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком

    часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания:

    боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его

    окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек

    боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний,

    официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.

    Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента,

    поэтому, характеризуя его, мы не случайно вынуждены были время от времени

    отступать от чисто динамических описаний и включать в них

    характерологические личностные качества. Те проявления темперамента,

    которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от

    обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.

    Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека,

    особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными

    характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость. В первую

    очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения

    с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся

    способности, связанные с повышенной работоспособностью длительной

    концентрации внимания [2].

    Темперамент и характер. Немов [2] замечает, что в классификации

    темпераментов неоднократно упоминаются свойства, относящиеся не только к

    динамическим особенностям психики и поведения человека, но и к характеру

    совершаемых им типичных поступков. Это не случайно, так как в психологии

    взрослого человека трудно разделить между собой темперамент и характер.

    Кроме того, свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе,

    а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях.

    Темперамент человека определенно влияет на формирование его характера, но

    сам характер выражает человека не столько как физическое, сколько как

    духовное существо. В 1923г. швейцарский психолог и философ Карл Юнг выявил

    два главных типа поведения. Первый тип – экстравертированный. Люди этого

    типа склонны к авантюрам, открыты для окружающих и общительны. Второй тип –

    интровертированный. Для этих людей свойственны застенчивость, замкнутость,

    стремление избегать риска и социальных взаимодействий. По мнению Юнга,

    преобладание экстраверсии наблюдается у холериков и сангвиников, а

    доминирование интроверсии – у меланхоликов и флегматиков.

    Рогов [4] указывает на то, что темперамент надо строго отличать от

    характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную

    сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не

    определяет ценность личности или предел возможных для данного человека

    достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.

    Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений,

    и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни

    человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное

    значение для понимания сложного образа поведения человека, характера

    человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении,

    гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных

    особенностях личности и ее возможностях, определенным образом

    складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким

    образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека. а

    органически входит в его структуру. Жизненные впечатления. воспитание и

    обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной

    деятельности- постепенно ткут узоры.

    Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и

    долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы

    организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.

    Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей

    характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера.

    Развитие характера и темперамента в этом смысле является

    взаимообусловленным процессом.

    Заключение

    Таким образом, на основании проанализированной литературы,

    посвященной темпераменту и личности можно сделать выводы о том, что данная

    тема интересовала людей со времен древности, что темперамент был предметом

    исследования многих ученых. Попытки формирования различных подходов к

    классификации темпераментов привели к тому, что во всяком случае в

    российской науке, наиболее признанным и обоснованным оказался подход,

    учитывающий особенности нервной системы и психики человека.

    До сих пор существуют несколько разные взгляды на природу

    темперамента. Значительная часть ученых считает темперамент врожденным

    качеством. Мне ближе подход, сформулированный Крутецким [8], считающим, что

    роль среды (воспитания) при формировании темперамента велика и что при

    правильном учете свойств темперамента и на основе этих свойств возможно

    формирование полноценной для общества личности. Это перекликается с

    точкой зрения Немова [2] о сложном процессе взаимодействия темперамента и

    характера, темперамента и личности в целом.

    Исследования связи темперамента и деятельности показывают важность

    учета этого фактора при выборе профессии как самим человеком, так и

    образовательными организациями и производствами при приеме на учебу и

    работу.

    За пределами рассмотрения остались вопросы о современных методах

    тестирования темперамента, о связи темперамента с особенностями культуры и

    психологии различных этносов, о влиянии темперамента на творческий

    процесс.

    Знакомство с литературой по рассмотренной теме позволяет взглянуть по

    новому на себя как личность, понять как особенности темперамента повлияли

    на характер, на учебу и попытаться разрешить некоторые проблемы общения,

    учебы, изменить отношение к себе..

    Список использованных источников

    1. Общая психология. Учебник для пед. ин-тов / Под ред. проф.

    А.В.Петровского. - Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1976. –

    С.405-421.

    2. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. –

    М.: Владос, 1999. – С.394-402.

    3. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. Учебно-

    методическое пособие. М.: «Флинта». 1998. – С. 167-169.

    4. Общая психология (курс лекций). Составитель Е.И.Рогов. М.: «Владос». –

    1995. – С.379-392.

    5. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и

    ответах (для студентов вузов). - М.: АСТ, Ростов – на Дону: Феникс. –

    1999. – С.307-324.

    6. Психология. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект. – 2000. –

    С.287-311.

    7. Общая психология. /Под ред. В.В.Богословского, А.Г.Ковалевой,

    А.А.Степановой, С.Н.Шабалиной. – 2-у изд., перераб. и доп. – М.:

    Просвещение, 1973. – С.306-316.

    8. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986. – С. 186-193.

    9. Коломинский Я.Л. Человек: психология. Книга для учащихся старших

    классов. М.: Просвещение, 1980. – С.207-210.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.