МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Темперамент и личность

    Темперамент и личность

    Новосибирский государственный педагогический университет

    Художественно-графический факультет

    Р Е Ф Е Р А Т

    Тема: «Темперамент и личность»

    Работу выполнил: Гольцова Н.В.,

    курс 1

    Работу проверил: Потапов А.С.

    С о д е р ж а н и е

    стр.

    Введение …………………………………………………………… 3

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………… 4

    1. Из истории учения о темпераменте ……………………………. 4

    2. Понятие темперамента ………………………………………….. 12

    3. Типология темпераментов ………………………………………. 17

    3.1. Понятие о типе темперамента ………………………………… 17

    3.2. Свойства темперамента, определяющие психологическую

    характеристику типов темпераментов ……………………….. 18

    3.3.Типы темперамента……………………………………………… 18

    4. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности ………. 25

    5. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности …………. 26

    6. Темперамент и личность …………………………………………. 27

    Заключение ……………………………………………………………. 29

    Список использованных источников ………………………………… 30

    Введение

    Проблема, о которой пойдет речь, занимает человечество уже более 25

    столетий. Она называется красивым и звучным словом – темперамент. Люди

    начинаются знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. Еще в детстве

    мы замечаем, что одни из нас более подвижные, веселые настойчивые, а другие

    медлительные застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Именно в этих

    особенностях и проявляется темперамент.

    Известный психолог Мерлин писал: «Представьте себе две реки – одну

    спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва

    заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных

    водопадов и брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро

    несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в

    клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей».

    Наблюдения показали, что все люди различны не только по внешности, но и

    по поведению, движениям. Например, если последить за поведением учеников на

    уроке, то можно сразу заметить разницу в поведении, движениях каждого. У

    одних неторопливые правильные движения, заметное спокойствие во взгляде, а

    у других резкие движения, суета в глазах, но большинство из них показывают

    похожие результаты в развитии. Чем же объясняется такая разница в

    поведении? Прежде всего темпераментом, который проявляется в любом виде

    деятельности (игровая, трудовая, учебная, творческая), в походке, жестах,

    во всем поведении. Индивидуальные психологические особенности личности

    человека, его темперамент придают своеобразную окраску всей деятельности и

    поведению.

    Темперамент легко определить по скорости движений человека, по темпу

    его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, по отзывчивости на

    чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую

    настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с

    товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению

    лица и тембру голоса. Приведенные выше примеры подводят к пониманию того,

    что темперамент является динамической характеристикой человека и что от

    темперамента зависят психический темп и ритм, быстрота возникновения

    чувств, их длительность и устойчивость, смекалистость, направленность на

    определенные контакты с предметами и людьми, на интерес человека к себе или

    другим [2].

    Темперамент относится к числу таких психологических понятий, о которых

    "все знают". Давая характеристику своим знакомым, мы то и дело употребляем

    названия различных темпераментов - об одном утверждаем: "типичный холерик",

    другого именуем "сангвиником", третьего - "флегматиком", четвертого -

    "меланхоликом". Да и себя обычно относим к одной из четырех категорий.

    Оказывается, чаще всего люди считают себя холериками или сангвиниками.

    Флегматики попадаются реже, а уж в меланхоличности, как бы стыдясь, редко

    кто соглашается признаться. Между тем, люди самого различного темперамента

    могут добиться высоких достижений в одном и том же виде деятельности. Если

    взять крупнейших писателей, то А.И.Герцен был типичным сангвиником,

    И.А.Крылов - флегматиком, А.С.Пушкин - холериком, а Н.В.Гоголь -

    меланхоликом. Примерно в одно и то же время прославили себя на военном

    поприще выдающиеся русские полководцы - холерик (по версии [1], с.417 -

    сангвиник) А.В.Суворов и флегматик М.И.Кутузов. Легко отнести к одному из

    классических темпераментов и литературных героев - мушкетеров из романов

    А.Дюма-отца. ([9], с.207).

    Знакомство с понятием и типологией темпераментов позволяет не только

    удовлетворить познавательный интерес. Знания в этой области необходимы для

    профессиональной деятельности педагога при выборе индивидуального подхода к

    процессу обучения, для руководителей всех уровней при построении тактики

    деловых взаимоотношений с подчиненными, при выборе профессии, а также при

    профессиональном отборе, при общении людей друг с другом, при выработке

    профессиональных навыков и т.д.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1. Из истории учений о темпераменте

    Учение о темпераменте возникло еще в древности. Слово «темперамент» в

    переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей»; равное

    ему по значению греческое слово «красис» ввел древнегреческий врач

    Гиппократ (Y-IY вв. н.э.). Он впервые дал определение понятия «темперамент»

    и более или менее подробно описал темпераменты. Под темпераментом он

    понимал анатомо-физиологические и психологические индивидуальные

    особенности человека. Он, а затем Гален, наблюдая индивидуальные

    особенности поведения людей, сделали попытку данные особенности объяснить.

    Согласно теории Гиппократа, различия между людьми определяются соотношением

    основных видов жидкостей в их организме. При правильном их смешении человек

    бывает здоров, при неправильном - болен. Одна из жидкостей преобладает, что

    и определяет темперамент человека. По Гиппократу, таковых жидкостей четыре:

    кровь, два сорта желчи и слизь (или лимфа). У сангвиников преобладает кровь

    (лат. sanguis), у холериков - желтая желчь (лат. chole),у флегматиков -

    слизь (лат. phegma). И наконец, меланхолики - это люди с избытком черной

    желчи (лат. melanos chole). Названия темпераментов сохранились до наших

    дней.

    Дальнейшее развитие учения о темпераменте происходило в следующих

    направлениях.

    Все более расширялась психологическая характеристика темперамента.

    Римский врач Гален (II в.), в отличие от Гиппократа, характеризует типы

    темперамента наряду с физиологическими, психологическими и даже

    нравственными свойствами.

    Немецкий философ И.Кант в конце XYIII в. рассматривает темперамент

    только как психические свойства. Вплоть до новейшего времени характеристика

    темперамента оставалась преимущественно психологической. В связи с этим

    изменяется понятие о типах темперамента. Они характеризуются пропорцией не

    физиологических, а психических свойств. У Канта – это соотношение разных

    чувств и разной степени активности деятельности. Он утверждал, что у

    сангвиника основное стремление есть стремление к наслаждению, соединенное с

    легкой возбуждаемостью чувствований и с их малой продолжительностью. Он

    увлекается всем, что ему приятно. Склонности его непостоянны, и нельзя

    слишком много на них рассчитывать. Доверчивый и легковерный, он любит

    строить проекты, но скоро их бросает.

    У меланхолика господствующая наклонность есть наклонность к печали.

    Безделица его оскорбляет, ему все кажется, что им пренебрегают. Его желания

    носят грустный оттенок, его страдания кажутся ему невыносимыми и выше

    всяких утешений.

    Холерический темперамент обнаруживает замечательную силу в

    деятельности, энергию и настойчивость, когда находится под влиянием какой-

    нибудь страсти. Его страсти мгновенно воспламеняются от малейшего

    препятствия, и его гордость, мстительность, честолюбие, сила его чувств не

    знают пределов, когда душа его находится под влиянием страсти. Он

    размышляет мало и действует быстро, потому что такова его воля.

    И, наконец, по мнению Канта, чувствования не овладевают флегматиком

    быстро. Ему не нужно делать над собой больших усилий, чтобы сохранить свое

    хладнокровие. Для него легче, чем для других, удержаться от скорого

    решения, чтобы обдумать его прежде. Он трудно раздражается, редко жалуется,

    переносит свои страдания терпеливо и мало возмущается страданиями других.

    ([1], с.208)

    У Вундта (конец XIX в.) темперамент – это соотношение скорости и силы

    “душевных движений”. В процессе развития учения о темпераменте изменяется

    характеристика четырех основных типов темперамента. Пересматривается

    представление об их количестве. Начиная с Канта стали отличать свойства

    темперамента от других индивидуальных психических свойств (характера

    личности), хотя строгих критериев для такого различения не было предложено.

    В истории учений о темпераменте изменялось понимание физиологических

    основ темперамента. Выделялось два основных направления: объяснение типов

    темперамента соотношением деятельности желез внутренней секреции (немецкий

    психолог Кречмер, американский Шелдон), или соотношением свойств нервной

    системы (И.П.Павлов) ([1], c. 407-408).

    С древнейших времен исследователи, наблюдая значительное разнообразие

    поведения, совпадающие с различиями в телосложении и физиологических

    функциях, пытались их упорядочивать, каким-то образом их группировать. Так

    возникли самые различные типологии темпераментов. Наибольший интерес

    представляют те из них, в которых свойства темперамента, понимаемые как

    наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в

    особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституционных

    типологий. Так наибольшее распространение получила типология, предложенная

    Э.Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу “Строение

    тела и характер”. Главная его идея заключалась в том, что люди с

    определенным типом сложения имеют определенные психические особенности. Им

    было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить

    4 конституциональных типа ([4],[5],[6]):

    Лептосоматик (астенический тип)- характеризуется хрупким телосложением

    высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности -

    длинные и худые.

    Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный.

    характеризуется малым или средним ростом, расплывающимся туловищем с

    большим животом и круглой головой на короткой шее.

    Атлетик- человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением,

    характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

    Диспластик - люди с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого

    типа характеризуются различными деформациями телосложения (например,

    чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

    С названными типами строения тела Кречмер соотносит 3 выделенных типа

    темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик.

    Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, склонен к

    колебаниям эмоций, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, с

    трудом приспосабливается к окружению. В отличие от него иксотимик обладает

    атлетическим телосложением. Это спокойный маловпечатлительный человек со

    сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто

    мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются

    между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во

    взглядах [4],[5].

    Теория Э.Кречмера была очень распространена в Европе, а в США приобрела

    популярность концепция темперамента У.Шелдона, сформулированная в 40-х

    годах нашего столетия. В основе взглядов Шелдона также лежит предположение

    о том, что тело и темперамент - это 2 параметра человека, связанных между

    собой. Структура тела определяет темперамент, который является его

    функцией. У.Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов

    телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им

    выделены 3 типа ([4], [5], [6]):

    1. Эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние

    органы);

    1. Мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань);

    1. Эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань).

    При этом людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабое

    телосложение с избытком жировой ткани; мезоморфному типу свойственно иметь

    стройное и крепкое тело, большую физическую устойчивость и силу; а

    эктоморфному - хрупкий организм, плоскую грудную клетку, длинные тонкие

    конечности со слабой мускулатурой.

    По У. Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы

    темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов

    тела: висцеротония (лат. viscera- “внутренности”), соматотония (греч. soma

    - “тело”) и церебротония (лат. cerebrum - “мозг”).

    |Типы темперамента (по У.Шелдону) |

    |Висцеротония |Соматотония |Церебротония |

    |Расслабленность в |Уверенность в осанке и|Заторможенность в |

    |осанке и движениях. |движениях. |движениях, скованность в|

    | | |осанке. |

    |Любовь к комфорту. |Склонность к | |

    | |физической |Чрезмерная |

    | |деятельности. |физиологическая |

    |Медленная реакция. | |реактивность. |

    | |Энергичность. | |

    |Пристрастие к еде. | |Повышенная скорость |

    | |Потребность в |реакций. |

    | |движениях и |Склонность к уединению. |

    |Социализация пищевой |удовольствие от них. | |

    |потребности. | | |

    | |Потребность в |Склонность к |

    |Наслаждение от |доминировании. |рассуждениям, |

    |процесса пищеварения. | |исключительное внимание.|

    | |Склонность к риску в | |

    |Любовь к компаниям, |игре случая. | |

    |дружеским излияниям | |Скрытность чувства, |

    |Социофилия (любовь к |Решительные манеры. |эмоциональная |

    |общественной жизни). | |заторможенность. |

    | |Храбрость. |Самоконтроль мимики. |

    |Приветливость со | | |

    |всеми. | |Социофобия (страх перед |

    | |Сильная агрессивность.|общественными |

    |Жажда любви и | |контактами). |

    |одобрения окружающих. | | |

    | |Психологическая |Заторможенность в |

    |Ориентация на других. |нечувствительность. |общении. |

    | | | |

    | |Клаустрофобия (боязнь |Избегание стандартных |

    |Эмоциональная |замкнутого |действий. |

    |ровность. |пространства). | |

    | | |Агрофобия (боязнь |

    |Терпимость. |Отсутствие |открытого пространства).|

    | |сострадания. | |

    |Безмятежная | | |

    |удовлетворенность. |С трудом приглушаемый |Непредсказуемость |

    |Хороший сон. |голос. |установок (поведения). |

    | |Спартанская |Тихий голос, избегание |

    |Отсутствие взрывных |выносливость боли. |шума. |

    |эмоций и поступков. |Шумное поведение. | |

    | | |Чрезмерная |

    |Мягкость, легкость в |Внешний вид |чувствительность к боли.|

    |обращении и внешнем |соответствует более | |

    |выражении чувств. |пожилому возрасту. |Плохой сон, хроническая |

    | | |усталость. |

    |Общительность и |Объективное и широкое |Юношеская живость и |

    |расслабленность под |мышление, направленное|субъективное мышление. |

    |воздействием алкоголя.|вовне. | |

    | | |Концентрированное, |

    | |Самоуверенность, |скрытое и субъективное |

    |Потребность в людях в |агрессивность под |мышление. |

    |тяжелую минуту. |воздействием алкоголя.| |

    | | | |

    |Ориентация на детей и | |Устойчивость к действию |

    |семью. |Потребность в |алкоголя и других |

    | |действиях в тяжелую |репрессантов. |

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.